в казанском соборе мощи кого

Прикоснуться к святыне. Из Иерусалима в Казанский собор доставили частицу мощей Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель — один из самых почитаемых в православном мире святых после Богородицы. Реликвия пробудет в Петербурге с 10 по 17 марта.

В Петербург прибыл ковчег с частицей мощей Иоанна Предтечи, или Иоанна Крестителя. Это один из самых почитаемых в православном мире святых после Богородицы. Святыню доставили из Иерусалима. В Казанском кафедральном соборе реликвия пробудет с 10 по 17 марта. Подробности — в материале корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Кирилла Радиона.

Несмотря на поздний час, в Казанском кафедральном соборе многолюдно — сотни верующих пришли встретить ковчег с частицей мощей одного из самых почитаемых в православном мире после Богородицы святого — Иоанна Предтечи. Именно он известил мир о приходе Мессии и крестил Спасителя. Символично, что святыня прибыла в Санкт-Петербург в дни Великого Поста.

ВАРСОНОФИЙ, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский:

Согласно писанию, пророк Иоанн вырос в пустыне. До 30 лет постом и молитвой он готовился к своему будущему служению, призывал людей к покаянию и оставлению грехов.

ИЕРЕЙ ИГОРЬ МАРЧУК, штатный клирик Казанского кафедрального собора:

Святыню доставили прямо из Иоанна-Предтеченского монастыря. Давняя связь русской православной церкви в Санкт-Петербурге и Иерусалиме подарила возможность петербуржцам и гостям города приложиться к святым мощам.

ВЯЧЕСЛАВ МАКАРОВ, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

В эти дни Казанский кафедральный собор станет центром притяжения верующих.

Приложиться к частице мощей святого можно будет с 10 по 17 марта в Казанском кафедральном соборе с 8 утра до 11 часов вечера.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Источник

СВЯТЫНЯ КАЗАНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

в казанском соборе мощи кого

Особо почитаемой святыней в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга является чудотворная Казанская икона Божией Матери, являющаяся списком (размером 13 х 12 вершков) с оригинала (размером 6 х 5 вершков), явленного во граде Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю (ныне 21 июля по новому стилю, или по григорианскому календарю).

Повествование об обретении иконы в Казани, случившемся через 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства, мы находим в рукописи 1594 года Казанского митрополита (в будущем патриарха) Ермогена, установившего в 1595 году местное празднование 8 июля Казанскому образу Божией Матери (с 1649 года оно стало всероссийским). В повести описывается чудесное обретение иконы девицей Матроной на пепелище их дома. Матрона с матерью раскопали указанное Богородицей девочке во сне место, где они обрели чудный образ Божией Матери, весь сияющий. Призванный священнослужитель из Гостинодворской церкви Казани святителя Николая Чудотворца священник Ермолай, ставший в 1606-1612 гг. священномучеником патриархом Московским Гермогеном, отнёс её в храм. Впоследствии Ермолай (в монашестве Ермоген, Гермоген) составил тропарь иконе: «Заступница Усердная. ». На месте обретения иконы был построен Богородицкий монастырь, где приняли постриг девица Матрона и её мать.

От Казанской иконы Божией Матери происходили и происходят чудеса. С оригинала явленной иконы, доступного для поклонения до его исчезновения в 1904 году, а также с первоначальных списков Казанской иконы делались более поздние списки, расходящиеся по всей Руси. Один из первоначальных списков был отослан в Москву царю Иоанну Грозному. Этот образ хранился в Московском Кремле.

Упомянутый список Казанской иконы Божией Матери, находящийся ныне в Казанском кафедральном соборе, Пётр I повелел Прасковье Федоровне, вдове своего старшего единокровного брата – царя Иоанна V (1682-1696), привезти в 1708 году в новостроящийся на Неве город Санкт-Петербург. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Пётр I, объезжая войска, потребовал от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…». Полтавская победа, которую Пётр I именовал «русским воскресением», «началом нашего спасения и благополучия», была запечатлена Петром постройкой корабля «Полтава» и Сампсониевской церкви (позже перестроенной в Сампсониевский собор).

В Акафисте Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская», о тех событиях говорится так: «Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави».

Казанская икона Божией Матери первоначально была помещена в часовне на Посадской улице на Петроградской стороне, недалеко от домика Петра I. При императрице Анне Иоанновне (1730-1740) была в 1733–1737 годах построена первая церковь на Невском проспекте – храм Рождества Богородицы, который стал предшественником Казанского собора. Ко дню освящения новопостроенного храма для Казанской иконы Божией Матери была изготовлена новая риза стоимостью до 100 000 рублей – из червонного золота с драгоценными камнями, что подчеркивало особое почитание святыни.

В 1737-1811 годы этот список иконы находился в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; храм этот, стоящий между современным фонтаном перед Казанским собором и Невским проспектом, был разобран в 1811 году.

Император Павел Петрович, взойдя на престол, пожелал возвести в столице империи, граде святого апостола Петра, величественный собор, который поставил бы Петербург в один ряд с главными христианскими столицами Европы.

15 сентября (ст. стиля) 1811 года новый собор, строящийся с 1801 по 1811 год по проекту выдающегося архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, был освящён и назван Казанским по имени перенесенной сюда из храма Рождества Богородицы Казанской иконы Божией Матери: в честь Богоматери и Ея Казанской иконы был освящен престол в главном приделе собора, престол в южном приделе собора освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, северный придел собора – в честь прпп.Антония и Феодосия, игуменов Киево-Печерских. Позже появился в крипте собора и нижний храм в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, для которого святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, посещая Петроград в июне 1918 года, передал настоятелю Казанского собора сщмч. Философу Орнатскому (+ авг. 1918) ковчежец с частицей мощей сщмч. Ермогена.

Весной 1922 года из собора была изъята вся драгоценная утварь, был разграблен и разрушен уникальный серебряный иконостас, изготовленный по проекту Константина Тона из церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили.

В 1923 году власти отняли собор у православных и передали его обновленческой общине. С принятием закона «О религиозных объединениях» (08.04.1929), по которому вся жизнь последних окончательно ставились под контроль государства, было решено закрыть Казанский собор, в феврале 1932 года в его здании был оборудован Государственный Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы частично были переданы Государственному Русскому музею.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери, главная святыня храма, которую верующим удалось сберечь, некоторое время пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор. Там она находилась до своего возвращения в середине июля 2001 года в Казанский собор, в котором с 1991 года, тогда ещё музее истории религии и атеизма, разрешили на несколько часов по отдельным дням проводить богослужения: в декабре 1999 года собор получил статус кафедрального собора Санкт-Петербурга и на следующий год музей окончательно покинул здание Казанского собора.

Множество важных событий в истории России связано с памятью о чудесном заступничестве Царицы Небесной за Россию и её многонациональный народ.

Общенациональная известность и почитание Казанской иконы Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Так в XVII веке, когда русские люди, уповая на Господа и молитвы Его Матери, взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с Казанской иконы Богородицы. 22 октября (ныне 4 ноября) 1612 года православное воинство, ободренное молитвою и помощью Божией Матери, сломило сопротивление поляков, захвативших московский Кремль, тем самым положив начало почитанию этого дня победы, посвящённого также и Казанской иконе, перед которой молились об освобождении Москвы и России от иноземных захватчиков и о преодолении Смуты.

Рождение сына — первенца у царя Алексея Михайловича Романова в 1648 году (22 октября по юлианскому календарю, ныне 4 ноября по григорианскому календарю) совпало с местным осенним праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. По указу царя Алексея Михайловича этот день с 1649 года стал общероссийским праздником и до 1917 года этот день был выходным.

После победы России в Северной войне и подписания 30 августа (ст.ст.) 1721 года Ништадтского мирного договора со Швецией Сенат и Синод, закрепляя новый реальный военно-политический вес России в западном мире, решили преподнести Петру титул императора всероссийского.

22 октября (ст. ст.) 1721 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, во время торжественной службы в Троице-Петровском соборе (кафедрального с 1714 до 1733), в день объявления народу об окончании Северной войны и торжественного прочтения условий Ништадтского мира, Петру I поднесли Акт о присвоении ему титула «Императора Всероссийского» и звание «Отец Отечества» и «Великий».

С этого дня формально начался новый этап в жизни Российского государства — Московское Царство окончательно превращалось в Российскую Империю, вскоре заставившую Европу принять Россию как могущественную европейскую державу.

И ещё одно событие связано с 22 октября (ст.ст.) 1812 года. Война с Наполеоном. Сражение под Вязьмой. Авангард Русской армии генерала Михаила Андреевича Милорадовича и атамана Донского войска Матфея Ивановича Платова разбили французский корпус. Отбили у французов обозы с церковным серебром, награбленном в Москве. Михаил Илларионович Кутузов приказал передать его в Казанский собор, в котором 11 августа (ст.ст.) 1812 года он молился перед святым Казанским образом Божией Матери, накануне своего отъезда в действующую армию, незадолго до Бородинского сражения (26 августа ст.ст.).

В Казанском соборе у западной стены северного придела находится склеп, в котором 13 июня 1813 года был погребен главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года, великий русский полководец М.И. Кутузов (он скончался 16 апреля 1813 г. в прусском городе Бунцлау). Близ могилы победителя Наполеона в консолях, изготовленных по рисункам А. Воронихина, хранились трофеи Отечественной войны: 113 знамен, штандартов и орлов, 28 ключей от покорённых крепостей и городов и жезл французского маршала Даву (А.И.Геккель. Трофеи войн 1812-1813-1814 гг., хранящиеся в Казанском соборе. С.-Петербург, 1909). В 1837 году перед собором были установлены памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Отныне Казанский собор стал и храмом русской воинской славы.

В наше время осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери стал и государственным праздником (установлен 27 декабря 2004 года в память о преодолении Смуты и восстановления российской государственности). Начиная с 2005 года 4 ноября празднуется не только как день Казанской иконы Божией Матери, но и как День народного единства, как день воинской славы России. Этот день напоминает нам о важном уроке российской истории, как россияне разных вер и национальностей, с Божией помощью обретя единство и преодолев разделение, сумели преодолеть нестроения Смутного времени, сумели освободить Россию от иноземных захватчиков, от посягательств на власть доморощенных алчных группировок всех мастей, сумели укрепить государственную власть и привести страну к стабильному гражданскому миру.

Казанская икона Богородицы – особая в русской истории, даже по сравнению с другими величайшими святынями: Владимирской, Смоленской, Донской, Иверской иконами Божией Матери. Божественная помощь в ответ на молитвы перед теми иконами Божией Матери не раз спасала страну, и особенно Москву, от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, поэтому и в честь этих событий были также установлены соответствующие церковные праздники. Но ни при одном из этих набегов не стояло под угрозой само существование России – как государства.

То, что мы празднуем в День народного единства, в день осеннего праздника Казанской иконы Божией Матери – это по молитвам Пречистой Богородицы проявленная милость Божия к России и оказанная народу нашему благодатная помощь в разрешении исторического вопроса: быть или не быть России. Будем всегда помнить, что сила России во многом определяется духовным и политическим единством её многонационального народа и его нравственным состоянием. Будем бережно относиться к святыням нашим!

Протоиерей Павел Красноцветов,

Источник

Новое в блогах

Святые мощи с чердака. Чьи ноги, обе правые, творят сегодня чудеса?

в казанском соборе мощи кого

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы,Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород. ах, ах, ах.

развезли косточки по пунктикам, перемыли, завизировали, зарегистрировали.

Почему РПЦ бессовестно обманывает своих прихожан?

Обратимся к источникам:

в казанском соборе мощи кого

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

В 1919 году по инициативе одного из главных борцов с религией П.А.Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.

«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты.

Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.

в казанском соборе мощи кого

Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги. («Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Вот как об этом рассказывает документальное повествование:

Когда в Петрограде шли аресты членов Правления Общества православных приходов, когда забирали самых близких и надежных людей, самого митрополита Вениамина не трогали.

Стремительно разрасталась пустота вокруг владыки…

Ну, а 12 мая, в тот самый день, когда обновленцами был предпринят первый штурм патриаршей резиденции, в Петрограде, состоялось вскрытие мощей святого Александра Невского.

В полдень, в соборе Александро-Невской лавры собрались представители Петроисполкома, губкома, агитотдела, печати, общества археологических памятников старины и медицинской экспертизы.

«По данному распоряжению мастера подходят к раке и отвинчивают винты. Несколько человек снимают крышку и относят в сторону. Под крышкой стекло, его тоже снимают.

– Здесь темно, – говорит кто-то. – Надо выдвинуть к свету.

– Именно к свету, – повторяет другой с ударением на последнем слове…

Настоятель поднимает крышку гроба.

Там пусто. На дне лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посреди небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера.

Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все «мощи»…

Далее автор глумливого газетного отчета приводит смущенные объяснения пастырей, дескать, в 1491 году во Владимире был пожар, рака с мощами была в огне и удалось спасти только отдельные кости. Опять же и в 1723 году, когда Петр I приказал перенести мощи в Санкт-Петербург, их благополучно довезли до Шлиссельбурга и здесь оставили зимовать, но зимой павильон, где они хранились, сгорел, и мощи снова пострадали…

«Митрополит… – отмечает репортер, – как будто бы немного взволнован».

Собственно говоря, ради этой фразы мы и пересказывали издевательскую по своему тону статью.

Нет нужды доказывать здесь, что все произведенные в первые годы Советской власти вскрытия, ни в коей мере не опровергали святости мощей и их чудотворености. Церковь считает, что нетленность сохраняется в силу Господней воли ровно столько, сколько необходимо, чтобы засвидетельствовать святость Божьего угодника.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, после пожара вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.

За кого же нас принимают господа из РПЦ и вступившие с ними в сговор представители власти?

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский — один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики перед Отечеством.

было бы хорошо, если бы память народная не омрачалась обманами РПЦ

Источник

Частица мощей св. Иоанна Предтечи принесена в Казанский собор

в казанском соборе мощи кого

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины Феофила III вечером в понедельник 2-ой седмицы Великого поста, 9 марта 2020 года, в Казанский собор была принесена частица мощей св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Святыню из аэропорта «Пулково» в собор доставил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

После того как ковчег с мощами был установлен на центре собора, митрополит Варсонофий совершил молебен.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александра Пашков, духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

За богослужением молились сопровождающий святыню игумен Иоанно-Предтеченского монастыря Иерусалима архимандрит Варфоломей (Мелиссинос), председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Серафимович Макаров, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Георгиевич Иванов, руководитель аппарата Председателя Законодательного собрания Юрий Павлович Таничев.

После окончания богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

«Приветствую вас и благодарю за то, что сегодня вы пришли в наш кафедральный собор, чтобы встретить мощи святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, — сказал владыка. — По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Патриарха Феофила мы сподобились великой чести — принимать самого великого человека на земле, о котором Господь сказал: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7:28). Мы знаем из Евангелия, что Иоанн Предтеча был великий человек. Родился он по предсказанию архангела Гавриила в семье престарелых праведных Захарии и Елизаветы. Он рано потерял родителей, воспитывался в пустыне и в тридцать лет вышел на проповедь. Это был действительно аскет, молитвенник, пророк, пустынник, а потом и мученик. Первое слово, которое он сказал на Иордане, было «покайтесь». Покайтесь — то есть перемените свои мысли. Господь грядет! Приготовьте души к принятию Царства Божиего. Его проповедь звучала на Иордане, к нему приходило много людей. И вот, сегодня с берегов Иордана Иоанн Предтеча прибыл на берега Невы, чтобы здесь к каждому из нас обратиться с этими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Принесите плоды покаяния. То есть так измените свою жизнь, чтобы она была светом для мира, проповедью любви, чтобы вы отстали от пут греха и, постепенно переменив свою жизнь, удостоились Царства Божия. Будем приходить в наш собор, совершать молебны, акафисты святому Предтече. Будем просить, чтобы он молил Бога и нам стать наследниками Царства Божия».

Владыка поблагодарил архимандрита Варфоломея, отметив, что принесение такой святыни — утешение для верующих, особенно в дни Великого поста.

«Думаю, что дружба между Русской Церковью и Иерусалимской Церковью, между Патриархами Кириллом и Феофилом будет укрепляться, несмотря на все искушения, которые есть в мире. Будем хранить единство Православной Церкви и взаимно помогать друг другу», — сказал митрополит Варсонофий.

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн — самый чтимый христианский святой после Пресвятой Богородицы. В его честь в церковном календаре установлено семь дней памяти. Назван Предтечей (предшественником), потому что проповедью готовил народ к пришествию Спасителя, и Крестителем как крестивший Христа. Иоанн был сыном праведников — священника Захарии и Елизаветы. По материнской линии приходился родственником Христу. Родители Иоанна погибли, спасая сына во время вифлеемского избиения младенцев. Он вырос в дикой пустыне, готовясь к будущему служению постом и молитвой. Проповедуя на берегах Иордана, призывал людей к покаянию. Святой был посажен в темницу и обезглавлен за обличение царя Ирода Антипы.

Ковчег с частицей мощей св. Иоанна Предтечи будет находиться в Казанском кафедральном соборе с 9 по 17 марта. Желающие могут приложиться к св. мощам Иоанна Крестителя с 8 до 23 часов. В течение дня духовенство Санкт-Петербургской епархии будет перед св. мощами совершать молебны с акафистом

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере):

См. на сайте митрополии (малоформатные фото):

См. также просмотр нашей фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге– символ мощи и доблести России

Соборы и Храмы

в казанском соборе мощи кого

Краткое описание

Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.

История

Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.

Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.

Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.

В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.

Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.

Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали

Казанский собор в годы советской власти

После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.

Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.

Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.

В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.

Архитектура и архитектор Воронихин

Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.

Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.

Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:

В своей работе архитектор использовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины. В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал. Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.

96 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.

Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

в казанском соборе мощи кого

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

в казанском соборе мощи кого

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Кто похоронен в Казанском соборе

Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.

Режим работы и цена в 2021 году

Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.

Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.

Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.

Официальный сайт

Богослужения

Казанский собор – действующий православный храм.

Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов

Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.

Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.

Где находится

Адрес

Казанская площадь дом 2.

Метро

Как добраться

Интересные факты

Памятники перед Казанским собором

Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.

Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.

Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.

Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.

в казанском соборе мощи кого

в казанском соборе мощи кого

В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *