в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

Древний волоколамский собор и его святыня

Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV – начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.

Белокаменный Воскресенский собор – самый древний храм Волоколамска и один из старейших в Подмосковье. Он расположен в «земляной осыпи», то есть в бывшем крепостном валу. Храм был построен в 1480-е годы по заказу удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого – сына великого князя Василия Темного. Волоцкое княжество просуществовало с 1462 по 1513 годы, и каменный Воскресенский храм является единственной дошедшей до нас постройкой Волоколамска этого периода. В ризнице собора до революции хранились два древних шитых воздуха: один был создан самим князем Борисом Васильевичем, а другой – его дочерью княжной Анной.

в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

Волоколамская крепость, где стоял собор, служила мощным оборонительным сооружением вплоть до XVII века. В 1613 году кремль был осажден войсками польского короля Сигизмунда, но осада была отбита, благодаря решительным действиям атаманов Нелюба Маркова и Ивана Епанчина. О спасении церкви от разорения есть упоминание в рапорте 1775 года московскому губернатору Остерману, текст которого приводит историк В.И. Холмогоров: «Церковь соборная из белого камня построена во времена княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого… о чем значит в той церкви в иконостасе надпись; и во время приходу Польского короля взят не был».

в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

В 1899 году у старосты Воскресенского собора Волоколамска купца Грекова возникла мысль отреставрировать древний памятник, и он обратился за помощью к известному архитектору Ивану Машкову. Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 года архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск.

Машков невысоко оценивал построенный во второй половине XIX века рядом с древним храмом новодельный Никольский собор. Он не отличался художественными достоинствами, но был больше по размерам и нравился местным обывателям, называвшим его своего рода волоколамским Храмом Христа Спасителя. Планы по реставрации Воскресенского собора в 1899 году так и не были осуществлены, поскольку члены церковной общины в итоге потратили деньги не на ремонт древнего памятника, а на устройство отопления и роспись в новом соборе. Машков с горечью писал: «Может быть, все это и к лучшему, явятся другие люди, ценящие родные художественные памятники и понимающие, какое богатое сокровище находится на их попечении…»

в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

До закрытия храма в 1930 году его главной святыней был резной скульптурный образ Николая Чудотворца. Скульптурные иконы, хотя и редки для православной традиции, тем не менее, встречаются в Подмосковье. Это, к примеру, чтимый образ великомученицы Параскевы Пятницы в Верее или Николая Чудотворца в Николо-Радовицком монастыре (городской округ Егорьевск). Вот что писал о реликвии Воскресенского собора упоминавшийся архитектор Иван Машков: «На этой (южной) стороне в верхнем окне в сторону алтаря помещено местночтимое резное изображение св. Николая Чудотворца, называемого Можайским. Вблизи нам не удалось его осмотреть… Святитель в левой руке держит храм, а в правой меч».

в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

Подробнее о волоколамской святыне писал Н. А. Рождественский в «Сборнике материалов для Москвы и Московской губернии» 1864 года. Икона хранилась в Воскресенском соборе с незапамятных времен и по народному преданию являла чудеса при нашествии татар, осады крепости поляками в Смутное время и во время эпидемии чумы. Рождественский писал: «Во всякую годину испытания и наказания Господня, волоколамцы, прибегая под защиту молитв Угодника Николая, видели заступничество его и милосердие Божие».

В память чудес, явленных от скульптурного образа, проводился ежегодный крестный ход из Воскресенского собора Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь – а это около двадцати километров. Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением.

в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск.

После закрытия Воскресенского собора в 1930 году чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня.

Источник

Волоколамск. Собор Воскресения Христова на Соборной горке.

Воскресенский собор на Соборной горке

Карта и ближайшие объекты

в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

Статьи

Волоколамск. Воскресенский собор на Соборной горке. Вторая половина XV века. Сооружен при князе Борисе Васильевиче Волоцком.

Когда в точности был возведён этот храм, неизвестно. В большинстве современных исследований время строительства Воскресенского собора определяется «около 1480 года». Воскресенский собор прожил без особенных бед до эпохи русской Смуты.

В 1930 году храм закрыли, после чего в здании располагались механические мастерские, техникум и даже лагерь немецких военннопленных (в 1944-1947 годах он занимал всю территорию соборного комплекса). Позже собор стоял заброшенным. В конце 1960-х годах в него пришли реставраторы. В 1987 году в границах соборного комплекса был создан Музейно-выставочный комплекс «Волоколамский кремль», открывшийся двумя годами позже, на самом излёте советской эпохи.

Сейчас у Воскресенского собора два хозяина: Московская епархия и Музейно-выставочный центр «Волоколамский кремль».

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №182, 2016 г.

Соборная церковь Воскресения Христова каменная построена при князе Борисе Васильевиче Волоцком.

9 октября 1644 г. запечатана грамота на Волок-Ламской Возницкого монастыря строителю старцу Геронтию, а велено Волоколамскому соборному Воскресенскому протопопу Леонтию, что был в запрещенье, служить по прежнему; пошлин гривна взято».

20 сентября 1670 г. государю царю и великому князю Алексею Михайловичу «челом бьет Богдашка Толбузин. По твоему великого государя указу, а по наказу из Разряду, велено, государь, мне, холопу твоему, быть на твоей великого государя службе на Волакуламском. И в Волаку-Ламском под каменною церковью под Воскресением Христовым твоей, великого государя, зеленной казны в 14 бочках; а та, государь, каменная церковь с литовского разорения стоит без кровли и от мочи верхние своды всередку обвалились, а где казна стоит, и тут подперто подпорами и от мочи расселась, и каменья многие на казну валятся и многие каменья на казну обвалились и ныне валятся и в казну ходить нельзя… а той зеленной и свинцовой казне под тою каменною церковью быть нельзя, потому что та церковь, государь, чаять вскоре и вся на казну обвалится и той твоей казны поставить негде, а погреба или «анбара» без твоего великого государя указу и кем построить без указу не смею. И мне б, государь, холопу твоему, в той твоей великого государя зеленной и свинцовой казне от тебя в опале не быть, и о том государь, мне холопу своему, что ты, великий государь, укажешь». Помета: послать о том память в Пушкарский приказ тотчас.

22 декабря 1676 г. подана к подписи (св. патриарха) Волоколамской соборной церкви Воскресения Христова грамота протопопа Иоанна Павлова. 10 марта 1692 г., по благословенной грамоте, дан антиминс города Волоколамска в соборную церковь Воскресения Христова под росписку той же церкви протопопа Иоанна. В 1715 г. в городе Волоколамске соборная церковь Воскресения Христова каменная да другая церковь деревянная во имя Николая чудотворца.

В 1775 г. из Волоколамской воеводской канцелярии при рапорте московскому губернатору графу Остерману представлена опись города Волоколамска, в которой упоминается: «город Волоколамск в котором году строением начат и совершен и по чему повелению, о том в Волоколамской воеводской канцелярии по делам известия нет; токмо церковь соборная из белого камня построена во время княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого, сына великого князя Василия Васильевича Московского Темного, о чем значит в той церкви в иконостасе надпись, и во время приходу польского короля взят не был… И ныне в городе в земляной осыпи соборная церковь, а поправка и починка сей церкви была после опустошения в приход короля польского в 1693 г. и ныне в твердости. При той соборной церкви каменная новая колокольня».

По писцовым книгам 1626 г. Волоколамского уезда, в Рахове стану, вотчина Воскресения Христова, что внутри города, пустошь, что было село Михайловское, да к той же пустоши припущено в пашню пустошь, что была деревня Кузилинская, пашни 100 четвертей в поле.

«Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». В. и Г. Холмогоровых. Выпуск 9, Волоколамская и Серпуховская десятины Московской губернии. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1896 г.

Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV – начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.

Белокаменный Воскресенский собор – самый древний храм Волоколамска и один из старейших в Подмосковье. Он расположен в «земляной осыпи», то есть в бывшем крепостном валу. Храм был построен в 1480-е г.г. по заказу удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого – сына великого князя Василия Темного. Волоцкое княжество просуществовало с 1462 по 1513 г.г., и каменный Воскресенский храм является единственной дошедшей до нас постройкой Волоколамска этого периода. В ризнице собора до революции хранились два древних шитых воздуха: один был создан самим князем Борисом Васильевичем, а другой – его дочерью княжной Анной.

Борис Волоцкий долго враждовал со своим старшим братом великим князем Иваном III. Он заключил союз против Москвы с другим братом Андреем Углицким и Звенигородским, пытался заручиться поддержкой в этой борьбе с польским королем и Псковом. Однако в 1480 г., то есть во время строительства Воскресенского собора, возникла угроза вторжения в русские земли хана Ахмата. Общий враг способствовал перемирию между Борисом Волоцким и Иваном III. Этому примирению содействовала и мать братьев-князей Мария Ярославна – впоследствии инокиня Марфа. Борис Васильевич вместе с великим князем Иваном Васильевичем участвовал в Стоянии на реке Угре, считающимся концом эпохи монголо-татарского ига в русской истории.

Волоколамская крепость, где стоял собор, служила мощным оборонительным сооружением вплоть до XVII в. В 1613 г. кремль был осажден войсками польского короля Сигизмунда, но осада была отбита, благодаря решительным действиям атаманов Нелюба Маркова и Ивана Епанчина. О спасении церкви от разорения есть упоминание в рапорте 1775 г. московскому губернатору Остерману, текст которого приводит историк В.И. Холмогоров: «Церковь соборная из белого камня построена во времена княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого… о чем значит в той церкви в иконостасе надпись; и во время приходу Польского короля взят не был».

