в каких работах особенно детально раскрыта взаимосвязь обучения воспитания и развития в онтогенезе
В каких работах особенно детально раскрыта взаимосвязь обучения воспитания и развития в онтогенезе
Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем
В норме самооценка дошкольников
В подростковом возрасте акцентуации характера
В подростковом возрасте продолжает развиваться
В подростковом возрасте формируется
В ранней юности уникальное место занимает
Ведущей деятельностью в ранней юности является
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах
Возрастной период – это
Возрастные новообразования кризиса 1 года
Вплетение процессов «обратного развития» в ход эволюции – это
Главной задачей возрастной психологии является
Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии
К атавистическим рефлексам у младенца относится
К концу младшего школьного возраста самооценка становится
Категория развития в возрастной психологии особенно активно разрабатывалась
Кризис 17 лет связан
На всю жизнь сохраняется
На развитие психических функций в дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает развитие
Новообразованием кризиса новорожденности является
Новообразованием кризиса одного года является
Нормальный ход умственного развития в раннем детстве определяет развитие
Опережение психологического возраста хронологическим возрастом в зрелости означает
Опережение хронологического возраста психологическим возрастом в зрелости означает
Основной проблемой подросткового возраста является
Основные этапы психического развития человека включают
Основным механизмом развития личности является
Основными условиями психического развития являются
Отличительная особенность «возрастной психологии» от «психологии развития»
Плавное и постепенное течение процесса развития характерно
Понимание смысла всех слов окружающих складывается
Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно
Превращение количественных изменений развития в качественные изменения – это
Превращение мышления ребенка в гипотетико-дедуктивное, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития
Предметом возрастной психологии является
Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту особенно остра
Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей
Тест «Детская психология»
Наталья Галкина
Тест «Детская психология»
1. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью,высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:
2. По И. П. Павлову, сильный,уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
3. Психологическое описание «портретов»различных темпераментов впервые дал:
4. По И. П. Павлову, сильный,неуравновешенный тип нервной системы характерен для:
5. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям,присущ:
6. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью,характерен для:
7. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, —это:
8. Более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека называется ….
9. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание не удовлетворенности собой – это…
10. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется …
11. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются … чувствами
12. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется …
13. Чувства, связанные с переживанием прекрасного или уродливого в окружающем мире называются…
14. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…
15. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …
16. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет…
17. Психологическим механизмом самосознания выступает …
18. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является…
б)постановка целей деятельности
г)эмоциональная значимость раздражителя
19. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
20. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
б)анализом продуктов деятельности
21. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…
г)методом анализа продуктов деятельности
22. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …
в)методом социальных единиц
23. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются…
24. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, –это:
25. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:
26. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах
в)Льва Семеновича Выготского
27. Основные этапы психическогоразвития человека включают:
а)детство, отрочество, юность, зрелость, старость
б)созревание и старение
28.Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
а)с узнавания себя в зеркале
б)с употребления местоимения «Я»
в)с осознания собственных желаний
г)с усвоения своего имени
29. Психологическаяхарактеристика готовности к школе включает:
г)сложно сказать что-то определенное
30. К проявлению психическойдепривации в дошкольном возрасте относится:
в)боязнь безопасных предметов
г)отсутствие интереса к новым игрушкам.
Анализ статьи из журнала «Возрастная психология» Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха Актуальность статьи. В условиях межпоколенного ценностного разрыва, транзитивности.
Тест «Какие вы родители?» Тест «Какие вы родители?» 1. Нравится ли Вам Ваш малыш? 2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? 3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?.
Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера,.
Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.
Консультация для педагогов «Психология здорового питания» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Голубые дорожки» Консультация для педагогов «Психология.
Психология и патология эмоций Психология эмоциональной сферы В пехлевийских текстах есть поучение: «В страдании тот, у кого нет разума. Несчастен тот, у кого нет жены.
Психология игровой деятельности дошкольника Игровая деятельность дошкольника. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние.
Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.
«Шаг в профессию». Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе «Психология и выбор профессии» Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса в рамках занятия по программе «Психология и выбор профессии». Тема: «Шаг в профессию».
Тема 1.6. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе
Основные понятия: обучение, развитие, зона ближайшего развития, зона актуального развития, воспитание.
Обучение и развитие (англ.education and development) – широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов.
В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л.С. Выготским в начале 1930-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка. Л.С. Выготским введено также понятие «зона актуального развития» – это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения.
Л.С. Выготский подверг критике два противоположных направления, представленные в 1930-х гг. в зарубежной психологии: рассматривающее развитие в отрыве от обучения (Ж Пиаже) и отождествляющее развитие с обучением (Э. Торндайк).
Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах П.П. Блонского, показавшего сложное соотношение между знанием и мышлением: овладение знаниями, с одной стороны, – необходимое условие развития мышления, а с другой – вне мыслительного процесса не может быть усвоения знаний. Интенсивные исследования в 1940-60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы обучения и развития, прежде всего, по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие учащихся в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), другие достигали развивающего эффекта обучения посредством усовершенствования методов обучения (Л.В. Знаков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности учащихся и тем самым повысить эффективность усвоения (Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.).
В ряде исследований было установлено, как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), какое воздействие на него оказывают разные методы обучения (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская и др.), какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин). В работах Г.С. Костюка и его сотрудников специально рассматривались различные формы взаимозависимости обучения и развития.
Исследователями расширено семейство понятий, разрабатываемых на основе исходного понятия «зона ближайшего развития». Эти понятия отражают различные возможности и ограничения развития в условиях разных социальных взаимодействий: зоны вариативного развития – образуются при взаимодействиях ребенка с детьми из разных возрастных групп и субкультур (А. Г. Асмолов); зоны негативного (подавляющего и задерживающего) развития, где человек из-за социального противодействия не учится тому, чему мог бы научиться, и не развивает в себе то, что мог бы развить (А.Г. Асмолов, А. Н. Поддьяков); зоны негативного развития в условиях неправильно оказываемой (например, чрезмерной) помощи; зоны ближайшего развития при социальном противодействии – то, чему субъект может научиться и развить в себе в противостоянии с другим (А. Н. Поддьяков.)
Многие вопросы, касающиеся решения данной проблемы, еще требуют разработки. Актуальны, в частности, вопросы о стадиях развития мышления в различных условиях обучения, о критериях умственного развития в процессе обучения. Особую актуальность имеет вопрос о воздействии различных форм обучения на развитие личности учащихся, на становление ее мировоззрения, убеждений.
Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоении нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности. Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью человека к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к развитию, к самоизменению.
План практического занятия
1. Соотношение понятий «обучение», «воспитание», «развитие».
2. Актуальные вопросы решения проблемы соотношения развития, обучения и воспитания.
План лабораторного занятия
1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.
2. Учебная дискуссия на тему «Перспективы развивающего обучения»
Концепция обучения Выготского)
Для практики работы с детьми имеет место концепция Выготского «О развивающем характере обучения». Обучение должно вести за собой развитие и это возможно в том случае, если педагог умеет определить «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития».
Известно, что у каждой из категорий аномальных детей по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль обучения и их развития приобретает особую значимость. В то время коррекционное обучение сводилось к тренировке процессов памяти, внимания, наблюдательности, органов чувств и представляло собой систему формальных изолированных упражнений. Л. С. Выготский одним из первых обратил внимание на тягостный характер этих тренировок. Ученый ратовал за такой принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности аномальных детей растворилось бы во всем процессе обучения и воспитания, осуществлялось в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности.
Разрабатывая в детской психологии проблему соотношения обучения и развития, Л. С. Выготский пришел к выводу о том, что обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой развитие ребенка. Обучение должно вести за собой развитие. Такое понимание соотношения этих процессов привило его к необходимости учитывать как наличный (актуальный) уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития» ).
Актуальный уровень умственного развития Выготский определил, как запас знаний и умений, которые сформировались у ребенка к моменту исследования на основе уже созревших психических функций.
Зона ближайшего развития (ЗБР) – большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом характеризующим динамику развития и успешности ребенка. Так происходит процесс познания. Истинным критерием для определения ЗБР ребенка будет установление того фактора, сможет ли он решить данную задачу с помощью и, усвоив приемы, подсказанные ему в процессе обучения, самостоятельно использовать их при необходимости решить аналогичную задачу. Трудность учебной задачи должна располагаться в зоне ближайшего развития, что является показателем обучаемости ребенка, что очень важно при диагностике.
Идеи Л. С. Выготского об особенностях психического развития ребенка, о зонах актуального и ближайшего развития, ведущей роли обучения и воспитания, необходимости динамического и системного подхода к осуществлению коррекционного воздействия с учетом целостности развития личности нашли отражение и развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях отечественных ученых, а также в практике разных типов школ для аномальных детей. Концепции Л. С. Выготского получили свое обогащение в трудах его учеников и последователей. А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Р. Е. Левина.
Проведенные Л. С. Выготским исследования во всех областях дефектологии до сих пор являются основополагающими при разработке проблем развития, обучения и воспитания аномальных детей.
Л. С. Выготский.
Выдающийся советский психолог А. Р. Лурия в научной биографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличения назвать Л. С. Выготского гением».
По сей день идеи Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессионалов.
Тесты по педагогике и возрастной психологии (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
б) студенческая субкультура;
в) академическая субкультура;
г) нонконформистская субкультура.
а)проблема профессионального самоопределения;
б) поиск смысла жизни;
в) семейные проблемы;
г) отсутствие дружеских отношений.
б) у авиадиспетчеров;
в) у преподавателей;
28. Опережение хронологического возраста психологическим возрастом в зрелости означает:
г) сложно сказать что-то определенное.
б) старческий период;
в) позднестарческий период;
а)стадия отрицания смерти;
г) стадия депрессии.
1. Главной задачей возрастной психологии является:
а) отслеживание динамики развития;
б) отслеживание отклонений в развитии;
в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;
г)отслеживание особенностей развития теорий личности.
2. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:
г)сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.
3. Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались:
а) Львом Семеновичем Выготским;
4. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:
а)дляпериодизации Вильяма Штерна;
б)для периодизации Павла Петровича Блонского;
в)для периодизации Даниила Борисовича Эльконина;
г)для периодизации Зигмунда Фрейда.
5. Самосознание личности в основном складывается:
6. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах:
в) Льва Семеновича Выготского;
7. Основные этапы психического развития человека включают:
а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;
б) созревание и старение;
8. К атавистическим рефлексам у младенца относится:
б) рефлекс позвоночника;
г) хватательный рефлекс.
9. К тупиковым видам движения младенца относится:
в) вставание на ноги;
г) раскачивание на четвереньках.
10. Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии:
а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;
б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;
в) может сама пройти с возрастом;
г) сложно сказать что-то определенное.
11. Понимание смысла всех слов окружающих складывается:
12. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
а) с узнавания себя в зеркале;
в)с осознания собственных желаний;
г)с усвоения своего имени.
13. Психологическая характеристика готовности к школе включает:
а) интеллектуальную готовность;
б) физическую готовность;
в) духовную готовность;
г) сложно сказать что-то определенное.
14. Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью:
а)на первом уровне развития игры;
б) на втором уровне развития игры;
в) на третьем уровне развития игры;
г) на четвертом уровне развития игры.
15. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется:
а) контекстной речью;
б) ситуативной речью;
в) объяснительной речью;
г) автономной речью.
16. К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:
а) амбивалентность поведения;
в)боязнь безопасных предметов;
г)отсутствие интереса к новым игрушкам.
17. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:
18. Основной проблемой подросткового возраста является:
а) дефицит общения с матерью;
б) невладение элементарными навыками самообслуживания;
г)проблема потери смысла жизни.
а) личностная нестабильность;
б) формирование физического «Я»;
в) сложно сказать что-то определенное;
г) тенденция к взрослости.
20. Черты акцентуированного характера у подростков проявляются:
б) в стрессовых для акцентуанта ситуациях;
в) в привычных ситуациях;
г) сложно сказать что-то определенное.
21. В подростковом возрасте продолжает развиваться:
а) теоретическое рефлексивное мышление;
б) словесно-логическое мышление;
в) наглядно-образное мышление;
г) наглядно-действенное мышление.
22. При ненапряженном протекании ранней юности:
а)происходят быстрые скачкообразные изменения без особых эмоциональных срывов;
б) происходит плавное продвижение к кризису 17 лет;
в) происходят мучительные поиски своего пути;
г) сложно сказать что-то определенное.
23. Ведущей деятельностью в ранней юности является:
а) учебная деятельность;
б) учебно-профессиональная деятельность;
в) профессиональная деятельность;
г)интимно-личностное общение со сверстниками.
а) профессиональная субкультура;
б) студенческая субкультура;
в) академическая субкультура;
г) нонконформистская субкультура.
26. Одним из центральных психологических новообразований молодости является:
б) окончательное самоопределение;
27. Пик профессиональной деятельности приходится на середину зрелости:
б) у авиадиспетчеров;
в) у преподавателей;
28. Опережение психологического возраста хронологическим возрастом в зрелости означает:
г) сложно сказать что-то определенное.
б) старческий период;
в) позднестарческий период;
а)стадия отрицания смерти;
г) стадия депрессии.
1. В качестве метода возрастной психологии не используется:
а) метод наблюдения;
б) формирующий эксперимент;
в) метод «сократической беседы»;
2. Смена доминирующей психической функции при переходе в новый возрастной период – это:
г)сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.
3. Главными источниками и движущими силами психического развития являются:
а) мотивация, потребности и внешние стимулы;
б) особенности исторической эпохи;
в) системы воспитания;
г) системы обучения.
4. Плавное и постепенное течение процесса развития характерно:
а) для периода роста;
в)для кризисного периода;
г)для стабильного периода.
5. Структурными звеньями самосознания являются:
а) внешняя и внутренняя речь;
б) узнавание себя, появление личных действий, первичная самооценка;
в) произвольная и непроизвольная память;
6. Упражнение врожденных рефлексов, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:
б)репрезентативного интеллекта и конкретных операций;
7. Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:
а) системы обучения;
б) общения с матерью;
в) системы социального обеспечения;
г) системы воспитания.
8. На всю жизнь сохраняется:
б) рефлекс позвоночника;
в) сосательный рефлекс;
г) хватательный рефлекс.
9. Новообразованием кризиса одного года является:
а) развитие активного словаря;
б) развитие пассивного словаря;
в) развитие тонкой моторики;
10. Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:
а) предметно-манипулятивной деятельности;
11. Полное понимание речи окружающих складывается: