в каком жанре написана ночь перед рождеством
Вечера на хуторе близ Диканьки
Содержание
Содержание сборника
Структура произведения
Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть»), и опять в XIX («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). Окольцовывает обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича — лихого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль. Течение времени не разрывается на страницах произведения, пребывая в некой духовной и исторической слитности.
Отзывы
Отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» [2]
Поэт Евгений Баратынский, получив от 22-летнего Гоголя экземпляр повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» с автографом, написал в апреле 1832 года в Москву литератору Ивану Киреевскому: «Я очень благодарен Яновскому за подарок. Я очень бы желал с ним познакомиться. Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель, и в повести своей „Страшная месть“ он не однажды был поэтом. Нашего полку прибыло: это заключение немножко нескромно, но оно хорошо выражает моё чувство к Яновскому».
Составляя в 1842 году первое собрание собственных сочинений, Гоголь написал для него предисловие. В нём он так отозвался о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» [3] :
Всю первую часть следовало бы исключить вовсе: это первоначальные ученические опыты, недостойные строго внимания читателя; но при них чувствовались первые сладкие минуты молодого вдохновения, и мне стало жалко исключать их, как жалко исторгнуть из памяти первые игры невозвратной юности.
Примечания
Поэмы | Ганц Кюхельгартен · Мёртвые души |
---|---|
Повести и рассказы | « Вечера на хуторе близ Диканьки» (Сорочинская ярмарка · Вечер накануне Ивана Купала · Майская ночь, или Утопленница · Пропавшая грамота · Ночь перед Рождеством · Страшная месть · Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка · Заколдованное место) · «Миргород» (Старосветские помещики · Тарас Бульба · Вий · Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем) · «Петербургские повести» (Невский проспект · Нос · Портрет · Шинель · Записки сумасшедшего) · Коляска |
Драматургия | Женитьба · Ревизор · Игроки · Утро делового человека · Тяжба · Лакейская · Отрывок · Театральный разъезд после представления новой комедии |
Публицистика | Женщина · «Борис Годунов», поэма Пушкина · О поэзии Козлова · Скульптура, живопись и музыка · О средних веках · О преподавании всеобщей истории · Взгляд на составление Малороссии · Несколько слов о Пушкине · Об архитектуре нынешнего времени · Ал-Мамун · Жизнь · Шлёцер, Миллер и Гердер · О малороссийских песнях · Мысли о географии · Последний день Помпеи · О движении народов в конце V века · О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году · Петербургские Записки 1836 года · Рецензии из «Современника» · Рецензии, не вошедшие в «современник» · Рецензия для «Москвитянина» (Утренняя заря) · О Современнике · Выбранные места из переписки с друзьями · О сословиях в государстве · Авторская исповедь · Размышления о Божественной Литургии |
Несохранившееся и отрывки | Владимир третьей степени · Рим · Ночи на вилле · Альфред · Гетьман · Страшный кабан (малороссийская повесть) · Отрывки на неизвестных пьес · Наброски плана драмы из украинской истории · Страшная рука · Фонарь умирал · Дождь был продолжительный · Рудокопов · Семён Семёнович Батюшек · Девицы Чабловы · Что это? |
Прочее | Италия · «Арабески» · Приложения к «Ревизору» · Учебная книга словесности для русского юношества · Письма |
Связанные статьи | Гоголь в музыке и кинематографе · Гоголь в нумизматике · Гоголь в филателии · Памятники Гоголю в Москве · Василий Гоголь-Яновский · Афанасий Гоголь-Яновский · Гоголь-Яновские |
Полезное
Смотреть что такое «Вечера на хуторе близ Диканьки» в других словарях:
ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ — ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ, СССР, киностудия им. М.Горького, 1961, ч/б, 69 мин. Сказка. По повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». В ролях: Александр Хвыля (см. ХВЫЛЯ Александр Леопольдович), Людмила Мызникова, Юрий … Энциклопедия кино
Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм — Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм, 1961) У этого термина существуют и другие значения, см. Вечера на хуторе близ Диканьки (значения). Иное название этого понятия «Ночь перед Рождеством»; см. также другие значения. Вечера на хуторе близ… … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вечера на хуторе близ Диканьки. Известно несколько экранизаций сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя и фильмов, снятых по его мотивам: Вечера на хуторе близ Диканьки… … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки 2: Вечер накануне Ивана Купала (компьютерная игра) — Вечера на хуторе близ Диканьки Часть серии 1C:КОЛЛЕКЦИЯ ИГРУШЕК Системные требования Минимальные: CPU 500 МГц ОЗУ 256 Мб Видео 64 Мб HDD 1.4 Гб … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки (значения) — Вечера на хуторе близ Диканьки: Вечера на хуторе близ Диканьки сборник повестей Николая Васильевича Гоголя, вышедший в 1831 1832 годах. Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм, 1961) экранизация повести «Ночь перед Рождеством» из… … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки (компьютерная игра) — Вечера на хуторе близ Диканьки Часть серии 1C:КОЛЛЕКЦИЯ ИГРУШЕК Системные требования Минимальные: CPU 1.0 ГГц ОЗУ 256 Мб Видео 64 Мб HDD 1.4 Гб … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки (мюзикл) — Вечера на хуторе близ Диканьки Жанр Мюзикл Режиссёр Семён Горов В главных ролях Ани Лорак, Филипп Киркоров, Лолита Милявская, Олег Скрипка … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки (телефильм) — Вечера на хуторе близ Диканьки Жанр Мюзикл Режиссёр Семён Горов В главных ролях Ани Лорак, Филипп Киркоров, Лолита Милявская, Олег Скрипка … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм, 2002) — Вечера на хуторе близ Диканьки Жанр Мюзикл Режиссёр Семён Горов В главных ролях Ани Лорак, Филипп Киркоров, Лолита Милявская, Олег Скрипка … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки (сборник) — Вечера на хуторе близ Диканьки первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом). Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй в 1832 году. Рассказы «Вечеров» писались в 1829 1832… … Википедия
К какому литературному жанру относится произведение«Ночь перед Рождеством»?
Касаемо литературного жанра, то формально, автор произведения-Ночь перед рождеством, великий и неповторимый Николай Васильевич Гоголь, определил его как повесть.
Многие литературные критики определяют жанр как сказочную повесть, но при этом, никак не сказка, а именно сказочная повесть.
Думаю, что на этом и надо остановиться- сказочная повесть.
Повесть Гоголя «Ночь перед рождеством» относится к эпическому жанру. Она написана прозой, хотя язык автора очень поэтичен. Ее даже можно назвать поэмой в прозе.
К эпическим жанрам мы причисляем не только повесть, но роман и рассказ, однако жанр произведения гоголя именно повесть. Роман подразумевает описание длительного эпизода из жизни героев, более тщательно показывает их характеры и внутренний мир, часто имеет в основе некий конфликт. Ничего этого у Гоголя мы не находим.
Так что «Ночь перед рождеством» именно повесть.
Иногда ее называют сказочной повестью, намекая на то, что в ней имеются некоторые элементы народной сказки. Иногда ее называют мистической повестью, намекая на то, что в ней действуют не совсем сказочные, а скорее мистические персонажи. Можно назвать ее и фантастической повестью. Впрочем, это уже не столь важно.
Произведение Гоголя «Ночь перед Рождеством» является повестью, именно так утверждал сам автор этого произведения, но многие литературоведы считают ее не только повестью, а еще и сказкой или более нейтрально сказочной повестью.
Но все же это не сказка, так как в ней идет рассказ о реальных людях, которые живут в реальном месте, но с ними происходят различные чудесные и волшебные истории и они встречаются с потусторонними существами ( черт)
Из современных литературных жанров, на мой взгляд, наиболее близок жанр ^фэнтази^. Есть приключения главного героя, есть ^магия^, есть мистические персоонажи, играющие заметную роль. А на то время, скорее, к сказке.
Тетя Роалинг закончила книгу более менее без «крови».
Сначала хотела прикончить кого-нибудь из главных героев. Чем сделала большой ажиотаж.
А потом, решила, что все главные герои должны выжить.
Если бы я заканчивал эту историю, то сказал бы Гарри: Ты сомневался в силе любви.Она сильнее чем сила темных искусств. И ты это понял.
Так пусть маглы нового поколения найдут себе половинку любви.
У М.Булгакова есть прекрасное произведение «Записки юного врача».
Лучший рассказ из произведения «Полотенце с петухом».
Очень рекомендую всем почитать. Пересказывать Булгакова бесполезно.
Замечательная вещь Александра Куприна!
Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.
Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.
Аннотация к сказке
Книга была написана в 1830—1832 годах. В 1832 году впервые издана, позже переиздавалась. Литературный жанр — сказочная повесть. Автор — Николай Васильевич Гоголь. История создания книги: Н. В. Гоголь трепетно относился к жизни своего народа, что и отразил в ряде повестей.
Сказка похожа на фольклорное произведение. События, описанные в ней, связаны с фантастическими эпизодами, легендами, преданиями. Реализм переплетается с романтизмом.
А сам сюжет похож на множество других историй, но в отличие от рассказа Чехова с перекликающимся названием «В рождественскую ночь», наполнен юмором. Он повествует о любви и препятствиях между двумя молодыми людьми, о добре и зле.
События развиваются вокруг трех главных героев:
Вакула влюблен в Оксану, а она обещает выйти за него замуж только в том случае, если поклонник добудет черевички, о которых мечтает избранница. Красавица хочет такие сапожки, которые носит сама императрица Екатерина Великая.
Но ситуация усугубляется еще и тем, что Вакула конфликтует с отцом Оксаны. Что же делать несчастному влюбленному юноше?
Связываться с нечистыми силами и верхом на черте лететь в Петербург, чтобы достать обувь и жениться на Оксане.
Краткое содержание
Существует народное поверье, что в ночь перед Рождеством черт совершает последнюю пакость в году. Это и делает бес из повести: крадет луну. Что, в свою очередь, запускает череду забавных событий.
Вакула представил черта как настоящего демона, из-за чего разозлил вора. Черт пообещал отомстить Вакуле. По хитрому сплетению обстоятельств мама кузнеца (Солоха) была ведьмой и подругой беса.
Параллельно рассказывается история жизни Солохи. Она запуталась в своих поклонниках, ей даже приходится прятать их в мешки из-под угля. Вакула вытаскивает эти мешки на улицу, а себе оставляет только один. Потом выясняется, что в мешке сидит черт.
Черт выпрыгивает из мешка и забирается верхом на Вакулу. Но тот ловко изворачивается, хватает беса за хвост и сам седлает его. Как же Вакуле удалось усмирить черта и достать черевички:
Героиня была рада, что Вакула оказался жив. В этот момент она поняла, что любит его, а никакие подарки ей не нужны.
Пересказ произведения
События берут начало в предпраздничную ночь. Молодежь готовится к колядкам, а бесовщина взобралась на небо (ведьма и черт). Они решили украсть луну, чтобы из-за темноты Чуб и кум не смогли дойти до Дьяка, а Вакула не смог добраться до Оксаны. Кузнец занимался росписью утвари, изображал лики святых, а вот беса всегда рисовал в неприглядном виде. Чем и рассердил нечисть.
Однако Чуб смог прийти в гости, а кузнец пришел к Оксане. Вакула признается девушке в любви, а та с надменным выражением лица отвергает молодого человека. Но в шутку и ради издевки говорит, что выйдет за него замуж, если тот добудет черевички Екатерины Великой и принесет их.
В дом возвращается Чуб (страшная метель сбила с дороги), но голос кузнеца пугает его. Герой решает, что ошибся домом. Чуб меняет голос, а Вакула выгоняет его. Тогда гость отправляется к матери кузнеца (Солохе). Женщина пользовалась спросом среди мужчин.
Позже в доме Солохи произошла настоящая путаница. В дом пришел Голова и Дьяк, а до этого в помещении находился еще и черт, а также Чуб, который передумал идти в гости. В итоге бес, Чуб и Голова были вынуждены спрятаться в мешки из-под угля. Потом домой пришел Вакула, и Дьяк тоже спрятался в мешок.
Кузнец принимает мешки за мусор и выносит на улицу. Там он встречается возлюбленную, которая напоминает про уговор. И без того задумчивый Вакула сердится еще больше, выкидывает все мешки, кроме одного, и убегает куда глаза глядят. Окружающие подумали, что кузнец сошел с ума.
В том мешке, что остался на плечах Вакулы, сидел черт. Но кузнец этого не знал, он направился к Пацюку, чтобы спросить дорогу к черту. Пацюк — родня беса. Вакула решил, что только нечисть поможет ему. Пацюк намекнул, что черт находится ближе, чем думает кузнец. Бес же жаждал мести и решил воспользоваться моментом. Но не тут-то было, кузнец оказался проворнее. Черт хотел оседлать Вакулу, но в итоге сам оказался в подчинении.
После возвращения в деревню Вакула отоспался, а потом нарядился и пошел к Чубу. При встрече протянул ему плеть, предложил три раза ударить себя. Затем Вакула протянул дары и попросил у Чуба руки его дочери.
Он согласился. Оксана в это время уже сама бежала с распростертыми объятиями к кузнецу. В конце произведения описывается семейная жизнь и дом молодоженов.
Основная мысль и анализ
Произведение учит тому, что за свое счастье нужно бороться, не бояться даже черта. А также повесть учит верить в сказку, в рождественское чудо, в исполнение желаний. В то, что добро неизменно побеждает зло. Несмотря на всю чертовщину (пропажа жителей в мешках, полеты ведьмы из печной трубы, похищение бесом месяца с целью испортить праздник), в селе царит теплая атмосфера любви и праздника.
Кратко проанализировать произведение можно следующим образом:
Гоголь настолько точно и красочно описывает атмосферу, что читатель, будто сам переносится туда. Ощущает мороз, хруст снега, ожидание чуда и праздника. А точное описание внешности героев, их пороков и слабостей позволяет еще лучше прочувствовать историю. Каждый персонаж интересен и уникален. Даже черт не вызывает отвращения, его образ завораживает.
Прототип и характеристики каждого героя можно найти в реальной жизни. Это и объясняет популярность произведения. Главная история, афоризмы и слова героев, мысли и поступки действующих лиц — все это обязательно напомнит читателю что-то из его жизни.
Гармоничное сочетание сказки и реальности добавляет в повесть нотку юмора. Жители деревни представлены как люди с примитивными потребностями, которых интересуют низменные удовольствия (еда, отдых, веселье). Они наивны, глупы, трусливы, лицемерны. Думают одно, а говорят и делают другое. Но Гоголь выставляет это не в форме критики, а в виде легкой иронии. Автор дает понять, что подобные недостатки свойственны всем людям.
В произведении Гоголь с теплом и иронией описал один день из жизни сельского народа. Но не обычный день, а праздничный. Читатель видит привычных жителей деревни: сильного Вакулу, богатого и глупого Чуба, самовлюбленную Оксану, хитрую Солоху. Такие персонажи есть в каждом селе. Это и увлекает читателя.
Краткое содержание повести «Ночь перед рождеством» Н. В. Гоголя
Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Сжатый пересказ будет полезен ученикам 5 и 6 класса при подготовке к урокам литературы.
В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.
Основные персонажи повести
«Ночь перед рождеством» очень краткое содержание
Ночь перед Рождеством для читательского дневника:
В повести рассказывается о кузнеце Вакуле, который был влюблен в Оксану. Но Оксана была гордой и поставила Вакуле условие: чтобы он принес ей красные черевички, как у императрицы Екатерины великой. Вакула очень сильно ее любил, и пошел в Россию за черевичками. Он сумел обдурить черта, когда тот вскочил ему на шею, он ловко ухватил его за хвост и сам оседлал его, приказав везти его прямо во дворец к Екатерине.
Черт сначала отказывался, но Вакула стал грозить ему крестом и черт привез его к самой Екатерине. Там он смело и вежливо изложил цель своего прибытия, и Екатерина великая дала ему свои черевички.
В это время в деревне пошли слухи, что Вакула от любви наложил на себя руки. Оксана очень за него беспокоится, но увидев кузнеца живым, она так радуется, что даже отказывается от черевичек. Вскоре они женятся.
Короткий пересказ «Ночь перед рождеством» Гоголя
Гоголь Ночь перед Рождеством краткое содержание:
На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.
Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.
Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».
Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.
Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.
В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».
Содержание «Ночь перед рождеством» с цитатами
Краткое содержание Гоголь Ночь перед Рождеством:
В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.
С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.
Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.
Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку, пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.
Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.
Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была никто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.
Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.
И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.
Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало». На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.
Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит». Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.
К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.
Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.
На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.
Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет». Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами». Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.
Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.
Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.
Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.
Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.
Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум».
Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков».
Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».
Заключение
В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.
Видео краткое содержание Ночь перед рождеством Гоголя
«Ночь перед Рождеством» – первая повесть второй книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. В Диканьке наступает ночь перед Рождеством. Из трубы одного дома на метле вылетает ведьма и начинает собирать в рукав звёзды с неба. Рядом с ней в небе показывается чёрт, который хватает горячий месяц и прячет его себе в карман. Так чёрт хочет отомстить сельскому кузнецу и живописцу Вакуле, который нарисовал в церкви неприятную для него картину об изгнании нечистого из ада.