в какой группе принципов перечислены принципы профессионального обучения
Принципы профессионального обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принципы обучения – это система установленных педагогических методов, средств и требований к организации и реализации процесса обучения.
В процессе подготовки к учебному процессу педагог руководствуется всеми принципами, так как они взаимосвязаны между собой, а использование их в комплексе гарантирует эффективность процесса обучения.
Понятие и сущность принципов профессионального обучения
Впервые принципы обучения были выделены и охарактеризованы Я. А. Коменским в его труде «Великая дидактика». На сегодняшний день часть принципов являются традиционными (носят исторический характер), а часть современными, появились недавно, исходя из актуальных тенденций в обучении и образовании.
Сущность принципов обучения заключается в том, что они предъявляют определенные требования к учебному процессу, выполнение которых обеспечивает его эффективность.
Все современные дидактические принципы обучения применимы и для профессионального образования. Однако, помимо традиционных принципов обучения, в профессиональном образовании, выделен ряд специальных принципов.
Принципы профессионального обучения основаны на том, что подготовка рабочего высокой квалификации требует соответствия технологического уровня процесса обучения реальному трудовому процессу.
Дидактические принципы профессионального обучения отражают связь между теорией и практикой в производственном процессе, а также соответствие между целью учебного процесса и его содержанием.
Характеристика принципов профессионального обучения
Принципы профессионального обучения:
Таким образом, часть принципов профессионального обучения, вытекают из специфики данного обучения, а часть являются традиционными, установленными исторически
Принципы профессионального образования
Принципы профессионального образования имеют свои специфические особенности. К ним относятся:
Политехнический принцип.
Политехническое образование предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания.
Осуществление принципа политехнического обучения требует соблюдения следующих условий:
— соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
— организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;
— связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
— доступность пониманию учащимися, соответствие их возрастным особенностям;
— возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся;
— опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
— информационная стабильность и динамичность учебного материала в течение более или менее длительного периода;
— соответствие содержания обучения имеющейся материально-технической базе школы, УПК, ПТУ, лицея;
— учет факторов, влияющих на производительность труда.
Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий:
— теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических занятиях;
— в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки;
— для эффективной реализации подготовки рабочих широкого профиля необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и синтез по видам производства;
Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач, трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения.
С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действия и методов обучения, разработки профессионально-квалифицированных характеристик, учебных планов, программ и учебников.
Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видения и понимания перспектив развития производства. Цель обучения и состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели профессией, но и развили свой интеллект. Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в технике, технологии и организации труда.
Принцип модульности профессионального обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
— интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели субъекта;
— постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъекта и того варианта обучения, который подлежит реализации;
— ориентацию субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям.
Модули обладают механизмом, позволяющим отражать происходящие изменения в науке и технике, для широкого и оперативного обновления содержания обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Осуществление этого принципа требует соблюдения следующих условий:
— планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения: вводного, подготовительного периода, периода освоения профессии, контрольно-заключительного;
— соблюдение последовательности формирования и закрепления навыков и умений в процессе производственного обучения;
— осуществление обучения дедуктивным методом обучения;
— опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
— упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний.
Содержание обучения должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть.
Принцип создания обучающей среды. Создание обучающей среды предполагает, прежде всего, создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.
Создание благоприятной среды требует разработки и реализации системы, социальных и психолого-педагогических мер в целях управления этим процессом:
— создание нормальных условий труда, оказывающих благоприятное психологическое и эстетическое влияние на учащихся (режим труда и отдыха, условия стимулирования, психологический климат, качество оборудования и т.д.);
— педагогическая оптимизация управленческих воздействий (их целесообразность, согласованность, компетентность, учет педагогических последствий).
Принцип компьютеризации педагогического процесса. Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно-вычислительных средств во все сферы жизни.
Использование компьютеров в учебном процессе позволяет эффективно решать следующие педагогические задачи: индивидуализация и дифференциация обучения; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществление самоконтроля и самокоррекции; моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развитие познавательных интересов учащихся; формирование умения принимать решения.
Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребования на рынке труда. В связи с этим возникает проблема организационно-правового регулирования отношений между участниками образовательного процесса и предприятиями-заказчиками на основе заключения договоров о подготовке рабочих кадров. Учебно-производительный труд учащихся должен стимулироваться в зависимости от его количества и качества, особенно в период производственной практики, когда учащиеся принимают участие в выполнении производственных заданий наряду с квалифицированными рабочими. Это стимулирует овладение учащимися передовыми приемами и способами труда, активные поиски путей повышения его производительности, стремление к овладению профессиональным мастерством.
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИНЦИП в переводе с латинского означает «начало», «основа», т.е. это общие нормы организации учебного процесса (руководящие положения).
Принципы имеют исторический характер, т.е. некоторые со временем утрачивают свое значение, другие изменяются или появляются новые, отражающие современные требования общества. Дидактические принципы взаимосвязаны между собой и образуют целую систему.
2.Доступность обучения – содержание, объем и методы преподавания материала должны соответствовать возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Тем не менее, не следует идти по пути упрощения, т.к. подобный подход не способствует развитию умственной активности учащихся. Изучение каждой темы нужно строить по принципу от простого к сложному; от легкого к более трудному; от уже известного к новому неизвестному. Правила:
3.Систематичность и последовательность в обучении – этот принцип требует, чтобы преподавание велось в строго логическом порядке. Так выполнению практической работы по технологической обработке должно предшествовать изучение свойств используемого материала, устройства используемого оборудования, теоретическое ознакомление с технологией обработки. Только в этом случае учащиеся последовательно овладевают знаниями, умениями и навыками, и смогут сознательно использовать их в своей практической деятельности. Принцип систематичности и последовательности находит отражение в структуре учебных программ и учебных пособий. Систематизация знаний учащихся достигается обобщающим повторением материала по каждой теме.
4.Связь теории с практикой
Соединение обучения с практической деятельностью обеспечивает глубокое усвоение школьниками научных знаний и их правильное применение. При объяснении теоретического материала учитель должен опираться на практические знания учащихся. Практические умения и навыки, приобретенные без опоры на знания, только путем механического подражания непрочны и легкозабываемы.
Связь теории с практикой осуществляется различными путями. Вот некоторые из них:
· проведение экскурсий на предприятия для ознакомления с оборудованием, технологическими процессами
· ознакомление учащихся с работой рационализаторов и изобретателей
· приучение учащихся к использованию научной и справочной литературы при подготовке к занятиям и в процессе выполнения различных работ
5.Сознательность и творческая активность учащихся в обучении
Реализация принципа сознательности и активности начинается с раскрытия перед школьниками целей и задач предмета и раздела, к изучению которых они приступают, с беседы о его практической значимости. Для развития творческой активности учитель должен давать задания самостоятельного изучения определенной части теоретического материала, выполнения конкретных трудовых заданий, решение творческих задач
6.Наглядность обучения. Я.А.Коменский назвал этот принцип «золотым правилом дидактики». Наглядность способствует лучшему усвоению знаний, углубляет их интерес к изучаемому материалу, повышает внимание учащихся. В трудовом обучении наглядность приобретает особое значение, т.к. без показа трудовых действий нельзя научить правильным приемам работы. Учитель должен не только демонстрировать сам выполнение тех или иных операций, но и обращаться к различным наглядным пособиям: плакатам, фотографиям, кинофильмам.
7. Прочность усвоения знаний, умений и навыков – обеспечивается реализацией всех принципов обучения (доступности, систематичности, последовательности, связи теории с практикой, наглядности, сознательности и активности учащихся). Но для этой цели также используются и специальные дидактические средства – это закрепление изученного материала и повторение ранее пройденного. Таким образом, знания и навыки, приобретенные на предшествующих занятиях, становятся базой для усвоения более сложных тем. Повторение и закрепление материала не должно носить пассивный характер – следует проводить их при помощи беседы, выполнения различных заданий (т.е. кроссвордов, карточек-заданий, тестов, деловых игр и т.п.). При изучении любого теоретического материала учащиеся должны его сначала осмыслить, понять, а потом уже запомнить, т.к. логическая и смысловая память более прочная. Прочность усвоения практических умений достигается выполнением тренировочных упражнений, трудовых заданий.
8.Учет индивидуальных особенностей учащихся
Коллективность обучения в общеобразовательной школе оптимально сочетается с индивидуализацией. Каждый отдельный ученик имеет свои индивидуальные особенности. Учитель должен знать их и учитывать. Важным средством учета индивидуальных особенностей является применение на занятиях дифференцированного обучения.
9.Принцип демократичности предполагает гибкость и вариативность обучения. Преподаватель имеет право на выбор программ, разработки авторских курсов, выбор объектов труда и т.д.
10.Принцип гуманизма характеризует коренное изменение позиции учащегося. Переход его от «объекта» к «субъекту». Учет его личностных, индивидуальных качеств, способностей и возможностей. Гуманизация предусматривает построение взаимоотношений учащихся и учителя на основе взаимоуважения, взаимопонимания, доверия и взаимной требовательности.
11.Принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций
Образовательная функция процесса технологической подготовки связана с формированием знаний, умений, навыков по планированию, осуществлению и контролю технологического процесса.
Воспитательная функция связана с формированием личности, т.е. ее мировоззрения, интересов, нравственных норм. Воспитываются трудовая дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность, уважительное отношение к труду, результатам труда. Бережное отношение к оборудованию, материалам.
Развивающая функция заключается в целенаправленном развитии способностей учащихся, мышления, профессиональных интересов, самостоятельности, активности, внимания, памяти, воображения и т.д.
12.Принцип политехнизма
Быстрая смена технологий, технический прогресс требуют такой подготовки, которая позволяла бы быстро овладеть смежными профессиями, доучиваться и переучиваться, имея хорошую базовую основу. Принцип политехнизма предусматривает универсальный характер обучения, позволяющий переносить общетехнические и специальные знания и умения из одной области в другую.
13.Связь обучения с производительным трудом позволяет познакомить учащихся с производством, с реальными условиями профессиональной деятельности; закрепить полученные знания, умения, навыки на производственной практике.
14.Соответствие требованиям современного производства
Учитывать достижения современной техники и технологии. Приобщать учащихся к изучению передового опыта, к рационализаторству, изобретательству. Учить выбору наиболее оптимальных технологий, эффективных способов обработки, позволяющих повышать качество выполняемых изделий и сокращать затраты на их изготовление.
Методы и принципы профессионального обучения
Слово «метод происходит из древнегреческого языка и означает «путь», «способ». Методом в профессиональной дидактике называется способ деятельности преподавателя, мастера или инструктора, с помощью которого, опираясь на сознание и активность учащихся, делается возможным усвоение ими знаний и овладение умениями, тем самым учащиеся готовятся к будущей профессиональной деятельности, формируются интересы, мировоззрения, позиции и убеждения.
Метод выбирается с таким расчетом, чтобы он способствовал достижению учебно – воспитательных целей, обеспечивал максимальную эффективность учащихся и эффективное усвоение ими программного материала, а в результате этого вел к достижению поставленных целей обучения.
В целях выполнения дидактических задач при выборе метода следует учитывать следующие условия:
1. Выбор метода обучения тесно связан с целями и содержанием обучения.
2. Выбор метода обучения зависит от своеобразия предмета. Он обусловлен учебным материалом данного предмета.
Учебно – производственная деятельность составляет основной метод овладения производственными умениями. Производственный труд учащихся – это метод характерный для профессионального обучения.
3. Выбор соответствующих методов обучения зависит от уровня подготовки учебной группы. Независимо от образования учащиеся находятся на разных уровнях развития. Успех обучения в значительной степени зависит от применения методов, соответствующих дидактической ситуации, а точнее – от подготовки учащихся и их умений.
4. Большое значение имеет применение методов, которые могут быть использованы для решения задач, вытекающих из дидактических целей. Дидактический процесс начинается, как правило, с того, что преподаватель знакомит учащихся с некоторыми фактами. При этом он прибегает к рассказу или лекции, иногда рекомендует прочитать соответствующий раздел в учебнике или демонстрирует какие – либо опыты. Следующими этапами обучения являются: анализ фактов, сравнение их с уже известными фактами, выводы, и наконец, закрепление знаний.
5. При выборе методов учитываются конкретные дидактические условия (дидактические средства и территориальные возможности), имеющиеся учебные пособия и оборудование требуют от преподавателя соответствующего их применения.
Общими методами обучения занимается дидактика.
Раздел дидактики посвященный общим методам, их анализу и описанию, называется общей методикой. К общим методам обучения относятся:
· Описание, рассказ, объяснение и лекция.
· Беседа и дискуссия.
· Самостоятельная работа с учебником (книгой).
· Проведение опытов (лабораторные занятия).
· Методы практического обучения.
Методы обучения непосредственно связаны с принципами обучения. Принципы производственного обучения – это главные положения и правила, которыми руководствуются мастера производственного обучения, чтобы наиболее эффективно реализовывать цели и задачи, обучения, правильно выбрать содержание, методы и формы профессиональной подготовки учащихся.
Выделяются следующие принципы профессионального обучения:
1.Принцип гуманизации профессионального обучения:
рассматривается как формирования у обучаемых системы отношений в процессе профессиональной деятельности. Построение взаимоотношений между учащимися и мастером производственного обучения, основанных на взаимопонимании, доверительности и взаимной требовательности, с обязательной совместной постановкой целей и задач, совместном анализе процесса их решения и достигнутых результатов.
2. Принцип демократизации профессионального обучения:
рассматривается как преобразование отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между руководителями всех рангов и педагогами, между педагогами и учащимися, студентами и между самими обучаемыми.
3. Принцип единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения:
· образовательная – формирование у учащихся совокупности знаний, умений и навыков в выполнении трудового процесса, связанного с выполнением операций, приемов и действий при планировании, подготовки, осуществлении, контроле и обслуживании трудового процесса;
· воспитывающая – это означает постоянное воспитание учащихся, коллективизм, дисциплинированность, нравственность, ответственность).
· развивающая – целенаправленное развитие познавательных способностей, рациональных приемов мышления, самостоятельности.
4. Принцип обучения в процессе производительного труда:
Этот принцип предполагает формирование профессиональных умений и навыков у учащихся на основе активного участия в производительном труде. Такое обучение позволяет учащимся лучше освоить свою профессию и понять ее сложность.
5. Принцип политехнической направленности обучения:
проявляется в выработке общетрудовых, общепроизводственных умений и навыков: планирование, решение практических задач, выбор оптимальных процессов трудовых режимов и т.д.
6. Принцип связи теории с практикой:
двусторонний процесс, осуществление которого зависит от соблюдения следующих условий: теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических знаниях и умениях по различным отраслям науки. При изучении теоретических положений, преподаватели опираются на производственный и жизненный опыт учащихся.
7. Принцип систематичности и последовательности:
означает необходимость обучения в определенной последовательности в строгом логическом порядке, соответствующем логике науки, труда и дидактическому требованию опоре их на совокупность ранее усвоенных знаний и сформированных умений.
8. Принцип доступности и посильности:
преподаваемый материал должен соответствовать подготовке и силам учащихся.Доступность достигается путем перехода от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному, избегая перегрузки учащихся, чередуя отдых и труд.
9. Принцип сознательной активности:
предполагает такую организацию обучения, когда усвоение профессиональных способов деятельности не является только механическим копированием действий мастера. Учащиеся должны выполнять трудовые действия с полным пониманием всей технологии в целом и отдельных ее элементов.
10. Принцип наглядности обучения:
предполагает освоение материала на основе живого и непосредственного восприятия учащимися изучаемых явлений, процессов и способов действия или их изображения.
11. Принцип прочности усвоения знаний и умений:
производственное обучение должно проходить так, чтобы учащиеся не утрачивали ранее приобретенные знания, умения и навыки [ 23, с. 440-463].
Данные принципы необходимо чередовать и учитывать для эффективности педагогического процесса обучения.