в новом иерусалиме есть храм и над вратами его начертано
Самые известные врата в мире
Выберите раздел серии
50 заметок о Святой Земле
10: Самые известные врата в мире
Мы стоим на склоне Елеонской горы лицом к Иерусалиму. Перед нами – стена города. Обратим внимание на врата, которые путеводители называют Золотыми. Это очень красивые и основательные ворота. Пожалуй, это самые известные в мире и, в контексте христианских, иудейских и мусульманских преданий, самые важные врата. Но почему они замурованы.
Это очень интересная история, и я ее вам расскажу.
Итак, стены Иерусалима разрушали неоднократно. Разрушали и ворота города, а потом восстанавливали. Хоть в ином виде, но практически всегда на том самом месте, где были предыдущие.
Врата, которые перед нами (на них указывает стрелка № 1 ), были построены при византийском императоре Юстиниане в 6-м веке. Ко Христу они не имеют никакого отношения: во времена Спасителя их попросту не было. А что было?
Были ворота правее, метрах в тридцати, под арочкой, которую, если присмотреться, можно увидеть на фотографии ( стрелка 2 ). Это были врата ведущие во внешний двор Иерусалимского Храма с восточной стороны Рисунок как это было [1].
Христос Спаситель, когда Он входил в город и в Храм, входил именно через эти врата. Мы помним историю, как Спаситель вошел в Иерусалим и сразу направился в Храм, где изгнал торгующих. Вероятней всего, Он вошел этими вратами. Впоследствии эти врата, как и стена, были разрушены. Сегодня остатки врат находятся под землей, на глубине более десятка метров.
Со временем стена города была кое-как восстановлена, но никаких ворот здесь уже не было… Перенесемся на несколько столетий вперед.
С 4-го века в Иерусалиме известен обычай праздновать Вербное воскресенье, инсценируя въезд Христа на осле в город. Паломница Етерия оставила рассказ, как это происходило в 380-е годы:
Около полудня в день Входа Господня в Иерусалим народ во главе с епископом собирался на Елеонской горе в церкви, устроенной в пещере, где Господь учил Своих учеников накануне Своих Страстей (мы говорили об этой пещере здесь: Церковь «Отче наш»). Там молящиеся пели праздничные гимны и антифоны, читали отрывки из Священного Писания. Около 3 часов дня все с пением гимнов переходили в другую церковь на Елеонской горе, построенную на месте, откуда Господь вознесся на небо, и служба продолжалась по тому же чину. Наконец, в 5-м часу дня читалось Евангелие о Входе Господа в Иерусалим и все спускались к подножию Елеонской горы, с пением гимнов, заканчивающихся рефреном: «Благословен Грядущий во имя Господне». Народ, имея в руках пальмовые и масличные ветви, «очень медленно» направлялся в город в торжественной процессии вместе с епископом, который шествовал «тем же образом», как и Господь, – вероятно, верхом на осле. Войдя в город, они направлялись к Храму Гроба Господня. Празднование заканчивалось вечерней в этом храме.
Через какие ворота входила процессия в город? Через другие, которые были на месте нынешних Львиных[2] ( стрелка 3 ). Во всяком случае, из свидетельства паломников 5–7-го веков, нам известно, что к тому времени все были глубоко убеждены, что торжественный вход Господа в Иерусалим состоялся через эти ворота. Мы уже сказали, что, скорее всего, это неверно. Христос в тот день вошел в город через ворота, не сохранившиеся до наших дней ( стрелка 2 ).
В 520-е годы Император Юстиниан построил те самые врата, которые мы теперь зовем Золотыми ( стрелка 1 ), но которые, вообще-то, называются Восточными. Они были, конечно, открыты. С тех пор процессия священнослужителей и паломников, празднующих Вход Господень в Иерусалим, входила через эти врата. С Елеонской горы и до этих врат была построена удобная дорога[3].
В 638 году Иерусалим был завоеван мусульманами. В раннеисламское время воротами если и пользовались, то редко. С 8-го века их могли закрыть полностью, так как Храмовую гору, где раньше был Иерусалимский храм, а в христианское время – пустырь, мусульмане стали считать святым местом и доступ в Харам аш-Шариф («Священный двор») был всем неверным воспрещен.
