в каком классе проходят мифы древней греции
Разработка урока истории в 5-м классе по теме: «Мифы Древней Греции»
Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.
— проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;
— привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению древнегреческой мифологии.
— развивать умение применять полученные знания;
— продолжить работу над развитием речи обучающихся;
— продолжить формирование навыка работы с исторической картой;
— развивать умение выступать с сообщением;
— продолжить формирование навыка выполнения проблемного задания.
— воспитание внимательного слушания своего одноклассника;
— воспитание добросовестного отношения к учебе.
Тип урока: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
1. Карта «Древние государства мира»
3. Кроссворды по теме
6. Тексты мифа с ошибками для задания «Найди ошибки»
7. Изображения богов.
9. Тексты стихотворных отрывков для заданий.
I. Организация начала урока. Постановка цели и задач урока.
II. Основная часть урока:
2. Как греки представляли себе богов?
3. Этапы развития греческой мифологии (сообщения 1,2).
4. Задание 1 «Кто это?»
6. Жертвоприношения богам.
7. Работа с картой: места распространения мифологических циклов.
8. Задание 2 «Найди ошибки!»
9. Использование мифологических сюжетов.
11. Задание 4 «Стихи».
13. Крылатые выражения.
14. Задание 5 «В каких случаях говорят?»
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вступительное слово учителя.
Итак, речь сегодня пойдет о мифах и их персонажах.
1. Вспомните, что такое мифы? (Миф – это сказание о богах).
Повседневная жизнь древнего грека проходила в постоянном общении с богами. В сознании древних греков все силы и явления природы олицетворялись могущественными и бессмертными богами.
2. Как греки представляли себе богов? (Ответы детей).
Греки представляли себе богов в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку – радость, печаль, гнев, зависть, ненависть и т.д. Древнегреческие мифы содержат повествование о деяниях божеств, частично – описание подвигов героев-людей, одаренных сверхъестественной мощью, ловкостью и смелостью, они считаются детьми богов.
Греческая мифология сложилась не сразу.
Их уничтожили олимпийские боги – 2 поколение божеств.
В результате появилось 3 поколение богов, утвердившихся на Олимпе после борьбы с Кроном и титанами.
Что это за боги и как распределились обязанности между ними? (Один ребенок у доски работает с изображениями богов), (кн. «Боги и богини» с. 36-37 показать).
Итак, это были Зевс – бог грома и молнии, Посейдон – бог моря и Аид – бог царства мертвых. Эти боги несли в себе светлые гуманистические идеалы.
А сейчас попробуем выполнить задание «Кто это?» Ваша задача – узнать мифологического персонажа по тем сведениям, которые о нем известны. (Детям раздаются карточки с заданиями). (Приложение № 3).
Олимпийские боги приглашают людей участвовать в их битвах со страшными гигантами, так появились герои.
Подвиги каких героев Греции воспеты в мифах? (Ответы детей).
(Прометей, Персей, Сизиф, Тантал, Кадм, Геракл, Дедал, Тесей).
Боги для древнего грека были всегда рядом с ним, они помогали или мешали ему, они являлись ему в образе его близких или известных ему людей. Чаще всего они приходили к нему во сне. Боги посылали людям свои знаки, например, полет птиц, чаще орла (слева – неудача, справа – удача). Какое бы дело не задумывал грек, первой его заботой было умилостивить богов, чтобы они помогали ему.
Что для этого делали греки? (Ответы детей).
Для этого греки приносили богам жертвы. Греки богов просили, умоляли, но иногда и бранили, не щадя даже главного бога Зевса. Боги, конечно, справедливы, но в то же время они страдали всеми пороками людей.
Карта! В различных местах Греции складывались целые мифические циклы. (Работа с картой).
Остров Крит – о могучем Зевсе.
Полуостров Пелопоннес – о Пелопсе, давшем имя всему полуострову.
Сев. Греция – о Геракле.
Какие легенды о Геракле вам известны?
(Ваша задача – найти и исправить все ошибки в мифе. Внимание на тексты).
Древнегреческие легенды и сказания не исчезли бесследно. На их основе были созданы большие эпические поэмы.
Какие известны вам? (Ответы детей).
Ряд древнегреческих мифических сказаний содержится в произведениях греческих и римских авторов: Страбон «География», Вергилий «Энеида».
Эти легенды живы до сих пор, дошли до наших дней в произведениях писателей, художников и музыкантов, воспользовавшихся в сюжетах своих произведений эпизодами из древнегреческой мифологии.
Показать на магнитной доске:
· Леонардо да Винчи «Нимфа»,
· Боттичелли «Паллада и Кентавр».
Это художники эпохи Возрождения. В XVII-XVIII в.в. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства получило широкое распространение.
*Рубенс «Персей освобождает Андромеду» и др.
На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написаны некоторые произведения:
*В. Шекспир поэма «Венера и Адонис».
На мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения XVI-XVIII в.в.:
· XVI в. «Дафна», «Эвридика» (итальянский композитор),
· XVII в. Монтеверди «Орфей», «Ариадна»,
· XVIII в. Глюк «Орфей», Моцарт «Индоменей».
Русские писатели, художники, музыканты XVIII-XIX-XX в.в. часто также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам древнегреческой мифологии.
Показ! XVIIIв. композитор Фомин – мелодрама «Орфей».
*Серов В.А. «Похищение Европы».
*Иванов А.А. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис».
Есть много скульптурных групп, созданных на сюжеты древнегреческих мифов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях Крылова И.А, стихотворениях Державина Г.Р., Жуковского В.А., Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Тютчева Ф.И. и др.
Сейчас речь шла о мифологических сюжетах в искусстве, поэтому такой вопрос:
Кто был покровителем искусств согласно мифам Древней Греции? (Ответ)
Итак, известно, что покровителем искусств был Аполлон, его всегда сопровождали 9 муз.
Задача – выбрать необходимые атрибуты (изображены на картинках) для Аполлона и его муз и рассказать о каждой из них. (Индивидуальная работа 1-2 учеников).
В то время, пока готовятся ученики по заданию 3, предлагаю
Задание 4 «Стихи» Ваша задача – в стихотворный текст вставить имя бога или богини (внимание на тексты, раздать карточки) (Приложение № 5).
Проверка выполнения Задания 3 «Музы» (Приложение № 6).
Где же еще можно встретить имена мифических персонажей?
*В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, звезд и созвездий взяты из античной мифологии: созвездие «Андромеда», «Персей», «Пегас».
*Многие военные суда назывались именами божеств и героев античных мифов: фрегат «Паллада», крейсеры «Аврора», «Паллада», «Диана».
*Очень часто мы употребляем крылатые выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии.
Какие вы можете назвать?
Многие употребляют эти выражения в своей речи, хотя и не знают их первоначального
смысла, т.к. не знакомы с образами древнегреческой мифологии.
Задание 5 «В каких случаях говорят?».
А теперь посмотрим, знаете ли вы значения и историю возникновения подобных выражений.
Итак, в каких случаях говорят:
· между Сциллой и Харибдой.
А теперь попробуем наоборот. Я буду рассказывать миф или легенду, а вы отгадайте, какое крылатое выражение появилось в связи с этим и что оно означает. (Тексты или карточки). (Приложение № 8).
III. Подвести итоги урока. Объявить оценки. Рефлексия.
Знакомство с мифами Древней Греции на уроке литературы в 6-ом классе
Знакомство с мифам Древней Греции предусмотрено рабочей программой по литературе в 6м классе в объеме 2 часов. Эти уроки можно использовать не только для непосредственного изучения мифов, но и для знакомства учащихся с мировой культурой, которая уходит своими корнями и к временам Античности. Чтобы понять образы русской культуры и литературы, которые созданы под влиянием античных мотивов, важно дать школьникам почувствовать обаяние и красоту древности. Учитель литературы может пробудить интерес к этой удивительной стране и ее культуре, желание узнать о ней как можно больше. В данной статье приведены методы и средства, которые позволят создать интересный и насыщенный урок, посвященной теме Древней Греции.
Содержание
Определения
Основополагающим моментом в изучении любой темы является изучение определений новых понятий
Древние греки поклонялись не одному, а многим богам. Греки обожествляли природу, верили, что боги руководят жизнью людей, строили им храмы и приносили жертвы. Такая религия называется язычеством.
Язычество — религия, основанная на поклонении многим богам.
Мифы (греч.) — предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа,произведения устного творчества,. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев. Мифы развиваются вместе с развитием народного сознания
Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений.
Во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы — бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, воспринимали мир нерасчлененно. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.
У каждого народа есть своя мифология и мифы. За время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.
История изучения древнегреческих мифов
Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII—VII вв. до Рождества Христова) в поэме «Теогония», т.е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.
При обращении к древней истории мы воспринимаем всю эпоху Древней Греции как одно целое. На самом деле то, что мы называем временем Древней Греции представляет огромный период в полторы тысячи лет. Культ большинства греческих богов сложился еще в крито-микенский период, к середине второго тысячелетия до Рождества Христова. За столетия со времени своего возникновения мифы не оставались неизменными: они развивались, дополнялись, отражали новые понятия и представления людей. Для наглядности можно посмотреть схему хронологии мифов Древней Греции.
Боги, люди и герои в Древней Греции
Мифы Древней Греции изучаются, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры. Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним возникла — Гея (Земля) и Тартар — глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире. Любые события совершались только по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки, — это знак, который указывает на волю богов. Оракулы истолковывали эти знаки. Эллины поклонялись богам и героям.
Древние римляне издавна общались с эллинами, которых было много в Италии, и постепенно заимствовали древнегреческую мифологию, потому что она была более развита, чем их собственная. Они стали верить в богов Эллады, но дали им свои имена.
Названия многих планет Солнечной системы, звезд и созвездий взяты из античной мифологии:
Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна)
На иллюстрацию изображены эпизоды из подвигов Геракла
Второй ряд:
— критский бык: Геракл доставляет критского быка, отличавшегося необыкновенной свирепостью, царю Эврисфею;
— керинейская лань: эпизод, когда Геракл после года преследования керинейской лани с золотыми рогами и медными копытами ловит ее в земле гипербореев;
— пояс царицы Ипполиты: эпизод, когда Геракл убивает царицу Ипполиту.
Третий ряд:
— эриманфский вепрь: Геракл несет в Микены связанного вепря, которого поймал, загнав в глубокий снег;
— кони Диомеда: Геракл гонит к Эврисфею коней Диомеда;
— великан Герион: Геракл убивает пастуха Эвритиона.
Нижний ряд:
— золотые яблоки Гесперид: Атлант протягивает Гераклу яблоки Гесперид. Геракл в это время держит небесный свод, ему помогает богиня Афина;
— Кербер: Геракл ведет побежденного Кербера к Эврисфею;
— очистка авгиевых конюшен: Геракл ломает стену скотного двора, ему помогает Афина.
«Скотный двор царя Авгия»
Часто мифологи указывают различный порядок подвигов Геракла, и очищение конюшен Авгия часто указывается как 5-й подвиг.
«Яблоки Гесперид»
Отличие мифа от сказки
Сказка схожа с мифом в том, что они созданы фантазией народа. Сказок могут быть разные: сказки о животных, бытовые и волшебные. Волшебные сказки какого более всего близки к мифу.
Отличие мифа от сказки в том, что миф передает бытовавшие в историческом времени представления народа о происхождении мира, рассказывает о богах и героях. Народ — создатель мифа — понимает, что сказка — это вымысел, но он верит в истинность мифа.
Урок внеклассного чтения, посвященный мифам Древней Греции, может провести, максимально используя разнообразные формы работы: выставка книг, заочная экскурсия по Древней Греции, викторина, конкурс на лучший рассказ о картине или статуе.
Древнегреческая мифология в культуре
Мотивы мифологии Древней Греции и эллинской культуры часто встречаются в архитектуре, скульптуре, на картинах. В советское время по древнегреческим мифам были сняты прекрасные мультфильмы: «Аргонавты», «Персей» (автор сценариев А. Симуков, режиссер А. Снежко-Блоцкая; киностудия «Союзмультфильм»).
В Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представлены произведения искусства Древней Греции.
Рассматривая древнегреческие скульптуры и вазовую живопись, обратим внимание, что боги изображены на них как величественные и торжественные люди, у каждого из которых тем не менее свой характер. Вазы бывают краснофигурные и чернофигурные. В изображении картины на вазе используется всего два цвета, но вазы надолго запоминаются, потому что художникам удается с помощью небольшого количества средств создать впечатление энергии и движения. Греки считали, что у богов есть свои особые черты характера, что боги могут любить одного человека и не любить другого. Больше всего боги не любят, когда смертные посягают на то, чтобы приблизиться или в чем-либо сравняться с богами. Греки старались вести себя скромно, чтобы не вызвать гнева богов.
Отражение мифов Древней Греции можно найти в русском языке в виде фразеологических оборотов:
Панúческий страх — животный страх, слепой ужас (Пан — козлоногий обитатель леса).
Олимпúйское спокойствие — божественное, абсолютное спокойствие, свойственное богам — обитателям горы Олимп.
Муки Тантáла (или Тантáловы муки) — муки, которые невозможно утолить, несмотря на обманчивую близость желаемого (к чему бы ни прикасался Тантал, все обращалось в золото, даже простая пища).
Сизúфов труд — напрасный, бесполезный труд, который не достигает результата (Сизиф вкатывал на гору камень, который у самой вершины срывался и катился вниз, и все начиналось сначала).
Конспект урока по истории на тему: «Мифы Древней Греции» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План-конспект открытого урока истории в 5 классе на тему:
«Мифы Древней Греции»
Учитель: Мельникова Ю.С.
Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.
— проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;
— привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению древнегреческой мифологии.
— развивать умение применять полученные знания;
— продолжить работу над развитием речи обучающихся;
— развивать навык работы в группе;
— продолжить формирование навыка выполнения проблемного задания.
— воспитание внимательного слушания своего одноклассника;
— воспитание добросовестного отношения к учебе.
Тип урока: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
словесный (рассказ учителя, беседа);
частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями);
2. Выставка книг по теме:
Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции»
«Боги и богини» (стр.30-62 учебник)
3. Изображения богов.
4. Тексты стихотворных отрывков для заданий.
5. Карточки с описанием богов.
I. Организация начала урока. Постановка цели и задач урока.
II. Основная часть урока:
2. Как греки представляли себе богов?
3. Этапы развития греческой мифологии
4. Задание 1 «Кто это?»
6. Жертвоприношения богам.
7. Использование мифологических сюжетов.
9. Крылатые выражения. Задание 3.
10. Задание 4. «Блиц-опрос»
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вступительное слово учителя.
Итак, речь сегодня пойдет о мифах и их персонажах.
1. Вспомните, что такое мифы? (Миф – это сказание о богах).
Повседневная жизнь древнего грека проходила в постоянном общении с богами. В сознании древних греков все силы и явления природы олицетворялись могущественными и бессмертными богами.
2. Как греки представляли себе богов? (Ответы детей).
Греки представляли себе богов в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку – радость, печаль, гнев, зависть, ненависть и т.д. Древнегреческие мифы содержат повествование о деяниях божеств, частично – описание подвигов героев-людей, одаренных сверхъестественной мощью, ловкостью и смелостью, они считаются детьми богов.
Греческая мифология сложилась не сразу.
Что мы знаем о первом поколении греческих богов?
Первые, самые древние боги, были ужасны. Они своим видом и своими действиями внушали страх. Человеку были непонятны и страшны грозные силы природы. Природа казалась враждебной, готовой в любую минуту принести гибель или страдания человеку. Силы природы казались живыми существами, и они были страшны. Поэтому боги первого поколения свирепы.
Миф о происхождении мира и богов.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца.
Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Их уничтожили олимпийские боги – 2 поколение божеств.
В результате появилось 3 поколение богов, утвердившихся на Олимпе после борьбы с Кроном и титанами.
Что это за боги и как распределились обязанности между ними? (), (кн. «Боги и богини» с. 36-37 показать).
Итак, это были Зевс – бог грома и молнии, Посейдон – бог моря и Аид – бог царства мертвых. Эти боги несли в себе светлые гуманистические идеалы.
А сейчас попробуем выполнить задание «Кто это?» Ваша задача – узнать мифологического персонажа по тем сведениям, которые о нем известны. (Детям раздаются карточки с заданиями) .
Карточка №1.
— Он бог, карающий и насылающий на человечество чуму и разные бедствия; страшен он в гневе и не щадят тогда никого его золотые стрелы. Вместе с тем, он – бог – целитель, его сын – бог врачей и врачебного искусства – Эскулап.
— Одно из главных его качеств – дар предсказания.
— Его постоянные спутники – лира и колчан со стрелами.
— Он всегда изображался юным, красивым и стройным.
— Он – победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, его называют Лучезарным.
— Он – покровитель муз и бог вдохновения. (Аполлон) (Показать рисунок, прикрепить на магнитную доску)
Он – бог гимназий, древнегреческих школ борцов, поэтому один из его атрибутов – Петух; его изображают в виде идеального юноши – высоким и стройным.
— Он – бог красноречия, одна из многочисленных обязанностей которого – обучение людей этому искусству.
Он – посланник богов, посредник между ними и человеком, он же проводник душ в царство Аида.
— Его главные атрибуты – низкая крылатая шляпа и палка, которую обвивают две змеи.
— Он – покровитель путешественников и мореплавателей. (Гермес) (кн. «Боги и богини» с. 45 + показать рисунок, прикрепить на магнитную доску).
-Она – богиня календарного года, поэтому на ее скипетре изображена кукушка – символ весны, а в левой руке она держит гранат – символ осени.
-Она обладает гордым, упрямым и сварливым характером.
-Она – основательница и покровительница браков и семьи. (Гера). (Показать рисунок, прикрепить на магнитную доску).
-По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы, стаями слетались птицы, дикие звери выбегали из леса и ласкались к ней.
-Она сделала внешний облик людей более приятным, ввела украшения и заботу о внешности.
-Она никогда не прикасалась ни к какой работе. Однажды она села за прялку, но угроза Афины, посчитавшей это вмешательством в свои дела, заставила ее с тех пор больше никогда не возвращаться к занятиям такого рода. (Афродита) (Показать рисунок, прикрепить на магнитную доску, книга «Боги и богини» стр. 33)
Определите, какому греческому богу принадлежат слова:
3) «Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса». ( Гера)
5) Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых». (Аид)
6) «Я бог кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь». (Гефест)
Олимпийские боги приглашают людей участвовать в их битвах со страшными гигантами, так появились герои.
Подвиги каких героев Греции воспеты в мифах? (Ответы детей).
(Прометей, Персей, Сизиф, Тантал, Кадм, Геракл, Дедал, Тесей).
Боги для древнего грека были всегда рядом с ним, они помогали или мешали ему, они являлись ему в образе его близких или известных ему людей. Чаще всего они приходили к нему во сне. Боги посылали людям свои знаки, например, полет птиц, чаще орла (слева – неудача, справа – удача). Какое бы дело не задумывал грек, первой его заботой было умилостивить богов, чтобы они помогали ему.
Что для этого делали греки? (Ответы детей).
Для этого греки приносили богам жертвы. Греки богов просили, умоляли, но иногда и бранили, не щадя даже главного бога Зевса. Боги, конечно, справедливы, но в то же время они страдали всеми пороками людей.
Древнегреческие легенды и сказания не исчезли бесследно. На их основе были созданы большие эпические поэмы.
Какие известны вам? (Ответы детей).
Ряд древнегреческих мифических сказаний содержится в произведениях греческих и римских авторов: Страбон «География», Вергилий «Энеида».
Эти легенды живы до сих пор, дошли до наших дней в произведениях писателей, художников и музыкантов, воспользовавшихся в сюжетах своих произведений эпизодами из древнегреческой мифологии.
Есть много скульптурных групп, созданных на сюжеты древнегреческих мифов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях Крылова И.А, стихотворениях Державина Г.Р., Жуковского В.А., Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Тютчева Ф.И. и др.
Задание 3 «Стихи» Итак, команды. Ваша задача – в стихотворный текст вставить имя бога или богини (внимание на тексты, раздать карточки).
Еще я слышу вопль и рев Лаокоона,
В ушах звенит стрела из лука ……. (Аполлона)
И лучезарный сам, с дрожащей тетивой,
Восторгом дышащий, сияет предо мной.
Но что мне розовых харит
Над морем встал алмазный щит
Средь серых скал в ущелье горном
На непреступной высоте,
В глухой пещерной тесноте
…… вздувает пламя горна . (Гефест)
Кузнец прославленный, он бьет
По гулко звонкой наковальне
И там, в норе высокой, дальней
Железо гибкое кует.
Где же еще можно встретить имена мифических персонажей?
*В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, звезд и созвездий взяты из античной мифологии: созвездие «Андромеда», «Персей», «Пегас».
*Многие военные суда назывались именами божеств и героев античных мифов: фрегат «Паллада», крейсеры «Аврора», «Паллада», «Диана».
*Очень часто мы употребляем крылатые выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии.
Какие вы можете назвать? (ответы учеников + добавить)
Многие употребляют эти выражения в своей речи, хотя и не знают их первоначального
смысла, т.к. не знакомы с образами древнегреческой мифологии.
А теперь попробуем наоборот. Я буду рассказывать миф или легенду, а вы отгадайте, какое крылатое выражение появилось в связи с этим и что оно означает. (Тексты или карточки). Задание 3.
За то, что он разгласил тайны богов людям, он был жестоко наказан Зевсом. В подземном царстве он обречен был вкатывать на гору огромную каменную глыбу и, каждый раз, почти достигнув цели, видеть, как она скатывается с вершины обратно. (Сизиф, «сизифов труд»; тяжелый, безрезультатный труд)
(Ариадна, «нить Ариадны»; найти выход из трудного положения)
Один из величайших героев мифов о Троянской войне. Ему было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернется. Его мать, морская богиня Фетида, пыталась уберечь сына от преждевременной смерти, когда тот был еще младенцем. Она знала, что река, текущая в подземном «царстве мертвых», обладает чудодейственной силой. В ее водах Фетида выкупала мальчика и сделала его неуязвимым. Лишь одно место осталось уязвимым. И именно это стоило ему жизни. (Ахиллес, «ахиллесова пята»; уязвимое, ранимое место)
Греки не могли овладеть Троей силой, и тогда Одиссей решил действовать хитростью. Греки сели на корабли, отплыли от берега, оставив только огромного деревянного коня. Один из пленных греков сказал, что этот конь посвящен самой богине Афине, его нужно втащить в город, и он принесет счастье и удачу. Троянцы с большими усилиями затащили коня в город. Ночью из коня вышел отряд во главе с Одиссеем. Той же ночью на кораблях вернулось греческое войско. Троя пала.
(«Троянский конь»; тайный, коварный замысел, подарок, несущий с собой гибель)
И еще одна небольшая игра. Сейчас я по очереди задаю каждой команде вопрос, если она отвечает, то получает жетон, если нет, то отвечает тот, кто знает правильный ответ (но только не выкрикивая, а поднимая руку!)
Вопросы задаются командам по очереди.
Назовите остров, на котором родился и царствовал Одиссей? (о.Итака)
Кто был отцом Геракла? (Зевс)
Как называли птиц с женским лицом, заманивающих своим пением моряков? (Сирены)
Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую)
Как появилась на свет Афродита? (Из пены морской)
Кто такой минотавр? (Человекобык)
Как звали последнего царя Трои перед тем, как она была разрушена? (Приам)
Кому троянский царевич отдал яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите)
Сколько лет странствовал Одиссей? (20 лет)
Как звали циклопа, которого Одиссей лишил зрения? (Полифем)
Какой могущественный бог был отцом этого циклопа? (Посейдон)
Как звали жену Одиссея? (Пенелопа)
III. Подвести итоги урока. Объявить оценки. Рефлексия.
Итак, подведем итоги сегодняшнего урока.
Что нового мы сегодня узнали?
А теперь посчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда?