в ельце храм вознесения
Вознесенский кафедральный собор (Елец)
Мiръ Россия Липецкая область Елец Вознесенский кафедральный собор (Елец)
Вознесе́нский собо́р — главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии.
Содержание
История [ править ]
На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году.
22 августа 1845 года была осуществлена закладка храма.
Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен.
Первый проект собора был разработан в 1824 г.
Главным строителем был назначен И. Г. Петров, его помощниками — И. И. Попов и И. И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди.
Архитектор Константин Андреевич Тон (1794—1881). По проектам К. А. Тона были построены Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата Московского кремля, здания вокзалов в Москве и Петербурге, знаменитый храм Христа Спасителя в Москве.
Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм…
Вновь собор был открыт в 1947 году.
Описание [ править ]
Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.
Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырёхстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.
На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.
Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А. С. Каминского — помощника Тона по проектированию интерьеров. В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.
Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
Ценность — Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.
Значимость — Вознесенский собор ценен как образец высокой строительной культуры России середины XIX века и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца.
Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. 1
Елец. Часть 2. Вознесенский собор
Кафедральный собор Вознесения Господня имеет древнюю историю, знаменитейших авторов и необыкновенную красоту.
2. На этом месте находился соборный храм, который к концу XIII века уже не мог вмещать всех желающих. И в 1800 году ельчанами было принято решение о строительстве нового храма. Долгие годы собирали они пожертвования на строительство. 22 августа 1845 года состоялась торжественная закладка храма. Собралось множество народа, во всех елецких церквях раздавался звон-благовест.
Проект храма разработал русский архитектор Константин Андреевич Тон, автор Большого Кремлёвского дворца, Храма Христа Спасителя, Оружейной палаты Московского Кремля, Екатерининского Собора в Царском Селе.
Для строительства потребовалось более 10 млн. штук кирпича. Был выстроен собственный кирпичный завод. Каждый житель города по дороге на работу должен был приносить к храму хотя бы один кирпичик. А для водоснабжения стройки на берегу реки Сосны была сооружена водоподъёмная машина — насосная станция с конным приводом.
Строительство шло 44 года. И 22 августа 1889 года собор был освящён епископом Орловским и Севским Мисаилом. На торжество было разослано 3 000 пригласительных билетов. Храм не смог вместить всех желающих, народ заполонил всю площадь перед храмом. Ведь стройка была народной.
Высота храма 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра.
3. Были смонтированы огромные железные двери общим весом 8,4 тонны.
4. В 1888 году из флорентийской мозаики был выложен пол храма, о чём свидетельствует цифра «1888», вплетённая в орнамент.
5. Уникальный трёхъярусный иконостас из золочёного резного дерева был спроектирован русским архитектором Александром Степановичем Каминским, автором первого здания Третьяковской галереи, семейного архитектора рода Третьяковых и ученика К.А.Тона.
6. Собор является огромной художественной экспозицией, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей. Начинал расписывать храм известный художник-передвижник Алексей Иванович Корзухин, академик Императорской Академии художеств, один из лучших жанровых живописцев. Но заказчику он не угодил, и заканчивал роспись Клавдий Васильевич Лебедев, также художник-передвижник, профессор Академии Художеств, русский исторический и церковный живописец.
7. Кстати, на территории собора находится самая знаменитая каменная часовня Ельца. Когда-то здесь был просто холмик и крест над братской могилой ельчан, погибших в битве с войсками Тамерлана в 1395 году. Но стараниями елецких купцов здесь появилась часовня.
Случилось это в 1395 году. Полчища Тамерлана вторглись в южные пределы Руси. В середине августа он вышел к Ельцу и приступил к его осаде. Торопясь использовать летнее время для похода на Рязань, Москву, Смоленск и другие города, Тамерлан потребовал незамедлительной сдачи Ельца на милость победителя. Но ельчане ответили, что они до последнего человека будут защищать свой город. Началось сражение, подобно которому по неравенству сил, вероломству и жестокости со стороны захватчиков и мужеству защитников города, не знала история.
В течение нескольких дней ельчане спешно отражали атаки штурмующих войск. Но таяли силы защитников, всё труднее становилось бороться с возникающими пожарами. Не взяв города с ходу, враги применили большое количество метательных машин, таранов и других приспособлений. Лишившись возможности пограбить город, нападавшие забросали его стрелами с горящей паклей. Наконец, ценою огромных усилий и больших потерь, Тамерлану удалось ворваться в город, где с новой силой разгорелось сражение. На его улицах под ударами сабель падали последние защитники и жители. Начавшийся пожар довершил дело. От города осталось огромное смрадное пепелище. Так трагически закончилась двухнедельная героическая оборона Ельца от многочисленных войск Тамерлана.
8. Некрополь на территории собора.
Да, кстати, весь проект постройки собора осуществлён не был. Была запроектирована колоссальная колокольня, на 7 метров выше креста главного купола, и ажурные крылечки. В последнее время идут дискуссии по поводу завершения проекта знаменитого архитектора. То есть постройки колокольни. У этой идеи есть как приверженцы, так и противники. Кто победит? Поживём — увидим.
Вознесенский собор в Ельце, заказать требу
Заказать молитву в Вознесенском соборе в Ельце
Главный православный храм города Ельца – Вознесенский собор. Возводился он вместо еще существовавшего соборного храма, но не отвечающего реалиям растущего города. С того момента, как созрела идея построить новое здание и до ее воплощения прошло немало времени.
Первый проект храма, представленный архитектором Даниловым, не получил одобрения Синода. Второй вариант, выполненный архитектором Брычковым, не понравился самим горожанам. И лишь проект К. А. Тона, знаменитого архитектора русского храмового зодчества, нашел одобрение и Синода, и местных жителей, заслужил похвалу Николая I.
С началом стройки начался и новый этап развития города. Для обеспечения стройки водой построили насосную станцию, двигающуюся при помощи конного привода. Для строительства требовалось огромное количество кирпича, около 10 миллионов штук, поэтому построили свой кирпичный завод.
В строительство внесли свой вклад и местные жители, идя на работу, каждый старался принести хотя бы один кирпич. Долгие 44 года создавался храм, отстраивая постепенно приделы, воздвигая главную честь храма, но так полностью и не был завершен.
Флорентийская мозаика украсила пол, а специально изготовленные из бронзы паникадила украсили храм. Для отделки применяли архитектурные детали, выполненные из белого веневского камня. Внутренне убранство поражает великолепием: здесь и настенные росписи, и иконописные работы, и живопись.
В тревожные времена 1917 года собор разграбили, колокола сняли и переплавили. В 1934 собор закрыли, осквернили святыни: стали уничтожать иконы, с золотых окладов смывали золото, деревянные части рубили и жгли.
В конце сороковых собор вновь открыли, но и по сей день не восстановлен он в полной мере, хотя работа проведена большая.
Приход не прекращает деятельности в столь непростых условиях, при храме действует воскресная школа для взрослых и детей, а также православная гимназия.
Храм нуждается в помощи, и помочь реставрации его – благое дело. Можно прийти, заказать молебен, помолиться, это и будет ваш вклад в восстановление этого великого храма.
Дополнительная информация о соборе
Известнейший храм Ельца – это Вознесенский собор. Его главная особенность состоит в том, что по размерам он занимает третье место в России, перед ним только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве.
С помощью соборных патронов и благодаря щедрости и великодушию прихожан, Вознесенский собор в начале XX века поражал величием и убранством всех, кто его видел не только снаружи, но и внутри, где восхитительная роспись стен и иконостасов известных мастеров располагались вблизи множественных старинных и уважаемых жителями Ельца церковных реликвий.
Внутри храма находится трехъярусный иконостас архитектора А. В. Каминского, который восхищает величием и убранством, а множество бронзовых люстр с позолотой, что освещают собор, заставляют затаить дыхание от восторга и блаженства.
В Вознесенском соборе хранится одна из величайших и старейших икон святынь города Ельца – Икона Казанской Божьей матери, которая была написана еще до нашествия Тамерлана. Больше всех икон православные верующие любят и почитают ее.
Елецкая икона Божией Матери была написана для придела, сооруженного в честь явления Божией Матери к храму за неимением достаточного количества средств для строительства храма Пресвятой Богородицы. Изображена Божия Матерь с возведенными руками, ладони ее обращены к прихожанам, а сама она стоит на облаке, будто бы перекрывая путь захватчикам. Хоть икона и известна своими чудесами, но ни записей о чудесах, ни самой Елецкой иконы Божией Матери, к сожалению, не осталось. С 1999 в Вознесенском соборе Ельца находится литографическое изображение Елецкой иконы Божией Матери на доске, ее похитили вместе с еще десятью иконами. И лишь по фотографии, которая была в храме, написали новую икону Божией Матери, которая и находится сейчас в Вознесенском соборе.
В соборе расположена еще одна святыня с очень интересной историей – Тихвинская икона Божией Матери, один из первых списков всемирно известного явленного образа. Когда монастырь был закрыт властями, икона попала в тюрьму и было приказано порубить ее для дров на отопление. Один из охранников, который должен был это выполнить, оказался человеком верующим и вместо уничтожения святыни смастерил из нее стол. И только в 1947 году икону-стол переместили в Вознесенский собор в Ельце, который снова был открыт. До сегодня эта икона расположена в приделе святителя Николая.
Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!
Соборный храм Вознесения Господня
В 1960-1970-х гг. в Вознесенском соборе часто проходили постриги послушниц и монахинь бывшего Знаменского монастыря в рясофор, в мантию и схиму. Именно архимандрит Исаакий постриг почитаемого липчанами священника протоиерея Павла Котельникова в монашество с именем Серафим. [86]
Узы глубокой духовной дружбы и братской любви связывали о. Исаакия с о. Николаем Овчинниковым. Вот какую характеристику дал своему духовному другу как благочинный Елецкого округа архимандрит Исаакий ещё в 1973 г.: «Весьма культурный и начитанный во многих областях человек, незаурядную культуру своей светской работы и службу врача – хирурга с университетским образованием сменивший на служение священника. Усердный служитель алтаря Божия — неустанный проповедник, отзывчивый к нуждам своих словесных овец добрый пастырь. Обладает хозяйственными способностями. В последние годы, достигнув уже и 70-летия, не оставляет службу свою, невзирая на пошатнувшееся здоровье, и старается служить наравне со своими значительно более молодыми сотрудниками». [87]
Почитаемые иконы святителя Николая Чудотворца и Божией Матери «Знамение»
Архимандрит Исаакий обладал удивительным даром проникновенного и сосредоточенного служения, при котором его глубокий молитвенный настрой передавался всем присутствующим на богослужении. Он признавал только индивидуальную исповедь, призывал к искреннему покаянию и воистину был духовником всех верующих ельчан. Он вёл обширную переписку с сотнями людей по всему миру, передавая своим духовным чадам на далёкие расстояния свою любовь, поддержку, благословение. Другой щедрый талант, которым наградил Господь о. Исаакия, — дар проповедничества. Его слово обладало огромной духовной силой. Он был также автором множества поучений, молитв, тропарей и канонов. Его тропарь Елецкой иконе Божией Матери в 1977 г. был переложен на ноты и до сих пор поётся в храме и келейно.
Епископ Липецкий и Елецкий Никон причащает мирян
Хорошо известны верующим его стихи, которые несли радость и утешение его знакомым и духовным чадам, воплощали собой мысли и впечатления самого автора. Такими строками откликнулся архимандрит Исаакий на первую «встречу» со «славным градом Ельцом»:
Благою волей Алексия Патриарха,
Преемника Митрополита древних дней,
Тогда всея Русия Кириерарха,
Направлен был я в город сей,
Который некогда святителем Московским
От берегов Сосны был к бытию призван.
А после Тихоном, угодником Задонским,
Сионом Новым наименован…
Архимандрит Исаакий (Виноградов) за свою многолетнюю пастырскую деятельность был награждён почти всеми церковными наградами, возможными для священнослужителя. В 1957 г. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) наградил его посохом. Позже о. Исаакий был удостоен права ношения второго креста, служения божественной литургии при открытых Царских Вратах. Ему были пожалованы ордена святого равноапостольного князя Владимира III и II степеней, патриаршая грамота, и третий — патриарший крест.
Скончался о. Исаакий 12 января 1981 г. Власти, к сожалению, отказали верующим в просьбе похоронить любимого батюшку в соборной ограде. 14 января после отпевания, которое совершил Владыка Ювеналий, архимандрит Исаакий был погребён на Казанском городском кладбище Ельца. Сегодня могила о. Исаакия — святое для ельчан и многих разбросанных по миру духовных чад батюшки. В дни памяти архимандрита Исаакия (12 января, 12 июня, 25 февраля) в Вознесенском соборе служится заупокойная литургия и панихида, после чего почитатели его памяти едут на могилку батюшки.
Нижний храм святителя Тихона Задонского Вознесенского собора. Фото 2006 г.
В 1978 г. после десятилетнего служения в Вознесенском соборе покинул его стены игумен Валерий (в миру Василий Иларионович Мирчук) — один из самых почитаемых в пределах Воронежско-Липецкой, а затем и Липецкой и Елецкой епархий священнослужителей. Родился он 15 мая 1936 г. в г. Проскурове Хмельницкой области на Украине. Оставшись в раннем детстве сиротой, воспитывался родной тётей. В 1949 г. Василий Мирчук окончил 3 класса начальной школы, а в следующем году поступил в Свято-Духовский скит Почаевской лавры, затем перешёл в саму лавру, где и находился до марта 1961 г., исполняя различные послушания. Пострижен в монашество с именем Валерий 4 марта 1958 г., а 11 августа того же года рукоположен в иеродиакона. С 1961 по 1963 гг. работал сторожем при храме с. Ячейка Эртильского района Воронежской области, помогая иногда священнику чтением и пением на клиросе. В 1963-1965 гг. служил диаконом Воскресенской церкви г. Новохопёрска. 8 февраля 1965 г. епископом Владимиром (Котляровым) рукоположен в иеромонаха и направлен в Михайло-Архангельский храм с. Ячейка.
В ноябре 1968 г. иеромонах Валерий (Мирчук) стал священником Вознесенского собора г. Ельца, где скоро стал весьма почитаем прихожанами за свою подвижническую жизнь и многие духовные дары, которыми наделил его Господь. Избегая славы земной, о. Валерий часто брал на себя духовный подвиг юродства. В 1978 г. игумен Валерий стал настоятелем Благовещенского храма с. Ожога Воловского района, где вскоре вокруг батюшки образовалась небольшая женская община, живущая по строгому монастырскому уставу. Ныне это — Благовещенский епархиальный женский монастырь, где свято чтят память своего батюшки, награждённого в 1982 г. саном архимандрита, а впоследствии принявшего схиму с именем Серафим. Скончался схиархимандрит Серафим (Мирчук) 11 января 2005 г.
С Вознесенским собором долгие годы была связана деятельность и других почитаемых ельчанами пастырей — архимандрита Виссариона (Матичина, 1923-1987), протоиереев Василия Сергеевича Поваляева (1927-1998) и Владимира Семёновича Вылуска (1928-2004). Благодаря всем этим священнослужителям Вознесенский собор в 1960-1980-х гг. был подлинным духовным центром Липецкой области и одним из центров всей России. Именно отсюда начиналось задолго до перестройки духовное возрождение нашего Отечества. Не зря же главные торжества в нашей области, посвященные 1000-летию Крещения Руси, прошли именно в Вознесенском соборе Ельца. Символично, что в этот год ельчане праздновали 100-летие окончания строительства главного храма города.
Изменение в лучшую сторону отношения государства к Русской Православной Церкви во второй половине 1980-х гг. позволило сделать многое для дальнейшего благоустройства собора. В 1988 г. в центральной апсиде цокольной части устроен престол и одноярусный иконостас нижнего храма, в правой апсиде — крестильня, В цокольной части собора появляется и просфорня.
Архиерейская служба Владыки Никона в Вознесенском соборе. Фото 2006 г.
В последующее время восстановление былого величия Вознесенского собора связано с деятельностью его настоятеля — протоиерея Василия Яковлевича Романова. За эти годы было проведено водяное отопление в летнем храме и цокольной части собора (1991 г.), заменена старая металлическая люстра на позолоченное паникадило, здание несколько раз было побелено, восстановлена по старым фотографиям сень перед алтарём главного престола, освящена иерейским чином церковь во имя Святителя Тихона Задонского в цокольном этаже, устроена кафедра с оградой в центре храмовой части, обновлены иконостасы алтарей, устроены киоты с иконами в боковых приделах храмовой части, окрашены стены летнего храма, устроена крестилка с баптистерием, помещения для служб собора, склад для икон, просфорная и трапезная в цокольной части, ограда с коваными решётками вокруг собора, навес над главным входом в собор и звонница над притвором недостроенной колокольни.
Вернулась в собор и переданная из краеведческого музея Елецкая икона Божией Матери, список которой сегодня помещается в специальном киоте у клироса на левой стороне храмовой части. Однако силами одного только прихода поддерживать в достойном виде громадное здание Воскресенского собора с его уникальным внутренним убранством крайне сложно. Осознавая это, государство по мере сил выделяет средства на реставрационные работы кровли и фасадов собора, являющегося памятником истории и культуры федерального значения. В 2006 г. на средства федерального бюджета выполнены проектные работы, в 2007 г. должна начаться реставрация.
Иконостас Вознесенского собора. Фото 2006 г.
Являясь вторым кафедральным собором Липецкой и Елецкой епархии, Вознесенский собор часто принимает в своих стенах Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. Служба, совершаемая Владыкой в соборном храме Ельца всегда становится праздничным событием для ельчан.
При соборе с 1993 г. работает воскресная школа, в которой в конце 1990-х гг. обучалось до 180 человек. Трудами и заботами протоиерея Василия Романова основана в 1996 г. и действует поныне первая в Липецкой области православная гимназия, названная в честь святителя Тихона Задонского. В 1995 г. обновлена часовня на могиле ельчан, погибших во время нашествия Тамерлана, воссозданы часовни во имя святителя Алексия, митрополита Московского на берегу реки Сосны — в 2000 г. и на месте городских Новосильских ворот Елецкой крепости (ул. Мира, 131) — в 1995 г., построена часовня святителя Тихона Задонского на территории православной гимназии — в 1997 г.