В электрооборудовании автомобилей применяются следующие полупроводниковые приборы
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Полупроводниковые технологии в автомобилестроении
Тенденции развития автомобильного транспорта, применение современных двигателей, выполняемых на основе принципиально новых конструктивных решений и материалов, выдвигают требования работы электронных устройств в расширенных температурных диапазонах и меньших по объему пространствах. Поиск альтернативных методов получения энергии и развития беспроводных коммуникационных систем требуют повышения многофункциональности и снижения энергоемкости используемых для решения этих задач микроэлектронных устройств. Вот о том, что представляют собой современные полупроводниковые технологии в автомобилестроении, мы и поговорим в этой статье.
Электрическая проводимость твердых тел
Способность отдельных материалов проводить электрический ток определяется количеством и подвижностью имеющихся в них свободных носителей заряда. Так, различие в удельной электропроводимости для твердых тел при комнатной температуре проявляется в пределах диапазона, определяемого от 10-й до 24-й степени. Поэтому материалы соответствующим образом могут быть подразделены по электрическим свойствам на три электрических класса. В табл. «Классификация проводимости материалов» приведено их описание с примерами.
Проводники (металлы)
В твердых телах содержится приблизительно 10 22 атомов на кубический сантиметр. Вместе их удерживают электрические силы. В металлах имеется большое число свободных носителей заряда (один свободный электрон приходится на атом). Свободные носители зарядов обеспечивают металлам высокую электрическую проводимость. Для хороших проводников она составляет примерно 10 6 См/см.
Диэлектрики (изоляторы)
Число свободных носителей заряда, обнаруживаемое в изоляторах, практически равно нулю. Соответственно, их электрическая проводимость незначительна. Для хороших изоляторов она составляет примерно 10 18 См/см.
Полупроводники
Полупроводники по электрической проводимости занимают промежуточное положение между металлами и изоляторами. Это — в отличие от проводимости металлов и диэлектриков — в значительной степени зависит от следующих факторов:
Так как полупроводники зависят от указанных факторов, они пригодны для использования в качестве датчиков давления, температуры и света.
Легирование полупроводников
Электрическая проводимость полупроводников
Рассмотрим изменение этого параметра на примере кремния. В твердом состоянии кремний имеет кристаллическую решетку с четырьмя равноудаленными смежными атомами. Каждый атом кремния имеет четыре валентных электрона с двумя парными электронами, формирующими валентную связь между каждой парой атомов кремния. В таком идеальном состоянии кремний не имеет свободных носителей заряда и не является проводимым. Условия резко изменяются при добавлении соответствующей присадки и подводе энергии.
Здесь мы поясним легирование на простой и очевидной модели. Тем не менее, важно помнить, что далеко не все эффекты можно объяснить при помощи этой модели.
n-легирование
р-легирование
Введение примесных атомов с тремя валентными электронами (например, бор) обеспечивает появление дырок, так как атом бора имеет на один электрон меньше, чем в кристаллической решетке кремния (рис. в, «Лигированный кремний«). Дырка означает нехватку электрона. Дырки перемещаются внутри кремния; в электрическом поле они перемещаются в направлении, противоположном направлению движения электронов. Дырки являются носителями свободного положительного заряда. Таким образом, каждый дополнительный атом бора предоставляет свободную положительно заряженную дырку (положительная дырка). Кремний превращается в p-проводник и называется кремнием р-типа.
Собственная электропроводность
Под действием температуры и света в необработанном кремнии могут образоваться свободные носители заряда, представляющие собой связанные электронно-дырочные пары (экситоны), которые обеспечивают материалу собственную проводимость. Она является объединением проводимостей р- и n-типа, получаемых легированием. Повышение температуры ведет к экспоненциальному росту числа электронно-дырочных пар, в конечном счете устраняющему разность электрических потенциалов между р- и n-областями, созданными легированием. Это явление налагает ограничение температуры, которым могут подвергаться полупроводниковые компоненты. Для германия — это 90-100 °С, для кремния —150— 200 °С, а для арсенида галлия — 300-350 °С.
В полупроводниках как n-, так и р-типа всегда имеется небольшое количество носителей заряда противоположной полярности. Их наличие сказывается на рабочих характеристиках практически всех полупроводниковых приборов.
p-n-переход
Пограничный слой между р и n-областью в пределах одного и того же кристалла полупроводника называется p-n-переходом. Его свойства определяют рабочие характеристики большинства полупроводников.
р-n-переход без внешнего электрического напряжения
P-область характеризуется наличием большого количества дырок, в то время как n-область имеет их очень немного. В n-области присутствует большое количество электронов, в то время как в p-области их исключительно мало. Каждый тип подвижного носителя заряда стремится двигаться в противоположную зону (диффузионные токи) (рис. в, «р-n-переход в диоде» ).
Диффузия дырок в n-область приводит к тому, что p-область становится отрицательно заряженной в области пространственного заряда, так как отрицательно заряженные атомные радикалы, например, бора, остаются неподвижными. Недостаток электронов приводит к тому, что n-область становится положительно заряженной, так как в ней образуется избыток неподвижных положительно заряженных атомных радикалов, например, фосфора. Возникает разность потенциалов между p- и n-областями (потенциал поля p-n-перехода UD), противодействующая миграции носителей заряда и в конечном счете приводящая к полному прекращению обмена дырок и электронов. Потенциал UD создан за счет диффузии, и его невозможно непосредственно измерить извне, для кремния он обычно составляет всего лишь 0,6 В.
В p-n-переходе образуется область с недостаточным количеством подвижных носителей заряда. Эта зона называется областью пространственного заряда или запирающим слоем. Она имеет электрическое поле, напряженность которого также зависит от внешнего приложенного напряжения.
р-n-переход с внешним электрическим напряжением
Теперь можно описывать условия работы диода, так как p-n-переход соответствует структуре диода. Анод находится в p-легированном кремнии, а катод — в n-легированном кремнии.
При подаче напряжения U в обратном направлении (отрицательный полюс — в p-области, а положительный — в n-области) область пространственного заряда расширяется (рис. с, «р-n-переход в диоде» ). В этих условиях электрический ток I прерывается, за исключением минимального остаточного тока (обратный ток), поддерживаемого незначительным количеством носителей заряда. Напряжение U затем падает в области пространственного заряда. Соответственно, эта область становится зоной высокой напряженности электрического поля.
Напряжение туннельного пробоя р-п- перехода — это напряжение обратной полярности и такой величины, когда минимальное его увеличение становится достаточным для резкого возрастания обратного тока (рис. «Вольт-амперная характеристика кремниевого диода» ). Этот эффект объясняется следующим. Электроны, достигающие области пространственного заряда, значительно ускоряются за счет высокой напряженности поля. Таким образом, они могут, в свою очередь, генерировать свободные носители заряда в результате такого воздействия; этот эффект также известен как ударная ионизация. Это приводит к резкому возрастанию тока и вызывает лавинный пробой. Дополнительно к лавинному пробою на основе туннельного эффекта возникает также зенеровский пробой. Пробой может привести к нарушению p-n-перехода и поэтому иногда нежелателен. Тем не менее, во многих случаях пробой бывает полезен. Лавинный и зенеровский пробои возникают только в том случае, когда диод работает в обратном направлении.
При подаче напряжения U в прямом направлении (положительный полюс в p-области, а отрицательный — в n-области) область пространственного заряда уменьшается (рис. d, «р-n-переход в диоде» ). Носители заряда проникают в p-n-переход под действием большого тока в прямом направлении (рис. «Вольт-амперная характеристика кремниевого диода» ), так как область пространственного заряда больше не имеет значительного сопротивления. Эффективно только объемное сопротивление, то есть активное сопротивление легированных слоев. Ток I возрастает экспоненциально как функция U. Однако, следует помнить о «тепловом пробое», так как при этом полупроводник может полностью выйти из строя из-за перегрева. Это может произойти, например, если диод работает в прямом направлении при недопустимо высоком токе.
В электрооборудовании автомобилей применяются следующие полупроводниковые приборы
Кроме проводников и изоляторов имеются вещества, которые занимают промежуточное положение между ними и называются полупроводниками. Их сопротивление прохождению тока больше, чем проводников, но меньше, чем изоляторов. Полупроводниковые приборы изготавливают из полупроводниковых материалов, среди которых наибольшее распространение получили четырехвалентные элементы германий и кремний.
При введении в чистый полупроводниковый материал примеси пятивалентного вещества, например сурьмы или мышьяка, образуется избыток свободных электронов.
Свободные электроны в кристалле являются электронами проводимости, и если в полупроводнике действует электрическое поле, то свободные электроны движутся направленно, создавая в полупроводнике ток. Электропроводность полупроводника, обусловленная направленным движением свободных электронов, называется электронной проводимостью, или проводимостью типа п (от латинского слова «негатив» — отрицательный).
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
В атоме, потерявшем электрон, образуется свободное место— «дырка». На это место из соседнего атома может перейти валентный электрон, на месте которого возникает дырка. Таким образом, дырка подобно электрону будет блуждать по кристаллу. При наличии внешнего электрического поля возникает направленное движение дырок, противоположное движению электронов. Направленное движение дырок вызывает прохождение электрического тока. Подвижность дырок меньше подвижности электронов. Электропроводность полупроводника, возникающая за счет направленного движения дырок, называется дырочной проводимостью или проводимостью типа р (от латинского слова «позитив» — положительный).
В полупроводнике типа п электроны называют основными носителями тока, а дырки — неосновными. В полупроводнике типа р дырки относят к основным носителям, а электроны — к неосновным.
Таким образом, полупроводниковым диодом (электрическим вентилем) называется прибор, обладающий односторонней проводимостью и имеющий один электронно-дырочный (р—п) переход и два вывода для подключения в цепь.
В электрооборудовании автомобилей диоды нашли широкое применение для выпрямления переменного тока генератора.
Рис. 1. Полупроводниковые приборы:
1 —пластина германия с проводником типа; 2 — индий, вплавленный в пластину германия; 3 — область с проводимостью типа р; 4. 5 — вы воды (анод и катод соответственно); 6 — ширина перехода
Диод, предназначенный для поддержания постоянной величины напряжения (стабилизации напряжения), называется стабилитроном или опорным диодом. Стабилитрон представляет собой разновидность кремниевого диода с повышенным содержанием носителей зарядов в полупроводниках. При определенной величине обратного напряжения, называемого напряжением пробоя или напряжением стабилизации, происходит резкое увеличение проводимости в обратном направлении. В отличие от диода в стабилитроне этот процесс является обратимым, т. е. при уменьшении обратного напряжения до определенной величины проводимость стабилитрона в обратном направлении прекращается. Стабилитроны применяются в транзисторных регуляторах напряжения и в транзисторных системах зажигания. Условное обозначение стабилитрона на схемах показано на рис. 1, д.
Рис. 2. Схемы подключения и условные обозначения транзисторов:
а — типа р —п — р; 6 — типа п— р — л
Транзистор — это полупроводниковый прибор, обладающий усилительными свойствами. В переводе с английского транзистор означает трансформатор сопротивления. Он содержит два р—/г-перехода и три вывода для подключения в электрическую цепь.
Один из выводов соединен с базой, т. е. основанием транзистора, другой—с эмиттером и предназначен для эмиттиро-вания, т. е. введения носителей электрических зарядов в базу, а третий—с коллектором; он является собирателем этих зарядов Транзисторы, у которых плюс подключен к эмиттеру, а минус — к коллектору, называют транзисторами прямой проводимости (типа р — п — р) и, наоборот, у транзисторов обратной проводимости (типа п — р — п) плюс подключается к коллектору, а минус— к эмиттеру.
На базу транзистора подается малый ток управления проводимостью р — «-переходов, а по цепи эмиттер — коллектор “Ротекает значительно больший ток. Таким образом, транзистор обладает усилительными свойствами и может работать как в режиме усиления, так и в режиме переключения.
Схема подключения транзистора прямой проводимости и его условное обозначение показаны на рис. 2, а.
При соответствующем потенциале базы носители зарядов 113 эмиттера (источника электрических зарядов) проходят к коллектору (собирателю электрических зарядов) и в цепи нагрузки появляется ток.
При подаче на базу отрицательного потенциала (переключатель П соединить с клеммой 1) в цепи эмиттер — база транзистора прямой проводимости появится управляющий ток, что и обеспечит протекание тока в цепи нагрузки эмиттер—коллектор, т. е. транзистор откроется.
В случае подачи на базу положительного потенциала (переключатель П соединить с клеммой 2) транзистор закроется (переход эмиттер — коллектор обладает большим сопротивлением). Если на базе транзистора управляющий потенциал отсутствует (цепь базы разомкнута), то транзистор будет закрыт.
Схема подключения транзистора обратной проводимости и его условное обозначение показаны на рис. 2, б.
Эмиттер транзистора обратной проводимости соединяют с отрицательным полюсом источника тока. При подаче на базу положительного потенциала, в цепи эмиттер —база транзистора обратной проводимости появится управляющий ток и транзистор откроется. При подаче на базу отрицательного потенциала транзистор закроется.
Таким образом, управляя весьма малым током базы транзистора, можно бесконтактно включать и выключать значительный ток в цепи эмиттер — коллектор. В реле-регуляторах и системах зажигания транзисторы работают в двух устойчивых состояниях: «открыт» и «закрыт».
В электрооборудовании автомобилей применяются следующие полупроводниковые приборы
1. В электрооборудовании автомобилей применяются следующие полупроводниковые приборы:
1) полупроводниковые выпрямители
2) полупроводниковые диоды, транзисторы и стабилитроны
3) полупроводниковые диоды, стабилитроны, транзисторы и терморезисторы
2. Сопротивление проводника зависит:
1) от его длины, площади поперечного сечения и материала, причем чем больше длина и меньше площадь сечения, тем больше сопротивление
2) Только от его длины, причем чем больше длина, тем больше сопротивление
3) Только от площади поперечного сечения и материала, причем чем больше площадь сечения, тем меньше сопротивление
3. При увеличении температуры сопротивление полупроводников:
1) Не изменяется 2) Увеличивается 3) Уменьшается
4. Постоянным называется ток
1) Не изменяющийся по величине и направлению
2) Имеющий постоянное напряжение
3) Выберите правильный ответ
5. В основу электродвигателя положено явление:
1) Взаимодействие магнитных полей проводника с током и магнита
2) Взаимоиндукция
3) Выберите правильный ответ
9. Источником тока для системы зажигания служит:
1) Аккумуляторная батарея 2) Генератор 3) Аккумуляторная батарея и генератор
10. Внутренняя полость катушки зажигания заполняется трансформаторным
маслом для:
1) Обеспечения лучшего охлаждения
2) Обеспечения лучшей изоляции обмоток
3) Улучшения охлаждения и изоляции обмоток
11. Горячими называются свечи, имеющие:
1) Низкое калильное число 2) Специальный изолятор 3) Высокое калильное число
12. В приводе стартера СТ 142 автомобиля КАМАЗ установлена муфта свободного хода:
1) роликовая 2) храповая 3) роликовая и храповая
13. В результате короткого замыкания в аккумуляторе происходит:
1) Разрушение сепараторов 2) Скопление на дне бочка
3) большого количества активной массы пластин
4) частичное или полное замыкание разнолеменных пластин между собой
16.Неисправная свеча на работающем двигателе по сравнению с исправной нагревается:
1) Больше 2) Меньше 3) одинаково
17.Следствие неправильной регулировки фар:
1) Ухудшение освещенности дороги
2) Ослепление водителей встречных машин
3) Ухудшение освещенности дороги и ослепление водителей встречных машин
18. По степени восстановления ресурса ремонт может быть:
1) Текущем 2) Плановым 3) Капитальным и текущем
19. Плановый ремонт:
1) Ремонт выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и замене отдельных частей
2) Ремонт, постановка на которой осуществляется в соответствии с требованиями нормативно технической документации
3) Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или
восстановлением любых его частей
20. Высота рисунка протектора шин пассажирских автомобилей должна быть не менее:
1) 0.5 мм 2) 1мм 3) 0.3 мм
21. Агрегаты и узлы автомобилей, сдаваемые в ремонт отдельно, не принимаются в капитальный ремонт:
1) Если обнаружено, что их базовые детали подлежат списанию в брак
2) Если обнаружена некомплектность некоторых деталей
3) Если обнаружена трещины на картере агрегата
22. Контроль несоосности отверстий в корпусных деталях производят с помощью:
1) Оптических 2) Пневматических 3) Оптических, пневматических и индикаторных приспособлений
23. Размеры сторон основного формата А-4
1) 420-594 2) 297-420 3) 210-297
24. Допустимый зазор между подручником и шлифовальным кругом при заточных работах:
1) До 1 мм 2) До 2 мм 3) До 3 мм 4) До 4 мм 5) До 5 мм
25. Цена деления шкалы нониуса штангенциркуля с ценой деления основной шкалы 1 мм и числом делений нониуса 20 равна:
1) 0.05 мм 2) 0.02мм 3) 0.2мм 4) 0.1мм
26. База, по которой определяется положение заготовки при обработке, называется:
1) Измерительная 2) Выбрать правильный ответ 3) Установочная 4) Конструкторская
27. Сталь углеродистая конструкционная качественная:
1) Сталь 20 2) Сталь БСТ 2 3) Сталь 20Х
28. Содержание хрома в % в стали 15х5 м
1) 15% 2) 5% 3) 1%
29. Операция термообработки, повышающая твердость, прочность и износостойкость стали называется:
1) Отпуск 2) Обжиг 3) Нормализация 4) Закалка
30. Посадка с натягом в системе отверстия:
1) Н 7 2) Р 6 3) Н7 4) к6 5) Н7 6) п 6
31. Минимальное количество основных проекций детали на чертеже:
1) 6 2) 5 3) 4 4) 3 5) 2 6) 1
32. Слесарная операция, которой обеспечивается взаимная пригонка поверхностей, сопрягающихся без зазора, называется
1) Притирка 2) Распиловка 3) Припасовка
34. Оптимальный угол заострения плоского шабера для шабрения деталей из СЧ 18-36
1) 65-70 2) 70-75 3) 75-90 4) 90-100
35. Угол заточки сверла при сверлении закаленной стали:
1) 116-118 2) 120-125 3) 130-140
36. Размер установленный измерением с допустимой погрешностью,называется:
1) Наибольшим предельным
2) Номинальным
3) Наименьшим предельным
4) действительным
38. Неисправности системы питания дизеля:
1) Нарушение циркуляции топлива, подсос воздуха
2) Нагар и лаковые отложения
3) Излишнее обогащение смеси
40. Для очистки фильтра центробежной очистки масла останавливают прогретый двигатель и дают стечь маслу в течение:
1) 1 час 2) 10 мин 3) 20-30 мин
41. Натяжение ремня ЯМЗ-236 привода компрессора выполняют:
1) винтовым устройством 2) изменением количества стальных шайб 3) гаечным ключом
43. Автомобиль КАМАЗ-5320 имеет грузоподъемность кгс:
1) 5000 2) 4000 3) 8000
44. Коленчатый вал четырехтактного двигателя за один рабочий цикл поворачивается на угол:
1) 90 2) 180 3) 360 4) 720
45. Для изготовления блока цилиндров. Двигателя использованы материалы:
1) Алюминиевый сплав 2) Чугун серый 3) Чугун кислостойкий
47. На распределительном валу двигателя ЯМЗ-236 имеется кулачков, воздействующих на выпускные и выпускные клапаны:
1) 6 2) 8 3) 12
48. Для изготовления наполнителя стержня выпускного клапана ЗМЗ-53 используют материал:
1) Сталь жаростойкая 2) Бронза 3) натрий
50. Устройство и работа каких приборов системы охлаждения основаны на использовании повышения интенсивности теплопередач при увеличении поверхности охлаждения:
1) Парового клапана 2) Жалюзи 3) Термостата 4) радиатора
53. Для контроля уровня топлива в поплавковой камере имеются окна в карбюраторах
1) К-126 Б 2) К-22Г 3) К-88 НЕ
54. Насос высокого давления системы питания двигателя ЯМЗ-236 имеет секций:
1) 6 2) 8 3) 10 4) 12
Тесты по Электрооборудованию автомобилей
Раздел | Другое |
Класс | — |
Тип | Тесты |
Автор | Демура М.Ю. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Специальность СПО: 190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
ПМ01 МДК01.02 Электрооборудование автомобилей и тракторов
Проверяемые элементы содержания
Максимальный балл за правильное выполнение
Примерное время выполнения задания
Электрические цепи постоянного тока. Основные соотношения в ней.
Сила тока в проводнике…
1. Прямо пропорционально напряжению на концах проводника
2. Обратно пропорционально напряжению на концах проводника
3. Обратно пропорционально напряжению на концах проводника и его сопротивлению
1. Прямо пропорционально напряжению на концах проводника
Общее устройство электрооборудования автомобиля. Маркировка деталей.
В электрооборудовании автомобилей применяются следующие полупроводниковые приборы:
1. Полупроводниковые выпрямители
2. Полупроводниковые диоды, транзисторы и стабилитроны
3. Полупроводниковые диоды, стабилитроны, транзисторы и терморезисторы
3. Полупроводниковые диоды, стабилитроны, транзисторы и терморезисторы
ЛР №1 Общая схема электрооборудования
При каком соединении потребителей обеспечивается подача одинакового напряжения на каждый потребитель?
Классификация современных автомобильных генераторов
В автомобильных и тракторных двигателях применяют генераторы
1. Переменного тока
2. Постоянного и переменного тока
2. Постоянного и переменного тока
Ключевыми особенностями генераторов Bosh Compact являются:
1. Уменьшенная мощность генератора
2. Уменьшенные магнитные потери в сердечнике, увеличена эффективность генератора
3. Уменьшенная скорость вращения
2. Уменьшены магнитные потери в сердечнике, увеличена эффективность генератора
Бесщеточные генераторы, с жидкостным охлаждением
Бесщеточные генераторы с жидкостным охлаждением применяются на:
1. Магистральных тягачах, междугородних автобусах
2. Легковых автомобилях
3. Тракторах, бульдозерах
1. Магистральных тягачах, междугородних автобусах
ЛР№2 Устройство автомобильного генератора
Генератор представляет собой совокупность следующих элементов:
1. Ротор, статорная обмотка, реле-регулятор, корпус, выпрямительный мост
2. Ротор, статорная обмотка, реле, корпус, выпрямительный мост
3. Ротор, статор, регулятор, корпус, выпрямительный мост
1. Ротор, статорная обмотка, реле-регулятор, корпус, выпрямительный мост
Регулятор напряжения. Варианты схем генераторных установок.
Регулятор напряжения служит для:
1. Автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и силы тока генератора в нагрузочном режиме, а также при изменении температуры окружающей среды
2. Автоматического поддержания напряжения генератора и силы тока, а также при изменении температуры окружающей среды
3. Автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора
1. Автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и силы тока генератора в нагрузочном режиме, а также при изменении температуры окружающей среды
ЛР№3 Устройство реле-регуляторов
1. Измерительный элемент, элемент сравнения, регулирующий элемент
2. Измерительный элемент, элемент сравнения, диод
3. Измерительный элемент, конденсатор, трансформатор
1. Измерительный элемент, элемент сравнения, регулирующий элемент
Устройство и принцип действия. Особенности малообслуживаемых и необслуживаемых АКБ
Действие аккумулятора основано на следующих физических явлениях:
1.На процессах, связанных с прохождением электрических зарядов по электролиту
2.На процессах, связанных с ионизацией газов
3.На изменении величины центробежной силы
1.На процессах, связанных с прохождением электрических зарядов по электролиту
Основные характеристики, классификация и маркировка АКБ (ГОСТ,DIN,SAE,
Основными характеристики АКБ являются:
1. ЭДС, расход электролита, долговечность батареи
2. ЭДС, расход воды, долговечность батареи
3. Расход воды, электролита, долговечность батареи
2. ЭДС, расход воды, долговечность батареи
ЛР№ 4 Исследование конструктивных особенностей АКБ
Три этапа работы АКБ
1.Первая после изготовления заливка электролитом; разряд; заряд
2. Разряд; заряд; долить электролит
1. Первая после изготовления заливка электролитом; разряд; заряд
Система пуска. Назначение и устройство электростартерной системы пуска.
Требования, предъявляемые к системе пуска:
1. Надежность работы стартера, возможность уверенного запуска в условиях пониженных температур, способность системы к многоразовым пускам в течение короткого времени
2. Надежность работы стартера, способность системы к многоразовым пускам в течение короткого времени
3. Возможность уверенного запуска в условиях пониженных температур, способность системы к многоразовым пускам в течение короткого времени
1. Надежность работы стартера, возможность уверенного запуска в условиях пониженных температур, способность системы к многоразовым пускам в течение
ЛР№5 Устройство электрических стартеров
Стартер состоит из нескольких элементов:
1. Корпус, якорь, реле-регулятор, обгонная муфта, щеткодержатель
2. Корпус, якорь, втягивающее реле, обгонная муфта, щеткодержатель
3. Корпус, статор, втягивающее реле, обгонная муфта, щеткодержатель
2. Корпус, якорь, втягивающее реле, обгонная муфта, щеткодержатель
Назначение системы зажигания. Классическая контактная система зажигания
Система зажигания предназначена для :
1. Воспламенения топливно-воздушной смеси бензинового двигателя
2. Воспламенения топлива бензинового двигателя
3. Воспламенения топливно-воздушной смеси двигателя
1. Воспламенения топливно-воздушной смеси бензинового двигателя
ЛР№6 Устройство электронной и контактной систем зажигания
Определите общее устройство систем зажигания:
1. Источник питания, выключатель зажигания; накопитель энергии, свечи зажигания.
2. Источник питания, выключатель зажигания; устройство управления накоплением энергии, провода.
3. Источник питания, выключатель зажигания; устройство управления накоплением энергии, накопитель энергии, устройство распределения энергии по цилиндрам,
высоковольтные провода; свечи зажигания.
3. Источник питания, выключатель зажигания;
устройство управления накоплением энергии,
накопитель энергии, устройство распределения энергии по цилиндрам,
Транзисторная система зажигания. Система зажигания с накоплением энергии в индуктивности
Установите отличия в электрической схеме контактно-транзисторной системе зажигания и контактной системы зажигания:
1. Наличие транзистора, отсутствие конденсатора
2. Наличие транзистора
3. Отсутствие конденсатора
1. Наличие транзистора, отсутствие конденсатора
Бесконтактная система зажигания (БСЗ). Микропроцессорная система зажигания.
Укажите преимущества электронной системы зажигания перед классической:
1. Исключаются механические прерыватели; облегчается холодный пуск
2. Исключаются механические прерыватели; увеличивается вторичное напряжение; обеспечивается надежная работа ДВС при загрязненных свечах; облегчается холодный пуск
3.Увеличивается вторичное напряжение; обеспечивается надежная работа ДВС при загрязненных свечах; облегчается холодный пуск
2. Исключаются механические прерыватели; увеличивается вторичное напряжение; обеспечивается надежная работа ДВС при загрязненных свечах; облегчается холодный пуск
Особенности низковольтного распределения искр по цилиндрам двигателя. Метод «холостой искры».
Определите особенности системы зажигания с низковольтным распределением искр по цилиндрам двигателя:
1. Коммутация высоковольтных катушек электронными блоками; полностью подстраиваемый момент искрообразования в зависимости от оборотов и нагрузки на двигатель
2. Коммутация высоковольтных катушек электронными блоками
3. Полностью подстраиваемый момент искрообразования в зависимости от оборотов двигателя
1. Коммутация высоковольтных катушек электронными блоками; полностью подстраиваемый момент искрообразования в зависимости от оборотов и нагрузки на двигатель
Искровые свечи зажигания. Основные характеристики, маркировка производителей
Факторы, обусловливающие выбор типа свечей зажигания для конкретного двигателя:
1. Конструкция двигателя возможности системы зажигания, октановое число топлива, тип топливной системы, климатические условия эксплуатации двигателя
2. Система зажигания, октановое число, тип топливной системы, климатические условия эксплуатации двигателя
3. Конструкция двигателя возможности системы зажигания, октановое число топлива.
1. Конструкция двигателя возможности системы зажигания, октановое число топлива, тип топливной системы, климатические условия эксплуатации двигателя
ЛР№ 7 Проверка технического состояния свечей
Причины неисправности свечей:
1. Чрезмерные нагрузки, на двигатель; неправильная установка свечей; использование низкокачественного бензина или масла; сильное загрязнение свечей
2. Неправильная установка свечей; использование низкокачественного бензина или масла
3. Чрезмерные нагрузки, на двигатель; неправильная установка свечей; сильное загрязнение свечей
1. Чрезмерные нагрузки, на двигатель; неправильная установка свечей; использование низкокачественного бензина или масла; сильное загрязнение свечей
Системы освещения. Основные характеристики, маркировка.
Назовите, на каких принципах основана работа системы освещения:
1. Распределения и перераспределения в пространстве электромагнитных излучений оптической области спектра
2. Генерирования излучения, распределения и перераспределения в пространстве электромагнитных излучений оптической области спектра
3. Генерирования излучения, распределения и перераспределения
2. Генерирования излучения, распределения и перераспределения в пространстве электромагнитных излучений оптической области спектра
Системы световой и звуковой сигнализации Устройство, схемы включения.
Какие приборы на автомобиле относятся к приборам дорожного освещения?
1.Передние фары, подфарники и задние фонари
2. Передние фары, противотуманные фары и фонари заднего хода
3. Передние фары, задние фонари, плафоны, переносная лампа
2. Передние фары, противотуманные фары и фонари заднего хода
Информационно- измерительная система. Общие сведения о системе.
Установите, что такое реле и для чего оно служит?
1. Электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин.
2. Устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей.
3. Электрическое устройство (выключатель), предназначенное для размыкания различных участков электрических
1. Электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин.
Специальность 190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
ПМ01 МДК01.02 Электрооборудование автомобилей и тракторов
Проверяемые элементы содержания
Максимальный балл за правильное выполнение
Примерное время выполнения задания
Электрические цепи постоянного тока. Основные соотношения в ней.
Что такое электрический ток?
1. Упорядоченное движение заряженных частиц в проводнике
2. Беспорядочное движение частиц вещества.
3. Совокупность устройств предназначенных для использования электрического сопротивления.
1. Упорядоченное движение заряженных частиц в проводнике
Общее устройство электрооборудования автомобиля. Маркировка деталей.
Чему равно напряжение на клеммах внешней цепи, образованной потребителями электроэнергии на изучаемых автомобилях?
ЛР №1 Общая схема электрооборудования
1. Потребитель энергии
2. Источник энергии
2. Источник энергии
Классификация современных автомобильных генераторов.
Генератор переменного тока служит…
1.Основным источником тока
2.Вспомогательным источником тока
3. Дополнительным источником тока
1.Основным источником тока
Особенности конструкции генераторов компактного исполнения
Назовите основные отличия генераторов компактного исполнения от традиционного генератора
1. На валу ротора установлены две крыльчатки вентилятора, вынесены за крышки генератора; привод генератора с помощью эластичного клинового ремня.
2. На валу ротора установлены две крыльчатки вентилятора; привод генератора осуществляется эластичным клиновым ремнем.
3. На валу ротора установлены две крыльчатки вентилятора; контактные кольца, щеткодержатель, выпрямительный блоком вынесены за крышки генератора; привод генератора осуществляется эластичным клиновым ремнем.
3. На валу ротора установлены две крыльчатки вентилятора; контактные кольца, щеткодержатель, выпрямительный блоком вынесены за крышки генератора; привод генератора осуществляется эластичным клиновым ремнем.
Бесщеточные генераторы, с жидкостным охлаждением
Выявите достоинства бесщеточных генераторов
1.Щеточно-контактный узел; обмотка возбуждения неподвижна
2. Отсутствует щеточно-контактный узел; обмотка возбуждения неподвижна
3. Отсутствует щеточно-контактный узел; обмотка возбуждения подвижна
2.Отсутствует щеточно-контактный узел; обмотка возбуждения неподвижна
ЛР№2 Устройство автомобильного генератора
Основные требования, предъявляемые к генераторам
1. Генератор должен обеспечивать
напряжение в бортовой сети в заданных пределах во всем диапазоне электрических нагрузок и частот вращения ротора.
2. Генератор должен обеспечивать бесперебойную подачу тока и обладать достаточной мощностью, иметь достаточную прочность, большой ресурс, небольшие массу и габариты, невысокий уровень шума и радио-помех.
3. Генератор должен одновременно снабжать электроэнергией работающих потребителей и заряжать АКБ
2. Генератор должен обеспечивать бесперебойную подачу тока и обладать достаточной мощностью, иметь достаточную прочность, большой ресурс, небольшие массу и габариты, невысокий уровень шума и радио-помех
Регулятор напряжения. Варианты схем генераторных установок.
Какое устройство обеспечивает постоянное напряжение на зажимах генератора?
2. Регулятор напряжения
3. Регулятор напряжения и реле-регулятор
3. Регулятор напряжения и реле-регулятор
ЛР№3 Устройство реле-регуляторов
По своей конструкции регуляторы делятся на:
1. Бесконтактные транзисторные, контактно-транзисторные, вибрационные (реле-регуляторы)
2.Контактно-транзисторные, вибрационные (реле-регуляторы)
3. Бесконтактные транзисторные, вибрационные (реле-регуляторы)
2. Бесконтактные транзисторные, контактно-транзисторные, вибрационные (реле-регуляторы)
Устройство и принцип действия. Особенности малообслуживаемых и необслуживаемых АКБ
Автомобильные аккумуляторы, у которых отсутствуют отверстия для доливки воды, и имеется только атмосферная связь внутренней полости с окружающей средой через небольшие вентиляционные отверстия на торцах крышки, называются…
1. Необслуживаемыми АКБ
2. Малообслуживаемыми АКБ
3. Среднеобслуживаемые АКБ
1. Необслуживаемыми АКБ
Основные характеристики, классификация и маркировка АКБ (ГОСТ,DIN,SAE)
Классификация свинцово-кислотных АКБ:
1. По назначению, по типу положительной пластины, по составу сплава решетки положительной пластины
2. По назначению, по состоянию электролита, по обслуживанию, по типу положительной пластины
3. По назначению, по состоянию электролита, по обслуживанию, по типу положительной пластины, по составу сплава решетки положительной пластины
3. По назначению, по состоянию электролита, по обслуживанию, по типу положительной пластины, по составу сплава решетки положительной пластины
ЛР№ 4 Исследование конструктивных особенностей АКБ
Основные виды аккумуляторов
1. Стационарные, тяговые, портативные
2. Тяговые, электромеханические
3. Стационарные, портативные
1. Стационарные, тяговые, портативные
Система пуска. Назначение и устройство электростартерной системы пуска.
По принципу работы приводных механизмов стартеры делятся:
1. С механическим перемещением шестерни привода
2. С гидравлическим перемещением шестерни привода
3. С электромеханическим перемещением шестерни привода; с инерционным приводом
3. С электромеханическим перемещением шестерни привода; с инерционным приводом
ЛР№5 Устройство электрических стартеров
1. Электрическая машина, двигатель постоянного тока, основной механизм системы пуска ДВС.
2. Электрическая машина, коллекторный двигатель постоянного тока, основной механизм системы пуска автомобильного ДВС.
3. Коллекторный двигатель постоянного тока, основной механизм системы пуска автомобильного двигателя
2. Электрическая машина, коллекторный двигатель постоянного тока, основной механизм системы пуска автомобильного ДВС.
Назначение системы зажигания. Классическая контактная система зажигания
Достоинства классической системы зажигания
1. Простота конструкции и невысокая стоимость аппаратов зажигания, возможность регулирования угла опережения зажигания в широких пределах без изменения вторичного напряжения.
2. Невысокая стоимость аппаратов зажигания, возможность регулирования угла опережения зажигания в широких пределах.
3. Простота конструкции и невысокая стоимость аппаратов зажигания
1.Простота конструкции и невысокая стоимость аппаратов зажигания, возможность регулирования угла опережения зажигания в широких пределах без изменения вторичного напряжения
ЛР№ 6 Устройство электронной и контактной систем зажигания
Система зажигания двигателя предназначена
1.Для синхронизации импульсов с фазой двигателя и распределения импульсов зажигания по цилиндрам двигателя.
2. Для генерации импульсов высокого напряжения, вызывающих вспышку рабочей смеси в камере сгорания двигателя 3. Для генерации импульсов высокого напряжения, вызывающих вспышку рабочей смеси в камере сгорания двигателя, синхронизации этих импульсов с фазой двигателя и распределения импульсов зажигания по цилиндрам двигателя.
3. Для генерации импульсов высокого напряжения, вызывающих вспышку рабочей смеси в камере сгорания двигателя, синхронизации этих импульсов с фазой двигателя и распределения импульсов зажигания по цилиндрам двигателя.
Транзисторная система зажигания. Система зажигания с накоплением энергии в индуктивности
К каким устройствам относится транзисторная система зажигания
1. К устройствам, в которых энергия, расходуемая на искрообразование, запасается в магнитном поле катушки зажигания
2. К устройствам, в которых энергия, расходуемая на сгорание, запасается в поле катушки зажигания
3. К устройствам, в которых энергия расходуется на сгорание
1. К устройствам, в которых энергия, расходуемая на искрообразование, запасается в магнитном поле катушки зажигания
Бесконтактная система зажигания (БСЗ). Микропроцессорная система зажигания.
Основными недостатками БСЗ являются
1. Электромеханический способ распределения энергии по цилиндрам двигателя, несовершенство установки угла опережения зажигания,
2. Механический способ распределения энергии по цилиндрам двигателя, несовершенство механических автоматов угла опережения зажигания, погрешности момента искрообразования из-за механической передачи от коленчатого вала двигателя к распределителю
3. Механический способ распределения энергии по цилиндрам двигателя, несовершенство механических автоматов угла опережения зажигания
2. Механический способ распределения энергии по цилиндрам двигателя, несовершенство механических автоматов угла опережения зажигания, погрешности момента искрообразования из-за механической передачи от коленчатого вала двигателя к распределителю
Особенности низковольтного распределения искр по цилиндрам двигателя. Метод «холостой искры».
Назовите особенности низковольтного распределения искр по цилиндрам двигателя. Метод «холостой искры
1. Коммутация высоковольтных катушек электронными блоками; полностью подстраиваемый момент искрообразования в зависимости от оборотов и нагрузки на двигатель
2. Коммутация высоковольтных катушек электронными блоками
3. Полностью подстраиваемый момент искрообразования в зависимости от оборотов и нагрузки на двигатель
1. Коммутация высоковольтных катушек электронными блоками; полностью подстраиваемый момент искрообразования в зависимости от оборотов и нагрузки на двигатель
Искровые свечи зажигания. Основные характеристики, маркировка производителей
Определите основные функцию свечей зажигания
1. Воспламенение топливовоздушной смеси
2.Снабжают дополнительной энергией при пуске
3. Воспламенение топливовоздушной смеси; отвод тепла из камеры сгорания
3. Воспламенение топливовоздушной смеси; отвод тепла из камеры сгорания
ЛР№ 7 Проверка технического состояния свечей
Установите способы определения работоспособности свечей зажигания:
1. Испытания «на искру», внешний осмотр, проверка электрической цепи.
2. Испытания на жесткость, внешний осмотр
3. Испытания и проверка цепи
1. Испытания «на искру», внешний осмотр, проверка электрической цепи
Системы освещения. Основные характеристики, маркировка.
Конструкцию, применяемость и способы контроля лампы определяют
параметры и характеристики, укажите их
1.Номинальное и предельное значения мощности
и светового потока, средняя продолжительность горения, световая отдача, тип цоколя,
категория, тип лампы
2. Номинальное и расчетное напряжения, номинальное и предельные значения мощности
и светового потока, средняя продолжительность горения, световая отдача, тип цоколя, масса, геометрические координаты положения нитевой системы
относительно установочной плоскости, категория, тип лампы
3. Средняя продолжительность горения, световая отдача, тип цоколя, масса, геометрические координаты положения нитевой системы
2.Номинальное и расчетное напряжения, номинальное и предельные значения мощности
и светового потока, средняя продолжительность горения, световая отдача, тип цоколя, масса, геометрические координаты положения нитевой системы
относительно установочной плоскости, категория, тип лампы
Системы световой и звуковой сигнализации Устройство, схемы включения.
К электронным средствам защиты от угона относятся:
1. Автомобильная сигнализация; спутниковые противоугонные системы
2. Пожарная сигнализация; иммобилайзер; спутниковые противоугонные системы
3. Автомобильная сигнализация; иммобилайзер; спутниковые противоугонные системы
3. Автомобильная сигнализация; иммобилайзер; спутниковые противоугонные системы
Информационно- измерительная система. Общие сведения о системе.
Назовите основную функцию информационно-измерительной системы
1. Обеспечение водителя информацией о режиме движения автомобиля в целом
2. Обеспечение водителя информацией о режиме движения, работоспособности или состоянии агрегатов автомобиля и автомобиля в целом
3. Обеспечение водителя информацией о работоспособности или состоянии агрегатов автомобиля и автомобиля в целом
2. Обеспечение водителя информацией о режиме движения, работоспособности или состоянии агрегатов автомобиля и автомобиля в целом