в чем сущность проблемного обучения

Сущность проблемного обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПТУЗ»

На тему: Сущность проблемного обучения

колледжа промышленных технологий и экономики

Руководитель: Корнилова В.В.

Сущность проблемного обучения

С каждым годом жизни изменяющегося общества педагогический процесс становится все менее плодотворным. Сегодня вредно учить и воспитывать «как всегда», необходимы коренные преобразования в самой модели подготовки человека к жизни, в практике этой работы. Требуются свободно мыслящие, смелые, озаренные светом духовности, способные управлять, т.е. разумно строить и корректировать отношения к себе, другим людям, обществу, природе люди. Сама педагогика из науки о воспитании, образовании и обучении человека должна стать наукой об управлении развитием творческой индивидуальности в целостном педагогическом процессе. Именно поэтому в озрастающее значение в формировании творческих способностей будущего экономиста, технолога, механика при преподавании приобретает применение проблемного обучения, которое относится к активным технологиям обучения.

Применение этого метода оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизировать мышление, а значит сделать знание не отвлеченным, а личностно- значимым. Они позволяют научить детей самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешить ее.,

Сущность проблемного обучения

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

— процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

— проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

— условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

— закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Выделяют несколько методов проблемного обучения :

— проблемное преподавание. Суть его состоит в том, что преподаватель (учитель) в условиях проблемной ситуации формулирует проблему и сам ее решает.

— преподаватель (учитель) формулирует проблему и привлекает учащихся к ее решению, то есть частично-поисковый метод.

— преподаватель (учитель) формулирует проблему – учащиеся ее решают – поисковый метод.

— учащийся сам видит проблему, формулирует ее и решает – исследовательский метод.

Степень самостоятельности учащихся в каждом из четырех подходов – разная. В исследовательском методе он самый высокий.

Основная задача преподавания математики – научить человека думать.

Проблемная ситуация – это ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-либо понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Во время столкновения с проблемной ситуацией (задачей) учащийся чувствует, что для ее решения ему не хватает чего-то очень существенного. Само решение выступает как поиск этого недостающего звена в цепочке: задача – осознание проблемы – появление ассоциаций и появление предположений – проверка предположений – исключения неподтвержденных предположений – возникновение и проверка новых предположений – решение задачи. И здесь очень важно, чтобы наставник умело провел своего подопечного по пути решения проблемы, не давая готового ответа.

Есть несколько уровней сложности проблемных вопросов:

— 1 уровень – преподаватель (учитель) создает проблемную ситуацию и сам формулирует проблему. Учащиеся выделяют основные данные, связь между ними и решают проблему. Если есть необходимость, преподаватель ставит дополнительные вопросы (уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность учащегося);

— 2 уровень – преподаватель (учитель) подбирает задачи, которые ’выводят’ учащихся на проблему. Учащиеся сами формулируют проблему, обобщают ее, составляют план решения проблемной ситуации и решают ее (уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации);

— 3 уровень – проблемная ситуация появляется в процессе изучения материала самими учащимися во время кружковой работы, индивидуально групповых занятиях.

Уровень эффективности проблемного обучения отражает процесс усвоения новых знаний. Он характеризуется уровнем усвоения знаний и степени самостоятельности учащегося в постановке проблемы и ее решении, долей его участия на каждом этапе познавательного процесса при данном уровне проблемности. Уровень эффективности проблемного обучения можно определить по умению учащегося пользоваться ’исследовательскими методами’.

Уровень усвоения знаний может осуществляться на трех уровнях:

а) восприятия, осмысления и запоминания;

б) применение знаний в сходной ситуации;

в) применение знаний в новой ситуации.

В качестве четвертого уровня необходимо указать на самостоятельный поиск новых знаний (а не только тех, которые есть) путем преодоления противоречий, путем ’открытий’ при решении проблем. Этот уровень усвоения характерен для высокого уровня эффективности проблемного обучения.

Полнота этапов проблемного учения зависит от двух факторов:

а) содержания учебного материала и уровня проблемности знаний;

б) наличия (или отсутствия) тех или иных этапов познавательного процесса (процесса постановки проблемы и ее переформулировки, выдвижение предложений и обоснование гипотез, их доказательства и проверки правильности решения учебной проблемы).

Достоинства и недостатки проблемного обучения

Достоинства проблемного обучения:

— самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

— высокий интерес к учебному труду;

— развивает мыслительные способности учащегося;

— помогает формированию и развитию продуктивного мышления.

Недостатки проблемного обучения:

— в меньшей степени чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков;

— оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения;

— слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Проблемная ситуация является начальным элементом процесса мышления. При проблемном изложении учащиеся усваивают образцы логики решения задач; в ходе эвристической беседы решают задачу частично самостоятельно, ведомые логической цепочкой проблемно ориентированных вопросов преподавателя (учителя); при использовании исследовательского метода учащиеся максимально самостоятельны. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научаются самостоятельно увидеть проблему, наметить пути ее решения и решить ее.

Таким образом, можно сказать, что проблемная ситуация –обязательный компонент учебного познания. Основное назначение ее – порождение продуктивных процессов мышления учащихся, стимулирование его интеллектуального и личного развития. Важно, чтобы он не только получал новые знания, но и обнаружил совместимость зависимости между результатом и характером своей деятельности, понимал, какими приемами и методами достигает успеха.

Мыслить человек начинает лишь тогда, когда возникает проблема что-то понять.

Андреев В.И. Исследовательский метод обучения. – М.: Просвещение. 1996. – 289 с.

Басова В.Н. Основы педагогики и психологии. – М.: Педагогика, 2000.

Бордовская Н.В., Феан Н.Н. Педагогика. – С-Пб: Питер, 2000.

Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. – М. : Просвещение. 1993. – 202 с.

Кондрашова Л.В. Процесс обучения в высшей школе. – Кривой Рог: «ИВИ», 2000.

Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. – Казань: ТБК. 1999.- 237 с.

Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Пб.: Питер, 1998.

Чернилевский Д.И. Дидактика высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Якунин В.А. Педагогическая психология. – С-Пб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998.

Источник

Проблемное обучение: коротко о методе

в чем сущность проблемного обученияПроблемное обучение – это способ обучения, при котором ученик сталкивается с научными противоречиями и пытается самостоятельно их решить. Это способствует развитию мышления, умению находить нестандартные решения, причинно-следственные связи и использовать уже имеющиеся знания.

В основу методики легли идеи философа, психолога и педагога Джона Дьюи. К сожалению, с проблемным обучением знаком далеко не каждый, но это действительно эффективная методика, которая будет чрезвычайно полезна как для детей, так и для взрослых. Для того, чтобы узнать больше способов самостоятельного обучения и внедрить в повседневную жизнь принцип life-long learning, приходите на нашу онлай-программу «Лучшие техники самообразования».

Концептуальные положения проблемного обучения

Концептуальные положения проблемного обучения таковы:

Также важным условием является тип взаимодействия между учителем и учеником, при котором последний может свободно выражать свои мысли и делиться идеями, а учитель внимательно следит за ходом его размышлений.

Структура проблемного урока

Структура эффективного проблемного урока – это процесс из нескольких этапов.

Создание проблемной ситуации

Проблемная ситуация – познавательная задача, которая основывается на каком-либо противоречии между имеющимися знаниями и конкретной ситуацией. Появляются вопросы «почему не получается?», «почему это так?», «как такое возможно?» и т.д.

Этот этап имеет большое значение, т.к. именно на нём формируется интерес к проблеме и желание её исследовать, желание найти ответы на вопросы, связанные с ней.

в чем сущность проблемного обучения

Пример: «Вода тяжелее воздуха. Но чтобы пошёл дождь, она должна оказаться сверху. Как это происходит?»

Постановка учебной задачи

На этом этапе происходит формулирование темы урока и вопросов, на которые нужно найти ответ.

Поиск решения

Учащийся выдвигает свои варианты решения проблемы. Это способствует развитию творческого и логического мышления, а также умению выявлять причинно-следственные связи.

Все гипотезы анализируются, активность поощряется. Возможно, учащийся не сможет найти ответ, но его всё равно стоит похвалить, если он прикладывал значительные усилия. При необходимости следует задавать наводящие вопросы и указывать на правильность хода размышлений.

Озвучивание решения

После того как учащиеся попытались самостоятельно решить поставленную задачу, им даётся правильный ответ, если они сами не пришли к нему.

Высокая степень заинтересованности способствует тому, что учащиеся внимательно слушают и надолго запоминают то, что им говорят.

Функции и условия проблемного обучения

Проблемный урок выполняет сразу несколько функций:

Кроме того, происходит понимание, что знания взаимосвязаны и образуют систему, то есть можно о многом догадаться, используя базовые знания и фундаментальные законы.

Однако применяться проблемное обучение может лишь при соблюдении ряда психологических условий:

Если эти условия соблюдаются, эффективность проблемного обучения гарантирована.

Не менее интересно и то, что существует и проблемное обучение для взрослых. Главное отличие в том, что вам придётся самостоятельно находить проблему, самостоятельно её формулировать и самостоятельно проверять свои гипотезы. Но в целом алгоритм тот же:

Подобная практика прекрасно развивает мышление и позволяет получать ценный жизненный опыт. Проверьте – и убедитесь сами!

Источник

Доклад на тему «Проблемное обучение»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1 Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия.

Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Эта технология не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Существует огромное количество определений проблемного обучения, но взяли самые основные.

Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы

стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;

воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;

знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.

Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

развитие у учащихся способов мышления и интеллектуальных способностей;

усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном обучении);

воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,

развитие у обучающихся рефлексивных умений и критического мышления.

Сущность проблемного обучения

Процесс учения, как творческий процесс включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Проблемное обучение является не абсолютно новым типом обучения в педагогической практики, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и др. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистервег).

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления; при этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Активизации творческого мышления учащихся в условиях проблемного обучения способствуют субъект-объект-субъектные отношения (диалог, полилог, дискуссия), возникающие при коллективном решении проблемы.

Проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – освоение учениками знаний и обобщенных умений посредством решения так называемых учебных задач. При проблемном же обучении учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.

Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Условия успешного проблемного обучения:

– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

– значимость информации, получаемой при решении проблемы;

– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Формы проблемного обучения:

\ проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;

частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток;

Преимущества проблемного обучения : самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения : слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Способы создания проблемной ситуации:

использование учебных и жизненных ситуаций;

побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;

ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер;

противоречия между научными фактами;

новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.

Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача→модель поисков решения→ решение.

Проблемный семинар можно провести в форме деловой дидактической игры, когда небольшие рабочие группы, организованные на базе группы (класса) учащихся, доказывают друг другу преимущества своей гипотезы, концепции. Решение серии проблемных задач может быть вынесено на урок систематизации и обобщения знаний или на практическое занятие, посвященное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики. Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через учебно-исследовательскую деятельность, при выполнении которой студент или ученик проходит все этапы формирования исследовательских умений и профессионального мышления, в то время как на отдельной лекции, семинаре или практическом занятии преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения.

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Источник

Проблемное обучение. Его задачи и сущность, отличия проблемного обучения от традиционного.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблемное обучение. Его задачи и сущность, отличия проблемного обучения от традиционного.

Сущность проблемного обучения

Проблемное обучение — обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.

Проблемное обучение, как и любое другое обучение, может способствовать реализации двух задач:

1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;

2) достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Основным отличием проблемного обучения от традиционного является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия заключается в следующем:

б) При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся главным образом только факты, организует познавательную деятельность учащихся на самостоятельный анализ фактического материала в условиях возникшего познавательного интереса. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий, правил, теорем, законов и т. д.

Проблемное обучение в отличие от традиционного (сообщающего, повествующего, информирующего) постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Сущность проблемного обучения

в чем сущность проблемного обучения в чем сущность проблемного обучения в чем сущность проблемного обучения в чем сущность проблемного обучения

в чем сущность проблемного обучения

в чем сущность проблемного обучения

Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия.

Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы:

– стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;

– воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;

– знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.

Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

– развитие у учащихся способов мышления и интеллектуальных способностей;

– усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном обучении);

– воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,

– развитие у обучающихся рефлексивных умений и критического мышления.

Сущность проблемного обучения

Процесс учения, как творческий процесс включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов из решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Проблемное обучение является не абсолютно новым типом обучения в педагогической практики, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистерве, Ушинский и др. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистевег).

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления; при этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Активизации творческого мышления учащихся в условиях проблемного обучения способствуют субъект-объект-субъектные отношения (диалог, полилог, дискуссия), возникающие при коллективном решении проблемы.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или исследовательской деятельности. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – освоение учениками знаний и обобщенных умений посредством решения так называемых учебных задач. При проблемном же обучении учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

Таким образом, сущность проблемного обучения составляют:

– организация учителем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе учащихся;

в чем сущность проблемного обучения

– управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Основные понятия проблемного обучения:

1. Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.

2. Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения;

– это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;

– это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые позиции при его решении.

– это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:

– проблемная ситуация как следствие противоречий между старыми знаниями и новыми для учащихся фактами, разрушающими прежнюю теорию.

– понимание научной важности проблемы и отсутствие надежной теоретической базы для ее решения;

– многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;

– практически доступный результат и отсутствие его теоретического обоснования;

– противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

– большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.

Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи.

Способы создания проблемной ситуации:

– использование учебных и жизненных ситуаций;

– побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;

– ознакомление учащихся с фактами, носящими как-будто бы необъяснимый характер;

– противоречия между научными фактами;

– новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.

3. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.

В классификации проблемных задач выделяются задачи с неопределенностью условий или искомых ответов, с избыточными, противоречивыми или частично неверными данными. Главное в проблемном обучении – сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т.е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, однако, его задачей является ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учеников к разрешению проблемы и получению новых знаний и способов действий.

Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.

Проблемные задачи выполняют тройную функцию:

– они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;

– обеспечивают успешные условия усвоения;

– представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.

Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует и проверку поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учитель должен дифференцировано подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *