в каком году был принят декрет об обязательном обучении военному искусству всех граждан мужского
№ 443. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов. Об обязательном обучении военному искусству.
Статья № 443.
Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов.
Об обязательном обучении военному искусству.
Социализм имеет одной из своих основных задач освобождение человечества от бремени милитаризма и от варварства кровавых столкновений между народами. Целью социализма является всеобщее разоружение, вечный мир и братское сотрудничество всех народов, населяющих землю.
Эта цель будет осуществлена, когда во всех могущественных капиталистических странах власть перейдет в руки рабочего класса, который вырвет из рук эксплуататоров средства производства, передаст их в общее пользование всех трудящихся и установит коммунистический строй, как незыблемую основу солидарности всего человечества.
В настоящее время государственная власть принадлежит рабочему классу только в России. Во всех остальных странах у власти стоит империалистическая буржуазия. Ее политика направлена на подавление коммунистической революции и закабаление всех слабых народов. Российская Советская Республика, окруженная со всех сторон врагами, должна создать свою могущественную армию, под защитой которой будут совершаться коммунистические преобразования общественного строя страны.
Рабочее и Крестьянское Правительство Республики ставит своей непосредственной задачей привлечение всех граждан ко всеобщей трудовой и воинской повинности. Эта работа наталкивается на упорное сопротивление буржуазии, которая не хочет отказаться от своих экономических привилегий и, путем заговора, восстаний и предательских сделок с чужеземными империалистами, пытается вернуть себе государственную власть.
1. Обязательному обучению подлежат граждане Российской Советской Федеративной Республики в возрасте: 1) школьном, низшая ступень которого определяется Народным Комиссариатом Просвещения, 2) подготовительном от 16 до 18 лет и 3) призывном от 18 до 40 лет.
Гражданки обучаются, с их согласия, на общих основаниях.
2. Обучение подготовительного и призывного возрастов возлагается на Народный Комиссариат по военным делам; школьного — на Народный Комиссариат Просвещения при ближайшем участии Народного Комиссариата по военным делам.
3. К обучению привлекаются рабочие, работающие на заводах, на фабриках, в мастерских, экономиях, деревнях, и крестьяне, не эксплуатирующие чужого труда.
4. Организацией обязательного обучения военному делу на местах должны ведать военные комиссариаты (окружные, губернские, уездные и волостные).
5. Обучающиеся не получают никакого вознаграждения за время, посвященное обязательному обучению; обучение должно быть организовано так, чтобы по возможности не отрывать призываемых в период обучения от их постоянной нормальной работы.
6. Обучение должно производиться непрерывно в течение 8‑ми недель, не менее 12‑ти часов в неделю. Срок обучения специальных родов войск и порядок повторных призывов будет определен особым положением.
7. Лица, проходившие раньше обучение в рядах регулярных армий, могут быть освобождаемы от обучения их после производства им соответствующего испытания, в чем им на общем основании должны быть выданы соответствующие удостоверения, как лицам, прошедшим курс обязательного обучения.
8. Обучение должно производиться подготовительными инструкторами по утвержденной Народным Комиссариатом по военным делам программе.
9. Уклоняющиеся от обязательного обучения и небрежно относящиеся к исполнению своих обязанностей по всеобщему обучению привлекаются к ответственности.
22 (9) апреля 1918 года.
Распубликован в № 83 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 26 (13) апреля 1918 года.
Декрет ВЦИК об обязательном обучении военному искусству,
принятый в заседании
22 апреля 1918 г.
Социализм имеет одной из своих основных задач освобождение человечества от бремени милитаризма и от варварства кровавых столкновений между народами. Целью социализма является всеобщее разоружение, вечный мир и братское сотрудничество всех народов, населяющих землю.
Эта цель будет осуществлена, когда во всех могущественных капиталистических странах власть перейдет в руки рабочего класса, который вырвет из рук эксплуататоров средства производства, передаст их в общее пользование всех трудящихся и установит коммунистический строй, как незыблемую основу солидарности всего человечества.
