в качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает

В качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает

16. В качестве философского основания разработки проблем индивидуализации обучения выступает:
экзистенциализм

17. В книге «Материнская школа» свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей изложил выдающийся педагог:
Ян Амос Коменский

18. В конце XX в. в качестве ведущей для характеристики предмета педагогики выдвинулась категория:
«образование»

19. В начале ХХ в. в США педагог Е. Паркхерст разработала организацию обучения, получившую название:
дальтон-план

20. В основе актуальности исследования лежит его направленность на рассмотрение какого-либо:
педагогического противоречия

21. В отечественной педагогике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун, одной из которых руководил:
С.Т. Шацкий

22. В помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития создаются:
дошкольные образовательные учреждения

23. В проекте Базисного учебного плана для 12-летней школы усилена вариативная часть Базисного учебного плана для чего введен __________________ компонент.
ученический

24. В своих природных, биологических особенностях человек (человеческий организм) предстает как:
индивид

25. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку:
гипотезы

26. В специально создаваемых учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства реализуется __________________ образование.
дополнительное

27. В тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединении знаний с развитием чувств и воли учащихся заключается сущность теории воспитывающего обучения, разработанной:
И. Гербартом

28. В том, что учитель руководит процессами преподавания и учения в их общей взаимосвязи, которая определяется единством цели, содержания, метода и условий состоит:
руководство обучением

29. В труде «Великая дидактика» основные вопросы теории и организации учебной работы разработал выдающийся педагог:
Ян Амос Коменский

30. В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, открываются:
подготовительные классы

Источник

В качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает

16. В качестве философского основания разработки проблем индивидуализации обучения выступает:
экзистенциализм

17. В книге «Материнская школа» свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей изложил выдающийся педагог:
Ян Амос Коменский

18. В конце XX в. в качестве ведущей для характеристики предмета педагогики выдвинулась категория:
«образование»

19. В начале ХХ в. в США педагог Е. Паркхерст разработала организацию обучения, получившую название:
дальтон-план

20. В основе актуальности исследования лежит его направленность на рассмотрение какого-либо:
педагогического противоречия

21. В отечественной педагогике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун, одной из которых руководил:
С.Т. Шацкий

22. В помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития создаются:
дошкольные образовательные учреждения

23. В проекте Базисного учебного плана для 12-летней школы усилена вариативная часть Базисного учебного плана для чего введен __________________ компонент.
ученический

24. В своих природных, биологических особенностях человек (человеческий организм) предстает как:
индивид

25. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку:
гипотезы

26. В специально создаваемых учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства реализуется __________________ образование.
дополнительное

27. В тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединении знаний с развитием чувств и воли учащихся заключается сущность теории воспитывающего обучения, разработанной:
И. Гербартом

28. В том, что учитель руководит процессами преподавания и учения в их общей взаимосвязи, которая определяется единством цели, содержания, метода и условий состоит:
руководство обучением

29. В труде «Великая дидактика» основные вопросы теории и организации учебной работы разработал выдающийся педагог:
Ян Амос Коменский

30. В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, открываются:
подготовительные классы

Источник

Философские основания педагогики

в качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает

в качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает

в качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический мате­риализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздейст­вующий на него с целью подчине­ния своим интересам.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители — H.A.Бердяев, Л.И.Шестов (Рос­сия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США) и другие. Основное понятие экзистенциализма — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благода­ря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в совре­менном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя».

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную сво­боду в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и яв­лений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, меч­та, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущ­ности», его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только сверх­разумом», посредством приближения к Богу и постижения дан­ного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канингхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика па­дения нравственных устоев в современном мире. Они указыва­ют на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духов­ный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для веч­ной жизни.

Мифология — совокупность ми­фов, возникавших у всех народов земного шара на стадии, когда че­ловек, не обладая развитыми спо­собами производства и научными познаниями, чувствовал свое бес­силие в борьбе с силами природы и создавал в своем воображении сверхъестественный мир.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся ис­точники любви, счастья, свобо­ды и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспи­тания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.

Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX — XX вв., обусловили появление в философии ново­го направления —позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски ос­мыслить научные достижения, характерна абсолютизация естест­венных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с по­мощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучны­ми проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием об­щества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание от­носят к области мифологии.

в качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает

Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял вид­ное место в современной философии. Слабость педагогики нео­позитивисты усматривают в том, что в ней доминируют беспо­лезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма — Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги «Американская сред­няя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяю­щие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на пе­рестройку содержания естественно-математического образования в 60 — 70-е гг. нашего столетия. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное «не знания, а методы их приобретения».

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX — XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленно­сти подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заяви­ли о создании новой филосо­фии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные поня­тия в прагматизме — «опыт», «дело» (греч. «прагма»). По­знание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельнос­ти человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической пе­дагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное вли­яние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж.Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма — «опыт», Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процес­са. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «само­выявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонно­стей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи и его после­дователи (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-ни­будь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наи­более общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители — К.Маркс и Ф.Энгельс распростра­нили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Монизм — философское учение, которое принимает за основу все­го сущего одно начало.

Основные положения диалектического материализма сводят­ся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (прин­цип материалистического мо­низма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвя­заны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предме­ты и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных измене­ний в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и при­родной организацией человека. Ведущую роль в развитии лич­ности играет воспитание, кото­рое представляет собой слож­ный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и дея­тельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем, попытки решения ко­торой будут показаны в следующей главе.

Источник

Философские, антропологические и психологические основания педагогики

На сегодняшний день существуют самые разнообразные течения в философии. Их задача заключается в службе в качестве методологии для разных наук, в число которых входит и педагогика. Их ряд, в первую очередь, состоит из таких течений, как экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, а также диалектический материализм.

Философские основания педагогики

Основными деятелями экзистенциализма принято считать таких его представителей как Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Брейзах, А. Камю, П. Тиллих. В качестве главного понятия данного философского течения выступает экзистенция или же, другими словами, существование. В рамках этой философии окружающий мир существует только из-за факта бытия субъекта. Приверженцы такой позиции не принимают возможность беспристрастного познания и объективных истин. Реальный или же наружный мир предстает таким, каким его видит внутреннее “Я” каждого отдельного индивидуума.

Экзистенциалисты обращают внимание общества на имеющую место в современном мире деформацию личности, ее отчуждение, утерю ей присущего ей своеобразия. Единственный возможный выход из данной ситуации, по мнению приверженце такого взгляда на философию, заключается в том, что каждый человек должен формировать самого себя. По этой причине и основная цель школьного обучения состоит в том, чтобы дать подросткам необходимые для создания себя как личности навыки и знания. Экзистенциалисты отрицают конкретные познания и выступают резко против необходимости в учебниках и программах в школе. Педагог должен позволить воспитаннику получить совершенную свободу в усвоении знаний, ведь важность информации ориентируется тем, насколько они важны для определенной личности. Воспитанник должен сам, исходя из своего понимания сущности вещей, описывать значение различных явлений. Однако ключевая роль остается не за умом, а за ощущениями, верой и мечтой.

Неотомизм в педагогике — это учение, возникшее благодаря усилиям средневекового философа Фомы Аквинского, который с целью усиления влияния церкви на общество определял разум в качестве подтверждения церковных догм.

С точки зрения неотомистов основная роль в обучении должна отдаваться религии. Труды М. Адлер, Ж. Маритена, М. Казотти, У. Канингхэм обращают внимание социума на резкое падение нравственных устоев в современном мире. Они делают упор на участившихся преступлениях, подъем жестокости и наркомании, которые, по их мнению, ведут к неизбежному краху общества. Неотомисты не принимают современную школу по причине ее излишней рациональности и уходе от «досознательного», в котором как раз и скрываются источники счастья, любви, свободы. Они считают, что систему обучения и воспитания необходимо направить в сторону формирования «досознательного» стремления приблизиться к Всевышнему.

На рубеже XIX — XX вв. появляется новое философское течение, носящее название позитивизма. Для его сторонников, характерна абсолютизация природных наук и методов, применяемыми ими. Для позитивистов правильным считается исключительно то, что было обретено благодаря количественным методам.

Неопозитивизм нашел свое важное место в рамках прогрессивной философии. Неопозитивисты видят слабые стороны педагогики в том, что в ней преобладают ненужные мысли и абстракции вместо реальных фактов.

Прагматизм в качестве одного из направлений в философии появился на рубеже XIX — XX вв. Быстро формирующаяся наука и индустрия нанесли непоправимый ущерб основам идеализма, который уже не обладал возможностью сопротивляться материализму. Основоположники прагматизма заявили о том, что в процессе разработки находится новое ответвление философии, которое будет вне рамок как идеализма, так и материализма. В качестве ведущих понятий в прагматизме приводятся «опыт» и «дело» (от греч. «прагма»). Все познание действительности в данной ветви сводится к личному опыту каждого индивида. Для них не существует понятия беспристрастного научного познания. Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж. Дьюи. Его считают одним из основоположников прагматической педагогики и даже причисляют ему главенство в данном контингенте.

В своих педагогических трудах Дж. Дьюи, высказывая осуждение по отношению к старой схоластической школе, выдвинул целый ряд значимых основ обучения и воспитания:

Дж. Дьюи считал, что основа учебного процесса должна заключаться в личном опыте ребенка. В качестве цели он определяет процесс «самовыявления» полученных ребенком с момента рождения инстинктов и предрасположенностей.

Диалектико-материалистическая педагогика берет за свою основу тот факт, что личность является объектом и субъектом общественных взаимоотношений. Ее возникновение детерминировано внешними жизненными обстоятельствами и естественной организацией человека. Ключевую роль в развитии личности играет образование, представляющее собой социальный процесс, обладающий историческим и классовым характером. Личность и деятельность человека существуют согласно друг другу: личность проявляется и формируется в процессе деятельности.

Антропологические основания педагогики

При решении проблем на пути к достижению целей, сущности обучения и воспитания педагоги отталкиваются от природы ребенка. По этой причине содержание и структура антропологического фундамента педагогики считаются одним из ключевых факторов дифференциации педагогических течений. Опытническое движение берет для себя в качестве основы руссоистско-толстовскую трактовку человека как носителя внутри происходящих внезапных сущностных сил. Социологическое движение природу человека определяем как нечто, практически полностью производное от социума. Личное сознание — от корпоративного сознания.

Теологическая педагогика базируется на учении о человеке как образе и подобии Божьем. Антропологическое течение в педагогике характеризуется многофакторным подходом к процессам формирования личности. Педагоги-антропологи исследуют взаимодействие биологических, социальных и духовных факторов в структуре личности. Представители антропологического течения преднамеренно и умышленно основывают собственные посылы на данных человековедения.

Педагогическая антропология направлена на обретение понимания человека как воспитателя и воспитуемого. Исходя из такого познания и осмысливания, возможно дать практически нацеленные советы.

Педагогическая антропология дает возможность педагогу, учителю, наставнику познать самих себя и их воспитанников, а также людей, что их окружают, их образах и жизнедеятельности. Законы личностного и массового становления, которые изучает педагогическая антропология, становятся фундаментом для педагогической практики — как педагогического совета, так и предостережением об опасностях.

Психологические основы педагогики

Педагогика занимается изучением условий и закономерностей создания психических новообразований под воздействием процессов воспитания и обучения.

Психика представляет собой качество высокоорганизованной живой материи, которое заключается в функциональном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины существующего мира и контроля на такой основе своих поведения и деятельности.

К вертикальной можно отнести следующие понятия:

К горизонтальной же приведенные ниже:

Сознание представляет собой высшую форму отображения объективной реальности, которая является доступной исключительно человеку, способ его отношения к окружающему миру и к самому себе лично. Она представляет собой целостность психических действий, деятельно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и его личного существования и ориентируется не непосредственно его узкой организацией, находящейся на уровне животных, а приобретаемыми только через процесс общения с другими людьми навыками предметных действий.

В довесок к сознанию человеку доступно так называемое бессознательное. Под этим словом обычно подразумевают такие процессы, состояния, свойства, которые никоим образом не осознаются человеком. Бессознательные явления, вместе с предсознательными контролируют наше поведение, хотя их функциональная роль является различной. Сознанию достается задача управления наиболее трудными формами поведения, которые требуют постоянного интереса и осознанного контролирования.

Такого рода ситуации могут появляться перед людьми постоянно, поэтому сознание как высший орган психической регуляции поведения беспрерывно наблюдает и работает. Наравне с ним практически все поведенческие акты применяются на уровне пред- и бессознательной регуляции. Благодаря познавательным процессам человек получает и усваивает информацию, отображающую беспристрастный мир, преобразует его в собственный индивидуальный образ. Чувства, представления, восприятия, память, мышление, входят в состав списка познавательных процессов. В психологии эмоциями обозначают такие процессы, которые заключаются в отражении собственной значимости и оценки внешних, а также внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Впечатления, ощущения служат для отображения субъективного отношения человека к самому себе и к находящемуся вокруг его миру.

Источник

Философские основы педагогики

В качестве методологии педагогики выступают различные философские учения (направления), а именно: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Главными представителями экзистенциализма являются Н.А. Бердяев, К. Ясперс, А. Камю и другие. Основное понятие этого учения – существование, то есть индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Отрицается существование объективного знания и объективных истин. Ученик должен творить себя сам: уяснять смысл вещей и явлений с помощью чувств. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Наиболее ярким представителем прагматизма является американский ученый

Д. Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики. Выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и другие. Основой учебного процесса, считал Д. Дьюи, является индивидуальный опыт ребенка, поэтому цель образования – «самовыявление» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений.

Неопозитивисты критикуют педагогику за то, что в ней, по их мнению, доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Представители этого направления отдают приоритет методам познания, а не его содержанию.

В философии диалектического материализма личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений. Ее развитие определяется внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности. В педагогике проявляются все законы диалектики.

Дата добавления: 2015-06-05 ; просмотров: 950 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *