В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Для чего в машинах постоянного тока используется коллектор?

Коллектор — это система медных пластин, изолированных друг от друга и от вала якоря. К пластинам припаяны отводы от обмотки якоря. Для соединения коллектора с зажимами машины и внешней цепью служат скользящие контакты (щетки).

Коллектор в электрических машинах выполняет роль выпрямителя переменного тока в постоянный (в генераторах) и роль автоматического переключателя направления тока во вращающихся проводниках якоря (в двигателях).

Для рассмотрения работы коллектора обратимся к рис. 2, на котором рамка с проводниками А и В показана в разрезе. Для большей наглядности проводник А показан толстым кружком, а проводник В двумя тонкими кружками.

Щетки замкнуты на внешнее сопротивление тогда э. д. с., индуктируемая в проводниках, будет вызывать в замкнутой цепи электрический ток. Поэтому при рассмотрении работы коллектора можно говорить не об индуктированной э. д. с., а об индуктированном электрическом токе.

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Рис. 1. Коллектор электрической машины

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Рис. 2. Упрощенное изображения коллектора

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Рис. 3. Выпрямление переменного тока с помощью коллектора

Сообщим рамке вращательное движение в направлении по часовой стрелке. В момент, когда вращающаяся рамка займет положение, изображенное на рис. 3, А, в ее проводниках будет индуктироваться наибольший по величине ток, так как проводники пересекают магнитные силовые линии, двигаясь перпендикулярно к ним.

Индуктированный ток из проводника В, соединенного с коллекторной пластиной 2, поступит на щетку 4 и, пройдя внешнюю цепь, через щетку 3 возвратится в проводник А. При этом правая щетка будет положительной, а левая отрицательной.

Дальнейший поворот рамки (положение В) приведет снова к индуктированию тока в обоих проводниках; однако направление тока в проводниках будет противоположно тому, которое они имели в положении А. Так как вместе с проводниками повернутся и коллекторные пластины, то щетка 4 снова будет отдавать электрический ток во внешнюю цепь, а по щетке 3 ток будет возвращаться в рамку.

В следующий момент (положение Г), когда рамка вторично займет положение на нейтральной линии, в проводниках и, следовательно, во внешней цепи тока опять не будет.

В последующие моменты времени рассмотренный цикл движений будет повторяться в том же порядке. Таким образом, направление индуктированного направление тока во внешней цепи благодаря коллектору все время будет оставаться одним и тем же, а вместе с этим сохранится и полярность щеток.

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Рис. 4. Коллектор двигателя постоянного тока

Представление о характере изменения тока во внешней цепи за один оборот рамки, снабженной коллектором, дает кривая рис. 5. Из кривой видно, что наибольших значений ток достигает в точках, соответствующих 90° и 270°, т. е. когда проводники пересекают силовые линии непосредственно под полюсами. В точках 0° (360°) и 180° ток во внешней цепи равен нулю, так как проводники, проходя нейтральную линию, силовых линий не пересекают.

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Рис. 5. Кривая изменения тока во внешней цепи за один оборот рамки после выпрямления коллектором

Из кривой нетрудно заключить, что хотя направление тока во внешней цепи и остается неизменным, но величина его все время меняется в пределах от нуля до максимума.

Электрический ток, постоянный по направлению, но переменный по величине, носит название пульсирующего тока. Для практических целей пульсирующий ток очень неудобен. Поэтому в генераторах стремятся сгладить пульсации и сделать ток более ровным.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Устройство коллекторных машин постоянного тока

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Характерным признаком коллекторных машин является наличие у них коллектора — механического преобразователя переменного тока в постоянный и наоборот. Необходимость в таком преобразователе объясняется тем, что в обмотке якоря коллекторной машины должен протекать переменный ток, так как только в этом случае в машине происходит непрерывный процесс электромеханического преобразования энергии.

К коллекторным машинам постоянного тока относятся двигатель постоянного тока ДПТ и генератор постоянного тока ГПТ которые имеют одинаковую конструкцию и могут заменять друг друга то есть ДПТ может работать как ГПТ и наоборот. Разберем устройство коллекторных машин на примере двигателя постоянного тока.В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Коллекторная машина постоянного тока состоит из:

Статор конструктивно может быть выполнен двух видов:

Устройство щеточно коллекторного перехода.

Наиболее сложным и ненадежным местом коллекторной машины является щеточно коллекторный переход который состоит из щеток (которые крепятся в щеткодержатели) и коллектора который состоит из набора коллекторных пластин трапецеидального сечения, разделенных миканитовыми прокладками. Пластины из меди и миканита удерживаются в сжатом состоянии за нижнюю часть, имеющую форму «ласточкина хвоста», посредством стальных конусных колец 1 (рис. 13.2). Выступающая вверх часть коллекторных пластин 6, называемая «петушок», служит для присоединения секций обмотки якоря к пластинам коллектора. Коллекторные пластины изолируют от конусных колец миканитовыми манжетами 3, а от втулки 5 — миканитовым изолирующим цилиндром 4. В конструкции какой электрической машины имеется коллекторПоверхность медных пластин каллектора в процессе работы машины постепенно истирается щетками. Что бы при этом миканитовые прокладки не выступали над рабочей поверхностью медных пластин, что могло бы привести к нарушению электрического контакта коллектора со щетками, приходится периодически выполнять «продораживаные» коллектора. Эта операция состоит в том, что между рабочими поверхностями коллекторных пластин фрезеруют пазы (дорожки) на глубину до 1,5 мм (рис. 13.4). В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Достоинства и недостатки коллекторных машин постоянного тока.

Электрические машины постоянного тока используют как в качестве генераторов, так и двигателей. Наибольшее применение имеют двигатели постоянного тока, диапазон мощности которых достаточно широк: от долей ватта (для привода устройств автоматики) до нескольких тысяч киловатт (для привода прокатных станов, шахтных подъемников и других крупных механизмов).

Двигатели постоянного тока широко используют для привода подъемных устройств в качестве крановых двигателей и привода транспортных средств, а также в качестве тяговых двигателей.

Основные достоинства двигателей постоянного тока по сравнению с бесколлекторными двигателями переменного тока — хорошие пусковые и регулировочные свойства, возможность получения частоты вращения более 3000 об/мин, а недостатки — относительно высокая стоимость, некоторая сложность в изготовлении, пониженная надежность. Эти недостатки машин постоянного тока обусловлены наличием в них щеточно-коплекторного узла, который к тому же является источником радиопомех и пожароопасности. Но, несмотря на отмеченные недостатки, двигатели постоянного тока в некоторых случаях пока незаменимы, так как обладают большой перегрузочной способностью, хорошими пусковыми и регулировочными свойствами.

Источник

Коллекторный электродвигатель постоянного тока

Конструкция коллекторного электродвигателя постоянного тока

Статор — неподвижная часть двигателя.

Индуктор (система возбуждения) — часть коллекторной машины постоянного тока или синхронной машины, создающая магнитный поток для образования момента. Идуктор обязательно включает либо постоянные магниты либо обмотку возбуждения. Индуктор может быть частью как ротора так и статора. В двигателе, изображенном на рис. 1, система возбуждения состоит из двух постоянных магнитов и входит в состав статора.

Якорь — часть коллекторной машины постоянного тока или синхронной машины, в которой индуктируется электродвижущая сила и протекает ток нагрузки [2]. В качестве якоря может выступать как ротор так и статор. В двигателе, показанном на рис. 1, ротор является якорем.

Щетки — часть электрической цепи, по которой от источника питания электрический ток передается к якорю. Щетки изготавливаются из графита или других материалов. Двигатель постоянного тока содержит одну пару щеток или более. Одна из двух щеток соединяется с положительным, а другая — с отрицательным выводом источника питания.

Коллектор — часть двигателя, контактирующая со щетками. С помощью щеток и коллектора электрический ток распределяется по катушкам обмотки якоря [1].

Типы коллекторных электродвигателей

По конструкции статора коллекторный двигатель может быть с постоянными магнитами и с обмотками возбуждения.

Коллекторный двигатель с постоянными магнитами

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Коллекторный двигатель с обмотками возбуждения

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Двигатели независимого и параллельного возбуждения

В электродвигателях независимого возбуждения обмотка возбуждения электрически не связана с обмоткой якоря (рисунок выше). Обычно напряжение возбуждения UОВ отличается от напряжения в цепи якоря U. Если же напряжения равны, то обмотку возбуждения подключают параллельно обмотке якоря. Применение в электроприводе двигателя независимого или параллельного возбуждения определяется схемой электропривода. Свойства (характеристики) этих двигателей одинаковы [3].

В двигателях параллельного возбуждения токи обмотки возбуждения (индуктора) и якоря не зависят друг от друга, а полный ток двигателя равен сумме тока обмотки возбуждения и тока якоря. Во время нормальной работы, при увеличении напряжения питания увеличивается полный ток двигателя, что приводит к увеличению полей статора и ротора. С увеличением полного тока двигателя скорость так же увеличивается, а момент уменьшается. При нагружении двигателя ток якоря увеличивается, в результате чего увеличивается поле якоря. При увеличении тока якоря, ток индуктора (обмотки возбуждения) уменьшается, в результате чего уменьшается поле индуктора, что приводит к уменьшению скорости двигателя, и увеличению момента.

Коллекторный электродвигатель параллельного возбуждения имеет механическую характеристику с уменьшающимся моментом на высоких оборотах и высоким, но более постоянным моментом на низких оборотах. Ток в обмотке индуктора и якоря не зависит друг от друга, таким образом, общий ток электродвигателя равен сумме токов индуктора и якоря. Как результат данный тип двигателей имеет отличную характеристику управления скоростью. Коллекторный двигатель постоянного тока с параллельной обмоткой возбуждения обычно используется в приложениях, которые требуют мощность больше 3 кВт, в частности в автомобильных приложениях и промышленности. В сравнении с КДПТ ПМ, двигатель параллельного возбуждения не теряет магнитные свойства со временем и является более надежным. Недостатками двигателя параллельного возбуждения являются более высокая себестоимость и возможность выхода двигателя из под контроля, в случае если ток индуктора снизится до нуля, что в свою очередь может привести к поломке двигателя [5].

Двигатель последовательного возбуждения

В электродвигателях последовательного возбуждения обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря, при этом ток возбуждения равен току якоря (Iв = Iа), что придает двигателям особые свойства. При небольших нагрузках, когда ток якоря меньше номинального тока (Iа &lt Iном) и магнитная система двигателя не насыщена (Ф

Iа), электромагнитный момент пропорционален квадрату тока в обмотке якоря:

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор,

С ростом нагрузки магнитная система двигателя насыщается и пропорциональность между током Iа и магнитным потоком Ф нарушается. При значительном насыщении магнитный поток Ф с ростом Iа практически не увеличивается. График зависимости M=f(Ia) в начальной части (когда магнитная система не насыщена) имеет форму параболы, затем при насыщении отклоняется от параболы и в области больших нагрузок переходит в прямую линию [3].

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Способность двигателей последовательного возбуждения развивать большой электромагнитный момент обеспечивает им хорошие пусковые свойства.

Коллекторный двигатель последовательного возбуждения имеет высокий момент на низких оборотах и развивает высокую скорость при отсутствии нагрузки. Данный электромотор идеально подходит для устройств, которым требуется развивать высокий момент (краны и лебедки), так как ток и статора и ротора увеличивается под нагрузкой. В отличии от КДПТ ПМ и двигателей параллельного возбуждения двигатель последовательного возбуждения не имеет точной характеристики контроля скорости, а в случае короткого замыкания обмотки возбуждения он может стать не управляемым.

Двигатель смешанного возбуждения

Двигатель смешанного возбуждения имеет две обмотки возбуждения, одна из них включена параллельно обмотке якоря, а вторая последовательно. Соотношение между намагничивающими силами обмоток может быть различным, но обычно одна из обмоток создает большую намагничивающую силу и эта обмотка называется основной, вторая обмотка называется вспомогательной. Обмотки возбуждения могут быть включены согласовано и встречно, и соответственно магнитный поток создается суммой или разностью намагничивающих сил обмоток. Если обмотки включены согласно, то характеристики скорости такого двигателя располагаются между характеристиками скорости двигателей параллельного и последовательного возбуждения. Встречное включение обмоток применяется, когда необходимо получить неизменную скорость вращения или увеличение скорости вращения с увеличением нагрузки. Таким образом, рабочие характеристики двигателя смешанного возбуждения приближаются к характеристикам двигателя параллельного или последовательного возбуждения, смотря по тому, какая из обмоток возбуждения играет главную роль [4].

Двигатель смешанного возбуждения имеет эксплуатационные характеристики двигателей с параллельным и последовательным возбуждением. Он имеет высокий момент на низких оборотах, так же как двигатель последовательного возбуждения и хороший контроль скорости, как двигатель параллельного возбуждения. Двигатель смешанного возбуждения идеально подходит для устройств автомобилей и промышленности (таких как генераторы). Выход двигателя смешанного возбуждения из под контроля менее вероятен, так как для этого ток параллельной обмотки возбуждения должен уменьшиться до нуля, а последовательная обмотка возбуждения должна быть закорочена.

Характеристики коллекторного электродвигателя постоянного тока

Эксплуатационные свойства двигателей постоянного тока определяются их рабочими, электромеханическими и механическими характеристиками, а также регулировочными свойствами.

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор

Основные параметры электродвигателя постоянного тока

Постоянная момента

Для коллекторного электродвигателя постоянного тока постоянная момента определяется по формуле:

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор,

Источник

Содержание материала

Устройство и основные элементы конструкции коллекторной машины постоянного тока

К основным частям машины постоянного тока коллекторного типа относятся статор (неподвижная часть), ротор (вращающаяся часть, которую в машинах постоянного тока обычно называют якорем), разделенные воздушным зазором, и коллектор. На внутренней поверхности статора укреплены полюса, предназначенные для создания в машине магнитного потока. Первоначально это были постоянные магниты, а в 1863 г. Г. Уайльдом было предложено применять электромагниты.

Кольцевой якорь.

Важным этапом в развитии конструкции машины постоянного тока был кольцевой якорь, предложенный А. Пачинотти в 1860 г. для двигателя и независимо от него 3. Граммом в 1870 г. для генератора.
Кольцевой якорь, несущий обмотку, соединенную с коллектором, представляет собой полый цилиндр, собранный из листов электротехнической стали, укрепленный на валу машины.
Обмотка кольцевого якоря состоит из ряда катушек, равномерно расположенных по окружности. Простейший способ образования замкнутой обмотки — это последовательное соединение рядом лежащих катушек. Концы катушек, в замкнутой обмотке общие для двух соседних, присоединены к коллекторным пластинам. На рисунке 258 дан эскиз двухполюсного генератора постоянного тока с кольцевым якорем. Щетки, как это бывает обычно, установлены на нейтральной линии между полюсами.
В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Рис. 258. Кольцевой якорь.

При принятом направлении вращения по часовой стрелке э. д. с. в активных частях проводников, расположенных в зоне северного полюса, направлена «от нас», в зоне южного полюса — «к нам». Э. д. с. витков соответственно верхней или нижней частей рисунка, складываясь, создают напряжение между щетками.
Часть обмотки, состоящая из витков, идущих друг за другом по схеме, в пределах от одной щетки до следующей составляет параллельную цепь (ветвь). На рисунке 258 таких параллельных ветвей две: 2а = 2, где а — число пар параллельных ветвей.
В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Рис. 259. Потенциальный многоугольник э. д. с.

Генератор с кольцевым якорем в определенной степени является технически совершенной машиной. Выполняя соответствующее число катушек и витков в каждой катушке, можно получить э. д. с. требуемой величины, пульсация э. д. с. незначительна. Но кольцевому якорю свойственны и определенные недостатки. Поскольку э. д. с. в проводниках наводятся в результате пересечения ими индукционных линий потока в воздушном зазоре, то э. д. с. возникнут только в проводниках, лежащих на наружной поверхности якоря.
Таким образом, кольцевой якорь характеризуется плохим использованием проводникового материала, затраченного на выполнение обмотки. К недостаткам относятся также трудность крепления обмотки и возможность выполнения намотки практически только вручную.
Величина пульсации напряжения, называемой коллекторной, может быть наглядно определена при помощи так называемого потенциального многоугольника э.д.с. якоря. Будем иметь в виду лишь первую гармоническую э.д.с. в витке обмотки, а ширину щетки считать достаточно малой. Изобразим э.д.с. катушек векторами и отложим эти векторы друг за другом под углом, определяемым пространственным сдвигом между катушками. Обойдя две следующие друг за другом параллельные цепи (на рис. 258 это будет обход всей обмотки), получим правильный многоугольник с числом сторон, равным числу катушек на две параллельные ветви (рис. 259). При вращении якоря вращается также и соответствующий его обмотке потенциальный многоугольник э.д.с., но по отношению к неподвижным щеткам картину векторов э.д.с. можно считать как бы «условно застывшей». На щетках будет напряжение, определяемое отрезком внутри многоугольника линии, проходящей через щетки. Как ясно из рисунка, вследствие конечного числа сторон многоугольника напряжение на щетках будет несколько меняться (пульсировать).
В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Как видно из таблицы 9, достаточно около двадцати коллекторных пластин на две параллельные цепи, чтобы пульсацию можно было считать практически незаметной, что и справедливо для генераторов, питающих электроэнергией промышленные установки. С колебаниями напряжения на коллекторе следует считаться главным образом в установках проводной и радиосвязи, где эти колебания могут создать нежелательные помехи.
В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Рис. 260. Перенос проводника с внутренней стороны кольца на внешнюю поверхность барабана.

При сдвиге щеток с нейтрали (рис. 258) напряжение между ними уменьшается (имеется в виду холостой ход генератора), так как в этом случае в параллельных цепях в проводниках, расположенных на якоре в зоне угла сдвига щеток, э. д. с. действуют навстречу э. д. с. остальных проводников. В предельном случае, когда положение щеток будет совпадать с осью полюсов, э. д. с. обмотки кольцевого якоря будет равна нулю.
Барабанный якорь был предложен Ф. Гефнер-Альтенеком в 1872 г. Этот якорь выгодно отличался от кольцевого тем, что теперь не только сторона проводника, расположенная на наружной поверхности кольцевого якоря, стала активной, но и та, которая лежит на внутренней стороне кольца. Это было достигнуто вынесением ее на наружную поверхность барабана, на ту его часть, где магнитное поле таково, что э.д.с. сторон витка складываются (рис. 260). На рисунке стороны витка показаны уложенными в пазы, укладка в пазы впервые была применена Венштремом в 1882 г.
Сердечник якоря, вращаясь в магнитном поле, подвергается перемагничиванию. Поэтому для уменьшения потерь от вихревых токов сердечник набирают из отдельных листов электротехнической стали Э1, Э2 толщиной 0,5 мм при нормальной для машин постоянного тока частоте перемагничивания 20—60 гц и из стали Э3 при более высоких частотах. Листы либо насаживают непосредственно на вал, либо набирают на якорную втулку, которую надевают на вал, и изолируют друг от друга слоем лака или бумагой толщиной 0,03—0,05 мм. Иногда изоляцией служит тонкий слой окиси.
В сердечнике якоря в зависимости от выбранной системы вентиляции могут быть аксиальные или радиальные каналы. В последнем случае листы сердечника якоря в осевом направлении собирают отдельными пакетами каждый размером 4—7 см, между которыми оставляют промежутки 0,8—1 см, являющиеся вентиляционными каналами.
На рисунке 261 показан барабанный якорь машины постоянного тока небольшой мощности, там же изображен лист стали сердечника с каналами аксиальной вентиляции.
В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Рис. 261. Якорь машины постоянного тока (а) и лист стали сердечника (б):
1 — сердечник якоря; 2 — секция обмотки;3 — коллектор.

В листах сердечника якоря равномерно по окружности штампуются пазы, в которых располагается обмотка якоря. Как будет показано далее, форма паза влияет на протекание процесса коммутации, основного физического процесса в коллекторной машине, связанного с переходом секции из одной параллельной ветви в другую.
В этом смысле открытые пазы наиболее благоприятны, поэтому в машинах постоянного тока они получили преимущественное распространение. Но при открытых пазах увеличиваются пульсации индукции кривой поля машины (рис. 108,а). Поэтому при малых диаметрах якоря, когда пульсации проявляются больше, наряду с открытыми пазами применяют пазы полузакрытые. Эскизы пазов были даны на рисунке 85.

Обмотку в пазах кренят при помощи клиньев и бандажей из стальной проволоки, наматываемых поверх якоря.

Коллектор

В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Рис. 262. Коллектор: 1 — корпус коллектора; 2 — стяжной болт; 3 — нажимное кольцо; 4 — изоляция (миканит); 5-петушки; 6 — пластины; 7 — миканит; 8 — медь.

Коллектор представляет собой одну из ответственных частей машины. Поверхность коллектора должна быть строго цилиндрической, не подверженной каким-либо деформациям, в частности тепловым, несмотря на то, что вследствие трения щеток и потерь в переходном слое между щетками и коллектором нагрев коллектора может быть значительным, и в процессе работы машины на коллекторе в той или иной мере наблюдается искрение. Коллектор изготовляют из медных пластин клинообразного сечения, разделенных прокладками из твердого изоляционного материала (например, миканита) толщиной в прессованном состоянии 0,6—1 мм (рис. 262). Для изготовления коллекторных пластин применяют холоднокатаную медь, обладающую высокой механической прочностью. Для более ответственных коллекторов используют кадмиевую медь. Пластины и прокладки между ними собирают в один цилиндр и при помощи нажимного конуса (кольца) закрепляют на стальном корпусе, от которого они изолированы.
Обмотку якоря с коллектором, если разница их диаметров невелика, соединяют непосредственно теми же проводниками, из которых выполнена обмотка, впаивая концы секций в пластины. При значительной разнице между этими диаметрами концы секций и пластин соединяют при помощи промежуточных звеньев, называемых петушками.
В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Рис. 263. Щетки.
В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Рис. 264. Щеткодержатель.
В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Рис. 265. Щеточная траверса:
1 — щетка. 2 — щеточный болт;3 — изоляция.

Съем тока с коллектора или подвод тока к нему осуществляется щетками посредством скользящего контакта между ними и коллектором. В современных машинах чаще всего используются угольно-графитовые щетки, имеющие форму прямоугольных брусков (рис. 263) шириной по окружности от 5 до 30 мм, длиной в направлении от машины от 5 до 50 мм.
Типичная конструкция щеткодержателя (одна из простых) показана на рисунке 264. Щетка 1 помещена в обойме щеткодержател я и при помощи пружины 2 прижимается к коллектору с силой 1,5—2,5 н/см2 (

150—250 Г/см2). Щеткодержатель насаживают и закрепляют на щеточном болте щеточной траверсы (рис. 265); от траверсы болты изолированы. Щетка 1 со щеточным болтом 2 связана гибким токоведущим тросиком. Все щетки одной полярности электрически связаны между собой и присоединены к выводному зажиму машины. В машинах малой и средней мощности щеточную траверсу устанавливают на подшипниковом щите, в машинах большей мощности ее можно крепить к станине.
В конструкции какой электрической машины имеется коллектор
Рис. 266. Основная конструктивная схема машины постоянного тока:
1— подшипниковый щит; 2— коллектор; 3 — подшипник; 4 — сердечник якоря; 5 — основные полюса; 6 — станина; 7 — вал; 8 — вентилятор.

Эскиз конструктивной схемы машины постоянного тока показан на рисунке 266.

Неподвижная часть машины

Неподвижная часть машины — статор представляет собой массивную станину, являющуюся в машине постоянного тока одновременно ярмом в той части, по которой проходит поток основных и дополнительных полюсов. Станину выполняют из стального литья, листовой стали или реже из чугуна. К внутренней части станины крепят основные и между ними располагают дополнительные полюса (на рис. 266 дополнительные полюса не видны). Основные полюса служат для создания потока возбуждения, дополнительные — для улучшения уже упоминавшейся раньше коммутации, иначе обеспечения безыскрового снятия тока щетками с коллектора.
Сердечники основных и дополнительных полюсов обычно штампуют из листовой электротехнической стали толщиной от 0,5 до 2 мм и шпильками стягивают в осевом направлении. Со стороны зазора — воздушного промежутка между полюсом и якорем размером около 1 мм в малых машинах и до 1 см в крупных — основной полюс заканчивается полюсным наконечником.
Очертанием полюсного наконечника, как и в синхронных явнополюсных машинах, определяется пространственное распределение кривой поля в воздушном зазоре. Машина постоянного тока обычно выполняется с постоянным по величине воздушным зазором в средней и притом большей части полюсного наконечника. Катушка возбуждения, намотанная на каркас, удерживается на сердечнике выступами полюсных наконечников. Полюса к станине крепятся болтами.
К станине машины с обоих ее торцов крепят подшипниковые щиты, чугунные или стальные, в которых устанавливают подшипники качения или, что реже, скольжения (рис. 266).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *