в древней месопотамии храмы назывались

Архитектура Месопотамии

Территории древних народов, населявших Переднюю Азию, — не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых, зыбкие болота и частые наводнения, меняющие русла великих рек — Тигра и Евфрата. Чего там было в достатке — это тростника, глины и воды. Из этих простейших материалов и были построены Вавилонская башня и знаменитые Висячие сады Семирамиды.

Архитектура Междуречья, или лестница в небо

в древней месопотамии храмы назывались

В IV тысячелетии до н. э. древние люди еще почти нигде на планете не ступили на путь цивилизации. А вот в Передней Азии уже создавались и набирали силу такие ранние государства, как Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту и многие другие.

Для историков так и осталось загадкой, откуда пришли эти народы. Но плодородные долины между великими реками Тигром и Евфратом стали местом рождения величайшей из древних цивилизаций — Месопотамии (Междуречья).

Первыми жилищами местных жителей были хижины, плетенные из тростника и обмазанные глиной. А после изобретения сырцового кирпича стали возводиться и добротные жилые дома, и монументальные сооружения — зиккураты. Поскольку в строительстве главным образом использовался кирпич-сырец, архитектура Междуречья представляла собой простые объемы в виде кубов и параллелепипедов. Можно даже вполне ясно представить, как выглядели подобные города!

в древней месопотамии храмы назывались

Культовым сооружением народов Междуречья до конца эпохи Древности оставался зиккурат — священный храм. Это слово вавилонского происхождения и в переводе означает «вершина». Такой храм был устроен гораздо проще египетских пирамид. Высокое башнеобразное сооружение состояло из нескольких ярусов и не имело внутренних помещений. Только на верхней платформе располагался небольшой храм главного божества — хранителя города. Вход туда был закрыт для обычных посетителей.

Шумеры строили храмы трехступенчатыми — в честь трех своих главных богов. У зиккуратов Вавилона ярусов было семь. Ярусы раскрашивались в символические цвета планет, известных в древности. Террасы храма (на них высаживали экзотические растения) соединялись между собой лестницами или пандусами. Есть предположение, что такой храмовый комплекс также мог служить небесной обсерваторией. Самый известный из ныне сохранившихся зиккуратов находится в древнем городе Ур.

Ряд ученых-библеистов считают, что один из зиккуратов Междуречья стал архитектурным прообразом знаменитой Вавилонской башни. Кто знает…

в древней месопотамии храмы назывались

Ворота богини войны и зиккурат Этеменанки

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. в южной части Месопотамии — Двуречье — образовалась новая империя, столицей которой стал легендарный Вавилон. Это был самый большой город времени расцвета месопотамской культуры.

Вавилоняне были воинственно настроенным народом. Поэтому их здания напоминали крепости. Вокруг столицы быстро появилась мощная стена толщиной несколько метров. В ней было сооружено восемь массивных ворот, названных в честь разных богов. Главные ворота — Северные — носили имя богини Иштар. Она почиталась вавилонянами как богиня плодородия, войны и распри.

в древней месопотамии храмы назывались

В архитектурном отношении конструкция ворот не отличалась сложностью — они состояли из двух больших внутренних башен и двух меньших наружных. Но их фантастическая красота ослепляла каждого! Священные быки и драконы — символы Иштар, изображенные на синих глазурованных кирпичах, покрывали стены ворот богини

От ворот широкая дорога вела в главный храм города — зиккурат Этеменанки, посвященный покровителю Вавилона богу Мардуку. «Этеменанки» в переводе означает «Дом основания неба и земли». Ученые предполагают, что это и есть знаменитая Вавилонская башня! Помните историю о том, почему мы все говорим на разных языках? Согласно этой легенде, башню всех времен и народов не смогли достроить из-за того, что строители перестали понимать друг друга. А потом она совсем разрушилась, да так, что многие стали сомневаться, была ли она вообще.

в древней месопотамии храмы назывались

Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это был типичный для Месопотамии зиккурат, но огромного размера. На вершине башни находилось святилище Мардука, покрытое, как и ворота, вавилонским глазурованным кирпичом. Башня выделялась среди всех построек города и производила впечатление мощи и величия.

Висячие сады Семирамиды — второе чудо света

Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, не сохранились до наших дней. По легенде, эти сады велел соорудить царь Навуходоносор II для одной из своих любимых жен, которая была родом из гористой страны Мидии. На плоских равнинах Вавилонии зеленые сады должны были напоминать ей о родине.

На террасах, похожих на горные уступы, был насыпан слой плодородной земли и посажены экзотические растения. Вода для полива зеленых насаждений поступала из Евфрата, для чего была устроена уникальная система водоснабжения. Эта технология была не нова для Месопотамии: согласно археологическим раскопкам, нечто похожее встречалось, например, в легендарной Вавилонской башне. Но именно в Висячих садах Семирамиды она достигла своего совершенства.

Рабы, вращая колесо, качали воду из Евфрата на вершину башни. Оттуда по многочисленным стокам она поступала на все террасы, даря жизнь пышной растительности. Из-за того, что цветы и деревья скрывали конструкцию постройки, издали казалось, что эти сады словно парят в воздухе. В безлесном Вавилоне это производило необыкновенное впечатление!

Культура народов древней Месопотамии не исчезла бесследно — их достижения, в том числе архитектурные, оказали большое влияние на уровень развития и всего Древнего Востока, и античной Европы.

Большинство исследователей считают, что сооружение Висячих садов с Семирамидой связывают ошибочно. Жену Навуходоносора II звали Амитис. А ассирийская царица Семирамида (или, точнее, Шаммурамат) жила много ранее.

Источник

Архитектура Междуречья

На Ближнем Востоке в IVтыс. до н.э. между реками Тигр и Ефрат, возникла цивилизация Месопотамии, или Двуречья. В ее историческом развитии можно выделить периоды существования трех древних государств, которые последовательно сменяли друг друга в этом регионе:Шумер, Вавилон и Ассирия.

в древней месопотамии храмы назывались

Шумеро-аккадская культура XXVII-XX вв. до н.э.

Шумеры заложили фундамент цивилизации Месопотамии.Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. История Месопотамии становится историей не только шумерских, но и аккадских народов.

Духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением, и это всецело определило развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.

Центральное место в городе занимал храм-дворец божества-покровителя. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме.Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями.

в древней месопотамии храмы назывались

Для защиты территории от вторжения неприятелей, города и другие поселения укреплялись оборонительными стенами сложной конструкции и значительной толщины.В конце III тыс. до н.э. древнейшей столицей Месопотамии — объединенного государства Шумер и Аккад — становится город Ур. Комплекс дворцовых и храмовых зданий в центре города был защищен крепостной стеной, вокруг которой размещались остальные городские постройки, которые так же были окружены мощными стенами с выступающими башнями и бастионами. Город был неприступной цитаделью.

К концу III тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появился новый тип храма- зиккурат, ставший характерным культовым сооружением Древнего Двуречья. Зиккурат oзначает «дом горы», высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией. Верховный правитель Ура, царь Шумера и Аккада — Ур-Намму, правивший приблизительно в 2112 — 2094 годах до н. э.— начал строить огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны. Завершил строительство его сын Шульги, который правил приблизительно в 2094 — 2046 годах до н. э

в древней месопотамии храмы назывались

Зиккурат в Уре Возведён в XXI веке до н. э

В главном зале храма помещали статую бога, изготовленную из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шумеры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города.

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46м, высоту до 30м. Это сверкающая террасами храмовая постройка. В верхней башне находилось святилище. Оно считалось жилищем бога, который почивал в нем по ночам.

Архитектура Вавилона

Культура Вавилонии приняла эстафету у шумеро-акадской культуры и цивилизации.Крушение Шумеро-Аккадского царства на рубеже III—II тыс. до н. э. сопровождалось переселением на земли Древней Месопотамии многочисленных полукочевых общин амореев (кочевой западносемитский народ древней Передней Азии). Созданное амореями Вавилонское царство изначально было небольшим и занимало территорию вдоль каналов Ара́хту и Апка́ллату (западные ответвления Евфрата). Основное население этих мест — потомки шумеров и аккадцев — постепенно слились в единую народность вавилонян и ассимилировали завоевателей-амореев.

История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство XIX-XVI в.в. до н.э. и Нововавилонское царство VII-VIв.в. до н.э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название.

Вавилон ( происходит от слова “Бабилу”“-врата бога”) впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. в период правления Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

Нововавилонское царство— это второй период, который наступил спустя тысячу лет после того, как рухнула империя Хаммурапи. В 612 г. до н.э. вавилоняне в союзе с Мидией низвергли ассирийскую империю и взяли под свой контроль большую часть региона. Выдающейся фигурой этого времени был халдейский царь Вавилона Навуходоносор II, который был не только завоевателем, но и отличным строителем. В период правления Навуходоносора (604-562 г. до н.э.)Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. человек; за городом закрепляется слава священного. Это тот город, который был описан Геродотом и тот город, который был раскопан и частично реконструирован.

в древней месопотамии храмы назывались

Реконструированные остатки Вавилона в 2005 году

Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными семью воротами.Пространство между первыми двумя стенами в свое время было заполнено землей, превратившей две стены в один неприступный и совершенно непробиваемый крепостной вал, его ширина позволяла свободно разъехаться двум колесницам. Hа внутренней стене через каждые 50 метров стояли сторожевые башни. Всего на внутренней стене их было 360, а на внешней 250.Одни из ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

У ворот брала начало Дорога процессий, по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.

Немецким ученым удалось восстановить ворота в оригинальном размере из настоящих вавилонских кирпичей. Сейчас ворота Иштар находятся в музее Пергамон в Берлине. Здесь же есть и восстановленная часть Дороги процессий. Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии храмов-зиккуратов. Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). Вавилонский зиккурат- монументальное сооружение высотой около 90 метров, на вершине которого находилось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету — красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров.

в древней месопотамии храмы назывались

Реконструкция зиккурата Этеменанки (Вавилонская башня)

Висячие Сады Семирамиды

В южной части Вавилона находились знаменитые Висячие Сады Семирамиды (одно из семи чудес света), которые были устроены на берегу реки на нескольких террасах, поднимавшихся уступами одна над другой на высоту более 40 метров. Навуходоносор создал эти Сады для своей молодой жены Амитис, скучавшей по родным местам горной Мидии.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Множество прохладных комнат были обильно украшены растениями, саженцы и семена которых привозили в Вавилон из всех стран мира. Растения поливались с помощью специального водоподъемника, несколько сотен рабов круглыми сутками вращали колесо с ведрами из кожи, наполненными водой. Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для выращивания даже деревьев.

Зимой 323 года до н.э Александр Македонский остановился в Вавилоне, он был покорен великолепием Вавилона и предполагал, что это будет одна из его столиц, но неожиданно заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 13 июня 323 года до н.э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет.

Архитектура Ассирии

Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденций ассирийских царей, предпочитавщих в целях безопасности строить себе изолированные от города цитадели.Город окружала крепостная стена высотой 14м и толщиной 23м.

Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14м). Он был разделен на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов.

По сторонам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков — «шеду». Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами.В состав дворца входил зиккурат высотой 40 м со спиральным пандусом и большой сад, орошение которого осуществлялось системой водоподъемных устройств.

Ниневия

в древней месопотамии храмы назывались

Компьютерная реконструкция Ниневии времен царя Ашшурбанапала.

Источник

Первые цивилизации: Древняя Месопотамия

История искусства #2

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Зарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э., начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

«Месопотамия» — значит «Земля между реками», между Евфратом и Тигром.

в древней месопотамии храмы назывались

Эта цивилизация сформировала древние государства, среди которых Аккад, Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. — Вавилония.

Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли.

Историю Древней Месопотамии принято разделять на условные отрезки:
Убайд — 4 000–3 500 гг. до н.э.
Урук — 3 500–3 000 гг. до н.э.
Джемдет-Наср — 3 000–2 800 гг. до н.э.
Раннединастичесикй — 2 800–2 400 гг. до н.э.
Аккадский — 2 400–2 200 гг. до н.э.
Позднешумерский — 2 200–2 000 гг. до н.э. (включает период III династии Ура — 2 100–2 000 гг. до н.э.)
Древневавалонский (или старовавилонский) — 2 000–1 600 гг. до н.э.
Касситский — 1 600–1 200 гг. до н.э. и послекасситский — 1 200–627 гг. до н.э.
Нововавилонский (или халдейский) — 625–538 гг. до н.э.

Более чем 5000 лет назад тут обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады.

После исчезновения Шумера и Аккада доминировать на этой земле стали две страны, попеременно берущие верх, — Вавилония и Ассирия.

Так, в 1700-е годы до н.э. шестой царь вавилонской династии Хаммурапи объединил всю Месопотамию, и это был расцвет Вавилонии, которая через чуть больше чем тысячу лет была разрушена Ассирийским царем Синах-рибом.

Вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи.

На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне, а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу под названием «аккадцы».

Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было.

Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы — племена, номы, территориальные общины.

в древней месопотамии храмы назывались

Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково — «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил.

Шумеро-аккадская мифология

Религия, во всех ее главных моментах, была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.

в древней месопотамии храмы назывались

Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице.

Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения.

Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

в древней месопотамии храмы назывались

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно.

Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Особенно популярны были так называемые ламассу (шеду), которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

в древней месопотамии храмы назывались

Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Не менее яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Письменность

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира — животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Литература

Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше.

в древней месопотамии храмы назывались

Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы.

Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Ряд аккадских литературных произведений приписывается Энхедуанне, дочери Саргона Аккадского и верховной жрице Ура. Её произведения назывались «гимнами к богине Инанне».

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

До нас дошло более 100 табличек с фрагментами нескольких этих гимнов, но лишь в списках более позднего старовавилонского периода. Они использовались в школах для переписывания, что свидетельствует об их популярности.

в древней месопотамии храмы назывались

Вавилоно-ассирийская литература показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Древнюю Месопотамию в первые три тысячелетия до нашей эры.

Отличительной чертой Вавилоно-ассирийской литературы является необычайный консерватизм всех литературных жанров. Задачей писца было не создание нового литературного произведения, а сохранение для будущих поколений литературного наследия древности или в лучшем случае применение древней литературы к потребностям и нуждам современности.

Одним из важнейших литературных памятников древней Ассирии является «Поучение писца Ахикара».

Архитектура

Основу архитектуры Месопотамии составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания.

Первые из дошедших до нас храмов относятся к IV — III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами, были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Позже добавились желтый и голубой цвет.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

У шумеров зиккураты были треступенчатые, а во времена Ассирии и Вавилона, когда главных Богов оказалось семь- стали стоить семиступенчатые зигккураты.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон.

в древней месопотамии храмы назывались

Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья.

Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен путём чередования выступов и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии зиккуратов. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Самый высокий зиккурат, высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8, находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Это предполагаемый прототип Вавилонской Башни.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Вавилон был опоясан двойным кольцом крепостных стен и имел 8 ворот. Наиболее знаменитые ворота богини Иштар высотой 12 метров. Были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений: 575 львов, священных драконов и быков.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Все предметы искусства имели определенные функции: мемориальную, культовую и прагматическую.

Прагматическая функция состояла в демонстрации высокого социального статуса обладателя вещи, например, печати, культовая означала участие изделия в религиозных обрядах.

Мемориальная функция означала, что изделие должно было напоминать потомкам о своих предках, призывать их чтить их деяния, приносить им жертвы и т.д.

Эстетической функции у шумерских изделий не существовало.

Скульптура

После запрета человеческих жертвоприношений в некрополях рядом с телом покойника находились глиняные фигурки рабов. Таким образом, скульптура выступает двойником тела, она и заменяет. Поэтому скульптура должна была быть индивидуализированной, похожей на оригинал, то есть на того, кого она изображала. Правда, форма не должна полностью соответствовать модели, потому индивидуализировало скульптуру имя, которое на ней надписывали.

Обычно статуя воплощала вотивные образы, обращенные в молитвах к божествам, и имела сакральный смысл.

Статуи монархов содержали функцию преклонения перед богами, посредника между ними и миром людей.

Если молитва фиксировалась на скульптурном изображении, то мольба о помощи в обретении лучшей жизни будет длиться вечно.

в древней месопотамии храмы назывались

Незначительность количества найденных статуй в Месопотамии объясняется тем, что местный известняк слишком мягок и был пригоден главным образом для барельефных изображений. В шумерских и вавилонских сооружениях скульптурные украшения играли второстепенную роль.

В Вавилонии скульптурные изображения умерших царей клали как подношения в храмах.

Индивидуальность фигурам придавали надписи на них (на спине или на плече), а не портретное сходство с моделью.

Статуи, как правило, были небольших размеров. Сказалось отсутствие в Месопотамии должных объемов камня и дерева.

В скульптурных изображениях человека масса распределяется в симметрии вокруг «виртуальной» оси. Сама статуя воплощается в фигурах конуса, треугольникам или цилиндра, к которым приспосабливается тело, и это делает фигуры однородными.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Как правило, статуи мужские, они неподвижно стоят или сидят, мускулистые руки чаще всего скрещены на груди или держат сосуд, голова тщательно проработана (ибо тело всего лишь «пьедестал» для головы), лицо серьезно, брови и глаза без век инкрустированы (именно взглядом молящийся выражает свои мольбы), рот закрыт.

в древней месопотамии храмы назывались

По скульптуре нельзя однозначно определить, что, скажем, в действительности представляли собой шумеры. Большие уши и глаза у них были символами мудрости, поэтому подобное в изображении объясняют требованиями культа, а не антропологическими особенностями.

Длинные, собранные в пучок волосы и вьющаяся борода вавилоно-ассирийских изображений человека указывают на их ближневосточное происхождение.

Мы не найдем в Месопотамии изображения обнаженного человеческого тела — в нем не искали идеал красоты.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

В Месопотамии родилась традиция изображения фантастических существ. В фигурах смешивались черты человека и животных. Это вытекало из потребности древнего человека присвоить себе атрибуты животных, чтобы войти в общение с силами природы. Эта традиция была перенята египтянами и народами Восточного Средиземноморья и сохранялась вплоть до средних веков.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Самым замечательным из скульптурных произведений является найденная в Уруке мраморная женская голова (Багдад, Иракский музей). Плоено срезанная сзади, она была прикреплена когда-то к стене храма, являясь частью горельефной фигуры. Лицо богини с огромными широко раскрытыми глазами и сросшимися над переносицей бровями (глаза и брови инкрустированы) отличается большой выразительностью. На голове когда-то был прикреплен убор из золота.

Барельефы

Барельефы изготавливаются из различных материалов. Это может быть камень, мрамор, дерево. Есть глиняные и алебастровые изделия, фигуры из металла. Разновидностью барельефа является горельеф («высокий рельеф») — изображение с большой выпуклостью.

в древней месопотамии храмы назывались

Изображения животных и птиц, в соответствии с канона, доминировали также профильные. Изображаемое, что могло состоять из нескольких регистров, мало “читаться” как рассказ по принципу письменного текста, но снизу вверх.

Огромных размеров каменные изваяния животных и мифических существ украшали входы царских дворцов.

в древней месопотамии храмы назывались

При плоскостности изображения фигур человеческую фигуру изображали с трехчетвертные или полным поворотом плеч, профильность изображения ног и лица, однако глаза — в профиль.

Сохранились барельефы с изображением владык с окладистыми бородами, заплетёнными волосами, с чётко прорисованными деталями глаз, губ, носа. Они восседают на тронах или в праздничных повозках. Вокруг вырезаны скульптуры слуг, рабов.

Встречаются выпуклые изображения воинов, лучников, которые свидетельствуют о военной мощи месопотамских государств.

в древней месопотамии храмы назывались

в древней месопотамии храмы назывались

Есть сюжетные скульптурные изображения военных сражений, охоты, бытовых действий, где вместе с фигурами людей вырезаны лошади, быки, львы, двуглавые птицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *