в древнегреческой философии человек выступает как микрокосмос творение бога часть общества
Нашёл Бога! Концепция МикроКосмоса!
Микрокосм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Микрокосм или микрокосмос (от греч. ;;;;;;, малый, и от греч. ;;;;;;, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается также мифологами в космогонических мифах о создании мира из тела Первочеловека. В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной (макрокосм) в миниатюре.
Содержание
1 История
2 Многослойная конституция микрокосма
2.1 Трёхчастная конституция
2.2 Микрокосм в каббале
3 См. также
4 Примечания
Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант Демокрита) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической антропологии. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у Гераклита, Анаксагора, Платона и в стоицизме. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом.
Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.
— Сенека, Письма, 65, 24
В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако ввиду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата еретическим пантеизмом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.
Видения Хильдегарды из Бингена (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер.
Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в Эпоху Возрождения. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическом оккультизме Агриппы Неттесгеймского («Оккультная философия») и Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2).
В эпоху механицизма XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время Лейбниц придал онтологический статус понятию микрокосма в своей монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, а также в романтизме, особенно в учении Шопенгауэра о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята теософами конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму.
Многослойная конституция микрокосма
Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека.
— «Зогар»
В представлении оккультных учений герметизма в конституции человека различаются три основных плана: физический (телесный, материальный), душевный и духовный.
Физический план — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. жизненное тело[1] (или эфирное тело), которое каббалисты называют словом нефеш[2]. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель.
Душа (руах в каббале) — (иногда это начало подразделяют на тело желаний и ум, желая выделить последний) — место, где расположено изменчивое и беспокойное я, которое человек знает и в котором себя осознаёт, и именно тело желаний побуждает человека искать чувство удовлетворения.
Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции.
— Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев»
Дух — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на Йехида, что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также Хабс или Звезда[3]), Хиа, то есть Воля или Творческий принцип, Нешама, то есть интуиция и способность понимать Волю Хабс.
Трёхчастная конституция человека представляется также в христианском мистицизме.[4]
Микрокосм в каббале
В каббале строение микро- и макрокосма раскрывается в системе пяти миров.
Многослойная конституция человека описывается также в индуизме, тибетском буддизме и теософии. (См. статью Тонкие тела).
ХV. Проблема человека и общества в философии.
? Философское понимание личности и ее универсального статуса рассматривается в:
? Кант отмечал, что все философские вопросы, в сущности, сводятся к одному вопросу:
? В древнегреческой философии человек выступает как:
? Судьба человека и человеческая история предстает как «Божий промысел». Этот тезис:
?«Из рожденных небом и землей человек является самым ценным». – Эта мысль принадлежит:
? Согласно древнекитайской философии сущностное единство всех людей заключается в врожденной склонности каждого человека к:
? Согласно концепциям, основанным на натуралистическом подходе к пониманию общества и человека, ход истории не определяется:
! ритмами космоса и солнечной активности;
!+ действиями великих личностей;
! особенностями природно-климатической среды;
! эволюцией природной организации человека, его генофонда.
? В истории философии предлагались различные варианты по вопросу о смысле человеческой жизни. Согласно одному из них: удел человека – мужественно вести себя перед реальной угрозой беды, катастрофы, лишений, смерти. Подобной позиции придерживались:
? В настоящее время можно выделить такие самостоятельные антропологические концепции как (указать ошибочный вариант):
! культурная (Ротхакер, Ландман);
! биологическая (Гелен, Портман).
? Условием свободы личности является возможность выбирать. Проблема выбора в истории философии рассматривалась с разных позиций (указать не верный вариант):
? Какие признаки человека отличают его от животного?
? Укажите определяющие критерии общественного прогресса:
!+ уровень развития производительных сил;
!+ степень развития свободы и демократии;
! уровень развития духовной культуры;
! эффективность решения глобальных проблем.
? Какие формы познания относятся к вненаучным?
? Какой подход выводит сущность человека из характера общественных отношений?
? Какие ценности относятся к витальным?
? Личность – это (наиболее подходящий вариант):
!+ человек как социальное существо;
! конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода;
! выдающийся представитель определенного народа.
? Мировоззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначальной предопределенности, всех взглядов и поступков человека
! свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями;
!+ свобода личности – это отсутствие преград и ограничений в реализации ее желаний и воли;
! свобода всегда относительна, ибо ограничена различными факторами.
? Социальная структура общества – это:
! социальные институты и политические организации;
! территориальные и региональные объединения;
!+ совокупность социальных общностей;
? В характеристике социальной структуры современного общества наиболее распространенным является понятие:
? К современным концепциям общественного развития относятся (не точный вариант):
? По мнению исследователей современное постиндустриальное общество характеризуется (ошибочный вариант):
! ведущей ролью науки, образования, информатики;
!+ преобладанием сферы промышленности, а не сфера услуг;
! высоким уровнем научных и технических достижений;
! упадком литературы, искусства и духовных ценностей.
? Прогресс науки, техники и производства не ведет к прогрессу самого человека» – такой взгляд на проблему прогресса характерен для социально-философской мысли:
! для всех указанных эпох.
? Представители какой эпохи считали, что смысл жизни можно так же объяснить человеку, как и математическую теорему:
! стремление к познанию мира;
!+ стремление к наслаждениям;
! стремление к самопознанию;
! все указанные варианты.
? Антропогенез – это процесс:
! развития логического мышления;
! развития членораздельной речи;
!+ формирования человека как социального существа;
! формирования анатомо-физиологических особенностей человека.
? Представителями натуралистического подхода в определении сущности общественной жизни являются:
! Аристотель, Аквинский, Гегель;
! К.Маркс, У.Ростоу, Д.Белл.
? Основное значение фактору случайности в самоорганизации общества отводит:
? «Социальная мобильность» – это (наиболее подходящий вариант):
!+ возможность перехода из одной социальной группы в другую;
! динамика общественных изменений;
! подвижность мировоззренческих установок личности.
? Элементы социальной структуры общества (указать лишний вариант):
? Идею «конца истории» вследствие ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств выдвинул:
? Мир организмов отличается от всей остальной действительности благодаря:
? Человек – существо (наиболее подходящий ответ):
!биологическое;
! биологическое и социальное;
? Укажите ошибочный вариант:
! + «трудовая теория» происхождения человека является единственной и общепризнанной;
! существуют различные теории происхождения человека;
! вопрос о происхождении человека остается открытым.
? Человек не является злым по природе, таковым его делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Этой позиции придерживались:
? Социально значимые черты индивид получает:
! непосредственно при хождении;
!+ вырабатываются и закрепляются в процессе жизнедеятельности.
? Утрата человеком контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном счете, утрата им своей идентичности, своего «Я» называется:
? Общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей в концепциях, основанных на:
? Позитивисты выделяли следующие стадии развития общества (ошибочный вариант):
? Общество и культура – это явления (правильный ответ):
? В гуманистическом аспекте культура рассматривается как развитие:
! природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества;
! природа – это та среда, в которой проходит жизнь человека и общества;
!+ природа – продукт деятельности человека.
? Ход истории и судьбы народов в основном определяется эволюцией природной организации человека, его генофонда, – считают представители:
? Общественное производство в более широком, философском смысле – это:
! производство орудий труда;
! производство сферы услуг;
!+ производство и воспроизводство жизни.
? Общественное сознание – это (наиболее подходящий вариант):
! идеи и взгляды мыслителей эпохи;
! господствующая идеология в обществе;
!+ духовная жизнь общества.
? Объектом рассмотрения философии не является:
! знание о человеке, его сущностные качества;
!+ жизнь конкретного человека;
! проблема смысла жизни человека;
! проблема происхождения человека.
? Личность – это: (наименее подходящий вариант):
!+ единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
! индивид, наделенный системой общезначимых качеств, которые позволяют ему включиться в общественную жизнь;
! индивид, который обладает определенными правами и обязанностями;
? Свобода – это: (наименее подходящий вариант):
!+ отсутствие ограничений и преград;
! наличие выбора и возможность его реализации;
! осознание необходимости действовать определенным образом.
? Один из уровней общественного сознания:
? «Государство есть единое лицо, которому люди передают управление и доверяют свои судьбы в результате договора каждого с каждым» – так считал:
? Последовательный и непримиримый враг демократии, который утверждал: «типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден»:
? Отождествление общества и государства является типичным для:
! Как для Запада, так и Востока.
? Концепция «открытого общества» была обоснована:
? Изучением проблем общества и социальных групп занимается:
? Какая позиция представляется не верной:
! общество вырастает на базе природы, но в процессе его становления и развития начинает все более и более отличаться от своей исходной основы;
!+ общество и природа – принципиально различные системы, не связанные между собой;
! «вторая природа (искусственная среда) – результат деятельности людей.
? Основой существования общества является:
? Концепция ноосферы разработана:
? Объективные факторы развития общества:
!+ это такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности;
! это поступки и деятельность выдающихся личностей;
! это реформы, способствующие прогрессу общества.
? Природно-климатические условия – это:
! субъективный фактор развития общества;
!+ объективный фактор, оказывающий влияние на развития общества;
! не имеет отношения к развитию общества.
? Одним из подходов в трактовке развития человеческой истории является:
? Учение об общественно-экономических формациях было выдвинуто:
? Современное общество многими исследователями определяется как:
? Управление обществом и государством высшими религиозными авторитетами характеризуется как:
? Основными сферами жизни общества являются (ошибочный вариант):
? Концепция «общественного договора» была сформулирована:
? Формационный подход в понимании общества оформился в рамках:
!+ материалистического понимания общества;
! идеалистического понимания общества;
! религиозных концепций общества;
! натуралистических теорий общества.
? Духовная жизнь общества: это (наименее подходящий вариант):
!+ сфера религиозных отношений;
! духовное освоение действительности;
! нематериальная сторона жизнедеятельности общества.
? Один из уровней общественного сознания:
? В рамках какой концепции общества разрабатывались категории «базис» и «надстройка»:
? В конце ХХ в. Ф.Фукуяма выдвинул идею о:
! о глобальных проблемах.
? Основное значение фактора случайности в реализации идеи самоорганизации общества признают представители:
? Античный мыслитель, который утверждал, что «человек вне общества есть абстракция реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделенная от тела, которому она принадлежит»:
? Немецкий философ, который утверждал, что человек существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе:
? Мыслитель, автор «Афоризмов житейской мудрости», который писал, что «девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно, никакое высшее благо не может доставить удовольствия…»:
!+ не хозяин в своем собственном доме;
? Согласно теории антропогенеза, основными факторами становления человека являются: (указать не правильный вариант):
! трудовая (орудийная) деятельность;
! сплочение в общность;
!+ переход от мифологии к религии и философии.
? Основоположником современной социобиологии, автор книги «Социобиология: новый синтез» является:
? Основоположником социологии является:
? Одной из форм исторической общности людей является:
? Автором концепции пассионарности, суть которой состоит в направленном воздействии энергии космоса на определенные популяции, является:
? Ядром политической подсистемы общества является:
! массовые общественные объединения.
? Разделом философии, изучающей общество, является:
? В основе экономической подсистемы общества находится:
! распределение материальных благ;
! обмен произведенной продукции;
? Что является высшим критерием общественного прогресса:
! развитие духовной культуры;
! развитие науки и техники;
! развитие производительных сил;
!+ самосовершенствование человека, качества его жизни.
? Для какой сферы жизни общества характерны глобальные проблемы человечества?
§ 33. ЧЕЛОВЕК КАК «МИКРОКОСМОС» И «ПОСРЕДНИК»
§ 33. ЧЕЛОВЕК КАК «МИКРОКОСМОС» И «ПОСРЕДНИК»
Греческая патристика усвоила эту идею аналогической соотнесенности человека и мира. Космос может быть описан «в уменьшенном виде» в терминах человека, а человек, с определенной точки зрения, может быть описан «в увеличенном виде» в терминах космоса. Однако «видовое отличие» позиции святых отцов состоит именно в том, что они преодолевают описательность аналогии. У них, и прежде всего в учении Максима Исповедника, истина человека как микрокосмоса принимает динамический характер.
Как часть природы, человек соединяет в себе элементы Вселенной. Однако после грехопадения, то есть «противоестественного отчуждения» человека, эти элементы и в нем, и в окружающем мире пребывают в состоянии расчлененности и разделенности. Но человек и после грехопадения остается существом личностным. Обладая душой и телом, он сохраняет способность динамично выражать собой единство мира, поскольку лично отвечает на призыв Бога к общению и отношению тварного с нетварным. Благодаря этому универсальный логос мира высказывается как личный логос твари, которая прославляет и благодарит Творца.
Во взгляде на человека как на микрокосмос и на посредника, в том динамическом отношении, которое устанавливается в любовном соединении тварного с нетварным, достигает полноты истина личностного измерения космоса. Космос становится личным логосом–проявлением Бога. Этот логос человек воспринимает и динамично концентрирует в себе, чтобы вновь соотнести его с Богом, от которого он происходит и к которому в конечном счете возвращается.
Конечная цель (. ) христианской космологии, или естественного созерцания, — воссоединить «всё во всем» в уникальном единстве божественной жизни. Это значит, что естественное созерцание достигает полноты втеологии, то есть в непосредственном видении и опыте нетварного логоса божественных Энергий, в вечно движущемся покое и покоящемся самодвижении «созерцательной жизни» тех, кто свидетельствует о боговидении.
Читайте также
2.3 Посредник Творца (Памяти Рабаша)
2.3 Посредник Творца (Памяти Рабаша) Творец воздействует на нас через различные объекты нашего мира. И человек должен понимать, что все происходящее с ним – это ни что иное, как обращение Творца к нему. И если человек будет должным образом реагировать на такие воздействия,
7. Моисей – посредник меж Богом и народом
7. Моисей – посредник меж Богом и народом Корзинка, дворец и пустыня Итак, в конце жизни Иакова все его семейство спаслось от голода в Египте. Но нередко решение одной проблемы приводит к другой – так случилось и с потомками Иакова, евреями. Через некоторое время они
5. Он — посредник в деле обращения.
5. Он — посредник в деле обращения. Закон Божий — это то средство, с помощью которого Святой Дух ведет нас к обращению. «Закон Господа совершен, обращает душу» (Пс. 18:8, англ. пер.). Увидев свой истинный характер, мы осознаем себя грешниками, приговоренными к смерти и не
1. Посредник и примирение.
«Посредник» — «микрокосм»
«Посредник» — «микрокосм» Согласно учению Церкви, существование и логос мира есть нечто большее, чем просто предоставленная человеку возможность косвенного познания Бога. Конечная цель не исчерпывается этим его вспомогательным назначением. Когда Церковь утверждает,
2. Христос как Спаситель (Посредник, Искупитель)
2. Христос как Спаситель (Посредник, Искупитель) Традиционная теология проводила разграничение между личностью и делом Христа. Личность изучалась христологией, а дело — сотериологией. Этой схемой перестали пользоваться тогда, когда вошло в употребление понятие Нового
Каста-посредник
Каста-посредник В 16-й главе Книги Левит Ягве открывает Моисею обряд умилостивления (искупления), который станет высшим служением священства в качестве касты-посредника (стих 2):»Скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред
Посредничество, Посредник (Меdiation, Mediator).
Деньги как энергетический посредник
Деньги как энергетический посредник Энергия вырабатывается и тогда, когда человек не перемещается во времени и пространстве, а, к примеру, выполняет свою работу или просто занимается каким-либо делом: учит или лечит людей, стоит у станка, копает грядку, рисует, лепит,
4. Люцифер – посредник Бога Ваала
4. Люцифер – посредник Бога Ваала Святость духа Яхве сделала невозможным скорое сотворение Антихриста, так как во Вселенной остались к этому времени только два творческих нечистых духа, способных наделять своими духовными семенами души левостороннего небожественного
2.1. Господь Иисус Христос — «посредник между Богом и человеками» (1 Тим. 2, 5)
2.1. Господь Иисус Христос — «посредник между Богом и человеками» (1 Тим. 2, 5) После изгнания первых людей из Рая Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение. Бог обещал, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15). Свт. Филарет Московский пишет: «На что указывается
Человек и социум (Система Человек — Человек)
Человек и социум (Система Человек — Человек) Деятельность человека в Системе Сознание — Человек протекает между двумя Полюсами: физическим телом и психикой. За жизнь на Земле отвечает часть психики, которую мы называем Сознанием.Результативность деятельности человека
Хv. Проблема человека и общества в философии.
? Философское понимание личности и ее универсального статуса рассматривается в:
? Кант отмечал, что все философские вопросы, в сущности, сводятся к одному вопросу:
? В древнегреческой философии человек выступает как:
? Судьба человека и человеческая история предстает как «Божий промысел». Этот тезис:
?«Из рожденных небом и землей человек является самым ценным». – Эта мысль принадлежит:
? Согласно древнекитайской философии сущностное единство всех людей заключается в врожденной склонности каждого человека к:
? Согласно концепциям, основанным на натуралистическом подходе к пониманию общества и человека, ход истории не определяется:
! ритмами космоса и солнечной активности;
!+ действиями великих личностей;
! особенностями природно-климатической среды;
! эволюцией природной организации человека, его генофонда.
? В истории философии предлагались различные варианты по вопросу о смысле человеческой жизни. Согласно одному из них: удел человека – мужественно вести себя перед реальной угрозой беды, катастрофы, лишений, смерти. Подобной позиции придерживались:
? В настоящее время можно выделить такие самостоятельные антропологические концепции как (указать ошибочный вариант):
! культурная (Ротхакер, Ландман);
! биологическая (Гелен, Портман).
? Условием свободы личности является возможность выбирать. Проблема выбора в истории философии рассматривалась с разных позиций (указать не верный вариант):
? Какие признаки человека отличают его от животного?
? Укажите определяющие критерии общественного прогресса:
!+ уровень развития производительных сил;
!+ степень развития свободы и демократии;
! уровень развития духовной культуры;
! эффективность решения глобальных проблем.
? Какие формы познания относятся к вненаучным?
? Какой подход выводит сущность человека из характера общественных отношений?
? Какие ценности относятся к витальным?
? Личность – это (наиболее подходящий вариант):
!+ человек как социальное существо;
! конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода;
! выдающийся представитель определенного народа.
? Мировоззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначальной предопределенности, всех взглядов и поступков человека
! свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями;
!+ свобода личности – это отсутствие преград и ограничений в реализации ее желаний и воли;
! свобода всегда относительна, ибо ограничена различными факторами.
? Социальная структура общества – это:
! социальные институты и политические организации;
! территориальные и региональные объединения;
!+ совокупность социальных общностей;
? В характеристике социальной структуры современного общества наиболее распространенным является понятие:
? К современным концепциям общественного развития относятся (не точный вариант):
? По мнению исследователей современное постиндустриальное общество характеризуется (ошибочный вариант):
! ведущей ролью науки, образования, информатики;
!+ преобладанием сферы промышленности, а не сфера услуг;
! высоким уровнем научных и технических достижений;
! упадком литературы, искусства и духовных ценностей.
? Прогресс науки, техники и производства не ведет к прогрессу самого человека» – такой взгляд на проблему прогресса характерен для социально-философской мысли:
! для всех указанных эпох.
? Представители какой эпохи считали, что смысл жизни можно так же объяснить человеку, как и математическую теорему:
! стремление к познанию мира;
!+ стремление к наслаждениям;
! стремление к самопознанию;
! все указанные варианты.
? Антропогенез – это процесс:
! развития логического мышления;
! развития членораздельной речи;
!+ формирования человека как социального существа;
! формирования анатомо-физиологических особенностей человека.
? Представителями натуралистического подхода в определении сущности общественной жизни являются:
! Аристотель, Аквинский, Гегель;
! К.Маркс, У.Ростоу, Д.Белл.
? Основное значение фактору случайности в самоорганизации общества отводит:
? «Социальная мобильность» – это (наиболее подходящий вариант):
!+ возможность перехода из одной социальной группы в другую;
! динамика общественных изменений;
! подвижность мировоззренческих установок личности.
? Элементы социальной структуры общества (указать лишний вариант):
? Идею «конца истории» вследствие ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств выдвинул:
? Мир организмов отличается от всей остальной действительности благодаря:
? Человек – существо (наиболее подходящий ответ):
! биологическое и социальное;
? Укажите ошибочный вариант:
! + «трудовая теория» происхождения человека является единственной и общепризнанной;
! существуют различные теории происхождения человека;
! вопрос о происхождении человека остается открытым.
? Человек не является злым по природе, таковым его делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Этой позиции придерживались:
? Социально значимые черты индивид получает:
! непосредственно при хождении;
!+ вырабатываются и закрепляются в процессе жизнедеятельности.
? Утрата человеком контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном счете, утрата им своей идентичности, своего «Я» называется:
? Общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей в концепциях, основанных на:
? Позитивисты выделяли следующие стадии развития общества (ошибочный вариант):
? Общество и культура – это явления (правильный ответ):
? В гуманистическом аспекте культура рассматривается как развитие:
! природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества;
! природа – это та среда, в которой проходит жизнь человека и общества;
!+ природа – продукт деятельности человека.
? Ход истории и судьбы народов в основном определяется эволюцией природной организации человека, его генофонда, – считают представители:
? Общественное производство в более широком, философском смысле – это:
! производство орудий труда;
! производство сферы услуг;
!+ производство и воспроизводство жизни.
? Общественное сознание – это (наиболее подходящий вариант):
! идеи и взгляды мыслителей эпохи;
! господствующая идеология в обществе;
!+ духовная жизнь общества.
? Объектом рассмотрения философии не является:
! знание о человеке, его сущностные качества;
!+ жизнь конкретного человека;
! проблема смысла жизни человека;
! проблема происхождения человека.
? Личность – это: (наименее подходящий вариант):
!+ единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
! индивид, наделенный системой общезначимых качеств, которые позволяют ему включиться в общественную жизнь;
! индивид, который обладает определенными правами и обязанностями;
? Свобода – это: (наименее подходящий вариант):
!+ отсутствие ограничений и преград;
! наличие выбора и возможность его реализации;
! осознание необходимости действовать определенным образом.
? Один из уровней общественного сознания:
? «Государство есть единое лицо, которому люди передают управление и доверяют свои судьбы в результате договора каждого с каждым» – так считал:
? Последовательный и непримиримый враг демократии, который утверждал: «типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден»:
? Отождествление общества и государства является типичным для:
! Как для Запада, так и Востока.
? Концепция «открытого общества» была обоснована:
? Изучением проблем общества и социальных групп занимается:
? Какая позиция представляется не верной:
! общество вырастает на базе природы, но в процессе его становления и развития начинает все более и более отличаться от своей исходной основы;
!+ общество и природа – принципиально различные системы, не связанные между собой;
! «вторая природа (искусственная среда) – результат деятельности людей.
? Основой существования общества является:
? Концепция ноосферы разработана:
? Объективные факторы развития общества:
!+ это такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности;
! это поступки и деятельность выдающихся личностей;
! это реформы, способствующие прогрессу общества.
? Природно-климатические условия – это:
! субъективный фактор развития общества;
!+ объективный фактор, оказывающий влияние на развития общества;
! не имеет отношения к развитию общества.
? Одним из подходов в трактовке развития человеческой истории является:
? Учение об общественно-экономических формациях было выдвинуто:
? Современное общество многими исследователями определяется как:
? Управление обществом и государством высшими религиозными авторитетами характеризуется как:
? Основными сферами жизни общества являются (ошибочный вариант):
? Концепция «общественного договора» была сформулирована:
? Формационный подход в понимании общества оформился в рамках:
!+ материалистического понимания общества;
! идеалистического понимания общества;
! религиозных концепций общества;
! натуралистических теорий общества.
? Духовная жизнь общества: это (наименее подходящий вариант):
!+ сфера религиозных отношений;
! духовное освоение действительности;
! нематериальная сторона жизнедеятельности общества.
? Один из уровней общественного сознания:
? В рамках какой концепции общества разрабатывались категории «базис» и «надстройка»:
? В конце ХХ в. Ф.Фукуяма выдвинул идею о:
! о глобальных проблемах.
? Основное значение фактора случайности в реализации идеи самоорганизации общества признают представители:
? Античный мыслитель, который утверждал, что «человек вне общества есть абстракция реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделенная от тела, которому она принадлежит»:
? Немецкий философ, который утверждал, что человек существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе:
? Мыслитель, автор «Афоризмов житейской мудрости», который писал, что «девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно, никакое высшее благо не может доставить удовольствия…»:
!+ не хозяин в своем собственном доме;
? Согласно теории антропогенеза, основными факторами становления человека являются: (указать не правильный вариант):
! трудовая (орудийная) деятельность;
! сплочение в общность;
!+ переход от мифологии к религии и философии.
? Основоположником современной социобиологии, автор книги «Социобиология: новый синтез» является:
? Основоположником социологии является:
? Одной из форм исторической общности людей является:
? Автором концепции пассионарности, суть которой состоит в направленном воздействии энергии космоса на определенные популяции, является:
? Ядром политической подсистемы общества является:
! массовые общественные объединения.
? Разделом философии, изучающей общество, является:
? В основе экономической подсистемы общества находится:
! распределение материальных благ;
! обмен произведенной продукции;
? Что является высшим критерием общественного прогресса:
! развитие духовной культуры;
! развитие науки и техники;
! развитие производительных сил;
!+ самосовершенствование человека, качества его жизни.
? Для какой сферы жизни общества характерны глобальные проблемы человечества?