в каком городе находится собор нотр дам
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари, является одним из символов Парижа и шедевром готической архитектуры в мировом масштабе. Он окутан вековыми тайнами и легендами, пережил разруху и возродился вновь. Несмотря на то, что здесь находится Парижская архиепархия, сам религиозный объект относится к государственной собственности. Католической же церкви дано право безвозмездного и бессрочного пользования.
Кафедральный собор возвышается над одним из островов Сены — Сите, расположенном в самом сердце французской столицы. Вокруг культового сооружения разворачиваются главные события во многих художественных произведениях. Самым знаменитым является исторический роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедший в свет в 1831 году и ставший мировым бестселлером. По его мотивам сняты фильмы, созданы оперы, поставлен балет и мюзикл. Кроме того, Нотр-Дам де Пари посвящены документальные фильмы, о нем в той или иной степени упоминается в художественных кинолентах и мультфильмах, песнях, крылатых фразах и даже компьютерных играх.
История
Предположительно, на месте Нотр-Дам де Пари изначально находился языческий храм. В IV веке его заменили раннехристианской церковью, построенной по образу и подобию древних базилик Рима и Равенны. В VII столетии появилось новое, более расширенное культовое строение — храм Святого Стефана. Он периодически подвергался разрушениям, но продолжал восстанавливаться до тех пор, пока принявший в 1160 году парижское епископство Морис де Сюлли не инициировал возведение грандиозного по масштабам и красоте собора Парижской Богоматери.
Строительство Нотр-Дам де Пари началось в 1163 г. Первый камень в основание храма заложил римский папа Александр III, находившийся в то время в Париже. Работы производились в несколько этапов, в общей сложности — 182 года. Они были завершены в 1345 году, после окончании отделки всего собора.
Хронология главных событий:
За время строительства культового здания сменилось немало архитекторов, что отразилось в деталях, разнице в уровнях и смешении стилей. Самыми значимыми мастерами, оставившими свой след в создании образа Нотр-Дам де Пари, считаются французские зодчие Жан де Шель и Пьер-Де Монтрёй. Они руководили работами в период 1250–67 гг.
Большой ущерб собору Парижской Богоматери был нанесен в период Великой французской революции. И все из-за того, что парижане отказались платить мзду на нужды в реализации идей освободительного движения в других странах. В 1793 году по личному распоряжению Робеспьера фасадные скульптуры иудейских царей обезглавили, приняв их за фигуры французских монархов. Кроме того, были повреждены уникальные витражи и снесен установленный в середине XIII столетия шпиль. Последний удалось восстановить лишь при проведении реставрационных работ в 1840-е годы.
На пороге XIX века Нотр-Дам де Пари оказался в плачевном состоянии. Его возвратили церкви в 1802 году, а в 1804-м здесь короновался и венчался Наполеон Бонапарт. Тем не менее, восстановлением собора никто не занимался, наоборот — начались разговоры о его сносе. Положение удалось спасти благодаря В. Гюго, написавшему роман «Собор Парижской Богоматери». Произведение увидело свет в 1831 году, а уже через 10 лет началась грандиозная реставрация храма, длившаяся 23 года. В это время были не только восстановлены разрушенные элементы, но и появились новые. Самой примечательной оказалась галерея химер, расположившаяся на верхней площадке фасада. Столь необычная идея принадлежала французскому архитектору Виолле-ле-Дюку.
Архитектура и внешнее убранство собора
Западный (главный) фасад Нотр-Дам де Пари выходит на Соборную площадь, где можно увидеть нулевой километр Франции, представляющий собой точку отсчета всех дорог страны, проходящих через столицу государства. Здесь же находится археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам», в котором представлены античные, средневековые артефакты и предметы из прошлых веков, найденные во время проводимых на острове Сите раскопок. Перед собором стоит конная статуя Карла Великого, а с южной стороны храма — памятник Иоанну Павлу II, причисленному римско-католической церковью в 2014 году к лику святых.
Западный фасад кафедрального собора разделен на три вертикальных участка, визуально подчеркивающих боковые башни и основную часть храма. В нижнем горизонтальном ярусе расположены заглубленные порталы, украшенные скульптурами и барельефными панно, усеянными сюжетными изображениями:
Над ними в один ряд установлено 28 статуй иудейских царей. Выше красуется большая витражная роза, на фоне которой виднеется скульптура Мадонны с младенцем в окружении ангелов. У боковых стрельчатых проемов установлены фигуры Адама и Евы. На уровне основания башен расположена смотровая площадка с рассаженными на перилах и карнизах фигурами фантастических и демонических существ. В двух башнях находятся колокола. Их звон можно услышать в 08:00 и 19:00.
Восточную абсиду поддерживают подпорные арки — аркбутаны, совмещающие распределительные силовые и декоративные функции. Южный и северный фасады привлекательны по-своему. Здесь присутствуют барельефы, витражные розетки, статуи, ажурные фронтоны и богато украшенные порталы.
Покрытие крыши представляет собой ковер из уложенных внахлест свинцовых плиток. Его общий вес составляет 210 т. К дубовому шпилю ярусами поднимается четыре группы апостольских фигур, обращенных к Парижу. Лишь одна из них смотрит в противоположную сторону. Предполагается, что в ее образе запечатлен Виолле-ле-Дюк, принимавший участие в реставрации Нотр-Дам де Пари во второй половине XIX века.
Для того чтобы подняться на смотровую площадку собора, потребуется преодолеть 387 ступенек по узкой винтовой лестнице. Кроме близкого знакомства с гаргулиями, посетителей ждут потрясающие виды на Париж, сувенирная лавка и компактная келья главного героя романа В. Гюго — Квазимодо, упоминания о реальном существовании которого были обнаружены совсем недавно.
Собор Парижской Богоматери в цифрах:
Внутреннее оформление и убранство
Собор имеет пять нефов, разделенных рядами колонн, и два поперечных трансепта, практически не выходящих за пределы боковых фасадов. Архитектурная композиция дополнена верхними галереями и шестичастным сводчатым потолком с выступающими нервюрами. Росписи на стенах отсутствуют, что характерно для готических храмов. Повсюду расположены скульптуры, в том числе Богородицы с младенцем, святого Антония, святой Терезы и пр.
Цветные витражи, установленные в 110 окнах, поражают красотой и игрой красок. Уникальных стекольных проемов сохранилось всего три — на розах, расположенных на западном фасаде и над входами в оба трансепта. Остальные заменялись по причине разрушения витражей вандалами. Большая часть восстанавливалась после уничтожения шедевров французскими революционерами.
Первый орган появился в соборе Парижской Богоматери в 1402 году. Он неоднократно реконструировался и расширялся. В середине XIX века инструмент был полностью перестроен, а в 1992-м его усовершенствовали с помощью компьютерных технологий. По количеству регистров орган Нотр-Дам де Пари является самым большим во Франции.
Главная святыня
Терновый венец Христа хранился до XI века на иерусалимской горе Сион. Позже он был заложен в Венеции, но не выкуплен. В 1238 году венец оказался у Людовика IX, который через год передал его собору Парижской Богоматери. До Французской революции реликвия хранилась в Святой часовне (Сент-Шапель). Далее она была перемещена в сокровищницу Нотр-Дам де Пари, но после пожара венец вновь перенесли. На сегодняшний день реликвия хранится в мэрии Парижа.
Пожар в соборе Парижской богоматери 15 апреля 2019 года
15 апреля 2019 года, около 19:00 в соборе Парижской Богоматери начался пожар. Огнём была охвачена почти вся крыша храма. Всю ночь пожарные боролись с огнём, во время пожара французские официальные лица не исключали, что храм может быть полностью уничтожен. Однако удалось спасти хранящиеся в соборе произведения искусства и предметы культа, в частности Терновый венец, возложенный на голову Иисуса Христа перед распятием. По словам президента Франции Эмманюэля Макрона, удалось избежать наихудшего сценария развития событий, а восстановлением сооружения займутся лучшие таланты современности. Кадры охваченного огнем собора — в фоторепортаже на Туристер.Ру.
Часы работы
Собор открыт ежедневно с 08:00. В будние дни он закрывается в 18:45, а в субботу и воскресенье — в 19:15. С 09:30 до 18:00 работает информационная стойка, расположенная у входа в храм.
