В норвегию через финляндию на авто

Отчет об автомобильном путешествии и интересных местах Финляндии и Норвегии.

Предыстория

Начало первого дня, документы, граница

Жителям Санкт-Петербурга сейчас без проблем дают визу на два года (если не в первый раз, конечно). Остальное все вполне очевидно: медицинская страховка + Green Card + страховка на транспортное средство, обязательная для въезда в страны ЕС. Последнюю без проблем можно сделать по дороге (предложение даже превышает спрос), но лучше оформить заранее, чтобы быть спокойным, тем более что цена на страховку автомобиля фиксированная. Для Тигуана (Фольксваген) тогда это стоило 2 500 рублей на две недели.

Для нашего маршрута оптимальным было пересечение границы на переходе Светогорск – Иматра. Последняя заправка на территории России является обязательной в плане наполнения бака до полного. Уж больно разнятся цены на бензин у нас и в сопредельных западных государствах. Замечу, что в канистру при существующей норме в 10 литров заливается обычно 15-20 литров. Риск есть, но для коммерции этого маловато, так что никто, как правило, на это не смотрит.

То же самое можно сказать и про магазин Duty-Free: по финским правилам алкоголь там не следует покупать и ввозить в страну, если вы предполагаете находиться в Финляндии менее 72 часов. Однако на практике финские таможенники закрывают на это глаза, и редко когда детально все проверяют. При этом на вопрос о целе поездки и сроке пребывания следует отвечать честно, так как теоретически они могут проверить факт вашего бронирования в кемпинге, гостинице и т.д. Если информация не будет достоверной, то следующую визу в Финляндию можно и не получить.

Понятно, что алкоголь покупается в соответствии с нормами ввоза, а не ящиками. То же самое можно сказать и про продукты: колбаска, сыр, яйца, йогурты и бутерброды в дорогу берите в разумных количествах, это ни у кого не вызовет вопросов, особенно если они упакованы в рюкзаке или в мини-холодильнике.

Итак, граница. Правила просты: на выезде из России следуешь весьма понятным знакам и светофорам, документы подаются в окошко пропускного пункта в порядке очереди, водитель идет первый плюс два пассажира (в нашем случае), затем осмотр машины — верхний багажник лучше тоже открыть заранее. Шлагбаум поднимается, и вперед — через магазин беспошлинной торговли и нейтральную полосу к суровым финским парням в форме. Суровые в данном случае не для красного словца — на финской границе не стоит вести себя вызывающе, шутить и т.д. На все вопросы отвечать четко и ясно, при недостаточном знании английского спокойно говорить на русском. При въезде в Финляндию документы проверяют обычно в здании погранично-таможенного терминала, на входе и на выходе из которого есть туалеты, если что…

Кстати, информацию о транспортной «напряженности» на российско-финской границе можно узнать в различных интернет-сервисах, например, здесь.

Но вот пограничные формальности позади, и «принимай нас, Суоми-красавица, в ожерелье прозрачных озер». Ожерелье начинается практически сразу, ведь через 7 км от границы находится Иматра, расположенная на берегах большой Саймы, да и далее дорога проходит частично по разветвленной Сайменской системе озер.

У нас стояла задача проехать в первый день как можно больше, но, в принципе, можно заехать в Иматру. Интересен не сам город, а водоскат Imatrankoski — представление сброса воды на плотине, построенной на месте природного водопада. Казалось бы, 20-минутное шоу, но это стоит того: буквально «кипящие» от мощности напора потоки воды, брызги, радуга, музыка от классического Сибелиуса до пронзительного женского вокала современных рокеров Nightwish. Маленький нюанс: представления проходят строго по расписанию. Вот только следующим летом, увы, Imatrankoski «уходит в отпуск» в связи с ремонтными работами на гидроэлектростанции.

Дороги в Финляндии практически не имеют недостатков, кроме одного – монотонности, что при дальних перегонах может сильно утомлять. Скоростной режим в этом направлении — 80 и 100 км/ч, 120 км/час — это больше на скоростных трассах в областях ближе к Хельсинки. Превышение на 10 км, если честно, обычное дело, но наглеть не стоит, так как на дорогах висят видео- и фотокамеры, о чем вас проинформирует соответствующий желтый знак. Штрафы в Финляндии за лихачество очень не гуманные, так что тише (по правилам) едешь — будешь и дальше, и богаче.

Вдоль дороги калейдоскопом меняются картины мастеров-пейзажистов: сосны, ели, болота, озера и наоборот. Через определенные промежутки вдоль дороги оборудованы парковки со столами-лавочками или даже беседками для кратковременного отдыха. Обычно на берегу озера-речки, реже — просто в лесу. Остановились, девочка — налево, мальчики — направо, размяли ноги, перекусили, заодно полюбовались шикарными видами:

Панорама в Финляндии

Красивое и чистое озеро в Финляндии

По озерам плавают такие лодочки

В небольшом лесу можно найти разные грибы

А это уже небольшая речушка

Кстати, взяли в поездку с собой газовую горелку Jetboil, привезенную другом из США. Она оказалась на порядок функциональнее используемых ранее. Альтернатива таким остановкам на природе — заправки и супермаркеты. Магазины обычно расположены не прямо у дороги, а чуть в стороне, у городков и поселков. Поэтому мы выбирали заправки и, как правило, сети АВС. Там всегда находится магазин с демократичными ценами и все остальные прелести цивилизации.

Кстати, когда появится необходимость в топливе, надо иметь в виду, что наши карты на автоматических заправках не читаются. Так что лучше заправляться на обычных АЗС, то бишь АВС, хотя и там оплата автоматизирована.

Расход топлива по трассе был в среднем 9 литров 95-ого на 100 км, благодаря финским дорогам и режиму круиз-контроля. Чем дальше на север, тем реже будут встречаться такие очаги культуры, этот момент нужно учитывать. Довольно глупо «обсохнуть» среди бескрайних просторов арктической Финляндии.

Между тем скальный монументализм и величие корабельных сосен постепенно сменились на россыпи валунов и минимализм северной растительности: мы приближались к Лапландии. Дело было вечером, делать было… Было чего, а именно — найти ночлег. Нашей ошибкой была характерная для национальной ментальности надежда на «авось», ведь мы не озаботились этим вопросом заранее. Летом же в финских кемпингах проблематично остановиться без предварительного бронирования: во-первых, в Финляндии хорошо развит внутренний туризм, и финны из одних регионов страны едут в другие, во-вторых, на выходные и праздники (а это могут быть местечковые музыкальные, спортивные и байкерские мероприятия) весь кемпинг выкупается организаторами и участниками, ну и, в-третьих, в популярных туристических местах в сезон хватает и европейцев всех мастей. А RanuaZooCamping, куда мы прибыли, как раз и относится к популярным, так как находится, соответственно, при зоопарке Рануа — одной из самых раскрученных достопримечательностей этого края. Но нам повезло — и ресепшн работал (обычно в кемпингах они закрываются довольно рано), и места были. Нам предложили два варианта размещения — место под палатку и коттедж. За палатку просили 13€ плюс еще по 2€ с человека, а домик бы обошелся в 40€. Палатки и спальники у нас были, так что мы склонились к бюджетной ночевке.

Для тех, кто путешествует по Европе с остановкой в кемпингах часто и много, стоит заранее рассмотреть возможность покупки карточки Camping Key Europe, дающей скидку в 2-3€ с базового тарифа, страховку от несчастных случаев и разные другие бонусы (подробнее читайте по ссылке). Стоит она 16€ за год, для нас это было неактуально.

Как и во всех финских кемпингах, в наличии — место для барбекю и оборудование, кухня с минимумом посуды, души-туалеты. Неожиданная приятность — общедоступная сауна (в большинстве кемпингов сауна арендуется по времени за отдельную плату). Причем в 22.00 сауну отключают, но не закрывают, то есть еще час вполне можно греться и даже попариться свежесрезанным поблизости веником, надо только потом прибрать за собой во избежание нареканий. Фото кемпинга уже утром, вечером было не до фотосессий:

Барбекю и кемпинг — романтика!

Подкрепляемся перед дальнейшим путешествием

Посидели на квадроциклах

Первый раз увидел «парковку» для собак — вольеры, где посетители зоопарка могут оставить своих питомцев:

Внутри можно оставить вашего питомца

День второй. Утро в зоопарке.

С 10 утра начинает работу зоопарк, билеты за 16€, и вперед по деревянным мосткам на встречу с прекрасным — миром местной фауны. Дорожка протяженностью в 3 км проходит мимо, рядом и над обширными лесными участками, где и содержатся звери и птицы. «Целующиеся» совы, кормление бурых и белых мишек, росомаха со стальным взглядом монстра из «Людей Х», милое похрюкивание кабана-гиганта, вертишейка полярная сова и всегда грациозные лебеди.

Шея поворачивается на 360 градусов

Источник

Путешествие в Норвегию.

В норвегию через финляндию на авто

Приветствую тех, кто читает этот небольшой обзор! Вернулись мы на днях из поездки по Норвегии, впечатления утряслись, оформились, и вот пришло время отчёта. Кому интересно – добро пожаловать!
Поехать в эту страну мы решили ещё весной, а инициатором идеи стал наш 16-летний сын. В июле я составил маршрут, забронировал кемпинги, и осталось только подготовить машину, получить шенгенские визы и собрать вещи. Автомобиль – Додж Калибер 10 года, рестайлинговый.

Долго думал, надо ли устанавливать багажник на крышу, и решил всё-же перестраховаться в плане наших ночёвок на случай непредвиденных задержек в пути, т.к. кемпинги забронированы, и как там будет с внеплановыми ночёвками мы не знаем. В боксе везли палатку, раскладные стулья, надувные матрасы, газовую горелку, всё то, что нужно для ночёвки на природе и что никак не помещалось в небольшой багажный отсек Доджа. Багажник на Калибер – это отдельная песня. Искать родной – дело чрезвычайно муторное и дорогое, поэтому съездил на рынок и подобрал подходящий от Логана. Крепление там винтами к крыше, так что пришлось искать, где поставить резьбовые заклёпки. Не нашёл, и был куплен новый инструмент. Сверлил отверстия под заклёпки М8 сверлом М11 сам, ставил тоже сам. Решил поставить болты М8, раз уж инструмент позволял установить такие заклёпки. Как показала практика, всё выдержало, ничего не расшаталось. Правда, пришлось сделать вырезы в пластиковых молдингах, но, по возвращении были куплены новые средние части, и теперь у меня в любой момент готов к установке багажник. Бокс был одолжен у сослуживца и стоил бутылки коньяка и нашей благодарности. Так же было поменяно масло в двигателе, а немного ранее – и в вариаторе. Ходовая осмотрена, без нареканий.
Маршрут был поделен на отрезки примерно в 250 км, чтобы без напряга. Где-то больше, где-то меньше. Отдых – так отдых, а не упираться за рулём. Было где-то прочитано про Атлантический туннель, Атлантическую дорогу, Дорогу Троллей, Гейрангер-фьорд и др. Т.к. долгие прогулки и лазание по горам нам не подходят, (я хожу с трудом, с тростью), то походы к таким известным местам, как Язык Тролля или Прекестулен были исключены. Маршрут огибал всю среднюю Норвегию, самой северной точкой был Кристиансунн, затем спускался к Бергену, попутно открывая нам наиболее заметные и известные туристические места; от Бергена в Осло, оттуда в шведский Гётеборг, потом в столицу Швеции и на пароме снова в Финляндию, в Турку.
Закупили макарон, тушёнки, рыбных консервов, нарезки в вакууме, супов в пакетиках, водки. Залил 2 пятилитровые канистры бензина с собой на всякий… Всё, готовы.
Первый день. Выехали из Питера в 9-00, и часам к 15 были уже в столице Финляндии, где переночевали у знакомых. На границе потратили около часа, машин в воскресенье было мало. На смартфон был установлен навигатор «7 дорог», который показывал нам маршрут. Карты оказались очень старые, показывали несуществующие развязки, но затруднений не возникало. Впоследствии была установлена программа MapsMe, прокачаны карты маршрута и более проблем не было. По Финляндии ехать просто и не интересно. Дороги ровные. Очень выручает круиз-контроль, великое изобретение. Поставил на 2 км. ниже ограничения – и смотри по сторонам. )))
Вторая ночёвка – на пароме Турку-Стокгольм. Всё штатно. Приехали в Турку, нашли место погрузки на паром, и поехали осматривать город, обедать и т.д. Потом погрузка на паром, каюта, палубы, коктейли… Ночью где-то причаливали, паром трёсся, как лихорадочный, гнал из-под себя мутную воду, было не по себе. Но ничего, утром позавтракали (был оплачен завтрак) и быстренько в автомобиль. Причалили, выгрузились и поехали дальше, уже по Стокгольму. Никакого досмотра, границы, ничего. Опять идеальные дороги, чуть слышный рокот мотора и шорох покрышек.
В Карлстаде наш первый кемпинг на берегу озера. Всё новое, раньше у нас опыта ночёвок в кемпинге не было. Попили пивка, погуляли по бережку, поиграли в мини-гольф, и спать.
Утром снова в путь. Граница с Норвегией – это место с пониженной разрешённой скоростью, с очень пологими лежачими полицейскими и домиком погранцов, которые смотрят в окно. Белая разделительная линия сменяется на жёлтую – мы в Норвегии. Ландшафт начинает меняться на глазах. Появляются домики с травяной крышей. Начинается то, ради чего, собственно, и было всё это задумано. Как потом сказала жена: на границе Норвегии надо включать камеру, и выключать её только выезжая из страны. И она совершенно права.
Знаменитый Олимпийский Лиллехаммер – точка нашей следующей ночёвки.

В норвегию через финляндию на авто

Домики с травой на крыше стоят уступами на склоне горы, рядом пасутся кони.

В норвегию через финляндию на авто

Заселились и поехали осматривать городок, олимпийские объекты. Поднялись по серпантину к старту прыгунов с трамплина, откуда городок как на ладони. Маленький городок.

В норвегию через финляндию на авто

Нелирическое отступление насчёт цен. Всё о-о-о-чень дорого. Бензин в пересчёте с норвежских крон на рубли стоит от 100 до 115 руб. за литр. На заправках либо 95 бензин, либо солярка, другого в Норвегии нет. Еда – тоже дорого, раза в 3-4 дороже, чем в России. Но живут норвежцы лучше, т.к. средняя зарплата официально там 350 тыс.руб., т.е. в 10 раз выше нашей официальной. Могут себе позволить и в 5 раз выше наших цен.)))
Следующий – Оппдал, небольшой городок с лыжным курортом, сейчас закрытым, соответственно.
Норвегия – страна озёр, водопадов и туннелей. Туннелей пробито в горах великое множество. Самый длинный, который нам попался – более 8 километров. Туннели прямые, с изгибами, с кольцевыми развязками внутри, спиральные, когда едешь постоянно поворачивая.

В норвегию через финляндию на авто

Туннели глубокие и не очень, идущие резко под уклон или вверх. Сначала постоянно тормозишь, т.к. автомобиль разгоняется под уклон, а потом в этом же туннеле давишь на газ, карабкаясь в гору. Это ещё и страна гор, самых разных.

В норвегию через финляндию на авто

Есть холмы, похожие на хамелеонов своей окраской, продуваемые ветром, есть просто лысые горы, есть горы, покрытые лесами. И с любых гор бегут водопады, их сотни. Ручейки и реки, тоненькие и широкие, мощные и не очень.
Норвежцы очень трудолюбивый народ. Каждый клочок земли возделан, засеян, или уже убран. Упакованные валки с сеном вдоль дорог – обычный пейзаж. Трава скашивается на таких склонах, где непонятно как ездит трактор. Множество овец и лошадей, иногда видели косуль и альпаки.
Кристиансунн – самая северная точка нашего маршрута, город, с набережной которого виден Атлантический океан.

В норвегию через финляндию на авто

Тут пьём кофе, фотографируемся, и едем в Атлантический туннель, который нас не очень-то и впечатлил. Глубокий, но короткий. Запах моря присутствует даже на глубине, напоминая нам, что мы едем под океаном. На выезде из него пункт оплаты, 160 НОК, по-моему. Единственный платный туннель.
Ещё чуть-чуть, и одна из жемчужин Норвегии – Атлантическая дорога. Это надо видеть. Лента дороги, причудливо вьющаяся по островкам вдоль побережья; машины, взлетающие на мост и пропадающие в никуда. Смотровые площадки по обеим сторонам дороги…

В норвегию через финляндию на авто

В норвегию через финляндию на авто

Погода порадовала нас, не намочив дождём, и не застлав туманом шикарные виды.
День езды, хоть и не долгой, растягивается в многочисленных остановках, когда не остановиться просто невозможно, захватывает дух от красоты природы этой страны. Покидаем Атлантическую дорогу, впереди нас ждёт первый паромчик, который перевезёт нас через фьорд. Попадаем на недлинную очередь, минут через 5 подходит паром, загружаемся, платим 150НОК, и через 15 минут снова в путь, очередной кемпинг ждёт в 15 км. Поглядите на это чудо! Хочу домик с таким видом…

В норвегию через финляндию на авто

Следующий день – День Троллей. Знаменитая Дорога Троллей, или Лестница Троллей. На подъезде к ней кемпинг с магазинами сувениров.

В норвегию через финляндию на авто

Магазин удивил обилием товаров, на любой вкус. Зайти и ничего не купить не получится. И всё это в ущелье с водопадами. Подъезжаем к началу Тропы, останавливаемся на смотровой площадке.

В норвегию через финляндию на авто

Сегодня дождливый день, мелкая морось и туман, скрывающий от нас верхушку дороги. Не повезло, но как знать, в этом тоже что-то есть. Начинаем «разбег» с лёгким мандражем. Поехали! Почти в начале пути – мостик с водопадом, перед которым приходится остановиться и пропустить разъезжающиеся автодом с автобусом. Мои вышли, фотографируют водопад. Разъехались, наша очередь на подъём. Грузимся и — вперёд. Люблю такие дороги. Улыбка не сходит с лица всю дорогу, пока еду по Норвегии. ))) Поднялись, тут ещё больше дождь и ветер. Смотровая площадка в тумане, не видно ничего. Повод вернуться. )) Потом. Дальше, дальше!
А дальше попадаем на горное плато, утыканное троллями – пирамидками из камней, собранных туристами.

В норвегию через финляндию на авто

И горное озеро никуда не делось – вот оно. Красотищща. Едем, почти не глядя на дорогу, останавливаемся через каждый километр. Снег лежит прямо рядом с дорогой. Потом спуск и опять подъём, да покруче, чем Дорога Троллей!
Преодолев подъём, вылетаем в Гейрангер-фьорд, на верхнюю смотровую площадку.

В норвегию через финляндию на авто

В норвегию через финляндию на авто

У жены почти истерика от такой красоты, все в шоке. На дне ущелья огромные паромы, как утлые лодчонки… Стоим долго, уйти нет сил, настолько красиво. И тут другой климат: дождя нет, солнце, и облака жмутся к горам под нами, открывая нам вид. Наконец, садимся в Додж, и начинаем спуск с высоты по краю обрыва. Серпантин в 8-9 крутых поворотов выносит нас в бухту, где кипит жизнь.

В норвегию через финляндию на авто

Стоит огромный паромище, снуют прогулочные теплоходики, на берегу многочисленные закусочные. Нам на пароходик по фьорду, и обед. Часовая прогулка по фьорду завершается обедом в одной из закусочных. И снова в путь. Этот день был кульминацией в нашем походе. Казалось, что уже ничего не сможет поразить нас сильнее. Но всё равно, почти каждый поворот дороги заставляет нас хватать фотоаппараты и смартфоны, и вылезать из машины. Проезжаем ущелье за ущельем, пронизывая горы в туннелях.
Впереди цивилизация: Берген, Осло, в которых у нас запланировано по 2 дня на знакомство, Гётеборг, и Стокгольм, с которым нам пока не удалось ознакомиться – пролетели в третий день без остановки.
Берген – душка. Такой уютный, как дедушкин кабинет. Но и современный — стекло и бетон никуда не делись. Набережная Брюгге кишит туристами самых разных стран, коридоры между домиками ломятся от разных товаров в сувенирных лавочках и лавках с мехами и шерстяными изделиями.

В норвегию через финляндию на авто

Рыбный рынок ощетинился клешнями крабов и шпажками с нанизанными на них креветками. Сушёная треска висит как вобла. Фуникулёр доставляет нас на вершину, с которой город открывает себя во всём великолепии, в окружении гор и полоски океана.

В норвегию через финляндию на авто

Берген – столица электромобилей всех марок. Кажется, что их тут больше, чем обычных авто. Электро «BMW», «Ниссаны», «Тесла» попадаются на каждом шагу. «Тесла» тут даже в качестве такси!
После Бергена ничего особо интересного уже не было. Осло — чистый город, как и всё в Норвегии, в принципе. Музеи на полуострове замечательные.
Шведский Гётеборг почти не видели, погода испортилась. Зато по Стокгольму погуляли, попали в музей средневекового корабля, поднятого со дна залива. Грандиозное зрелище.
Ну, и краткий вывод: В Норвегию надо ехать. И обязательно на автомобиле. Если вы молодые и энергичные, то сэкономить можно на палатках и своей еде. Платные дороги в Норвегии есть, но мы попали на них только в Бергене и в Осло. Оплата взимается удалённо, через фотографию номерного знака. Дойдут ли квитанции в Россию, пока неизвестно. Платная дорога (участок) из Гётеборга в Стокгольм, опять-таки не наличными и не карточкой. Просто стоят знаки с суммами и приборы, фотографирующие машину. Бензин в Норвегии есть везде (пишу про мой маршрут, севернее не знаю), везде по карте Виза, за нал не видел ни одной. Свой бензин залил в бак уже в самом конце пути, чтобы не напрасно возить. Если бронируете кемпинг или хостел в городе, вбивайте адрес, а не координаты, т.к. один раз нас мотало по городу потому, что координаты стояли на туннеле, куда нас и затаскивал навигатор. Да, скорость по всей Норвегии максимум 80 км. в час, что вполне комфортно для спокойной езды по отличным дорогам. Круиз-контроль — весьма желателен, т.к. вилки скоростей тут нет и штрафовать могут даже за превышение в 1 км/час. В городках почти везде 40-50 км/час, в центре зоны с ограничением в 30 км/час. Радары есть, но они все предупреждаются знаками заранее и видны издалека. Бесплатный вай-фай есть в каждом кемпинге, но практически везде сигнал слабый, кроме как возле ресепшн.
Итого, за 17 дней с учётом подготовки и разных закупок потрачено около 250 тыс. рублей, что на троих очень даже бюджетно.
Вполне вероятно, что есть страны с более удивительной природой, но Норвегия – вот она, рядом с нами.
Если есть вопросы, пишите в комментариях, отвечу.

Дополнение: прошло 7 месяцев с возвращения, а квитанций об оплате дорог не пришло.

Источник

Из России в Финляндию через Норвегию. Часть 1.

В норвегию через финляндию на авто

Всем привет.
Пока машина стоит в ремонте, решил написать то, о чем нужно было бы написать еще несколько месяцев назад.
Для открытия Шенгенской визы нужно было съездить в Норвегию или Финляндию, ну, чтоб в Испанию родителей пустили. Решили поехать и в Финляндию, и в Норвегию, благо там совсем недалеко. Разобью текст на две части, ибо очень много фотографий.
Пыжик в первый раз побывал за границей! До этого все по России-матушке ездили. По поводу нашего маршрута. Мы ехали через Киркенес (Норвегия) в Наатамо (Финляндия), после чего возвращались в Киркенес и домой, в Мурманск.

В норвегию через финляндию на авто

Начну с небольшой предыстории. Я живу в Мурманске, от нас до Норвегии километров 120, а то и меньше. До Финляндии столько же. До того, как грянула война 2014 года и все её прелестные прелести, уклад жизни тут был примерно такой — мы, русские, ездили к норвежцам и финнам за едой, шмотками, на турбазы, кататься на лыжах — в общем, кто на что горазд. Были и есть челноки, которые ездят за границу, покупают там импортные товары, а потом продают их с наценкой в своих ларьках-павильонах. И пользуются спросом! Потому что кому-то не одобрили визу, у кого-то нет машины, у кого-то загранпаспорта, кому-то просто лень, а вкусного мяса или крутых норвежских шоколадок-то хочется! Поэтому люди готовы платить небольшую сумму сверху.
Но, не стоит думать, что это только одни бедные русские ездят в Норвегию и Финляндию за качественной едой, отнюдь нет! До недавних пор, особенно, в совсем приграничных городах, вроде Никеля, было очень много финнов и норвежцев. Ехали они к нам за недорогим (а по их меркам, так вообще, бесплатным) бензином, и конечно же, табаком. Да, товарищи, бензин и сигареты у них ОЧЕНЬ дорогие, а среди финнов и норвежцев, особенно, коренных, курят подавляющее количество населения.
Поставка нашего брата за бугор была поставлена на поток, и очень основательно поставлена. Почти что каждая турфирма, помимо Турции, Египтов и всяких Тунисов предлагала шоппинг-туры в Скандинавию. Ещё было очень много частников-микроавтобусов, в общем, народ валом валил, особенно, под Новый Год и Рождество, когда у товарищей наших зарубежных дичайшие скидки и распродажи. Сейчас, конечно, тоже едут, но гораздо меньше. Благосостояние снизилось, и это факт, как говаривал Семён Давыдов.
Ладно, перейдем ближе к делу.
Выезжали мы утром, часов в 7, чтобы успеть до закрытия магазинов. Скандинавия — очень тихое и спокойное место, тут люди никуда не спешат и никуда не торопятся. Круглосуточных магазинов тут не было вообще. Большая часть супермаркетов работает до 5, максимум 6 часов вечера. Ну, это северные провинции. Тут вообще народу почти что нету, потому все так. На юге, где Осло и Хельсинки, мы, конечно же, не были. Там, скорее всего, все иначе.
Путь лежал не близкий, через весьма опасную дорогу — через горные перевалы, по очень малолюдной местности. Хотя это и был почти самый конец мая, еще было очень много снега, дорога во многих местах, особенно, на перевалах, очень сильно заметена.

В норвегию через финляндию на авто

Пока что дорога не давала поводов для беспокойства, разве что довольно сырая и очень грязная. Вид сменялся от гранитных сопок, до озер и бескрайней тундре. Хотя места почти не обжитые, радио было почти всю дорогу. Кстати, в этой местности очень много военных. Только тех частей, о которых все знают — несколько десятков. Есть несколько секретных, но номинально всем известных объектов. А наверняка есть и то, о чем много кто слышал, но никто ничего точно не знает — от шахт с баллистическими ракетами до ядерных могильников и складов на случай Третьей Мировой. Местность очень располагает. Населения тут кроме военных — разве что их семьи. Норвежские товарищи понатыкали в самых диких провинциях всяких тарелок-радаров и молча наблюдают, уже лет так 50. Отголоски бывшей Холодной войны, молчаливые свидетели начала новой.

В норвегию через финляндию на авто

Заехали в Долину Славы. Там располагается огромный мемориальный комплекс, площадью с небольшой город. Есть такая традиция, всем, кто едет всю в ту сторону нужно остановится на пару минут, помолчать и поехать дальше. Дань памяти. Не все и не всегда, её, конечно, соблюдают, но мы всякий раз останавливаемся.

В норвегию через финляндию на авто

Всё, Рубикон пройден. Дальше дикие земли, земли военных и снега и каждодневного ветра. Скоро начнутся перевалы, тяжелая дорожная техника на обочинах и редкие, но серьезные джипы с прицепами, стоящие «в чистом поле». Рыбаки и охотники, в основном.

В норвегию через финляндию на авто

Через перевалы проехали на удивление спокойно. В некоторых местах были снежные заносы, где-то работала техника, но все проезжабельно. Конечно, приходилось снижать скорость до 20-30 километров в час, но это мелочи жизни. Стандартно, зимой автомобилисты на 10-12 часов становятся пленниками своих машин, ждут, пока придут военные на ИМР и молятся, чтобы не кончился бензин в баке. Случается такое несколько раз за зиму.
По правую руку начался конкретный такой забор, с камерами, фонарями и датчиками движения через каждые метров 30. Началась граница с Норвегией, я так думал во время поездки. Сейчас думаю, что может быть, и не она. Не знаю, в общем. Входим в зону таможенного контроля. А значит это то, что несколько раз еще до самой границы, нас будут останавливать патрули и проверять наличие загранпаспортов и виз в них. Кстати говоря, с норвежской стороны такого нет… Ну, и много чего у них там еще нет, что заметно облегчает жизнь своим отсутствием, но об этом позже.

В норвегию через финляндию на авто

Подкатываемся к первому пункту контроля. Нас встречают в принципе дружелюбные солдаты, и их вечная спутница — пограничная лиса. Как ее зовут, я не знаю, забыл спросить. Живет она у них, у военных. И вот, ребята проверяют документы, лиса просит жрать. Говорят, не кормить попрошайку, она у них и так хорошо кушает. Ну, как знаете.

В норвегию через финляндию на авто

В норвегию через финляндию на авто

После этого поста до границы совсем ничего. Пропускной пункт «Борисоглебск». Господи, боже мой… Ладно, обо все по порядку.
Наши доблестные таможенники каждую, каждую машину проверяют по полчаса. Открывают все и вся. Выворачивают все сумки. Просят выкинуть бычки из пепельниц, проверяют пепельницы. Качают машину втроем. Простукивают молоточком, просят вытащить запасное колесо. У нас пересчитали сигареты. ПОШТУЧНО. Нет, не по пачкам. По количеству сигарет в пачке. Записали в блокнотик. В машине лежала пачка анальгина, пустырника и еще чего-то. Списали какие-то номера в упаковке, с кем-то связывались по рации. Потом досмотр нас самих. По два раза ручным металлоискателем. Через рамку. Потом тетка с печатями суровым голосом — цель отъезда, как надолго. Смотрят, как на врагов народа! Все грубые и ужасно бестактные. Я, блин, патриот своей страны. Но от такого грустно и обидно, как и от всего остального происходящего… А что на обратном пути было, когда ехали с покупками из скандинавских магазинов! Ладно, отвлекаюсь. Об этом позже.

В норвегию через финляндию на авто

В норвегию через финляндию на авто

Вообще, скажу честно. Я ожидал прямо-таки чего-то невероятного. В первый раз в Скандинавии. Даже не скажу, чего я ожидал, потому что сам не знаю. Наверное, дорог, который более гладкие, чем зеркало в уборной Д.А. Медведева и дорожные знаки из чистого золота. И, конечно же, все машины — исключительно Майбахи и Феррари. Утрирую, конечно же.
Ну, а по сути — дорожная разметка желтого цвета у них, слегка другие знаки по форме, размерам и стилистике, а сами дороги очень узкие, из-за того, что машин не так уж много, а чистить их зимой проще. Еще хочу заметить, что у них очень строгие ограничения скорости и нарушать их очень не рекомендуется, ибо штрафы просто космические. Насколько я сейчас помню, в городе 40, на трассе — 70 км/ч. Еще у них законом запрещены антирадары и видеорегистраторы. Поэтому, Sho-Me остался дома, ибо за него не просто штраф, а лишение свободы, так-то. По поводу качества дорог в Норвегии, которое обросло множеством слухов и легенд в моем родном городе и за его пределами. Развею миф — дороги, как дороги. Ну, блин, самые обычные! На 4 из 5, грубо говоря. 4 — потому что узкие. Если посмотрите на фотку, под которой рассказ про Долину Славы и другие, сделанные еще на территории РФ, то заметите, что у нас не сильно хуже! Но, но, но и еще раз — НО. Этой дороге, норвежской, по которой мы ехали, ей 7 лет, как нам потом сказали. И ее ни разу с того момента не ремонтировали. И тем не менее, она в очень хорошем состоянии. А наши смывает каждую весну, вместе со снегом. Вот в этом-то и разница!

В норвегию через финляндию на авто

Касательно автопрома норвежского. Я думал, у них будет очень много Volvo, ибо Швеция в двух шагах. И правда много. Но еще больше у них японцев! Как ни странно, да? Причем в основном это Lexsus и недешевые Тойоты, вроде Хайлюкса и Тундры. Европейцы, конечно, тоже есть — много БМВ и Меренов. А вот Ауди не видел почти ни разу. Американцев вообще ни одного не встретил! Машины почти все новые, старше 5 лет вообще почти не замечал. Кстати, много гибридов, почти каждый третий, в основном Лексусы. Электрокаров видел пару десятков. Японцы, по большей части. Один раз видел, вроде как, А-шка Мерседес, на электрической тяге. Вот так вот. Еще у них очень много снегоходов и квадроциклов, климат и местность располагают к этому.

В норвегию через финляндию на авто

От границы до Киркенеса всего ничего, километров 30, максимум. В Киркенесе мы просто остановились осмотреться, а затем поехали в Наатамо, в Финляндию, провинция Лапландия. Почему сначала в Финляндию? Причина проста. Деревушка эта, Наатамо, не вполне популярна для нашего брата, потому что находится сильно в стороне, да и многие про нее, просто не знают. Это магазины, куда ходят в основном местные жители. Наценок там нет, таких как в Кирсановке (да, Кирсановка — сленговое название Киркенеса, как его нарекли русские моряки. Правда, в Киркенесе русских чуть ли не больше, чем норгов), но и работают эти магазины, как я уже говорил, до 4-5 часов вечера, а на часах уже был час дня, поэтому следовало поторапливаться.

В норвегию через финляндию на авто

Без особой спешки направилась к Наатамо. Дорога всю сужается, снега все больше. Едем в самую глушь. Финляндия — одна из стран с самой низкой плотностью населения, кстати говоря. Едем, как и положено по их правилам — 65 км/ч, не больше, а то мало ли! И блин, нас обгоняют. На скорости километров, эдак в 130. Интересный феномен, да? Но, о нем в следующей части.
Больше всего меня обрадовала граница между двумя странами. Номинально она есть, по факту — нет. Отношения настолько добрососедские, что шлагбаум всегда открыт, а на постах никого нет. Не автоматчиков, не таможенников. Пусто. Все ездят и фотографируются. Да, Шенгенская зона, все дела. Но, у нас тоже Таможенный Союз! Проедете ли вы таким же образом из РФ в Казахстан? Сомневаюсь, очень сомневаюсь.

В норвегию через финляндию на авто

Как и ожидалось, проехали совершенно нормально, даже не снижая скорость. Вот такая вот она, Скандинавия.

В норвегию через финляндию на авто

Дальше мы направились затариваться в местные магазинчики в деревушке Наатамо. Как и предполагалось, цены там гораздо ниже, чем в Норвегии! В разы! Именно поэтому там тусовалось немало норвежцев:) Экономить они тоже любят, ничто человеческое им не чуждо, хе-хе.

В норвегию через финляндию на авто

Фух, устал я писать! 🙂 На подходе вторая часть, там расскажу про сами магазины, про манеры вождения скандинавов, опишу злачные места в Киркенесе и поведаю процедуру проезда обратно, с полным багажником покупок. Скажу сразу же, та еще история!
Надеюсь, кому-то будет полезно.
Берегите себя и своих близких, до связи!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *