в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?

Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности

В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

Методы и приемы интерактивного обучения

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Статья «Технология интерактивного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология интерактивного обучения

Т. А. Разжигалова, учитель математики, МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П. П. Петрова».

В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит); активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения [4].

На сегодняшний день основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Термин «интерактивное обучение» является сравнительно новым в педагогике. Он появился в педагогическом лексиконе в 1990-ых годах, когда пространство педагогики стало интенсивно осваиваться смежными науками. Относительно появления данного термина существуют различные версии. В научной литературе достаточно часто встречается упоминание о том, что идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-ых годов с началом развития сети Интернет [2]. В связи с этим ряд авторов связывают интерактивное обучение с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн и т.д. Одновременно существует точка зрения, не связывающая интерактивное обучение конкретными сроками появления, и, как следствие, более широкое толкование термина, которое рассматривает его как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (например, человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся, воспитанников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся, воспитанникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность обучающихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения [3].

Интерактивное обучение позволяет решить сразу несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, обеспечивает реализацию воспитательных задач, поскольку заставляет работать в команде, прислушиваться к мнению каждого. Организация интерактивных методов обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Интерактивные методы на уроках математики ориентированы на:

1) развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п.. Некоторые из них – «работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.. Направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;

2) развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем», учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков;

3) выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать;

4) развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;

5) интерактивные методы направлены и на развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изученному материалу.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких форм и приемов:

ротационные (сменные) тройки

работа в малых группах

ролевая (деловая игра)

«белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;

«желтая шляпа» называет только «плюсы», все, что понравилось на уроке;

«черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на уроке не понравилось или что принять нельзя;

«красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе урока;

«зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества – где можно использовать полученный опыт;

«синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.

В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий. Понятие «интерактивные технологии» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, проекторы. Персональный компьютер (ПК) помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Использование на уроках мультимедийного проектора поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес школьников и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами[1].

Работая над этой темой, приходишь к выводу, что повышение качества знаний учащихся в процессе изучения математики – является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.

При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение работ на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Поэтому для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса использую мультимедийные презентации.

Работа с интерактивной доской предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тесты, таблицы, картинки, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Интерактивные формы используются практически на каждом уроке. Они дают новые возможности налаживать межличностные взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися, в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения: и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

— стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;

— повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;

— развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;

— изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;

— саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

В своей педагогической практике на уроках математики наряду с традиционными методами, я использую интерактивные технологии обучения с целью включенности каждого школьника в учебный процесс и создание условий мотивирующих образовательные потребности ученика.

Использование современных интерактивных технологий на уроках математики помогает мне:

— сделать урок интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме ;

— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;

— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у них положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

— раскрепостить учеников при ответе на вопросы;

— самостоятельно исправлять допущенные ошибки;

Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому я продумываю все детали урока, чтобы они следовали одна за другой, чтобы обучающиеся, воспитанники понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.

Интерактивные технологии можно применять на уроках математики различных типов, а также на различных этапах уроках. Привлечение обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками, творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкой перед ними целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.

Применение интерактивных технологий обучения на уроках математики влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение обучающихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Обучающиеся при этом испытывают ощущение успешности.

Современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию информационной культуры обучающихся, воспитанников.

Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат – это горящие глаза обучающихся, воспитанников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Процент успеваемости и качества знаний растет вместе с интересом обучающихся, воспитанников к предмету.

Горвиц Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков.- Информатика и образование. – 2006. – № 2 –123 с.

Мясоед Т.А. «Интерактивная технология обучения. Специальный семинар для учителей», М., 2004 – 151 с.

Козина Е. Польза от интерактивного обучения/Е. Козина// Педагогика-2001.

Еделева Е.И. Интерактивные техники групповой работы/ Е.И. Еделева Е.И. школьный психолог. – 2004. №15.

Кашлев С.С., Технология интерактивного обучения./С.С.Кашлев – М.,2005г.

Источник

Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

ЭТА КНИГА— о том, как интереснои эффективно учить учиться;– о том, как применять на практике полученные знания;– о том, как с помощью интерактивных образовательныхтехнологий помочь каждому раскрыть свой личный потенциал и качественно изменить свою жизнь.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Часть 1. Теоретические основы применения интерактивных технологий обучения

Глава 1. Эволюция активных форм обучения

Активное обучение активизирует познавательную деятельность и помогает гармонично сочетать умственный и физический труд.

Активные формы обучения — это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые предполагают:

1. различные варианты освоения учебного материала (индивидуальные занятия, дистанционное обучение, групповые и индивидуально-коллективные занятия);

2. активное взаимодействие педагога и обучаемых (режим диалогового общения);

3. использование раздаточного, демонстрационного учебного материала, проведение мультимедийных презентаций, использование автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ;

4. воссоздание структуры делового взаимодействия с постановкой реальных жизненных многовариантных задач, в условиях игровой обучающей модели.

Активные формы обучения направлены на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, на проявление ими творческого, исследовательского подхода для решения различных специальных задач. Использование активных форм обучения ставит цель — развить у обучаемых навыки самостоятельного, системного анализа по исследуемой проблеме для нахождения и реализации в практической деятельности эффективных решений. Известно, что долгосрочная память человека способна сохранить 10% от услышанного; 50% — от увиденного и 90% — от сделанного. Следовательно, целью обучения являются деятельность и действия, а знания становятся средством обучения действиям. Сами по себе знания нельзя ни усвоить, ни сохранить без направленных действий обучаемого, поэтому знание есть понятие относительное, а качество знаний оценивается характером их применения в конкретных видах деятельности. Знать — значит уметь что-либо делать. Поэтому, организационно — деятельностный подход к обучению предполагает использование в занятиях игровых, коммуникативных, исследовательских и проектных методов. Классификация обучающих методов, форм и целей представлена в таблице.1

Альберт Эйнштейн писал: «Придет время, когда мы узнаем, что воображение важнее знаний». Данный тезис свидетельствует о необходимости широкого использования активных методов обучения, которые направлены на развитие творческой активности и нахождение новых нестандартных вариантов решений. Активные формы в образовательном процессе реализуются через диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие, направленное на реализацию личного опыта, так чтобы обучающиеся планомерно исследовали конкретные направления, вырабатывали свою концепцию, а не запоминали чужие.

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Таблица 1. Классификация методов обучения

Идеи активизации процесса обучения высказывались еще античными философами и педагогами, которые результативность обучения выражали в форме: «…я знаю, что у меня есть следующие знания…». Образование при такой позиции ориентировалось не на получение ответов, т.е. знаний, а на отыскание вопросов, т.е. не знаний. Следовательно, обучающийся искал решение — как лучше и правильнее поступить в конкретной ситуации, какой из возможных вариантов будет наиболее подходящим. В Таблице 2. приведены педагогические взгляды ученых античных времен.

Главным системообразующим фактором в позициях ученых античных времен являлось не получение знаний, как таковых, а приобретение различных умений обучающимися, направленных на решение конкретных практических задач. Позиция ученика в этом случае становилась активной, т.к. ему приходилось не только добывать информацию, но и конструировать необходимые для этого способы действий. Позиция учителя из транслятора информации превращалась в позицию эксперта-организатора информационного взаимодействия.

Отечественные ученые в разные периоды времени также обращались к проблеме «активности в познавательной деятельности». Среди таких ученых: Б. Ананьев, Н. Бердяев, Л. Выготский, Н. Добролюбов, А. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А. Макаренко, С. Рубинштейн, В. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Чернышевский и другие. Они выступали за сознательное обучение, ратовали за то, чтобы ученик проявлял активность, осмысленную познавательную деятельность, которая способствует развитию творческого мышления. Так, В. А. Сухомлинский призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников обязательно быть первооткрывателями.

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Таблица 2. Позиции ученых, сторонников «активности ученика в процессе обучения»

Важную роль в переходе к активному обучению сыграло стихийное развитие игротехнического движения, которое возникло после появления деловых игр. Первая деловая игра была разработана и проведена в 1932 году Марией Мироновной Бирштейн. Впервые удалось показать взаимосвязь теоретического и практического обучения в игре. Этот метод сразу получил большое признание и стихийное развитие. Однако в 1938 году, деловые игры в СССР были запрещены. И только в 60-х годах произошло возрождение игротехнического движения, после того как появились в 1956 г. первые деловые игры в США.

Разработки советских специалистов в области активного обучения, таких как Ю. С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, А. А. Вербицкий, С. С. Егоров, Р. Ф. Жуков, В. Ф. Комаров, В. Н. Кругликов, В. Я. Платов, А. М. Смолкин, Г. Щедровицкий дали возможность применения деловых и имитационных игр в обучающем процессе в наши дни.

В таблице 3 представлена классификация активных методов обучения, с разделением имитационных методов на игровые и неигровые.

При организации процесса обучения с использованием активных методов следует особое внимание уделить специфике проведения индивидуальных и групповых занятий, так чтобы обеспечить развитие творческой инициативы обучающихся. С этой целью возможно применение специальных игровых упражнений и заданий, которые направлены на совершенствование межличностных отношений.

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Таблица 3. Классификация активных методов обучения

Активные формы обучения, развивающие коммуникативный, интеллектуальный и творческий потенциал, представлены в таблице 4.

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Таблица 4. Активные формы обучения

Эволюция активных форм обучения свидетельствует об их жизнеспособности на различных этапах развития человеческого общества. Это связано с тем, что активные формы обучения направлены на:

1) формирование логического мышления и исследовательских навыков, раскрытие способностей в понимании сути происходящих процессов;

2) развитие коммуникативных компетенций и организацию совместной деятельности всех участников педагогического процесса;

3) повышение интеллектуальной активности обучаемых;

4) снижение беспокойства, напряженности в игровом коллективе;

5) развитие навыков аргументации и ведения дискуссии с целью принятия совместного решения.

Глава 2. Сущность интерактивного обучения

Интерактивное обучение — это обучение, в котором не бывает неудач.

Обучение — это разумная, последовательная деятельность, направленная на освоение окружающего мира, с четко обозначенными целями, точными технологиями и методическим обеспечением.

Цель обучения в приобретении знаний, навыков и умений, необходимых для улучшения своей жизни и жизни окружающих.

Термин «интерактивный» — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью. Следовательно, интерактивное обучение — это освоение реальных жизненных ситуаций, посредством взаимодействия с окружающими, направленное на выработку умений необходимых для улучшения качества самой жизни. Известно, чтобы улучшить жизнь надо уметь что-либо делать. Чем больше навыков и умений осваивает человек, тем более он способен улучшить жизнь вокруг себя, а значит, становиться более свободным и нравственным, т. к. безнравственность — это неспособность справляться с жизненными ситуациями, а значит и несвобода. Интерактивное обучение дает возможность приобретать каждый раз новый навык, новую способность (способность, как умение, а не как талант), поэтому человек учится с удовольствием.

Интерактивное обучение позволяет включать в процесс обучения всех участников. При этом создаются условия, где каждый обучающийся взаимодействует с учебным окружением, которое служит областью осваиваемого им жизненного опыта. Обучающийся, при этом является полноправным и активным участником учебного процесса, а его опыт служит источником учебного познания.

В интерактивном обучении меняется и сама роль педагога, потому что он не дает готовых ответов на обсуждаемые вопросы, так, как это принято в традиционном обучении, а побуждает учащихся к самостоятельному, осознанному поиску решений. Следовательно, активность педагога постепенно замещается активностью обучающихся, при этом создаются условия, направленные на развитие их личной инициативы, интеллектуальной состоятельности, уверенности, способности к эффективному общению, анализу альтернативных мнений, а также формируется навык принятия продуманных решений. Принято считать, что знания можно получить, например, слушая лекции или прочитывая тексты. На деле же в этом случае идет процесс передачи информации, а не формирования навыков и умений, полезных для жизни или будущей профессии. Потому что с помощью слова можно обучать только маленьких детей в возрасте до 7 лет. Для взрослой же аудитории нужны специальные обучающие технологии, с помощью которых можно получить конкретные навыки, а затем сформировать умения, направленные на решение реальных жизненных и профессиональных задач. Знание всегда субъективно, оно формируется каждым человеком самостоятельно, выращивается им в процессе серьезной, системной, планомерной внутренней работы. В этой связи, интерактивное обучение обладает несомненным преимуществом — оно позволяет на научной основе осуществлять компетентностный междисциплинарный подход к обучению, а значит, усиливает практическую направленность образования, используя личный опыт каждого обучающегося для системного формирования умений и навыков, необходимых им в профессиональной деятельности.

Наиболее распространенной в России является пассивная модель обучения, где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения. Это означает, что учебный материал должен восприниматься и воспроизводиться ими со слов педагога и из текстов учебной (научной) литературы. Проблема данной модели нам видится в отсутствии результата обучения — сформированных умений, необходимых для жизни человека. Следовательно, обучение принимает формальный характер, с преобладающей авторитарностью педагогов и пассивностью учащихся. С позиции педагогических технологий пассивная модель обучения считается самой неэффективной, так как не предполагает практической направленности обучения, не развивает творческую инициативу учащихся, не формирует навыков работы в команде, не способствует развитию делового и межличностного общения. К положительным моментам пассивной модели обучения, на наш взгляд можно отнести несложную подготовку преподавателя и возможность рассмотрения большого количества учебного материала в рамках каждого аудиторного занятия. Пассивная модель может применяться в случаях, когда педагог обладает значительным профессиональным опытом, а обучаемые имеют четкие цели и личную мотивацию на изучение конкретной дисциплины. Самый распространенный вид пассивного обучения это аудиторные лекционные занятия.

Активная модель обучения отличается от пассивной тем, что направлена на раскрытие ключевых компетенций каждого обучаемого, на развитие творческих и коммуникативных способностей посредством хорошо организованного диалогового общения. В результате, появляется возможность развития следующих навыков:

1. работа в команде и деловая коммуникация,

2. сбор, систематизация и использование нужной информации,

3. оценка качества принимаемых решений.

Интерактивная модель обучения предполагает обмен опытом и коллективную мыследеятельность, на реальных проблемах и профессиональных ситуациях. Эта модель обучения, является, на наш взгляд, более предпочтительной и перспективной, так как позволяет:

1. развивать способности каждого обучающегося через умение эффективно взаимодействовать в своем окружении;

2. получать навыки и умения важные для улучшения жизни;

3. выстраивать коммуникативные связи, обеспечивающие достижение результата;

4. осуществлять обучение в сотрудничестве, так как знание не сообщается, а постигается.

Педагог в интерактивном обучении чаще всего выступает в роли модератора или фасилитатора, т.е. нейтрального лидера, обеспечивающего организацию групповой работы так, чтобы легко и свободно были достигнуты цели занятия, на котором решаются задачи повышенной сложности. Они формируются в виде кейсов или интерактивных упражнений, а групповая работа направляется на анализ имеющихся проблем, сбор креативных идей, выработку алгоритма действий и поиск эффективных организационных и управленческих решений.

Интерактивная модель обучения позволяет достичь цели обучения, а именно сформировать умения, которые состоят из навыков. Навыки при этом создаются в результате тренировок, основанных на педагогических технологиях. В своей педагогической практике, мы придерживаемся правила: знать — значит уметь применять на деле. Знания являются неотъемлемой составляющей процесса обучения, средством улучшения умений, позволяющим понять, как работает конкретная система, почему данные процессы и явления находятся во взаимной связи и т. п. Поэтому, добывание знаний, становится осознанным, востребованным и желаемым процессом. Человек запоминает то, что вызвало его интерес, то в чем он сам лично принимал участие. Преимущества интерактивной модели обучения представлены на рисунке 1.

Исходя из личного педагогического опыта, мы считаем, что интерактивная модель обучения успешно реализуется в игровом проектировании, тренингах, круглых столах, работе в малых группах (в парах или ротационных тройках), деловых и ролевых играх. Следует отметить, что на каждом занятии отработка конкретного навыка должна осуществляться «до результата». Результатом, мы считаем, уверенное и легкое выполнение заданного действия с полным пониманием всего процесса.

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Рисунок 1. Преимущества интерактивной модели обучения

Таким образом, сущность интерактивного обучения заключается в организации учебного процесса таким образом, чтобы на каждом занятии у обучаемых формировался конкретный навык, который далее с помощью специальных тренировок переходил в умение делать нечто нужное и полезное.

Глава 3. Роль и функции педагога в системе интерактивного обучения

Педагог это свободный художник, а школа — мастерская, где создается высокое искусство.

Педагог (от греческ. paidagogos — воспитатель) — это человек, владеющий педагогическими методиками и технологиями, прошедший специальную подготовку для осуществления работы по обучению и воспитанию детей и молодёжи. Еще Сократ назвал педагога «акушером мысли», так как считал, что надо помочь родиться мысли в голове ученика, а не сообщать ему готовые ответы, которые блокируют способности и обесценивают всю работу. Эвристический метод Сократа — обучение в виде бесед и диалектических споров можно отнести к предвестникам интерактивного обучения. Сократ отдавал предпочтение самопознанию, как способу определения способностей человека: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Этот тезис можно взять за основу развития интерактивного обучения. Интерактивные технологии позволяют с помощью специальных вопросов, рассуждений, методик поиска решений, четко обозначить имеющуюся проблему и найти пути ее решения. Под проблемой мы понимаем такую ситуация, при которой ранее полученных знаний становится недостаточно, следовательно, возникает субъективная потребность в получении новых знаниях. Появившаяся познавательная мотивация развивает познавательную активность личности в обучении и является ключевым звеном, из которого вырастают познавательные и профессиональные интересы человека.

Следует отметить меняющуюся роль педагога, в зависимости от поставленных целей на занятии. Речь идет об обучении и приобщении.

Обучение — это деятельность, делание, наработка умений. Этот процесс точный, конкретный, бескомпромиссный, результативный.

Приобщение — это увлекательное знакомство с предметом или объектом, расширение кругозора, свобода мнений и оценок, яркость и образность речи. Приобщение всегда связано с лояльностью, получением позитивных эмоций, удовольствием.

Обучение и приобщение — весьма значимые процессы, однако, их следует четко разграничивать. Приобщение используется для познавательной мотивации. Результатом таких занятий является интерес и понимание, зачем нужна данная дисциплина, где, когда и как можно будет применить полученные знания, навыки и умения. Обучение всегда направлено на формирование навыков и умений, которые необходимы в реальной жизни.

Осуществляя процесс обучения, педагог определяет степень сложности учебных целей, учитывая познавательные возможности конкретной группы учащихся, и выбирает нужную форму проведения занятия. Интерактивное обучение может широко применяться как в профессиональном, так и в бизнес-образовании. В интерактивном обучении педагог играет роль наблюдателя, а личность учащегося становится центральным звеном учебного процесса (рисунок 2).

Исполнять роль наблюдателя возможно при использовании методов модерации и фасилитации. Модерация представляет собой способ системного, структурированного ведения семинара (тренинга) с целью его максимально результативного проведения и подведения итогов (рефлексии).

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Рисунок 2. Роль педагога в системе интерактивного обучения

Задача педагога-модератора заключается в составлении сценария занятия, от постановки проблемных задач до доведения группы до конкретных вариантов решения. При этом осуществляется полное вовлечение всех участников в рабочий процесс, включая разработку плана действий по заданной проблематике.

Структура семинара (тренинга) при модерирующей роли педагога выстраивается в четкой зависимости от желаемого результата (рисунок 3).

Другой способ профессиональной организации групповой работы, направлен на решение вопросов повышенной сложности и важности, не имеющих единого верного решения и требующих творческого подхода, носит название фасилитация, это:

— решение конкретных бизнес—задач.

Результатом работы считается принятое организационное решение или четко сформулированное и обоснованное предложение. Педагог—фасилитатор выбирает тему и вопросы для обсуждения, предоставляет средства, с помощью которых группа сама ищет решение. Следовательно, педагог играет роль нейтрального лидера, который делает процесс групповой работы творческим и эффективным. Структура семинара (тренинга) с использованием метода фасилитации представлена на рисунке 4.

Творческий характер педагогической деятельности в системе интерактивного обучения является важнейшей составляющей. Творчество педагога может активно использоваться в реализации следующих педагогических ситуаций:

— постановка учебной задачи;

— анализ имеющихся средств, необходимых для достижения искомого результата;

— выбор креативных способов решения;

— оценка полученных данных;

— формулировка новых задач.

Педагог, являясь частью направленного и целостного учебного процесса, выполняет ряд важнейших функций. Прежде всего, это функция организатора и модератора учебного процесса, осуществляющего адекватное руководство коллективом обучающихся. Адаптивная функция педагога реализуется в действиях, направленных на развитие личных способностей обучающихся и применении новых навыков и умений в реальных жизненных ситуациях. Степень эффективности управления процессом обучения определяется реализацией функций, представленных на рисунке 5.

Роль педагога в системе интерактивного обучения определяется еще и способностью профессионально осуществлять тренировку навыков и умений с помощью педагогических технологий. Главное, чтобы тренировка была точно направлена и обязательно доводилась до результата. Педагог в системе интерактивного обучения может выполнять несколько ролей. Роль эксперта применяется тогда, когда есть необходимость отследить и проанализировать результаты работы группы и совместно ответить на возникшие вопросы. Роль организатора (модератора или фасилитатора) применяется, когда есть необходимость организовать взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением. В роли консультанта педагог выступает тогда, когда надо помочь найти решение поставленных задач с учетом профессионального опыта обучающихся и определить стратегию и тактику их профессионального развития.

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Рисунок 3. Структура занятия с использованием метода модерации

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Рисунок 4. Структура занятия с использованием метода фасилитации

в чем суть интерактивной технологии активного обучения

Рисунок 5. Функции педагога в системе интерактивного обучения

Таким образом, результат обучения создается не благодаря упорству и красноречию педагога, а является хорошо организованной, последовательной, системной преимущественно самостоятельной работой обучающегося. Педагог только направляет процесс обучения, помогая обучающимся разблокировать природные способности (ключевые компетенции), научиться ими эффективно пользоваться, и начать делать нечто нужное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *