в каком соборе западной европы впервые появился витраж кельнский
Кельнский собор. Часть 6. Старейший витраж собора и баварские витражи
В восточной стороне собора находится семь капелл (часовен).
В центральной капелле Трёх царей-волхвов находятся три витража.
В центре — старейший витраж собора. Слева от него — Dreikönigenfenster, справа — Petrus-und Maternusfenster.
Älteres Bibelfenster, 1260.
Самый старый витраж собора, сохранившийся до наших дней, его стёкла изображают сцены из Ветхого и Нового завета, сгруппированные попарно. Из-за того, что витраж частично закрыт — невозможно полностью увидеть все сцены из Ветхого Завета.
Пары витражей (снизу вверх):
Создание Евы — Рождение Марии.
Сватовство Ревекки — Благовещение Марии.
Горящий куст, в котором Моисею явился Бог-отец — Рождение Христа.
Визит царицы Савской к царю Соломону — Поклонение трёх волхвов.
Пророк Самуил на алтаре в храме о священником Илией-Христос на алтаре в храме со священником Симеоном.
Ной в ковчеге — Крещение Христа.
Пир по поводу отнятия от груди Исаака — Тайная вечеря.
Жертвоприношение Исаака — Распятие Христа.
Спасение Ионы из чрева кита — Воскресение Христа.
Вознесение Илии — Вознесение Христа.
Dreikönigenfenster, 1330/40.
На центральной картине витража изображено преподношение даров волхвами.
В центре старший волхв преподносит золото. Два других волхва находятся на этом же уровне с двух сторон.
Выше волхвов Иоанн Богослов (слева) и святой Гереон (справа).
Petrus — und Maternusfenster, 1330/40.
Если верить легендам, то Матернус был удивительным человеком, не каждому человеку приходилось дважды воскресать после смерти. В
Евангелии от Луки, глава 7, стихи 11–15 рассказывается: » После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его.»
Этим восставшим из мёртвых юношей был Матернус, который потом стал учеником Святого Петра и отправился со святыми Евхариусом и Валериусом проповедовать Евангелие на берега Рейна. В Эльзасе Матернус умер. Святой Петр во время видения увидел это и передал Евхариусу и Валериусу свой посох, с помощью которого Матернус вновь возвратился к жизни.
В Кёльне Матернус был епископом в течение 40 лет, построил церковь Святого Петра, через века на месте которой был воздвигнут Кёльнский собор, полное название которого — Собор святых Петра и Марии, а также Церковь Святой Цецилии.
Как Святой Пётр, так и Святой Матернус окружены четырьмя святыми. Сверху апостолы, внизу мученики. Рядом со Святым Петром апостолы Иоанн и Павел, с Матернусом — Варфоломей и Пётр.
еще будучи кронпринцем Людвигом Карлом Августом любил заниматься меценатством, тратя громадные деньги на приобретение коллекций художественных произведений. Поэтому совсем не случайно в 1842 году им были подарены Кёльнскому собору 5 витражей, которые были установлены в 1848 году.
Парадокс, но словно бы ждали его отречения, прежде чем в окнах собора появились витражи, которые получили название «Баварские витражи» и которые можно увидеть справа в главной зале (южный боковой неф).
БАВАРСКИЕ ВИТРАЖИ
На двух, расположенных по краям, витражах изображены герб Баварии и дата установки.
Конфигурация витражей практически одинакова. В середине большая мозаичная картина из стекла, посвященная событиям из библейской истории, сверху несколько картин различных размеров, а внизу изображения людей, достойных для размещения на витражах. Пробежимся взглядом по некоторым из них.
Первый витраж
В центре витража: проповедь Иоанна Крестителя в пустыне Иудейской.
Второй витраж
В центре витража: поклонение пастухов и трёх царей-волхвов родившемуся младенцу Христу.
Внизу витража: четыре великих пророка Ветхого Завета — Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил.
Третий витраж
Наверху витража: «Тайная вечеря», последняя трапеза Христа со своими двенадцатью учениками-апостолами.
В центре витража: снятие с креста.
Внизу витража: евангелисты, написавшие четыре канонические евангелия, — Матфей, Марк, Лука и Иона.
Четвёртый витраж
Наверху витража: сцена в Гефсиманском саду.
В центре витража: Сошествие святого Духа.
Отцы Церкви — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, иерархической организации и богослужения Церкви.
Пятый витраж
В центре витража: сцена побиения святого великомученника Стефана.
Кельнский собор. Часть 6. Старейший витраж собора и баварские витражи
В восточной стороне собора находится семь капелл (часовен).
В центральной капелле Трёх царей-волхвов находятся три витража.
В центре — старейший витраж собора. Слева от него — Dreikönigenfenster, справа — Petrus-und Maternusfenster.
Älteres Bibelfenster, 1260.
Самый старый витраж собора, сохранившийся до наших дней, его стёкла изображают сцены из Ветхого и Нового завета, сгруппированные попарно. Из-за того, что витраж частично закрыт — невозможно полностью увидеть все сцены из Ветхого Завета.
Пары витражей (снизу вверх):
Создание Евы — Рождение Марии.
Сватовство Ревекки — Благовещение Марии.
Горящий куст, в котором Моисею явился Бог-отец — Рождение Христа.
Визит царицы Савской к царю Соломону — Поклонение трёх волхвов.
Пророк Самуил на алтаре в храме о священником Илией-Христос на алтаре в храме со священником Симеоном.
Ной в ковчеге — Крещение Христа.
Пир по поводу отнятия от груди Исаака — Тайная вечеря.
Жертвоприношение Исаака — Распятие Христа.
Спасение Ионы из чрева кита — Воскресение Христа.
Вознесение Илии — Вознесение Христа.
Dreikönigenfenster, 1330/40.
На центральной картине витража изображено преподношение даров волхвами.
В центре старший волхв преподносит золото. Два других волхва находятся на этом же уровне с двух сторон.
Выше волхвов Иоанн Богослов (слева) и святой Гереон (справа).
Petrus — und Maternusfenster, 1330/40.
На витраже изображены Святой Пётр (слева) и Святой Матернус — первый епископ Кёльна.
Если верить легендам, то Матернус был удивительным человеком, не каждому человеку приходилось дважды воскресать после смерти. В
Евангелии от Луки, глава 7, стихи 11–15 рассказывается: » После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его.»
Этим восставшим из мёртвых юношей был Матернус, который потом стал учеником Святого Петра и отправился со святыми Евхариусом и Валериусом проповедовать Евангелие на берега Рейна. В Эльзасе Матернус умер. Святой Петр во время видения увидел это и передал Евхариусу и Валериусу свой посох, с помощью которого Матернус вновь возвратился к жизни.
В Кёльне Матернус был епископом в течение 40 лет, построил церковь Святого Петра, через века на месте которой был воздвигнут Кёльнский собор, полное название которого — Собор святых Петра и Марии, а также Церковь Святой Цецилии.
Как Святой Пётр, так и Святой Матернус окружены четырьмя святыми. Сверху апостолы, внизу мученики. Рядом со Святым Петром апостолы Иоанн и Павел, с Матернусом — Варфоломей и Пётр.
Кёльнский собор является не только гордостью жителей Кёльна, но и всей Германии. Поэтому подарки для собора были в порядке вещей.
еще будучи кронпринцем Людвигом Карлом Августом любил заниматься меценатством, тратя громадные деньги на приобретение коллекций художественных произведений. Поэтому совсем не случайно в 1842 году им были подарены Кёльнскому собору 5 витражей, которые были установлены в 1848 году.
Парадокс, но словно бы ждали его отречения, прежде чем в окнах собора появились витражи, которые получили название «Баварские витражи» и которые можно увидеть справа в главной зале (южный боковой неф).
БАВАРСКИЕ ВИТРАЖИ
На двух, расположенных по краям, витражах изображены герб Баварии и дата установки.
Конфигурация витражей практически одинакова. В середине большая мозаичная картина из стекла, посвященная событиям из библейской истории, сверху несколько картин различных размеров, а внизу изображения людей, достойных для размещения на витражах. Пробежимся взглядом по некоторым из них.
Первый витраж
В центре витража: проповедь Иоанна Крестителя в пустыне Иудейской.
Внизу витража святая равноапостольная царица Елена, святой император Константин, император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса и первый император Священной Римской империи Карл Великий.
Второй витраж
В центре витража: поклонение пастухов и трёх царей-волхвов родившемуся младенцу Христу.
Внизу витража: четыре великих пророка Ветхого Завета — Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил.
Третий витраж
Наверху витража: «Тайная вечеря», последняя трапеза Христа со своими двенадцатью учениками-апостолами.
В центре витража: снятие с креста.
Внизу витража: евангелисты, написавшие четыре канонические евангелия, — Матфей, Марк, Лука и Иона.
Четвёртый витраж
Наверху витража: сцена в Гефсиманском саду.
В центре витража: Сошествие святого Духа.
Внизу витража: четыре Римских отца церкви, признанные в 1298 году, Августин Блаженный, Иероним Стридонский, Григорий Великий и Амвросий Медиоланский.
Отцы Церкви — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, иерархической организации и богослужения Церкви.
Пятый витраж
В центре витража: сцена побиения святого великомученника Стефана.
Стефан Первомученник считается первым христианским мученик, который был побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Когда и в какой стране появились первые витражи?
Стекло – один из первых искусственных материалов, который научились изготавливать люди. Археологи находят стеклянные изделия, как местного производства, так и привозные, и в Древнем Египте, и в Месопотамии, и в Финикии.
С Финикией у царя Соломона, строителя первого иерусалимского Храма, были хорошо налаженные связи. Оттуда в Иерусалим доставили стволы кедра, из которых сделали деревянные перекрытия. А еще оттуда доставили блоки стекла, как цветного, так и бесцветного (бесцветное стекло могли делать только в Финикии). Блоками из бесцветного стекла закрыли проемы под крышей Храма. Так что Иерусалимский Храм был первым в истории зданием с застекленными окнами.
Застекленные окна в Средние века были признаком большого богатства. Не у многих хватало на это денег. Очень часто, чтобы в доме было и светло, и тепло, окна закрывали пластинками слюды, промасленной бумагой или даже рыбьим пузырем. Это было, может быть, и практично, но не красиво. Более эстетичными были вставленные в окна тонкие пластины алебастра, не прозрачные, но неплохо пропускающие свет.
Уже в 10-11-м веках в европейских церквях оконные проемы стали стеклить. Такое остекление называлось витражом. Слово «витраж» — французское, и означает оно попросту «остекление», «оконное стекло» а происходит от латинского слова vitrum — стекло. Витраж изготавливали, вставляя куски цветного или окрашенного стекла в раму из свинца. Таким образом, для того, чтобы начать делать витражи, люди должны были научиться делать тонкое листовое цветное стекло. В Европе эту технологию освоили в 10-м веке. До этого из небольших стеклянных кусочков (смальты) делали только мозаики, которые вставить в раму было весьма затруднительно. Но в любом случае, мозаика – дальний предок витражей.
Самые ранние цветные витражи в мире сохранились в немецком городе Аугсбурге, в Соборе Девы Марии (Mariendom). Они созданы во второй половине 11-го века и на них изображены библейские пророки. На иллюстрации представлен один из этих витражей, изображающий царя Давида. Свидетельством того, что витражи в Соборе Девы Марии в Аугсбурге – одни из первых в Европе, а значит, и в мире, является то, что они исполнены в технике «прозрачной мозаики», которая была переходной техникой между стеклянной мозаикой и собственно витражами.
Специалисты утверждают, что во Франции техника витражей была освоена раньше, но там они подверглись более поздней переделке. Так что аугсбургские витражи – первые в мире.
Но первые – не значит лучшие. Чтобы увидеть средневековые витражи во всей красе, следует все же съездить во Францию. В Шартрском соборе находится уникальная коллекция средневековых витражей, созданных в 12-м веке, 150 окон. Наиболее известное витражное окно 1150 года называется «Богородица из красивого стекла» (Notre-Dame de la Belle Verrière).
Меньшая по размеру, но не менее впечатляющая коллекция витражей в более «молодом» соборе в Реймсе, который построили в 13-м веке. Это почти на сто лет позже, чем собор Парижской Богоматери и Шартрский собор.
Техника витражей за это время не стояла на месте и Реймские витражи – более красивы, чем шартрские.
Еще одно место для любителей витражного искусства – Сен-Шапель в Париже, капелла, которая находится совсем недалеко от Собора Парижской Богоматери, на острове Сите, неподалеку от Дворца Юстиции. Витражи – главное украшение этой капеллы. Это – подлинные произведения 13-го века. Солнечные лучи, проходя через красные и синие витражные стекла, производят волшебное впечатление. Именно поэтому в Сен-Шапель следует идти в солнечный, а не в пасмурный день. Только под солнцем «заиграют» витражи.
Витражи в средневековых соборах делались не только для красоты. Это были еще и всеобщие иллюстрации к Священному писанию. Например, в Англии, в Кентерберийском соборе 15 витражей называются окнами Библии Бедняков. В них слева направо изображены сюжеты Ветхого и Нового завета.
Ну, а если хотите посмотреть на красоты витражного искусства времен сталинского классицизма – добро пожаловать на станцию «Новослободская» московского метрополитена! Их сделали в Риге, использовав цветные стекла, предназначавшиеся первоначально для Домского собора.
Кёльн
341 материал по 188 объектам, 3 722 фотографии
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Кёльне.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Кельнский собор. Часть 6. Старейший витраж собора
Материал понравился:
В восточной стороне собора находится семь капелл (часовен). В центральной капелле Трёх царей-волхвов находятся три витража.
Älteres Bibelfenster, 1260
Самый старый витраж собора, сохранившийся до наших дней, его стёкла изображают сцены из Ветхого и Нового завета, сгруппированные попарно.
Из-за того, что витраж частично закрыт- невозможно полностью увидеть все сцены из Ветхого Завета.
В самом низу пара: Создание Евы — Рождение Марии.
Выше: Сватовство Ревекки — Благовещение Марии.
Выше: Горящий куст, в котором Моисею явился Бог-отец — Рождение Христа.
Выше: Визит царицы Савской к царю Соломону — Поклонение трёх волхвов.
Выше: Пророк Самуил на алтаре в храме о священником Илией-Христос на алтаре в храме со священником Симеоном.
Выше (ветхозаветная картинка частично прикрыта скульптурой): Ной в ковчеге — Крещение Христа.
Выше (ветхозаветная картинка частично прикрыта скульптурой): Жертвоприношение Исаака — Распятие Христа.
Выше (ветхозаветная картинка частично прикрыта скульптурой): Спасение Ионы из чрева кита — Воскресение Христа.
Выше (ветхозаветная картинка частично прикрыта распятием): Вознесение Илии — Вознесение Христа.
На центральной картине витража изображено преподношение даров волхвами. В центре старший волхв преподносит золото. Два других волхва находятся на этом же уровне с двух сторон. Выше волхвов Иоанн Богослов (слева) и святой Гереон (справа).
Petrus- und Maternusfenster, 1330/40
На витраже изображены Святой Пётр (слева) и Святой Матернус — первый епископ Кёльна. Если верить легендам, то Матернус был удивительным человеком, не каждому человеку приходилось дважды воскресать после смерти.
Воскрешение сына наинской вдовы (Из Интернета)
Художественное просветление в Кёльнском соборе
Один из известнейших немецких художников современности Герхард Рихтер работает над витражом для кафедрального собора в Кёльне.
Герхард Рихтер и эскиз витража
Новый витраж будет установлен в южном поперечном нефе на месте прежнего, разрушенного во время Второй мировой войны. До сих пор его место заполнял орнамент 1950-х годов, почти полностью из прозрачного стекла и поэтому пропускающий слишком много света.
От библейской картины до абстрактной поверхности
По принципу случайности
После монохромной живописи начала 1960-х из мастерской Рихтера стали выходить цветные матрицы, напоминающие таблицы бытовых лаков и красок в магазинах «Вся для дома». Они были обезличены, выглядели так, как будто сошли с промышленного конвейера.
Разноцветные квадраты заполняют пространство витража по принципу случайности, который был задан в компьютерную программу, определившую в итоге место для каждого элемента мозаики.
Контекст
Наводнение вернуло Дрездену знаменитого художника
26.08.2004 Всемирно известный своими художественными коллекциями Дрезден стал обладателем крупнейшего в мире собрания работ одного из самых известных современных немецких художников Герхарда Рихтера.
Кёльнский собор исключен из «красного списка» ЮНЕСКО
Ярко-серый мир Герхарда Рихтера
Также по теме
Покровитель кельнских пивоваров попал на витраж в церкви (фото) 02.07.2020
Что нового в самом старом монастыре Германии (фото) 01.08.2020
В церкви этого монастыря будут соседствовать витражи учившейся в Ленинграде афганской художницы-мусульманки и самого дорогого современного немецкого художника.