в каком году государство отменило плату за обучение в вузах
Этот день в истории: 1956 год — полная отмена платного образования в СССР
6 июня 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». Образование в Советском Союзе стало полностью бесплатным.
Вопреки сложившемуся мнению о том, что образование в Советской России было всегда полностью бесплатным, это не соответствует действительности. Просто официальные постановления о введении платы за обучение практически нигде не публиковались, хотя находятся в открытых архивах и не спрятаны за грифом «секретно».
Один из таких документов — решение Совета Народных Комиссаров № 27 от 26 октября 1940 года. Согласно ему, в стране была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8, 9, и 10классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. Данное постановление действовало вплоть до его отмены в 1956 году по решению Совета Министров СССР.
В старших классах школ и в ВУЗах вводилось платное обучение с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных — 150, а за обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 — в других городах.
Сумма оплаты за обучение в школе и вузе была установлена не чрезмерная, годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся. Однако, введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. А колхозники тогда вообще зарплаты не получали и работали в колхозе за трудодни.
В результате количество выпускников средних школ (8−10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Пытаясь исправить ситуацию, во время войны ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение для учащихся старших классов средних школ в ряде регионов страны.
К середине 50-х годов, когда старшеклассниками стали дети рожденные во время войны, количество учащихся в 8−10 классах сократилось до критического. Это вынудило руководство страны принимать экстренные меры. Одной из них стало постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года, которое отменило плату за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР.
Обучение для взрослых – за счет государства
Бесплатно переобучиться или получить дополнительное профобразование могут безработные, женщины с детьми, граждане предпенсионного и пенсионного возраста. А творческие личности теперь смогут безвозмездно получить второе или последующее высшее образование в сфере искусств
Бесплатное обучение для безработных, женщин с детьми, граждан предпенсионного возраста и пенсионеров
А если поточнее: кому именно доступно обучение за счет государства?
27 мая 2021 г. Правительство РФ приняло Постановление № 800 «О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года».
Такое обучение могут пройти:
Затраты на обучение возмещаются с помощью грантов, которые предоставляются на организацию этого обучения некоммерческим организациям в форме субсидий из федерального бюджета. То есть гражданину за свое обучение платить не придется.
Организаторами, которые в том числе проводят отбор образовательных организаций, где можно пройти обучение, выступают: Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия), Томский госуниверситет и Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.
Как пройти такое обучение?
Гражданам, относящимся к вышеназванным категориям, достаточно подать заявление о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профобразования через информационно-аналитическую систему «Общероссийская база вакансий “Работа в России”». Заявление будет рассматриваться в течение 15 рабочих дней. Об итогах его рассмотрения гражданина проинформируют через эту же информационно-аналитическую систему или по электронной почте.
Если гражданину требуется техническая или консультационная поддержка, он может обратиться за помощью в центр занятости.
Могут ли отказать в прохождении обучения и что тогда делать?
Отказать могут. Предоставленная гражданином информация перепроверяется. Так, у него могут запросить документы, подтверждающие, что он относится к одной из вышеназванных категорий лиц, которые могут претендовать на бесплатное обучение. Дополнительные сведения об этом могут запросить в центре занятости. Отказ возможен в случае, если гражданин не желает представлять запрошенные документы или передал недостоверные данные.
В иных случаях отказать не должны. Если все-таки это произошло или возникли другие сложности, можно подать жалобу через систему досудебного обжалования на Портале госуслуг. Жалобы принимаются в случае нарушения сроков регистрации запроса гражданина, отказа в исправлении допущенных ошибок или опечаток, отказа в приеме документов, требования дополнительных документов или платы, нарушения сроков предоставления услуг или отказа в их предоставлении.
Бесплатное второе высшее образование – для творческих личностей
1 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (утв. Президиумом ВС РФ 22 июля 2020 г.).
2 Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”».
Высшее образование любит счет
В российской системе образования сегодня насчитывается 724 вуза (495 государственных и 229 частных) и около 4 млн студентов, таковы данные статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах: 2020»). Несмотря на внушительное количество частных вузов, в них получает образование менее 10% от общего числа студентов.
При этом больше половины всех российских студентов в настоящее время учится на договорной основе — на платных отделениях государственных вузов, утверждают в НИУ ВШЭ.
Пандемия и падение доходов россиян заставили обратить на проблему внимание правительства, и в 2020 году пропорция изменилась в пользу бюджетных мест. Как следует из подготовленного специалистами НИУ ВШЭ «Мониторинга качества приема в вузы», на очные бюджетные места в госвузы в прошлом году было зачислено 318,7 тыс. абитуриентов, на платные –177,5 тыс. Около 14,3 тыс. выпускников школ поступили в негосударственные вузы.
В 2021/22 учебном году по планам Минобрнауки число бюджетных мест для поступающих на все формы обучения вырастет еще на 47 тыс. и составит 422 тыс. Львиную долю этих мест распределят среди региональных университетов.
Кроме того, минимум бюджетных мест останется на популярных специальностях, за которые люди готовы платить. Сохранится в пользу платных мест и соотношение в топовых столичных вузах. Так, судя по контрольным цифрам приема в 2021 году, на 437 бюджетных мест в бакалавриат МГИМО МИД России сейчас приходится 754 договорных. В НИУ ВШЭ (в Москве) — 2420 и 3595 соответственно, а в РЭА имени Плеханова — 626 и 2715 соответственно.
Цена науки
Университетское образование финансируется из трех источников, говорит ректор Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев. Это государственная субсидия, средства частных компаний, оплачивающих обучение целевиков, и личные средства граждан. Так дело обстоит во всей высшей школе, меняться может только пропорция. Например, в СФУ на платной основе учится 30% студентов.
Стоимость обучения одного студента-бюджетника в государственных вузах едина для всей страны, и снизить ее вузы не имеют права, объясняет Румянцев. Могут повысить, но тогда это надо обосновать наличием дополнительных услуг или особенностями реализации образовательной программы.
Стоимость договорного обучения не подлежат государственному регулированию и определяется спросом — тут действуют чисто рыночные механизмы. В среднем по стране в 2019 году семестр обучения на платном отделении стоил порядка 75 тыс. руб., таковы данные НИУ ВШЭ.
При этом раскрученный бренд позволяет ведущим российским вузам зарабатывать значительно больше. К примеру, цена семестра обучения по специальности «Международные отношения и энергетическая дипломатия» в МГИМО составляет 310 тыс. руб. По специальности «Дизайн» в НИУ ВШЭ — 345 тыс. руб., по специальности «Перевод и переводоведение (восточные языки)» в МГЛУ (ИнЯз имени Мориса Тореза) — 194,5 тыс. руб.
Образовательный кредит
Для поддержки студентов-контрактников есть две основные государственные программы: оплатить обучение можно средствами материнского капитала либо воспользовавшись образовательным кредитом. Программа образовательного кредитования только набирает обороты, но благодаря льготной процентной ставке в последние два года интерес к ней растет, говорит руководитель дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуза проекта «5–100») Людмила Панкова. Сейчас такие кредиты выдают Сбербанк и Почта Банк. С прошлого года процентная ставка установлена в 3%, а льготный период продлен на весь срок обучения плюс три дополнительных месяца.
Льготное кредитование могло бы повысить доступность высшего образования в стране, но пока оно практически не работает, считает председатель комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Бунимович. По его словам, с одной стороны, в России недостаточно стабильная финансово-экономическая система. С другой, в отличие от большинства стран мира в России даже отличная учеба в сильном престижном вузе не гарантирует успешного трудоустройства, которое позволит выплатить кредит. Поэтому банки не очень верят, что им вернут деньги, а студенты боятся попасть в кредитную кабалу.
«Конечно, банки пробуют работать с кредитами, а существующие при них благотворительные фонды могут даже профинансировать учебу несколько человек. Но все это лишь отдельные примеры, а не система. Система — это кошелек родителей», — констатирует Бунимович.
Кто платит за студента
Главные спонсоры студентов-контрактников, конечно, их папы и мамы, соглашается ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров. Однако в наше время многие студенты работают и платят за учебу самостоятельно. Развивается система целевого приема, когда оплату обучения берет на себя заинтересованный в студенте будущий работодатель.
Кроме того, существует приказ Минобрнауки РФ от 6 июня 2013 года № 443, который позволяет студенту-контрактнику перейти на бюджет при условии, если он закроет на «отлично» две сессии подряд, напоминает Людмила Панкова. Однако такую возможность сильно ограничивает оговорка «при наличии вакантных бюджетных мест».
Развивают российские вузы и собственные программы поддержки. «Как и любой университет, мы заинтересованы в целеустремленных талантливых студентах и стараемся в меру своих возможностей снять с них бремя финансовой нагрузки», — говорит Максим Румянцев. Так, благодаря действующей в СФУ программе, набравший определенное количество баллов студент может получить рассрочку по оплате обучения, а также ощутимую скидку — от 10 до 50%. Кроме того, университет может назначить годовую стипендию ректора — для самых успешных студентов она равна стоимости двух семестров обучения.
В УрФУ с этого учебного года студенты социально-гуманитарных и экономических направлений пользуются грантовой системой, рассказывает Виктор Кокшаров. Сумма гранта от университета зависит от баллов ЕГЭ и успеваемости студента и может полностью или частично покрывать стоимость обучения.
Кроме того, в вузе предлагают и гибкую систему скидок, благодаря которой можно сэкономить на стоимости обучения до 40%. Скидки зависят от места в учебном и внеучебном рейтинге. Причем воспользоваться такой возможностью может не только узкий круг самых талантливых студентов, а практически каждый. «Перерасчет ежегодно получают от 30 до 40% наших студентов-контрактников», — уточняет ректор УрФУ.
По словам Кокшарова, инструменты поддержки наиболее развиты в государственных вузах, особенно крупных и многопрофильных: «Мы располагаем широкими возможностями и разными источниками для поддержки студентов, в том числе и адресной», — отмечает эксперт.
Недооцененные частники
Стараются находить возможности субсидирование оплаты для своих лучших студентов и частные вузы, добавляет омбудсмен в сфере образования при уполномоченном президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский. Хорошие вузы создают совместные кафедры и лаборатории с бизнесом, который отбирает себе сотрудников еще со второго-третьего курсов и оплачивает их обучение, говорит он.
Большое количество платных мест в государственных вузах приводит к социальной напряженности, считает Амет Володарский. «В некоторых из них обучаются платно уже две трети студентов. Такие вузы выставляют самые высокие цены», — напоминает омбудсмен.
По его мнению, коммерческую нишу должны занимать сугубо частные организации. Более того, в рамках госзаказа они могли бы компенсировать какие-то программы, которых нет в государственных вузах, как это делается во многих странах. Пока же бюджетные места есть только в 5% имеющих государственную аккредитацию частных вузов.
«Большинство европейских стран не делят образование на государственное и частное. Определяющим является то, имеют ли вузы хорошие программы и сильную школу», — продолжает Володарский. По его словам, в знаменитых частных Кембридже и Сорбонне студенты учатся бесплатно за счет грантов и стипендий. При этом тот же Кембриджский университет может привлечь к какому-то своему проекту и другие частные вузы, в том числе российские. «У нас этого почему-то боятся. Хотя качество образования, например, в гуманитарной сфере может быть значительно выше именно в частных вузах, в которых помимо государственного образовательного стандарта дополнительно выполняются и международные — для того чтобы их выпускники были максимально конкурентоспособны», — резюмирует Амет Володарский.
Государство заплатит 50% за обучение цифровой профессии. Или можно вообще не платить
Программа уже работает, а список профессий постоянно расширяется.
Что это за программа
Это государственная программа, которая действует с 2019 года. Раньше государство полностью оплачивало обучение сертификатом, но сумма была ограничена 30 тысячами рублей. В 2019 году программой воспользовались 3800 человек, в 2020 году — уже 39 тысяч, а с 2021 года она заработала во всех регионах. В прошлом году учиться можно было в 109 организациях, а в 2021 их более 200.
В 2021 году государство готово на условиях софинансирования компенсировать стоимость обучения 25 тысячам человек. Сейчас этот проект курирует Минцифры, а оператором выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35.
Работает все так: можно выбрать курс — например по маркетингу, дизайну, защите данных, программированию — и получить скидку 50% за счет бюджета. Остальное платит сам обучающийся или его работодатель.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Кто может участвовать в программе
Программа действует в любом регионе. Специальность по диплому не имеет значения. Заявку можно подать до конца 2021 года.
На каких курсах можно учиться
Программу обучения можно выбрать по своему желанию или с учетом рекомендаций после профориентации:
Зарегистрироваться можно только на одну программу обучения.
Программа рассчитана на дополнительное образование — пройти обучение в магистратуре вуза там не получится. После обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Как записаться на обучение с господдержкой
После этого нужно пройти диагностику — несколько тестов, которые будут не такими уж простыми. Проходить их надо будет на время.
После этого нужно ждать результата рассмотрения заявки. Ее могут отклонить или одобрить.
Но есть те, кому заявку одобрили.
После одобрения вам нужно уплатить свою часть стоимости курса. Затем откроется доступ к курсу. Образовательная организация автоматически получит часть денег из бюджета, а вы сэкономите.
Как получить доступ к курсам бесплатно
Желающие освоить цифровую профессию могут не только получить скидку, но и вообще ничего не платить. Но для этого нужно постараться: проходить бесплатные курсы и активно их обсуждать — в программе это называется рефлексией. Тогда постепенно будут открываться новые уровни, которые позволят выбирать продвинутые платные курсы и ничего за них не платить.
Из бесплатных курсов на многие записи уже нет, но кое-что еще можно выбрать.
Что делать дальше
А дальше нужно учиться: проходить лекции, выполнять практические задания, сдавать тесты. После обучения выдается официальный сертификат, который подтверждает освоение новой профессии. В будущем все это может помочь переориентироваться или сменить работу.
Если пока не определились, почитайте статьи:
Платное образование в СССР с 1940 по 1956 г.. Почему его ввели и стало ли оно обузой для народа?
На фото: советская школа второй половины 50-х.
В данной статье речь пойдет о фактах, которые для меня, как сторонника социализма, крайне неприятны. И речь не только о платном образовании в СССР, о чем узнал лишь в старших классах школы, в конце 70-х, от нас данную информацию фактически скрывали, речь пойдет о гораздо более негативном. Советую дочитать до конца, узнаете много нового и интересного.
В 70-е и 80-е годы в СССР широко пропагандировалось, что в результате Октябрьской революции 1917 г. образование в нашей стране стало бесплатным. Умалчивалось, что был период с 1940 г. по 1956 г. и ранее, когда за образование пришлось частично платить. Причем замалчивали не только данный факт, умудрялись говорить и писать об эпохе 30-х и 40-х г.г., о Великой Отечественной войне, словно Советским Союзом почти 30 лет не руководил товарищ Сталин, словно его вообще не существовало. А если о нем упоминали иногда, то словно он был второстепенным персонажем, дополнением к партии.
Лишь в конце 70-х, когда учился в старших классах, от мамы я случайно узнал, что они с 8 по 10 класс в середине 50-х учились платно. Помню, это стало для меня шоком. Не хотелось родной маме верить. Много лжи, к сожалению, при Хрущеве и Брежневе было в СССР.
На фото: приказ директора МГРИ о взимании платы за обучение. Кто не мог оплатить учебу и не имел 2/3 оценок отлично, а остальные хорошо, отчислялся из института.
Закон о платном образовании в СССР, опубликованный в октябре 1940 года.
Право на бесплатное образование получили дети инвалидов и пенсионеров, если пенсия была единственным источником их существования, а также, выросшие в детдомах. Оставалось бесплатным обучение в военных учебных заведениях, а также в училищах, где готовили летчиков гражданского воздушного флота.
Те, кто имел в процессе учебы 2/3 и больше оценок отлично, а остальные не ниже четверки, за учебу не платили. Это касалось средних классов школы, техникумов и вузов.
Плата за заочное и вечернее обучение в средних и высших учебных заведениях взималась в половинном размере.
Для семей с одним ребенком не так уж и обременительно, но тогда в семьях было в среднем по три ребенка, что часто не давало возможность всем детям получить среднее и высшее образование. Особенно тяжело приходилось жителям сел и деревень, они получали в среднем на 50-70 руб. меньше горожан, а детей имели больше. Кроме того, фактически каждый работающий 5-10% своей зарплаты отдавал на государственные займы.
Но выход был, учиться на отлично или почти на отлично, в таком случае от оплаты за образование освобождали.
Причины введения в СССР платного образования в старших классах школы, техникумах и в высших учебных заведениях.
1) СССР в 1940 году находился на пороге войны и требовались огромные средства на вооружение, а также на завершение индустриализации и коллективизации, обустройство страны. При этом до 1940 г. государство более 20 лет вкладывало гигантские деньги в развитие образования и ему потребовалась помощь населения, чтобы частично за свое образование платил сам народ.
На фото: квитанция об оплате за обучение в СССР в январе 1941 г.
2) Индустриализация проводилась невиданно быстрыми темпами и подготовка кадров не успевала за ней. К концу 30-х г. молодежь все больше стремилась получить среднее, а потом высшее образование, просто не хотела идти работать на завод. Образовался перекос, его требовалось ликвидировать.
Поэтому 02.10.1940 г. был опубликован «Закон о трудовых резервах».
Закон о фактической мобилизации от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
Каждый председатель колхоза должен был каждый год предоставить два человека в ремесленное училище и двоих в ФЗО на 100 членов колхоза. Подобную мобилизацию проводили в городах по ежегодным квотам СНК СССР.
Окончившие ФЗО и ремесленные училища получали распределение на заводы, где были обязаны отработать 4 года.
При этом, грубо нарушавшие дисциплину, как в период учебы (отчисленные из училищ), так и на производстве в течение 4 лет отработки, получали уголовное наказание сроком в 1 год.
Но можно понять и государство. Учащиеся ремесленных училищ и ФЗО находились на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, бельем, учебниками и учебными пособиями и общежитием), для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ была введена форменная одежда. То есть власть билась из последних сил, осуществляла индустриализацию, плюс существовала опасность войны, а молодежь по тем или иным причинам саботировала учебу и работу. В 1939-1940 г.г. в 1.551 профессионально-техническое учебное заведение поступило 602 тыс. учащихся, а окончило всего 439 тысяч. То есть более 160 тысяч бросило учебу, что было недопустимо.
В 1940-1950 г.г. на содержание профессионально-трудовых учебных заведений государство затратило 36 миллиардов рублей, на них выучило 6.3 миллиона квалифицированных рабочих.
На фото: вчерашние ученики ФЗО и ремесленных училищ в годы ВОВ 1941-1945 г.г. ковали победу в тылу, в том числе вытачивали корпуса мин и снарядов.
3) Принятие закона о платном образовании также было вызвано желанием улучшить качество, полученного образования, за счет повышения ответственности учащихся к учебному процессу. И это конкретно работало. Мама рассказывала, что в их двух 10-х классах было 14 медалистов из 55 выпускников, то есть каждый четвертый, в основном золотые медалисты. Аналогичное произошло и в предыдущий год. Мама получила серебряную медаль и ей было стыдно, что она получила одну четверку на экзаменах. Причем за учебу ее бабушка и дедушка не платили, они воспитывали мою маму, так как ее родители не вернулись с войны. Она и училась на отлично, чтобы не быть обузой пенсионерам.
В моем же выпуске 1980 г. из 92 учеников лишь трое получили медали.
На фото: школьная серебряная медаль. Факт, пока в СССР было платное обучение, учились гораздо лучше. Так как отличники и многие хорошисты освобождались от оплаты за учебу.
Также образование в СССР было платным в 20-е годы (с 1922-1923 г.г. по конец 20-х), как высшее, так и в старших классах средней школы, но там часто меняли правила, то повышали суммы оплаты, то понижали, плюс оно не было повсеместным, многие категории граждан освобождались от оплаты, а у нэпманов и их детей, а также у членов семей «из бывших» оплата была в 4-5 раз выше, чем у представителей семей трудящихся.
Считаю, что платное образование в СССР во многом обуславливало успехи советской науки в 40-е, 50-е, 60-е годы, позже она сдала. Хоть спаду в научных разработках способствовал также такой фактор, как отмена Хрущевым сталинского МПЭ (метода повышения эффективности экономии) в 1955 году. Во многом благодаря МПЭ японцы сотворили свое «японское чудо», они его позаимствовали у СССР.