В каких машинах каршеринга есть камеры
Есть ли камеры видеонаблюдения в салонах машин каршеринга
15 марта 2019 года. Время чтения
Водители, которые отдают предпочтение сервису поминутной аренды автомобилей, узнав новость о возможной установке техники для видеосъемки в салоне арендуемого транспортного средства, отнеслись к ней неоднозначно. Одни возмутились нарушением границ личного пространства и отсутствием приватности. Другие, напротив, пришли к мнению, что такие меры будут стимулировать водителей соблюдать правила пользования арендуемым автомобилей, что позволит сократить процент износа ТС.
В нашей сегодняшней статье мы разберемся есть ли скрытые и обычные камеры в машинах каршеринга, по чьей инициативе хотят вести видеонаблюдение в салоне авто и в каких ТС уже есть устройства слежения.
Стоят ли камеры в каршеринге: идея установки устройств
Инициатива установки устройств для записи видео принадлежит ДИТ или, другими словами, Департаменту информационных технологий города. Градоначальники столицы решили держать под контролем процесс аренды авто, а именно поведение водителя во время вождения арендуемого транспортного средства. Под организацию контроля попадают все операторы, входящие в Московский каршеринг. Видеосъемка, предположительно, будет вестись в режиме онлайн.
Представители столичных сервисов пока не называли точных дат введения систем слежения за водителями. Но сроки запуска проекта рассказал глава Департамента информационных технологий – Артем Ермолаев. В эфире радиостанции «Говорит Москва» глава ДИТ озвучил инициативу установки приборов слежения в тестовом режиме на автомобили одного из операторов поминутной аренды.
Чиновник утверждает, что данная мера необходима для контроля поведения водителя во время аренды, а также для оценки его состояния, например, не заснул ли он. По его заявлению, получение изображения в прямом эфире позволит упростить внедрение роботизированной и самодвижущейся техники.
Согласно словам чиновника, пилотный запуск программы был намечен на лето 2018 года. Данная мера должна была касаться не всех автомобилей автопарка. В программе могла быть задействованы только часть ТС определенного сервиса, а именно 10%. После установки видеокомплексов на это количество машин будет проведена аналитика, которая позволит оценить эффективность программы и целесообразность установки приборов на все каршеринговые авто. Об операторах, которые могли принять участие в тестовой кампании ничего сказано не было.
Онлайн-трансляция будет организована при помощи 5G-сетей. Прямой эфир изображения будет получен благодаря участию в данной программе операторов сотовой связи. На данный момент ни одна из телекоммуникационных компаний, входящих в «Большую тройку», не выразила явного желания принять участие в проекте.
В каких каршерингах стоят камеры
Некоторые крупные операторы поминутной аренды автомобилей уже прокомментировали и озвучили свою позицию относительно кампании, инициированной ДИТ.
Какие нововведения были предложены ранее
Установка видеокомплексов это не первая инициатива, которая возмутила большую часть водителей, пользующихся услугами поминутной аренды транспортных средств.
В 2017 году было предложено установить алкозамки, открыть которые мог только трезвый пользователь. Такая идея была объяснена заместителем председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Андреем Шибаевым. По словам чиновника данная мера могла снизить количество дорожно-транспортных происшествий с участием арендованных авто, за рулем которых находились водители в состоянии алкогольного опьянения. Но большинство операторов поминутной аренды пришли к выводу, что такое оборудование может оказаться бессмысленным и отказались от данной идеи.
Чиновник также ранее предлагал создать «черный список» пользователей каршеринга, которые не смогут взять авто в аренду. Попасть в этот список могли клиенты, которые нарушали правила дорожного движения при вождении арендованного транспортного средства. На данный момент о существовании такого списка ничего неизвестно.
Камеры в каршеринге
В начале 2019 года по инициативе Департамента информационных технологий Москвы было решено установить в салонах каршеринговых авто камеры видеонаблюдения. Эта новость вызвала разную реакцию у пользователей поминутной аренды машин. Одни из них были категорически не согласны с нововведением, другие считают, что это вынужденная мера. Какие операторы и для чего устанавливают регистраторы в салоне?
Зачем нужны камеры в салонах
Компании, поддержавшие идею установки камер в каршеринговых авто, объясняют свою точку зрения тем, что это делается в интересах самих пользователей и обеспечении их безопасности. Видеозапись поможет доказать невиновность водителя при ДТП или в других спорных ситуациях. Кроме того, камеры предназначены для выявления недобросовестных пользователей каршеринга. Они помогают установить:
Большинство каршеринговых операторов запрещает курение в салоне, но некоторые пользователи игнорируют правило. Установка камер помогает выявлять нарушителей и доказать их виновность.
Обратите внимание! Компании не ведут запись аудио, поэтому конфиденциальность разговоров в салоне авто не нарушается.
Где установлены камеры
На данный момент только 3 крупных оператора устанавливают камеры в салонах авто. Среди них:
В Яндекс.Драйве регистраторы установлены практически в каждом автомобиле. На сайте компании это объясняется как защитой пользователей при спорных ситуациях на дороге, так и выявлением недобросовестных клиентов сервиса. Камеры устанавливаются на задних сидениях.
В Делимобиле регистраторами оснащены транспортные средства премиум-сегмента. Компания только начала установку техники, поэтому камеры встречаются не во всех автомобилях. Однако, планируется, что видео контроль будет над каждым транспортным средством.
МатрешCar прописывает возможность видео и фото съемки в договоре, заключаемом с пользователем. Оператор указывает и штраф за препятствие наблюдению в размере 10 000 руб.
Руководство YouDrive не планирует устанавливать камеры в салоне. Однако, не исключают такой возможности, если будет принят проект, обязывающий вести видеонаблюдение всех операторов каршеринга. Представители Car5 планируют установить устройства в тестовом режиме. Другие компании на данный момент не комментируют свое отношение к наличию камер в салоне.
Регистраторы в каршеринговых автомобилях устанавливаются для защиты интересов как клиентов сервисов, так и самих операторов. Нововведение предназначено для выявления нарушителей правил аренды транспортных средств. На данный момент только 3 компании устанавливают регистраторы в салонах авто. Однако, другие операторы могут последовать их примеру.
Камеры в салоне Яндекс драйв
Многие пользователи каршеринга, узнав о том, что в арендованных автомобилях установлены видеокамеры, отнеслись к этому неоднозначно. Одни были возмущены нарушением личного пространства и приватности, другие – наоборот, одобрили решение. По их мнению, данная мера будет стимулировать водителей соблюдать все правила дорожного движения, а также пользования взятым в аренду автомобилем.
Актуальность решения
Основные компании, обеспечивающие услугу каршеринга – Яндекс Драйв и другие камеры в салоне объясняет исключительно обеспечением безопасности клиентов. Имеющиеся видеозаписи должны будут помочь водителю. В случае неприятности на дороге, при ДТП и в других спорных случаях у них будет доказательство невиновности.
Именно благодаря установке видеокамер в салоне удастся выявить тех клиентов, которые нарушили правила использования сервиса. Речь о таких нарушениях, как:
Принимаются во внимание и другие противоправные действия, которые могут нанести вред компании или другим пользователям Яндекс Драйв. Поэтому камеры в машинах действительно очень важны.
Как организована программа
Необходимо понимать, что это не решение одной компании или перевозчика. Решение о проведении видеонаблюдения было принято на федеральном уровне, Департаментом информационных технологий.
Запуск данной программы состоялся летом 2018 года. Она затрагивала не все автомобили автопарков. Изначально было задействовано не более 10% от общего количества транспортных средств.
После того, как были установлены видеокомплексы, проводилась аналитическая работа. С ее помощью оценивалась не только эффективность программы в целом, но и целесообразность установки приспособлений на все автомобили.
Онлайн-трансляция организовывалась с помощью 5G-сетей. В то время как прямой эфир и изображение удалось получить исключительно благодаря тому, что в программе принимали участие операторы сотовых связей. Поэтому камеры в Яндекс Драйв и других компаниях работали онлайн, без перебоев.
Где установлены камеры
Первой компанией, положительно отреагировавшей на это нововведение, был Яндекс. Руководство каршеринга распорядилось установить видеокамеры в салоне практически каждого автомобиля.
На сайте компании это решение объясняется тем, что удается решить сразу несколько проблем. Так, становится возможной защита пользователей, когда возникают спорные ситуации на дороге. Кроме того, получается выявить недобросовестных клиентов сервиса. Обычно видеокамеры устанавливают на задних сидениях – так, чтобы был виден весь салон.
Так же ответственно к камерам в каршеринге, как и Яндекс Драйв, подошли в компании Делимобиль. Здесь регистраторы установили примерно на 35-40% транспортных средств. Речь идет о тех автомобилях, которые относятся к премиум-классу.
В будущем планируется расширять режим видеоконтроля. Компания планирует, что камеры установят на каждый автомобиль, вне зависимости от того, к какому классу он относится.
Стоит обратить внимание на то, что:
В то же время, они не исключают подобной возможности, если будет принят соответствующий законопроект. Он может обязать руководство установить везде видеокамеры, чтобы следить за операторами каршеринга.
Еще одна компания, а именно Car5, планирует запустить работу устройств, но исключительно в тестовом режиме. Это позволит им проверить плюсы и минусы предложения, а также то, как будут реагировать будущие клиенты. Остальные каршеринговые компании никак не комментируют новости о наличии или отсутствии камер в салоне.
Места установки
Камеры в Яндекс Драйв и у других операторов оборудованы сразу в нескольких местах автомобиля. Это гарантирует более полноценное изображение, охватывающее все участка салона. Их оборудуют в пространстве под задними и лобовыми стеклами.
Дополнительно слежение может проводиться везде в салоне – то есть там, где это позволяет имеющееся пространство. Внешне камеры напоминают небольшие грибки, очень похожие на те, которые установлены в магазинах и торговых центрах. Они встроены аккуратно, поэтому никаких проводов и других дополнительных приспособлений нет.
Разработчики программы обращают внимание на то, что в подобных камерах отсутствуют микрофоны.
Поэтому пользователи могут не опасаться, что будет проводиться запись звука внутри салона.
Критика новой программы
Все, кто оспаривают принятие подобного решения, указывают на то, что аппаратные и программные комплексы каршеринга имеют в своем арсенале более простые и эффективные способы работы. Именно благодаря этому становится возможным повышение безопасности поездки и вождения.
Речь идет о таких критериях и комплексах, как:
Дополнительно применяются и другие метрики, которые не требуют нарушения приватности клиентов. Именно это нарушение личного пространства останавливает многие компании от установки камер видеонаблюдения, как в машинах Яндекс Драйв, где стоят камеры.
В то же время, чем больше источников данных имеется, тем положительнее это скажется на системе оператора любого каршеринга. Стоит отметить, что эффективность методики будет возрастать одновременно с развитием всей инфраструктуры. Например, скоростью передачи информации по сетям 4 и 5 G или внедрением алгоритмов автоматизированного обучения. Заслуживает внимания агрегация баз данных с сервисами других компаний и сопряженных служб, например, ГИБДД.
Что должны знать клиенты
Пользователи любого каршерингового сервиса должны учитывать, что их обязаны заранее проинформировать о том, что в автомобиле имеются камеры. В Яндекс Драйв в салоне и других компаниях – это обязательное условие.
Клиент может узнать об этом в специальном приложении, в котором он зарегистрировался перед арендой автомобиля. Данная информация указывается там же, где и состояние транспортного средства, условия каршеринга и другие важные сведения.
Перед тем, как согласиться на аренду машины, пользователь обязательно его осматривает. При этом камеры автоматически активируется. Благодаря этому не удастся обмануть компанию, выявив в салоне несуществующие нарушения.
Наличие камер в Яндекс Драйв и машинах других операторов – это важный шаг. Он позволяет обеспечить безопасность клиента на дороге, а также гарантировать бережное отношение к самому транспортному средству. По оценкам разработчиков программы, это станет идеальной «профилактикой» мелких правонарушений.
В каршеринговых автомобилях установят камеры видеонаблюдения
Не успели операторы услуги краткосрочной аренды автомобилей реализовать одну «здравую» идею, как решили перейти к другой. Речь идет об алкозамках, которые должны были появиться в каршеринговых машинах еще в прошлом году, но так и не появились. Похоже, компании пришли к выводу, что подобное оборудование бессмысленно. Мало того, что систему легко обмануть, попросив дыхнуть в трубочку трезвого друга, так еще и порядочные граждане могут оскорбиться.
Отложив на неопределенный срок внедрение алкозамков, операторы задумались о камерах видеонаблюдения. Вернее, не совсем операторы — эта идея принадлежит Департаменту информационных технологий Москвы. Суть ее заключается в том, чтобы оборудовать все каршеринговые машины суперсовременными камерами видеонаблюдения, которые передают информацию по сети 5G. С их помощью компании смогут следить за поведением своих клиентов в режиме онлайн.
– Мы делаем эксперимент с одной из каршеринговых компаний, с которой будем тестировать установку камер внутри машины для того, чтобы смотреть на поведение водителя — не заснул ли и вообще, что там происходит. Это крайне важно делать в режиме онлайн, чтобы в дальнейшем внедрять роботизированную и нероботизированную самодвижущуюся технику, — рассказал в эфире «Говорит Москва» глава департамента Артем Ермолаев.
Только вот какая связь между поведением водителя арендованного авто и внедрением роботизированной техники — непонятно. И почему, интересно, для эксперимента выбрали именно каршеринговые машины? Кстати, название компании — оператора услуги, который согласился на тесты — пока не раскрывается. Поэтому тем, кто время от времени прибегает к этому сервису, стоит быть внимательнее. Прежде, чем арендовать авто, посмотрите, не оборудован ли он камерой если не хотите, чтобы ваша частная жизнь куда-то транслировалась.
Кстати сказать, каршеринг, так активно продвигаемый столичными властями, крайне невостребован у водителей. Согласно результатам онлайн-опроса портала «АвтоВзгляд», в котором приняли участие 4569 человек, лишь 13% респондентов берут автомобили в краткросрочную аренду. Из них 8% пользуются сервисом почти каждый день, еще 5% — крайне редко. Остальные же 87% наших читателей выбрали вариант «никогда».
Как в каршеринге следят за водителями и машинами
Услуга по кратковременной аренде автомобилей становится более технологичной
Российский каршеринг уже находится среди мировых лидеров по количеству автомобилей. В скором времени мы можем занять и первое место, поскольку вслед за «Яндексом» на этот рынок выходит Mail.ru Group. Компания приобрела контрольный пакет сервиса YouDrive и планирует увеличить автопарк с 2,5 тыс. до 10 тыс. машин в течение года. IT-гиганты задают тренд на использование в каршеринге современных информационных технологий: в ближайшей перспективе акцент в бизнесе будет смещаться в сторону аналитики больших данных. Но пока операторы совершенствуют способы защиты своего имущества от угона и порчи, а также внедряют скоринговые решения для оценки поведения водителей.
ВЗРЫВНОЙ РОСТ РЫНКА
Каршеринг в России появился в 2012 году и за шесть лет превратился в популярный способ перемещения по городу. Взять автомобиль в аренду на короткий срок можно уже не только в мегаполисах, список населенных пунктов постоянно пополняется. По данным «Трушеринга» на 1 июня,
количество машин в российском каршеринге превысило 28 тыс., при этом на долю столицы приходится более 80% автопарка
Рынок быстро растет и в финансовом отношении. В 2018 году его объем составил 7,4 млрд рублей, в 2019-м он, по прогнозам компании UBS, увеличится почти втрое – до 20,1 миллиарда.
Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»:
– Сейчас услуга краткосрочной аренды авто в Москве стала популярнее в три раза по сравнению с 2017 годом. Рынок каршеринга продолжает развиваться как в столице, так и в других мегаполисах – Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Самаре, Краснодаре, а также в курортных регионах во время отпускного сезона – городах Кавказских Минеральных Вод, Адлере, Сочи, Севастополе.
Одна из причин такого взрывного роста – развитие телеком-технологий, которые позволили сделать эту услугу массовой. Одновременно с привлечением потребителей операторы каршеринга решают задачу защиты своих активов – автомобилей – от неправомерного использования. Это означает, что компании должны следить за:
СТАНДАРТНЫЙ МИНИМУМ ОБОРУДОВАНИЯ
Первая задача – контроль состояния и местонахождения автомобиля – решается стандартными средствами. Для этого в первую очередь компании внедряют системы мониторинга транспорта. Как правило, в их состав входят:
Сергей Скнарин, исполнительный директор «МониторингАвто»:
– Система мониторинга транспорта отслеживает все перемещения автомобиля, зажигание, местоположение, маршрут, скорость и прочее. Дополнительные датчики слежения позволяют операторам и менеджерам контролировать, не выехала ли машина за контур, разрешенный для передвижения. Как только автомобиль пересекает его, поступает сигнал диспетчеру, а он в свою очередь может удаленно заглушить двигатель машины с помощью реле блокировки двигателя. Кроме того, в машине устанавливаются GPS-маячки (закладки), помогающие найти машину в случае чрезвычайной ситуации. Это минимальный набор систем безопасности для каршеринга, позволяющий компаниям защитить транспорт от угона.
Фиксацию внешних повреждений осуществляют сами клиенты каршеринга – это общее условие для всех существующих сервисов.
Если не провести осмотр машины перед поездкой, то можно оказаться виновным в том, чего не совершал, и заплатить серьезный штраф
Чтобы защитить автомобили от других угроз (порча и кража оборудования, курение в салоне, мусор), каршеринговые компании зачастую устанавливают дополнительное оборудование, к примеру:
Пресс-служба каршеринга Matreshcar:
– Для защиты автомобилей и повышения безопасности клиентов практически все автомобили Matreshcar оборудованы камерами видеонаблюдения. Происходящее в салонах автомобилей отслеживает служба безопасности (что позволяет предотвратить нарушение, а также грамотно отреагировать в экстренной ситуации), а также система распознавания лиц, подающая сигнал в случае использования автомобиля любым другим лицом, кроме арендатора.
СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ
Одна из проблем каршеринга – это поведение водителей на дороге. Некоторые клиенты водят агрессивно, а у других мало опыта – эти факторы повышают вероятность ДТП. Для анализа поведения водителей компании используют телематику и скоринг. Такой метод оценки активно внедряют в сервисе «Яндекс.Драйв», который вышел на рынок каршеринга в начале 2018 года, но уже является лидером по количеству автомобилей. В пресс-службе компании RSpectr сообщили подробности о тестировании алгоритма, который помогает водителям корректировать стиль вождения.
Пресс-служба «Яндекс.Драйв»:
– Алгоритмы обрабатывают информацию от датчиков в автомобилях, например, усилие при нажатиях на тормоз или угол поворота руля. На основании большого количества полученных данных алгоритм понимает, насколько аккуратно управляет автомобилем каждый водитель. Сейчас мы учим алгоритм оценивать резкие ускорения, торможения и другие опасные маневры на дороге, например, частые перестраивания из ряда в ряд. Если манера вождения окажется агрессивной, мы предупредим пользователя и ограничим в использовании автопарка.
Если после всех ограничений и предупреждений водитель не изменит манеру поведения, то его отключат от сервиса навсегда. Предшественником этого алгоритма стала система, которая автоматически предупреждает водителя о превышении скорости.
Похожие методы используются и в другом сервисе компании – «Яндекс.Такси» (о проблемах безопасности в сфере услуг такси RSpectr писал весной). Пока системы анализа поведения водителя работают в тестовом режиме.
Используют скоринговые программы и другие сервисы. Как рассказал RSpectr А. Захаров, «Делимобиль» блокирует аккаунты недобросовестных автомобилистов, а BelkaCar увеличивает стоимость поездки тем, кто регулярно нарушает скоростной режим.
Но скоринг используется не только для наказания. Как объяснил С. Скнарин, некоторые компании создают систему лояльности, завязанную на безопасном вождении: «Цена поездки может зависеть от аккуратности водителя на дороге. Этот коэффициент рассчитывается благодаря датчикам мониторинга. Но такие программы лояльности в России пока редки».
БОРЬБА С ПОДДЕЛЬНЫМИ АККАУНТАМИ
В СМИ и интернете часто встречаются сообщения о черном рынке аккаунтов для использования сервисов каршеринга. Для таких учетных записей указывают чужие персональные данные, полученные из различных источников. Иногда мошенники находят уязвимости в программном обеспечении и могут воспользоваться чужим аккаунтом.
Для борьбы с этим явлением каршеринговые компании выбирают различные методы. Как было указано, Matreshcar использует камеры видеонаблюдения с системой распознавания лиц. А. Захаров рассказал RSpectr, что YouDrive тоже уже внедрил систему проверки аккаунтов: «Компания запрашивает фотографию лица, искусственный интеллект сверяет полученное изображение с анкетой в базе данных, что позволяет уменьшить количество фейковых аккаунтов до 2%».
«Нам случаи с покупкой действующих аккаунтов “Драйва” не известны», – отметили в пресс-службе компании, добавив, что аккаунты в сервисе защищены так же, как в самом «Яндексе».
Борьба с фейковыми аккаунтами волнует не только игроков рынка, но и госведомства.
В ГИБДД разрабатывают законопроект и программное обеспечение, позволяющее персонифицировать водителей такси и каршеринга
У депутатов также есть вопросы к рынку кратковременной аренды автомобилей. Провести парламентские слушания с участием экспертов и ГИБДД по проблемам законодательного регулирования каршеринга предложили в «Справедливой России». Эта инициатива касается защиты прав как потребителей услуг, так и самих операторов.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каршеринг все еще находится на начальном этапе с точки зрения технологий. В будущем будут появляться новые решения, повышающие безопасность и удобство использования арендованных автомобилей.
А. Захаров рассказал, что сейчас ведется разработка решения MonGeoConnect, которое позволит управлять автомобилем через смартфон.
Александр Захаров (ГК «АвтоСпецЦентр»):
– Особенность технологии заключается в том, что для управления автомобилем не требуется подключение к беспроводному интернету: взаимодействие смартфона пользователя и бортового блока управления происходит по радиоканалу ближнего радиуса действия. Использование этой системы сократит количество возможных технических сбоев, временных затрат на дозвон оператору и обеспечит более качественный уровень обcлуживания клиентов.
Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies, рассказал RSpectr, что в перспективе главным фокусом для каршеринга станет анализ накопленных данных. Однако сейчас большинство операторов каршеринга еще работает над обеспечением стабильности ПО.
Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies:
– При сильной нагрузке случаются отказы, зависания и прочие неточности IT-решений, а это тормозит процесс из-за лишних разбирательств по подобным поводам. Поэтому пока одни находятся в поиске решений «детских болезней», другие начинают активно пользоваться плодами больших данных (Big Data) для создания новых сервисов. Уже далее, на базе собранной качественной аналитики можно будет создать технологический маркетплейс решений. За этим будущее.
Интересные перспективы откроются перед каршерингом после внедрения полуавтономного транспорта, который сможет самостоятельно перемещаться по городу на малые расстояния на небольшой скорости
Тогда при бронировании можно будет не самому идти к машине, а ждать, когда она подъедет. В «Делимобиле» уже объявили, что планируют летом 2020 года добавить в свой парк автономный автомобиль.