в древнем китае учения о добродетельном правителе придерживались сторонники
Учения о власти в Древнем Китае
Лао-цзы, основатель даосизма оставил после себя трактат «Книга о дао и дэ», составленный его учениками в IV-III вв. до н.э. Лао-цзы считал, что мир не есть божественное творение, он создан естественными законами. Основой всего сущего является дао, определяющее миропорядок и являющееся естественной справедливостью, перед которой все равны. Все беды человечества – в стремлении к богатству, что является отходом от дао.
Лао-цзы считает государство искусственным образованием, излишним для общества; но он надеется, что нарушенное людьми дао сможет само восстановиться, поэтому не надо совершать никаких насильственных действий против государства (революции, восстания и пр.). Лао-цзы выступает против «вредного мудрствования», считает, что нужно запретить развивать культуру, т.к. она лишь способствует отходу людей от дао и провоцирует желания. Он предлагает вернуться к простоте извечных времен, при этом следует восстановить элементарную общественную организацию (Лао-цзы разработал модель «государства-деревни»).
Важнейшим древнекитайским мыслителем является Кун-цзы, известный европейцам как Конфуций (около 551-479 до н.э.). Его мысли изложены учениками (V в. до н.э.) в сборнике «Беседы и высказывания». Конфуций формировал эталон высшей морали – идеального человека («цзюнь-цзы»), которого противопоставлял простолюдинам. Цзюнь-цзы должен следовать ритуалу, обладать добродетелью, любовью к людям, чувством долга и справедливости стремиться к знаниям, почитать старших, демонстрировать верность и преданность властям и пр., т.к. именно культурой китайцы отличаются от варваров.
Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства (император – отец всех подданных), обосновывал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные правители, цзюнь-цзы) и низших, которые должны безоговорочно подчиняться высшим, что составляет их добродетель. По Конфуцию, лучшая форма правления – аристократия (причем править должны аристократы знаний, а не аристократы крови или богатства). По Конфуцию, правитель – сын (представитель) бога на земле. «Достигни любви народной», – советует Конфуций добродетельному государю, но никто не вправе критиковать деяния императора.
Конфуций различал управление государством на основе добродетели и на основе позитивного закона, к последнему Конфуций относился негативно, поскольку его нормы устанавливаются людьми, а не богом. Вместе с тем Конфуций признавал за позитивным законом вспомогательную роль в управлении государством. Чиновники являются помощниками государя в деле управления государством, при этом вся полнота государственной власти все же остается в руках императора. Конфуцианство призывает к просвещению, самосовершенствованию. Со II в. до н.э. до установления коммунистического режима в 1949 г. конфуцианство (с включенными в него элементами легизма) являлось официальной идеологией Китая.
Из конфуцианской школы вышел один из ее противников Мо-цзы (Мо Ди) (V в. до н.э.), чьи высказывания были собраны учениками в сборнике «Мо-цзы» (IV в. до н.э.). Впервые для древнекитайской философии у Мо-цзы появляется идея выборности первого правителя, весьма сильны идеи социального равенства, критика социальной несправедливости. Мо-цзы выдвинул концепцию всеобщей и равновеликой любви, братства всех живущих на земле людей вне зависимости от социальных и иных факторов. В духе равенства Мо-цзы проповедовал отказ от роскоши и утонченной культуры древнекитайской аристократии, церемониала; в общем, он выступал за «опрощение» (в отличие от утонченного и высококультурного Конфуция). Мо-цзы (в отличие от Конфуция, и это роднит его с Шан Яном) выступал за необходимость установления государством общеобязательных законов, которые должны выполняться подданными под страхом неумолимого наказания.
Со времени Мо-цзы право в Древнем Китае стало ассоциироваться прежде всего не с ритуалом (как у Конфуция), а с наказанием и законом. В этом смысле Мо-цзы оказался предшественником древнекитайского легизма.
Основателем древнекитайского легизма считается древнекитайский государственный деятель и философ Шан Ян (IV в. до н.э.), создавший труд «Книга правителя области Шан». В условиях кризиса в то время в Китае Шан Ян обосновывает управление, опирающееся на законы и суровое наказание, чем вступает в противоречие с конфуцианством, отдающим приоритет ритуалу. Никакие призывы к добродетели в духе Конфуция не помогут, утверждал практичный Шан Ян, надо решительно усиливать централизованную администрацию, внушающий страх подданным аппарат управления и подавления; ведь самое главное, как утверждал Шан Ян, это обеспечить порядок в обществе и государстве.
