в каких монастырях изготавливают иконы
Иконописные мастерские при монастырях
Многие православные люди безусловно имеют определенный пиетет к монастырям и всему тому, что из них исходит. Будь то церковная утварь, иконы или пирожки. Ни в коей мере не желаем хоть как-то и хоть кого-то задеть, но постараемся немножко раскрыть некоторые аспекты «внутренней кухни» монастырской жизни.
Зачастую те товары, которые реализуются на территории или под эгидой какого-либо монастыря могут иметь к нему весьма опосредованное отношение. Так, например, иконы, которые продаются в церковной лавке не обязательно будут написаны монахами или насельниками обители. Иногда даже сам магазин, просто арендует помещение у монастыря и реализует в нем свою (пусть и профильную) продукцию. Или пресловутые пирожки. В подавляющем большинстве случаев это просто пирожки, которые где-то были выпечены, привезены в монастырь и там продаются. Собственно, они и не должны выпекаться на территории монастыря. Ведь это совершенно не монастырская сфера приложения.
Монастырские мастерские по изготовлению икон
Здесь мы можем наблюдать ту же самую ситуацию. Есть два основных типа мастерских
В первом случае мы имеем мастерскую, которая полностью контролируется руководством обители, создана при его участии и имеет своей деятельностью написание икон, а иногда еще и учебные мощности. Т.е. мастерская не только пишет иконы, но и обучает новых иконописцев.
Во втором случае, как и писалось выше, некая свободная артель арендует производственные мощности у монастыря и осуществляет свою независимую деятельность.
Стоит отметить, что многие иконописцы имеют горячее желание сесть под крыло того или иного монастыря. Ведь это и дополнительный приток клиентов, и определенный авторитет. Быть иконописцем Иваном Петровым и быть иконописцем Иваном Петровым из мастерской при монастыре – разные вещи 😉
География иконописных монастырских мастерских
Можно выделить несколько категорий монастырских мастерских
Можно отметить, что в силу сложившихся обстоятельств самые сильные иконописные школы сгруппировались в Москве и Московской области. Столичных иконописцев очень часто приглашают расписывать храмы и писать иконы не только в разные города всей страны, но и за рубеж.
Федеральные иконописные мастерские так же обладают высоким уровнем исполнения, но при условии того, что это сложившийся коллектив профессионалов. Как правило, одиночные провинциальные мастера не дотягивают до столичного уровня. Иконопись – кропотливое занятие. Здесь много нюансов, секретов мастерства, нужны определенные материалы и инструменты. На местах не всегда хватает хороших учителей (у кого можно было бы перенять опыт), образцов (с которых можно было бы брать пример), а также качественных современных красок, кистей и других расходных материалов. Но, все это с лихвой компенсируется самобытностью исполнения. В иконописи есть традиции и они сильны, но написание иконы – это живое дело, это не ксерокс и не копир.
Иконописная мастерская
Особое внимание в монастырях и храмах Руси всегда уделялось иконописи. Икона, являясь «окном в Царство Небесное», служит посредником в общении человека с Божественным миром, и важно, чтобы писалась она не только технически и канонически грамотно, но обязательно с молитвой и благоговением. Раньше при написании иконы в монастыре молилась вся братия. Поэтому-то иконы прежних времен завораживают своей духовной возвышенностью.
Иконописная мастерская Данилова монастыря существует почти с самого начала возрождения обители. Огромный объем восстановительных работ, проводимых в те годы в полуразрушенной обители, требовал труда не просто мастеров-иконописцев, а высококлассных специалистов, прекрасно знакомых с историей монастыря. Ведь восстанавливать приходилось облик старейшей, «первой на Москве» обители, где в убранстве храмов сохранялись следы многовековой духовной и историко-культурной жизни монашества и всего православного народа Руси.
Доверены эти архисложные иконописные работы были уже известному к тому времени иконописцу о. Зинону (Теодору), под руководством которого стали трудиться как известные к тому времени мастера, так и молодые юноши и девушки, которых увлекала русская иконопись.
Восстановление Данилова монастыря стало первым и значительным шагом к развитию иконописной традиции современной России: ориентации на канонический образ. Иконы, написанные для Данилова монастыря, ориентированы на московскую школу живописи XV-VI веков, их отличает мягкость световой разделки и деликатно положенного золота, тонкость колористической гаммы и легкие плави лично́го письма. В то же время в них виден профессионально сильный рисунок и четкий ритм композиции, акцент на гибкость силуэта.
Этот стиль, тогда весьма редкий, воспринимался почти как новаторство, хотя на самом деле он является возвратом к более древнему образу храма, почти забытому в синодальный период и в советское время. Много потрудилась для возвращения канонической иконы в Россию и матушка Иулиания (М. Н. Соколова), духовная дочь знаменитого московского старца Алексия (Мечёва). После о. Зинона коллектив реставраторов Данилова монастыря возглавила ученица матушки Иулиании Ирина Васильевна Ватагина, принадлежащая к знаменитой династии художников.
В настоящее время в иконописной мастерской работают художники- профессионалы, посвятившие себя служению «проповеди в красках». За плечами у каждого многолетний стаж иконописной работы. По сей день, иконописная мастерская Данилова монастыря придерживается основополагающих принципов и традиций, заложенных ее выдающимися основателями. Даниловские мастера создают иконы для иконостасов, храмовые иконы, принимают участие в настенной росписи храмов и выполняют множество частных заказов по написанию домашних икон: мерных, семейных, венчальных.
При выполнении заказов от храмов или частных лиц иконы пишутся в разных техниках и стилях. Некоторым заказчикам ближе живописные образы, но наиболее востребованным всё же остается письмо в стилистике древнерусской иконописи: натуральными красками на основе минеральных пигментов, разведенных яичной эмульсией, на досках, покрытых меловым левкасом.
Наряду с изготовлением новых изделий в иконописной мастерской реставрируют и старые. Много икон проходит через искусные руки наших мастеров. Иногда под слоем ранней неумелой реставрации, копоти и пыли после расчистки и восстановительных работ обнаруживаются настоящие раритеты иконописи, о которых их владельцы даже не подозревали. Обновленные иконы вновь начинают радовать и вдохновлять на молитву и славословие своих обладателей.
Наши мастера создают произведения церковного искусства, помогающие более глубокому и полному восприятию величественности и благодати Православной Церкви, ее богослужений, внешнего и внутреннего благолепия.
Иконописная мастерская Свято-Елисаветинского монастыря
История иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря берет начало в 1998 году, когда развернулось строительство первого монастырского храма в честь святителя Николая Чудотворца. Стройка располагалась рядом с психиатрической больницей, и в больничном подвале по ночам велась работа над созданием иконостаса для храма. А весной 1999 года духовник монастыря о. Андрей Лемешонок благословил открытие мастерской иконописи. Тогда там трудилось всего несколько человек, которых объединяло большое дерзновение – через иконопись служить Богу.
Сейчас мастерская широко известна не только в Беларуси, но и за ее пределами. Заказы на роспись храмов поступают из разных уголков мира. При мастерской действует школа иконописи, в которой будущих иконописцев обучают этому святому искусству. Руководит мастерской иерей Сергий Нежборт.
Создание писаных икон – это особый духовный труд, который сочетает в себе высочайшее искусство и служение Богу. Это одновременно и творческое начинание, и следование древним канонам. Рождение иконы неразрывно связано с молитвой, святой образ является ее воплощением и отражением.
Иконы в иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря пишутся по старинным техникам иконописи, дошедших до наших дней с ХII–ХV веков. В своих работах иконописцы опираются на древнерусские образцы, на письмо Андрея Рублёва, Дионисия, а также на византийскую иконопись. В основном пишутся канонические иконы (русская икона XIV–ХV век, византийская икона ХII–ХIV век), реже работают в реалистическом стиле. Кроме того, в мастерской стараются придерживаться и современного направления в иконописи, ориентируются, например, на иконописную школу Троице-Сергиевой лавры. Благодаря тону, который задают ведущие иконописцы, в мастерской уже сформировался собственный стиль, ставший узнаваемым.
Иконописцы Свято-Елисаветинского монастыря следуют только традиционным методам и техникам иконописи. Иконы пишутся натуральными красками, темперой и акрилом. Написание иконы темперными красками – процесс, который в иконографии передавался из века в век с древних времен. Краски для письма изготавливаются из натуральных минералов и полудрагоценных камней, добываемых на Урале, это, например: киноварь, малахит, гематит, лазурит, диоптаз, вивианит. Минералы сначала измельчаются, перетираются до порошкообразного состояния, а затем смешиваются с яичным желтком. Натуральные компоненты обеспечивают яркость и сияние цвета.
На фон иконы наносится тончайшее сусальное золото, символизирующее благодать и неземной свет Царствия Небесного. Иконописец начинает написание святого образа с прорисовки контура и основных линий, а после золочения фона приступает к работе с красками – от темных цветов к светлым.
Каноническая писаная икона всегда является плодом соборного труда. Сначала необходимо вырезать из просушенной древесины специальную доску с углублением — так называемым ковчегом. На подготовленную доску наносится холст из льна, а затем левкас – специальный грунт из смеси мездрового клея с мелом. Левкас шлифуется — так создается гладкая поверхность, подходящая для написания иконы акриловыми красками или темперных икон. Готовую писанную икону покрывают лаком, а затем она освящается.
Важно понимать, что икона имеет глубокую внутреннюю, содержательную сторону. В том, как изображается каждый святой, заключается особый смысл и символизм – особенно это касается праздничных икон.
Икона всегда пишется по образцу, канону. Исключением являются иконы святых, которые были недавно канонизированы – в этом случае перед иконописцем стоит сложная задача создания образа по описанию святого, по его духовным характеристикам и фотографиям.
Икона создается благодаря соборной молитве и единству не только всех тех, кто принимает участие в процессе создания образа, но и покупателя, если икона изготавливается на заказ.
В иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря можно заказать икону святых, мерную или именную икону, а также семейную икону, на которой будут изображаться небесные покровители всех членов семьи.
В нашей мастерской можно заказать писаные иконы семейные, венчальные, именные, мерные, храмовые, а так же по предоставленному вами образцу.
Каталог иконописных мастерских при Монастырях
Перечень иконописных мастерских при монастырях
Все примеры наших работ можете увидеть в разделе Галерея
Информацию по Доставке и Оплате Вы можете увидеть в соответствующем разделе на нашем сайте
Иконописная мастерская Игоря Климова находится в Московской области г.Одинцово, так же имеет представительство в городе Сергиев Посад Московской области и городе Москва. Иконописная мастерская Игоря Климова идет по пути традиций русской иконописи. Иконописцы и реставраторы мастерской имеют высшую квалификацию. Используя традиционные технологии, современные достижения в области иконописания, высочайший художественно-творческий потенциал, позволяют художникам-иконописцам выполнить работу любой степени сложности. Иконописная мастерская Игоря Климова выполняет заказы на написание икон: Иконы Спасителя, Иконы Богородицы, Именные иконы, иконы Святых Петра и Февронии, иконы Святых покровителей, иконы в Афонском стиле, иконы в академическом стиле. Особое внимание уделяется написанию мерных икон. Мерная икона, которая изготавливается в мастерской, пишется на доске с двойным ковчегом… Все иконы, написанные в мастерской имеют пожизненную гарантию.
Обращайтесь в иконописную мастерскую Игоря Климова.
Адрес иконописной мастерской ИГОРЯ КЛИМОВА: г. Москва, проспект Вернадского, дом 101, корпус 1
Контактная информация мастерской иконописи: +7 (985) 233 92 71
Сайт иконописной мастерской: www.iklimov.ru
Иконописная мастерская Свято-Елисаветинского монастыря была создана в 1999году. В настоящее время в ней трудится около 25 человек-монашествующие сестры и миряне. В своих работах иконописцы строго придерживаются древней технологии: иконы пишутся на хорошо просушенных досках, покрытых натуральным грунтом (левкасом) Фон покрывается сусальным золотом высокой пробы. Краски иконописцы изготавливают сами, на основе измельченных минералов, таких как: малахит, лазурит, гематит, киноварь, глауконит, вивианит. Связывающим в краске является яичный желток, поэтому она называется яичной темперой. В иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря можно заказать любые иконы по предоставленному Вами образцу или из имеющегося в архиве мастерской…
Адрес иконописной мастерской «ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ»г.Минск
Контактная информация мастерской иконописи+375445333040
Email мастерской: monaster-ikonopis@yandex.ru
Сайт иконописной мастерской: ikonopis.ru
В иконописной мастерской монастыря иконописцы придерживаются древних традиций Русской иконописи 12-15 веков, поры наивысшего расцвета иконописного мастерства. Иконы пишутся в технике темперной живописи, которая пришла в Россию из Византии в конце десятого века. Для письма используются минеральные и органические краски. Связующим веществом является яичная эмульсия, темперные краски обладают большой стойкостью к внешним воздействиям и сохраняют насыщенность цвета значительно дольше по сравнению с масляными красками. Мастерская иконописи следует образцам написания древних икон Преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия.
Адрес иконописной мастерской «ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ СВЯТО-ПЕТРОПАВЛОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ»680524, Хабаровский край, Хабаровский р-он, с. Петропавловка, ул. Зеленая, 5, Женский монастырь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла
Контактная информация мастерской иконописи+7 (914) 406 91 60, +7 (914) 409 90 35
Email мастерской:
Сайт иконописной мастерской:
Основным направлением иконописной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря изначально является возрождение канонической иконописи. Иконописцы стремятся соблюдать не только древние каноны иконописи, но и старинные технологии изготовления икон. Прежде чем
написать образ какого-нибудь святого или Спасителя, или Божией Матери, сестры просят молитвенной помощи в этом деле, прочитывают житие того угодника Божия, которого изображают…
Адрес иконописной мастерской «ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ НОВО-ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ.»620144, г.Екатеринбург, ул.Зеленая роща, 1, Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь
Контактная информация мастерской иконописи+7 (343) 257 06 42
Email мастерской:
Сайт иконописной мастерской: sestry.ru
В иконописной мастерской сестры ведут реставрационные работы, восстановление старинных икон, пишут новые образы, лики святых и семейные иконы…
Адрес иконописной мастерской «ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ В ДУБОВСКОМ СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ»404002, Волгоградская область, г.Дубовка, Свято-Вознесенский женский монастырь
Контактная информация мастерской иконописи
Email мастерской: voznesenskD@yandex.ru
Сайт иконописной мастерской: voznesensk-mon.narod.ru
Иконописная мастерская была открыта на Петербургском подворье Тихвинского Богородичного Успенского монастыря по благословению и под призрением иерея о.Михаила.
Все иконы мастерской писаны темперой на настоящей иконной доске покрытой левкасом и паволокой и освещены в Православном Храме.
Адрес иконописной мастерской «ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ»191036, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, 18А
Контактная информация мастерской иконописи+7 (921) 791 73 42
Email мастерской: info@divinum.ru
Сайт иконописной мастерской: ikona.ru
Иконописная мастерская существует почти с самого начала возрождения Данилова монастыря.
Адрес иконописной мастерской «ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МАСТЕРСКИЕ ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ.»Москва, Даниловский вал, 10/12
Контактная информация мастерской иконописи+7 (499) 764 78 20, +7 (916) 316 35 57
Email мастерской: mastermdm@yandex.ru
Сайт иконописной мастерской: danilovmasters.ru
Иконописная мастерская при Храме Всех Святых, что в Красном селе, была создана в 1992 году по благословению Настоятеля Храма протоиерея Артемия Владимирова. И сейчас она продолжает свою деятельность уже при возрожденной Алексеевской обители. Все иконы в мастерской пишутся строго по традиционной технологии и в соответствии с канонической традицией. В своей работе иконописцы ориентируются на иконы Московской школы 14-16 веков и на Византийское искусство, соблюдая при этом древние каноны иконописи, а также старинные технологии изготовления красок, способы золочения и покрытия. Иконописцы мастерской-выпускники Православного Гуманитарного института, члены Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников.
Адрес иконописной мастерской «ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРИ АЛЕКСЕЕВСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ»
Контактная информация мастерской иконописи+7 (926) 077 05 92
Email мастерской:
Сайт иконописной мастерской: hram-ks.ru
УВАЖАЕМЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИКОНОПИСНЫХ МАСТЕРСКИХ ПРИ МОНАСТЫРЯХ! Если Вашей мастерской нет в данном списке, просим Вас прислать все данные о мастерской, для дальнейшей их публикации. Далее.
Иконописная мастерская при монастыре
Не все знают, но не всегда в иконописных монастырских мастерских подвизаются исключительно монахи. Особенно это касается столичных обителей. Зачастую наряду с монахами рука об руку трудятся и приглашённые иконописцы. А есть монастыри, где вообще нет своих иконописцев. Т.е. все мастера приглашенные. Г подход позволяет повысить качество изготавливаемых икон, при определённой оптимизации процесса. Скажем больше. Все, что идёт на пользу монастырю, иконописи и заказчику имеет право на существование.
Так, например, есть монастыри, которые вообще не имеют своих собственных мастерских. Тем не менее все заказы на написание икон выполняются. Просто выполняются они на производственных мощностях, если можно так выразиться, других иконописных мастерских.
Принимаем заказы на написание икон от монастырей, храмов и частных лиц
Связаться с нами можно посредством телефона или письма на E-mail, которые указаны в разделе КОНТАКТЫ
Так, если говорить конкретно про наших мастеров, то мы подвизаются и на своих площадях, и на площадях различных монастырей. Где то это разовые работы, а где то постоянное сотрудничество. Поскольку рабочий стаж наших иконописцев приближается к 25 годам, то не по кривом душой, если скажем, что мы в разное время сотрудничали практически со всеми основными
В настоящее время особенно плодотворно и на постоянной основе мы сотрудничаем с Новодевичьем монастырем.
Заказ икон в монастыре
Из вышесказанного можно почерпнуть следующую информацию. Все таки не так важно где именно вы заказываете икону. Более существенно кто именно будет выполнять заказ. В идеале, опытные и постоянные заказчики оперируют не местом (Новоспасский монастырь, Даниловский или Симоновский), а личностью мастера. Т.е. конкретным иконописцем или артелью, который будет выполнять заказ.
Именно это позволяет заказчику наиболее ясно представлять что именно и в какие сроки он получит. Не секрет, что не смотря на определённую унификацию (прориси, каноны) у настоящего мастера есть свой фирменный стиль. Это не всегда проявляется явно, но всегда видно тому, кто в этом разбирается. Сведущий человек практически моментально узнает руку конкретного мастера написавшего ту или иную икону.
Есть и другой аспект. Чем меньше цепочка между заказчиком и исполнителем,
Даже в таком деле, как написание икон работают все те-же законы бизнеса. Чем меньше посредников, тем дешевле изделие.
Понятно, что монастыри выступают в роли некоего гаранта качества, но не стоит думать, что если вы закажет икону в монастыре, то она приобретёт некую особую духовность. Качество иконы определяется мастерством иконописцы и его искренностью, молитвенным настроем и трудозатратами.
Скажем больше. Случалось и не раз, что иконы заказанные в известных монастырях потом приходилось исправлять. А иногда в дело вообще вступают аферисты. Так один человек возжелал что бы икону написали афонский монахи. Проект был не из дешёвых и пару раз монахи даже приезжали в Россию. Роты велись чуть ли не год, но в результате ожидания не оправдались. Большая храмовая икона была выполнена на очень низком уровне, не соответствовала достигнутым договоренностям и имела существенные недостатки. Впоследствии над ней пришлось серьёзно работать уже местным иконописцам. Кстати к греческой стороне остались вопросы (так и не получившие ответов). Например, что за монахи писали икону, из какого монастыря, да и монахи ли они были…
Готовые Монастырские иконы
Между Монастырскими и Частными иконописными мастерскими есть одна существенная разница. Монастырские иконописцы могут позволить себе работать, что называется «на склад». Оно и понятно. Через монастырь проходит большое количество народа. Это и собственные прихожане и паломники. Соответственно в иконной лавке монастыря продать готовые иконы вполне реально. А если вести статистику и учет, то можно с большой долей вероятности прогнозировать спрос на те или иные иконы.
Частная мастерская или при небольшом храме не может позволить себе такого. Иконопись требует вложений. Как материальных – на краски, доски, кисти, так и физических – непосредственный труд иконописца. И написав несколько икон такая мастерская попросту истощит свои ресурсы. И людские и материальные. А поскольку сбыт у частной мастерской затруднен, то написанные икону банально могут лежать месяцами не продаваясь.
Отсюда вывод: Если вы хотите купить готовую икону, то сделать это в монастыре будет проще и правильнее. Правда и цена будет выше. Да и сам образ будет написан без учёта ваших индивидуальных пожеланий. А вот заказывать икону правильнее непосредственно общаясь с мастером, который будет её писать.
Иконные лавки при монастырях и храмах
Наивно было бы думать, что все иконы и церковная утварь, продающие в монастырях или храмах произведены в иконописных мастерских этих монастырей. Конечно же нет. Если у монастыря и есть свои иконописцы, то в первую очередь они покрывают собственные нужды и уже во вторую очередь какие то иконы поступают на продажу. В подавляющем большинстве случаев действует следующая схема:
Итак, покупатель, который решил приобрести икону, заплати за неё три наценки. Не исключение и история с заказом икон в монастырских мастерских. Если, икону пишут не собственные мастера (а в большинстве случаев это именно так), то в цену иконы будет заложена дополнительная прибыль. Т.е. Что-то получит иконописец, а что-то монастырь, за то, что принял заказ на написание иконы.
Именно это-то факт в очередной раз приводит нас к простой и ясной мысли, которая уже звучала выше: Самый оптимальный путь – заказывать иконы непосредственно у мастера, который будет её писать. И поставленная цель (равно как и контроль за исполнением) будет яснее, и цена оптимальнее.
В заключение хочется добавить, что мы никоим образом не принижаем и не отговариваем от общения с Монастырскими иконописными мастерскими. Для многих этот путь выглядит более притягательным, ведь монастырь имеет свою ауру что-ли в общей истории создания иконы. Однако есть люди, которые предпочитают более тесное общение с исполнителями заказа, да и сэкономить были бы не прочь.