в качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает
В качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает
16. В качестве философского основания разработки проблем индивидуализации обучения выступает:
• экзистенциализм
17. В книге «Материнская школа» свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей изложил выдающийся педагог:
• Ян Амос Коменский
18. В конце XX в. в качестве ведущей для характеристики предмета педагогики выдвинулась категория:
• «образование»
19. В начале ХХ в. в США педагог Е. Паркхерст разработала организацию обучения, получившую название:
• дальтон-план
20. В основе актуальности исследования лежит его направленность на рассмотрение какого-либо:
• педагогического противоречия
21. В отечественной педагогике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун, одной из которых руководил:
• С.Т. Шацкий
22. В помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития создаются:
• дошкольные образовательные учреждения
23. В проекте Базисного учебного плана для 12-летней школы усилена вариативная часть Базисного учебного плана для чего введен __________________ компонент.
• ученический
24. В своих природных, биологических особенностях человек (человеческий организм) предстает как:
• индивид
25. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку:
• гипотезы
26. В специально создаваемых учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства реализуется __________________ образование.
• дополнительное
27. В тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединении знаний с развитием чувств и воли учащихся заключается сущность теории воспитывающего обучения, разработанной:
• И. Гербартом
28. В том, что учитель руководит процессами преподавания и учения в их общей взаимосвязи, которая определяется единством цели, содержания, метода и условий состоит:
• руководство обучением
29. В труде «Великая дидактика» основные вопросы теории и организации учебной работы разработал выдающийся педагог:
• Ян Амос Коменский
30. В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, открываются:
• подготовительные классы
В качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает
16. В качестве философского основания разработки проблем индивидуализации обучения выступает:
• экзистенциализм
17. В книге «Материнская школа» свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей изложил выдающийся педагог:
• Ян Амос Коменский
18. В конце XX в. в качестве ведущей для характеристики предмета педагогики выдвинулась категория:
• «образование»
19. В начале ХХ в. в США педагог Е. Паркхерст разработала организацию обучения, получившую название:
• дальтон-план
20. В основе актуальности исследования лежит его направленность на рассмотрение какого-либо:
• педагогического противоречия
21. В отечественной педагогике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун, одной из которых руководил:
• С.Т. Шацкий
22. В помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития создаются:
• дошкольные образовательные учреждения
23. В проекте Базисного учебного плана для 12-летней школы усилена вариативная часть Базисного учебного плана для чего введен __________________ компонент.
• ученический
24. В своих природных, биологических особенностях человек (человеческий организм) предстает как:
• индивид
25. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку:
• гипотезы
26. В специально создаваемых учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства реализуется __________________ образование.
• дополнительное
27. В тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединении знаний с развитием чувств и воли учащихся заключается сущность теории воспитывающего обучения, разработанной:
• И. Гербартом
28. В том, что учитель руководит процессами преподавания и учения в их общей взаимосвязи, которая определяется единством цели, содержания, метода и условий состоит:
• руководство обучением
29. В труде «Великая дидактика» основные вопросы теории и организации учебной работы разработал выдающийся педагог:
• Ян Амос Коменский
30. В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, открываются:
• подготовительные классы
Философские основания педагогики
В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.
Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам.
Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители — H.A.Бердяев, Л.И.Шестов (Россия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США) и другие. Основное понятие экзистенциализма — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.
Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя».
Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущности», его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.
Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канингхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.
Мифология — совокупность мифов, возникавших у всех народов земного шара на стадии, когда человек, не обладая развитыми способами производства и научными познаниями, чувствовал свое бессилие в борьбе с силами природы и создавал в своем воображении сверхъестественный мир.
Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.
Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX — XX вв., обусловили появление в философии нового направления —позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.
Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма — Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.
Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 60 — 70-е гг. нашего столетия. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное «не знания, а методы их приобретения».
Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX — XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме — «опыт», «дело» (греч. «прагма»). Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.
Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж.Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.
Опираясь на базовое понятие прагматизма — «опыт», Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи и его последователи (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.
Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители — К.Маркс и Ф.Энгельс распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.
Монизм — философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало.
Основные положения диалектического материализма сводятся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).
В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.
Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем, попытки решения которой будут показаны в следующей главе.
Философские, антропологические и психологические основания педагогики
На сегодняшний день существуют самые разнообразные течения в философии. Их задача заключается в службе в качестве методологии для разных наук, в число которых входит и педагогика. Их ряд, в первую очередь, состоит из таких течений, как экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, а также диалектический материализм.
Философские основания педагогики
Основными деятелями экзистенциализма принято считать таких его представителей как Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Брейзах, А. Камю, П. Тиллих. В качестве главного понятия данного философского течения выступает экзистенция или же, другими словами, существование. В рамках этой философии окружающий мир существует только из-за факта бытия субъекта. Приверженцы такой позиции не принимают возможность беспристрастного познания и объективных истин. Реальный или же наружный мир предстает таким, каким его видит внутреннее “Я” каждого отдельного индивидуума.
Экзистенциалисты обращают внимание общества на имеющую место в современном мире деформацию личности, ее отчуждение, утерю ей присущего ей своеобразия. Единственный возможный выход из данной ситуации, по мнению приверженце такого взгляда на философию, заключается в том, что каждый человек должен формировать самого себя. По этой причине и основная цель школьного обучения состоит в том, чтобы дать подросткам необходимые для создания себя как личности навыки и знания. Экзистенциалисты отрицают конкретные познания и выступают резко против необходимости в учебниках и программах в школе. Педагог должен позволить воспитаннику получить совершенную свободу в усвоении знаний, ведь важность информации ориентируется тем, насколько они важны для определенной личности. Воспитанник должен сам, исходя из своего понимания сущности вещей, описывать значение различных явлений. Однако ключевая роль остается не за умом, а за ощущениями, верой и мечтой.
Неотомизм в педагогике — это учение, возникшее благодаря усилиям средневекового философа Фомы Аквинского, который с целью усиления влияния церкви на общество определял разум в качестве подтверждения церковных догм.
С точки зрения неотомистов основная роль в обучении должна отдаваться религии. Труды М. Адлер, Ж. Маритена, М. Казотти, У. Канингхэм обращают внимание социума на резкое падение нравственных устоев в современном мире. Они делают упор на участившихся преступлениях, подъем жестокости и наркомании, которые, по их мнению, ведут к неизбежному краху общества. Неотомисты не принимают современную школу по причине ее излишней рациональности и уходе от «досознательного», в котором как раз и скрываются источники счастья, любви, свободы. Они считают, что систему обучения и воспитания необходимо направить в сторону формирования «досознательного» стремления приблизиться к Всевышнему.
На рубеже XIX — XX вв. появляется новое философское течение, носящее название позитивизма. Для его сторонников, характерна абсолютизация природных наук и методов, применяемыми ими. Для позитивистов правильным считается исключительно то, что было обретено благодаря количественным методам.
Неопозитивизм нашел свое важное место в рамках прогрессивной философии. Неопозитивисты видят слабые стороны педагогики в том, что в ней преобладают ненужные мысли и абстракции вместо реальных фактов.
Прагматизм в качестве одного из направлений в философии появился на рубеже XIX — XX вв. Быстро формирующаяся наука и индустрия нанесли непоправимый ущерб основам идеализма, который уже не обладал возможностью сопротивляться материализму. Основоположники прагматизма заявили о том, что в процессе разработки находится новое ответвление философии, которое будет вне рамок как идеализма, так и материализма. В качестве ведущих понятий в прагматизме приводятся «опыт» и «дело» (от греч. «прагма»). Все познание действительности в данной ветви сводится к личному опыту каждого индивида. Для них не существует понятия беспристрастного научного познания. Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж. Дьюи. Его считают одним из основоположников прагматической педагогики и даже причисляют ему главенство в данном контингенте.
В своих педагогических трудах Дж. Дьюи, высказывая осуждение по отношению к старой схоластической школе, выдвинул целый ряд значимых основ обучения и воспитания:
Дж. Дьюи считал, что основа учебного процесса должна заключаться в личном опыте ребенка. В качестве цели он определяет процесс «самовыявления» полученных ребенком с момента рождения инстинктов и предрасположенностей.
Диалектико-материалистическая педагогика берет за свою основу тот факт, что личность является объектом и субъектом общественных взаимоотношений. Ее возникновение детерминировано внешними жизненными обстоятельствами и естественной организацией человека. Ключевую роль в развитии личности играет образование, представляющее собой социальный процесс, обладающий историческим и классовым характером. Личность и деятельность человека существуют согласно друг другу: личность проявляется и формируется в процессе деятельности.
Антропологические основания педагогики
При решении проблем на пути к достижению целей, сущности обучения и воспитания педагоги отталкиваются от природы ребенка. По этой причине содержание и структура антропологического фундамента педагогики считаются одним из ключевых факторов дифференциации педагогических течений. Опытническое движение берет для себя в качестве основы руссоистско-толстовскую трактовку человека как носителя внутри происходящих внезапных сущностных сил. Социологическое движение природу человека определяем как нечто, практически полностью производное от социума. Личное сознание — от корпоративного сознания.
Теологическая педагогика базируется на учении о человеке как образе и подобии Божьем. Антропологическое течение в педагогике характеризуется многофакторным подходом к процессам формирования личности. Педагоги-антропологи исследуют взаимодействие биологических, социальных и духовных факторов в структуре личности. Представители антропологического течения преднамеренно и умышленно основывают собственные посылы на данных человековедения.
Педагогическая антропология направлена на обретение понимания человека как воспитателя и воспитуемого. Исходя из такого познания и осмысливания, возможно дать практически нацеленные советы.
Педагогическая антропология дает возможность педагогу, учителю, наставнику познать самих себя и их воспитанников, а также людей, что их окружают, их образах и жизнедеятельности. Законы личностного и массового становления, которые изучает педагогическая антропология, становятся фундаментом для педагогической практики — как педагогического совета, так и предостережением об опасностях.
Психологические основы педагогики
Педагогика занимается изучением условий и закономерностей создания психических новообразований под воздействием процессов воспитания и обучения.
Психика представляет собой качество высокоорганизованной живой материи, которое заключается в функциональном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины существующего мира и контроля на такой основе своих поведения и деятельности.
К вертикальной можно отнести следующие понятия:
К горизонтальной же приведенные ниже:
Сознание представляет собой высшую форму отображения объективной реальности, которая является доступной исключительно человеку, способ его отношения к окружающему миру и к самому себе лично. Она представляет собой целостность психических действий, деятельно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и его личного существования и ориентируется не непосредственно его узкой организацией, находящейся на уровне животных, а приобретаемыми только через процесс общения с другими людьми навыками предметных действий.
В довесок к сознанию человеку доступно так называемое бессознательное. Под этим словом обычно подразумевают такие процессы, состояния, свойства, которые никоим образом не осознаются человеком. Бессознательные явления, вместе с предсознательными контролируют наше поведение, хотя их функциональная роль является различной. Сознанию достается задача управления наиболее трудными формами поведения, которые требуют постоянного интереса и осознанного контролирования.
Такого рода ситуации могут появляться перед людьми постоянно, поэтому сознание как высший орган психической регуляции поведения беспрерывно наблюдает и работает. Наравне с ним практически все поведенческие акты применяются на уровне пред- и бессознательной регуляции. Благодаря познавательным процессам человек получает и усваивает информацию, отображающую беспристрастный мир, преобразует его в собственный индивидуальный образ. Чувства, представления, восприятия, память, мышление, входят в состав списка познавательных процессов. В психологии эмоциями обозначают такие процессы, которые заключаются в отражении собственной значимости и оценки внешних, а также внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Впечатления, ощущения служат для отображения субъективного отношения человека к самому себе и к находящемуся вокруг его миру.
Философские основы педагогики
В качестве методологии педагогики выступают различные философские учения (направления), а именно: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.
Главными представителями экзистенциализма являются Н.А. Бердяев, К. Ясперс, А. Камю и другие. Основное понятие этого учения – существование, то есть индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Отрицается существование объективного знания и объективных истин. Ученик должен творить себя сам: уяснять смысл вещей и явлений с помощью чувств. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Наиболее ярким представителем прагматизма является американский ученый
Д. Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики. Выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и другие. Основой учебного процесса, считал Д. Дьюи, является индивидуальный опыт ребенка, поэтому цель образования – «самовыявление» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей.
Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений.
Неопозитивисты критикуют педагогику за то, что в ней, по их мнению, доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Представители этого направления отдают приоритет методам познания, а не его содержанию.
В философии диалектического материализма личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений. Ее развитие определяется внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности. В педагогике проявляются все законы диалектики.
Дата добавления: 2015-06-05 ; просмотров: 950 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