в честь чего назван исаакиевский собор
В честь чего назван исаакиевский собор
История возведения Исаакиевского собора
Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.
Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.
В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.
Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и вклад великих мастеров в его возведение
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм, расположенный в центре Санкт-Петербурга, на Исаакиевской площади, является одним из самых узнаваемых символов города на Неве. Одновременно он служит визитной карточкой Северной столицы России, известной на весь мир. Своей красотой и величием Исаакий обязан многим зодчим, первым из которых был Пётр Великий.
Преподобный Исаакий Далматский и Пётр I
Пётр I Алексеевич родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Возведением храма Государь пожелал по-особенному почтить своего небесного покровителя. Итак, собор своим появлением, как и город на Неве, обязан Петру Великому.
Сегодня Исаакиевский собор является одним из высочайших купольных сооружений мира. Это святое сооружение является изящным украшением Северной столицы. В нём необычно всё сплелось: его история, архитектура, внешний вид, интерьер.
Но ему суждено было пройти непростой путь, его ожидала участь быть четырежды построенным заново на одном и том же месте. Знаменитый Исаакиевский собор — почти ровесник Санкт-Петербургу. Задумывался он во времена становления города на Неве. Отцом обоих величайших творений выступил Пётр Первый.
Первая церковь во имя Исаакия Далматского
Первая церковь была воздвигнута для Адмиралтейских верфей, на которых к 1706 году работали свыше 10 тысяч человек. На приказ Петра I найти подходящее помещение для будущей церкви, было выбрано здание большого чертёжного амбара, который находился на Адмиралтейском лугу, напротив ворот Адмиралтейства.
Для возведения церковного шпиля пригласили голландского архитектора Герман ван Болес. Церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была деревянной, одноэтажной, простой формы. На крыше располагались колокольня со шпилем и маленький купол с крестом над алтарём. Первая церковь носила временный характер.
Церковь заложили в день Святого Исаакия Далматского в 1710 году, в том же году состоялась первая служба. В 1712 году именно в этой церкви прошло венчание Петра I и Екатерины Алексеевны. Когда стало ясно, что она слишком мала для быстро развивающегося молодого города, эту церковь разобрали.
Вторая церковь святого Исаакия
Вторую церковь во имя преподобного Исаакия Далматского было решено построить возле Невы, всего в 20 метрах от берега, там, где позднее вместо церкви был воздвигнут памятник Петру I. Согласно другим источникам, церковь была сооружена немного восточнее этого места.
Каменная церковь святого Исаакия была заложена в 1717 году. Второй храм строился в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови. В 1719 году, после его кончины, строительством руководил Николай Гербель. К этому времени уже были фундаменты церкви.
Гербель возвёл церковные своды. Однако из-за неудачных проектных решений, они треснули. Тогда возглавить строительство храма св. Исаакия поручили Гаэтано Киавери. Достраивал вторую церковь каменных дел мастер Яков Неупокоев. Отделку осуществлял сперва Киавери в 1725—1726 годах, а завершал Михаил Земцов в 1728 году.
В июне 1733 года от удара молнии в храме случился пожар, который уничтожил колокольню. Возрождением занимался ван Болес и в том же 1733 году колокольня была восстановлена. На следующий год создали часы для церкви.
Ремонтные работы по проекту проходили под наблюдением архитектора Пьетро Трезини. Тогда отстроили заново стены и галереи, купол покрыли вместо железа медью, а своды заменили на каменные. Но уже в ходе работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется исправления посерьёзнее или даже совершенная перестройка.
Итак, 6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой, второй Исаакиевской церкви, уже каменной. Её возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов.
Уникальный факт состоит в том, что сохранились 5 архитектурных листов, подписанных Гербелем, среди которых 4 варианта иконостаса — единственные дошедшие до наших дней эскизы алтарей петровской эпохи. Резной золочёный иконостас, подобный иконостасу в Петропавловском соборе, создали в московской мастерской Ивана Зарудного. Перед сносом церкви в 1763 году его разобрали и отправили на хранение в один из храмов. К сожалению, о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
Третий Исаакиевский собор в Петербурге
Поскольку старое здание церкви, подтачиваемое водами Невы, постепенно разрушалось, в 1761 году указом Сената от 15 июля архитектору Савве Чевакинскому было поручено составить проект нового храма имя святого Исаакия Далматского.
Проект не был реализован. Екатерина II одобрила идею воссоздания в прежних формах колокольни Исаакиевского собора. Однако императрица отвергла проект Чевакинского, в котором был предусмотрен абсолютно другой облик храма.
Заслуга Чевакинского заключается в том, что ему принадлежит идея переноса церкви дальше от реки. Кстати, в одном из вариантов было выбрано место для церкви именно там, где находится сейчас современный Исаакиевский собор.
Вскоре Савва Чевакинский подал в отставку. В 1766 году Екатерина II издала указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским. В 1768 году государыней был подписан указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц «.
Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года. В память об этом событии была выбита медаль. Новый проект собора разработал Антонио Ринальди. Но обстоятельства сложились таким образом, что Ринальди не смог завершить начатую работу. После смерти Екатерины II строительство прекратилось.
К тому времени здание построили только до карниза. Ринальди уехал за границу. Вступивший на престол сын Екатерины II — Павел I поручил архитектору Винченцо Бренне срочно завершить работу. 1 апреля 1798 года Бренна приступил к работе. Он хотел следовать проекту Ринальди, но из-за отсутствия средств ему пришлось сильно урезать задумки предыдущего архитектора, чем обезобразил храм.
Бренне пришлось уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения 4-х малых куполов, а также уменьшить высоту колокольни на один ярус. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка.
Сооружение Бренна, начатое им 1 апреля, стал в точности большим посмешищем. Горожане смеялись и сочиняли всякие едкие стишки. Собор получился с искажёнными пропорциями, приземистым, со странным сочетанием роскошного мраморного основания и кирпичных стен.
При сыне Павла I — императоре Александре I начали исполнять окончательный монферрановский вариант собора и стали разбирать кирпичную кладку. И уже 30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был завершён и освящён. Однако вскоре после его возведения стало ясно, что и это здание церкви необходимо перестроить.
Четвёртый Исаакий — окончательный вариант
Работы по сооружению фундамента начались в 1818 году по первому проекту Огюста Монферрана — главного архитектора Исаакиевского собора. Полное имя: Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. На русский манер Монферрана называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран.
Монферран родился в 1786 году, в Шайо, учился в Париже под руководством Ш. Персье, П. Фонтена и Антуана Коммарье, участвовал в постройке церкви Марии Магдалины и многих других сооружений у себя на родине. Но мировую известность Монферрану и на века принесла работа в России, в частности возведение Исаакиевского собора и и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.
Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружки — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствии богатой облицовки как внутри, так и снаружи.
112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и лёгким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.
Огюст Монферран и Санкт-Петербург
Апрель 1814 года коренным образом изменил судьбу Монферрана. Французскому архитектору удалось привлечь к себе внимание русского царя Александра I, преподнеся ему «Альбом разных архитектурных проектов, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I», выполненный собственноручно. Это событие произошло сразу же после вступления русских войск в Париж.
Среди рисунков в этом альбоме были проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки «Храброму Российскому воинству» и «Колонны в честь всеобщего мира», в ней прослеживаются мотивы будущей Александровской колонны. Рисунки альбома были аннотированы кратким перечнем необходимых строительных материалов и там же указывалась стоимость затрат.
Показав себя не только как прекрасного рисовальщика, эксперта и любителя классического искусства, но и как технически подкованного специалиста, Монферран добился своего — он получил официальное, но при этом любезное приглашение приехать в Санкт-Петербург. В 1816 году он приехал в столицу России, не побоявшись изменить свою судьбу. Более 40 лет, до самой смерти, он жил и работал в Санкт-Петербурге.
В 1816 году Монферран, будучи рекомендован князю П. М. Волконскому, прибыл в Петербург и получил место архитектора при Кабинете Александра I. Первой его постройкой в российской столице был Дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте. Позже в нём разместилось военное министерство.
Проект Монферрана по перестройке Исаакиевского собора более других понравился Александру I, и он утвердил его 20 февраля 1818 года. Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II.
Почти все сложные технические вопросы решал Августин Бетанкур. Но, когда тот был занят на строительстве других объектов за пределами Петербурга, Монферран решал сам проблемы, возникающие по ходу строительства. Монферран не был инженером, но добивался у Комиссии расширения полномочий и большей самостоятельности к 1819 году.
В 1822 году Августин Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъёма колонн Исаакиевского собора. По проекту Бетанкура была создана система механизмов, с помощью которой Монферран установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади.
При сооружение купола Исаакиевского собора Монферран стремился максимально его облегчить без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, как было предусмотрено проектом 1825 года, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П. К. Ломновский.
Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.
До этого были выполнены такие же купола на башне Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и на Майнцском соборе — в 1828-м. Образцом послужил купол лондонского Собора Святого Павла, спроектированный Кристофером Реном. Но Монферран, заимствовав конструкцию, выполнил её из других материалов.
Труд Монферрана был щедро вознаграждён. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны — орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром.
Двум главным своим трудам — сооружению Исаакиевского собора и постановке Александровской колонны — Монферран посвятил сочинения. Огюст Монферран был одарён в различных направлениях изобразительного искусства. Художественная часть первоначального проекта Александровской колонны превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в этой области. Этот эскиз находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения.
Монферран умер в 1858 году в Санкт-Петербурге. Сам зодчий высказывал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевского собора, строительство которого он закончил всего за месяц до своей кончины, однако император Александр II не дал на это разрешения, поскольку Монферран был католиком.
Было дозволено только обнести гроб с телом архитектора вокруг собора, провести в нем панихиду и установить бюст, созданный из всех видов камня, использовавшихся при строительстве. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора.
Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен. Точных данных о дальнейшем захоронении архитектора нет; считается, что он покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью Луизой Фистоньи и отчимом Антуаном де Коммарьё.