С понедельника по субботу Богослужения совершаются в 08:00, 09:00 (кроме июля, августа и первой половины сентября); 12:00 (у главного алтаря), 17:45 и 18:15. Воскресные дни службы проходят в 8:30, 09:30, 10:00, 11:30 (международная месса), 12:45, 17:45, 18:30 (транслируется в прямом эфире на католическом телевизионном канале «KTO Télévision Catholique» и на радио «Notre-Dame»).
В первую пятницу каждого месяца и по пятницам в течение Великого поста в 15:00 на обозрение верующих выносится терновый венец — уникальная реликвия и одна из величайших святынь христианского мира.
Уточнить часы работы собора и расписание праздничных месс можно на официальном сайте.
Как добраться до собора Парижской Богоматери
Непосредственно на острове Сите находится станция 4 линии метро — «Cité», а также остановки автобусов:
На левом берегу Сены останавливаются скоростные электрички RER B и RER C — станция «Saint-Michel — Notre-Dame». На правом берегу расположена станция метро линий 1, 7, 11 и 14 — «Châtelet».
Круглосуточные паркинги на острове Сите:
Фоторепортаж о соборе Парижской Богоматери можно посмотреть в материале, размещенном на нашем сайте.
Собор Парижской Богоматери – готика, алхимия и терновый венец
Легендарный Собор Парижской Богоматери – одна из самых интересных достопримечательностей Парижа. Не зря более 13 миллионов человек посещают это древнее сооружение каждый год. Любопытных туристов привлекает история, готическая архитектура и таинственные истории, связанные с собором. Паломники из разных стран приезжают, чтобы увидеть основную святыню христианского мира, хранящуюся в храме – Терновый венец Иисуса. И те и другие с удовольствием слушают старинный орган, который находится в соборе с начала XV столетия. О соборе написаны книги и тысячи статей, сняты художественные и документальные фильмы.
Фото и краткое описание величественного собора можно увидеть на туристических проспектах, в исторических книгах, на сайтах для архитекторов и паломников.
Где находится Собор Парижской Богоматери
Собор расположен на острове Сите.
Как добраться:
История Собора Парижской Богоматери
Почти 9 столетий сооружение возвышается на острове Сите. Это самая древняя часть города, собственно здесь начинается история французской столицы. На месте, где почти тысячу лет стоит Нотр-Дам, до него находились другие религиозные сооружения. Языческий храм Юпитера, во времена Римской империи, после первая христианская церковь города – базилика Св. Стефана.
Собор изначально задумывался масштабным. Население Парижа, на момент строительства храма, было 10 000 человек. Все они должны были поместиться в соборе. Строить Нотр-Дам начали в 1163 г., при Людовике VII. Храм возводили долгих 182 года.
Собор играл важную роль в истории страны. Здесь короновали, венчали и отпевали монархов, здесь получали благословение воины перед походами. В соборе хранили ценности знатные горожане. Храм посещали не только аристократы и богачи. Священники помогали бедным и нищим.
Строительство
Почти два столетия понадобилось, чтобы возвести это величественное сооружение. Многие архитекторы участвовали в строительстве. Имена некоторых сохранились в истории. Жан де Шеля начал работать в 1258 г., под его руководством были возведены фасады, южные и северные ворота. После смерти Шеля, работами руководил Пьер де Монтрей.
К 1177 г. возвели стены, в 1186 г. был закончен и освещен алтарь. И хотя до завершения строительства было еще далеко, в соборе начали проводить богослужения. В 1200 г. начали строить западный фасад, тот самый, где сегодня вход в храм. Чтобы освободить место для сооружения снесли несколько домов, расположенных вблизи храма. В 1240 г. завершили строительство южной колокольни, а через десятилетие была готова северная башня.
К середине XIII столетия закончили строительство северного и южного фасадов. В этот же период был установлен шпиль.
Датой окончания строительства собора считают 1345 г.
Некоторые исторические события, связанные с собором
Собор на грани гибели
В бурный революционный период Нотр-Дам чудом уцелел. Собор назвали «твердыней мракобесия» и хотели снести. Робеспьер, самый радикальный из руководителей революции, объявил парижанам, что если они хотят сохранить собор, то должны за это заплатить. Горожане собрали деньги. Собор не разрушили, но урон сооружению нанесли значительный.
Были сброшены и обезглавлены статуи иудейских царей, революционеры почему-то решили, что это изваяния французских монархов. Собор лишился шпиля. Также строители светлого будущего не пощадили прекрасные витражи и разграбили ценности. Колокола сняли и переплавили на пушки.
Нотр-Дам объявили Храмом разума, потом центром Высшего Существа. Потом стали использовать как склад для продуктов. Через некоторое время, жемчужину готической архитектуры забросили. Храм стоял никому не нужный и ветшал.
Гюго – спаситель Нотр-Дама
До XIX столетия величественное сооружение постепенно разрушалось. Власти не раз обсуждали вопрос сноса ветхого здания.
В 1802 г. собор вернули церкви, его освятили. Здесь состоялась коронация Наполеона. Чтобы скрыть плачевное состояния здания, на время коронации его ветхие стены прикрыли декорациями.
Неизвестно, смогли бы мы сегодня любоваться этим великолепным храмом, если бы не классик французской литературы Виктор Гюго, автор романа «Собор парижской Богоматери». Трагическая история красавицы Эсмеральды и других героев происходит на фоне собора. Автор уделяет много внимания истории храма, его описанию. Собор стал одним из героев романа. Автор хотел привлечь внимание сограждан к плачевному состоянию этого удивительного сооружения.
В предисловии к произведению Гюго прямо указывал, что его основная цель – вдохновить нацию любовью к архитектуре. У великого литератора все получилось. Роман стал очень популярным. Парижане вспомнили про собор, заинтересовались храмом. Роман вышел в 1831 г., через несколько лет началось восстановление собора.
Реставрация
Восстановление храма длилось более 20 лет, можно представить в каком плачевном состоянии находился собор, который сегодня является гордостью Франции.
Реставрацию проводил архитектор Виолле ле Дюк. Он не просто восстановил собор, но и добавил некоторые элементы, которые сегодня являются визитной карточкой Нотр-Дам.
Архитектор начал с самых серьезных повреждений, чтобы остановить разрушение здания. Затем приступил к восстановлению декоративных элементов. Виолле ле Дюк вернул на фасад статуи королей, был установлен новый шпиль. Его высота 96 м, шпиль изготовлен из дуба, сверху покрыт свинцом. У его основания размещены фигуры апостолов.
Интересно, что все апостолы смотрят на город, и только св. Фома, покровитель строителей и зодчих, повернут к Парижу спиной. Он рассматривает шпиль. Считают, что Виолле ле Дюк изобразил себя в этой скульптуре.
Были снесены дома перед храмом и обустроена соборная площадь.
Появление химер
Знаменитые химеры и горгульи собора появились в разное время. Горгульи были на фасаде собора до реставрации. Эти уродливые создания на самом деле выполняют определенную функцию. Они маскируют отверстия для отвода воды. Фигуры, как бы пытаются вылезти из стен, их пасти открыты. Дождевая вода стекала и попадала внутрь фигур, через отверстия в пасти водные потоки направлялись подальше от стены.
Химеры, без которых сегодня сложно представить Нотр-Дам, появились после реставрации. Виолле ле Люк привлек для их создания молодых скульпторов. Сегодня кажется, что жуткие существа у подножия башен были всегда. Фигуры совершенно разные – жуткие и смешные, злобные и печальные. Одни задумчиво смотрят на город, другие внимательно наблюдают за площадью возле собора.
Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то рассмотреть знаменитых химер Нотр-Дама можно вблизи. Нам непривычно видеть подобные создания на религиозном сооружении, но оказывается, они охраняют собор. Кроме того, химеры олицетворяют людские грехи и пороки. Именно поэтому они настолько уродливы. Кстати, с колокольни открывается чудесный вид Парижа.
Архитектура
Собор, который возводился почти 200 лет, имеет некоторые признаки романской архитектуры. Но в основном он соответствует готическому стилю. В нем есть все элементы присущие готике. Отсутствие внутренних стен, стрельчатые окна и арки, отсутствие настенной росписи, большие витражи, окно-роза. Высокое, просторное внутреннее помещение. Рассмотрим архитектурные особенности собора более подробно.
По данным Википедии, параметры Нотр-Дам де Пари:
Фасад
Западный фасад с двумя башнями выглядит одновременно мощно и изящно. Он имеет три уровня. На нижнем находятся три больших, арочных входа-портала, св. Анны, Страшного суда и Девы Марии. Над порталами расположена галерея из 28 статуй ветхозаветных королей, над ними окно-роза – это средний уровень. Башни составляют третий, верхний уровень.
Порталы выполнены в виде арок, своды которых покрыты вырезанными из камня сценами библейских сюжетов. Эти изображения кратко передают всю суть христианства. Здесь есть сцены страшного суда, история Богоматери. Резьба выполнена очень искусно. Особенно это стало заметно, после того, как фасад собора отмыли перед 2000 г.
Архитектура фасада объединила романский стиль – массивность, ровные плоскости и готику – стрельчатые окна и порталы, окно-роза.
Внутреннее убранство собора
Первое, что производит впечатление на посетителей, это необычное освещение храма. Дневной свет попадает в собор через большие окна с цветными витражами. Такое освещение необычно и таинственно, блики разных цветов придают помещению волшебный вид.
В соборе более 100 окон. На витражах изображены библейские сюжеты. Большинство окон были застеклены после реставрации. Но есть несколько, в которых сохранились старинные витражи. Старое стекло имеет свои особенности. Во времена их изготовления, технология производства стекла была далека от совершенства. Оно было массивным, неравномерным, попадаются инородные частицы и пузырьки воздуха. Эти недостатки придают особую прелесть витражам, они необычно искрятся, свет по-особенному преломляется в местах дефектов.
Окно-роза, диаметром около 10 м, внутри собора смотрится иначе, чем с внешней стороны. Благодаря проникающему свету видны изображения Богоматери, сцены из крестьянской жизни, изображения грехов и достоинств, зодиакальных знаков. Окна-розы на северном и южном фасаде имеют диаметр – 13 м.
Орган был в соборе с момента постройки, но свои размеры он приобрел в 1402 г. За прошедшие века инструмент многократно настраивали. В XX столетии был заменен кабель и компьютеризировано управление.
Внутри собора отсутствуют стены, вместо них, как в любом готическом храме, помещение разделяется колоннами с арками. Некоторые стены украшают барельефы и картины.
Попав в собор, вполне можно забыть о времени и провести несколько часов изучая скульптуры, картины, барельефы, люстры, витражи. Каждый элемент достоин внимания, каждый уникален и интересен.
Собор построен в честь Богоматери, Нотр-Дам переводится, как «Наша Дама». В храме есть 37 изображений Девы Марии.
Если, действительно, существуют места силы, то Собор Парижской Богоматери одно из них. По отзывам туристов, внутри храма чувствуется особая энергетика, не хочется уходить и появляется желания вернуться в собор еще раз.
В сокровищнице храма хранят реликвии. Здесь находится главная святыня не только собора, но всего христианского мира.
Терновый венец
Ежегодно миллионы паломников совершают путешествие, чтобы увидеть основную реликвию христианства – Терновый венец. Ватикан признал, что это тот самый венец, который возложили на Христа римские воины. Во Франции реликвия оказалась 800 лет назад.
Изначально венец хранился в Иерусалиме, есть воспоминания паломников, видевших его в IV столетии. Точно не известно, как именно реликвия попала в Константинополь. В Византии хранилось множество христианских святынь.
Во время 4 похода крестоносцев, «рыцари Христовы» захватили Византию. Константинополь был разграблен, а грабить там было что. Победители стали править завоеванными землями, но получалось не очень. Латинская империя просуществовала недолго, менее века, и постоянно испытывала нехватку средств. Один из правителей заложил венец банкирам.
Денег выкупить реликвию не было. Зато они были у Людовика IX. Он выкупил венец за сумму, которая равнялась половине годового бюджета королевства – 135 000 ливров. Это событие произошло в 1238 году.
Король лично встречал святыню. По воспоминаниям современников, Людовик без королевских регалий, босой нес венец в Париж 40 км.
Специально для хранения реликвии построили часовню на острове Сите.
Несколько десятков шипов с тернового венца были отделены и подарены другим странам. Венец хранился в часовне Сент-Шапель более 500 лет. Во времена революции часовня была сильно повреждена во время пожара. К счастью, венец и другие реликвии были заранее перепрятаны. Революционеры были атеистами. Хранители святыни боялись, что венец могут уничтожить. Его разделили на несколько частей и спрятали в Национальной библиотеке. Там он и хранился до 1801 г.
Когда Наполеон стал императором, служители церкви попросили его вернуть святыни. Наполеон не был религиозен, но выполнил просьбу и преподнес в дар церкви реликварий, в нем венец хранится по сегодняшний день.
С 1806 г. венец, запаянный в корпус из стекла, находится в Соборе Парижской Богоматери.
Реликвию можно увидеть раз в месяц, в первую пятницу, в 15.00. Верующие могут поклониться святыне в Страстную пятницу.
Демонстрируют реликвию очень торжественно. По собору проходит процессия из рыцарей ордена Гроба Господня, дам из этого ордена, священников и хранителей. Венец несут на носилках, обитых бархатом.
Легенды собора
За долгую историю Нотр-Дам оброс многочисленными легендами. Вот самые известные из них.
О кузнеце
Кузнецу Бискорне (реальная личность) поручили изготовить для собора центральные ворота. Кузнец долго размышлял, как создать ворота, которые бы соответствовали самому величественному храму города. Долгие размышления ни к чему не привели, мастер просто не знал, что делать дальше, как справиться с ответственной работой. И тогда, по легенде, он заключил сделку с самим сатаной.
Утром возле собора нашли бесчувственного кузнеца, а рядом с ним лежали удивительно красивые ворота, с невероятными узорами из металла. После того как ворота установили, никто не смог их открыть. Кто только не пробовал отпереть замки, ничего не выходило. Наконец, кто-то догадался брызнуть святой водой. Только после этого они открылись.
Интересно, что и сегодня никто не знает, как именно были изготовлены ворота. Бискорне унес свой секрет в могилу. Кто-то считает, что кузнец не хотел признаваться в сделке с сатаной, другие считают, что кузнец не хотел делиться секретом своего мастерства. Известно только, что для изготовления ворот не использовались ковка и литье.
Собор и алхимики
Вот уже несколько веков ходят слухи, что в геометрии собора, его барельефах зашифрован секрет философского камня. Несколько столетий оккультисты, исследователи и просто любопытные пытаются разгадать эту загадку.
В период позднего Средневековья, собор был местом сбора алхимиков. Они встречались у входа св. Анны. Для чего они собирались в соборе, что делали, сегодня об этом можно только гадать. На галерее второго яруса, среди фигур фантастических химер, расположено изваяние человека с бородой, в колпаке и плаще. Фигура задумчиво смотрит на город. Это скульптура называется – алхимик.
Известный в свое время алхимик Фулканелли написал и издал книгу «Загадки соборов», произошло это в начале XX века. В книге автор делает попытку объяснить некоторые элементы оформления собора с точки зрения своего учения. Фулканелли был уверен, что легенда о философском камне правдива. Он считал, что барельефы собора, это не что иное, как инструкция для изготовления. И тот, кто правильно сможет расшифровать алхимические символы, тот и станет владельцем тайны, над которой несколько столетий бились не самые глупые люди своего времени.
Интересные факты
Несколько советов
Время работы
Собор открыт ежедневно с 07.45 до 18.45, в выходные дни до 19.45.
Цены на билеты
Вход бесплатный.
Подъем на колокольню – 15 евро, все кто моложе 26 лет – бесплатно.
Сокровищница:
Что посмотреть рядом
Гюго называл Собор Парижской Богоматери «застывшей каменной симфонией». Величественный, древний храм является одной из основных достопримечательностей Франции. Его история овеяна тайнами и легендами. Под его сводами преклоняли колени могущественные короли и прекрасные королевы. Ему посвящали свои произведения писатели и музыканты.
Огромные очереди выстраиваются возле собора ежедневно. Кого-то привлекает готическая архитектура, кто-то хочет увидеть знаменитых химер. Верующие мечтают поклониться основной святыне христианства – Терновому венцу.