в какой стране находится золотой храм
Золотой храм Хармандир-Сахиб
Золотой храм или Хармандир-Сахиб — это центральный храм (гурдвара) для сикхской религии. Находится на севере Индии в городе Амритсар, штат Пенджап. Каждый день он принимает тысячи верующих и туристов. В выходные дни приходит до 100 тыс. человек. Паломники проходят здесь омовение в священном пруде, на котором расположилась главная постройка.
Исторические факты
Создание святыни началось в 1577 г. IV гуру сикхов Рам Дас выкопал водоём, который вокруг себя образовал город с одноимённым названием — Амритсар («источник нектара бессмертия»). По легенде на этом месте медитировал Будда. Местность благословили и началось строительство храма с 1588 по 1604 гг. Главная часть установлена посередине искусственного озера, а остальной комплекс выстроен вокруг него. Завершил работы гуру Арджан Дэв, назвав сооружение Хармандир-Сахиб («Божий Храм»).
Храм начали называть «золотым», только после реставрации 1802 г., когда некоторые стены и центральное сооружение было покрыто пластинами золота. В это же время приобрел популярность среди верующих и стал привлекать паломников со всего мира.
Интересно, что в 1891 г. святыню посетил император Николай Второй с официальным визитом. В 1984 г. неприятная новость об этой достопримечательности разнеслась по всему миру. Индийская армия проводила операцию «Голубая звезда». Она была призвана уничтожить базу сикхов. В 80-ее годы они стремились отделиться от страны и совершали террористические атаки. Произошёл штурм, в ходе которого погибли сотни мирных жителей. Само строение сильно пострадало, но было быстро восстановлено.
Особенности архитектуры
Центр святого комплекса — гурдвара. Его купола и потолок полностью позолочены. Здание построено из мрамора в виде шестиугольника. К нему ведёт мост. Он олицетворяет путь человека от грешника к проповеднику. Перед ним установлена постройка с позолоченной аркой, в которой образуются большие очереди к знаменитой достопримечательности. Стены внутри украшены росписью, драгоценными металлами и камнями. Снаружи нижняя часть отделана мозаичными изображениями животных и цветов.
Всего создано 10 построек разного назначения. Каждый располагает четырьмя входами со всех сторон света, что символизирует открытость религии для любого. Белые мраморные строения отличаются вырезанными узорами, арочной системой и куполами. Эта архитектура соединяет в себе исламский и индийский стиль.
Советуем посмотреть на архитектурный памятник после захода солнца. Включается подсветка, которая придаёт зданиям свечение и блеск, и они отражаются от водной глади. Получившаяся картинка напоминает сказочный замок.
Принципы сикхизма
Значимая особенность сикхской религии — открытость перед любым человеком. Неважно какой у него социальный статус, национальность, вероисповедание и пол. Святые места открыты для всех. Сикхи считают, что Бог присутствует во всём, что тебя окружает. Оригинал священного текста «Ади Грантх» хранится здесь, в Хармандир-Сахиб.
Устройство храма
Золотой храм Хармандир-Сахиб работает каждый день с рассвета до 23:00. Около него постоянно слышны песнопения, которые служители читают из священной книги. Дважды в день происходит церемония её перенесения: летом в 4:00 и 22:30, зимой в 5:00 и 21:40. Это действо могут увидеть все желающие. Вход бесплатный.
На центральном входе в архитектурный ансамбль есть туристический центр. Здесь лежат буклеты, продаются книги о религии и предоставляются услуги гида за дополнительную плату. Офис работает с 7:00 до 20:00.
Чтобы войти в сам комплекс необходимо провести ритуал
Полы на территории постоянно протирают, а по центровым дорожкам расстелены ковры. Перемещаться внутри следует по часовой стрелке. Паломники перед тем, как зайти в главное здание обходят весь пруд.
На служение сюда приходит много волонтёров. Они убирают помещения, моют и готовят. Здесь есть столовая (лагар), которая кормит всех людей безвозмездно. Любой посетитель храма может прийти и поесть по соседству с верующими национальную индийскую кухню. Сидеть будете на коврике в позе лотоса. В комплексе всегда доступна вода и чай. Волонтёры кормят в день до 80 тыс. человек.
Виртуальный тур по храму
Помимо бесплатной еды, турист или паломник может переночевать в Амритсар в отдельных комнатах без оплаты. В них нет удобств и кроватей. Все спят на полу, укрывшись пледом. Это позволяет лучше понять принципы бескорыстия сикхов. Договориться о ночлеге нужно в туристическом центре на входе заранее.
На территории также расположился музей истории религии. Он является главным музеем Сикхизма. Здесь на мемориальных досках записаны все важные религиозные даты. Входные билеты сюда не нужны. Также установлен памятник в честь погибших в бою в Первой Мировой войне солдатов-сикхов.
Как добраться до Хармандир-Сахиб в Амритсаре
Добраться до Амритсара и Золотого храма лучше всего из Дели. Здесь доступны все виды транспорта:
От городского вокзала до Хармандир-Сахиб ходят бесплатные автобусы жёлтого цвета. На них всегда большие очереди, поэтому есть второй вариант. Добраться можно на такси или рикше за 1–3 доллара, которые стоят на выходе и предлагают свои услуги. Также работают приложения для онлайн-заказа такси Uber и Ola Cabs.
Золотой храм сикхов (Хармандир-Сахиб)
Золотой храм сикхов (Хармандир-Сахиб)
Золотой храм сикхов — самый главный храм сикхской религии, находится в индийском городе Амритсар. Храм открыт с рассвета и до 22.00 (ориентировочно).
Сэкономь на путешествии!
Видео: Золотой храм сикхов
Общая информация
Центром комплекса является позолоченный Хармандир (Божественный храм), купола которого и потолок в форме лотоса полностью покрыты пластинами из чистого золота. Каждый сикх стремится хотя бы раз в жизни совершить паломничество в эту святыню, но двери храма открыты для всех, и многие иностранные туристы считают поездку в храм основным моментом их путешествия. Приходите сюда рано утром или на закате, когда золотой цвет, отраженный в водах озера Амрит Саровар (Amrit Sarovar, буквально: озеро нектара, дающего бессмертие), производит самое потрясающее впечатление.
Экзотическое зрелище прекрасно дополняет живая религиозная музыка, доносящаяся из Хармандира, где хранится священная книга сикхов «Гуру Грантх Сахиб».
В 1980-х годах Золотой храм приобрел печальную известность как место двух кровавых осад, где сикхские бойцы, выступающие за независимую родину, сражались с солдатами регулярной индийской армии. В этом столкновении погибли тысячи солдат, и сикхи до сих пор считают его страшным осквернением самого священного для них места. Сикхские телохранители Индиры Ганди, отдавшей приказ о первом нападении на храм (операция под кодовым названием «Голубая звезда»), вскоре после этого совершили акт мести, убив ее.
Добровольцы постоянно моют пол в храме, поэтому будьте аккуратны, он может быть скользким.
Возле главного входа есть информационной бюро (information office; 2553954; 7.00-20.00).
Пожертвования храму можно положить в одну из коробок на входе и выходе.
Архитектура Золотого храма представляет собой удивительную комбинацию индусского и исламского стилей, но и не без собственных уникальных черт. Золотой свод (бытует мнение, что на его позолоту ушло 750 кг золота) похож на перевернутый цветок лотоса, символизирующий стремление истинных сикхов к непорочной жизни.
Вымощенный камнем мост (Мост гуру) ведет к двухэтажному мраморному храму, Хармандир-Сахио (Hari Mandir Sahib; или Дарбар-Сахиб (Darbar Sahib)), выстроенному посередине священного озера, Амрит Саровар (Amrit Sarovar; Озеро нектара), которое дало городу свое название. Нижняя часть мраморных стен украшена мозаичными изображениями цветов и животных в стиле пьетра дура (мраморная мозаика), свойственном Тадж-Махалу (Taj Mahal).
В память об Атале Рай (Atal Rai), сыне шестого гуру сикхов Хара Гобинда (Har Gobind), в 1784 году была выстроена восьмиугольная башня Баба Атал (Baba Atal Tower). Однажды Атал сотворил чудо, вернув к жизни друга, погибшего от укуса змеи, и отец выругал Атала за вмешательство в дела бога. Исполненный чувства раскаяния мальчик свел счеты с жизнью на том же самом месте, отдав свою взамен спасенной. Каждый из девяти этажей символизирует по одному году короткой жизни Атала.
Всем желающим присоединиться к огромной толпе, сидящей прямо на полу, будут рады. Мы очень рекомендуем вам разделить этот опыт (а после помогите добровольцам вымыть посуду).
Чтобы в полной мере проникнуться настроением этого места, насладиться его меняющимся в разное время суток освещением, посетите Золотой храм не один, а несколько раз.
Храм Кинкакудзи
Храм Кинкакудзи (Золотой павильон)
Трехэтажный храм Кинкакудзи или Золотой павильон – это хранилище буддистских реликвий на территории храмового комплекса Рокуондзи в японском городе Киото. «Золотым павильоном» буддистский храм стали называть потому, что он покрыт сусальным золотом, поверх которого нанесен слой защитного лака. Храм Кинкакудзи знаменит как архитектурный памятник японской культуры начала XIV века и прекрасно вписывается в окружающий ландшафт.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Храм Кинкакудзи
Основные моменты
Архитектурная гармония японского храма достигается путем использования изогнутых очертаний, узорчатых карнизов-решеток, легких опорных колонн и необычной формы окон. Мастерам, которые возводили изящное строение, удалось соединить здесь сразу несколько стилей, характерных для японской архитектуры разных эпох.
История старинного храма Кинкакудзи нашла свое отражение в литературе. Ему, в частности, посвящен рассказ «Золотой храм в пламени», созданный писателем Мидзуками Цутому. Кроме того, стройная и гармоничная архитектура Золотого павильона вдохновила японских правителей на строительство Гинкакудзи – Серебряного павильона – в другой части города.
Страна восходящего солнца включила храм Кинкакудзи в перечень своих национальных сокровищ. А в 1994 году ЮНЕСКО присвоила древнему храму статус объекта Всемирного наследия.
Буддистский монастырь
Земли, где стоит монастырь, расположены на севере города Киото, поэтому с древних времен их именовали Китаяма – «Северными горами». В 1220-е годы местный богач и землевладелец Фудзивара Кунцунэ возвел здесь загородную усадьбу и основал монастырь Саендзи, который потом наследовали его потомки. Спустя век, одного из них казнили, подозревая в покушении на императора. У потомков Кунцунэ изъяли родовые владения, и постепенно здешние строения стали приходить в упадок.
В конце XIV века обладателем Китаямы стал сегун Асикага Есимицу (1358-1408), получивший эти земли от императора за хорошую службу. Кинкакудзи был выстроен в 1397 году, когда сегун захотел уединения, отошел от политической жизни и постригся в монахи. То есть первоначально правитель использован Золотой павильон в качестве загородной резиденции. Здесь, среди живописной природы сегун провел последние 11 лет своей жизни.
Когда Есимицу умер, его сын поступил согласно отцовской воле. Он превратил Кинкакудзи в буддистский храм школы дзен – риндзай. Позже этот храм стал частью монастырского комплекса, название которому – «Храм оленьего сада» (Рокуондзи) – было дано обители в память о самой первой проповеди, произнесенной Буддой.
Поджог и восстановление
В 1950 году произошла страшная трагедия – 2 июля молодой монах Хаяси Дзекан, числившийся в монастыре в статусе послушника, решил совершить самоубийство и поджег древний храм. 21-летнего монаха спасли. Но храм Кинкакудзи – нет. Древнее здание и все сокровища, которые хранились в нем, полностью сгорели.
За ужасный поступок монах был осужден и приговорен к семилетнему заключению. Через 5 лет он умер в тюрьме, страдая от психического расстройства и развившегося туберкулеза. Мать монаха не смогла вынести такого поступка сына и от бесчестья также свела счеты с жизнью. Известный писатель Юкио Мисима подробно описал эти события в своем романе «Золотой храм», изданном в 1956 году. На русском языке это литературное произведение можно прочесть в переводах Г.Ш. Чхартишвили (1993 г.) и Н.С. Ломановой (2004 г.).
Храм Кинкакудзи, каким мы может видеть его сегодня, отстроен на полном пепелище, начиная с 1955 года. Кропотливую реконструкцию Золотого павильона проводили, используя старые чертежи и фотографии. Во время этих работ листы сусального золота заменили на более толстые. Кроме того, обновили состав лака «уруси», интерьеры и настенную живопись. Восстановление растянулось на длительное время и было завершено только к осени 1987 года. Еще 16 лет заняла реставрация всего монастырского комплекса.
Сегодня в буддистский храмовый комплекс, кроме Золотого павильона, входят храмы Ачалы и Ходзе, Вечерняя беседка и большой кабинет. Главными святынями буддистской обители считают статую четырехрукого божества Авалокитешвары, портрет Есимицу, а также настенные росписи в кабинете Дайсе.
Архитектура и интерьеры Золотого павильона
Первый этаж храма Кинкакудзи выполняет роль приемного зала. Его окружает выступающая веранда. Этот этаж выстроен в традициях японской дворцовой архитектуры, в стиле «синдэн». Здесь хранятся статуи «исторического» изображения Будды – «Шака», а также основателя монастыря сегуна Есимицу.
На втором этаже, возведенном в стиле «букке», размещался зал, предназначавшийся для чтения стихов и музицирования. По архитектуре он напоминает нижний этаж, но в отличие от него, украшен живописью.
Третий этаж храма Кинкакудзи отделяет большая выносная крыша. Он имеет широкие арочные окна и предназначается для проведения буддистских религиозных обрядов. Стены второго и третьего этажей покрыты сусальным золотом. На самом верху храмового здания, на черепичной крыше установлена мифическая птица – китайский феникс.
Прекрасный павильон окружен садом, разбитым в XIV веке. Самые старые деревья в нем были посажены еще сегуном Есимицу. Храм Кинкакудзи отражается в водах живописного озера Кекоти, название которого так и переводится – «озеро-зеркало». Этот водоем – настоящее природное украшение буддистского комплекса. Над водной гладью Кекоти поднимается несколько маленьких островков, поросших соснами, и большие валуны причудливой формы. С высоты галереи Золотого павильона хорошо заметны два главных острова – Черепахи и Журавля. Их контуры обрамляют отражение храма и подчеркивают изящество его форм.
Живописная тропинка в саду выводит к чайному домику – Секкатеи. Здесь можно отдохнуть и попробовать традиционный для японцев зеленый порошковый чай «маття».
Как добраться
Храм Кинкакудзи расположен в районе Кита, на севере Киото. Он открыт для посетителей ежедневно с 9.00 до 17.00. Подъехать к храму можно на автобусах № 101 и 205 от вокзала Киото. Это займет около 40 минут. Кроме того, добраться до Кинкакудзи нетрудно на метро – по линии «Karasuma» до станции «Kitaoji». Оттуда до храма можно взять такси или же за 10 минут доехать на автобусе.
Адрес: Индия, г. Амритсар
Начало строительства: 1588 год
Окончание строительства: 1604 год
Основные достопримечательности: оригинал «Ади Грантх»
Координаты: 31°37’11.9″N 74°52’35.6″E
На северо-западе Индии, недалеко от границы с Пакистаном находится небольшой провинциальный городок — Амритсар (штат Пенджаб). Как и вся Индия, он густонаселённый, оживлённый и пёстрый, но вместе с тем наполнен отрешённостью и созерцанием.
Золотой храм с высоты птичьего полёта
Амритсар основан в 1577 году на берегу священного озера, название которого «Амрита-сарас» переводится с санскрита как «озеро божественного нектара амриты». В центре водоёма возвышается Золотой Храм, или Хармандир-Сахиб — главная святыня сикхов.
Ещё в незапамятные времена на берегах этого озера медитировали аскеты и мудрецы. По легенде, здесь побывал и сам Будда Гаутама. 2000 лет спустя в Амритсаре обосновался другой духовный лидер — гуру Нанак, создатель сикхской религии. Гуру Нанак 40 лет путешествовал по Азии
Во что верят сикхи?
1,87 % населения Индии (около 20 млн. человек) исповедует сикхизм. Сикхи провозглашают братское отношение ко всем людям, независимо от их социального статуса и касты. Единый и Всемогущий Бог лишён зримого образа и присутствует во всём, поэтому нужно проявлять любовь в каждом повседневном деянии, а ритуалы, посты и обеты не играют никакой роли. Однако последователи гуру Нанака ввели некоторые обряды — молитвы, погребальные церемонии. Усопших сжигают, а пепел рассеивают по реке.
После смерти душа возвращается к Создателю и сливается с ним. Возводить памятники на могилах не принято. Употребление алкоголя и наркотиков категорически запрещено. Священным текстом является «Гуру Грантх Сахиб», написанный десятью сикхскими гуру в 1469 — 1708 гг.. Эта книга, в которой изложены жизненные принципы сикхов, хранится в Золотом храме в Индии.
Одежда и характер cикхов
Приверженцев сикхизма легко узнать по длинной бороде и дастару — головному убору в форме тюрбана. Настоящий сикх никогда не бреется и не подстригает волосы. Цвет дастара имеет значение. Тюрбан синего цвета носят наиболее воинственные сикхи. Из мужчин-сикхов получаются храбрые солдаты и спасатели, а среди женщин-сикхов немало офицеров. О бесстрашии сикхов ходят легенды. Одна из них гласит, что во время одной кровавой битвы воин продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову. Обезглавленный боец-сикх увековечен на одной из фресок, украшающих Золотой храм в Амритсаре.
Паломничество в Золотой Храм
Золотой храм получил своё название неслучайно — его центральный купол облицован медными плитами, покрытыми позолотой. Храм соединён с берегом озера узким мраморным мостом, символизирующим путь, который предстоит пройти душе после того, как она покинет бренное тело. Стены храма украшены росписями и орнаментами, инкрустациями из драгоценных камней. На 2-ом этаже святилища специально обученный чтец с восхода и до заката солнца молча читает старинный экземпляр «Гуру Грантх Сахиб», изредка перелистывая гигантские страницы. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания, может посетить Золотой храм в Индии.
Перед входом в храм паломники совершают ритуальное омовение в водах священного озера и снимают обувь. Мужчины, женщины и дети покрывают голову платком. Можно подняться в молитвенный зал и посидеть на ковре, читая молитвы и вознося личные просьбы к Всевышнему. Для паломников предусмотрены различные блага — бесплатная столовая, бесплатные комнаты для ночлега и медпункт, где врачи-сикхи безвозмездно оказывают медицинскую помощь всем нуждающимся.
Самый красивый храм в Киото — Золотой павильон Кинкакудзи
Золотой павильон Кинкакудзи
Золотой павильон Кинкакудзи, один из самых известных храмов не только Киото, но в целом Японии. Несмотря на свои небольшие размеры он обрел большую известность и популярность благодаря своему необычному виду, материалу из которого он построен и реликвиям, хранящимся на территории этого храма.
Золотой павильон 金 閣 寺/Kinkaku-ji был построен в 1397 как загородная резиденция сёгуна Асикага Ёсимицу (1358—1408), который после передачи власти и полномочий правления страной своему сыну, постригся в монахи и последние 11 лет своей жизни провёл в уединении. После его смерти храм был передан, согласно его воле, буддистской школе дзен-риндзай.
Легенда
В пруду храма Кинкакудзи есть пагода, называемая Могила белой змеи. Легенда связана с именем третьего сёгуна Асикага Ёсимицу, который якобы имел много любовниц, одна из них сильно завидовала остальным и бросилась в пруд, став белой змеей. Поэтому Ёсимицу построил Белый курган, чтобы утешить ее душу. Именно поэтому говорят, что белая змея — это символ ревности. Но на самом деле пагода построена потому, что легендарное существо было божеством-хранителем семьи Хосокава, которая раньше владела этими землями.
Золотой павильон построен в стиле экстравагантной культуры Китаяма/ культура Северной Горы, которая получила своё развитие в первой половине XIV века и начала XV века. Культура Китаяма представляла собой симбиоз традиционной японской культуры, присущей аристократическим кругам с обычаями самураев. Это наглядно видно в архитектуре храма. Павильон Кинкаку-дзи используется как сяридэн — хранилище реликвий Будды.
Описание золотого павильона
Частично описание павильона я приведу из книги А. Бондаря «Всё о Японии» (вернее описание стилей, которые присутствуют во внутреннем строение золотого храма):
Само сооружение храма Кинкаку представляет собой удачное преднамеренное сочетание трёх архитектурных стилей: первый этаж — синдэн-цукури, то есть стиль императорского дворца. Второй этаж построен в стиле букэ-цукури, то есть в стиле самурайской усадьбы. Третий этаж — стиль караёо, то есть собственно стиль буддийских храмов. Каждый этаж Кинкаку имеет своё название: первый — Хоо-суй, второй — Тёо-он-доо, третий — Куккёо-тёо.
Павильон Кинкаку-дзи представляет собой квадратное 3-х этажное сооружение высотой 12,5 метров. Первый этаж, как уже было сказано представляет собой традиционную дворцовую архитектуру и называется Залом очищения. Внутри в качестве разделения пространства используются лёгкие переносные ширмы, сёдзи. Неокрашенное дерево благородных пород является частью отделки. Таким образом минимализм архитектуры позволяет посетителю сосредоточиться не на интерьере, а на пейзаже, который открывается за окнами павильона.
Второй этаж, Пещера милосердия, предназначен был для музицирования и чтения стихов, стены украшены живописью. Этаж был построен в стиле самурайских жилых апартаментов. Внутри находится сидящий Каннон Бодхисаттва, окруженный статуями Четырех Небесных Королей, однако, статуи не предназначены для показа.
Третий этаж называется Вершиной пустоты, он предназначен для проведения буддистских обрядов и здесь находились мощи Будды Шакьямуни. Первоначально планировалось, что всё сооружение будет покрыто золотом, но при жизни Асикага Ёсимицу успел воплотить свои замыслы только покрыв золотом потолок третьего этажа. Сегодня (после восстановления и реконструкции) второй и третий этаж с внутренней и внешней стороны полностью покрыт золотом. На крыше храма, покрытой корой деревьев водрузилась птица феникс.
Трагедия Золотого павильона
За свою долгую историю, более 600 лет храмовый комплекс Рокуон-дзи, пережил много пожаров и разрушений. После пожара 1565 года, который сжег храм дотла оставалось только два оригинальных сооружения: Золотой павильон и Зал Фудо, в котором хранится святой камень — хранитель всего монастыря. И когда позади остались все войны, разрушения и пожары, в 1950 году, 2 июля Золотой павильон Кинкакудзи был сознательно уничтожен пожаром от рук человека. Храм сгорел полностью и все сокровища Будды были уничтожены огнём.
После долгих расчетов в 1955 году храм решили восстановить и началась кропотливая работа по воссозданию павильона в максимально возможной приближенности к оригиналу. Восстановление шло на основе инженерных данных и фотографий. Сейчас Золотой павильон выглядит так:
А ниже приведены фотография 1893 года и фото, сделанное сразу после пожара в 1950.
Золотой павильон в Киото
Можно сколько угодно долго говорить о красоте золотого павильона, но однозначно — это надо увидеть своими глазами! Увидев Кинкаку оторваться от него невозможно. Красоту и завершенность картины создаёт не только павильон, а в целом ландшафт, природа, окружающая небольшое, но уникальное строение. Кинкаку-дзи красив в любое время года, он величественно отражается в зеркальной глади пруда Кёко-ти, что мне напомнило очень красивый замок Мацумото. В пруду красиво расположились 10 каменных островков, среди которых 2 основных — это остров черепахи и остров журавля. Площадь пруда 60 600 м². Летом здесь цветут ирисы, создавая неповторимую красоту. Кстати ирисы считаются цветком самурая, символизирующий стойкость мужчины и воина. Но мой Кинкаку — осенний. Это был теплый солнечный день.
Несмотря на то, что на фотографиях нет людей, протолкнуться по дорожкам было невозможно. Учитывая, что к павильону практически нет подхода и его можно фотографировать только издали, каждый турист норовит подойти поближе к ограждению и сделать фото. Я тоже делая фотографии понимала, что практически на каждой из них одно и тоже изображение, но остановиться не могла. Хотелось запечатлеть красоту как можно больше.
В строительстве Золотого павильона использовались золотые листы 0,45-0,55 мкм, количество в районе 200 000 листов (около 20 кг)
Сад окружающий павильон был разбит в XIV веке и сегодня здесь растут сосны, посаженные более 600 лет назад. Площадь сада составляет около 132 000 м². Самые старые деревья в нем были посажены еще сёгуном Есимицу.
Кинкаку-дзи стал прототипов для другого храма, так же расположенного в Киото — Гинкаку-дзи, Серебряный павильон, построенный в 1483 году внуком сёгуна Асикага Ёсимицу. На самом деле павильон серебряный только на бумаге, а в действительности он деревянный.
Экскурсия по Храму оленьего сада была недолгой, но очень эмоциональной. Было удивительно увидеть золотой дом воочию, тем более, что он является частью картинки на моём блоге. Пройдя по проторенному маршруту и поднявшись наверх по лестнице в глубину сада очень захотелось вернуться обратно и ещё раз всё посмотреть. Но во-первых времени на повтор не было и кроме этого идти против течения нескончаемого потока туристов было просто невозможно.