В настоящее время государственная власть принадлежит рабочему классу только в России. Во всех остальных странах у власти стоит империалистическая буржуазия. Ее политика направлена на подавление коммунистической революции и закабаление всех слабых народов. Российская Советская Республика, окруженная со всех сторон врагами, должна создать свою могущественную армию, под защитой которой будут совершаться коммунистические преобразования общественного строя страны.
Рабочее и Крестьянское правительство Республики ставит своею непосредственной задачей привлечение всех граждан ко всеобщей трудовой и воинской повинности. Эта работа наталкивается на упорное сопротивление буржуазии, которая не хочет отказаться от своих <152>экономических привилегий и путем заговоров, восстаний и предательских сделок с»чужеземными империалистами пытается вернуть себе государственную власть.
1. Обязательному обучению подлежат граждане Российской Советской Федеративной Республики в возрасте: низшая ступень которого определяется Народным комиссариатом просвещения, и
Гражданки обучаются, по их согласию, на общих основаниях.
3. К обучению привлекаются рабочие, работающие на заводах, на фабриках, в мастерских, экономиях, деревнях, и крестьяне, не эксплуатирующие чужого труда.
4. Организацией обязательного обучения военному делу на местах должны ведать военные комиссариаты (окружные, губернские, уездные и волостные).
5. Обучающиеся не получают никакого вознаграждения за время, посвященное обязательному обучению; обучение должно быть организовано так, чтобы по возможности не отрывать призываемых в период обучения от их постоянной нормальной работы.
6. Обучение должно производиться непрерывно в течение не менее в неделю. Срок обучения специальных родов войск и порядок повторных призывов будет определен особым положением.
7. Лица, проходившие раньше обучение в рядах регулярных армий, могут быть освобождаемы от обучения их после производства им соответствующего испытания, в чем им на общем основании должны быть выданы соответствующие удостоверения, как лицам, прошедшим курс обязательного обучения.
8. Обучение должно производиться подготовленными инструкторами по утвержденной Народным комиссариатом по военным делам программе.
9. Уклоняющиеся от обязательного обучения и небрежно относящиеся к исполнению своих обязанностей по всеобщему обучению привлекаются к ответственности!
Председатель Центрального Исполнительного Комитета
Я. Свердлов.
Секретарь В. Аванесов.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта 10 июля 1918 г. политической
Что представляла собой советская система Всевобуча. Справка
90 лет назад, 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в Советской России был закреплен и организационно оформлен Всевобуч (всеобщее военное обучение граждан). В 1923 году Всевобуч перестал существовать, был возрожден в сентябре 1941 года.
22 апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», в соответствии с которым создавалась система военной подготовки боевых резервов Красной Армии. В первую очередь подготовку должна была пройти молодежь допризывного возраста (15‑17 лет). Так появился Всевобуч ‑ Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск.
Страна была разделена на полковые и батальонные территориальные округа, состоявшие из участков (ротных, взводных и отделенных). В каждом участке выделялись кадровые военные. Они не только занимались военным обучением населения, но и являлись костяком будущих частей, которые могли быть развернуты в случае мобилизации. Руководство территориальными округами осуществляли через отделы всевобуча губернские, уездные и волостные военкоматы.
Сначала во Всевобуч вовлекались в основном рабочие, с весны 1918 года ‑ бедное крестьянство, а с лета ‑ уже и середняки. Обучаемых (в возрасте от 18 до 40 лет) распределяли на группы: проходивших ранее военную службу и не проходивших. Первых частично доучивали, а потом многие из них становились инструкторами. Ротам, как правило, присваивали названия по поселкам, откуда было большинство обучавшихся. Учили сначала одиночек, затем звеньями, отделениями, повзводно, поротно. В конце занятий проводили общее показательное учение. Занятия продолжались шесть или два часа ежедневно ‑ в зависимости от того, были обучаемые оторваны от производства или нет.
Существовало три официальных программы проведения всевобуча ‑ недельная, 7‑недельная и 14‑недельная.
Недельная 42‑часовая программа предусматривала обучение стрелковому делу (устройство винтовки, уход за ней), ведению стрельбы, строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя), полевой службе (охранение, разведка), окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат). Если появлялась возможность удлинить обучение еще на три дня, 18 часов, обучали еще и наступлению, ночному бою и подрывному делу.
7‑недельная программа при двух часах занятий ежедневно состояла из 26 учебных часов тактики, 35 ‑ стрелкового дела, 8 ‑ окопного дела, 8 ‑ на гранату и пулемет, 8 ‑ на устав, 13 часов ‑ на практическую проверку.
В 1923 году допризывная подготовка была временно прекращена и возродилась в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Занятия проводились по 110‑часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объёме подготовки одиночного бойца. В системе Всевобуча готовились бойцы‑специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулемётчики и др.
Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск резервами. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек. Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки (по состоянию на начало 1944 г.).
Отголосками программы Всевобуча стали военно‑спортивные игры «Зарница», «Орленок», военные кафедры при гражданских институтах, учения по гражданской обороне.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
«Важное слагаемое Победы»: как военный всеобуч повлиял на ход Великой Отечественной войны
«Важное слагаемое Победы»: как военный всеобуч повлиял на ход Великой Отечественной войны
17 сентября 1941 года было подписано постановление Государственного комитета обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Этим документом в Советском Союзе восстанавливалась ликвидированная после завершения Гражданской войны система массовой военной подготовки будущих призывников. По словам экспертов, военный всеобуч (всевобуч. — RT) стал важным слагаемым Победы СССР в Великой Отечественной войне.
Создание военного всеобуча
Первый декрет «Об обязательном обучении военному искусству» был принят ВЦИК РСФСР 22 апреля 1918 года. Он предполагал создание системы военной подготовки боевых резервов Красной армии. Все граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения, ставились на учёт как военнообязанные. Мужчин в системе всевобуча делили на три основные категории: школьную (в возрасте до 16 лет), подготовительную (16—18 лет) и призывную (18—40 лет). Женщины обучались военному делу добровольно.
Организация всевобуча на местах возлагалась на военные комиссариаты. Руководил всей системой Центральный отдел всевобуча при Главном управлении военно-учебных заведений, в дальнейшем реорганизованный в Главное управление всеобщего воинского обучения и формирования красных резервных частей.
За годы Гражданской войны через военный всеобуч прошли около 5 млн человек. В 1919—1920 годах Красная армия была более чем наполовину укомплектована кадрами, подготовленными в системе всевобуча.
В 1923 году система военного всеобуча в СССР была ликвидирована. По словам экспертов, ей на смену пришли различные добровольные организации, занимавшиеся отдельными видами военной подготовки. В 1927 году они были объединены в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).
По словам экспертов, в объединениях Осоавиахима советская молодёжь осваивала отдельные специальности, которые могли пригодиться на военной службе, но не проходила комплексной подготовки к реальным боевым действиям.
Бойцы всевобуча во время демонстрации в Москве на Красной площади 25 мая 1919 г. Из Государственного архива кино-фото-фонодокументов РИА Новости
«Кто-то учился прыгать с парашютом, кто-то занимался спортом, но речь о централизованной всеобщей подготовке под контролем народного комиссариата обороны не шла», — отметил в разговоре с RT доцент МПГУ Юрий Никифоров.
Вопрос с подготовкой кадров для Красной армии остро встал накануне Великой Отечественной войны. По словам историков, значительная часть призывников были либо вообще не обучены военному делу, либо имели о нём лишь поверхностное представление. В первые месяцы войны ситуация стала ещё сложнее.
«СССР быстро наращивал численность вооружённых сил, однако их качество при этом страдало. Даже командиры зачастую не обладали необходимым опытом ведения боевых действий в изменившихся условиях войны, имевшей теперь моторизованный характер», — подчеркнул Дмитрий Суржик.
По словам научного директора Российского военно-исторического общества Михаила Мягкова, из-за значительных потерь, которые Красная армия понесла на начальном этапе войны, в вооружённых силах возникла острая потребность в огромном количестве новых подготовленных кадров. Ответом на этот вызов стало восстановление системы военного всеобуча.
Всевобуч во время Великой Отечественной
Руководство системой всевобуча во время Великой Отечественной войны было возложено на Главное управление всеобщего военного обучения при Наркомате обороны СССР. На местах военным обучением будущих призывников занимались военкоматы, которым подчинялись начальники военно-учебных пунктов, созданных на предприятиях, в организациях и колхозах.
С 1 октября 1941 года к обучению приступили около 2,5 млн будущих призывников. Прошедшие подготовку в рамках всевобуча советские граждане массово вступали в народное ополчение. В Москве за короткий срок было сформировано 15 дивизий народного ополчения, в Ленинграде — десять дивизий и 14 отдельных артиллерийско-пулемётных батальонов.
«Ценность программы всевобуча заключалась в том, что она была заточена под подготовку человека к конкретной войне, к боевым действиям», — заявил Юрий Никифоров.
По словам экспертов, обеспечить полное прохождение программы было не всегда возможно. В прифронтовых областях срок обучения сокращался до одного месяца. Во время боёв на подступах к Ленинграду, программу военного всеобуча в городе сократили до 42 часов.
Всеобщее военное обучение ополченцев в парке «Сокольники». Москва, 1941 год © Анатолий Гаранин
Помимо военных дисциплин, в рамках всевобуча при необходимости изучался русский язык. Был даже подготовлен специальный учебник. С начала войны и до лета 1943 года русский язык по линии всевобуча изучали 486 тыс. человек.
Бойцы всевобуча идут по улице Москвы, возле стадиона «Автомобилист». СССР, Москва РИА Новости © Иван Шагин
С 1942 года в рамках военного всеобуча началась массовая подготовка снайперов, автоматчиков, пулемётчиков, истребителей танков, миномётчиков и стрелков из противотанковых ружей. А с 1943 года при подготовке в рамках всевобуча был сделан упор на обучение будущих призывников наступательным действиям.
«Система всевобуча была мощным подспорьем для подготовки обученного пополнения для Красной армии», — подчеркнул Юрий Никифоров.
По мере освобождения от нацистов оккупированных территорий на них разворачивалась сеть военно-учебных пунктов. По словам экспертов, вопреки историческим мифам, призывников из освобождённых областей и республик старались тщательно подготовить к участию в боевых действиях ещё до начала службы в Красной армии. Опытные сотрудники всевобуча оказывали новым коллегам методическую помощь. Например, московский горвоенкомат взял шефство над военно-учебными пунктами Киева.
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Блокада Ленинграда. Резервы отправляются на фронт РИА Новости © Анатолий Гаранин
«Всевобуч сыграл в нашей стране огромную роль. И если удаётся сформировать, вооружить и послать на фронт новые формирования, то это происходит только потому, что люди приходят в армию, уже кое-что знаючи», — говорил во время войны первый секретарь Московского обкома ВКП(б) Александр Щербаков.
За годы Великой Отечественной войны подготовку по программам всевобуча прошли почти 6,5 млн стрелков и свыше 1,5 млн бойцов-специалистов. Общая численность выпускников подразделений всевобуча и Осоавиахима оценивается историками примерно в 18 млн человек.
Организация всеобщего военного обучения © voenkom.ric.mil.ru
«Всевобуч сыграл важнейшую роль в годы Великой Отечественной войны. Молодые люди массово шли на фронт, имея определённую подготовку», — заявил Михаил Мягков.
По словам экспертов, во многом благодаря тщательно разработанной системе подготовки будущих призывников профессионализм действий Красной армии стремительно возрастал.
«Воевать стали не числом, а умением. Подготовка военных кадров, и в том числе всевобучем, — это важное слагаемое нашей победы в Великой Отечественной войне», — подытожил Юрий Никифоров.
Обложка: Всеобщее военное обучение (всевобуч) жителей на площади у Александринского театра, октябрь 1941 год. Фото РИА Новости © Анатолий Гаранин
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
История образования паспортной и регистрационной системы в России. Период Советской России (от 1918 до 1932 годов). Некоторые аспекты свободы передвижения в России [1]
Государственная система личных паспортов, надзора за передвижением и проживанием, сложившаяся в Российской империи, была крайне тягостной. Дж. Кейнан, американский наблюдатель конца 80-х годов XIX в., включил ограничения свободы передвижения в число главных пороков административной системы царизма. Свойственные ей ограничения глубоко повлияли на характер самого общества. Краткий обзор развития паспортизации в России помогает также понять, позднейшую советскую практику паспортизации населения.
Дореволюционные энциклопедии обычно относят установление паспортной системы ко времени Петра I.
Перед большевистскими лидерами встала острая проблема: они отменили административный надзор, но само существование советского государства вынуждало принять меры по надзору за проживанием всех граждан страны, как городских жителей, так и крестьян. В связи с военными обстоятельствами вскоре потребовалось провести мобилизацию, экономический кризис привел к установлению трудовой повинности, нехватка продовольствия вызвала введение рабочих карточек, в связи с жестокими политическими гонениями возникла необходимость в идентификации людей, особенно «классовых врагов», проживающих в городах, и, конечно, необходимо было ввести налогообложение. Кроме того, большевики были совершенно убеждены, что внедрение их идеологии во все сферы социальной жизни пойдет на пользу народу. И очень скоро в условиях военно-трудовой повинности был введен надзор за проживанием и передвижением населения[3].
Следующим важным шагом стала трудовая повинность. Всех граждан, не подлежавших призыву в Красную Армию, в возрасте от 18 до 45 лет, мобилизовывали в тыловое ополчение (по декрету от 20 июля 1918 г.)[6]. Данная мера была направлена главным образом против бывших господствующих классов и буржуазии. Эти категории включали лиц, живущих на нетрудовые доходы и эксплуатирующих наемный груд, управляющих торговыми предприятиями, бывших чиновников, торговых посредников, сотрудников буржуазной печати, служителей церкви, бывших офицеров и лиц без определенных занятий. Всем им предписывалось в течение одного года отработать установленную повинность, причем, соблюдая воинскую дисциплину. Использовали их главным образом на строительных работах и в качестве чернорабочих.
Введение трудовой повинности обычно связывает с деятельностью Л. Д. Троцкого, который в этой области проявил большую активность. Однако сторонником надзора за трудовой деятельностью, даже карательных мер против уклоняющихся от трудовой повинности, был и В. И. Ленин. В начале декабря 1917 г. в Записке Ф. Э. Дзержинскому, возглавлявшему ВЧК, Ленин высказал мысль о том, что лица, ранее принадлежавшие к богатым классам, должны иметь рабочие книжки, в которых будет значиться, какую общественно-полезную работу выполняет данное лицо [7].
Процедура регистрации труда, введенная в июле 1918 г., была видимо, не только первым собственно советским мероприятием в данной области, но также и не отличалась от мер, проводившихся в XIX веке. У советской власти сразу же проявилась склонность к бумаготворчеству. Народный комиссариат внутренних дел рассылал регистрационные карточки (в трех экземплярах на каждого подлежащего регистрации) всем местным советам. Эти органы распределяли их для исполнения по домовым комитетам, домовладельцам, заведующим домами и дворникам (в городах), волостным и сельским советам. В свою очередь эти органы (или домовладельцы) обязаны были в 5-дневный срок со дня получения местными советами регистрационной карточки представить требуемые сведения о каждом проживающем лице мужского пола. (Как и в царском законодательстве, о женщинах речи не было.) Рабочие и служащие должны были проследить, чтобы у них была отметка на карточке о том, что они занимаются общественнополезным трудом. Для этого полагалось представить удостоверение соответствующих советских учреждений или совета профессиональных союзов.
Все это делалось главным образом для того, чтобы заставить бывшие «эксплуататорские классы» работать и приносить пользу. Но какая-либо государственная должность доставалась политически неблагонадежным с огромным трудом. Правила в этом отношении были особенно строгими. Примечательно, что возникла сеть местных статистических бюро, которым были даны полномочия вести расследования, и в связи с этим 3 сентября 1918 г. утвержден ряд положений.
Трудовая книжка выполняла еще несколько важных функций. В ней регистрировали место жительства, то есть официальную прописку. Далее в декрете говорилось, что только при наличии трудовых книжек нетрудящиеся элементы пользуются «правом передвижения и переезда как по территории Советской республики, так и в пределах каждого отдельного поселения, и правом получения продовольственных карточек» (ст. 5) и что удостоверением личности для лиц упоминаемых категорий «служит только трудовая книжка, никакие другие удостоверения для них не действительны» (ст. 7)[10]. Фактически трудовая книжка предъявлялась всегда, когда требовалось удостоверить личность.
Любопытно, что по этому декрету бывшие господствующие классы оказались по меньшей мере столь же ограничены в отношении передвижения и выдачи им документов, удостоверяющих личность, как крестьяне в последние годы царского режима.
Введение трудовой книжки приняло, однако, неожиданный оборот. Под влиянием условий начавшейся гражданской войны Ленин одобрил выпуск «рабочих книжек» не только для буржуазии, но и для всех трудящихся. Этот документ, таким образом, перестал быть клеймом для людей низшего сорта, а показывал, что все советские граждане — почетные рабочие[11]. Положения Кодекса законов о труде Российской республики (декабрь 1918 г.) предусматривали соблюдение трудовой повинности всеми работоспособными советскими гражданами в возрасте от 16 до 50 лет, и теперь все должны были иметь трудовые книжки (ст. 80)[12]. Книжки выдавались не местными советами, а комиссиями профсоюзов, которые принимали решения о том, в каком качестве должен работать в данной организации тот или иной человек. В книжку за официальной подписью вписывались все рабочие часы, доходы, нерабочие дни, бюллетени и выговоры и т. д.
Для выполнения этой работы создавался огромный бюрократический аппарат, на помощь которому привлекались не только местные советы и органы милиции, но также профессиональные союзы. Однако условия, очевидно, не позволили сделать это в широком масштабе. Поэтому был издан специальный декрет (25 июня 1919 г.) о правилах пользования книжками в двух столичных городах. В октябре 1919 г. всем учреждениям было предписано составить список служащих, что было утверждено 28 февраля 1921 г. еще одним декретом[13]. Важно и то, что с лета 1919 г. многие категории рабочих особым распоряжением были прикреплены к своим рабочим местам, к тому же действовали законы военного времени[14]. В феврале 1922 г. для приема на работу и увольнения была необходима санкция местных отделов и управлений по труду.
Многое указывает на то, что советской власти было не под силу обеспечить выполнение изданных ею обязательных постановлений. Это и не удивительно, если учесть состояние средств связи, дорог, транспорта и вообще царивший в стране хаос. Во всяком случае, этот эксперимент имел недолгую жизнь: окончание гражданской войны и введение нэпа влекли за собой более мягкие в социальном плане меры. В области трудовых отношений административный надзор несколько ослаб.
12 октября 1921 г. для многих профессий был отменен призыв в тыловое ополчение[15]. Зато стали появляться биржи труда и заключались коллективные трудовые соглашения. Согласно Кодексу законов о труде 1922 г. трудовая повинность подлежала введению специальными государственными органами только в случае стихийного бедствия, нехватки трудовых ресурсов для выполнения важных государственных заданий или в связи с другими неотложными проблемами, перечисленными в Кодексе. Судя по законодательству того времени, на смену проблеме надзора за трудовой деятельностью на местах пришли другие вопросы: обеспечение дисциплины, планирование, оплата труда и улучшение благосостояния. Свидетельством тому были введенные в августе 1922 г. специальные расчетные книжки.
В отношении проживания и передвижения населения начала проводиться совершенно новая и очень либеральная политика. Декретом, принятым в январе 1922 г., который можно отнести к числу самых передовых из всех законодательных актов большевиков, всем гражданам предоставлялось «право беспрепятственного передвижения по всей территории РСФСР в черте ее федеральных границ». В декрете говорилось, что это стало возможным «в связи с полной ликвидацией фронтов и прекращением холерной эпидемии». Это, конечно, затрагивало не только личную свободу граждан, но и развитие торговых отношений[16].
Декрет «Об удостоверении личности», принятый 20 июня 1923 г., отменил июньский декрет 1919 г. о рабочих книжках в Москве и Петрограде и провозгласил, что «паспорта и другие виды на жительство для российских граждан внутри РСФСР, а также трудовые книжки. аннулируются с 1 января 1924 года». Органам управления запрещалось требовать от граждан предъявления паспортов и иных видов на жительство, «стесняющих их право передвигаться и селиться на территории РСФСР». В то же время граждане имели право приобретать, но только по желанию, удостоверения личности, с фотографией или без нее[17]. Власти не имели права заставить гражданина приобрести удостоверение личности, и выдавались они на срок до трех лет.
Ленинские идеи относительно социальной значимости рабочей книжки, видимо, отпали сами собой. Теперь не должно было быть никаких отличий, по крайней мере в этом смысле, между бывшими эксплуататорскими классами и другими категориями населения, хотя у нас нет никаких данных о том, как вели себя при этом местные органы милиции.
В декрете говорилось, что он принят «в дополнение и развитие» либерального декрета от 20 июня 1923 года. Было бы интересно выяснить причины такого поворота: действительно, почему именно в это время была введена такая жесткая мера? В общих чертах можно привести некоторые доводы, например: большевикам было свойственно абсолютно все регистрировать; в то время происходила перестройка советской административной системы; выбор времени для принятия многих законов включал элемент случайности. Одна из статей «Энциклопедии государства и права» за 1927 г. давала этому оправдательное объяснение. В ней говорилось, что предусмотренный июньским декретом 1923 г. порядок хотя и был правомерен, на местах не привился. «Его осуществлению мешал не только обычный консерватизм аппарата, не могущего отрешиться так скоро от методов, применявшихся в эпоху военного коммунизма, но и то, что сам декрет не давал ответа на вопрос — можно ли в каких-либо случаях предъявить органам власти другие Документы, а не только удостоверения личности. Это было особенно важно при регистрации по месту жительства». Такая формулировка свидетельствует о том, что-либо регистрация в предыдущий период фактически не прекращалась, либо что это само собой разумелось[18].
Наиболее вероятное объяснение этому можно найти в начавшейся по инициативе Сталина кампании против Троцкого, а также в принятой в связи с нею 17-20 января 1925 г. партийной резолюции. Результатом явилось усиление политической борьбы и регулярные широковещательные чистки в партии, изгнание из нее «троцкистов». И регистрация по месту жительства, естественно, облегчала политические преследования.
Следующей вехой, правда, обычно не рассматриваемой в рамках данной темы, была коллективизация сельского хозяйства, начатая в 1928 году.
Узаконения о паспортах 1932 г. подкреплялись другими законодательными актами и даже решениями неправительственных организаций. Примерный устав сельскохозяйственной артели, принятый в 1934 г., лишал сельских жителей права покидать место жительства и, таким образом, в правовом смысле возвращал страну во времена царских порядков прикрепления к местности и роду деятельности. Сюда же надо отнести трудовую книжку сталинского периода (1938 г.), обязательную воинскую повинность (1928 г.) и многие другие ограничения. Советская система, по своей сути, всегда была готова ввести правовые ограничения, не допускающие никаких изменений и отклонений.
На протяжении 2019 года в рамках мероприятий, посвященных 300-летию образования подразделений по вопросам миграции в системе МВД России, конкурса «Основной документ гражданина Российской Федерации» управление по вопросам миграции продолжает свою исследовательскую, информационно-пропагандисткую, культурно-просветительскую работу.
УВМ УМВД
[1] ТОО редакция журнала «Вопросы истории», Москва 4/1994 г., стр. 22-34.
[2] Мэтьюз Мервин – доцент Сэррейского университета (Англия).