в каком месяце отмечают рождество богородицы
Праздник Рождества Богородицы: красота нашей веры
Из этой статьи вы узнаете о празднике Рождества Богородицы, и поймёте отличие Священного Писания от Священного Предания.
Священное Предание: праздник Рождества Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В нашей Православной Церкви существуют Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это то, что записано. Священное Предание — то, что долгое время только передается из уст в уста, потом иногда и записывается, утверждается.
Вот, например, многие сегодня изучают Библию. Еще и другим советуют читать Писание, начинают сами всё объяснять. А когда им говорят, что нужно ходить в церковь, они возражают: «Где там написано, что мне нужно ходить в церковь?» Хотя в Писании есть такие примеры, их там можно найти. Или такой вопрос задают: «Где в Библии, в Евангелии написано, что нужно креститься, как складывать персты и как крестное знамение на себя полагать?» А как мы обычно крестимся? На чело полагаем крестное знамение, на перси, на правое плечо, на левое. А это то, что относится к церковному Преданию, что передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. Теперь это уже и записано, и утверждено святыми отцами.
Еще триста с лишним лет назад у нас в Церкви произошел раскол. Старообрядцы, в частности, утверждали, что нужно креститься двумя перстами, а не тремя. И по этому вопросу произошли серьезные разногласия. Но общецерковное Предание (нужно иметь в виду и другие Церкви, не только нашу Русскую Церковь) сохранило троеперстное сложение, которым мы и сейчас ограждаем себя, совершая крестное знамение, во имя Святой Троицы.
И такие богодухновенные мужи, как преподобный Серафим Саровский, прямо об этом говорят. К нему привезли одну рабу Божию парализованную. Она рассказывала о своих родственниках… А он говорит:
— Они — старообрядцы.
Он сказал:
— Единая истинная вера — православная. И крестное сложение — троеперстное. Так общецерковное вселенское Предание во всей Церкви исповедует, что креститься нужно тремя перстами. Ты как крестилась?
— Двумя перстами.
Преподобный сказал:
— Перекрестись тремя перстами.
Она говорит:
Он сложил ее пальцы, перекрестил ее, и после этого она исцелилась — от ограждения себя крестным знамением троеперстного именно сложения по молитве преподобного Серафима.
Это уже свидетельство совсем близкого к нам времени, потому что каких-то полтора века, чуть больше прошло от времени преподобного Серафима. И это говорит о том, что Священное Предание всегда было в Церкви и будет существовать до скончания века.
Поэтому церковный год и начинается, и кончается теми праздниками, подробности о которых мы знаем из Священного Предания.
Нигде в Библии вы не прочитаете, каким образом было Рождество Матери Божией. Но Церковь знает это из Священного Предания. Родители Пресвятой Богородицы святые праведные Иоаким и Анна были бездетны и, несмотря на это, будучи уже даже престарелыми, они не теряли веру и молились о даровании ребенка. И Господь даровал им Ребенка. И такого, которого они, да и человеческая мысль даже представить не могли, потому что то, что свершилось – то есть воплощение Сына Божия и соединение Божественно го и человеческого естества, Богочеловечество — это явление непостижимое.
И как эта Девочка чистая, как Она могла стать Матерью Безначального Бога?! Это же Бог всё сотворил. И вот из Его же творения избирается Та, Которая является Его Матерью, Богоматерью! Как это? Постигнуть невозможно — но это так!
Бог есть любовь, и Божественную любовь представить себе невозможно. Когда один из святых почувствовал мгновение Божией любви, то это невозможно было описать. И когда Господь произнесет Свой Суд — отделит одних туда, других сюда, — то еще и после этого по Своей любви Господь кого-то помилует. Но еще и после этого Матерь Божия будет просить за грешников, которых Он отделит в вечные мучения, и они будут помилованы. Священное Предание это передает. Как же это представить себе? Постигнуть невозможно.
В Священном Предании раскрывается то непостижимое, чего не вмещает часто человеческий ум и не может постигнуть: «Как это так? Не может быть!» Поэтому начинаются споры: «Да как? Да что?» Но все это обнимает непостижимый Промысл Божий, который постигнуть мы не можем. В Апокалипсисе он свидетельствуется как книга за семью печатями, которую никто не может открыть и прочитать, кроме Сына Божия. На небе и на земле нет никого, кто мог бы прочитать и постигнуть пути Промысла Божия.
У нас здесь, за алтарем погребен епископ Стефан, умерший в неделю жен-мироносиц во время проповеди на солее. Он как-то сказал такие слова:
— Изучай наше богослужение, в нем — все богословие.
И вот сегодняшний день — Рождество Пресвятой Богородицы. Восьмое сентября. Почему? Первого числа — новый год церковный. Первый день — начало. Почему не в этот день? Почему не во второй, не в третий? Три — священное число: Троица. Почему не в четвертый, не в пятый, не в шестой, не в седьмой? Семь — это тоже особое, седмеричное число, но почему в сегодняшний день, восьмой?
Восьмеричное число имеет особый смысл. Осми ца будущего века. Кстати, восьмого числа празднуется и другой праздник — Собор Небесных сил Беcплотных. И святые отцы объясняют это так, что, поскольку это горний М i р, это будущий век, то ему дано восьмеричное число, восьмой день месяца. И Рождество Пресвятой Богородицы восьмого числа, в начале года — это свидетельство того, что Матерь Божия — из высшего горнего Mipa, Царица Неба и земли. Вот так раскрываются эти непостижимые явления, которые мы иногда не замечаем, не обращаем на них внимания, но все, что установлено святыми отцами, имеет глубочайший богословский смысл, который, если Господь откроет — уразумеешь, если Господь не откроет — не уразумеешь.
Так что, видите, сколько здесь, в этом празднике Рождества Пресвятой Богородицы: и с горним-то М i ром он соединяется, и общее-то все обнимается, все начинается с этого праздника.
А вторым за этим праздником по нашему календарю идет ближайший к нему двунадесятый — Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. И событие этого праздника, как и крестное знамение, относится к области Предания. И как бы через эти два первых праздника года свидетельствуется, что вся наша надежда — Матерь Божия и Животворящий Крест. И поэтому мы все должны носить крест и обращаться в молитвах, прежде всего, к Матери Божией. Потому что, действительно, нечистая сила больше всего боится — об этом опять же свидетельствуют многие примеры из истории Церкви — крестного знамения и призывания имени Матери Божией. Когда мы можем, мы должны ограждать себя крестным знамением. И если мы не можем этого делать по каким-то обстоятельствам, то должны обращаться к Матери Божией.
И тот же преподобный Серафим, которого все мы хорошо знаем, который дает нам много назидания, дает дух утешения, который говорит о крестном знамении, учит нас, прежде всего, призывать в помощь Матерь Божию. Мы знаем Серафимовское Богородичное правило: Богородице Дево, радуйся! Благодат ная Мария, Господь с Тобою… И вот видите, в этом тропаре прославляется Матерь Божия и говорится: …яко Спаса родила ecu душ наших. Спас — Спаситель, Он искупил нас на Кресте, поэтому в самой этой молитве и Крест тоже поминается, как бы соединяются этим два крыла у Бога: призывание Матери Божией и крестное знамение.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы Промыслом Божиим у нас в какое время бывает? Я имею в виду нашу жизнь обычную, земную. Вот ведь не задумываешься над тем, что этот праздник приходится на то время, которое по-простому, по-русски называют «бабье лето». Осень вроде, а говорят: лето. Я не знаю, имеет ли это отношение непосредственно к празднику, я просто так говорю сейчас, размышляю, простите. Но все-таки ведь это так, именно в это время у нас заканчиваются все работы. Женщины трудились в основном на полях. И примерно к этому времени можно немножко передохнуть, и как раз первый праздник во время этого отдыха — благодарность, благословение, прославление Матери Божией. Вот настолько это просто… Смотришь: а это как, а это как получается? А получается так, как есть. Действительно, это удивительно всё… Вообще жизнь настолько замечательна по своему многообразию таких сочетаний, которые показывают непостижимые пути Промысла Божия.
Вот первый праздник года — Рождество Пресвятой Богородицы: родился Младенец, начало всего спасения, Матерь Божия родилась. А начало церковного года — первого сентября. Так ведь начало это сохранилось только у детей: начало нового учебного года — первого сентября. Если бы сохранился старый стиль в нашей жизни, то был бы вместе с церковным.
Дети, младенчество… Все это как бы объединяется: тут и Рождество Пресвятой Богородицы, и начало церковного года, и учебного, и «бабье лето». И, если посмотришь, все это оказывается в одном духе. Небо и земля — все соединяется в одном. Настолько, действительно, прекрасна наша православная жизнь, когда она идет так, как ей подобает. А мы теперь искусственно среди зимы наряжаем елку для того, чтобы отпраздновать так называемый гражданский Новый год. А здесь — ничего не нужно, вся природа наряжается, все творение Божие украшается. Ведь какая она красивая, осень. Новый церковный год встречается этой красотою. Тут и наряды, с одной стороны, тут и плоды — ну, всё! Настолько пре красно, Господи, какая же красота! А люди заблудившиеся, ушедшие от веры, говорят, что вера уводит от жизни, что жизнь какой-то серой становится, безрадостной. Да нет, наоборот! Столько радости, и жизнь во всей полноте раскрывается, когда человек смотрит вот так на всю эту жизнь. Этот взгляд все обнимает, все оживотворяет.
Подумать, действительно, какой это праздник! Сколько здесь всего. Рождество Матери Божией, которое празднует все Божие творение, Новый год церковный… Сколько же любви-то Божией! Как нужно нам стараться сохранять эту любовь между собой, ведь Господь все сотворил и все творит для нашей жизни здесь, на земле, а уж не говоря о том, что мы готовимся к жизни будущего века.
Поэтому будем стараться, ограждая себя крестным знамением, отгоняя им нечистые мысли, и чувства утишая, и на дела благословение призывая, будем, обращаясь к Матери Божией, к Ее предстательству, стараться сохранить здесь, на земле, мир душевный, мир и любовь между собой. И за заслуги Господа Иисуса Христа крестные и предстательством Матери Божией будем надеяться получить жизнь вечную. Аминь.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Историческое содержание
О Рождестве Богородицы и о ее родителях известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Там рассказано, что у благочестивой семейной пары из Иерусалима, Иоакима и Анны, долгое время не было детей. Они очень страдали от этого. И вот однажды, когда они порознь молились о даровании им ребенка, обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам и о их потомстве будут говорить во всем мире. После этого благовестия Анна зачала. Супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения и воспитания до совершеннолетия. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую назвали Марией.
Рождество Богородицы
Палаты царские обыкновенно строятся обширными, так чтобы они могли вместить не только царя, но и множество предстоящих слуг и приходящих к нему отовсюду людей. Обширное селение Слова, Пречистая Дева, пространно не только для Бога Слова, как Царя, но и для нас, притекающих рабов Божиих в Нее вселяющемуся: Бога вмещает во утробе, нас же в Своем благоутробии. Избранный сосуд Божий, святой Апостол Павел, движимый любовью, говорил к своим возлюбленным чадам: «сердце наше расширено. Вам не тесно в нас» (2Кор.6:11-12). Но у кого из святых может найтись столь пространное благоутробие, как Мариино о Боге благоутробие? Здесь вмещается и целомудренный, и грешному здесь не тесно. Кающийся имеет в Ней свое место, и для отчаявшихся и некающихся Она есть невозбранное пристанище, подобно тому, как Ноев ковчег служил пристанищем не только чистым, но и нечистым животным. В благоутробии Ее без тесноты вмещаются все скорбящие, обидимые, алчущие, странствующие, обуреваемые, больные: ибо не может не быть милосердной та утроба, которая родила нам благого Бога. Палаты царей земных охраняет много вооруженной стражи, которая не всякого, желающего войти в них, впускает, но удерживает, внимательно расследуя, откуда и зачем идет. А одушевленная палата Христова, хотя и окружена херувимами и серафимами и бесчисленными ликами ангелов и всех святых, но, тем не менее, в двери Ее благоутробного милосердия никто не препятствует войти, если бы кто сего пожелал: ни стражи не отталкивают, ни воины не отгоняют и не расследуют, зачем кто идет, но всякий входит в них беспрепятственно с молением и приемлет дар по благопотребному прошению.
Итак, будем прибегать к милосердию Рожденной от неплодной утробы с таковым приветствием:
Радуйся, всенепорочная палата Царя всех! Радуйся, селение Бога и Слова, Коему со Отцом и Святым Духом, и Тебе, Дочери Отца, Матери Сына, Невесте Святого Духа, да будет от нас смертных честь и слава во веки. Аминь.
Примечания
1 Соломон – израильский царь, младший сын и преемник царя – псалмопевца Давида, царствовал с великою славою с 993 по 953 год до Р.Х. Он укрепил границы государства, подавил внутренние смуты, завел оживленную торговлю с соседними государствами. Век Соломона был самым блестящим для наук и искусств. Слава о его богатствах и еще более о его мудрости распространилась далеко за пределы царства израильского. Имя Соломона стало впоследствии синонимом мудреца. Боговдохновенные писания его (книга Притчей, Екклесиаст, Песнь Песней) навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. – Конец жизни Соломона был омрачен его падением; но при самом закате дней своих он познал суету всего земного.
2 С именем Хирама в библейской истории известны два лица, оба имевшие ближайшее отношение к построению храма Иерусалимского: 1) Тирский царь, находившийся в дружеских отношениях с Соломоном, прославивший себя замечательными постройками; он присылал Соломону кедры и кипарисы, плотников и мастеров для постройки храма, и 2) Тирский зодчий, по проекту которого были сделаны сосуды для храма Соломонова. Здесь естественнее разуметь сего последнего. Он владел искусством и умением производить всякие изделия – из золота, серебра, меди и железа, и из камней и дерев, и из пряжи, и виссона, и багряницы. См. 3Цар.7:13-40 и 2Пар.2:13-14, 4:11, 16.
3 Ливан – горный хребет в северных пределах Палестины на границе между Иудеею и Сириею, отделяет от последней Финикию, по всему протяжению которой он тянется; славится своими прекрасными деревьями, особенно кедровыми, кипарисовыми и дубовыми.
4 Мориа – гора подле Иерусалима. Гора эта представляет один из холмов, на которых построен Иерусалим; лежит к северо-востоку от Сиона.
5 В сем событии свв. отцы: Ефрем Сирин, Августин и др. видят прообразовательные по отношению ко Христу черты: Давид умертвил Голиафа камнем, брошенным из пращи – «в образе Христа; Голиаф – в образе диавола: диавол был поражен глаголом Божиим и смирением, наконец на Голгофе был сокрушен в конец».
6 Слово св. Иоанна Дамаскина на Рождество Пресвятой Богородицы.
7 Из службы на Введение Пресвятой Богородицы. Канон, ирмос 9.
8 Капернаум – город на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря, принадлежащий к Галилее, на границе между коленами Неффалимовым и Завулоновым. Он лежал на мысе, недалеко от впадения Иордана в море. Во время земной жизни Спасителя Капернаум отличался цветущим благосостоянием и богатством. В войнах с римлянами Капернаум был совершенно разорен, и ныне остаются здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины.
9 Вифлеем – небольшой, незначительный городок в колене Иудином, недалеко от Иерусалима, около 2 часов пути к югу, названный так, вероятно, по плодородию земли, – место Рождества Христова.
10 По слову Самого Спасителя, который говорил о себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6:51).
11 Назарет, в переводе с еврейского, может означать или отпрыск, отрасль, ветвь, кустарник, или огражденное, сокровенное место.
12 Акафист Пресвятой Богородице, кондак 13.
14 Из молитвы Богородице «Достойно есть».
15 Слово на Рождество Богородицы.
17 Октоих, мученичен на стиховне в пяток, гл. 8.
18 Служба на Рождество Богородицы, 1 стихира на «Господи воззвах».
19 Дионисий Ареопагит – член Ареопага Афинского, обращенный к христианству ап. Павлом (Деян.17:34); был первым епископом Афинским и писал послания ко многим лицам и церквам. Свое служение он запечатлел мученическою кончиною около 96 г. в царствование Домициана. Память его 3 октября.
20 Литургия св. Василия Великого, из песн. «О тебе радуется».
Одно из православных литургических песнопений справедливо утверждает, что о Богоматери нам «удобее молчание» (приличнее молчать)! Это действительно так, поэтому целомудренное повествование канонических Евангелий отмечает лишь некоторые эпизоды Ее жизни, да и то лишь в связи с Сыном. Ни слова не сказано о рождении, юности (до обручения Иосифу), достаточно продолжительной жизни после праздника Пятидесятницы (ставшего для нас Днем Святой Троицы), и, наконец, о блаженном успении.
Понятное человеческое любопытство, не желающее мириться с тем, что далеко не обо всем нам следует знать и говорить, находит себе отдушину в многочисленных апокрифических текстах, не вошедших в Библию, не имеющих догматического авторитета и содержащих немало сомнительных (мягко выражаясь) описаний. Тем не менее, некоторые из них Церковь возводит в ранг Священного Предания и фиксирует в своем литургическом наследии. Один из таких памятников – «Книга о рождении Марии» – и лежит в основе праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
В православном календаре это торжество принадлежит к разряду двунадесятых богородичных праздников и отмечается 8/21 сентября. Разумеется, нам не известен ни точный год, ни, тем более, исторический день рождения Девы. Это произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, по которой мы сейчас живем. Но поскольку рождение будущей Матери Господа символически открывает историю Новой, Христианской, эры, то логично, что именно этот праздник помещен в начало церковного года. Он выражает абсолютный смысл Дня Рождения Девы Марии как соучастницы истории нашего Спасения.
Содержание самого праздника составляет драматичная история последних лет жизни бездетной пожилой супружеской четы, Иоакима и Анны, принадлежавшей к «мессианскому роду» иудейского царя Давида. Она завершилась рождением дочери, чье будущее никто не мог предвидеть.
Мессианские ожидания евреев, достигшие в период римской оккупации (с 63 г. до Р.Х.) своего апогея, выражались для потомков династии царя Давида в надежде стать родителями Мессии-Освободителя. Остальные же надеялись на участие их наследников в Его будущем вечном Царстве. Поэтому бесплодие рассматривалось не как физический недостаток, но как наказание Божие за явные или тайные грехи. Не оставивший потомства бесследно исчезал с лица земли и из людской памяти.
Предание повествует, что Иоакиму, однажды хотевшему принести жертву в Иерусалимском храме, было публично указано на его недостоинство. Некий храмовый книжник подошел к нему и сказал: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомство в Израиле!» «Посрамленный перед народом», старец удалился в пустыню к своим стадам, дав обет не возвращаться до тех пор, пока не получит знамения Свыше.
Остававшаяся дома Анна, узнав о бесчестии, постигшем супруга, вышла в слезах и смятении во двор и увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птиц. Этот зримый укор ее бесплодию был последней каплей, переполнившей чашу страдания несчастной женщины. Рыдая, Анна возвысила голос к Богу: «Господи Боже всемогущий, давший потомство и плодородие всякой твари, и зверям, и змеям, и рыбам, и птицам, давший им радоваться на своих детенышей! Я приношу Тебе благодарность, ибо Ты приказал мне одной быть лишенной милостей благости Твоей, ибо Ты знаешь, Господи, тайну моего сердца, и я сотворила обет от начала пути моего, что если Ты дашь мне сына или дочь, я посвящу их Тебе в Святом храме Твоем».
Молитва была услышана, и явившийся ангел объявил ей о рождении благословенной Дочери. Возблагодарив Бога, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы у Золотых ворот встретить Иоакима, получившего одновременно с ней такое же благовестие.
Родившуюся вскоре дочь назвали именем, данным ей ранее ангелом, – Мариам (Мария), что значит «госпожа» или «княгиня». Девочка, испрошенная у Бога, должна была, по обету родителей, к Нему и вернуться, чтобы воспитываться в обстановке особой ритуальной чистоты при Иерусалимском храме, подготавливаясь к своему единственному в человеческой истории служению. Поэтому в трехлетнем возрасте состоялось Ее церемониальное «Введение во Храм» (это тема следующего двунадесятого богородичного праздника).
Неожиданное и несказанное рождение Марии от пожилых родителей повторяет чудо рождения Ее далекого предка Исаака у престарелых Авраама и Сарры и продолжает библейскую тему «испрошенных» у Бога детей, которым именно ввиду этого предстоит великое будущее (Иосиф Прекрасный, пророк Самуил, а незадолго до рождения Спасителя – Иоанн Креститель). Поэтому Рождество Богородицы – это праздник вселенской радости, как об этом и поется в праздничном тропаре (глас 4):
В восточной иконографии Рождества Богоматери чаще всего изображается момент поднесения новорожденной Марии к груди матери Анны, лежащей на постели в окружении повивальных бабок и домочадцев. Подробно иллюстрируют историю Рождества Марии замечательные в своей чистоте и наивности фрески Джотто ди Бондоне (капелла Скровеньи в Падуе, 1304-1306 гг.).
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература: Книга о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя, написанная по-еврейски блаженнейшим евангелистом Матфеем и переведенная по-латински блаженным Иеронимом пресвитером // Апокрифические сказания об Иисусе, Святом семействе и свидетелях Христовых. М., 1999; Рашковский Е. Б. «С высоты Востока. »: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993, с.78-81; Скабалланович М. Н. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 2004; Рубан Ю. Радость всей Вселенной // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 9.