в каком возрасте дети наиболее успешно воспринимают обучение музыке
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Ольга Родионова
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н. А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».
Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т. д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.
Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с помощью дидактических пособий Я работаю в группе с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное.
Групповое занятие с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развитие восприятия, мышления. Цвета предметов» Групповое занятие с детьми младшего дошкольного возраста (3-х лет) с ОВЗ «Цвета предметов». Развитие восприятия, мышления. [ b]ВСЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ.
Из опыта работы «Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов» Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов. Сухарева Ольга Борисовна, воспитатель В рамках сенсорного развития.
Конспект музыкального занятия «Развитие музыкального вкуса и слуха у детей посредством восприятия музыки» Конспект непосредственной образовательной деятельности занятия в подготовительной к школе группе на тему «Развитие музыкального вкуса и.
Консультация для воспитателей «Играем в музыку. Дидактические игры на развитие музыкального восприятия» Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для.
Развитие сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо.
Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Особенности музыкального восприятия детьми. Музыкальное воспитание играет важную роль в духовном становлении личности человека. Воспитание.
Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического.
Развитие слухового восприятия у детей 3–4- лет. НОД с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №27 Калининского района г. Санкт-Петербурга Конспект непрерывной непосредственно.
Презентация «Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста» Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Слуховое.
Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Наталья Усцелемова
Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Особенности музыкального восприятия детьми
Музыкальное воспитание играет важную роль в духовном становлении личности человека. Воспитание музыкой имеет точное, целесообразное влияние на развитие духовного мира каждого ребенка, связывается с его общим развитием, осуществляется в контексте становления целостной личности.
Педагог должен развить чувствительность детей к музыке, ввести их в мир добра и красоты, помочь открыть в музыке животворный источник человеческих чувств и переживаний, воспитать способность к активной разносторонней деятельности, формировать ценностно-ориентационное становление к музыкальному искусству, способствовать развитию художественно-творческих способностей детей.
Умение слушать и слышать музыку не является врожденной чертой. Познавательно творческие возможности детей дошкольного возраста развиваются в общении с музыкой, в процессе целенаправленного анализа музыкальных произведений. Ведь собственная деятельность является залогом глубоких переживаний, эстетического наслаждения, высоких художественных вкусов.
Наряду с термином «восприятие музыки» употребляют выражение «слушание музыки«,которое используется в двух значениях: как синоним восприятие музыки и как компонент музыкального занятия.
Следует учитывать, что влияние музыки на личность ребенка состоит из многочисленных слушательских впечатлений, которые накладываются друг на друга, постепенно обогащаясь и углубляясь. Работа над каждым произведением вводит дошкольниковв мир глубоких чувств и размышлений: о добре и зле, любви и ненависти и т т. д.
Особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра почувствовать красоту звучания, выразительность, услышать целостные художественные образы, вызывающие у слушателя определенные настроения, чувства и мысли.
Уже в 5-6 летнем возрасте дети способны прослушать и запомнить небольшое музыкальное произведение, определить его характер, настроение, яркие средства музыкальной выразительности. По результатам исследований Н. Ветлугиной, Р. Зинич и других исследователей установлено, что у детей младшей группы детского сада, которые различают общее настроение и характер произведения, чувства, вызванные музыкой, очень скоротечны. Восприятие музыки 4-5 летними дошкольными хранятся еще дольше. Однако произвольное внимание в них развито недостаточно, потому произведения, предназначенные для слушания, должны быть небольшими и образными.
Музыка, которую слушают дети, должна отвечать тем же требованиям, что и песни, которые они разучивают. Доступность музыки определяется прежде всего ее содержанием, близостью тематики интересам детей, а также объемом музыкального произведения. Дети 4-5 лет могут внимательно слушать музыку только 1-1,5 мин. Постепенно объем внимания у детей расширяется, и в 6-7 лет продолжительность музыкальной пьесы может достигать 1,5-2,5 мин.
У разных детей одно и то же произведение может вызвать различные ассоциации, в зависимости от индивидуальности слушателя, его духовной культуры. Чем моложе слушатель, тем больше он опирается на вне музыкальные ассоциации.
Слышать, воспринимать музыку- это значит различать ее характер,следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
При прослушивании произведения необходимо, чтобы восприятие музыки сопровождалось просмотром видеоматериалов или слайдов. Считается, что детям свойственно целостное восприятие искусства. Синтез музыки, литературы и живописи обогащает музыкальное восприятие дошкольников.
Музыкальные занятия в дошкольной организации образования являются важным этапом музыкального восприятия детей.
3. Праксина А. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. : «Просвещение» 1983г.
Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие.
Игры по формированию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование у детей первоначальной ориентировки в способах самостоятельных действий по эстетическому восприятию. а) Игра «Ладонь.
Конспект музыкального занятия «Развитие музыкального вкуса и слуха у детей посредством восприятия музыки» Конспект непосредственной образовательной деятельности занятия в подготовительной к школе группе на тему «Развитие музыкального вкуса и.
Консультация для родителей «Особенности музыкального воспитания детей раннего дошкольного возраста в детском саду» Консультация для родителей «Особенности музыкального воспитания детей раннего дошкольного возраста в детском саду» Цель консультации: Дать.
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.
Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения. Дети 3-4 лет часто один и тот же звук могут произносить то.
Формирование фонематического восприятия для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Специалисты школ (логопеды, учителя) утверждают: «Всегда получаем дисграфию или ее элементы у детей с общим недоразвитием речи, с алалией.
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности музыкального развития ребёнка. Дети 3-4 лет Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку.
Эссе «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» «Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьёз, ДАЖЕ.
Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?
Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития.
Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?
Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста.
Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог поступить в 1 класс музыкальной школы (всего было семь классов). Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти). Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах.
Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения.
В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.
Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста.
Когда начинать учить ребенка музыке — вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать.
Музыка — такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка — это все «предвестники» обучения музыке.
Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу.
Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая — насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить.
Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии. Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка.
Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет. Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.
Без комментариев
Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Двойченко Елена Борисовна
Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Консультация для родителей
«Слушание и восприятие музыки- основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
МА ДОУ № 26 «Центр развития ребенка –детский сад» г. Кемерово Музыкальный руководитель Е. Б. Двойченко.
Слушание музыки, ее восприятие и анализ – основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию.
Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации и происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.
Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки: инструментальная и вокальная. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах детского сада используются чаще. С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. Оба эти вида музыки широко используются в целях приобщения ребенка к окружающей его действительности, общественным явлениям, общенародным праздникам, развития эстетического восприятия, способности к эстетической оценке, эмоционального отношения.
Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно, выразительно исполнять произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей. При повторном прослушивании внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности.
В основе восприятия музыки лежит умение мыслить. Воспринимать музыку как «членораздельную речь». Важным условием развития умения мыслить, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный и младший школьный возрасты чрезвычайно важны для дальнейшего овладения музыкальной культуры. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальное восприятие становится более глубоким и осознанным, закрепляется, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Продолжая работу по формированию у детей культуры слушания, педагог добивается эмоционального сопереживания, одновременно развивает слуховую наблюдательность ребенка, эстетическое восприятие, предлагает высказываться, дать эстетическую оценку произведению искусства. В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить слушать ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней.
«Художественно-эстетическое развитие. Область «Музыка»«
мамиными колыбельными, ласковыми играми-массажами, прибаутками, потешками, играми из бабушкиного детства. Играть с малышами в «Ладушки» стало не модным? Современным родителям некогда петь колыбельные, гладить ребенка, пестовать его. А может быть, родители не знают и не умеют этого делать? Что будет, если мы все разучимся жить «в детстве», разучимся играть, любить? Возникает острая необходимость в перестройке мировоззрения, философии образования, разработке иного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста нового мышления, другого «формата«. Творческие личности уже «пришли», а как обращаться с их даром, не все педагоги знают.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Термин «инклюзивное образование» предусмотрен в ФГОС и продиктован потребностями общества. С чем связаны эти отклонения? Может быть, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями, быть может, отклонения связаны с социальным диагнозом «молчанка». Игра в «молчанку» начинается в раннем детстве, когда родители мало говорят с детьми, потому что устают от жизни, заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Система образования, как среднего, так и высшего звена, прочно идет по курсу «тестирования». Можно предположить, что будущие педагоги в скором времени разучатся говорить.
«Учите детей играть!»
«ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ«
Великая роль музыкальной деятельности
В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. В этой связи велика роль музыкального искусства (музыкальной деятельности).
Приобщение к музыкальному искусству, музыкальное воспитание в детском саду осуществляются на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности музыкальным руководителем и воспитателем и продолжается в школе на уроках музыки.
Традиции семейного воспитания в Республике Саха (Якутия) как основа формирования семейной культуры подрастающего поколения ПЛАН 1. Вступление 2. Организация совместной проектной деятельности. 3. Значимость социально-нравственного направления проектов 4. Заключение.
Проект по формированию музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Краски осени» Руководитель:.
Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василёк» Руководители:.
Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василек» Руководители:.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.
Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора Во все времена и величие, и статус России составлял культурный и духовный потенциал страны, а будущее государства всегда зависело от инициативности,.
Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС до Тема: «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО». Гиганова Варвара Валерьевна,.