в мотивационном плане у учащихся с трудностями обучения
Формирование учебной мотивации у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование учебной мотивации у обучающихся с ТМНР
Каждый учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, но еще сложнее, когда ребенок не осознает потребности в знаниях. Поэтому передо мной, как учителем, работающим с обучающимися с ТМНР, стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Мoтивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения к продуктивной познавательной деятельности.
Мотивация одна из основных движущих сил учения!
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями.
Необходимо различать понятия мотив и цель.
У детей с ТМНР присутствует мотив, который задается педагогом, а достижение цели всегда затруднено.
Почему обучающемуся с ТМНР трудно усваивать материал?
Особенности мотивационной сферы
Нарушения эмоционально волевой сферы.
Это требует от педагога большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей помощи, доброжелательной атмосферы на уроке с широким применением методов и мотивационных приемов. Определяющим условием является взаимоотношение ребенка и учителя. Чтобы каждый ребёнок смог почувствовать себя успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, небольшое продвижение вперёд.
Для детей с ТМНР ведущей деятельностью остается игра, в основном, примитивная.
Еще Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры. В зависимости от учебной задачи и содержания занятия могут быть использованы:
Речевые игры и игры на развитие ВПФ
Сказочные и литературные пресонажи
Создание ситуации успеха
Одним из аспектов повышения мотивации обучающихся является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей).
Как я формирую на уроках мотивацию к учебе:
На начальном этапе урока
При включении учащихся в учебную деятельность использую стихотворения с положительным настроем на урок, на весь учебный день. Сообщаю ребятам цель нашей работы, которую мы должны достичь к концу урока, тем самым повышаю интерес к предстоящей работе.
На этапе повторение пройденного материала, изучения нового, закрепления обязательным условием является использование наглядности, которая повышает интерес обучающихся к изучаемым вопросам.
На учебном предмете «Развитие альтернативной коммуникации» для развития предпосылок к чтению и письму использую дидактическое пособие «Веселая азбука».
На учебном предмете «Окружающий природный мир» эффективен приём работы с наглядностью, где учащиеся могут найти животное, разгадав загадку.
На учебном предмете «Человек», используя мнемотаблицы, рассказываем алгоритм одевания и раздевания, правила гигиены.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов работы формирует учебную мотивацию, укрепляет желание детей овладеть знаниями.
Чтобы сформировать учебную мотивацию у обучающихся с ТМНР, необходимо проводить комплексную работу в системе, в динамике. В работу должны включаться не только учитель, но и все участники образовательного процесса: педагог-психолог, учитель-логопед, родители, а также сам ребенок должен желать получить новые знания, понимать их значимость и уметь применять их в повседневной жизни .
Подводя итог вышесказанному, хочется заметить, что научить нельзя – научиться можно!
Целенаправленное, систематическое и терпеливое применение разнообразных форм и приёмов в работе с обучающимися с ТМНР, способствует не только формированию мотивационно – потребностной сферы личности, но и укрепляет желание детей приобретать новые знания, формирует устойчивый интерес к новому, повышает качество обучения.
Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении. Педагогический совет
Королевство «Предложения» Дом Королевской книги » Игровой зал «Составь предложение» Школяндия Остановка «Портняжкин дом»
Устно составь предложение и найди в нём главные члены. ветра осина очень боится
Король Подлежащее Королева Сказуемое Кто? Что? Что делают? Что сделают? Глагол Существительное Местоимение
ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ РЕКА ОЗЕРО РУЧЕЙ КАНАЛ ПРУД ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Что такое фразеологизм? Почему такие рисунки вызовут улыбку?
Как называется наука о животных? Б) зоология А) ботаника В) астрономия
Карточка с алгоритмом.
Выбранный для просмотра документ выступление на педсовете.doc
Выступление на педсовете по теме:
«Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении.
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребёнка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности её мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьников. Именно поэтому состояние учебной деятельности, её формирование у младших школьников является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога Опыт практического обучения и воспитания современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые по ряду причин на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности.
Характеристика детей с трудностями в обучении.
Они не справляются с темпом обучения, не успевают усвоить программный материал за отведённое время. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности. Дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчиняться школьным правилам. У них наблюдаются быстрые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности. Смена рабочих и нерабочих состояний часто связана с необходимостью выполнять сложные и большие по объёму задания. Дети нервничают, отказываются от работы и т. д.
К сожалению, рабочие состояния у детей с трудностями в обучении, во время которых они способны усвоить учебный материал, кратковременны (всего 10-15 минут), затем наступает утомление, истощение. Тогда возникают необдуманные действия, в работе появляется много ошибок и исправлений.
Эти дети трудно входят в рабочий режим урока. Утомляясь, они ведут себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не досаждают учителю, но и не работают. Другие, наоборот – у них возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно вертят в руках, теребят пуговицы на своём костюме, играют разными предметами. Некоторые обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища.
При характеристике основных структурных компонентов учебной деятельности для детей с трудностями в обучении характерно:
— наличие любознательности, но одновременно отсутствие у них мотивов, регулирующие их деятельность;
— преобладание в основном игровых мотивов, хотя к 3-му классу появляются социальные мотивы (желание избегать неудачи, стремление зарабатывать деньги т.д.);
— мотив избегания неуспеха или наказания – это создает отрицательный фон учебной деятельности. Они не проявляют желания получить отметку. Они стремятся утвердиться во внеучебных сферах деятельности.
— к концу 3-4 классов из-за усложнения учебного содержания предметов, ускорения темпа обучения увеличивается количество детей, отрицательно относящихся к обучения (они не хотят идти в школу т.к. устают, скучно,. однообразно, учителя строгие, много проверочных и контрольных работ, трудно зарабатывать хорошие оценки и т.д.);
— их удерживает в школе ограниченное число предметов (физкультура, труд, чтение. Это обусловлено сменой видов деятельности, успешностью, заинтересованностью учителя)
Основная роль в формировании мотивационного компонента принадлежит учителю. Поэтому важно, чтобы педагог все время был связан с ребёнком, чувствовал изменения, происходящие в нем.
Именно педагог обеспечивает положительное влияние на своих учеников, на пробуждение интереса к обучению.
Большая часть информации, действующая на ребенка, поступает через зрительный канал. Поэтому внешний вид учителя является одним из существенных факторов, определяющих заинтересованность ребёнка учителем, его мотивацию. В одежде и во внешнем виде учителя должно быть что-то очень запоминающееся детям (яркий шарфик, безрукавка, стиль одежды и т.д.) – т.е. учитель, следующий за ведущими направлениями моды. Ребенок должен издалека видеть своего учителя, узнавать его, отличать от других и с восхищением говорить: «Смотри, вот идёт моя учительница!». Немаловажен уверенный, надёжный стиль учителя, особенно на открытых уроках, в трудных ситуациях, в моменты плохого настроения, когда своей улыбкой, спокойствием учитель поможет, поддержит.
Речь учителя должна быть точной, логичной, немногословной, образцовой. Положительно влияет на ученика правильные оценочные высказывания учителя:
— прямая похвала «Молодец!»;
— стимуляция улучшения поведения: «Кто же у нас лучший ученик?»
— косвенное замечание, сделанное в тот момент, когда ребенок видит себя не самым лучшим образом (шалит, качает ногами, искривил спину и т.д.) «Посмотрите, как хорошо сидит Толя!»;
— предупреждение (ребёнок не ответил на поставленный вопрос): «Сейчас я вызвала тебя, чтобы ты собрался. В следующий раз ответь, пожалуйста, на вопрос»;
— стимуляция деятельности: Этот вопрос для самых сообразительных», «Если мы еще немного постараемся, у нас получится как у настоящих художников.»;
— опора на чувства коллектива «Посмотрите, какие мы все молодцы!», «Мне приятно слышать, что вы самый замечательный класс!»; и т.д.
Поэтому при планировании уроков для достижения эффективной работоспособности учащихся учитель должен думать не о том, что он будет делать (я объясню, я повторю, я спрошу и т.д.), а прежде всего о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и метода.
Для детей с трудностями в обучении учитель уже на этапе планирования (подготовки к уроку) продумывает объем задания, подробную инструкцию по выполнению этого задания, на какие психические функции он будет опираться. Дети должны не просто считать, писать, отвечать, но и активно включать процессы памяти, восприятия, мышления и т.д. (психологический аспект обучения).
Отобрав методы для работы на уроке, необходимо скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлять смену видов деятельности учащихся на уроке и одновременно реализовывать охранительный режим обучения.
Нельзя допускать такое планирование и проведение урока, в ходе которого ученики все время работают в режиме беседы, или долго пишут, или долго читают. Учитель должен упражнять учащихся в различных видах деятельности: слушают (учителя) – думают и пишут (программированные задания) – рассказывают (рассказ ученика) – играют (кроссворд, дидактическая игра) – читают (работа с текстовым материалом) и т.д.
Особо следует сказать о наглядных пособиях – они должны стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли эмоционального (развлекательного) фона. Любая картинка, схема, таблица должны решать определенную дидактическую задачу. Учитель всегда должен уметь ответить на вопрос, для чего конкретно используется им тот или иной материал.
Для детей с трудностями в обучении при демонстрации наглядного пособия нужно четко поставить задачу, дать время на ее решение, серией вопросов направить внимание в нужном направлении, провести словарную работу. Очень эффективна наглядность схематичного плана, т.е. рисунки, которые поэтапно воссоздают предмет на глазах учащихся. Наглядность такого рода позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетической деятельности у детей, видеть детали и целое, повысить интерес к уроку.
Большое значение для повышения мотивации к обучению имеет организация вводной и заключительной частей урока, а также введение в урок различных мероприятий, способствующих предотвращению переутомления детей.
Начало урока – это тот момент, который во многом определяет дальнейшую работоспособность детей и результативность всего урока. Особое значение этот этап урока приобретает для учащихся с нарушением эмоционально-волевой сферы. Для них важно нейтрализовать впечатления, которые были до урока, настроить на определенную работу.
К эффективным формам организации вводной части урока можно отнести:
— вводную загадку, кроссворд, шараду, дидактическую игру по теме урока;
— проблемную ситуацию или вопрос, основанный на непроизвольном внимании детей;
— игровую ситуацию («волшебный мешочек», «появление гостя» и т.д.);
— подвижную разминку, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, потягушечки и т.д.
Заключительная часть урока направлена на подведение итогов урока. Поэтому очень важно правильно ее организовать:
— устроить выставку работ учащихся;
— отчет о работе (по алгоритму);
— выполнение шуточного задания (по основному содержанию урока);
— нарисовать то, что изучали (животных, пейзаж, иллюстрацию и т.д.);
— самостоятельно оценить своё участие на уроке (поставить оценки самим себе, соседу по парте; одному ученику оценить работу всего класса и наоборот и т.д.);
— предоставить возможность детям поделиться впечатлениями об уроке (что понравилось, что было сложно, что делали с удовольствием, что было самое интересное и т.д.);
— высказывание слов удовольствия учителем, адресованные не только классу, но и отдельным ученикам.
Для предотвращения утомления вводить в урок:
— музыкальные релаксационные паузы;
— оздоровительные минутки (для снятия усталости глаз, напряжения мышц рук, спины и т д.);
— использование спокойной классической музыки как фона и т.д.
Все это поможет учителю замотивировать детей на учение. А учение для детей очень сложный вид деятельности. Именно поэтому с самого первого момента обучения учителю необходимо особое внимание обращать на формирование мотивационной стороны деятельности ребенка.
Если учитель действительно хочет, чтобы ученикам было интересно с ним, то он этого добивается. Причем нельзя сказать, что это требует от него каких-то специальных усилий. Достаточно лишь при планировании урока, использовании того или иного метода поставить вопрос: «А интересно ли это будет моим ученикам?»
Особенности организации и система работы с детьми с пониженной мотивацией и трудностями в обучении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности организации и система работы с детьми с пониженной мотивацией и трудностями в обучении
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Волшебное слово для работы с детьми — мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели.
Учителя математики основной и старшей школы часто сталкиваются с проблемой слабой успеваемости по предмету из-за недостаточной сформированности у учащихся образовательной культуры. Большую роль в её воспитании может сыграть совместная деятельность учителей, школьников и родителей.
Успешное обучение без мотивации невозможно.
Принимая во внимание тот факт, что учебная мотивация – основополагающий компонент учебного процесса, я считаю, что ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования. Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.
Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.
Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне.
Даже ориентировка на «среднего» ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др). Усвоение некоторого материала проходит формально, мотивация к предмету теряется из-за непонимания, и потому количество слабоуспевающих учащихся увеличивается. Зачастую детям непонятно, зачем нужно учиться решать задачи и запоминать большое количество формул, которые, по их мнению, не пригодятся в жизни. Решать данную проблему лучше сразу, с первых занятий. При знакомстве с классом необходимо провести беседу о целях изучения образовательной области «математика», а в процессе изучения нового материала стараться больше приводить примеров из реальной жизни, задач, имеющих практическое значение.
Последнее время учителю математики приходится сталкиваться с полным отсутствием мотивации к изучению предмета и пассивным поведением на уроке у некоторых учащихся, что зачастую связано с присвоением кем-либо или самоприсвоением им таких ярлыков, как «глупый»; «безнадежный по математике»; «не разбирающийся в предмете»; «неспособный»; «не соображающий по математике» и т. п.
Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требует решения двух проблем:
-с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся.
-С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
Так возникла необходимость создания системы работы в школе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Был определен комплекс мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
– в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
– особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
– в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
– на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.
2. Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения:
личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовывать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятиях применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала, направленные на устранение ошибок: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся
Особенности неуспевающих учащихся
• отсутствие познавательного интереса;
• не сформированы элементарные организационные навыки;
• учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
• нет опоры на родителей как союзников учителя — предметника;
• дети, в основном, из асоциальных семей;
• отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся ;
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» мы не найдем ни в одном учебнике. Мы сами должны сконструировать ту схему, которая подходит именно нашему предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:
В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение.
При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследова-тельская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
На данный момент основной проблемой учителя математики является подготовка слабоуспевающих учащихся к ГИА и ЕГЭ. Данное направление подразумевает работу с группой неуспевающих, иначе учителю будет очень трудно дифференцировать подготовку к решению задач различных уровней, если на дополнительных занятиях одновременно будет присутствовать весь класс. При подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике учащихся, затрудняющихся в изучении предмета, необходимо уделять особое внимание:
• восполнению пробелов базовых знаний;
• формированию индивидуального справочника учащегося;
• запоминанию основного перечня формул;
• отработке основных типов заданий по разделам и темам;
• отработке основных алгоритмов при решении задач базового уровня;
• рассмотрению комплексных заданий;
• отработке навыков анализа и интерпретации условия задачи;
• отработке навыков самостоятельного решения элементарных базовых задач;
• достижению базового уровня знаний согласно требованиям контрольных измерительных материалов.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику.
С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий. Активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
• Карточки для индивидуальной работы.
• Задания с выбором ответа.
• Карточки-с образцами решения,
Примечание: очень важно, чтобы учителя, составляя карточки-консультации, таблицы советов, памятки, другие виды помощи, помнили: задание и оказываемая помощь должны быть подобраны так, чтобы даже слабоуспевающие учащиеся проявляли максимум самостоятельности и имели реальную возможность развития.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. Я перечислила сегодня общие правила обучения, способствующие росту внутренней мотивации
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
1. Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
2. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
3. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у них внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Развитие мотивации учения математике относится к числу наиболее актуальных проблем теории и методологии обучения и требует новых подходов к дальнейшему совершенствованию форм и методов.
2.Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [текст]: пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96
3.ЮО.Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
4.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
5.Якосбон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.