в каком монастыре восемь лет держали осаду монахи не принявшие церковные реформы никона
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории
Летом 1668 года начался самый крупный конфликт в истории русской церкви. Монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря выступили против нововведений патриарха Никона. Противостояние длилось восемь лет: старообрядцы прокляли царя и из последних сил отбивались от правительственных войск.
Неприступная крепость и начало раскола
Соловецкий монастырь был выстроен как сильная крепость: внутри него находились все средства для долгой обороны от врага – пищали, пушки, почти 900 пудов пороха. Другой защитой монастыря служил суровый северный климат. Белое море полгода оставалось закованным в льды, поэтому добраться до крепости было трудно. Согласно легенде, съестных запасов в монастыре было столько, что их с лихвой хватило бы на десяток лет вперед. В гарнизоне Соловков состояло более пятисот человек: монахи, стрельцы, казаки, крестьяне. Находясь близко к границе Российского государства, Соловецкий монастырь неслучайно выполнял функцию крепости и мог выдержать любую осаду.
В 1652 году патриархом стал Никон – «собинный друг» царя Алексея Михайловича. Выступая в союзе с государем, он получил разрешение на проведение реформы церкви. Обряды и церковные книги Никон повелел изменить. Многое было исправлено по греческим образцам. Отныне православные должны были креститься тремя перстами, заменить земные поклоны на поясные, а вместо имени «Исус» произносить «Иисус». Среди духовенства нашлось немало недовольных. Они тоже выступали за реформы, но книги предлагали править по другим, древнерусским образцам. Желая покончить с критикой в свой адрес, Никон созвал Московский собор и предал анафеме всех противников реформы. Так и случился церковный раскол. Старообрядцев начали преследовать и уничтожать, в ответ они демонстративно жертвовали своими жизнями, целыми семьями устраивали «гари».
Соловецкое восстание
«Тишайший» царь стоял на своем. Челобитная разгневала его, и в ответ на дерзость соловецких монахов Алексей Михайлович приказал отобрать у монастыря все земельные владения. Иноки не сдались. Тогда государь запретил отправлять им хлеб. В 1668 году, не сумев сломить сопротивление раскольников, Алексей Михайлович отправил на Соловки правительственное войско. Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель. Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось.
Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру. В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты. Мещеринов немедленно отправил в крепость отряд из пятидесяти стрельцов. Они выломали камни в окне, вошли в Белую башню монастыря и впустили войско, перебив стражников. Царское войско заполнило Соловецкий монастырь. Стрельцы беспощадно уничтожали восставших и к рассвету взяли крепость. Воевода Мещеринов увесил трупами иноков все деревья вокруг монастыря. Однако ему не удалось выйти из этой истории победителем: вскоре после победы воеводу обвинили в краже монастырской казны и заточили в тюрьму Соловецкого монастыря. После 1676 года монастырь заселили новыми иноками. Те, кто смог выжить в ходе осады и взятия, бежали. Алексей Михайлович так и не узнал о том, что с Соловецким сидением покончено: новость об этом дошла до Москвы через несколько дней после его смерти.
Как войска «царя-ирода» штурмовали оплот русской веры
350 лет назад, 22 июня 1668 года, Соловецкий монастырь восстал против церковной реформы Никона и против царя-«ирода». Правительственные войска смогли взять оплот русской веры только после почти 8-летней осады (в 1676 году).
Церковную реформу Никона знаменитый на всю Россию Соловецкий монастырь осудил как ересь. Это выступление возглавил сам архимандрит Илья. Присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги решением совета соборных старцев были отвергнуты, богослужение проводилось по старым книгам. В следующем году Илья созвал всю соловецкую братию и увещевал её постоять за православие, не принимать «латинских» новшеств. Монахи подписали общий приговор, чтобы священники не смели служить по новопечатным книгам. Илья и его помощники стали распространять свои взгляды по всему Поморскому краю. Илья вскоре умер. Новый архимандрит Варфоломей пытался отменить приговор и ввести новые книги, но безуспешно. Стойкая приверженность старообрядчеству и проповедь о наступлении времени антихриста уже прочно укрепились среди братии и окрестного населения.
В 1666-1667 годах монахи написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов. В это же время состоялся Большой Московский собор, который окончательно одобрил реформы Никона. Варфоломей был вызван в Москву на собор и рассказал, что пытался ввести новые книги, но безуспешно. Для расследования собор отправил на Соловки комиссию во главе с ярославско-спасским архимандритом Сергием в сопровождении стрельцов. Соловецкие иноки приняли её крайне неприязненно и комиссия уехала, ничего не добившись. Летом 1667 года власти назначили настоятелем монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф прибыл в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля. Иосиф был изгнан из монастыря, настоятелем был избран бывший архимандрит любимого царем Саввы-Сторожевского монастыря Никанор, который удалился в Соловки на покой. Царю Алексею Михайловичу снова послали челобитную с просьбою оставить старые порядки. В декабре 1667 царь указал отобрать соловецкие вотчины в казну и прекратить монастырю подвоз хлебных припасов. Московский собор предал анафеме непокорных монахов и старообрядчество. Но Соловки не покорились.
Суть конфликта была в том, что Романовы и Никон шли по пути вестернизации России. Возможно, что это была концептуально-идеологическая диверсия с Запада. Они уничтожали «старые обряды» и внедряли новогреческие («латинские»), сжигали старые книги. А старообрядцы выступали как духовные наследники Сергия Радонежского. В итоге на официальном уровне происходила полная подмена смысла. Русское огненное и живое православие (славие прави, правды) подменяли пустой формой. Романовы начали преследовать людей за веру.
Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. С. Милорадович
3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. Монахи со многими находившимися у них в ссылке и на богомолье мирянами вооружились и приготовились к обороне. На уговоры отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами. Малый отряд стрельцов отступил. Началась осада, которая затянулась почти 8 лет.
Стоит отметить, что монастырь был мощной крепостью, направленной против Швеции. Само островное положение, на далеком море, полгода закованном во льды, удаленное от крупных городов, было отличной защитой. Монастырь был хорошо укреплён и вооружён (90 орудий и пищалей), а его население владело воинскими навыками. Гарнизон Соловков превышал 500 человек, в том числе до 200 монахов и послушников и более 300 мирян: крестьян, беглых холопов, стрельцов, донских казаков и даже иноземцев – шведов, поляков, татар. Рвение о старой вере придавало участником Соловецкого восстания большую моральную силу. Монастырь обладал большими запасами продовольствия на случай неожиданной шведской осады (на многие годы). Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря и поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря. Сообщения с берегом и доставка продовольствия ещё долго не прекращались.
Соловецкий монастырь (фото Сергея Прокудина-Горского, 1915)
Воевода Волохов стал на Заячьем острове в нескольких верстах от монастыря. Ничего не достигнув, на зиму ушел на твердую землю. Он поставил в Кемском городке заставу, с задачей не пропускать в монастырь запасов, а сам засел поблизости в Сумском остроге и занялся поборами с монастырских волостей. Тут он вошёл в конфликт с архимандритом Иосифом. Изгнанный из Соловецкой обители после начала восстания, Иосиф поселился на том же Заячьем острове, и откуда управлял сумскими и кемскими монастырскими вотчинами и всякими промыслами. Иосиф жаловался в Москву на злоупотребления Волохова, а последний доносил, будто архимандрит и его старцы бражничают, за государево здоровье не молятся и даже способствуют мятежникам. Распря дошло до того, что Волохов избил архимандрита и посадил его на цепь. Оба противника были вызваны в Москву и уже не вернулись на Белое море.
Подавлять восстание вместо Волохова в 1672 году направили стрелецкого голову Иевлева с подкреплением в 600 стрельцов из Холмогор и Архангельска. В августе 1672 года воевода с 725 людьми подступил к монастырю, но ограничился тем, что сжег ближние хозяйственные постойки, побил скот и ушел в Сумский острог, сославшись на недостаток боеприпасов. Тут он по примеру Волохова начал притеснять местных крестьян с целью наживы, оправдываясь сбором провианта для своего отряда. Таким образом, первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами. Летом царские войска высаживались на Соловках, пытались блокировать монастырь и прервать его связь с материком, а на зиму уезжали на берег в Сумский острог. Причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на зиму по домам.
В 1673 году Иевлева отозвали. Руководить подавлением бунта было поручено Ивану Мещеринову с новым подкреплением и указом «быть на Соловецком острове неотступно». Подчиненные ему начальники (иноземцы Келер, Буш, Гутковский и Стахорский) должны были обучать стрельцов пехотному строю и стрельбе. Летом 1674 года Мещеринов собрал ладьи и карбасы и высадился на Соловецком острове. Тут выяснилось, что Иевлев, предав огню постройки, окружавшие монастырь, облегчил оборону и затруднил нападение. Строения давали бы возможность осаждающим скрытно и близко подойти к стенам, имея некоторую защиту от обстрела. Теперь стрельцам приходилось действовать против мятежников на открытой местности под огнём крепостной артиллерии. Грунт был каменистый, и шанцы (окопы) приходилось копать с большим трудом. Кое-как укрепившись, стрельцы стали обстреливать монастырь, оттуда отвечали. Наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. Там повторилось то же, что было при Волохове и Иевлеве. В Москву пошли жалобы на притеснения и корысть воеводы Мещеринова, который под видом сбора продовольствия производил поборы в Сумском уезде.
Самым ярым мятежником стал бывший архимандрит Саввы-Сторожевского монастыря Никанор. Он благословил на стрельбу из пушек, ходил по башням и кропил святой водой голландские пушки, приговаривая: «матушки мои галаночки, надеемся на вас». Рядом с Никанором во главе Соловецкого восстания действовали келарь Маркел, городничий старец Дорофей, прозванием Морж, сотники Исачко Воронин и Самко. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В начале 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя-«ирода». Это привело к расколу среди восставших. Мятежники выгнали из монастыря некоторых черных священников, а другие ушли сами, явившись к Мещеринову, принеся покаяние царю и распространяя про участников Соловецкого восстания разные порочащие слухи. Раскаявшиеся священники изъявили согласие принять новоисправленные книги и троеперстие.
Стрелецкий отряд усилили. Летом 1675 года Мещеринов снова высадился у монастыря, имея более 1000 ратников. На сей раз он решил осаждать монастырь и зимой, для чего устроил вокруг монастыря 13 земляных городков с пушками и повел подкопы под три башни. Однако защитники монастыря активно оборонялись, стреляли из пушек и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке защитников монастыря. 23 декабря 1675 года (2 января 1676 года) отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, но штурм был отбит, погибли 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.
«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы!
Соловецкий монашеский мятеж был уникальным явлением. Впервые целый монастырь открыто выступил против Царя. Осада длилась восемь лет. В этом году исполняется 350 лет этому трагическому и тяжелому моменту в нашей истории. Не с него ли был запущен отсчет времени до возникновения СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), а потом и СТОНа Соловецкой тюрьмы особого назначения), с которых, собственно, и начался печально знаменитый ГУЛАГ? Характерно, что Царь Алексей Михайлович умер… вскоре после взятия Соловецкой крепости. Мы уже писали об этом: http://monomah.org/archives/9968
22 июня 1668 года под стенами Соловецкого монастыря появился отряд стрельцов, 125 человек. Они выглядели растерянными: казалось, стрельцы и сами не понимают, для чего их привезли сюда. Среди жителей Соловков и братии появление небольшого военного отряда вызвало недоумение. Так началось уникальное в мiровой истории событие, когда православная армия осаждала православный монастырь.
Монастырь-крепость
Зачем осада?
Все началось в 1653 году, с неожиданно обрушившейся в Великий пост церковной реформой, затеянной патриархом Никоном. Вместе с паломниками до монастырской братии дополз слух о том, будто в московских церквях стали креститься не двумя, а тремя перстами. А в 1657-м нововведения коснулись и самого монастыря: от патриарха пришли новые служебные книги. Но иноки были осведомлены о реформе, знали и самого Никона, потому заперли еретические книги под замок, не читая.
Архимандрит Никанор
Переписка Соловецкого монастыря с Алексеем Михайловичем
Напряжение отношений между Царем и братией нарастало постепенно. О нем можно судить по интонациям, содержащимся в переписке сторон. «Молимся за Царя и его семью, готовы души свои за их Царское величество положить», — уверяют Царя монахи после восстания 1666 года. Единственное, о чем они просят — позволить им не отлучаться от «преданий Святых отцов». А через год, в сентября 1667-го, они уже не стесняются ставить Царю ультиматум: «Если ты, великий государь наш, помазанник Божий, нам в прежней, святыми отцами переданной, в старой вере быть не благоволишь и книги переменить изволишь, милости у тебя, государя, просим: помилуй нас, не вели, государь, больше к нам учителей присылать напрасно, понеже отнюдь не будем прежней своей православной веры переменять, и вели, государь, на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселить нас в безмятежное и вечное житие!»
Ответ Царя в феврале 1668 года был еще более категоричным: он называл сторонников Никанора — раскольниками и предписал «соборных и рядовых старцев, которые Святой Соборной и Апостольской Церкви не противны и нам, великому государю, послушны» немедленно покинуть острова.
От слов к делам
От слов Царь перешел к делам: посылал следователей для выяснения ситуации в монастыре, пытался увещевать раскольников, объявил Соловкам экономическую блокаду и отъял все их владения в пользу казны. Не исключено, что помимо стремления усмирить монахов им руководило также желание прибрать к рукам доходы монастыря.
Тлевшая в течение восьми лет осада, как и предшествовавшие ей события, происходила как будто сама собой, помимо воли людей: стрельцы летом прибывали под стены крепости, пытались вразумить иноков, а к зиме возвращались на большую землю. За 8 лет сменилось три воеводы: первый, Волохов, делил власть и дрался с назначенным Москвой игуменом Иосифом. Второй, Иевлев, приведший с собой 500 казаков, побил скот, порвал рыболовные снасти, пожег строения вокруг монастыря, а затем приказал подчиненным рыть укрепления. Защитники крепости засыпали их плотным огнем, и перепуганные стрельцы и казаки пожаловались Царю на воеводу. Иевлев подал в отставку, а на его место был назначен третий — стольник Иван Мещеринов.
Вялая борьба с монастырем и бесчисленные столкновения раскольников с никонианами, массовые самосожжения, зверские расправы противников друг с другом заставили Царя проявить политическую волю.
В декабре 1674-го он велит Мещеринову проявить рвение в борьбе с бунтовщиками и под страхом смерти велит не покидать острова. А в июне повторяет угрозу: «А есть ли ты вскоре к соловецкому монастырю на остров не пойдешь и промысл учнешь чинить нерадетельно, и тебе, Ивану, быть за то в смертной казни».
И Мещеринов подойдет к расправе со всем рвением. Беглец из монастыря инок Феоктист укажет слабое место в оборонительных укреплениях. Ему сначала не поверят, но потом за неимением других средств борьбы решат воспользоваться советом — и снежной ночью 1 февраля возьмут крепость. А затем примутся чинить суд. Лидера бунтовщиков Самко Васильева казнят, бросят живьем замерзать Никанора, убьют еще 26 человек. Позже расправа постигнет и остальных. Из пятисот защитников крепости в живых останется только 14.
А через неделю после подавления восстания умрет Алексей Михайлович.
Соловецкое восстание
Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Часто это восстание называют «сидением», поскольку монахи удерживали Соловецкий монастырь, прося царя образумиться и отменить реформы. Данная страница российской истории мало изучена, поскольку источников практически нет, но при этом есть достаточно сведений, чтобы составить объективную картину происходящего в те дни. Ведь восстание в Соловецком монастыре 17 века является уникальным. Это один из немногих случаев, когда восстание было обусловлено не социальными или экономическими, а религиозными.
Причины восстания
Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания. Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая:
Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию.
Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет
Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек.
Ход восстания
3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов. В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение».
План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались. Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь. Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания. Монахи отсиживались в крепости, царская армия старалась организовать осаду, чтобы в крепости наступил голод. В Соловках был большой запас продовольствия и местное население активно помогало монахом. Эта «вялая» осада продолжалась 4 года. В 1772 году Волохова заменил воевода Иевлев, в подчинении которого находилось 730 стрельцов. Иевлев постарался ужесточить блокаду крепости, но результата не достиг.
В течение года продолжалась осада, но серьезных попыток штурма не было. В конце сентября 1674 года рано начались морозы и Мещеринов отвел армию на зимовку в Сумский острог. За период зимовки численность стрельцов была увеличена в 2 раза. Теперь в штурме принимало участие порядка 1,5 тыс человек.
К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков (насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость). Начались штурмы, без успехов. С июля по октябрь из числа рождаемых погибло 32 человека и еще 80 получили ранения. Данных по потерям в царской армии нет.
Последствия и итога
Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. Главными зачинщиками восстания были признаны Никанор и Сашко, которых казнили. Остальных восставших разослали по различным острогам. Главный же итог Соловецкого восстания заключается в том, что расслоение в церкви укоренилось, и с этого времени официально появились старообрядцы. Сегодня принято считать, что старообрядцы это едва ли не язычники. На самом же деле это люди, которые выступили против реформ Никона.
Хозяин северного края: монастырь в осаде
Соловецкий монастырь. Автор фото Любовь Григорьева, GeoPhoto.ru
Церковные реформы патриарха Никона, начавшиеся в 1653 г., вызвали резкий протест тех, кто считал перемены отступлением от истинной веры. Соловецкие старцы никоновскую реформу не приняли. 8 июня 1658 г. они составили соборный приговор, осуждавший новые книги. Вскоре после этого Никон лишился патриаршества, и на какое-то время в Москве стало не до Соловков. В самом монастыре было неспокойно: братия враждовала с архимандритом и просила сменить его.
В 1666 г. архимандрит Варфоломей поехал на Церковный собор в Москву, а вслед за ним монахи отправили Первую соловецкую челобитную о вере, в которой просили не менять обрядов в обители. На Соборе Варфоломей отрёкся от монахов и назвал их «мятежниками». В обитель направили архимандрита Спасского Ярославского монастыря Сергия. Он должен был привести старцев к послушанию и заставить их признать церковные нововведения. Миссия Сергия провалилась, соловецкие монахи твёрдо стояли на своём: «держимся предания святых чудотворцев и за их предания хотим все умереть». Старцы не приняли нового архимандрита. Во главе монастыря встали келарь Азарий и казначей Симон, одним из лидеров стал бывший архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, пребывавший в Соловецкой обители «на покое». Свои убеждения монахи защищали в программных сочинениях, известных, как Вторая, Третья, Четвертая, Пятая и Шестая соловецкие челобитные.
Стены и бойницы Соловецкого монастыря. Автор фото Любовь Григорьева, GeoPhoto.ru
После 1676 г. объёмы производства и продажи соли упали. В 1684—1685 гг. было продано 42 275 пуда на 3 214 рублей, в 1685—1686 гг. – 99 210 пудов на 6 999 рублей, в 1687—1688 гг. 137 625 пудов на 7 765 рублей, в 1688—1689 гг. 98 281 пудов на 7 128 рублей, в 1690—1691 гг. 48 515 пудов на 4 241 рубль, в 1691—1692 гг. 15 492 пуда на 1 316 рублей. Сказалось и оскудение лесов, которые вырубали на дрова для солеварения.
В 1705 г. была введена казённая монополия на соль, что также способствовало упадку соляного промысла. Солеварение превратилось из доходного промысла в обязанность монастыря поставлять соль государству для реализации. Государство, правда, платило поставщикам за соль, но доход от этой продажи был невелик. Согласно подсчётам историка А.В. Богдановой, в 1763 г. накануне секуляризации Соловецкий монастырь владел девятью усольями, на которых было тринадцать с половиной варниц. Всего в этом году было выварено 60 209 пудов 25 фунтов соли. Соляной промысел перестал быть основой монастырской экономики, уступив доходу от паломников. В 1764 г. Соловецкий монастырь и вовсе лишился возможности вести самостоятельную хозяйственную деятельность: его владения по указу о секуляризации перешли к государству.
Соль добывали из морской воды, а на реке Онеге – из особых ключей. По трубам солёная вода подводилась к усольям, где рассол отстаивали в кадках. Затем он поступал в варницы – деревянные амбары, установленные над ямами, где разводили и поддерживали огонь. Соляной рассол вываривался в цренах – больших железных сковородках (ящиках), состоявших из нескольких досок-полиц, скреплённых гвоздями. Ямы обкладывались камнями или обмазывались глиной. Дым выходил либо через окна, как в курной избе, либо через трубу в крыше.
Варка соли требовала огромного количества дров, которые специально закупались для этого. В 1610 г. на одном только Куйском усолье было израсходовано 3650 саженей дров, в 1611 г. – 5300 саженей, в 1612 г. – саженей. Дрова считались в саженях, будучи сложенными в поленницу, составлявшую по длине и ширине одинаковый размер в одну сажень (213 см). Глубина такой поленницы была чуть более полуметра – 54 см. В 1669 г. во всех двадцати усольях Соловецкого монастыря было заготовлено 310 649 саженей и 88 098 возов дров.
Соль варили в зимний сезон, с декабря по апрель, поскольку летом пресная вода и морские течения мутили рассол.
Рассол вываривался в црене в течении нескольких часов, затем соль сушили на полатях («сугребах») и сносили в амбры. Одна операция по выварке соли называлась «варей», а время, отведённое на одну «варю», – «ночью». В XVIII—XIX вв. в одну «варю» получали от 50 до 100 пудов соли, в XV—XVII вв. – меньше. В 1610 г. в Куйском усолье 3 црена действовали 286 ночей, в 1611 г. – 376 ночей, в 1612 г. – 240 ночей.
Усолье состояло из нескольких варниц, амбаров для хранения соли, кузницы, изб, где жили работные люди, часовни или церкви. Бывали там и скотные дворы. Крупные усолья представляли собой целые слободы, например, в 1669 г. в Пурнемском усолье жили 108 рабочих, не считая их семей. Мелкие усолья состояли из 4—5 изб. Как уже говорилось выше, обеспечение работников соляных промыслов лежало на монастыре. В 1590 г. на обеспечение четырнадцати усолий (на них было 26 цренов) и дворов в Турчасове и Пертенеме Соловецкий монастырь потратил 1 400 рублей деньгами, а также припасами – 4 200 четвертей ржи (27 300 пудов), 600 четвертей овса (3 000 пудов), 105 пудов масла и проч. В 1671 г. только за рожь для всех работников соловецких усолий монастырь уплатил 2 312 рублей, в 1674 г. – 5 197 рублей. Управляли усольями монахи-приказчики.
Соль собиралась в рогожи (мешки) и с началом навигации сплавлялась по рекам в Турчасов, Каргополь, Устюг, Великий Новгород, Вологду, Кострому, Ярославль. Главным центром соловецкой соляной торговли была Вологда. Доставка туда огромного каравана с соляными рогожами представляла собой задачу особой сложности. Для перегрузки соли из амбаров на суда (насады и дощанники) нанимались сотни грузчиков. В 1603 г. монастырский соляной караван состоял из шести насадов и двух дощаников, на которых везли 3 430 рогож общим весом 102 503 пудов. Для его перегрузки были наняты в Устюге 314 человек. В Тотьме их количество увеличилось до 592 человек. В 1620 г. было продано 76 018 пудов на сумму 6 194 рублей; затраты на транспортировку составили 828 рублей 23 алтына. В 1638 г., соответственно, 105 510 пудов, 11 342 рублей и 1 384 рубля. В 1644 г. – 125 056 пудов, 14 792 рублей и 1 870 рублей. Таким образом, расходы на транспортировку составляли более 10% от выручки. Если не удавалось продать всю соль в Вологде, её везли на возах в Москву. Часть соли поморские торговцы покупали на месте производства, на усольях.
Соляной промысел Соловецкого монастыря в Поморье был огромной мануфактурой. В этой хозяйственной деятельности участвовали тысячи людей, крестьяне поморских сёл и деревень, торговцы Холмогор, Турчасова, Великого Новгорода, Устюга, Тотьмы, Вологды и других городов и слобод. Для Соловецкого монастыря соляной промысел был предметом особой гордости, очередным напоминанием, что эта обитель – особая, «не в образец» иным.
Другие монастырские промыслы
Представление о хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря будет неполным без других промыслов, развивавшихся на острове и в поморских вотчинах обители.
Древнейшим монастырским промыслом было рыболовство. В основном ловили беломорскую сельдь, которая шла для внутреннего употребления и на продажу. Также известен промысел сёмги, зубатки, а с XVIII в. – наваги. Промысловые участки на побережье именовались «тонями». Здесь стояли избы для рыбаков, амбары для рыбы и хранения сетей. Тони мерялись неводами. В конце XVI—начале XVII вв. на Большом Соловецком промысле было 27 неводов, на которых действовали 15 карбасов и 4 крупных судна. Многие рыболовные тони монастырь сдавал в аренду местным крестьянам-рыбакам. На острове ловили рыбу в озёрах. Ещё при игумене Филиппе были устроены искусственные пруды для разведения рыбы.
На Соловецких островах также промышляли нерпу, лахтака (тюленя) и белуху. Этот промысел именовался «мурманским». Из морского зверя топили сало для нужд монастырского хозяйства. На нерпу и тюленя охотились круглый год, били на льду и на берегу.
Белое море в окрестностях Соловецкого монастыря. Автор фото Игорь Георгиевский, GeoPhoto.ru
В монастырских вотчинах на материке в Кемской и Керетской волостях добывали слюду, игравшую важную роль заменителя стекла. Русская слюда также шла на экспорт в Западную Европу. Крупнейшие месторождения слюды были в Керетской волости, здесь ежегодно добывали более четырёхсот пудов. В некоторые годы слюдяной промысел по доходности занимал второе место за соляным. В 1660-е гг. ежегодно продавалось в среднем 315—325 пудов слюды на сумму до тысячи рублей. На местах добычи слюды, которые именовались «вараками», ставили амбары, кузницы, избы и келью келья старца-приказчика.
На Керети, в Кеми, на Варзуге и в некоторых других поморских волостях добывали речной жемчуг. Этот промысел не приносил дохода, но жемчуг использовался в монастырских мастерских для изготовления окладов икон и иной церковной утвари. Среди других монастырских ремёсел широкое распространение имело изготовление различных деревянных изделий, в том числе посуды и инструментов, икон, крестов. С XVI в. известно косторезное дело. В XVIII—XIX вв. из дерева и кости вырезались кресты и ложки, пользовавшиеся большим спросом у паломников. Как и в любом другом крупном монастыре, на Соловках были свои плотники, кузнецы, каменщики, гончары и ремесленники других профессий, как монахи, так и бельцы.
Суровая природа Соловецкого архипелага и Беломорья создали особый уклад хозяйственной и экономической деятельности. Житель Русского Севера, менее зависимый от земли, чем крестьянин центральных уездов, был лёгок на подъём, предприимчив, смекалист, свободолюбив. Бедная природа Беломорья пробуждала активную мысль и заставляла совершенствовать технологии. Разветвлённое и сложное хозяйство Соловецкого монастыря стало порождением местных условий, аскетичного подвижничества и деятельной инициативы.
Здесь, в полумраке полярной ночи, на самом краю Русской Земли, соловецкие старцы уповали на Бога, молитвенную помощь чудотворцев Зосимы и Савватия и на собственное трудолюбие. На соловецких соляных промыслах, лесных порубках и рыбных тонях ковались твёрдые, независимые и правдолюбивые характеры. В XVI в. митрополит Филипп восстал против кровавой опричнины, а спустя столетие соловецкая братия поднялась против нового «антихристова предания». В истории Соловецкого монастыря вдохновенное стояние за правду и тяжкая повседневная работа неотделимы друг от друга.
Автор: Шокарев Сергей Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения Историко-архивного института РГГУ.
Литература и источники:
Акты социально-экономической истории Севера России конца XV—XVI в. Акты Соловецкого монастыря. 1479—1571 гг. Л., 1988.
Акты социально-экономической истории Севера России конца XV—XVI в. Акты Соловецкого монастыря. 1572—1584 гг. Л., 1990.
Богданова А.В. Соловецкий монастырь в Екатерининскую эпоху: из истории секуляризационной реформы 1764 года. М., 2017.
Борисов А.М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI—XVII веках. Петрозаводск, 1966.
Критский Ю.М. Промыслы и ремесла северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV–XX вв. // Соловецкий сборник. Вып. 3. Архангельск, 2006. С. 218—255.
Савич А.А. Соловецкая вотчина в XV—XVII веках. Пермь, 1927.
Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. 2-е изд. М., 2009.