в какой период начинается обучение сюжетному рисованию
Особенности сюжетного рисования старших дошкольников
Тюнтяева Оксана Анатольевна
Особенности сюжетного рисования старших дошкольников
Особенности сюжетного рисования старших дошкольников
Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Передать настроение, чувства (грусть, печаль или радость, восторг) в рисунке от значимого для ребенка в жизни события (день рождения, поход в цирк, театр, встреча с близким человеком, прочтения интересного рассказа, сказки является главной предпосылкой к детскому творчеству, в частности, к сюжетному рисованию. Рисуя то или иное событие, сюжет ребенок, в первую очередь, передает свое отношение к происходящему.
В старшем дошкольном возрасте детям уже хорошо известны основные приемы изображения предметов. Недаром, сюжетное рисование с учебными целями вводится только со средней группы детского сада. Начальный этап: 2-3 предмета расположенные рядом.
Дети должны быть не ограничены в сюжетном рисовании изображением только тех предметов, которые уже изображали. В рисунке необходимо передать главное в сюжете, а деталями юный художник дополняет рисунок по выбору и желанию.
Старший дошкольник умеет выделять в сюжете главное. Это связано с развитием восприятия и мышления.
Выполнение задачи пространственного соотношения между предметами для дошкольника является сложной.
Дети старшего дошкольного возраста уже стараются соблюдать пропорциональные соотношения между предметами, увеличение или уменьшение предмета в связи с расположением в пространстве, научившись сравнивать и сопоставлять изображаемые предметы и объекты, устанавливая связь между ними.
Опыт прогулок с родителями с выездом на природу, наблюдений, объяснений воспитателя на занятиях (знакомство с понятием «линия горизонта», соединяющая землю и небо) дают начальные знания и представления о пространстве. Но, даже зная все это, передать на плоскости листа перспективу рисунка вызывают у некоторых детей большие затруднения. Поэтому старшие дошкольники, имеющие опыт, обладая пониманием перспективного расположения предметов, изображают предметы закономерно: то, что далеко, выше на плоскости листа и наоборот.
При рисовании на темы литературных произведений, сказок дошкольникам необходимо давать конкретное задание. Например, прочитав сказку Шарля Перро «Красная Шапочка»: нарисовать Красную Шапочку, идущую проведать бабушку. Дети рисуют образ девочки, любующейся красотами леса. Дети наполняют рисунки деталями на свое усмотрение, фантазируя: солнышко, облака, радуга, полянка с цветами и деревьями и т. д. Ребята учатся самостоятельно передавать колорит природы, соответствующий сюжету.
Так же в старшем дошкольном возрасте педагог может поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, изобразить полюбившийся эпизод из сказки.
В программе «От рождения до школы» предложены некоторые темы для сюжетного рисования. Творческий подход современного педагога-дошкольника заключается в том, чтобы раздвинуть рамки предложенного, раскрыв новые горизонты творчества и детской фантазии, предлагая интересные темы, учитывая впечатления детского восприятия.
Гендерные особенности творческого мышления у дошкольников втор: Туева Мария Андреевна, воспитатель средней группы МБДОУ N226 г. Новокузнецк, Кемеровская область. Там, где есть жизнь и свобода, есть.
Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей старших дошкольников Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже.
Консультация «Особенности рисования детей 3–4 лет» Консультация для родителей: Особенности рисования детей 3-4 лет. Многих родителей часто беспокоят вопросы: «В каком возрасте ребенок способен.
Мастер–класс по нетрадиционным техникам рисования для старших дошкольников «Зимний пейзаж» Не секрет, что внимание детей дошкольного возраста привлекает все удивительное и необычное. Поэтому педагоги всё больше в своей работе используют.
Особенности интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников Особенности интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического.
Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из.
План-конспект сюжетного занятия по физическому воспитанию «Моряки» для старших и подготовительных групп Цель: совершенствовать двигательную активность. Задачи: развивать и закреплять физические качества, развивать зрительную память, координацию.
Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение.
Консультация «Обучение сюжетному рисованию»
Ольга Суслова
Консультация «Обучение сюжетному рисованию»
ОБУЧЕНИЕ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ
ПО СКАЗОЧНО – БЫЛИННОМУ ЖАНРУ
Суслова Ольга Васильевна,
воспитатель по изобразительной деятельности
МБДОУ детский сад №48
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, талантливым, удачливым, а самое главное счастливым.
Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желание творить прекрасное. Учить этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Формируются эти способности у детей в процессе обучения сюжетному рисованию
Особое предпочтение дети отдают сказочно – былинному жанру. Мотив выбора этого жанра понятен, так как со многими сказками они знакомы, а чувства, выраженные художником в иллюстрации не раз ими переживались.
Что же такое сюжетное рисование сказочно-былинного жанра? Это изображение детьми связного сказочного содержания в рисунке нескольких предметов. В сюжетном рисованииразвивается мыслительная деятельность дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребёнку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла маленького художника. Она, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.
Обучение сюжетному рисованиюпредусматривает решение следующих задач:
— учить детей изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием (эпизод из сказки, загадки, потешки и др.);
-учить изображать пространство на плоскости листа бумаги, где предметы располагаются ближе, дальше, рядом, за, около, позади и т. д;
-учить самостоятельно решать цветовые отношения в рисунке;
-учить изображать взаимоотношение персонажей;
-создавать элементарные психологические характеристики (добрый, злой, красивый, страшный, трусливый, смелый);
-передавать пространственное расположение предметов (рядом друг с другом, вместе и др., пропорциональные отношения (большой, маленький, старший, младший).
Сюжетному рисованию предшествует чтение сказок с дальнейшим обсуждением сюжета, характеров героев.При этом широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, животных (добрый, отважный, мужественный, бесстрашный, пословицы и поговорки.
Обучению способам выражения связного содержания, композиции рисунка помогает рассматривание с детьми картин и рисунков художников.
Рассматривание картин приобретает также познавательное значение, поскольку дети выполняют рисунки к сказкам, в которых рассказывается о предметах, вид которых им неизвестен.
Близки и понятны иллюстрации Е. Рачёва, которые по своему развивают традиции русских художников- сказочников. Не подделываясь под старинный стиль, художник старается передать национальный характер сказок.Особой выразительности они добиваются благодаря бытовым деталям: украшенный наличник русской избы, крестьянское лукошко или вышитое полотенце. Яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданный художниками, близок и понятен детям.
В иллюстрациях Е. Рачёва каждый персонаж наделён своим характером. Надо суметь показать это детям. Они не будут копировать рисунки художника, однако увидят, как можно передать особенности костюма у лисы, как изобразить её хитрой. Противоположность лисе, медведя художник изображает простодушным, добрым, и нарисовать его надо именно таким.
Игровой приём занимает в сказочно- былинном жанре достаточно большое место. Игровые приёмы сосредотачивают внимание детей на восприятие героя, активизируют мыслительную деятельность детей, создают интерес к произведению, формируют положительное эмоциональное отношение к сказочно- былинному жанру.
Дети с увлечением принимают игровые элементы «Загадай что либо об Иванушке (Машеньке, а мы отгадаем», «Кто лучше и красивее передаст в движении тело животного», «Откроем тайну человека, которую скрыл от нас художник».
Знакомя детей с сказочно –былинным жанром я использовала знакомых детям героев: «Незнайку», «Тюбика», «Кузю», «Маркешу». Они задавали детям вопросы, учили рисовать, приносили новые сказки (иллюстрации,играли с ними в игры: «Художественный салон», «Выставка картин», «Найди ошибку», «Нарисуем для выставки, для книги, которую смогут «читать» и малыши» и др.
Впечатления, полученные детьми во время игр или занятий, бесед с героями, находят своё отражение и в их рисунках. Ребята стремятся к наиболее точной передаче сюжета сказки, через использование в рисунках изображений цвета, стиля, национального характера. У детей появилось желание к собирательству своих рисунков.
Использование приёма «вхождение» в картину будит детское воображение, ставит ребёнка на место изображённого героя, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему.
Как показала практика работы в детском саду с семьёй, многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят её мышления в развитии речи, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что восприятие ребёнком искусства оказывают сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу.
В условиях семьи детей знакомят с изобразительным искусством в основном посредством книжных иллюстраций, но это бывает эпизодически, в основном тогда, когда ребёнок сам обращается к взрослому с вопросом. При этом родители зачастую не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребёнка, не знают методики ознакомления дошкольника с сюжетным рисованием.
Что ещё побуждает родителей обращаться к сказочно – былинному жанру? Основное назначение иллюстраций родители видят в воспитании любви к красивому, волшебному, а также для того, чтобы его развлечь.
Помочь полюбить русские народные сказки в которых воплощены лучшие традиции устного народного творчества (победа добра над злом, счастливый конец). Использовать слова и выражения из сказок; особенности композиций (традиционный зачин, концовка, присказка)
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Через сказку помочь детям понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, умные или глупые. Сказка открывает волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Только в сказочной иллюстрации можно прикоснуться к волшебному ковру- самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это здорово попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев.
В процессе обучения рисованию сказочно-былинного жанра у детей появляются стремление к познанию мира, любознательность, формируются способность создавать эмоционально- чувственный образ, пространственное восприятие, развиваются творческие способности, мелкая моторика рук, воспитываются чувства доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.
Даша Д. 6 лет 8 м. Матвей С. 6 лет 8 м.
Жанна Л. 6 лет Катя Г. 6 лет
Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5–7 лет Презентация для родителей на тему «Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5-7 лет». Цель: познакомить родителей с системой обучения грамоте.
Интерактивное обучение детей 5–7 лет Предшкольное обучение, как составная часть системы общего образования Республики Казахстан играет важную роль, так как в этот период осуществляется.
Конспект занятия по сюжетному рисованию «Колобок катится по дорожке» «Колобок катится по дорожке» Цель занятия. Вызвать у детей радостное настроение, развивать память, воображение. Воспитывать у детей потребность.
Обучение чтению с пеленок Ребенок это такое милое и крохотное создание, которого можно обучить всему даже когда он еще совсем мал. в полтора года можно выучить весь.
Обучение дошкольников грамоте Обучение дошкольников грамоте Актуальность В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной.
Правильное обучение дошкольника Правильное обучение дошкольника Миронова И. Ю., педагог-психолог НДОЧУ «Детский сад «Радость» г. о. Балашиха Дошкольное образование – первая.
Программа по изобразительной деятельности. Обучение детей 5–7 лет рисованию с использованием нетрадиционных техник Программа по изобразительной деятельности «Мир вокруг нас» (Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов.
Обучение дошкольников рисованию хакасского орнамента Самобытное, национальное по форме хакасское орнаментальное искусство развивалось столетиями и использовалось для украшения одежды, мебели,.
Занятие по сюжетному рисованию в первой младшей группе «Осенний дождик» Осенний дождик! (сюжетное рисование) Задачи: расширять представление детей о признаках осени; учить рисовать осенний дождь цветными карандашами;.
Обучение сюжетного рисованию детей дошкольного возраста
Значение сюжетного рисования в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах
Выделяются следующие задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку:
1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.
2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).
3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели и задачи.
4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);
б) учить изображать в рисунке главное, т. е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшая группы);
в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);
г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).
6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.
7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
8. Побуждать детей к самостоятельности,творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (композиции, колорита и др.)
9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т. е. формировать способность художественно творческого восприятия рисунков.
Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (например, «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю» и др.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.
Задачи и содержание обучения в средней группе.
— изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу;
— приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).
На занятиях сюжетным рисованием воспитатель показывает ребятам, как соединить в одном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием, учит располагать изображение определённым образом: на полосе в один ряд (фризовое расположение, по всему листу.
Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е. А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию.
Темы, предлагаемые детям,несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.
В зависимости от того, какое событие выражается в рисунке, он побуждает детей обогащать изображение предметов, создавать выразительный образ. Так, например, если дети передают в рисунках впечатление праздника, они могут использовать яркие краски для цветов, флагов. Цветом дети передают радость, свое отношение к изображаемому.
Задачи и содержание обучения в старшей группе.
— научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;
— развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
— развивать чувство цвета.
Задачи сюжетного рисования в старшей группе значительно сложнее, чем в предыдущей. Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.
Тематика включает разнообразное содержание: это и явления окружающей действительности, и общественные события, праздники, и мир сказочных образов. Для создания сюжетных рисунков уточняются представления детей о предметах,находящихся в известных пространственных отношениях друг с другом: близко – далеко, выше – ниже, одни под другими, или над другими, или в ряд. Дети усваивают обозначение пространственных отношений и определяют их в рисунках, лепке.
Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.
Задачи и содержание обучения в подготовительной к школе группе.
— разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
— научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);
На занятиях сюжетным рисованием воспитатель учит детей передавать относительную величину предметов, располагать изображения с учетом глубины пространства, использовать весь лист бумаги или выделять широкую полосу для изображения предметов находящихся на земле. При систематической целенаправленной работе у детей к концу года сформируется умение продумывать, осуществлять пространственную композицию так, чтобы она выражала содержание событий.
Шестилетние дети могут передавать в рисунке пространство. Предметы, находятся ближе к нижнему краю листа, они изображают крупно, с четкими контурами, предметы дальних планов рисуют меньшего размера. Важно показать детям,как по-разному можно располагать предметы на плоскости листа: на широкой полосе, на всем листе и т. д. – в зависимости от содержания или замысла рисунка.
Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детейподготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист.
Таким образом, задачи сюжетного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития личности дошкольника.
Методика обучения сюжетному рисованию
Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа,методика работы с детьми должна строится в двух направлениях:
1. Обогащение детейяркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.
2. Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованиюявляется наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Методика обучения сюжетному рисованию в средней группе.
Четырехлетние дети благодаря освоенным навыкам и умениям получают возможность изображать задуманное или предложенное воспитателем какое-либо интересное для себя событие. Каждое содержание выражается по-разному. Поэтому педагог применяет такие методы обучения, которые должны исключить однообразие способов выражения. Например, не может быть единственным и обязательным во всех случаях способ расположения изображения на узкой полосе. Так, если дети изображают машины, которые едут по дороге, то композиция на полосе помогает созданию рисунка, придает ему четкость и выразительность. В другом случае, когда они изображают цыплят, бегающих по зеленой травке, то могут располагать их по всему листу.
Слово в сюжетном рисовании играет ведущую роль, так как главное внимание воспитатель направляет на развитие у детей воображения, замысла, на поиск самостоятельных средств. Правда, рисунки детей 4—5 лет, выражающие связное содержание, более примитивны, нежели изображения отдельных предметов, выполненные на основе наблюдения.Но это не должно смущать воспитателя: дети используют не только те изобразительные средства, чему их научили, но и то, что сами придумали.
Технические навыки. Первоначальное освоение всякого технического навыка требует наглядного показа способа действия. Это делает прежде всего сам воспитатель, затем предлагает повторить показ кому-нибудь из детей. Показ способа действия воспитатель обязательно сопровождает пояснением. В средней группе, как и в младших, прежде всего называет те движения и действия, которые показывает. Более сложное действие, включающее несколько простых, расчленяется на эти простые, и каждое показывается и называется.
Например, показывая приемы рисования треугольной формы (при изображении крыши домика,воспитатель говорит: «Сначала ставлю карандаш вот так. Теперь провожу линию в одну сторону, затем — в другую так, чтобы они были одинаковой длины. А теперь внизу их соединяю. Получилась треугольная крыша, как у скворечника (теремка, избушки, домика куклы, собачки и т. д.)».
Показ и объяснение воспитатель может повторить, обратив внимание детей на последовательность действий, а такие слова, как вначале, потом, затем, после этого, помогают им запомнить все действия в определенном порядке.
Целесообразно для повторного показа приглашать к мольберту детей. Этот прием не только воспитывает у них инициативу и самостоятельность, но и учит ориентироваться в новых условиях (рисовать на наклонной плоскости; хорошо, уверенно действовать карандашом, кистью).
На занятии, когда осваиваются технические навыки, уточняется форма каждого предмета, подчеркивается различие. Скажем, рисуя красками фрукты — апельсин, лимон, дети сперва рассматривают образцы (до занятия можно их даже подержать в руках, потрогать).
В дальнейшем воспитатель предоставляет детям больше само-стоятельности. Педагог только поправляет, дополняет пропущенное, следит за правильной последовательностью действий. Навык можно считать освоенным, если дети самостоятельно без напоминания применяют его и действуют при этом свободно.
Воспитатель умело использует различные приемы, методы обучения и помнит, что опора на имеющийся опыт ребенка, его индивидуальные особенности способствует развитию творчества.
Рассматривание рисунков. Четырехлетние дети проявляют все больший интерес к рисункам сверстников. Важно вызывать у них положительную эмоциональную реакцию на полученные результаты, учить радоваться общим успехам, поддерживать интерес к работам товарищей и желание самостоятельно их рассматривать и оценивать. Дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища. Кроме обще группового рассматривания рисунков после занятия, воспитатель в свободное время заводит с детьми разговор около стендов с работами, спрашивает, кому что нравится, высказывает свое мнение и поясняет, почему ему нравится тот или иной узор, изображение, развивая у детей умение оценивать рисунки но эстетическим достоинствам.
Методика обучения сюжетному рисованию в старшей группе.
Передавая события из жизни или сюжета литературного произведения, дети обычно изображают несколько предметов, связанных между собой одним действием. Приемам изображения каждого из этих предметов в отдельности на занятиях не обучают — дети должны знать их. Для облегчения задачи выставляется наглядный материал. В ходе беседы дети должны представить картину того,что передадут в рисунке: основное внимание уделяют действующим лицам, меньше — обстановке, окружению.Только таким путем: сначала — характеристика основных персонажей, затем — место действия, окружающие предметы. Сошлемся на пример из русской народной сказки «Колобок». Главный момент каждого эпизода —встреча колобка с животными: зайцем, волком, медведем и, наконец, лисой. Уже в процессе рисования воспитатель направляет внимание детейна передачу характерных черт того или иного персонажа: зайчик добрый, волк злой, лиса хитрая — ей так хочется полакомиться румяным колобком, что она даже язык высунула.
Разумеется, в процессе беседы воспитатель не навязывает детям свой замысел, не добивается именно такой формы выражения. Наоборот, чем своеобразнее они передадут содержание, тем ценнее творчество. Следовательно, указания в процессе рисования педагог направляет лишь на содержание и возможные пути его выражения. Он очень внимательно относится к замыслам детей, даже если они наивны, поощряет смелый поиск средств выражения действия. Педагог учит детей: расположение изображения в рисунке не ограничивается узкой полоской. Изображение свободно располагают на всем листе бумаги и порой без обрисовки глубинного пространства в зависимости от содержания (скажем, весь рисунок представляет собой землю, небо, воду). Подводит к мысли, как лучше разместить изображение, но не диктует всем один способ. Воспитатель учит детей различать пространственные отношения, правильно определять их (выше — ниже, дальше — ближе и т. д.). Если предметы находятся далеко друг от друга, их рисуют на разных концах листа бумаги.
В старшей группе при обучении рисованию воспитатель все больше применяет исследовательский и эвристический методы, т. е. задает вопросы, которые требуют воображения, фантазии, знаний ранее усвоенного материала.
Показ сокращается до минимума; если возникает необходимость, дети сами показывают сверстнику. Однако возрастает значимость наглядного материала. Дети должны уметь разбираться в содержании картин, иллюстраций, скульптур малых форм, предметах декоративно-прикладного искусства. Воспитатель учит их ориентироваться в конкретной ситуации, подготавливая заранее наглядный материал. Рассмотрев иллюстрации, скажем, на тему «Моя любимая сказка», дети представят себе сказочных персонажей, особенности и детали одежды, предметы быта, терема, дворцы и т. д.
Процесс рисования становится все более интересным, увлекательным. Дети начинают понимать, что сказочное — это красивое, необычное, волшебное и нарисовать его надо иначе, чем реальные предметы. Так постепенно обогащается детское изобразительное творчество.
Технические навыки. Как и в предшествующих группах, в старшей группе иногда применяют показ способа действия. При этом воспитатель поясняет, как он действует, обращает внимание на характер движения, а не просто называет его. После показа дети сразу повторяют способ действия. Если между наглядным показом и исполнением проходит время, педагог готовит материал, делает кому-то замечание, то эффективность метода утрачивается. Дети должны сохранить не только впечатление, но и ощущение, которое они испытали при восприятии; важно, чтобы они освоили не только само движение, но и то,как его исполняют: плавно, ритмично, быстро, размашисто. Дети должны иметь возможность сразу повторить новое действие несколько раз, поупражняться, чтобы закрепить способ, который им показали. Например, поупражняться в таком образце узора, где дуга применяется много раз.
В старшей группе дети впервые рисуют акварелью. На каждом столе — коробка красок; еще лучше, если она предусмотрена на каждого ребенка (он и следит за состоянием красок и чистотой коробки). Акварельные плитки обязательно осторожно смачивают перед работой небольшим количеством воды. Краску с плитки снимают, слегка проводя по ней кистью или поворачивая ворс кисти в краске. Сильное трение портит и краску, и кисть.
Дети учатся пользоваться палитрой (это могут быть крышка металлической коробки, кусок пластического стекла, маленькое блюдце). На палитре краску разводят водой, чтобы получить светлый тон, или смешивают с другой. Так получают цвет или оттенок того или иного цвета. Если акварелью рисуют большие плоскости, то покрывают их жидкой краской светлого тона сверху вниз. Как только краска просохнет, поверх нее рисуют более темными и яркими тонами.
Воспитанники старшей группы освоили определенные умения и знания. Поэтому желательно, чтобы воспитатель, знакомя детей с новыми способами действий, ссылался на ранее освоенные навыки. Так, если дети уже умеют проводить кистью тонкие линии, держа ее концом к бумаге, можно спросить, как надо держать кисть, чтобы получилась широкая полоса. Возможно, дети ответят, что надо больше нажимать на кисть.Воспитатель дополняет: «Надо несколько наклонить палочку, чтобы линия проводилась всем ворсом кисти». «Как получить карандашом более яркий цвет? Как получить светлый?» — спрашивает педагог и предлагает закрасить что-либо ярким и светлым тоном одного цвета. И дети сами поймут, когда надо сильнее и слабее нажимать на карандаш. То же самое можно повторить,когда речь идет о технических навыках: некоторые приемы дети догадаются выполнить сами. В старшей группе большее значение, чем раньше, приобретают объяснения, сравнения, рассуждения, т. е. словесные приемы. Опора на приобретенный ранее опыт, развитие самостоятельности — важное условие обучения детей старшей груп- пы. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель добивается свободного владения изобразительными материалами во всех видах рисования.
Рассматривание рисунков. Начиная со старшей группы воспитатель приучает детей анализировать свои работы и работы товарищей; учит сравнивать собственный рисунок с оригиналом, оценивать выполненную работу.Дети постепенно начинают понимать: рисунок оценивается в зависимости от поставленной задачи. Педагог вначале направляет внимание на положительные стороны, учит отмечать, что выполнено хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т. я., затем указывает и на ошибки (цветок величиной с дерево и др.). Важно, чтобы дети подмечали выразительные стороны как своих рисунков, так и рисунков сверстников.
Методика обучения сюжетному рисованию
в подготовительной к школе группе.
Рассматривание картин и рисунков художников – один из способов обучения детей предавать сюжет, строить композицию рисунка. Рассматривание можно проводить как самостоятельное занятие, а затем – повторно в начале занятия рисования; цель анализировать художественные свойства картины. Однако, в ходе работы, и это подчеркивает педагог, дети сами придумывают способы выражения содержания. Так, перед тем как предложить детям нарисовать солнечный зимний день,воспитатель проводит наблюдения на прогулке: обращает внимание на яркость, белизну снега, на цвет голубого неба, на то, на белом снегу яркими цветными пятнами выделяются фигурки лыжников.Здесь уместно заострить внимание: лыжник, что на переднем плане, выглядит значительно крупнее тех, кто катается далеко. После прогулки воспитатель может предложить детям рассмотреть репродукции, иллюстрации на эту тему.
Рассматривание картинок имеет также познавательное значение, поскольку дети иллюстрируют сказки о предметах, ранее им неизвестных.
Желательно показать детям книги, иллюстрированные разными художниками. Познакомившись с творчеством художника, дети обычно с интересом иллюстрируют сказки.
В сюжетном рисовании воспитатель, используя наблюдения окружающего,предлагает такие темы: «Наш родной город», «Моя улица», «Дом, в котором я живу» и т. д. Основная задача – обратить внимание детей на дома, различные по величине, на их архитектурный облик.
Желательно, чтобы дети, рисуя улицу, передавали особенности времени года, погоду (день пасмурный, дождливый или яркий, солнечный).
Технические навыки. За 4 года пребывания в детском саду прочно усваиваются технические навыки. Однако, чтобы дети не утратили их, не приобрели привычку неверно держать карандаш, воспитатель постоянно уделяет внимание технике пользования карандашом, кистью. Показ действий применяет очень редко, так программа почти не предусматривает ознакомления с новыми приёмами.
Уточняются и обогащаются приёмы работы акварелью. Вот почему дети выполняют упражнения для освоения показанного приёма или усовершенствования уже известного.
Воспитатель, предоставляя детям как можно больше самостоятельности, вместе с тем формирует у них умения воспринимать увиденное, действовать, создавать. Он готов прийти на помощь, но помогает в необходимых случаях.
Для подготовки к обучению в школе у детей необходимо воспитывать способность самостоятельно применять полученные знания и умения, стремление добиваться лучшего качества выполняемой работы и завершение её, преодолевать трудности. Те знания и умения, которые дети получают детском саду, позволяют им без особых затруднений выполнять в школе задания по рисованию и ручному труду, осваивать письмо, выполнять графические и аппликационные работы.
Список используемой литературы:
1. Т. С. Комарова. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М. 1991г
2. В. Б. Косминская, Е. И. Васильева «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду». – М. 1985г
3. Г. Г. Григорьева Изобразительная деятельность дошкольника. – М. 1999г
4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». – М. 1986г
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. / М. А. Васильевой. – М., 1987г.
6. Т. М.Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009г.
7. Л. М. Молдина. Отражение окружающей действительности в рисунках детей. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 – 1984 г
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Мастер-класс по рисованию «Бабочка» для детей дошкольного возраста 2 мая. День бабочек на МААМ. Бабочки самые красивые насекомые, они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают даже гигантские, размером.
Мастер-класс по рисованию «Первоцветы» для детей дошкольного возраста 1. Рисуем подснежники. Материалы: бумага акварельная А4, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды, поролон, молярный скотч. 1. Закрепляем.
Мастер-класс по рисованию солью для детей дошкольного возраста (3–4 лет) В своей работе очень люблю использовать различные нетрадиционные техники рисования. Эта техника позволяет развивать у детей не.
НОД по рисованию «Хохломские ложки» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: Просмотр презентации.
НОД сюжетного типа по физкультуре для старшего дошкольного возраста «На корабле» Сюжетное занятие для подготовительных к школе групп «На корабле» Задачи: Закреплять умение лазать по гимнастической стенке не пропуская.
Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.
Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.