в честь какого события в истории государства российского в москве построен покровский собор на рву
На Красной Площади в Москве освящен Покровский собор, известный также как Храм Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного (Фото: MACHKAZU, Shutterstock)
Храм Покрова Богородицы на Рву был построен в 16 веке. Ранее на этом месте стояла каменная церковь Троицы с небольшим кладбищем, где был погребен Христа Ради юродивый, Св. Василий Блаженный. Когда в 1552 году русские войска взяли Казань, царь Иван Грозный велел в ознаменование этой победы построить на Красной площади деревянные храмы. В 1555-1561 году на их месте русские зодчие Барма и Постник возвели каменный девятипрестольный храм во имя Покрова.
Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло (29 июня) 8 июля 1561 года. Но сегодня «днем рождения» храма принято считать 12 июля (так как по правилам Русской Православной церкви ко всем датам старого стиля, при переводе на новый, прибавляется число 13). Точная дата освящения стала известна, благодаря открытию реставраторами в 1957 году храмозданной надписи, выполненной зодчими в центральной церкви собора.
В состав собора входят восемь отдельных церквей, символизирующих дни главных боев за Казань. Между четырьмя осевыми столпообразными церквями — Троицкой, Николая Великорецкого, Входа во Иерусалим, Киприана и Устинии — строители расположили меньшие церкви: Трех патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского.
Все они увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг центральной столпообразной Покровской церкви, завершенной шатром с маленькой главкой. Церкви объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.
Храм построен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей — из белого камня. В 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал всему сооружению его второе название. В 1670-х годах была построена шатровая колокольня.
Храм Василия Блаженного неоднократно реставрировался. С приходом советской власти в 1929 году он был закрыт, а его колокольня разбита. Строительство новой началось в 1990 году, с использованием материалов из других разрушенных московских храмов.
В 2002 году работы были закончены, и храм вновь обрел голос в мае во время проведения первого Московского Пасхального фестиваля.
Собор Василия Блаженного — объект культурного наследия России, признанный памятник архитектуры и включен в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
Загадки Храма Василия Блаженного: 10 фактов об одном из главных символов столицы
12 июля 1561 года (по старому стилю – 29 июня) на Красной площади был освящен Покровский собор, впоследствии ставший известным как Храм Василия Блаженного. В честь годовщины редакция портала Москва 24 решила рассказать о самых интересных фактах из истории храма, являющегося одним из главных символов столицы.
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Полное название храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Состоит из десяти церквей с возвышающейся в центре церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Святыня была построена по указу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством и присоединения его к Московскому государству.
У Покровского собора были предшественники – отдельные деревянные церкви, которые возводили на Красной площади в ознаменование побед, одержанных во время Казанских походов Грозного. Вскоре они сменились деревянным храмом с семью приделами, а в 1555 году началось возведение каменного собора, которое было завершено в 1561-м.
Четыре из десяти церквей собора (церкви Александра Свирского, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Трех Патриархов Константинопольских) посвящены святым, дни поминовения которых совпадали с днями самых важных боев за Казань.
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
«Народное» название собора – Храм Василия Блаженного – происходит от придела, названного в честь московского святого, умершего незадолго до начала строительства и канонизированного в 1588 году. Мощи блаженного, изначально захороненные у Покровского собора, считались чудотворными. Одновременно с канонизацией святого в 1588 году по указу Федора Ивановича над его гробницей был построен храм, ставший десятым приделом Покровского собора и получивший его имя. В то время церковь была единственной отапливаемой и работала для прихожан круглый год, что лишь способствовало росту народной любви к церкви Василия Блаженного.
Концепция многопридельного собора была признана утверждать государственные притязания Московского государства на статус «Третьего Рима» и воплощать образ святого «града обетованного». Символическое же значение раскраски куполов до сих пор вызывает споры: по одной из версий, яркие цвета также отсылают к образу Небесного Иерусалима.
Покровский собор (Храм Василия Блаженного)
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади в Москве близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он был построен по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства — части бывшей Золотой Орды — в знак благодарения за одержанную победу.
Первоначально здесь на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный.
Строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года Покровский собор был освящен, что ознаменовало завершение его строительства. Эту дату удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ в 1957-1961 годах, когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра. Надпись гласит: «…в день апостолов Петра и Павла был освящен Покровский собор…».
Покровский собор — уникальный по архитектуре храм, признанный шедевр древнерусского зодчества. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства. Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города. К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.
Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого.
Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Московским и всея Руси Макарием.
Все храмы соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем.
Приделы расположены (в плане) по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45°, образуя как бы восьмиконечную звезду, которая повторена в основании центральной башни храма Покрова. Ассиметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав, орнаментальная роспись снаружи и внутри храма усиливают его живописность. В шатре и восьмерике центрального столпа сохранилась орнаментальная роспись XVI века, выполненная черной и красной красками по светлому фону (подобная роспись в шатре Троицкого придела). Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII веке пышным растительным орнаментом, включающим изображения цветов и трав.
Западный участок внутренней галереи сохранил роспись XVI века, имитирующую кирпичную кладку. В XVIII-XIX веках стены собора были покрыты масляной живописью; фрагменты живописи XVIII века в центральном храме сохранены.
Иконостасы приделов перенесены из других храмов (как правило, из разобранных в XVIII веке 13 храмов, стоявших вдоль рва на Красной площади). Иконы в иконостасах — XV-XVII веков.
Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.
Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота — 60 метров) и оставался таковым до конца XVI века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествичника (колокольня Ивана Великого) высотой 81 метр.
В первозданном виде собор просуществовал до 1588 года. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом. Начиная с XVII столетия имя придела было постепенно перенесено и на весь собор и стало его «народным» наименованием: Храм Василия Блаженного.
В 1672 году с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного — чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 году.
В 1680 году собор значительно реставрировали: деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания. Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах.
В 1812 году собор был разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена чугунной оградой, выполненной по проекту известного архитектора Осипа Бове.
В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.
Декретом от 5 октября 1918 года Покровский собор как памятник национального и мирового значения был взят под охрану государством. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 года.
В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея).
Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил патриарх Алексий II. В церкви Василия Блаженного регулярные богослужения возобновились в 1997 году после реставрации.
В 1991 году Покровский собор утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной церкви.
В 1920-е годы на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII веков. С этого момента по настоящее время проведены четыре глобальные реставрации, включающие архитектурные и живописные работы.
В 1990 году Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Московский Кремль: собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного)
Центральное благочиние Московской городской епархии
История
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был создан в 1555-1561 гг. по обету царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария в честь взятия Казани и присоединения Казанского ханства к России.
В 1552 г., сразу после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства, на границе Кремля и посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву», т.к. до середины XVII в. на этом месте стояла деревянная Троицкая церковь), был построен каменный Троицкий храм, около которого в память казанских побед было построено семь деревянных церквей.
В 1555 г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым начинается сооружение нового собора. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы казанских побед.
Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот праздник, 1 октября 1552 г., наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города Казани. Другие пять престолов освящены в честь святых, чья память пришлась на дни, когда произошли основные события казанской экспедиции: в честь святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория Армянского (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое значение имеют посвящения престолов в честь Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.
Девятый престол был посвящен событию, не связанному с казанскими победами. Летом 1555 г. в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в честь Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.
29 июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора.
В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского.
Во второй половине XVII в. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен.
Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим : к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».
На протяжении своей истории собор многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.
Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы.
В 1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея).
В 20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в., состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.
Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г.
15 августа 1997 г. после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.
21 ноября 2018 г. была открыта церковь Иоанна Блаженного.
Престолы
Святыни
Мощи св. Василия Блаженного (под спудом), мощи св. Иоанна Блаженного, икона «Покров Пресвятой Богородицы».
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд…
Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный
Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно.
В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.
Строительство собора завершено в 1560 году
До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
Храм Василия Блаженного – официальное название собора
С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.
В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный
По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.
Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555 году.
Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так.
Сень над могилой Василия Блаженного.
Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим.
Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.
Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.
Попытки уничтожения храма и противостояние им
Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.