в какой ситуации педагог применяет в обучении детей стресс тактику

Как учителю лучше справляться со стрессом

Виктория Соколова

Профессия учителя давно считается одной из самых напряженных работ в мире. Это в очередной раз доказал анализ Национального фонда исследований в области образования. Особенно сильно учителя стали подвержены стрессу в период пандемии, когда образовательные стандарты и методики начали резко меняться. В этой статье даем рекомендации, которые помогут преподавателям понять и устранить физические реакции на стресс, и наладить отношения с классом.

Как стресс влияет на педагогов и класс

Исследователи из Университета штата Пенсильвания изучили последствия стресса учителей. Педагоги с низкой стрессоустойчивостью ставят под угрозу не только свое здоровье, но и негативно влияют на школьный коллектив:

Чем выше стрессоустойчивость, тем лучше человек подготовлен к решению проблем и поиску выхода из неприятных ситуаций. А случае с преподавателями, личная сопротивляемость стрессу влияет еще и на результаты школьников.

Наблюдения показали, что когда учителя испытывают сильные негативные переживания, это часто приводит к падению успеваемости в классе и снижению уровня социальной адаптации учеников.

Как мы реагируем на стрессовые ситуации

Высокие требования к работе, нереалистичные ожидания или нехватка ресурсов — наиболее распространенные источники стресса у педагогов. Многие сами испытали эти проблемы в прошлом году с внезапным переходом на онлайн-обучение.

Когда ваша администрация пришла к вам с новыми требованиями, не оставив времени на подготовку, как вы отреагировали? А если при этом вам ещё и сказали, что доплачивать не станут? Высока вероятность, что ваше сердце стало биться быстрее, или вы заметили, что мышцы на вашей челюсти сжимаются, или, возможно, вы потеете.

Это естественная реакция тела на стресс. Он восходит к доисторическим временам наших предков, когда людям нужно было быстро реагировать на голодного хищника или надвигающуюся физическую угрозу.

Проблема в том, что мозг не различает реальную физическую опасность — такую, как саблезубый тигр, и воспринимаемые угрозы сегодняшнего дня — куча документации или классное руководство. Мозг реагирует на них одинаково, что приводит ко всем умственным и физическим нагрузкам, а соответственно к хронической усталости.

Устойчивость к стрессу заключается в развитии способности уклоняться от этой автоматической, подсознательной реакции. Речь идет о поддержании равновесия, о том, чтобы помочь телу вернуться в физическое состояние покоя. К сожалению, большинство общих советов по управлению стрессом, которые даются учителям, на самом деле не адаптированы к их конкретным задачам.

Как справиться с хроническим стрессом: практический инструментарий

Если вы боролись с физическими последствиями стресса, вы, вероятно, слышали все клишированные советы по оздоровлению. Поспите еще. Делайте зарядку. Ешьте здоровую пищу. Больше гуляйте. Но, как учителю, перегруженному работой, вписать зарядку в свой и без того напряженный день? Ответ — другой подход к стресс-менеджменту.

1. Заручитесь поддержкой

Социальная поддержка — это проверенная стратегия управления стрессом. Она включает в себя заботу со стороны семьи, друзей и коллег по работе.

Для учителей одним из важнейших источников поддержки является администрация школы. Начальство должно предоставить правильные инструменты, ресурсы, обучение и профессиональное развитие для педагогов, чтобы они могли хорошо выполнять свою работу и чувствовать максимальную уверенность в своих силах.

2. Наведите порядок

Многие учителя говорят, что испытывают стресс из-за хаоса в учебной программе.

Если навести в работе порядок, у мозга появится ощущение структуры, регулярности и предсказуемости. Это поможет сосредоточиться, успокоить физиологическую реакцию на стрессовые ситуации. Например, можно:

3. Активизируйте свою нервную систему

Ваша нервная система помогает противостоять той первоначальной реакции на саблезубого тигра, о которой писали выше. Если вы хотите иметь высокий уровень стрессоустойчивости, используйте эти техники:

Занимайтесь дыхательными упражнениями. Они помогут замедлить ваше сердцебиение, сосредоточить мысли и снизить кровяное давление.

Коротким рывком вдохните воздух, медленно выдохните с натиском. Повторите несколько раз.

Медленно вдыхайте воздух через нос, задержите дыхание на несколько секунд, выдыхайте ртом. В процессе можно визуализировать, как с каждым выдохом уходят негативные эмоции.

Вды­хай­те и вы­ды­хай­те че­рез нос по че­ты­ре се­кун­ды — за­вер­шая каж­дый вдох и вы­дох, за­дер­жи­вай­те ды­ха­ние на че­ты­ре се­кун­ды. По­вто­ри­те упраж­не­ние несколько раз.

Проветривайте помещение как можно чаще, поставьте себе напоминание, если забываете.

Умывайтесь холодной водой.

Хвалите себя. Каждое «молодец», сказанное себе мысленно за хорошо выполненную работу, способно поднять настроение.

Помните, что усиление устойчивости к стрессу начинается с маленьких изменений, которые имеют большое значение. Добавьте эти простые стратегии в свою жизнь, чтобы улучшить и свое самочувствие, и результаты учащихся.

Доктор Джон Коллик (John Collick), глава департамента Стратегии Образования Promethean

Есть одна японская техника, которая позволяет организовать быструю и эффективную взаимную поддержку в коллективе. Она называется «Чорей», что в переводе означает утренние собрание.

Ее суть в том, что все участники группы утром собираются вместе и рассказывают друг другу о том, что собираются делать в течении дня. Они также задают друг другу вопросы, обсуждают важные проблемы или ищут совета у коллег. Руководитель на этих собраниях рассказывает о новых стратегиях или инициативах, которые касаются всего коллектива.

Эту технику легко можно использовать и онлайн: достаточно любого мессенджера, например, Telegram или WhatsApp. Если учителя создают общий чат, они могут каждое утро проверять, какие у них планы на день. Чат можно использовать как форум, чтобы попросить совет, помощь или дополнительные ресурсы.

Коллеги могут отправлять свои комментарии, просматривать историю переписки, а также заходить и уходить из чата, когда им удобно. Такое взаимодействие требует очень мало времени, но помогает сплотить коллектив и дать каждому его члену ощущение поддержки сообщества.

Статья переведена с английского языка и дополнена редакцией Педсовета.

Источник

Выступление на педагогическом совете на тему «Личностно-ориентированнная педагогика. Как преодолеть стресс. Работа педагога по преодолению стрессовых ситуаций среди учащихся и педагогов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выступление на педагогическом совете на тему

«Личностно-ориентированнная педагогика. Как преодолеть стресс. Работа педагога по преодолению стрессовых ситуаций среди учащихся, как профилактика суицидальных рисков детей»

Подготовила: педагог-психолог Корягина Д.Ю.

Анализ проблематики суицидального поведения, завершенных суицидов и суицидальных попыток в детском и подростковом возрасте свидетельствует о том, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные феномены, порожденные школьной жизнью: дезадаптация, неуспешность в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, дидактогения (пограничные расстройства психики, связанные с травмирующим воздействием на ребенка самого процесса обучения), дидаскалогения (невротическое нарушение, связанное с влиянием авторитарного стиля педагога на психическое состояние ребенка) и др. (Письмо министерства образования и науки российской федерации от 18.01.2016 № 07-149, Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних)

Современное образование предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. В работе педагога много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением.

Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями к личности учителя и его профессиональным качествам, а также необходимостью поиска оптимальных методов профилактики и коррекции, как профессионального стресса у себя так и у детей. Личностно-ориентированная педагогика предполагает использование учителем таких методов и приемов в учебном процессе, которые позволяют снизить риски кризисных ситуаций, тревожности и стрессов у каждого ребенка. Это и является первичной профилактикой суицидального поведения, дезадаптации, правонарушений, конфликтов среди учащихся.

В учебном процессе мы нередко можем наблюдать странное поведение (чаще всего конфликтное, вызывающее) поведение у учеников. Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение поведения у ребенка. В психологии выделяют несколько основных признаков, которые должны насторожить: ( Задать вопрос аудитории)

Повышенная агрессия (Помните, что агрессия это подавленная тревожность!)

Неожиданные страхи (Плаксивость, страх перед проверочной работой, страх перед учителем)

Регресс в развитии (снижение успеваемости, проявление инфантилизма, капризы, плаксивость)

Проблемы со здоровьем. Симптомы могут быть настолько сильными, что вызывают физические патологии, которые напрямую связаны с психосоматикой. Поднимается температура, болит живот, голова и т.д.

Компульсивность (мальчики начинают грызть ногти, держат руку в штанах, девочки наматывают локон или сосут прядь волос). Затем начинается подергивание плечами, частое моргание, покашливание.

Признаки которые могут проявляться у подростков:

Рассеяность-погружение в переживания

Патологическое стремление изменить свою фигуру

Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

Источник

Доклад на тему: «Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад на тему: «Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления»

Профессиональная деятельность педагога оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. От успешной педагогической работы зависит личностный профессиональный рост самих педагогов, продвижение их по служебной лестнице. А для успешной педагогической работы необходима не только профессиональная компетентность, знание психологии учащихся, но и хорошее здоровье педагога в широком смысле этого слова, как физическое, так и психологическое здоровье, которое, в свою очередь, зависит от психологического климата в коллективе педагогов, от психологической атмосферы в семье педагога и других факторов. Эмоциональное состояние педагога влияет и на эмоциональное состояние учеников, поэтому важно, чтобы педагог находился в благоприятном эмоциональном состоянии.

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. И всё это ведёт, конечно же, к стрессу. Стресс присутствует в жизни каждого человека, но в работе учителя стрессовых импульсов особенно много.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20-21 века. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс влияет на поведение учителя, его здоровье, его работоспособность, взаимоотношения с окружающими и в семье.

В настоящее время медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – это стресс. Именно он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжёлые заболевания, как рак, гипертония и другие.

Следовательно, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Для борьбы со стрессом очень важно желание самих педагогов научиться справляться со стрессовыми ситуациями. Но если стресс нельзя предотвратить, это не значит, что с ним невозможно бороться. Осознанное управление стрессом поможет успешно справиться со стрессовой ситуацией и ее последствиями. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

Поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально значимое качество личности учителя. Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Положительное, комфортное общение педагога с учащимися возможно при грамотном умении педагога выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной. Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность педагога правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию. Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Большую роль в профилактике стресса играет психотерапия — применение психологических методов и средств (групповой метод, семейный метод, аутотренинг, музыкотерапия и т. д.). Так же не маловажно в снятии стрессовых ситуаций играет правильное и рациональное питание. По рекомендациям диетологов необходимо уменьшать потребления сахара, соли, жирной пищи, холестерина, не пропускать приемы пищи. Кроме того, необходимо больше времени уделять себе, заниматься приятными делами, разрешать конфликты по мере их возникновения, снизить употребление кофе, контрастный душ поможет успокоиться, сон заставит взглянуть на ситуацию, с другой стороны. В любой профессиональной деятельности человек сталкивается со стрессоопасными ситуациями, насколько серьезными будут последствия, и как явно будут выражаться симптомы стресса, подвластно лишь нашему восприятию.

Из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: для выхода из стрессовых ситуаций педагогам нужно акцентировать свое внимание на положительных и светлых моментах в жизни. Приостановить в организме воздействие раздражающих факторов поможет ведение педагогами самоконтроля за своим состоянием, а для этого, необходимо владеть определенными психологическими техниками снятия стресса.

Источник

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тукбаев Валерьян Исламович

учитель английского языка

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение «Средняя школа № 17»

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Влияние эмоционального состояния учителя на состояние учеников и на эффективность образовательного процесса.

Развитие эмоциональной адекватности как фактор гармонии личности учителя.

Стрессы и стрессоустойчивость как аспект здорового образа жизни.

Данный термин (англ. stress – напряжение) вошел в науку благодаря Гансу Селье, канадскому ученому, и характеризует состояние спада, подавленности, возникающее у человека под влиянием экстремальных ситуаций.

Стресс – это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы пресной и скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

В педагогической деятельности, как во всякой другой, стрессовые ситуации неизбежны у всех участников образовательного процесса – школьников, их родителей, учителей – хотя бы потому, что нас связывают неотложные задачи и проблемы, требующие скорейшего разрешения, но позиция по отношению к ним у каждой категории участников этого процесса может быть не всегда однозначной, иной раз совершенно противоположной, вследствие чего могут назревать стрессовые ситуации.

С практической точки зрения следует выделить основные симптомы стресса :

постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин

плохой, беспокойный сон

депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу

невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы

отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям

постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, пессимизм, жалость к себе

снижение аппетита – хотя бывает и наоборот.

Это и есть самые явные проявления стресса, которые негативно влияют как на учащихся, так и на учителей. И если дети, в силу своего возраста, не всегда могут контролировать эти внешние проявления стресса, что является, кстати, для нас сигналом, что что-то пошло не так и надо вмешаться, то педагогам следует самым внимательным образом стараться контролировать свой внешний вид, свое эмоциональное и биоэнергетическое состояние, потому что дети также все замечают.

В жизни школы, как и в жизни каждого классного коллектива должна быть предусмотрена система комплексного подхода к формированию и развитию психологической устойчивости личности к кризисным ситуациям, ускорения психосоциальной адаптации и самореализации, а также повышения мотивацию обучающихся на сохранение собственного здоровья.

Проявления стресса в работе учителя могут быть в виде фрустрированности, тревожности, изможденности и профессионального выгорания, поэтому одним из самых важных профессиональных качеств учителя является его стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности учителя.

Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности, однако искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию, что ни в коем случае не является проявлением толерантности, которая является противоположностью нетерпимости.

Еще одной значимой причиной появления стресса у учителя, очень важной, на мой взгляд, является упущенная возможность исправить свою непреднамеренную оплошность или ее отсроченность, когда ты постфактум понимаешь, что и где произошло, но уже нет возможности ее исправить в самом ближайшем будущем. Эта нереализованная возможность является поводом для самокопания, и как следствие, для стресса.

Следующие возможные формы проявления стресса у учителя оказывают негативное влияние на учащихся:

авторитарность, категоричность, бескомпромиссность

несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций учителя

равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. Все эти факторы ведут к нервному переутомлению и стрессам. Знание признаков и причин стрессового напряжения, методов профилактики и борьбы со стрессом позволяет повысить эффективность труда, достигать поставленных целей с минимальными психологическими и физиологическими потерями.

Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, ухудшение самочувствия, что ведет к снижению работоспособности, в конечном счете, к синдрому «эмоционального выгорания».

Под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач 2 : эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду и к ученикам. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.

Показано, что степень интенсивности профессионального выгорания зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником. Высокий уровень выгорания отмечается при наличии у людей пассивных тактик сопротивления стрессу, а личности, занимающие активную жизненную позицию по отношению стресс-факторов, демонстрируют низкие показатели выгорания.

Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности учителя важное значение имеет успешность педагога и его учащихся, в том числе общественное признание этого успеха. Это способствует по повышению его уровня эмоциональной культуры. В то же время, важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя. Следует отметить, что позитивное эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость – это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию, что подразумевает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Проанализировав материал, посвященный проблеме стресса в педагогической деятельности, можно сказать, что эмоциональная культура учителя является тем стержнем, который служит опорой и поддержкой ему в профессиональной деятельности несмотря не все возможные трудности, связанные с данной деятельностью.

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства. Она является проявлением эмоциональной зрелости личности педагога и не только влияет на его имидж, но и помогает учителю успешно справляться со стрессом в повседневной жизни.

Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008

Источник

Стресс в обучении младших школьников

Данная разработка поможет учителям и родителям в борьбе со стрессом у младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Стресс в обучении младших школьников»

СТРЕСС В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учитель начальных классов

Когда под влиянием сильной эмоции человек совершает невозможное? При этом иногда говорят: действовал в состоянии стресса. Иногда, человек совершает, казалось бы, невозможные вещи, находясь в состоянии аффекта. Стрессовые ситуации очень сильно влияют на организм человека, его поведение в той или иной ситуации и на уровень коммуникации.

Стресс – источник многих болезней и отклонений в развитии. Именно воздействие стресса пагубно влияет на наш организм, причиняя огромный вред организму. А как всем известно, здоровье – один из основных аспектов успешной деятельности человека.

Один из самых острых моментов – это стрессы у детей младших классов, так как в наше время большое распространение получили стрессовые ситуации среди школьников, особенно младшего возраста. Среди психологов даже появилось понятие «школьный стресс», отсюда можно сделать вывод, что профилактика стрессовых ситуаций в школе актуальна как никогда.

Чувство тревожности и беспокойства – начальные симптомы возникновения стресса. Это проявляется в том, что ребенок не может ответить, когда ему задают вопрос, появляется дрожь в голосе, вылетают слова из головы. Он совершает много ненужных действий либо замирает в оцепенении. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма. Поэтому учителю необходимо знать причины возникновения стресса, возникающих в процессе учебной деятельности, а также узнать пути преодоления стресса.

Наша психика- это единая динамичная система, которая наполнена эмоциональными переживаниями. Скорее всего, именно они обеспечивают гармонию либо дисгармонию личности.

Актуальность изучения стресса и стрессовых ситуаций заключается не только в необходимости формулирования теоретических концепций, методического обеспечения исследований и практики психологической коррекции последствий стресса. Актуальным является поиск проявлений стресс-реагирования, позволяющих оперативно диагностировать, контролировать и управлять развитием адаптационного синдрома. Реакция на стресс (период реадаптации) может длиться минуты, часы, дни, месяцы и, даже, годы.

В данной работе я попытаюсь раскрыть основные особенности стресса, причины его возникновения и влияние на эмоциональный мир младшего школьника и, в целом, здоровье человека.

Наиболее стрессовыми ситуациями для младших школьников являются:

— страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

— страх ситуации проверки знаний;

— страх сделать ошибку;

— боязнь получить плохую отметку;

— боязнь конфликта с учителем и сверстниками;

— общая тревожность в школе.

Очевидно, что частые стрессы ведут к проблемам со здоровьем, дети начинают часто болеть, нарушается функционирование центральной нервной системы. Дети становятся вялыми, агрессивными, раздражительными, у них часто меняется настроение, часто болит голова, отсутствует аппетит и желание ходить в школу. По причине того, что опыта по преодолению подобного эмоционального состояния, его напряжение возрастает еще больше, что ведет к срывам и неврозам. Поэтому важно научить ребенка управлять своим эмоциональным состоянием через регуляцию внешнего его проявления. Необходимы активные реакции, которые предупреждают развитие патологических состояний. При этом форма активности не важна. Она может проявиться и в виде реальных поступков, и в форме построения планов, и даже в фантазиях.

В профилактике и преодолении стресса детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

Чтобы работать со стрессом, можно испробовать несколько методик:

Метод неоконченных предложений.

Цель: диагностирование «школьных стрессов» в различных сферах общения и деятельности школьника.

Способ проведения: необходимо заблаговременно установить контакт с учениками, чтобы они давали честные ответы. Сама методика представляет собой некую психологическую анкету, состоящая из некоторого количества неоконченных предложений. Детям необходимо их закончить, основываясь на своих чувствах и эмоциях.

Интерпретация: выполнив анализ ответов, можно сделать вывод об отношении ребенка к одноклассникам, учителям и т.д. В основе методики лежит то, что ученики, отвечая на вопросы, дают информацию, касающейся лишь их личности. С помощью нее можно выявить различные конфликты между одноклассниками.

Цель: определить эмоциональное благополучие ребенка среди его близких.

Способ проведения: данная методика основана на рисунках. Ребенку предлагается нарисовать свою семью на листе бумаги. Помещение, где находится ребенок, должно быть тихим, без отвлекающих факторов. Рисуя, ребенок не задумывается о том, правильно это или нет.

Интерпретация: исходя из рисунка, учителю будет понятна ситуация в семье ученика: все ли благополучно либо есть какие- то конфликты или недопонимания. Все, о чем не говорит ребенок, будет понятно на листе бумаги:

-важно увидеть последовательность рисования членов семьи (первый – наиболее важный для него человек, последний – тот, с кем ребенок хуже всего ладит).

— размер фигур (самый большой = самый влиятельный)

— расстояние между ними (если все рядом друг с другом, то в семье дружная атмосфера, чем дальше персонаж от самого ребенка, тем менее хорошие между ними отношения),

— детально ли прорисованы части тела

— какие тона преобладают: яркие, спокойные, хмурые.( если много черного цвета, значит у ребенка депрессивное состояние)

— если на рисунке нет самого художника, то он чувствует себя лишним. Если есть посторонние люди – не хватает любви и заботы в семье.

Цель: определение проблем взаимоотношений с одноклассниками и его эмоциональное благополучие в школе.

— момент, отраженный на рисунке ( урок – учебная мотивация преобладает в ученике, перемена или ситуация, внешне связанная со школой – преобладает игровая деятельность)

— наличие на рисунке деталей, направленных на оценку либо связанных со школьными предметами (также говорит о высоком уровне учебной мотивации ребенка).

— отображение общения с кем- либо ( учитель, одноклассники и т.д)

Анализ результатов рекомендуется проводить после уточняющей беседы с учеником.

Для сравнительного анализа методик, мной были разработаны критерии оценивания:

— комфортно ли ученику;

— легка ли в проведении;

— доступна ли для интерпретации;

— дает ли достоверные данные

Можно сделать вывод, что все предложенные методики оптимальны для применения в младших классах.

Эти методики позволяют диагностировать:

— уровень и характер школьной тревожности, где проецируется эмоциональное переживание ребенка;

— общее психоэмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в школьную жизнь;

— негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия;

— отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей;

— ориентация на свое место в коллективе, в семье;

— проблемы в отношениях с учителями, т.е. общий негативный эмоциональный фон отношений в школе;

Эти методики основаны на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, учителей, сверстников и самих себя. Видя, то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее также, как они, не делают выводы. Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и не принимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное. Создаются фантастические образы, собственные «теории», версии. Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. А взрослые, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *