В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Боевой вертолет Ка-52 “Аллигатор”

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

История

Это прекрасный вертолет был задуман не только как ударный. Благодаря наличию десантного отсека он также мог доставлять бойцов на поле боя и эвакуировать раненых в тыл – своего рода «летающая БМП». Потом была Афганская война, и не только она. Советские «крокодилы» участвовали в конфликтах по всей планете, и всюду показали себя с наилучшей стороны. Но и у этого вертолеты были свои недочеты. Не совсем удачной оказалась сама концепция вертолета: Ми-24 почти очень редко использовали для доставки бойцов, и десантный отсек был явно лишним. Военные поставили перед конструкторами новую задачу: построить новый полностью ударный вертолет, который бы исключительно занимался уничтожением противника на поле боя.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

В то же время в США началась разработка ударного вертолета второго поколения, и в середине 80-х уже появился серийно выпускаемый «Апач». Этот вертолет существенно превосходил по ТТХ Ми-24.

За время эксплуатации милевской машины обнаружились ее недостатки, которые предстояло устранить в новой машине, был накоплен огромный опыт производства и применения вертолетов в реальных боевых условиях. Появились изменения и в тактике использования винтокрылых машин. В 1973 году израильские вертолеты за один день уничтожили с помощью управляемых ракет 90 египетских танков и без потерь вернулись на базу. Советские военные учли этот факт. Поэтому одним из основных требований к новому вертолету стала способность бороться с бронетехникой противника.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

В конкурсе приняли участия конструкторское бюро Миля и Камова. Милевцы пошли по уже проторенному пути и предложили глубокую модернизацию все того же Ми-24, на котором убрали грузовой отсек и серьезно модернизировали носовую часть корпуса, установили новые системы управления и вооружение. В обновленном вертолете появилось много современной электроники, в общем, он теперь сильно напоминал американский «Апач» – только стоил дешевле.

Конструкторское бюро Камова пошло по иному пути. Они представили чертежи вертолета, сделанного по соосной схеме (любимое решение камовцев), управляемого одним пилотом, имевшего мощную броневую защиту и вооруженного управляемыми ракетами с дальностью поражения более десяти километров. Во многом машина Камова оказалась революционной – возможно, даже слишком. Более того, конструкторы предлагали изменить саму тактику использования вертолетов в бою. Один из вертолетов (более легкий и маневренный) должен был выполнять функции разведчика и наводчика-корректировщика, а позади него ударные вертолеты должны были вести огонь с недосягаемого для огня ПВО противника расстояния. Увы, эти замыслы так и не стали реальностью.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Черная акула и Аллигатор

В середине 80-х был объявлен победитель конкурса: им оказалось КБ Камова и его вертолет К-50 «Черная акула». Соосная схема этой машины имеет как свои преимущества, так и недостатки. Такие вертолеты сложнее и дороже классических, дороже стоит и их обслуживание. С другой стороны, применение двух несущих винтов дает возможность убрать рулевой винт и тем самым серьезно повысить эффективность работы двигателя, сделать вертолет более маневренным и подвижным. Вес машины также становится меньше по сравнению с вертолетами классической схемы. Но управлять таким вертолетом сложнее, требуется высокое мастерство пилота.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Рождение “Аллигатора”

Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «Аллигатор». В 2008 году началось серийное производство этой машины. Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. На новый вертолет установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине появилось место для второго пилота.

Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50. Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его силуэт выше. Хотя это еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

ТТХ вертолета

Ударный вертолет Ка-52 создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, защищена броней и кабина пилотов. Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500 мощностью по 2400 л.с. Большой потолок машины позволяет ей эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья. Двигатели машины снабжены специальными приспособлениями, рассеивающими выхлоп машины и снижающими ее заметность в инфракрасном диапазоне. В кабине расположены два специальных кресла, К-37-800, которые в случае необходимости могут катапультироваться. Перед катапультированием происходит отстрел несущих лопастей вертолета.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Ударный вертолет Ка-52 создан для борьбы с бронетехникой и живой силой противника, он может бороться и против вражеских вертолетов. Этим целям отлично соответствуют системы вооружения машины и комплекс ее радиоэлектронного оборудования. При этом использовать вертолет можно в любых погодных условиях и в любое время суток.

На Ка-52 установлена гидростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) “Самшит-Э”, с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча. Машина также оборудована РЛС «Арбалет-52», один из каналов которой служит для поиска наземных целей, и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах с большой скоростью. Второй канал обеспечивает противоракетную оборону. На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Общие данные
Экипаж, чел2
Масса, кг:
максимальная взлётная10800
нормальная взлётная10400
Скорость, км/ч:
Максимальная310
Крейсерская250
максимальная на пикировании350
Максимальная вертикальная перегрузка3
Потолок, м3600
Дальность действия, км520
Диаметр несущих винтов, м14,5
База шасси, м4,92
Колея шасси, м3,67
Основное вооружение30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь»
Дополнительное вооружениеблоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты Р-73 и «Игла-В»
Максимальная перегрузка3,5
Двигатель ВК-2500
Мощность, л.с.:
чрезвычайный режим2700
взлётный режим2400
Размеры
Длина, м14,2
Ширина, м7,3
Высота, м5

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Ударный вертолет Ка-52 впечатляет своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, он может исполнять маневры, недоступные для одновинтовых машин. Вертолет может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычного винтокрыла. Ка-52 довольно удобен для технического обслуживания.

Видео о Ка-52


Источник

Рассказы об оружии. Ка-52: убийственная красота

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Что можно сказать еще об этом вертолете? Действительно, словосочетание «убийственно красив» подходит лучше всего. Да, красив, и встреча с ним хоть немного неподготовленным может окончиться печальными строками в сводке потерь.

Экипаж: 2 человека, пилот и оператор вооружения, но управлять машиной могут оба. Что весьма ценно в случае выхода из строя пилота.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Максимальная взлётная масса: 10 800 кг.

Силовая установка: 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО «Климов»».
Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме).
на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.
на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.

Максимальная скорость: 300 км/ч
Крейсерская скорость: 260 км/ч
Практическая дальность: 460 км

Перегоночная дальность: 1110 км
Статический потолок: 4000 м
Динамический потолок: 5500 м

Стрелково-пушечное:
1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
Точки подвески: 6
Боевая нагрузка: 2800 кг

Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР Штурм-ВУ (дальность действия 6 км, с полуавтоматической многоканальной лазерной системой наведения)

ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах).

Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Ка-52 оснащен той же системой спасения экипажа, что и его предшественник, Ка-50.

Система спасения экипажа основана на ракетно-парашютной системе К-37-800 производства НПП «Звезда». При получении команды на катапультирование, происходит отстрел лопастей несущих винтов и отстрел верхней части фонаря кабины. После чего приводится в действие реактивная система, которая за фал вытягивает спинки кресел с пристёгнутыми пилотом и оператором. После выключения реактивного двигателя привязные ремни автоматически перерезаются, и спинка кресла отделяется от пилота, вытягивая парашют. Данная система обеспечивает спасение экипажа в диапазоне скоростей от 0 до 400 км/ч и высот от 0 до 4000 метров.

Экипаж, конечно, может покинуть вертолет и без катапультирования.

Но система спасения, наверное, наиболее ценное нововведение из всего, чем оснащен вертолет.

Еще хотелось бы сказать несколько слов о пушке.

В отличие от коллег отечественного производства, Ка-52 оснащён несъёмной одноствольной автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм.

Решение использовать не стандартную авиационную пушку ГШ-301, а более тяжёлую пушку, изначально разработанную В. П. Грязевым для БМП-2, было продиктовано стремлением обеспечить максимальную надёжность стрельбы, в условиях сильной запылённости и плохого охлаждения на низких скоростях и высотах.

Питание пушки ленточное, селективное. Пилот имеет возможность выбора бронебойных или осколочно-фугасных снарядов, а также темпа стрельбы (550 или 350 выстрелов в минуту).

Максимальный боекомплект пушки, в двух патронных ящиках, составляет 460 патронов. Очереди идут с автоматической отсечкой по 20 или 10 выстрелов.

То, что у пушки Ка-52 отсутствует возможность широкого угла наведения, с лихвой компенсируется высокой маневренностью вертолета.

На внутренние пилоны крыла могут подвешиваться контейнеры УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л калибром 23 мм и общим боезапасом 500 патронов.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Наблюдая боевое применение Ка-52 на полигоне, можем отметить одну вещь: очень сложная для съемки машина. Что отстрел ракет, что стрельба из пушки велась с таких расстояний, до которых было очень сложно «дотянуться» оптикой.

Если электронные системы позволяют работать с таких расстояний (а они позволяют, результаты о том свидетельствовали), то можно только порадоваться.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Максимальная достигнутая скорость на вертолёте Ка-50 составила 390 км/ч, однако максимальная скорость серийных машин ограничена на отметке 315 км/ч. Крейсерская скорость полёта составляет 260 км/ч. Вертолёт способен передвигаться боком со скоростью 80 км/ч и назад со скоростью 90 км/ч. Используя топливо внутренних баков, вертолёт преодолевает расстояние в 520 км. В перегоночном полёте, с использованием четырёх подвесных топливных баков, Ка-50 покрывает расстояние в 1160 км. Статический потолок полёта ограничен отметкой в 4000 м, а динамический — в 5500 м.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Очень впечатляет пилотаж в исполнении подполковника Бакина из группы «Беркуты». Учитывая, что на всеобщее обозрение выставляются наверняка не все возможности машины, даже того, что было увидено, хватает для удивления и некоего щенячьего восторга от того, на что способен Ка-52 в умелых руках.

Как Бакин это делает — сложно сказать, но как это выглядит.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Есть ли у Ка-52 реальные конкуренты? Ну, гипотетически, да. Мы не будем сравнивать жестко, дедушку АН-64 «Апача» все-таки надо отправить на покой. Да и с производства он снят.

Есть мысль попробовать сравнить «Аллигатора» с более-менее новыми машинами. Тут на ум приходят всего три из лагеря потенциальных:

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Англо-итальянец Agusta A129 Mangusta, который относительно не стар, но все же, как нам кажется, будет изрядно послабее.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Американец Bell AH-1Z Viper, который если судить по цифрам ТТХ и ЛТХ — очень серьезная машина.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

И еще один европеец, Eurocopter Tiger.

Все, как говорится, имеют потенциальную возможность встречи.

Интересно было бы услышать мнение читателей на эту тему. «Гадюка», «Тигр» и «Мангуст» там, «Аллигатор» у нас. Кто кого?

Источник

Вертолет Ка-52. Фото. Видео. Характеристики. Вооружение.

«Аллигатор» − это второе имя ударного вертолета Ка-52, который разработан и изготовляется на территории России. Основной задачей вертолета данного типа является уничтожение вражеской бронированной техники и живой силы. Кроме того, машина может вести эффективный воздушный бой. Вертолет Ка-52 является более глубокой и совершенной модификацией вертолета Ка-50. Основным отличием данных аппаратов является то, что Ка-52 имеет не одного пилота, а двух. Также нужно отметить, что компоновка бортового оборудования в данной машине значительно лучше и совершеннее.

История создания боевого вертолета Ка-52

Поскольку вертолет Ка-52 является модификацией машины типа Ка-50, то первый прототип поднялся в воздух только летом 1997 года. После испытаний и доработок вертолет поступил в серийное производство, первая серийная машина оторвалась от взлетной площадки летом 2008 года на Арсеньевском аэродроме. Изготовлением вертолета занимался авиазавод «Прогресс» с осени 2008 года. Промышленная мощность данного предприятия позволяет изготовлять по два Ка-52 каждый месяц. Все государственные испытания вертолета были закончены в начале 2011 года. Первая машина поступила на вооружение весной 2011 года на 575 авиационную базу.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Что касается производства, то тут следует отметить следующие факты истории. Кроме созданных в 2008 г. двух опытных аппаратов, через год были изготовлены уже три предсерийные машины, которые использовались для испытаний и доработок. Только к концу 2010 года были готовы четыре полноценных вертолета модели Ка-52. Летом конструкторское бюро Камова получило заказ на изготовление «Аллигаторов», которыми можно было бы оснастить корабли типа «Мистраль», которые закупаются во Франции.

Главный конструктор ОКБ Камова сообщил, что они приступят к разработке и изготовлению партии палубных модификаций вертолета Ка-52. Начало производства корабельного вертолета началось в конце лета 2012 и получило обозначение Ка-52К. Основным отличием вертолета Ка-52К от базовой версии является то, что он имеет возможность складывать лопасти и оснащен усиленным шасси. Кроме того, корпус машины обработан антикоррозийными средствами для противостояния агрессивной среде. По неофициальным данным, модификация имеет дополнительное название «Катран».

Общее описание машины Ка-52

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигаторВ каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Для передачи информации в группе боевых вертолетов они оснащены системой закрытой связи, по которой можно передавать разведывательную информацию. Что касается вооружения, то оно такое же, как и в предыдущей версии вертолета, но в планах конструкторов существует идея по усовершенствованию системы противотанковых ракет под названием «Шквал». Она позволит производить залпы по технике противника с расстояния до 15 километров.

Для поиска цели вертолет оснащен целым комплексом оборудования, сюда входит прицел ППС, который состоит из многоканальной системы типа ГОЭС-451. Данное оборудование установлено сверху кабины пилотов. К этой же системе относится тепловизор, лазер, целеуказатель и система обнаружения и лазерного пятна.

Вертолет данной модели отличается высокой надежностью пилотирования. Даже при отказе одной из систем автоматическая система вертолета мгновенно отреагирует и сообщит об этом пилотам. А самое главное то, что она самостоятельно сделает все возможное для устранения возникших проблем. Встроенные системы контроля и диагностики позволяют снизить человеческий фактор в исправлении неполадок. Подготовка вертолета к полету занимает минимальное количество времени, и не требуется при этом использовать стремянки, как это было раньше. Все системы и их состояние можно проверить из кабины пилотов. Ударный вертолет модели Ка-52 можно использовать в боевых условиях постоянно на протяжении 12 суток, и при этом он нуждается в минимальном обслуживании.

Преимущества вертолета Ка-52

Основными преимуществами «Аллигатора» является то, что он может проводить военные операции в любое время суток и при любых метеорологических условиях. Он может распознавать вражеские объекты с очень большого расстояния и передавать эту разведывательную информацию своим войскам. Он самостоятельно может проводить эффективное уничтожение врага с очень большого расстояния за счет новейшего оборудования и большой огневой мощи.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Вертолет может производить полеты на высоте больше 5 километров над уровнем моря. Такие показатели стали возможными при использовании мощной силовой установки, которая состоит из двух газотурбинных двигателей общей мощностью в 5 тысяч лошадиных сил. Кроме этого, вертолет отличается высокой надежностью полетов как в жарких климатических условиях, так и в приполярных зонах.

Вертолет «Аллигатор» оснащен наиболее новым бортовым оборудованием, вооружение машины можно менять в зависимости от поставленных задач.

Аварии Ка-52

Первая авария с участием вертолета Ка-52 произошла в марте 2012 года во время учебного полета неподалеку от города Торжок. Обломки вертолета обнаружили только через десять часов после крушения. В этой аварии погиб штурман, а пилот скончался от множества ранений.

Вторая авария произошла осенью 2013 года на территории комплекса конструкторского бюро Камова. Данная авария произошла из-за поломки тяги несущего винта вертолета. В результате этого машина свалилась, и начался пожар, вертолет был полностью уничтожен. При этой аварии пилоты получили ожоги, но сохранили свои жизни.

Источник

Ка-52 Аллигатор

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Ка-52 «Аллигатор» – российский разведывательно-ударный вертолёт. Способен поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула». Преемственность Ка-50 и Ка-52 очень высока — до 85% комплектующих изделий и агрегатов.

Ка-52 Аллигатор в Сирии – видео

История создания

После начала серийного производства «Ка-50» заказчику потребовалась двухместная учебно-боевая машина. Работа в этом направлении началась в 1985 году с составления технического задания на вертолет, получивший обозначение «В-80УБ», и первым его вариантом стало тандемное расположение инструктора и курсанта, достигнутое путем пристыковки к существующей кабине второй инструкторской. Продержалась такая компоновка недолго. Хотя и удалось решить задачу центровки, но тему «В-80УБ» закрыли.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Но приборостроители не успевали за создателями винтокрылых машин. Аппаратура, предназначавшаяся для «Ка-50» и на которую собирались переложить функции второго члена экипажа, в срок так не была создана. Выход нашли в разработке двухместного вертолета-целеуказателя «Ка-52» для совместных действий с группой одноместных «Ка-50».
На этой машине члены экипажа размещались не друг за другом, как на «Ми-28», а в ряд, что позволило сохранить требуемую центровку и необходимый обзор летчикам. Тогда и не предполагали, что это приведет к появлению разведывательно-ударного варианта вертолета «Ка-52».

Работа по созданию «Ка-52» велась под руководством главного конструктора Е.В. Сударева. В 1994 году заказчику предъявили макет вертолета. Постройка опытного образца машины на базе «Ка-50» (заводской № 0102, бортовой № 021, Н317) завершилась в 1996 году. Надо отметить, что преемственность «Ка-50» и «Ка-52» достигала около 85% по комплектующим изделиям и агрегатам.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Первоначально вертолет оснастили экспортным вариантом обзорно-прицельной системы (ОПС) «Самшит» (перед колонкой несущих винтов). В подвижном шаре диаметром 640 мм находились дневная телевизионная система, тепловизор (французского производства), лазерный дальномер-целеуказатель и пеленгатор лазерного пятна, а в передней части фюзеляжа — радиолокационный комплекс (РЛК) «Арбалет», по расчетам, позволявший обнаруживать танк на расстоянии 12 км, мост — 25 км, самолет-штурмовик — 15 км, опоры и провода линий электропередачи (ЛЭП) — 1,5 и 0,4 км соответственно, а ракеты типа «Стингер» — 5 км. Чтобы не прерывать повествование, отмечу, что в 2011 году РЛК выдержал государственные испытания на «Ка-52» и в том же году началось его серийное производство под обозначением FH01.

К основным задачам, решаемым РЛК с повышенной скрытностью работы, относятся: обнаружение подвижных и неподвижных наземных и надводных объектов и радиоконтрастных целей для коррекции пилотажно-навигационного комплекса (ПНК), неровностей рельефа, воздушных целей в передней полусфере, обмен информацией с бортовой аппаратурой вертолета и грозовых метеообразований. Помимо этого РЛК служит для обнаружения атакующих вертолет ракет и решения разведывательных задач.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Участие ОАО «Камов» в турецком тендере заставило более тщательно подойти к формированию бортового комплекса «Аргумент-2000» для «Ка-52». От своих предшественников он отличается открытой архитектурой построения. К числу унифицированных составных частей комплекса, в частности, относятся бортовая цифровая вычислительная машина «Багет-53»; пилотажно-навигационный комплекс (ПНК-37ДМ); обзорно-пилотажная система (ОПС); бортовой комплекс связи БКС-50; система сбора параметрической информации «Экран-30»; комплекс обороны. На машине в таком виде летчик-испытатель А.К. Смирнов 25 июля 1997 года выполнил первое висение, а 13 августа — и первый полет по кругу. Тогда же НАТО классифицировало машину как Hоkum-B. У этого слова есть несколько значений, но применительно к «Ка-50» больше подходит «обманщик».

Впервые «Ка-52» с бортовым № 061 («изделие 806») продемонстрировали на МАКС-2001. После этого его доработали, и спустя два года на очередном МАКСе показали с РЛС «Арбалет-52» и ОПС «Самшит-БМ-1». Под носовой частью фюзеляжа слева за радиопрозрачным обтекателем РЛС находилась турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска наземных ориентиров и препятствий. Все три обзорно-прицельные системы сопряжены друг с другом.

Комплекс вооружения «Ка-52» аналогичен тому, что используется на «Ка-50». Работа по расширению состава вооружения «Ка-52» продолжается, и все новые варианты, отработанные для «Черной акулы», внедрялись и на «Аллигаторе». Предполагалось включить в арсенал машины перспективные ПТУР «Хризантема» с двухканальной системой наведения (автоматическое наведение по радиолучу и полуавтоматическое — по лазерному лучу) с дальностью до 15 км и «Гермес-А» с комбинированным наведением. Последняя, используя инерциальную систему после пуска и лазерную на конечном участке, способна поражать цели на удалении от точки пуска до 6 км.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

В 2003 году на опытном экземпляре «Ка-52» успешно завершился первый этап совместных государственных испытаний с подтверждением летно-технических данных машины. Но сопротивление заказчика, будто не замечавшего машины, продолжалось, и лишь три года спустя при очередной корректировке госзаказа в него включили пункт о проведении государственных испытаний в полном объеме. Любопытно, но в 2005 году американская компания «Сикорский» объявила о своем возвращении к проекту вертолета с соосными несущими винтами в надежде значительного увеличения скорости полета.

Все эти годы специалисты ОАО «Камов» трудились в надежде, что рано или поздно спрос на «Ка-52» появится. И этот день наступил 27 июня 2008 года, когда с заводского аэродрома в Арсеньеве взлетел второй опытный экземпляр вертолета (№ 062). На нем, как и на машинах установочной серии, справа находилась турельная оптико-электронная система Т0ЭС-520 с телевизионным и тепловизионным каналами, а слева — ГОЭС-451, однако на третьем опытном экземпляре и серийных «Ка-52», поступающих сегодня в войска, их разместили под одним общим обтекателем. При этом обзорно-прицельная система обеспечивает круглосуточное и всепогодное обнаружение различных целей и позволяет обнаруживать цели днем на дальности до 10 км, а в ночных условиях — на дальности до 5-6 км с возможностью опознавания выявленных целей на дальности 3-4 км. «Ка-52» № 063 стал фактически эталоном для серийного производства. Произошло это, когда ВВС страны возглавил генерал-полковник А. Зелин.

После доукомплектования машины оборудованием ее передали на государственные испытания. Спустя четыре месяца (23 октября) главком ВВС на встрече с журналистами сообщил, что в 2009 году завершатся испытания «Ка-52» и начнется закупка этих машин для перевооружения войск. В том же месяце в г. Арсеньеве Приморского края на заводе «Прогресс» состоялась торжественная церемония запуска в серийное производство «Ка-52» «Аллигатор». Это событие позволило оперативно выпустить установочную серию вертолетов. Государственные же испытания «Ка-52» завершились в 2010 году.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

В СМИ упоминается возможность оснащения комплекса «Штурм-ВУ» комплектом аппаратуры управления и пусковых модулей «Стрелец» для пуска ракет типа «Игла-В» по воздушным целям. Кроме этого имеются сообщения о ракете «9М120Д» с дальностью стрельбы до 10 000 м. Десятого марта 2016 года прошло сообщение о начале летных испытаний «Ка-52», изготовленных в соответствии с гособоронзаказом в этом году.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Ка-52К

Рынок постоянно диктует свои условия, и это приводит порой к появлению неожиданных технических решений. Так, в 2001 году для Республики Корея разработали вариант «Ка-52К» (Корея), разместив на нем две оптико-электронные системы: четырехканальную обзорно-прицельную ГОЭС-342 с телевизионным и инфракрасным каналами, тепловой пеленгатор и лазерный дальномер, а также турельную оптикоэлектронную систему ГОЭС-520. Кроме этого французскую 20-мм пушку «20М621» с боезапасом 750 патронов разместили на опускаемой под фюзеляж турели. Модель этого вертолета в том же году была представлена на выставке в Сеуле, но заказчика так и не нашла. Спустя десять лет под этим же обозначением началась разработка палубного вертолета «Катран», предназначенного для базирования на вертолетоносце «Мистраль».

Отрабатывать элементы корабельной машины начали задолго до постройки корабельного «Ка-52К» на его летающей лаборатории — первом опытном экземпляре «Ка-52» (бортовой № 061). На Северном флоте прошли испытания по посадке «Ка-52» на палубу большого противолодочного корабля (БПК) «Вице-адмирал Кулаков». Тридцать первого августа 2011 года летчик-испытатель ОКБ В. Лебедев осуществил пробную посадку вертолета, когда корабль находился в неподвижном положении в Кольском заливе на траверзе Североморска. Затем он же успешно посадил «Аллигатора» на вертолетную площадку БПК, шедшего со скоростью 18 узлов. Но спустя два года машину потеряли. Двадцать девятого октября 2013 года при заходе на посадку на вертолетную площадку в московском районе Жулебино эта машина, пилотируемая летчиком-испытателем ОКБ ОАО «Камов» Ю. Тимофеевым (штурман-испытатель В. Юртаев), потерпела аварию. Как было установлено, ее причиной стал обрыв одной из качалок системы управления верхним несущим винтом. Тогда же предположили, что разрушение детали произошло из-за ее дефекта. К тому времени «Ка-52» налетал менее 100 часов.

Для отработки новых технических решений по машине оборудовали еще одну летающую лабораторию, использовав второй опытный экземпляр «Ка-52» (бортовой № 062), и в январе 2015 года приступили к летным испытаниям. В начале марта 2015 года прошло сообщение о первом полете корабельного «Ка-52К» на аэродроме «Арсеньевской авиакомпании «Прогресс» имени Сазыкина». В сообщении отмечалось, что вертолет оснащен гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-451, комплексом обороны «Витебск» и пушкой «2А42». Не успела высохнуть типографская краска на предыдущей новости, как концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) анонсировал разработку для «Ка-52К» новой РЛС с дальностью обнаружения целей (видимо, надводных) около 200 км, что позволит применять противокорабельные ракеты Х-35 и, возможно, Х-31.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Двадцать седьмого августа 2015 года информационное агентство ТАСС сообщило, что Египет заказал партию «Ка-52К». А в ноябре в ходе работы авиасалона в Дубае стало известно, что Египет получит 50 палубных «Ка-52К» с началом поставок в 2016 году. При этом все машины будут укомплектованы новой оптико-электронной прицельной системой ОЭС-52. Приятная новость, только возникает вопрос: «Не нарушит ли это поставки «Ка-52» в наши войска?»

В последнее время много говорят о «Ка-52К» для отечественного ВМФ, но «лицо» этой машины пока не определено.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Ка-52 на военной службе

В мае 2011 года первые четыре «Ка-52» прибыли на аэродром Черниговка. Внешне от опытных машин первые восемь серийных «Ка-52» отличались броне-щитками на подвижных частях фонаря кабины пилотов и камуфляжной окраской.
Тогда же представитель ВВС сообщил, что первые полеты запланированы на 14 июня и начнет их экипаж заместителя командира эскадрильи майора А. Волкова и штурмана старшего лейтенанта С. Колесникова. Следует отметить, что первые восемь серийных машин, предназначавшиеся для опытной эксплуатации, не были полностью укомплектованы бортовой аппаратурой. В частности, на них отсутствовала оптико-электронная подсистема бортового комплекса обороны. Но не прошло и года, как 12 марта ВВС потеряли первую машину. Трагедия произошла в Торжке. В сложных погодных условиях, при нулевой видимости, вертолет столкнулся с землей, унеся жизни командира экипажа подполковника Д.В. Ра-кушина и штурмана лейтенанта М.И. Федорова.

Как сообщали СМИ, поисково-спасательная группа обнаружила командира живым и его доставили в больницу, где он и скончался. Штурман же погиб при ударе вертолета о землю. Вертолет, видимо, снижался вертикально, а не на режиме авторотации и при столкновении с землей разрушился, но не загорелся и не взорвался. Почти полгода работала аварийная комиссия, и 8 августа первый заместитель министра обороны РФ А. Сухоруков сообщил, что причиной катастрофы стал человеческий фактор. Комиссия не обнаружила сбой техники. По словам Сухорукова, одной из причин, спровоцировавших катастрофу, стали очень сложные метеоусловия в тот день, из-за которых летчики были вынуждены совершить очень жесткую посадку. Ни больше, ни меньше.

К концу 2011 года на заводе«Прогресс» изготовили 20 серийных «Ка-52», которые поступили в 344-й ЦБП и ПЛС армейской авиации и на 575-ю авиабазу в Черниговке (Приморский край). Всего же на тот момент военные заказали 140 таких машин.
В следующем году на «Прогрессе» построили еще 21 «Ка-52», 16 из них передали 393-й Севастопольской авиабазе (аэродром Кореновск, Краснодарский край), а пять — в Черниговку.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

В 2013 году промышленность сдала военным еще 17 машин. Три из них передали в Черниговку, а 14 предназначались для 15-й бригады армейской авиации Западного военного округа на аэродроме Остров (Псковская область). В том же году в Черниговку поступил первый наземный учебно-тренировочный комплекс «Ка-52», созданный ЦНТУ «Динамика».
В октябре того же 2013 года бывший командующий армейской авиацией генерал В. Павлов, отвечая на вопрос журналиста о преимуществах и недостатках вертолетов «Ми-28Н» и «Ка-52» по сравнению с американским «Апачем», сообщил, что у «Ка-52» в бою хорошие шансы, а наши вертолеты более надежные и живучие. При этом он даже не коснулся «Ночного охотника». В 2014 году перевооружаться на «Ка-52» начал еще один полк, дислоцирующийся в Хабаровске. Программа войсковых испытаний «Ка-52» завершилась в апреле 2015 года с суммарным налетом 11 000 часов. К тому времени в ВВС числилось около 75 машин этого типа.

В ноябре 2015 года в зарубежных средствах массовой информации сообщалось о том, что на авиабазе Хмеймим в сирийской Латакии в составе российской авиагруппы появились вертолеты «Ка-52» и «Ми-28Н». Но официальных подтверждений этому сообщению, а тем более об их применении, долго не было, до 8 апреля, когда приоткрылась завеса секретности. В СМИ просочилась информация, что в начале апреле 2016 года «Ка-52» впервые был применен в бою в Сирии в районе города Хомс. При этом отмечалось, что вертолет применялся для уничтожения групп террористов при помощи как неуправляемого, так и высокоточного вооружения. «Ка-52» был оснащен двумя вариантами управляемых ракет «Атака» с противотанковой кумулятивной («9М120») и противопехотной осколочно-фугасной («9М120Ф») боевыми частями. Поскольку в районе применения вертолета не было обнаружено бронетехники террористов, то стрельба велась управляемыми ракетами «9М120Ф» и НАР «С-8ОФП». По большому счету в Сирии ракеты комплекса «Вихрь» не нужны, поскольку у них там нет достойного противника. Упоминалось, что ракетой «9М120Ф» с одного попадания удалось уничтожить группу террористов, находившихся в укрытии. Нельзя исключать, что применение ракет «Атака» связано также с включением их в арсенал экспортного варианта вертолета. Сообщалось также, что четыре «Ка-52», развернутые в Сирии, оснащены бортовым комплексом обороны «Президент-С», подавившем ПВО террористов, состоящую из устаревших переносных зенитных ракетных комплексов.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Конструкция Ка-52

Фюзеляж — полумонокок, выполнен с широким применением композитных материалов и алюминиевых сплавов, технологически делится на три части. Обшивка корпуса сделана из трехслойных композитных панелей. Кабина пилота герметизирована и обеспечивает защиту от пуль калибра до 12,7 мм и осколков 23-мм снарядов. Броня, образованная разнесенными стальными и алюминиевыми листами общим весом 350 кг, включена в силовую конструкцию фюзеляжа.
Остекление кабины экипажа — из бронестекла. На каждой подвижной створке фонаря серийных машин закреплены бронещитки. Подвижные створки фонаря открываются вверх, и их аварийный сброс осуществляется с помощью пиропатронов. Для обзора задней полусферы предусмотрены зеркала, а на каркасе неподвижной части фонаря — ручки в виде скоб для удобства посадки и выхода из кабины членов экипажа. По правому борту для защиты артиллерийской установки от механического повреждения смонтированы две складные подножки для штурмана.

В хвостовой части фюзеляжа находятся два патронных ящика для пушки, топливные баки, радиоэлектронная аппаратура и гидравлическая система.

Хвостовое оперение — однокилевое с рулем направления.
Все системы и агрегаты расположены таким образом, чтобы наименее важные устройства прикрывали собой жизненно важные, обеспечивающие функционирование машины.

Силовая установка включает два турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА. Система управления двигателями позволяет настраивать взлетную мощность в диапазоне от 2000 до 2500 л.с., на чрезвычайном двигатель развивает мощность до 2800 л.с. Впрыск воды должен обеспечивать устойчивую работу двигателей при пусках неуправляемых ракет. Двигатели расположены в индивидуальных мотогондолах и разнесены по бокам фюзеляжа. В аварийной ситуации, связанной с утечкой масла, двигатели могут работать до 30 минут без смазки. Для предотвращения попадания пыли в двигатели на воздухозаборниках имеются пылезащитные устройства.

Для снижения теплового излучения выхлопа на мотогондолах установлены специальные эжекторные насадки (экранно-охладительные устройства). Оба двигателя взаимозаменяемы, а их сопла выполнены поворотными и могут обеспечивать выхлоп в разные стороны.

На вертолете также установлена вспомогательная силовая установка ТА14-031.

Топливо располагается в двух основных мягких фюзеляжных баках, протекторованных снизу и сбоку, а изнутри во избежание пожара их стенки защищены пенополиуретаном.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Трансмиссия вертолета состоит из одного главного и двух промежуточных редукторов, обеспечивающих отбор мощности от силовой установки и в случае необходимости допускающих полет на одном двигателе.

Несущая система вертолета включает два соосных трехлопастных винта диаметром 14,5 м, соединенных с валом с помощью бесшарнирных втулок. Управление ориентацией лопастей осуществляется при помощи верхнего и нижнего автоматов перекоса. Верхний винт вращается при виде сверху по часовой стрелке, нижний — в обратном направлении. Законцовки лопастей стреловидные. Лопасти несущих винтов и лобовое стекло кабины пилота снабжены электрической противообледенительной системой. Обечайки воздухозаборников обогреваются теплым воздухом, отбираемым от компрессора.

Две независимые гидравлические системы работают от индивидуальных насосов. Первая система управляет рулевыми приводами и осуществляет аварийный выпуск шасси, вторая — обеспечивает наведение пушки, штатный выпуск и уборку шасси и в случае необходимости дублирует первую.

Крыло не только разгружает несущие винты при больших скоростях полета, но и используется для подвески вооружения на шести пилонах. Для автономности эксплуатации машины и ускорения наземного обслуживания подвеска вооружения и грузов под крылом осуществляется с помощью ручных лебедок грузоподъемностью 500 кг.

Шасси — трехопорное, полуубирающееся. Передняя стойка с двумя колесами размерами 400х 150 мм — самоориентирующаяся, частично «прячется» в нишу носовой части фюзеляжа. Основные опоры с тормозными колесами размером 700х250 мм укладываются в боковые выемки задней части фюзеляжа. Все стойки имеют амортизаторы с большим ходом штока для снижения перегрузки при грубой посадке. В случае посадки на фюзеляж под сиденьем пилота предусмотрена сминаемая панель с сотовым заполнителем, что также способствует снижению перегрузки, а консоли крыла предохраняют машину от опрокидывания.

Система кондиционирования и вентиляции поддерживает необходимую температуру в кабине и аккумуляторном отсеке, а также обдувает остекление кабины экипажа. Для работы на больших высотах предусмотрена кислородная система с масками пилота и штурмана.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Для спасения экипажа в аварийной ситуации имеется парашютно-реактивная система К37-800. Катапультирование летчика происходит после отстрела лопастей несущих винтов и подвижных створок фонаря кабины. Система обеспечивает спасение пилота в диапазоне скоростей от нуля до 400 км/ч и высот до 4000 м.

Электрооборудование включает генераторы переменного тока и аккумуляторные батареи.

На вертолете установлен прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий определение его местоположения, скорости и курса.

Нашлемная система «Обзор-800», отслеживая повороты головы пилота, выдает команды по предварительному целеуказанию комплексу «Шквал-В» и головкам самонаведения ракет «воздух-воздух».

Под обтекателем антенны РЛС на общей платформе с круговым обзором находится многоканальная обзорно-прицельная система ГОЭС-451 и турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 с телевизионным и тепловизионным каналами.

Вертолет оснащен также системами аварийной сигнализации (САС) контроля и предупреждения, выдающих сигналы в случае отказов оборудования. Для регистрации полетных данных за последние три часа используется аппаратура «Тестер УЗ».

Связь осуществляется с помощью ультракоротковолновой радиостанции. Вертолет оснащен системой «свой-чужой».

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

На внутренние пилоны крыла могут подвешиваться контейнеры УПК-23-250 (9-А-681) с пушками «ГШ-23Л» калибра 23 мм и боезапасом 250 патронов. Контейнер длиной 3166 мм и максимальным диаметром 450 мм без боекомплекта весит 120 кг. Подвеска контейнера под вертолет занимает 8-12 минут, а укладка патронной ленты — 15-20 минут.

ПТУР комплекса «Вихрь» в блоках по шесть штук расположены на внешних подвижных устройствах УПП-800.
Допускается подвеска ракет класса «воздух-земля» Х-25МЛ с лазерным наведением на пусковом устройстве АПУ-68-УМ2. Кроме этого в состав вооружения входят неуправляемые ракеты «С-8» в четырех блоках Б-8Б20А и «С-13» в блоках Б-13Л5. Допускается подвеска НАР «С-24», «С-5» в блоках УБ-32.
Кроме этого возможна подвеска авиабомб калибра 100-500 кг, бомбовых кассет РБК-500/250, зажигательных баков ЗБ-500, контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2.

Для борьбы с воздушными целями предназначены ракеты «Игла-В» (до четырех штук), подвешенные на крайних узлах крыла.

Система пассивной защиты вертолета включает аппаратуру обнаружения лазерного облучения и автоматы выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей.
Имеются также системы пожаротушения.

В каком классе техники есть машина с аббревиатурой аллигатор

Тактико-технические характеристики Ка-52 Аллигатор

Экипаж Ка-52 Аллигатор

– 2 (пилот и оператор вооружения)

Размеры Ка-52 Аллигатор

– Длина: 16,0 м
– Длина фюзеляжа: 14,2 м
– Диаметр несущего винта: 14,5 м
– Размах крыла: 7,3 м
– Высота: 5 м

Вес Ка-52 Аллигатор

– Максимальная взлётная масса: 10 800 кг
– Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)

Двигатель Ка-52 Аллигатор

– 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО “Климов”»

Мощность двигателей

– 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме)
– на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.
– на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.

Скорость Ка-52 Аллигатор

– Максимально допустимая скорость: 350 км/ч[источник не указан 448 дней]
– Максимальная скорость: 300 км/ч
– Крейсерская скорость: 260 км/ч
– Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0)
– Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g

Дальность полета Ка-52 Аллигатор

– Практическая дальность: 460 км
– Перегоночная дальность: 1110 км

Статический потолок Ка-52 Аллигатор

Динамический потолок Ка-52 Аллигатор

Вооружение Ка-52 Аллигатор

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)

Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)

Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг на вертолётах с 6 точками подвески)

Управляемые ракеты:
– ракеты «воздух-земля»: 2 х 6 ПТУР Атака (6 км)(с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная) либо ПТУР Вихрь-1 (10км)
– ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах);

Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *