в каком философском учении особую роль играет интуиция
Интуиция с точки зрения философии
Интуиция (позднелат. созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю), способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.
Интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Рене Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция. ».
Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «. безоговорочно несомненное, ясное, как солнце. только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «. сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).
Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).
В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.
Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
ИНТУИЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ИНТУИЦИЯ» в других словарях:
Интуиция — Интуиция ♦ Intuition В переводе с латыни глагол intueri означает «смотреть» или «видеть». Отсюда интуиция – это своего рода мысленный взор со всеми свойственными ему особенностями – непосредственностью, моментальностью, простотой, но и… … Философский словарь Спонвиля
Интуиция — см. Творческий процесс. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. Интуиция … Литературная энциклопедия
ИНТУИЦИЯ — (лат.). Бессознательное побуждение, угадывание, домысел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТУИЦИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
интуиция — Верные суждения, делаемые людьми (обычно без объяснения того, как эти суждения сделаны). В языковых системах способность носителей языка делать верные суждения о предложениях этого языка; например, их способность решить, какие предложения… … Большая психологическая энциклопедия
интуиция — ИНТУИЦИЯ (от лат. intueor, intuitus пристально смотрю) форма знания, получаемого разумом непосредственно, без логического доказательства или анализа; открытие или изобретение, происходящее благодаря озарению; способность к целостному… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Интуиция — ИНТУИЦИЯ один из путей человеческого познания, отличаемый от другого логического, рационалистического, дискурсивного пути. Последний способ познания и мышления представляет собой деятельность рассудка, подчиненную закону «достаточного… … Словарь литературных терминов
ИНТУИЦИЯ — ИНТУИЦИЯ, итуиции, жен. (лат. intuitio созерцание) (книжн.). 1. Непосредственное познание, восприятие действительности (филос.). Чувственная интуиция. Интеллектуальная интуиция. Художественная интуиция. 2. Непосредственное чутье, подсказывающее… … Толковый словарь Ушакова
интуиция — инстинкт, чутье; спинным мозгом чую, печенкой чую, сердцем чую, проницательность, шестое чувство, собачий нюх, нюх, селезенкой чую. Ant. сознание Словарь русских синонимов. интуиция см. инстинкт Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов
ИНТУИЦИЯ — обычно определяется как непосредственное познание истины при видимом отсутствии или явной недостаточности данных для последовательного ее познания. Термином И. охотно пользуются в разных случаях, однако давая ему различный смысл. Чаще всего его… … Большая медицинская энциклопедия
Интуиция
Интуи́ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
Содержание
Этимология слова
Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений).
Перевод понятия επιβολή на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.
В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215—1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.
Кристиан Вольф перевел термин «intuitio, intuitus» на немецкий язык словом «Anschauung». Вольф также использовал выражение «anschauende Erkenntnis» — интуитивное познание. Именно в этом смысле термин употребляется у Канта.
Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung термином «интуиция» (франц., англ. — intuition, итал. — intuizione, исп. — intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также термином «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».
Интуиция с точки зрения философии
В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».
Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).
Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). Согласно Р. Р. Гарифуллину интуиция формируется как плотно-сжатый во времени неглубокий вещий сон, структура которого может быть описана с помощью психоанализа сновидений (З. Фрейд).
В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.
Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Интуиция в принятии решений с точки зрения психологии
Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля.
В психологической концепции К.Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений.
Еще одно трактование интуиции — это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.
Компьютерная имитация интуиции
Адаптивные программы и алгоритмы искусственного интеллекта, основанные на методах обучения автоматических систем, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческую интуицию. Они производят знание из данных без логического оформления путей и условий его получения, в силу чего это знание является пользователю как результат «непосредственного усмотрения».
Для имитации интуитивного принятия решений удобны нейроподобные устройства, называемые нейронными сетями и нейрокомпьютерами, а также их программные имитаторы. М. Г. Доррер с соавторами создал нестандартный для компьютерных методик интуитивный подход к психодиагностике, заключающийся в выработке рекомендаций с исключением построения описанной реальности. [2] [3] Для классической компьютерной психодиагностики [4] важное значение имеет формализуемость психодиагностической методики, в то время как опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, показывает, что при помощи аппарата нейронных сетей можно удовлетворить потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.
Развитие интуиции
Множество авторов предлагают различные тренинги для развития интуиции, однако стоит помнить, что некоторые из них экспериментально не доказаны, то есть являются «размышлениями» авторов на тему. Один из аспектов интуиции основан на жизненном опыте, поэтому единственный способ развить её — накопление опыта в определенной области знаний. «Позитивные мысли и убежденность, что вы заслуживаете не просто ответа, а самого лучшего ответа, подвигают интуицию на позитивную деятельность.» [5] — один из таких тренингов основанных на аффирмации или самовнушении с целью снятия барьеров. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также определение формулы бензола, разработанное Кекуле, сделанные ими во сне, подтверждают ценность жизненного опыта и багажа знаний для развития интуиции, для получения интуитивного знания.
Иногда тренерами предлагаются, например, и такие упражнения для развития интуиции, которые являются скорее упражнениями на развитие ясновидения или яснослышания. Вот одно из таких упражнений: [6] :
«Перед началом рабочего дня постарайтесь представить каждого из ваших сотрудников. Почувствуйте, что прячется за словами, и о чем умалчивается. Перед тем, как прочесть письмо, интуитивно представьте себе, о чем оно и как оно подействует на вас. Прежде чем снять телефонную трубку, постарайтесь интуитивно угадать, кто звонит, о чем и как этот человек будет говорить. …»
Другие значения
Термин «интуиция» широко используется в различных оккультных, мистических и паранаучных учениях и практиках.
Интуиция с точки зрения философии
В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания(интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».
Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).
Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).
В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.
Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Б) Проблему «природа и общество» по-разному решают разные философские течения. Например, объективные идеалисты игнорируют связь общества с природой, рассматривая историю человечества не как развитие материального производства на земле, а как развитие мирового ума, абсолютной идеи. Субъективные идеалисты самую природу считают комплексом человеческих ощущений.
С количественной стороны общество определяется его численностью, а с качественного — характером отношений между людьми. Общество — это совокупность людей, объединенных стойкими связями.
Природа (географическая среда) и общество образовывают диалектическое единство. Она заключается в том, что социальная форма движения материи является высшей формой движения, которая ( как и другие) подчиняется действия законов диалектики.
мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или
и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и
достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы
— Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед
Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека вхудожественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людямпознавать его, служит могучим средством политического, нравственного ихудожественного воспитания.Искусство (художественное познание) – творческая деятельность, впроцессе которой создаются художественные образы, отражающиедействительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структуройхудожественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни(живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино).Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональноесостояние художника (музыка, хореография, архитектура).Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидетьрезультаты его практического преобразования свойственно не только науке, нои обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ееоснове. По мере того как развитие практики опредмечивает в орудиях функциичеловека и создает условия для исчезновения субъективных и антропоморфныхнаслоений при изучении внешних объектов, в обыденном познании появляютсянекоторые виды знаний о реальности, в общем-то сходные с теми, которыехарактеризуют науку.
Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным
Вы будете перенаправлены на Автор24
Интуиция – это процесс перехода результатов бессознательной деятельности психики в сознание в форме предчувствия, внезапного озарения, чистого знания.
Понятие интуиции в философии
В рамках философии представления об интуиции развивались прежде всего, как о гносеологическом явлении или механизме познания истины. Представители идеалистических течений рассматривали интуицию как спонтанную активность духа, результатом которой является чистое знание, появляющееся вне всякой связи с наличным знанием или опытом человека, а потому имеющее сверхъестественное происхождение. В материалистической традиции, интуиция чаще всего либо не рассматривалась, т.е. трактовалась как явление не существующее, шарлатанство, либо делался акцент на ее чувственном аспекте.
Первые представления об интуиции возникли в философии еще в античный период. Так Платон определял интуицию в качестве главного способа познания, а именно как непосредственное восприятие идей, но восприятие не чувственное, а рациональное, с помощью самой души человека. Однако критический взгляд на интуицию Аристотеля, развивавшего рационально-логическую гносеологию, остановил развитие представлений об этом феномене на долгое время.
Готовые работы на аналогичную тему
Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее в своей диалектической концепции подчеркивая двуединую природу интуиции делает акцент именно на чувственном компоненте, сравнивая интуитивное озарение с восходом солнца. С позиции психоаналитической философии Фрейда По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее интуиция рассматривалась как инстинкт.
Таким образом, в философской традиции можно выделить два основных подхода к интуиции:
Понятие интуиции в науке, ее связь с сознанием и бессознательным
В психологической науке существуют различные теории и модели, описывающие интуицию, однако бесспорным является тот факт, что интуиция представляет собой форму взаимодействия бессознательной части психики с сознанием и самосознанием. В широком смысле слова именно формирование сознания – как высшей формы отражения реальности присущей человеку, а также некоторым видам животных, стало детерминантной формирования интуиции.
Одним из важнейших свойств сознания является внимание, которое обеспечивает избирательность или фокусировку сознания, т.е. позволяет направлять психическую активность человека на тот объект/ситуацию которые представляет собой наибольшую значимость, и становятся фигурой в восприятии, в то время как вся остальная воспринимая реальность как внешнюю, так и внутренняя отходит на второй план и становится фоном. Способность к концентрации усилий в одном направлении лежит в основе любой формы человеческой целенаправленной активности – мысленной, практической, творческой, эмоциональной и т.д.
Вместе с тем большое количество сигналов/стимулов от окружающей реальности не доходят до сознания и не переживаются на субъективно-личностном уровне, однако несмотря на это продолжают восприниматься человеком и фиксируются в его психике, однако уже на бессознательном уровне. Существование бессознательных воспоминаний было неоднократно подтверждено в опытах с гипнотическим воздействием, под которым пациент вспоминал давно забытые события, либо такие их детали, которые ускользнули от сознания (например, номер автомобиля преступника при ограблении).
Данные стимулы не только фиксируются и сохраняются в памяти, но также оказывают влияние на текущее состояние или деятельность личности, но уже в виде готовых переживаний/выводов, сделанных из них.
Наиболее распространенным примером является ситуация общения. Сознательно человек обращает основное внимание на вербальную информацию собеседника, однако неосознанно воспринимает его невербальные сигналы, которые тот также неосознанно подает. В результате, например, у одного из коммуникатов может сложится четкое ощущение что его партнер не искренен, хотя на вербально-логическом уровне к этому не будет никаких посылок, либо расстроен, зол и т.д. При этом человек не может точно сказать какие именно поведенческие сигналы его собеседника дали ему понять об этом, он переживает лишь само знание об этом.
Подобное переживание и есть проявление «обыденной» интуиции, т.е. осознания бессознательного материала в форме готового знания или эмоционального состояния, без осознания механизма его получения, аргументации.
Уровни интуиции
В отличии от философии в науке отрицается разделение интуиции на чувственную и рациональную, так как эмоциональность является необходимым компонентом не только интуиции, но в принципе какого-либо психического акта или процесса, связанного как с припоминанием информации, так и ее переработкой.
Принято выделять два уровня интуиции:
Субъектно-ситуативный уровень соответствует обыденным представлениям об интуиции, как о смутном предчувствии, переживании. На данном уровне осознается лишь сам эмоциональный фон предвосхищаемого события, однако причины возникающих переживаний остаются неясными для личности, и она не способна внятно вербализовать свои ощущения. Отличительной чертой данного уровня является отсутствие предметной направленности интуиции.
Интеллектуальный уровень представляет собой более высокую ступень интуитивного процесса, когда вслед за эмоциональным переживанием, происходит и предметная определенность, т.е. личностью переживается предметное содержание интуитивного инсайта, которое находит свое выражение в виде готового знания, творческого образа, изобретательского решения и т.д.
Следует отметить, что в отличии от субъектно-ситуативного уровня, который существует самостоятельно, интеллектуальная интуиция никогда не возникает без предварительного эмоционального переживания.