Закон должен быть универсален, общеобязателен, жесток, соблюдаться под страхом мощного наказания, он не подлежит обсуждению, должен исполняться беспрекословно. Вместе с тем закон должен устанавливаться не произвольно, а лишь мудрыми людьми, хотя сам законодатель не связан законом, он вправе его скорректировать. При этом закон устанавливается отнюдь не раз и навсегда.
Шан Ян выступал за унификацию законодательства. Он создает модель «законнического (легистского) государства». Вместе с тем Шан Ян выступает за создание системы тотальной слежки, оправдывает коллективную ответственность (за преступление отвечают также родственники и соседи виновного, не донесшие о нем).
В своей практической государственной деятельности Шан Ян узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию традиционного права наследования административных постов, в результате чего по настоянию видных аристократов был казнен. Сходные идеи развивали и другие представители древнекитайского легизма; со временем (со II в. до н.э.) смягченные (объединенные с конфуцианством) элементы легизма составили официальную китайскую идеологию.
Легизм в Древнем Китае (школа законников)
Цивилизация Древнего Китая зародилась 7-5 тысяч лет назад в бассейнах рек Янцзы и Хуанхе, на востоке Азиатского материкас и долгое время находилась в относительной изоляции от влияния других культур.
Всему миру известно учение выдающегося китайского философа Конфуция, ставшее государственной религией и идеологией, философией и этическим учением для многих поколений китайцев.
Но если о конфуцианстве или Дао – религиозном учении о вечном пути к совершенству, знают многие, то о легизме мало кто слышал. Сегодня мы расскажем об этом философском учении и его особенностях.
Национальные древние религии Китая
На заре цивилизации все религиозные учения тесно связаны с мифологией и стараются объяснить появление земли и человечества в целом. Первые религиозные учения – это шаманизм, тотемизм и анимизм. То есть люди наделяли душой все живые существа, а также силы природы. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.
Почитали души предков, которых считали защитниками и советчиками всех ныне живущих. Огромным уважением в обществе пользовались жрецы или шаманы, передающие волю богов и умеющие своими ритуальными действиями испросить у богов исполнения желаний.
Зарождение конфуцианства
В 6 веке до н.э. в Китае жил великий Конфуций, о котором и сегодня мы вспоминаем с огромным уважением. Его учение нельзя считать религией в том смысле, как мы привыкли ее понимать, но тем не менее это философское этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе между людьми и между правителем и его подданными.
Конфуций считал, что мудрый правитель ведет себя словно снисходительный отец по отношению к своим подданным, а они в свою очередь подчиняются ему с уважением и любовью.
Главными этическими ценностями он считал снисходительность и уважение друг к другу, на основе этих понятий мы должны строить свои взаимоотношения и тогда в обществе воцарится гармония и порядок. Добродетель в понимании Конфуция – это человеколюбие, уважение к родителям и старшим, а также сановникам, чувства долга и исполнение ритуалов.
Спустя 300 лет после смерти великого ученого конфуцианство стало государственной религией и перешагнуло далеко за пределы границ Поднебесной империи.
Дао — вечный путь
Основателем учения даосизм считается легендарный Лао-Цзы, учитель Конфуция, проживающий в Китае в 6 веке до н.э.
Понятие дао – это вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и Верховный владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, так и наша жизнь находится в вечном движении. Вечный путь – это вселенская справедливость и гармония, символ добра и счастья. По отношению к дао нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых людей, все равны и все находятся в одинаковом положении.
Любой человек только движется по правильному пути, но сам ничего не меняет в своей жизни. Один из главных принципов даосизма – это принцип отсутствия активности и практической деятельности.
Все, что создается человеком как материальное, так и духовное- все противоестественно и противоречит законам вечного пути.
Что такое легизм?
Легизм – одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, иначе его называли «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший правителем области Шан в 4 веке до н.э.
Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан.
Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.
Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила – верховный правитель, которому подчиняется все сущее. Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.
Идеи философской школы легизма
Поскольку все рождены равными перед законом и властью, и Богами, то заслуживает награды в первую очередь, тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.
Можно добиться большого успеха в политической деятельности, если заниматься образованием и точным расчетом.
В своей деятельности нужно умело соединять опыт древних правителей и современные требования.
Поскольку политика и экономика тесно связаны, то умный министр должен изучать экономическое положение всех, без исключения, слоев населения, а потом на основе полученных данных проводить политические реформы.
Вся полнота власти сосредоточена в руках верховного правителя, наместники лишь подчиняются ему и не имеют полномочий для самостоятельного управления. «Мудрый правитель не чинит смуту, а наводит порядок при помощи закона и сильной власти».
Для обеспечения представительства богатых и знатных представителей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.
Главная и единственная задача каждого чиновника – полное подчинение верховной власти.
Для всей Поднебесной империи следует установить единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.
Идеальное государство охраняет свои законы при помощи силовых структур.
Каждый проступок должен быть наказан, причем главное наказание – смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.
Главная задача реальной власти – объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.
Более поздние философы – теоретики легизма отказались от некоторых крайних теорий и сблизили легизм с существующими до него философскими учениями конфуцианством и даосизмом.
Теоретики легизма
Шынь Бухай – стоял у истоков появления легизма, его идеи приближены к теории Конфуция. Он вывел свою теорию правильного управления огромным государством и взаимоотношений власти и подданных.
Гуань Чжуан – сторонник тотального контроля со стороны власти над всеми областями жизни общества, но при этом сторонник целенаправленной государственной помощи беднейшим слоям населения.
Шинь Ян – правитель провинции Шан, сторонник милитаризма и сумевший создать сильную армию, наводящую ужас на окрестные страны. Упорно поддерживал ремесленников и старался поднять сельское хозяйство. При этом умело пополнял казну государства из имущества богатых купцов, превращенных в рабов и лишенных имущества. Отстранял от управления государством аристократию, не занимающую никаких военных постов в действующей армии.
Вэо Лао-Цзы – сторонник гуманности и милосердия в делах управления государством, поддерживал конфуцианство и старался довести до широких масс населения учение философа. Но при этом хотел превращения страны в военную базу и предлагал запретить все ремесла, не имеющие отношения к военному делу.
Принц Фань Хэй – сторонник даосизма, считал, что необходимо просто идти по течению, не пытаясь изменить ход сущего. Идеальное государство не вмешивается в дела своих граждан, а граждане не стараются изменить ход истории и вмешаться в политику государства.
Уже в 3 веке до н.э. легизм настолько слился с существующими ранее морально-этическими учениями, что прекратил свое самостоятельное существование.
Последствия следованию учению легизма
Признание школы законников и введение ее в систему управления позволило Китаю заметно укрепить свой авторитет в системе международных взаимоотношений и начать расширять свои территории.
При этом усилилась эксплуатация простого народа, крайняя деспотичность власти привела к закабалению крестьян и усилению репрессий, последовали массовые казни.
Из-за того, что в обществе утвердился страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля, а в учение внедрить морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность друг к другу.
Постепенно легизм как философское учение сошел на нет, и уже в 1 веке до н.э.ему на смену пришло конфуцианство. И моизм, и даосизм почувствовали на себе сильное влияние буддизма и в результате утратили влияние на формирование общественной мысли.
9. Политико-правовые учения Древнего Китая
9. Политико-правовые учения Древнего Китая
Политическая мысль Древнего Китая была сугубо приземленной, однако во всех взглядах отстаивается необходимость установления «жестоких» законов как главное средство управления.
Основные направления политико-правовой мысли Древнего Китая:
Основателем является Конфуций, взгляды которого изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).
Основные положения конфуцианства:
1) Патриархально-патерналистская концепция государства исходила из идеи, что власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
2) Взаимоотношения правителей, чиновников и подданных строятся на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим».
3) Отвергаются внешние войны, завоевательные подходы китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»)
4) Существенная роль принадлежит принципу «исправления имен» (чже мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданный.
2. Идеология даосизма
Основатель даосизма – Лао-цзы, взгляды которого изложены в произведении «ДАО дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»).
Основные положения даосизма:
1. Дао характеризуется как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны.
2. Все недостатки культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного Дао.
3. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.
4. Все неестественное (культура, законодательство) – отклонение от Дао и ложный путь. Влияние естественного вообще на общественную и политико-правовую жизнь в целом, осуществляется на путях такого следования Дао, которое означает отказ от культуры и возвращение к естественности.
Основателем является Мо-цзы, который развивал идею естественного равенства всех людей.
Основные положения моизма:
1. Идея принадлежности народу верховной власти.
3. Требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.
4. В поисках единого образца справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.
Основатель – Гунсунь Ян (Шан Ян), идеи которого изложены в трактате «Шан цзунь шу» («Книга правителя области Шан»).
Основные положения легизма:
1. Управление должно опираться на законы и суровые наказания.
2. Взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое, когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».
3. Внедрение принципа «коллективной ответственности», при котором за преступления отвечали не только близкие, но и дальние родственники правонарушителя.
Читайте также
6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ В I тысячелетии до н. э. в Индии сложились два религиозных течения: брахманизм и буддизм, которые были религиозной базой для становления учений о политике и праве. Своими корнями эти религиозные учения уходят к Ведам (от санскр. vkda
7 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
7 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ В VI–III вв. до н. э. в Китае происходит становление различных социально-политических концепций. Это произошло в результате коренных изменений в экономической и политической жизни китайского общества, что было вызвано: 1) появлением
10 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
10 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА Древнеримские учения о политике и праве имеют сходные черты с политико-правовыми концепциями Древней Греции. Связано это с тесными эллинистическими культурными традициями. Этот процесс особенно ускорился после завоевания
31 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
31 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ Выдающийся политический деятель в истории США – Томас Джефферсон (1743–1826) – создал текст Декларации независимости, где отражены его взгляды на политику и право. Джефферсон критикует монархическое
8. Политико-правовые учения Древней Индии
8. Политико-правовые учения Древней Индии Политико-правовая мысль в Древней Индии развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Доминирующее положение занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского
12. Политико-правовые теории Древнего Рима
20. Политико-правовые учения якобинцев
20. Политико-правовые учения якобинцев Якобинская политико-правовая идеология – органическая часть, неотъемлемый компонент общественного сознания революционной эпохи Франции на исходе XVIII в.Ж. П. Марат (1743–1793 гг.), основными работами которого является памфлет «Цепи
32. Политико-правовые учения США периода Войны за независимость
32. Политико-правовые учения США периода Войны за независимость Колонизация Северной Америки англичанами осуществлялась в обстановке военного соперничества и самоотверженной борьбой со смертью и неудачными попытками обратить в рабство индейцев.Протестанты считали
27. Государства Древнего Китая
27. Государства Древнего Китая История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV–XI вв. до н. э.), период Чжоу (XI–III вв. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) и Чжаньго, «борющихся
6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья
6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья Весьма заинтересованными исследователями политико-правого развития послефевральской России в сравнительно-исторической перспективе стали крупнейшие правоведы так называемого русского зарубежья. Это была
В древнем китае учения о добродетельном правителе придерживались сторонники
ЛЕГИЗМ
ЛЕГИЗМ (legisme, legalism) – принятое в западной науке обозначение школы фа цзя – «законников», одного из основных направлений древнекитайской этико-политической мысли (от лат. lex, родительный падеж, legis – закон). Основоположниками теории и практики легизма считаются Гуань Чжун (кон. 8–7 в. до н.э.), Цзы Чань (6 в. до н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. до н.э.). Крупнейшими теоретиками легизма признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. до н.э.) и Хань Фэй (3 в. до н.э.; см. «Хань Фэй-цзы»).
В основе доктрины легизма лежит учение о главенстве единого юридического закона (фа) в жизни государства. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. В отличие от ли-благопристойности законы могут изменяться и пересматриваться в соответствии с потребностями момента. Другими важнейшими аспектами легизма являются учения о шу – «искусстве» политического маневрирования, прежде всего контроля за чиновниками, и о ши – «власти/насилии» как гаранте управления на основе закона. Этико-политические построения легистов нередко подкреплялись натурфилософскими идеями даосского характера.
Теоретики легизма создали стройную концепцию деспотического государства, функционирующего при условии неограниченной власти правителя, единолично руководящего унифицированным административным аппаратом. Они предложили идею государственного регулирования экономики, гл. о. посредством мер по поощрению земледелия и упорядочению налогообложения, систему централизованного управления государством по принципу регулярного административного деления, назначение чиновников правителем вместо традиционного наследования должностей, принцип присвоения рангов знатности, пожалований и привилегий за конкретные заслуги (прежде всего в ратном деле), контроль за образом мыслей подданных, цензорский надзор за чиновниками, систему круговой поруки и групповой ответственности. Объективно политическая практика в русле легизма вела к ограничению влияния наследственной знати и разрушению некоторых механизмов функционирования традиционной патронимии, которые препятствовали реализации единоличной власти монарха, а также к усилению роли регулярной администрации.
Согласно доктрине легизма, отношения правителя с народом могут быть только антагонистическими. Задача государя – «ослабление народа». Для этого следует ограничивать его образование и ставить благосостояние подданных в зависимость от самодержавной власти. Залог мощи государства и укрепления власти правителя – концентрация усилий на развитии земледелия и ведении войн. Моральные нормы, традиции и культура должны быть внеположны сознанию подданного, т.к. отвлекают его от выполнения основных обязанностей перед государем. Управление народом и чиновничеством должно строиться на главном императиве человеческой активности – «стремлении к выгоде». Поэтому основными методами управления легисты считали награды и наказания при доминировании и максимальной строгости последних. Главное мерило человеческих достоинств – преданность государю, беспрекословное подчинение закону и военные заслуга, что следует считать основанием для назначения на должности и присвоения рангов знатности. Однако правитель не должен доверять и самым достойным: необходимо поощрять доносительство, быть бдительным и безжалостным, не передавать подчиненным ни толики своей власти. В то же время в вопросах управления учение легизма предписывает руководствоваться не личными капризами, а только «большой выгодой» для государства, учитывать интересы подданных, прежде всего материальные.
Основным идеологическим соперником легизма было конфуцианство. Борьба с ним пронизывает все этапы становления и эволюции легизма в качестве самостоятельного идеологического направления. Первый этап (7–5 вв. до н.э.) знаменуется реформами Гуань Чжуна в царстве Ци, направленными на введение единого законодательства, ограничение прав наследственной аристократии. На втором этапе (4–1-я пол. 3 в. до н.э.) были созданы учения Шан Яна, Шэнь Бухая и Хань Фэя, завершившего детальную разработку доктрины легизма. В тот же период впервые отчетливо проявилась тенденция к теоретическому синтезу конфуцианских и легистских доктрин, реализовавшаяся в учении Сюнь-цзы.
Третий этап истории легизма был самым значительным, несмотря на краткость: в 221–207 до н.э. легизм стал официальной идеологией централизованной империи Цинь и теоретическим основанием системы государственного управления. Цинь Шихуан проводил целенаправленную политику ограничения тех сфер культуры, которые угрожали господству легистской идеологии. В 213 до н.э. был исполнен императорский указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, за исключением гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии и земледелию (литература в государственных архивах была сохранена). 460 ученых-конфуцианцев были живыми закопаны в землю, большое число их единомышленников сослано в приграничные районы.
Созданная Цинь Шихуаном система управления не смогла после его смерти обеспечить сохранение империи Цинь. К сер. 2 в. до н.э. по мере усиления влияния бюрократии, нуждавшейся в идеологическом обосновании своего места в обществе, при дворе возрождается интерес к конфуцианству. Конфуциански ориентированные мыслители искали пути идеологического синтеза с легизмом, невиданно повысившим социальную роль бюрократических институтов, но жестко ограничившим статус и права чиновничества в пользу самодержца. В трудах «отца» ортодоксального имперского конфуцианства Дун Чжуншу на легистов возлагается ответственность за все беды, постигшие страну, в т.ч. за разорение земледельцев, рост количества земель в частной собственности, увеличение налогов, произвол чиновников и т.п. Однако политическая программа самого Дун Чжуншу испытала сильное влияние идеологов легизма. Он считал возможным применение насилия в целях управления, использование легистской системы наград и наказаний. Ханьское конфуцианство заимствовало у Шан Яна и идею социальной мобильности, заменив преданность исключительно правителю верой во всемогущество конфуцианского учения.
В Средние века к легистским доктринам неоднократно обращались авторы проектов реформ, нацеленных на укрепление государственной организации. Однако в целом отношение конфуцианцев к древним идеологам легизма оставалось негативным.
В кон. 19 – нач. 20 в. легизм привлек внимание отдельных деятелей реформаторского движения. Напр., Май Мэнхуа, ученик Кан Ювэя, усматривал в учении Шан Яна идею ограничения власти императора рамками закона. По его мнению, причина отсталости Китая – отсутствие управления на основе закона. В 1920–40-е гг. проповедниками идей легизма стали этатисты, ставившие целью усиление структур национального государства. Так, Чэнь Цитянь считал необходимыми прямые заимствования у теоретиков легизма с целью создания «новой легистской теории». В первую очередь ему импонировали идеи сильной власти, сильного правителя и круговой поруки. К экономическим учениям Гуань Чжуна и Шан Яна неоднократно обращались лидеры Гоминьдана, в т.ч. Чан Кайши, доказывавший, что легистская доктрина вмешательства государства в экономическую жизнь положила начало экономическому планированию и политике «народного благоденствия». В 1972–76 апология идеалов легизма была использована КПК в ходе идеологической кампании «критики Линь Бяо и Конфуция». Легисты объявлялись сторонниками «современности» и реформ, конфуцианцы – поборниками «древности», под которой подразумевалась практика и теория «строительства социализма» до «культурной революции» 1966–69; противостояние конфуцианства и легизма интерпретировалось как столкновение идеологий соответственно рабовладельческого и шедшего ему на смену феодального общества.