В 1899 г. у старосты Воскресенского собора Волоколамска купца Грекова возникла мысль отреставрировать древний памятник, и он обратился за помощью к известному архитектору Ивану Машкову. Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 г. архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск.

Машков невысоко оценивал построенный во второй половине XIX в. рядом с древним храмом новодельный Никольский собор. Он не отличался художественными достоинствами, но был больше по размерам и нравился местным обывателям, называвшим его своего рода волоколамским Храмом Христа Спасителя. Планы по реставрации Воскресенского собора в 1899 г. так и не были осуществлены, поскольку члены церковной общины в итоге потратили деньги не на ремонт древнего памятника, а на устройство отопления и роспись в новом соборе. Машков с горечью писал: «Может быть, все это и к лучшему, явятся другие люди, ценящие родные художественные памятники и понимающие, какое богатое сокровище находится на их попечении…».

До закрытия храма в 1930 г. его главной святыней был резной скульптурный образ Николая Чудотворца. Скульптурные иконы, хотя и редки для православной традиции, тем не менее, встречаются в Подмосковье. Это, к примеру, чтимый образ великомученицы Параскевы Пятницы в Верее или Николая Чудотворца в Николо-Радовицком монастыре (городской округ Егорьевск). Вот что писал о реликвии Воскресенского собора упоминавшийся архитектор Иван Машков: «На этой (южной) стороне в верхнем окне в сторону алтаря помещено местночтимое резное изображение св. Николая Чудотворца, называемого Можайским. Вблизи нам не удалось его осмотреть… Святитель в левой руке держит храм, а в правой меч».

Подробнее о волоколамской святыне писал Н.А. Рождественский в «Сборнике материалов для Москвы и Московской губернии» 1864 г. Икона хранилась в Воскресенском соборе с незапамятных времен и по народному преданию являла чудеса при нашествии татар, осады крепости поляками в Смутное время и во время эпидемии чумы. Рождественский писал: «Во всякую годину испытания и наказания Господня, волоколамцы, прибегая под защиту молитв Угодника Николая, видели заступничество его и милосердие Божие».

В память чудес, явленных от скульптурного образа, проводился ежегодный крестный ход из Воскресенского собора Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь – а это около двадцати километров. Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск.

После закрытия Воскресенского собора в 1930 г. чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня.

Источник

Воскресенский и Никольский соборы, Волоколамский кремль
Город Волоколамск

Храмы Московской области

Храмы Волоколамского района

Воскресенский и Никольский соборы, Волоколамский кремль. Город Волоколамск

История. Соборный комплекс в кремле образован двумя соборами и оградой.

Воскресенский собор — древнее ядро комплекса — построен удельным князем Борисом Васильевичем Волоцким (1462-1494). Собор этот, несмотря на искажения, которым подвергался в разное время, по архитектурной композиции близок к Успенскому собору «на Городке» в Звенигороде и Троицкому храму в Сергиевом Посаде. Это один из лучших памятников XV в. в Подмосковье.

Храм одноглавый, четырехстолпный, сложен из белого камня и поставлен на высоком подклете. В конце XVIII — начале XIX вв. сооружены пятиярусная колокольня и переходы к ней из храма. В ризнице собора хранились воздухи XV-XVI вв., грамота соборянам великого князя Василия Васильевича от 1515 г. Впервые собор был расписан в 1480-1490-х гг., затем — в XVII в., низкий иконостас новейший, внутреннее убранство отсутствует. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова. Приделы — в честь Сретения Господня и во имя свт. Николая и прп. Иосифа Волоцкого — не восстановлены.

В годы гонений на церковь клириком собора был священник Николай Иванович Цветков, прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 1930 г. Воскресенский собор был закрыт: использовался под техникум, затем как склад. С 1944-1947 гг. в нем и рядом стоящем Никольском соборе находился лагерь военнопленных. До 1969 г. собор стоял в запустении, затем была проведена частичная его реставрация.

В 2000 г. был зарегистрирован православный приход. В настоящее время собор находится в стадии восстановления.

Никольский собор, близкий к проектам К. А. Тона, сооружен из кирпича между 1853 и 1862 г. В наружном убранстве здания использованы мотивы и колористические приемы зодчества конца XVII в. Внутри собора имеется фигурная и орнаментальная живопись ярких тонов с добавлением золота, исполненная в 1906 г.

Монументальная ограда комплекса, высокая, металлическая, ограничена угловыми башнями в три яруса, два из которых — декоративные.

Адрес: 143600, Московская обл., г. Волоколамск, ул. Горвал.

Проезд: от Москвы с Рижского вокзала до ст. Волоколамск (125 км), далее автобусом (6 км).

Источник

Воскресенский собор (Волоколамск)

в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

Воскресенский собор

Православный собор
СтранаРоссия
ГородВолоколамск, Московская область
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Тип зданияКрестово-купольный храм
ОсновательБорис Васильевич Волоцкий
Дата основанияXV век
Дата постройки

Собор Воскресения Христова — православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии. Воскресенский собор относится к числу лучших памятников архитектуры подмосковья XV века.

Содержание

История

История Волока на Ламе

Волоколамск является одним из старейших городов Московской области. Впервые он упоминается в Лаврентьевской летописи за 1135 год как Волок Ламский.

Находясь на западной границе московских земель Волок Ламский много раз принимал участие в различного рода военных конфликтах. Так в 1370 году он выдержал трёхдневную осаду литовского князя Ольгерда, а в 1382 году здесь было героически отбито нападение войск Тохтамыша. [1]

В 1462 году Василий Темный выделил Волок Ламский и соседние волости в отдельный удел и передал его своему младшему сыну Борису. Став удельным князем Волоцкого княжества Борис Васильевич Волоцкий начал активно укреплять и застраивать свою новую столицу. Повышению обороноспособности города способствовали пять укреплённых монастырей и расположенный на высоком холме в центре города Волоколамский кремль.

Строительство храма

Собор Воскресения Христова был построен на территории Волоколамского кремля по заказу князя Волоцкого около 1480 года (точная дата не установлена). Четырёхстолпный храм с трехапсидным алтарём, построенный из белого камня, стоит на высоком подклете и венчается небольшой главой со шлемовидным куполом. Украшенные терракотовым фризом фасады храма состоят из трёх широких прясел, разделённых лопатками. Центральные прясла украшены перспективными порталами. Первоначально к потралам вела галерея-гульбище, разобранная к настоящему времени. В верхней части храма расположены окна-бойницы, украшенные перспективными наличниками. Часть этих окон в настоящее время заложена.

Начиная с XVII века верхняя часть Воскресенского собора несколько раз перестраивалась. В 1693 году, во время одной из таких перестроек, позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатную кровлю. В 1742 году, с целью устройства в подклете тёплой (зимней) церкви, была частично перестроена нижняя часть храма — пробит вход в западном фасаде, к которому была пристроена крытая паперть, растесаны дополнительные окна. Впервые собор был расписан в 1480—1490-х годах, небольшая часть этих росписей сохранилась на северо-восточном столбе храма. Основная часть сохранившейся росписи относится к XIX веку.

в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

в каком году мог быть построен однокупольный воскресенский собор волоколамского кремля

Первая колокольня рядом с Воскресенским собором была построена 1758 году. В 1790 году колокольню и собор соединили крытой лестницей. В конце XVIII века была построена новая колокольня в стиле классицизма. К этому же времени относится постепенное исчезновение деревянно-земляных оборонительных сооружений Волоколамского кремля, в настоящее время о них напоминают только остатки земляной насыпи.

В 1862 году рядом с Воскресенским собором было закончено строительство Никольского собора. Место строительства и форма Никольского собора были рассчитаны таким образом, чтобы два стоящих рядом храма представляли собой единый комплекс. С этой же целью в 1880-х годах между двумя соборами была построена новая колокольня. Хорошо сохранившаяся до настоящего времени высокая пятиярусная колокольня была построена по проекту архитектора Николая Петровича Маркова. В это же время соборный комплекс был обнесён металлической оградой с кирпичными столбами и угловыми башнями. [2] В 1899 году по проекту архитектора И. П. Машкова был изменён фасад южной стороны собора, осуществлена реставрация, пристроен придел. [3]

Советский период

Воскресенский собор был закрыт в 1930 году. В 1944—1947 годах на территории соборного комплекса был устроен лагерь для немецких военнопленных. В последующие несколько лет храм оставался заброшенным. В 1960-х годах волоколамский соборный комплекс попал в программу по реставрации памятников архитектуры. После проведения восстановительных работ здесь в 1989 году был устроен музейно-выставочный комплекс, включающий Воскресенский и Никольский соборы, колокольню, двухэтажный выставочный зал и четыре угловые башни, юго-восточная из которых является Благовещенской часовней. [2]

С 1993 года при поддержке Волоколамской администрации и прихода храма Рождества Богородицы в соборе начались богослужения, а в 2000 году был зарегистрирован православный приход. В настоящее время Воскресенский собор совместно используется верующими и музейно-выставочным комплексом. Директор МВК «Волоколамский кремль» (с 2009 года) — Виктор Леонидович Ивченков.

Настоятелем Воскресенского собора (на 2009 год) является протоиерей Константин Попов. [4] С 2010 года в храме служит иерей Михаил Сергеевич Завитаев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *