В госдуме предложили отменить техосмотр для личных автомобилей
Госдума отменила техосмотр: закон скоро вступит в силу
Сегодня Госдума в третьем и окончательном чтении приняла законопроект, отменяющий техосмотр для частных легковых автомобилей. Впереди еще принятие документа Советом Федерации и подписание президентом, но в целом он уже не претерпит изменений и, вероятнее всего, будет принят окончательно уже в течение месяца.
За полтора месяца, прошедших с первого чтения Госдумой, законопроект претерпел ряд небольших изменений, но его суть не изменилась. Согласно проекту, легковым автомобилям и мотоциклам старше четырех лет, которые находятся в собственности физических лиц и используются в личных целях, полагается проходить технический осмотр только при постановке на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов.
Обязательным техосмотр останется для легковых автомобилей и мотоциклов в собственности юридических лиц, принадлежащих частникам такси, всех грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, прицепов и полуприцепов (кроме прицепов к легковым автомобилям в собственности физлиц).
Эти изменения станут логичным продолжением отмены необходимости диагностической карты для покупки полиса ОСАГО: предоставлять ее страховщику не требуется с 29 августа этого года. Таким образом, штраф за отсутствие диагностической карты, который появится в КоАП с 1 марта 2022 года, будет применяться только к тем машинам, для которых техосмотр остается обязательным.
Но важно помнить, что у страховщика сохраняется право регресса к виновнику ДТП, совершенного из-за технической неисправности, если техосмотр для этого автомобиля или мотоцикла необязателен. Так что смысл в добровольном прохождении ТО остается. А для автомобилей, которым обязательно необходимо прохождение техосмотра, регресс могут выставить независимо от причин ДТП, если в момент ДТП у виновника нет действующей диагностической карты. Правда, пока страховщики этим правом особо не пользуются. Если у вас есть примеры выставления регрессов за отсутствие техосмотра в течение последнего года — напишите об этом в комментариях.
Когда отменят техосмотр, для кого он останется обязательным, что не понравилось правительству и почему вырастут штрафы Летом о необходимости перевода техосмотра на добровольную основу заговорили те, от кого этого ждали меньше всего, а именно Госавтоинспекция.
Отмена техосмотра до 31 декабря 2021 года
Глава МВД Михаил Черников озвучил это предложение на всю страну. Позже инициативу подхватили депутаты, проведя соответствующее предложение через августовское заседание Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина.
Суть его в том, что личный транспорт, не используемый в коммерческих целях, должен проходить техосмотр только при отчуждении (продаже, дарении и т.п.) другому владельцу. При этом обязанность распространяется на машины старше 4 лет. И теперь стоит ожидать, что после завершения формирования депутатских списков инициатива будет реализована правящей партией через принятие поправок в законодательство о техосмотре.
Что решили депутаты по отмене ТО для легковых автомобилей
Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного техосмотра для автомобилистов еще в начале ноября. Авторы документа обещали, что до конца декабря 2021 года его примут во втором и третьем чтениях. Однако точных дат рассмотрения законопроекта по-прежнему нет. Разбираемся, что происходит на данный момент с этим документом, а также, какие изменения ожидают саму процедуру техосмотра.
В пояснительной записке авторы законопроекта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования прописаны в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.
Также в записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Почему документу потребовалась доработка?
Изначально правительство страны дало положительный отзыв на внесенный законопроект об отмене обязательного техосмотра. При этом потребовало внести в документ доработки. Правда сам отзыв на данный момент звучит не очень понятно.
Там подчеркивается, что в настоящее время в техническом регламенте Таможенного союза, проверка выполнения требований к транспортным средствам в случае изменения их конструкции осуществляется «в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности» ее изменения, последующей проверки безопасности конструкции и техосмотра транспорта.
Чтобы привести этот пункт в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, его придется доработать. Внесли ли авторы законопроекта необходимые изменения в документ перед вторым и третьем чтением пока неизвестно.
В Госдуме усомнились, что законопроект об отмене обязательного техосмотра успеют принять до конца 2021 года. Об этом «Газете.Ru» рассказали в комитете Думы по транспорту.
«Там много изменений, так что срок точно будет больше. На данный момент нет информации, что он будет рассмотрен в декабре», — рассказал собеседник «Газеты.Ru» в комитете.
Законопроект прошел первое чтение 9 ноября. Изначально ожидалось, что второе чтение состоится через месяц, об этом в разговоре с «Газетой.Ru» заявлял один из авторов проекта, председатель комитета Госдумы по транспорту, член фракции «Единая Россия» Евгений Москвичев. Срок предоставления поправок в Думе назначали на 8 декабря.
Согласно законопроекту, от обязательного техосмотра освобождаются легковые автомобили и мототранспортные средства, которые принадлежат гражданам и используются в личных целях. Процедура должна стать добровольной только для физических лиц. Для такси и другого транспорта, используемого в коммерческих целях для перевозки пассажиров, она будет обязательной. Проходить техосмотр придется при постановке автомобиля на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов, а также при продаже машины, которая старше четырех лет.
Какие штрафы и санкции, если нет техосмотра
Сейчас за отсутствие техосмотра автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 руб. за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» КоАП России. На деле это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД.
После принятия нового закона штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. Причем наказание для недобросовестных водителей вырастут уже с марта следующего года, когда вступят в силу в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Так, размер взыскания за езду без диагностической карты вырастет до 2000 рублей.
Изменения в процедуре техосмотра
Поимо ужесточения наказания за езду без диагностических карт, власти собираются изменить требования и к фотографированию автомобилей на пунктах техосмотра. Как объяснили в Министерстве транспорта России, такие меры необходимы для борьбы с мошенничеством. Сейчас во время процедуры прохождения техосмотра должны быть сделаны две фотографии: спереди и сзади автомобиля. Однако в ведомстве хотят изменить это требование. Так, на первом снимке должен быть запечатлен автомобиль в ракурсе спереди и сбоку, а рядом с ним в полный рост должен стоять технический эксперт. В аналогичной композиции должен быть сделан и второй снимок — сзади.
В Минтрансе такие требования объяснили тем, что «участились факты фальсификации» снимков, загружаемых в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД. Нововведение должно заработать с марта следующего года.
Кому понадобится техосмотр в 2022 году
Что же должны делать автовладельцев сейчас, по окончании отсрочки «дореформенных» диагностических карт? Схема простая. Если действие документа истекло в период с 1 февраля по 30 сентября, то он автоматически продлен на полгода. Самая ранняя дата, до которой действительны продленные карты — 1 октября 2021 года, самая поздняя — 29 апреля 2022 года.
То есть вы берете свою диагностическую карту и к дате окончания, указанной в ней, прибавляете 6 месяцев, получая в итоге легитимный срок ее действия. Если же карта заканчивается после 30 сентября, то ее продление не предусматривается. Иными словами, она законна только до указанной в ней даты.
Но, повторим, ответственности за непрохождение техосмотра не установлено, а полис ОСАГО можно купить без каких-либо ограничений. Из чего получается, что до 1 марта следующего года проходить техосмотр, в общем-то, необходимости нет. А то, что до этого времени закон будет скорректирован, сомневаться практически не приходится.
Требуют ли техосмотр для покупки полиса ОСАГО
Власти отвязали получение полиса страхования автогражданской ответственности от прохождения техосмотра. То есть можно было продолжать эксплуатацию машины без диагностической карты, зато с полисом ОСАГО. Напомним, штраф за непрохождение техосмотра в настоящее время отсутствует, хотя его введение законом предусмотрено с 1 марта 2022 года. Впрочем, последующие события позволяют почти с полной уверенностью говорить о том, что этого не произойдет. По крайней мере, для частных владельцев.
В Чувашии подорожает техосмотр
В Чувашии пересмотрели размер платы за проведение технического осмотра автотранспорта, сообщает Pravdapfo.ru. С 1 января 2022 года проведение техобслуживания для легкового авто обойдется в 557 рублей (сейчас эта услуга стоит 430 рублей).
По словам главы минтранса Чувашии Владимира Осипова, с просьбой о пересмотре не меняющегося с 2014 года размера платы в ведомство и Госслужбу по тарифам обратились операторы техосмотра.
Они сослались на появление высоких издержек бизнеса, связанных с необходимостью исполнения новых требований федерального закона. В частности, станциям необходимо будет обеспечивать безопасность транспортного средства при прохождении техосмотра – проводить его с использованием фотофиксации, организовывать присутствие сотрудника ГИБДД при осмотре машин, используемых для перевозки пассажиров.
Техосмотр 2022: вопросы и ответы, которые помогут во всем разобраться
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в законодательство об отмене обязательного технического осмотра для частных транспортных средств. Что это значит, кому диагностическая карта все-таки понадобится и будет ли штраф — во всех нюансах разобрался Autonews.ru.
Техосмотр уже отменили?
Кому теперь не точно не нужно приезжать на техосмотр?
Техосмотр не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Важно, что такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях. То есть собственники не должны предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.
Кому все-таки придется проходить техосмотр?
Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:
Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. Как уточнили в Союзе операторов технического осмотра, речь тут может идти о ситуациях, когда инспекторы ГИБДД выявляют нарушение, например, разбитую фару. Это будет прямым нарушением ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Тогда, предположил Бурдюгов, инспекторы будут отправлять водителей на техосмотр — получить диагностическую карту без устранения недостатка официальным путем невозможно.
«Данная поправка никак не повлияет на количество посетителей пунктов техосмотра. Эта возможность у инспекторов была и ранее. Просто повторили норму из других нормативно-правовых актов», — сказал Autonews.ru председатель Союза Максим Бурдюгов.
В свою очередь председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палаты Игорь Волчек также предположил, что речь идет о нарушении норм ст. 12.5 КоАП, но пока не уверен, будут ли инспекторы в таком случае направлять водителей на «принудительный» техосмотр. Он допустил, что авторы документа дадут дополнительные разъяснения.
Что будет со штрафом за отсутствие техосмотра? Ведь в марте камеры должны начать фиксацию.
С 1 марта 2022 года заработают изменения в законодательстве, которые позволят выписывать штрафы в размере 2 тысяч рублей собственникам транспортных средств без техосмотра. Фиксировать такое нарушение смогут дорожные камеры. Однако с учетом изменений депутаты внесли поправки, которые отменяют такой штраф для собственников частных автомобилей и мотоциклов.
«Еще одна поправка — автомобилистов личного транспорта не будут штрафовать за отсутствие диагностической карты. Это очень важно, потому что, когда мы принимали законопроект в первом чтении и говорили, что техосмотр отменяется, такая норма оставалась», — объяснил вице-спикер Госдумы Сергей Неверов.
Получается, что штрафовать будут только при нарушении всего нескольких обязательных пунктов, когда техосмотр необходим.
А если я захочу пройти техосмотр?
Пройти техосмотр можно по желанию в любом пункте техосмотра.
Как купить полис ОСАГО без техосмотра?
Полисы ОСАГО страховщики уже начали продавать без техосмотра.
Что будет с регрессом со стороны страховых компаний?
Самой важной проблемой остаются взаимоотношения водителей со страховыми компаниями. Если у виновника ДТП-физического лица автомобиль окажется технически неисправен, ему грозит регресс со стороны страховщиков. То есть страховщик покроет ущерб по ДТП потерпевшим, но возмещать всю стоимость придется виновнику. Такую позицию Autonews.ru подтвердили в Российском союзе автостраховщиков.
Зачем техосмотр вообще отменили?
Как объяснили в Госдуме, это решение облегчит жизнь многим автовладельцам. Речь идет примерно о 50 млн транспортных средств. При этом участники отрасли признали, что большинство водителей проходили техосмотр в «серую» и фактически на станции не приезжали.
Техосмотр 2022: проходить посоветовали всем, несмотря на отмену
Законопроект «Единой России», предусматривающий отмену обязательного техосмотра и его перевод на добровольную основу, должен вступить в силу в следующем году. Этот документ уже одобрила Госдума и Совет Федерации. В ближайшие дни законопроект должен отправиться на подпись к президенту России.
Так, процедуру обязательного техосмотра нужно будет проходить только при постановке автомобиля на учет, либо при смене владельца, если возраст машины превышает четыре года. Кроме этого, техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов автомобиля. Впрочем, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов в интервью «Прайм» порекомендовал автомобилистам все равно проходить техосмотр даже после его обязательной отмены.
Дело в том, что, по словам эксперта, если автомобиль не прошел процедуру техосмотра, у сотрудника ГИБДД все равно есть право осмотреть машину. Инспектор даже может потребовать заезд на стационарный пункт для тщательной проверки.
При этом водителям, которые прошли техосмотр, такие проблемы не грозят. Документ исключает практику так называемых «техосмотров на обочине» — когда при наличии действительной диагностической карты сотрудники ГИБДД ставят под сомнение техническую исправность автомобиля и подвергают его дополнительному осмотру прямо на месте остановки. Также законопроект предполагает отказ от штрафов для владельцев личного транспорта, которые продолжают ездить без диагностической карты.
«Лучше добровольно пройти техосмотр и спать спокойно», — подчеркнул Ефремов.
При этом все эти нововведения не распространяются на транспорт, который занимается коммерческими пассажирскими перевозками. Для них процедура техосмотра останется обязательной. В первую очередь это относится к такси, автобусам и грузовикам.
Сами власти прогнозируют, что отмена обязательного техосмотра коснется примерно 50 млн транспортных средств (легковых автомобилей и мотоциклов), облегчив жизнь их владельцам.
Техосмотр отменили, но не для всех. Кому придется все равно проходить
Госдума приняла в третьем и окончательном чтении законопроект «Единой России», предусматривающий отмену обязательного техосмотра для владельцев частного транспорта и его перевод на добровольную основу. Об этом сообщает сайт нижней палаты парламента.
«Законом отменяется «обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих на праве собственности физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях». При этом указанные лица вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию», — отмечено в сообщении.
Ранее авторы инициативы подготовили две важные поправки в законопроект. Первая исключает практику так называемых «техосмотров на обочине» — когда при наличии действительной диагностической карты сотрудники ГИБДД ставят под сомнение техническую исправность автомобиля и подвергают его дополнительному осмотру прямо на месте остановки.
Второе нововведение предполагает отказ от штрафов для владельцев личного транспорта, которые продолжают ездить без диагностической карты. «Штрафовать тех, кто использует транспорт в личных целях и не имеет диагностической карты, — не должны», — подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Таким образом, процедуру обязательного техосмотра надо будет проходить только при постановке автомобиля на учет, либо при смене владельца, если возраст машины превышает четыре года. Кроме этого, техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов автомобиля.