в эпоху средних веков учение о душе развивается в рамках
РАЗДЕЛ VI. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья
Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение, развитое на стыке IV и V веков Августином Блаженным. В его учении понятие души приобрело религиозное содержание. Наряду с этим Августин развивает и представления Аристотеля о душе («Душа – некоторая субстанция, причастная разуму, которая приспособлена к управлению телом»).
В XIII в. возникло новое теологическое направление – учение Фомы Аквинского. Наряду с ортодоксальностью в религиозных вопросах томизм допускал права науки, здравого смысла – возникли первые ростки будущего рационализма. Томизм также ориентировался на учение Аристотеля. Однако в учении Аристотеля томизм утрировал его теологические и дуалистические стороны.
В это время в европейской науке уже зарождалось мощное движение рационализма. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214–1294) призывал восстановить истинный смысл учения Аристотеля, заложил основы современных научных методов.
В эпоху средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. В культурных центрах арабского Халифата сосредоточилась научная литература всего цивилизованного мира. От Индии до Пиренеев распространялись труды Платона, Аристотеля, Галена и средневековых арабских ученых. Европейская схоластика была блокирована наукой Востока. На востоке арабской державы естественно-научная мысль развивалась Ибн-Синой (Авиценной, 980–1037), на западе, в Марокко, – Ибн-Рошдом (Аверроэсом, 1126 – 1198), получившими широкую популярность в Европе. Этими мыслителями утверждалось важнейшее основоположение – состояние души обусловлено деятельностью тела. Ибн-Сина продолжил психофизиологические изыскания, начатые Галеном. Душа становилась объектом исследования медиков. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина неизменно утверждал зависимость психики от работы мозга, исследовал психосоматические явления.
В XIV в. в Европе усиливаются материалистические традиции в науке, заложенные Р. Бэконом. Профессор Оксфордского университета У. Оккам ввел принципиально важное понятие знака. Человечество продвигалось к пониманию обусловленности психической деятельности внешними явлениями, получившими знаковое обозначение в ходе социально-исторического взаимодействия людей. Формирование понятий, трактовавшихся на протяжении веков по учению Платона в качестве вечных идей, ставилось в зависимость от опыта человечества.
Глава 3. Психологические воззрения эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения рассеяла мрак средневековой ночи. Кризис феодализма порождал новые социально-идеологические запросы.
Эпоха Возрождения началась с актуализации ценностей античного мира. Но эти ценности уже воспринимались по-новому. Возродилось непреходящее учение великого Аристотеля, но новая эпоха черпала из него новые идеи.
На основе учения Аристотеля стали утверждаться новые, прогрессивные концепции: мышление нуждается в чувственных впечатлениях, а воля – в целенаправленных действиях, душа не может существовать без тела. Формировалось новое миропонимание, культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Великие географические открытия расширяют кругозор человечества. Возникла потребность осознать общую картину мира. Создаются общества естествоиспытателей. Открываются новые горизонты естественно-научного знания. Расцвет искусства, живописи порождал интерес к сущности человека, его внутреннему миру, проявлениям внутреннего состояния человека. Делаются первые открытия в области психофизиологии. Так, Леонардо да Винчи (1452–1519) в «Трактате о живописи» исследует зависимость восприятия величины предмета от его удаленности, освещенности, плотности среды, описывает явление зрительного контраста, иррадиации и др. Резко возрастает интерес к человеку. В год выхода книги Коперника «Об обращении небесных сфер» появляется трактат А. Везалия «О строении человеческого тела» (1543 г.). Растет потребность в точном знании. Приоритетное значение получает экспериментирование. Осознается мощь человеческого интеллекта, устанавливающего причинную связь явлений.
Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья
Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение, развитое на стыке IV и V веков Августином Блаженным. В его учении понятие души приобрело религиозное содержание. Наряду с этим Августин развивает и представления Аристотеля о душе («Душа – некоторая субстанция, причастная разуму, которая приспособлена к управлению телом»).
В XIII в. возникло новое теологическое направление – учение Фомы Аквинского. Наряду с ортодоксальностью в религиозных вопросах томизм допускал права науки, здравого смысла – возникли первые ростки будущего рационализма. Томизм также ориентировался на учение Аристотеля. Однако в учении Аристотеля томизм утрировал его теологические и дуалистические стороны.
В это время в европейской науке уже зарождалось мощное движение рационализма. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214–1294) призывал восстановить истинный смысл учения Аристотеля, заложил основы современных научных методов.
В эпоху средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. В культурных центрах арабского Халифата сосредоточилась научная литература всего цивилизованного мира. От Индии до Пиренеев распространялись труды Платона, Аристотеля, Галена и средневековых арабских ученых. Европейская схоластика была блокирована наукой Востока. На востоке арабской державы естественно-научная мысль развивалась Ибн-Синой (Авиценной, 980–1037), на западе, в Марокко, – Ибн-Рошдом (Аверроэсом, 1126 – 1198), получившими широкую популярность в Европе. Этими мыслителями утверждалось важнейшее основоположение – состояние души обусловлено деятельностью тела. Ибн-Сина продолжил психофизиологические изыскания, начатые Галеном. Душа становилась объектом исследования медиков. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина неизменно утверждал зависимость психики от работы мозга, исследовал психосоматические явления.
В XIV в. в Европе усиливаются материалистические традиции в науке, заложенные Р. Бэконом. Профессор Оксфордского университета У. Оккам ввел принципиально важное понятиезнака. Человечество продвигалось к пониманию обусловленности психической деятельности внешними явлениями, получившими знаковое обозначение в ходе социально-исторического взаимодействия людей. Формирование понятий, трактовавшихся на протяжении веков по учению Платона в качестве вечных идей, ставилось в зависимость от опыта человечества.
Учение о душе в Эпоху Средневековья.
500 – 1500 г. н.э. – средневековье в Европе (в странах Востока другие границы). В эту эпоху стала господствовать религиозная философия и было объявлено, что в канонических религиозных священных книгах содержится истина в последней инстанции, поэтому наука не может противоречить религиозной истине, а все остальные объявлялись ересью.
· Божественной (религиозной) – приоритетная истина
· Научной – признавалось право углублять и разрабатывать Божественную истину в обобщённом виде отражая в священных религиозных писаниях.
Пьер Абеляр и другие философы эпохи средневековья рассуждали. Бог создал мир со способностью. Познания его творения, по этому наука выполняет благородную роль познания людьми созданного Богом. Но только в том случае, если знания отстаиваемые наукой не входит в противоречие с религиозной мыслью. Проблема средневековой философии разума и аффектов (эмоций) в регуляции поведения человека. Разумное поведение считалось наилучшим и соответствует божественному происхождению человека, а поведение под влиянием аффектов рассматривалось как неизменное. Людям рекомендовалось руководствоваться разумом, а не эмоциями. Все эти мысли нашли отражение в трудах великого философа Фомы Аквинского.
26. Объяснение устройства организма, поведения человека и животных и функций души в трудах Р. Декарта. Проблемы, которые породило учение Р. Декарта о поведении и психике человека. Способы разрешения этих проблем в трудах ученых XVII – XVIII веков.
Новая эпоха – эпоха Возрождения, получила такое название прежде всего потому что в это время был снят контроль со стороны религии над жизнью и деятельностью людей. Сначала в области искусства, затем науки (включая науку о душе) с 16 века и привела к возрождению искусства в Италии, которая стала главной наследницей древнего Рима. Возрождение наук начинается позднее с 17 века н.э., причем в первую очередь получают развитие точные и естественные науки (математика, астрономия, физика, механика, химия). Эти науки задают иное общенаучное мировоззрение, которое получает название механистическая картина мира. Эта картина сменила атомистическое мировоззрение, которое господствовало в конце эпохи античности. Согласно новому мировоззрению, весь мир рассматривается как сложноустроенная машина, действующая по законам математики, физики и механики.
Такое представление о параллельном существовании тела и души и разных функций, которые они выполняют породило много разных функций, это в первую очередь проблема дуализма души и тела.
1. Тело человека существует и действует по своим законам
2. Душа – по своим законам
ð Не зависимо друг от друга «дуализм души и тела»
Мозг человека Декарт считал методом или органом, где одновременно существуют физиологические и психологические процессы, причем те и другие рассматривали независимо друг от друга. Эта парадигма в психологии породила психофизиологический параллелизм.
Тем не менее, не смотря на порождение труднопарадимных вопросов, положение Декарта все же сыграли положительную роль как науки. Он определил его как наука о сознании человека и предложил метод его изучения – интроспекция.
Под ним понималось специальным образом организованные наблюдения человека, за психологические явлениями, которые происходят в его собственном сознании с последующим подробным описанием этих явлений. Этот метод, примерно на 250 лет вперед определил развитие психологии как науки. Благодаря Декарту она отделяется от философии и превращается в опытную или эмпирическую науку. Даже тогда, когда в конце 19 века психология становится экспериментальной наукой, в ней по-прежнему используют интроспекцию как главный метод изучения психологических явлений.
Философы 18 века по своему пытались решать проблемы, которые породили учения Декарта «О Душе». Среди этих философов следует назвать голландского философа Бенедикта Спинозу. Проблему психофизиологического параллелизма он решил следующим образом. Физиологические проблемы и психологические процессы это одно и тоже и ни каких отдельно протекающих процессов не происходит. Вопрос лишь в том, с каких позиций то что происходит в мозге рассматриваться.
Когда ученые изучают мозг, они имеют дело с физиологическими процессами в нем. Но те же процессы представленные для человека о мозге, которая речь идет, его сознание отражается как физические процессы.
27. Представления о путях развития науки о душе в трудах ученых XVII – XVIII веков.
В это время, образами научного знания становятся естественные науки и все остальные науки, включая науку о душе подстраиваются под него. Поскольку естественные науки являются опытными и экспериментальными, появляется идея психологию сделать наукой. С этой идеей выступил не только Декарт, но и другие английские философы 18 века. Дальнейшее развитие получает именно в Англии. Одновременно с этим, ученые пытаются создать механическую модель человека, с помощью которой можно будет понять и объяснить поведение людей в разных ситуациях. Со всеми механическими моделями людей выступают французские ученые Ламетри и Кондильян.
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав
Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья
Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение, развитое на стыке IV и V веков Августином Блаженным. В его учении понятие души приобрело религиозное содержание. Наряду с этим Августин развивает и представления Аристотеля о душе («Душа – некоторая субстанция, причастная разуму, которая приспособлена к управлению телом»).
В XIII в. возникло новое теологическое направление – учение Фомы Аквинского. Наряду с ортодоксальностью в религиозных вопросах томизм допускал права науки, здравого смысла – возникли первые ростки будущего рационализма. Томизм также ориентировался на учение Аристотеля. Однако в учении Аристотеля томизм утрировал его теологические и дуалистические стороны.
В это время в европейской науке уже зарождалось мощное движение рационализма. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214–1294) призывал восстановить истинный смысл учения Аристотеля, заложил основы современных научных методов.
В эпоху средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. В культурных центрах арабского Халифата сосредоточилась научная литература всего цивилизованного мира. От Индии до Пиренеев распространялись труды Платона, Аристотеля, Галена и средневековых арабских ученых. Европейская схоластика была блокирована наукой Востока. На востоке арабской державы естественно-научная мысль развивалась Ибн-Синой (Авиценной, 980–1037), на западе, в Марокко, – Ибн-Рошдом (Аверроэсом, 1126 – 1198), получившими широкую популярность в Европе. Этими мыслителями утверждалось важнейшее основоположение – состояние души обусловлено деятельностью тела. Ибн-Сина продолжил психофизиологические изыскания, начатые Галеном. Душа становилась объектом исследования медиков. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина неизменно утверждал зависимость психики от работы мозга, исследовал психосоматические явления.
В XIV в. в Европе усиливаются материалистические традиции в науке, заложенные Р. Бэконом. Профессор Оксфордского университета У. Оккам ввел принципиально важное понятиезнака. Человечество продвигалось к пониманию обусловленности психической деятельности внешними явлениями, получившими знаковое обозначение в ходе социально-исторического взаимодействия людей. Формирование понятий, трактовавшихся на протяжении веков по учению Платона в качестве вечных идей, ставилось в зависимость от опыта человечества.
Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 511 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Представления о душе в Средневековье
Содержание
Введение
Средневековый период истории человечества начался в III-V веке с падения Римской империи и утверждения христианства и закончился в XV веке, когда произошло возрождение искусства, светской науки и открытие Америки. Период Средневековья длился более тысячи лет и совпал с эпохой возникновения, расцвета и упадка феодального строя.
Безапелляционное господство христианства и других религий в мировом масштабе в Средневековье привело к неприятию обществом всякого знания, основанного на опыте, представлениям о греховности попытки познать устройство и предназначение мира и человеческой души. «Мировоззрение средних веков становится теологическим. Его основа – церковная догма. Авторитет Церкви являлся непререкаемым» [6]. Любое отличное от библейского понимание природы и предназначения человека отвергалось. Естественнонаучные исследования мира и человека приостановились, наука была поставлена в подчиненное положение по отношению к религии. Поэтому период Средневековья считается «мертвым» для развития науки, периодом упадка культуры и образования.
Однако, несмотря на общий упадок естественных наук, элементы научной мысли в Средневековье сохранялись и пополнялись, развивались гуманитарные области знания, великие мыслители и деятели культуры создавали свои произведения.
Психология в то время оказалась в числе тех наук, которым было уготовлено наихудшее положение: официальной наукой о душе в Средневековье являлось богословие. «Это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали … позиции христианства. … В связи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода» [1].
Данная работа посвящена изучению представлений о душе, существовавших в Средневековый период развития человечества.
1. Представления о душе в средневековой Западной Европе
В период Средневековья существовало два мировых центра психологических воззрений – Западная Европа и арабский Восток [9].
Господство христианской религии над наукой в Западной Европе как наиболее существенная черта средневекового периода развития психологии в Европе позволяет разделить все философско-психологические учения того времени на три группы [7]:
Философско-психологические учения «в вере» в период Средневековья являлись наиболее распространенными, поскольку соответствовали мировоззрению и основному требованию того времени – не противоречить религиозным догмам. Такие учения воплотились в схоластике – философии, направленной на рациональное обоснование догматов богословия. Несмотря на различия между схоластическими течениями, общей для них характеристикой являлась связь с богословием, зависимость от религии.
В рамках средневековой схоластики выделились два основных направления философско-психологических учений: реализм и номинализм. Представители реализма основывали свои взгляды на положении о первичности бытия бога и об объективном существовании общих, универсальных понятий в божественном уме независимо от познающего человека (идеи первичны, материальные объекты вторичны). Приверженцы номинализма, напротив, считали, что общие понятия не имеют самостоятельного существования и являются лишь словами, звуками, именами, возникающими в процессе человеческого познания (материальные объекты первичны, идеи вторичны). Номиналисты «отрицали существование единой Божественной субстанции …, ориентировали исследователей на отход от богословской проблематики и предметом научного познания считали природные явления» [7].
Рассмотрим более подробно каждое из этих направлений.
1.1. «Реализм»
Одним из первых крупных идеологов раннего христианства считается греческий философ Плотин (205-270). Учение Плотина и его последователей во многом опиралось на идеи Платона, поэтому вошло в историю под наименованием «неоплатонизм».
В учении Плотина за основу всего сущего принималось божественное первоначало. «К этому первоначалу неприложимо никакое определение. О сверхприродном можно судить только по тому, что им порождается. Природа создается из материи путем проникновения в нее божественного начала. Развитие мира – это постепенное восхождение или нисхождение божественного. В этом движении божественного выделяются четыре сменяющих одна другую ступени: божественное первоначало – божественный ум – божественная душа – природа. По мере нисхождения верховного начала, оно от первозданного своего единства переходит во множество умов и душ. Материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала» [3].
Согласно учению Плотина, душа человека происходит из мировой души и не является материальной. Главным ее качеством является единство, целостность: душа не может ни порождаться отдельными элементами, ни быть из них построенной. Деятельность души заключается в трех функциях:
Таким образом, Плотин обогатил психологию понятиями самонаблюдения (интроспекции), самосознания и единства личности.
Дальнейшее развитие учения о самосознании и познавательной активности души в период Средневековья связано с именем известного римского ученого и богослова Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного или Святого Августина.
По мнению Августина, «мир создан богом; его постоянным участием и творением определяется развитие природы. Божественное происхождение имеет и душа человека. Она отлична и независима от тела» [3]. Душа человека бессмертна. Душа имеет превосходство над телом и является орудием, которое правит телом. Тело, в свою очередь, Августин считал «мрачной темницей» [9].
В вопросе о происхождении души Августин колебался между двумя существующими в то время точками зрения: традукционизмом и креацинизмом. Согласно традукционизму, души передаются через размножение от одного поколения к другому, а согласно креацинизму, души создаются богом в момент рождения людей.
Августин утверждал, что основу души составляет воля, которая преобладает над разумом. Поэтому Августин считается основоположником учения, которое впоследствии было названо волюнтаризмом (от лат. «волюнтас» – воля). Волей человека, согласно Августину, управляет бог. Все действия и поступки человека обусловлены его волей. Кроме воли, душа включает в себя мышление и память. Но только волей порождаются активные действия, а разум является пассивным.
Августин выделял следующие функции воли, благодаря которым душа человека способна воспринимать не только собственную деятельность, но и недоступные внешнему взору продукты этой деятельности:
По мнению Августина, все знания существуют в душе, которая живет и движется в боге, и человек может не приобрести знания, а только извлечь из собственной души. Поэтому единственным способом определения истинности знания является обращение души к самой себе с помощью воли. Таким образом, самопознание и внутренний опыт, согласно Августину, являются главными источниками человеческих знаний.
Философско-психологическое учение Августина, соединив в себе идеи христианства и древнегреческой философии, являлось в Средневековье непререкаемым авторитетом в течение нескольких столетий.
В дальнейшем, уже в начале второго тысячелетия, накопление естественнонаучных данных привело к обострению разногласий между реализмом и номинализмом: «Из растущего влияния исследований природы, математических, астрономических исследований выделился вопрос: вера или знание? В эти бурные прения вмешалась церковь в лице … Фомы Аквинского» [2].
Фома Аквинский (1226-1274) является основателем томизма – ведущего направления в рамках католицизма, учения, которое было признано «истинным» и канонизировано католической церковью. Сам Фома Аквинский был позднее причислен к лику святых и признан «пятым учителем церкви» [9]. Фома Аквинский «решал задачу поддержания религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы и ее опытному изучению» [2].
Пытаясь объяснить противоречия между наукой и религией, Фома Аквинский утверждал, что существует два вида истин [4]:
По мнению Фомы Аквинского, должна быть достигнута гармония между перечисленными двумя видами истин. Но в случае возникновения противоречий между знанием и верой, знание должно уступать вере, т.е. истины божественные выше истин, постигаемых разумом.
Так же, как Плотин и Августин, Фома Аквинский считал, что душа одна. Душа вечна и бессмертна. Она обладает бытием, отдельным и независимым от тела (хотя и помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Душа первична по отношению к телу, проникает в организм в момент рождения благодаря творческому акту божества, и выступает источником движения тела.
Фома Аквинский различал два вида форм: формы бестелесные (чистые) и формы материальные. Душа человека является низшей из чистых, бестелесных форм и высшей из форм материальных. «Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание – соединить в себе оба круга бытия» [2]. Душа рассматривается Фомой Аквинским как посредник между материальным миром и Творцом.
Основываясь на взглядах Аристотеля, Фома Аквинский выделил три типа души [4], различающихся степенью близости или удаленности к богу и к телу, и расположил их в иерархической последовательности, от низшей к высшей:
В структуре человеческой души, так же в иерархической последовательности, согласно Фоме Аквинскому, присутствуют способности (общее чувство, воображение, способность суждения, способность памяти), и далее – продукты способностей (ощущение, представление, понятие) [7; 9; 10].
Главная способность души – сознавание: «По мнению Фомы Аквинского, душа функционирует в рамках следующей схемы: сначала душа совершает акт познания, ей является образ объекта (ощущение, понятие), затем душа осознаёт, что она произвела этот акт, и после совершения этих двух операций она «возвращается» к самой себе, познавая не образ и не акт, а саму себя, как особую сущность» [4]. Таким образом, Фома Аквинский говорит о человеческом сознании, существующим отдельно как от внешнего мира, так и от телесного организма. Тем самым Фома Аквинский определяет психику человека как самостоятельную сущность, пребывающую в надтелесном мире.
Процесс познания, согласно Фоме Аквинскому, осуществляется посредством чувств и интеллекта. Познание материальных истин осуществляется вначале через внешние познавательные органы (физические органы чувств), результатом функционирования которых являются ощущения. Следующий этап познания осуществляется посредством внутренних познавательных органов: «Внутренние познавательные органы – это, во-первых, общее чувство, здесь происходит группировка впечатлений от внешних чувств; во-вторых, воображение – это склад, где сохраняются все восприятия; в-третьих, память; в-четвертых, орган суждения, который воздействует на чувственные органы познания, добывая из представлений неизменное содержание – сущность вещей» [2]. Высшим уровнем познания является интеллект, позволяющий человеку сознавать абстрактные понятия – сущности, не имеющие материальных носителей.
Механизм познания, согласно Фоме Аквинскому, запускается и направляется специальной операцией сознания человека – интенциональностью, составляющей спонтанную активность души. Интенция – это сила души, «внутреннее слово», придающее направленность процессу познания.
Таким образом, Фома Аквинский считал, что душа имеет способности – разум и волю. По его мнению, «обладание разумом и … свободной волей делают человека ответственным за свои поступки, ибо он в состоянии выбирать между добром и злом. Разум имеет примат над волей: нельзя желать того, что до этого не признано разумом. Но воля иногда может побуждать к познанию. Впрочем, конечным источником свободных человеческих решений, согласно Фоме Аквинскому, является не сам человек, а бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе» [2].
Несмотря на субъективность теории Фомы Аквинского, разработанные им «принципы … структуры, иерархичности, последовательности, системности, строгой определенности, заняли прочное место в арсенале психологической мысли. Идеи … о приоритетной роли интеллекта в деятельности людей сделали Фому Аквинского выдающимся представителем средневекового психологического знания» [9].
1.2. «Номинализм»
Номинализм как направление философско-психологических учений возник в Средневековье в ответ на господство реализма. «Он возник в связи со спором о природе общих понятий (так называемых универсалий). Спор шел о том, существуют ли эти общие понятия самостоятельно вне нашего мышления (подобно другим вещам) или бестелесны, ибо эти понятия только имена и реально познаются лишь индивидуальные вещи» [8, с.88]. Наиболее сильные позиции у номинализма были в Англии и Франции, где кризис феодализма проявился особенно остро и раньше, чем в других странах.
Одним из первых представителей номинализма считается крупный представитель западной схоластики, философ, теолог и поэт Пьер Абеляр (1079-1142). Он считал, что универсалии не обладают самостоятельной реальностью; реальны отдельные вещи. Но универсалии обретают определенную степень реальности в сфере ума в качестве понятий. Основа знаний, согласно Абеляру, – чувственное восприятие.
Пьер Абеляр «доказывал преимущество знаний перед слепой верой, сравнивая человека, читающего Божественные тексты и не понимающего их, с ослом, играющим на лире. Высказывал сомнение в истинности многих интерпретаций Священного Писания. Доказывал, что разум не должен опираться на «истины веры». Разум обособляется им от веры и становится ее условием («понимаю, чтобы верить»)» [7].
Исходя из своей концепции о значимости разума в жизни человека, Пьер Абеляр подчеркивал существование моральной ответственности человека за свои поступки.
Наиболее ярким представителем номинализма являлся английский философ, профессор Оксфордского университета Вильям Оккам (≈1285-1349). Он отстаивал учение о «двойной истине»: утверждал, что «философия, опирающаяся на логические рассуждения, и религия, черпающая свои истины в Священном Писании, имеют различные предметы исследования. Предмет философии – познание природы, а религии – моральная сфера человеческой жизни» [7]. Религиозные догмы не могут быть основаны на разуме, в них можно только верить.
Вильям Оккам разработал правило, которое вошло в историю науки под наименованием «бритва Оккама» («лезвие Оккама»): «не следует умножать сущности без надобности», или «бесполезно делать посредством многого того, что можно сделать посредством меньшего» [8, с.89]. Это учение стало основой закона экономии в психологии.
Вильям Оккам выдвинул идею о знаковом характере чувственных и умственных образов. Согласно его концепции, существуют два вида знаков:
Оккам призывал в процессе познания опираться на чувственный опыт и ориентироваться на термины, обозначающие классы предметов, имен, знаков. Он считал, что универсалии (общие понятия) не являются реальными субстанциями, имеющими свое существование вне человеческой психики. Они не содержатся в единичных вещах в качестве чего-либо особенного и реального, а существуют только в душе человека.
Исходя из этого, Оккам пришел к выводу, что понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке опытом, должны быть удалены из науки. Тем самым Вильям Оккам оказал влияние на дальнейшее развитее науки в опытном направлении.
Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов в психологии. Номинализм лег в основу зарождения дальнейших исследований, новых идей и учений, связанных с опытным познанием души и ее проявлений. «В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе» [10].
1.3. Зарождение материалистических представлений о душе
В период Средневековья зародились первые материалистические представления о душе человека. Возникновение таких представлений связано, в первую очередь, с именем одного из представителей номинализма, крупнейшего шотландского ученого Дунса Скотта (1265-1303).
Дунс Скотт считал, что религиозные догмы логически недоказуемы, и выступал за разграничение философии и теологии, как и другие представители номинализма. Главной заслугой Скотта считается провозглашение психики как свойства материи: «Выдающейся заслугой ученого явилось утверждение понятий “дух” и “душа” избыточными объяснительными принципами, “лишними” категориями в объяснении сущности и содержания психики человека. Это была своего рода революция в науке о душе … носителем психических явлений выступало материальное» [9].
Наибольшее развитие зарождающиеся материалистические представления о душе в Средневековье получили в работах английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона (1214-1292), который считается предтечей эпохи Возрождения. Бэкон получил образование в Оксфордском университете, где впоследствии преподавал, но затем был отстранен от педагогической деятельности и провел около 15 лет в тюремном заключении за критику нравов своей эпохи и за свои идеи, направленные против существовавших схоластических догм.
Роджер Бэкон, формируя собственные взгляды, опирался на труды арабских ученых (см. п.2), в то время во многом опередивших развитие западноевропейской научной мысли.
Роджер Бэкон первым употребил понятие «опытная наука», и приоритетное место отводил не теологии, а естественным наукам, опирающимся на экспериментальные и математические данные. Главной задачей науки он считал преодоление схоластических предрассудков.
Психику человека Роджер Бэкон включил в ряд естественных природных явлений, поддающихся опыту, эксперименту и математической обработке. Главным источником знаний он считал зрение, «ибо посредством зрения человек устанавливает различие между предметами, а это составляет суть всех знаний о мире» [7], и активно изучал зрительный анализатор с точки зрения физической оптики. В результате Бэкон пришел к выводу, что глаз – это тонкий оптический инструмент, а зрительные ощущения являются результатом закономерностей преломления и отражения света, существующих независимо от человека в природе и являющихся первичными по отношению к эффекту, производимому ими в материальном органе зрения.
Кроме того, Бэкон считал, что ощущение – это первое звено цепочки психической деятельности человека, и, следовательно, внешние воздействия формируют внутренний мир человека.
Однако познание человеческой души, по мнению Бэкона, неосуществимо опытным путем: «опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие» [2].
Тем не менее, Роджер Бэкон рассматривал душевные явления исходя из физико-математических объяснительных принципов, что было в высшей степени важно для утверждения детерминистического подхода в психологии. Роджер Бэкон считается одним из родоначальников естественнонаучного направления в психологии, а его научный метод (исходить из опыта и исчисления) – этапным событием в эволюции знаний о человеке. После распространения учения Роджера Бэкона схоластические, субъективные представления о душе, характерные для периода Средневековья, начали уступать место естественнонаучным, объективным научным данным.
2. Представления о душе в средние века на арабском Востоке
В средние века в общей истории Восток долгое время играл передовую роль. На Востоке феодализм начал складываться раньше, чем на Западе; более благоприятные экономические условия, в свою очередь, привели к тому, что наука и культура в период Средневековья на Востоке развились раньше, чем на Западе. Лишь впоследствии на Востоке возникли и развились такие условия, которые стали постепенно задерживать исторический процесс, замедлять развитие экономики, науки и культуры.
Расцвет арабоязычной культуры пришелся на VIII-XII века и был связан с с объединением восточных народов в единое огромное государство – Арабский Халифат – и последующим ростом городов, развитием торговли и сельского хозяйства. «В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения европейской и александрийской науки, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения Платона и Аристотеля, других античных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе – от Средней Азии до Пиренейского полуострова и Африки. Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической» [10].
Наибольший вклад в развитие психологической науки на Востоке в Средневековье внес таджикский ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) (980-1037). Авиценна занимался всеми возможными отраслями знаний: философией, медициной, лингвистикой, логикой, математикой, физикой, космологией, химией, этикой и т.д. Он написал около 500 работ на различную тематику. Авиценна был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины, он обобщил медицинский опыт предыдущих поколений в фундаментальном труде «Канон врачебной науки», который обеспечил научным взглядам Ибн Сины лидерство во всех медицинских школах Средневековья в течение нескольких столетий. Несколько работ Авиценна посвятил и психологии.
Ибн-Сина считал, что душа человека локализуется в мозге, сердце и печени: за разум человека отвечает часть души, расположенная в мозге, за проявление эмоций и аффектов – часть души, находящаяся в сердце, а за проявление потребностей и влечений – часть души, локализующаяся в печени. Он считал, что душевные явления имеют анатомо-физиологическую основу, зависят от общих сил природы и действуют по законам, открытым для опыта.
Авиценна впервые в истории психологии предпринял попытку экспериментального исследования связи между психическим и физиологическим: «Опыт Ибн-Сины строился следующим образом: два барана получали одинаковую пищу, но рядом с одним из них привязывали волка. Баран, рядом с которым был привязан волк, начинал быстро худеть и погибал» [4]. Неизвестно, какое объяснение Ибн-Сина давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок в возникновении глубоких соматических сдвигов.
При этом Ибн Сина считал, что душа бессмертна, и полагал, что существует надиндивидуальный (чистый) разум, черпающий своё знание из универсалий (божественного разума), характеризующих сущность явлений и вещей. Таким образом, Авиценна придерживался концепции «двойственной истины», подходя к вопросам психологии как с естественнонаучной, так и с метафизической точки зрения.
Ибн Сина являлся также одним из первых исследователей в области возрастной психологии и придавал большое значение воспитанию: «Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру» [10].
Свою идею о возможности осуществления воздействия на психику человека Авиценна применял на практике: «Сохранились сведения, что он в ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности, излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи» [6].
Авиценна также изучал психические процессы человека. Он выделил пять видов ощущений – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. По его мнению, функционирование чувствительности осуществляется посредством нервных окончаний, подходящих к органам чувств, а перенесение ощущения по нервным окончаниям осуществляется благодаря движению парообразных частиц. Характеристиками ощущений являются длительность, интенсивность и чувственный тон.
«От ощущений как “сил, постигающих во вне” Авиценна переходит к анализу сил, “постигающих внутри”, названных им внутренним чувством» [3]. Ибн Сина рассматривал душевные явления как ступени абстрагирования: 1) ощущение (появление образа); 2) представление (различение образа и материи); 3) воображение (возникновение идей и понятий); 4) всеобщие понятия и категории (высшая форма абстракции).
Таким образом, Авиценна высказал и обосновал идеи, не только сыгравшие значительную роль в эволюции психологической мысли Средневековья, но и актуальные по сей день: идею взаимосвязи психического и физиологического, предположение о возможности управления процессами в организме, придания ему определенного устойчивого состояния путем воздействия на чувственную, аффективную жизнь, и т.п.
Заключение
Проведенный в данной работе теоретический анализ представлений о душе человека, зародившихся в средневековый период истории человечества, позволяет сделать вывод о том, что ученые того времени внесли немалый вклад в развитие психологической науки. Несмотря на то, что в высшей мере серьезным препятствием для развития психологии являлась необходимость труднодостижимого в то время отделения психологии как науки от господствовавшего в то время богословия, представления о душе от Августина Аврелия до Роджера Бэкона, которые условно обрамляют этот период, шагнули далеко вперед.
Именно в период Средневековья был разработан метод интроспекции в психологии, подробно изучены ощущения человека, шли острые споры о субъективном и объективном, в результате которых появились первые экспериментальные исследования. В этот период зарождались как общая психология, так и возрастная психология, психофизиология и другие отрасли психологической науки.
Таким образом, в период Средневековья, несмотря на общий застой науки и культуры, вызванный господством религии над всеми другими областями человеческой деятельности, продолжалось развитие психологической мысли, активно шел процесс переосмысления и творческого развития идей предшественников, формировались ростки нового психологического знания.