Постоянно закрытые Восточные ворота города породили множество легендарных сказаний. Христиане стали считать, что ворота закрыли потому, что именно через них Христос входил в город в Вербное воскресенье, что именно через них император Ираклий в 7-м веке возвратил в город похищенное персами Древо Животворящего Креста. В одном из рассказов, связанном с Золотыми вратами и ранее других (ок. 830-х гг.) зафиксированном христианскими источниками, описано, как император Ираклий, явившись к воротам в парадных, великолепных одеяниях, внезапно увидел, как их камни сомкнулись и образовали сплошную стену. Император сменил одежды на будничные, и перед ним раскрылся проход.
После захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году врата были открыты и функционировали. В отстроенном крестоносцами Храме Гроба Господня был повторен мотив этих врат. Вход в этот самый главный для всех христиан храм – точная копия Золотых врат. Кстати, именно при крестоносцах эти ворота стали называть Золотыми.
С 1517 года Иерусалим входит в состав Османской империи, и ворота, по приказу Сулеймана Великолепного, замуровывают. Это произошло в период с 1536-го по 1539 год.
Последние полтысячи лет ворота замурованы и находятся в том состоянии, в каком мы видим их и сегодня.
Все три религии: христианство, иудаизм и ислам – имеют свое отношение к этим вратам и связывают с ними свои предания.
Иудеи, на основании пророчества Иезекииля, считают, что эти врата откроются для Мессии. Вот это пророчество: И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет (Иезек. 44: 1-3).
Иудеи почитают эти врата и молятся в их направлении, так как эти врата ведут к Храмовой горе, на которой стоял их Храм, а теперь стоит мечеть Омара. Через них войдет Мессия, чтобы воссесть в Храме, который многие иудеи надеются отстроить. Отсюда название «Ворота милости» (Шаар-ха-Рахамим – врата вечной жизни, врата спасения).
Арабы называют эти врата «Ворота раскаяния», или «Судные» (Шаар-Тешува), так как полагают, что через них Судия войдет для последнего Суда. Именно поэтому все пространство перед этими вратами превращено в кладбище. Это элитное кладбище мусульман, так как с этого места начнется воскресение людей, которые должны предстать на Суде пред Всевышним:
Самое спокойное отношение к этим вратам – в христианской традиции. Из Нового Завета мы знаем, что Второе Пришествие Христа будет «на облаках небесных», то есть во славе. А это значит, что едва ли Господь будет нуждаться в каких-то земных воротах, через которые Ему нужно будет войти в Иерусалим.
Что касается преданий о том, что Сам Христос входил через эти врата, когда шел в Вербное воскресенье в город, то, как известно, это не соответствует действительности – ворота появились на 500 лет позже. Единственное отношение этих врат к христианству – в том, что какое-то время через них входила праздничная процессия, изображающая Вход Господень в Иерусалим.
Когда я заканчивал этот очерк, вспомнились слова пророка Исаии:
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа…
На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, – не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным (Ис. 62, 1-4).
Грядет, грядет Господь! Пусть боятся Христа и держат ворота запечатанными, это не остановит Его грядущее Пришествие. Пусть сегодня эти ворота – лишь знак, символ того, что с этой стороны Елеонской горы некогда явился на ослике Христос, чтобы искупить мир. Он опять явится! Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24: 27). А запечатанные ворота пусть напоминают нам, как убегающий от Бога и веры грешный мир боится встречи с Судией.
Ей, Господи, гряди!
Стена города, в которой мы видим трое ворот, сыгравших важную роль в истории Христианской Церкви.
Золотые врата и слева, под небольшой аркой, – место, где находились врата во времена Иисуса Христа.
Так называемые Львиные врата. В древности на этом месте были другие врата. Через них в город входила ежегодная торжественная процессия в праздник Входа Господня в Иерусалим.
От Львиных врат, через мусульманское кладбище, пройдем к Золотым вратам.
Мы на месте. Перед нами – врата 6-го века, замурованные спустя тысячу лет.
Храм Гроба Господня. Обратите внимание на то, как удивительно похожи створки входа на Золотые врата.
Мусульманское кладбище под стенами города, у врат. На фотографии хорошо видно, какое расстояние разделяет Золотые врата и арку, под которой были врата во времена Христа.
Важно, что до 1970-х годов, когда под аркой были предприняты раскопки, ученые вообще считали, что с этой стороны в город не было входа. И, соответственно, критиковали христианские представления, что Спаситель спустился с Елеонской горы и прямиком вошел в Храм, где и изгнал торгующих. Но раскопки показали: врата были. И они, судя по всему, вели в Храм.
На фото – вид от Золотых врат на Елеонскую гору. С этой горы к вратам вела дорога. Когда ворота были заперты, нужда в дороге отпала и дорога была разрушена.
Эту фотографию я специально сделал, чтобы, глядя на нее, можно было хотя бы примерно представить путь шествия Господа на ослике в Иерусалим, а также путь, которым многие столетия ходили христианские процессии.
Обратите внимание на туман в воздухе. Это не туман, а пылевая буря, которая пеленой накрыла город. На фотографии – начало пылевой бури. Потом все это стало значительно страшней.
[1] В Мишне (трактат Мидот 1), созданной на рубеже 2-3 веков по Р.Х. мы читаем: «Пять ворот было у храмовой горы. Двое ворот Хулды, с юга, служили для входа и выхода: ворота Кинонос с запада служили для входа и выхода; ворота Тади с севера не служили совсем; на восточных воротах было изображение престольнаго города Суз. Первосвященник, сжигающие телицу, самая телица и все при этом помогающие выходили ими на Масличную гору».
[2] У этих врат много названий: Вениаминовы, Стефановы, Овчие и др.
[3] Некоторые ученые предполагают, что эти ворота и дорога с Елеонской горы были построены не Юстинианом, а уже в исламскую эпоху, столетие спустя.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Первоначально кажется, что это крыса царапае.
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Архитектурный облик обители. Часть 2.
Святейший патриарх Никон отправил на Святую Землю ученого иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова, который по возвращении доставил патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма Рождества Христова.
Самая масштабная за много лет реконструкция монастыря закончена только в 2016 году и обновленный архитектурный облик монастыря предстает перед нами во всем своем великолепии.
Чтобы ориентироваться «на местности» используем план Ново-Иерусалимского монастыря с сайта sobory.ru разработанный А. В. Богдановым, четко лаконично и наглядно отражающим расположение всех строений обители находящихся как на территории так и за стенами монастыря
Основные постройки монастыря:
1. Воскресенский собор
2. Церковь Рождества Христова
3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
4. Церковь Константина и Елены
Другие постройки монастыря:
5. Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.)
6. Братский корпус (XVII в.)
7. Братский корпус (XVII в.)
8. Трапезные палаты (XVII в.)
9. Палаты «монастырских детёнышей» (XVII в.)
10. Больничные палаты (XVII в.)
11. Настоятельские покои (XVIII в.)
12. Солодёжные и кузнечные палаты (XVII в.)
13. Башни и стены ограды (XVIIв.)
14. Елизаветинская башня (выход в Гефсиманский сад)
15. Келейный корпус (XVII в.)
16. Караульные палаты
17. Святой источник
18. Скит патриарха Никона
19. Часовня из с. Сокольники (копия сгоревшей часовни 1970 г.)
20. Церковь Богоявления Господня (1756 г.) из с. Семёновского. (сгорела в 2001 г.)
Слева от входа в Святые врата видим монастырский Келейный корпус изначально XVII века и затем перестроенный в неорусском стиле
В конце XVII в. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря была заменена каменной крепостной стеной и по ней поставлены восемь башен с надвратной Церковью Входа Господня в Иерусалим. До этого, при Никоне, монастырь был обнесен деревянной оградой с восемью шатровыми башнями. Постройка крепостной стены была осуществлена по проекту выдающегося архитектора Я.Г. Бухвостова.
Нарядная ярусная церковь с композицией «восьмерик на четверике» поставлена на широкие трехпролетные святые ворота. У каждого пролета – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.
Четыре башни старой деревянной ограды когда-то стояли по углам, четыре – между ними по сторонам света; проездные ворота находились в южной и западной башнях, а под северной был устроен колодец. Главный вход был там же, где и теперь – в восточной стене, а перед входом была большая площадь с гостевым домом для паломников, конюшнями, лавками и жильем для работников монастыря. Надвратная церковь также тогда была деревянной. Первый надвратный храм простоял недолго. Уже в начале 1690-х гг. начала возводиться каменная ограда с новыми святыми вратами и храмом. В 1690 г. подряд на строительство стен, башен и надвратного храма получил зодчий Яков Бухвостов.
Примерно в это же время артель Бухвостова взяла и другие подряды – на строительство Спасской церкви в Уборах и Успенского собора в Переславле-Рязанском (нынешней Рязани). Из-за нехватки времени и неисполнения взятых обязательств Бухвостов едва не угодил в тюрьму, но в конце концов после благополучного разрешения конфликта с заказчиками передал новоиерусалимское строительство артели Филиппа Ивановича Папуги и его товарищам, костромским крепостным братьям Емельяну и Леонтию Михайловым.
Над Святыми (Красными) вратами «в треугольнике» находится икона «Сошествие в ад», а сами врата ранее закрывались массивными железными створами с изображением Христа Спасителя на белом ослике в окружении жен-мироносиц – сюжет входа Господня в Иерусалим.
Центральные Святые врата (Красные)
Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена и обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690 году. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Еще кое-что об этом храме чуть позже.
Надвратная Входоиерусалимская церковь имеет центрическую симметричную композицию. На четверик святых ворот монастыря поставлен четверик, окруженный по сторонам света симметричными полукруглыми выступами, образующими четырехлепестковое основание храма. У четверика два ряда окон, украшенных резными барочными наличниками, ориентированными вертикально и придающими стройной высокой церкви еще бóльшую стройность и изящество. Окна светового восьмерика украшены уже значительно проще; два малых глухих восьмерика, поставленных на большой восьмерик, почти лишены декора – их украшают только небольшие колонки.
Венчает высокую церковь удивительно пропорциональная глава луковичной формы, но не абсолютно круглая, а с гранями.
Между центральными и правыми арками в толще стены в XIX веке были устроены две часовни и иконная лавка. Сейчас центральные Святые врата открыты, ранее же они использовались для въезда транспорта, а вход для посетителей осуществлялся через два боковых арочных проема. Между арочными проемами ворот поставлены по паре колонн на пьедесталах; сами арки с внешней стороны поверху украшены зубчатым орнаментом.
Гульбище надвратной Церкви Входа Господня в Иерусалим
Парадная лестница для всхода на крепостные стены и ведущая к гульбищу надвратной церкви. На втором плане Дамасская башня.
Парадная лестница для всхода на крепостные стены и ведущая к гульбищу надвратной церкви. На втором плане Дамасская башня.
Интерьер храма также ориентирован в высоту и прекрасно освещен. И под стать высокому храму, в нем был великолепный красный с золотом резной иконостас пяти ярусов. Доступа в эту церковь сейчас нет.
Воскресенский собор (вид со стороны и верхнего пролета парадной лестницы для всхода на крепостные стены и гульбище надвратной церкви)
Стены и башни монастырской ограды начали строиться в одно время с надвратной церковью, но закончены были несколько раньше – в 1694 году. Как и в прежней деревянной ограде, башен восемь, хотя форма ограды и изменилась, приняв вид несимметричного многоугольника.
Все башни завершаются шатрами сложной формы: на большой шатер поставлен световой барабан с маленьким шатровым завершением. Форма башен разная – есть восьмигранные, есть круглые, а есть восьмигранные с цилиндрическим вéрхом. Не похожа на остальные западная Елизаветинская башня с проездными воротами. Башни и стены мы будем осматривать одновременно с остальным достопримечательностями архитектурного комплекса монастыря по мере их появления в виду.
Названия башни получили в XVIII веке, отчасти по аналогии с Иерусалимскими воротами: Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Ефремова и Давидов Дом. Северо-западная угловая башня носит название Иноплеменничей, а башня в северной стене – Варуховой. Внутреннее пространство башен разделено перекрытиями на два этажа, верхние из которых, с круглыми окнами, использовались как кельи, а нижние – как хозяйственные помещения.
Гефсиманская башня
Вообще же выстроен Новоиерусалимский монастырь был почти весь в едином стиле московского барокко. Это относится даже к хозяйственным постройкам – солодежне, кузнечным палатам, квасному погребу и караульным палатам. Все они были пристроены к монастырским стенам в 1690-х гг. Кроме перечисленных, в монастыре были и другие хозяйственные корпуса, не дошедшие до наших дней.
Массивной стене, выстроенной по всем правилам крепостного зодчества, так и не суждено было послужить для защиты монастырской братии от врагов. При этом в ней есть все необходимые ряды бойниц: подошвенного боя, ружейного боя и машикули. Вдоль стены с внутренней стороны на уровне второго яруса идет галерея, огражденная парапетом. В торжественные дни по ней шел крестный ход.
Только поначалу кажется, что все башни ограды – одинаковы. Но если пройти вдоль всей монастырской стены, то сразу бросается в глаза разница между башнями. Одни – круглые, другие – восьмигранные, третьи – с восьмигранным основанием и круглым верхним ярусом. Все башни увенчаны каменными шатрами, и только одна – Иноплеменничья – впоследствии была заново перекрыта деревянным шатром из-за того, что стала слишком крениться вбок.
Стены и башни также сильно пострадали в 1941 году и были восстановлены в 1960-1970-е гг. по проектам архитекторов А.М. Климанова, Л.К. Россова и Б.Л. Малхасова. Сейчас в башнях располагаются музейные экспозиции, а со стен открывается великолепный вид и на монастырь, и на его окрестности…
Территория монастыря вид со стороны южной крепостной стены
Южная крепостная стена
Воскресенский собор и подземный храм святых равноапостольных Константина и Елены
Подземный храм святых равноапостольных Константина и Елены
В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания храма, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.
Храм святых равноапостольных Константина и Елены (вид с юга)
Храм святых равноапостольных Константина и Елены (вид с юга)
Перед нами величественный Воскресенский собор. В этой статье мы не будем на нем подробно останавливаться поскольку ему посвящена отдельная и даже две. Мы сейчас обходим Воскресенский собор вдоль его южной стороны.
Вид на комплекс Трапезных палат (на юго-запад)
Сионская башня и башня Давидов дом, современное здание трапезной, старые трапезные и больничный корпуса, больничная церковь Трех Святителей и палаты «монастырских детёнышей»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г.
Трапезная палата на первом плане этого фото выше очевидно новое здание, на старых планах его нет
Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
В этом месте очевидно находилась или часовня или некое родовое захоронение
Здесь даже находится памятная белокаменная доска со славянской вязью
Здесь немного стоит отвлечься на восхитительную громаду Воскресенского собора «у нас за спиной»
Вернемся к трапезным и больничным палатам
Церковь Трех Святителей и крепостная башня Давидов дом (на втором плане)
К трапезным палатам с юга примыкают больничные палаты, построенные в 1698 г. В конце XVIII века они были надстроены и переделаны под жилые помещения.
При больничных палатах была Церковь Трех Святителей, небольшая, с одной апсидой и двумя глухими восьмериками под главкой (схожими с трапезной Рождественской церковью). Второй этаж палат после разрушений 1941 года был разобран, однако сейчас как мы видим больничную церковь восстановили.
Церковь Трех Святителей, трапезная палата и палата «монастырских детенышей» (слева направо)
Палаты «монастырских детенышей». В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).
«Детёныши» – это одна из самых любопытных категорий лиц, живших на монастырских землях, которая в XVI–XVII веках, в связи с резким увеличением собственной монастырской запашки, подвергалась нещадной эксплуатации и попадала в кабальную зависимость от монастырей. С одной стороны, это были взрослые люди, обедневшие крестьяне и бобыли; они обрабатывали монастырские поля, косили, были рыболовами. Благодаря денежным вспомоществованиям от монастырей они обзаводились собственными дворами или получали запустелые дворы беглых и задолжавших крестьян. С другой стороны, большая часть детёнышей (особенно в XVII в.) происходила из сирот или детей монастырских крестьян и бобылей.
Палаты «монастырских детенышей»
Церковь Рождества Христова в трапезных палатах Новоиерусалимского монастыря была сооружена одновременно с самими тремя обширными палатами в 1686-1692 гг. По распоряжению царевны Татьяны Михайловны, пожертвовавшей деньги на строительство, каждая из трех палат трапезной служила своей цели. Так, средняя «трапеза», соединенная с Рождественской церковью, предназначалась для всех паломников, прибывших в монастырь, вторая – для трапез братии, а третья – по-видимому, более парадная, «гостиная мирским ясти всех чинов людям».
Рождественская трапезная церковь была сделана двухэтажной, вторым этажом она сообщалась с палатами. Архитектура ее типична для конца XVII века – в стиле московского барокко. Нижний этаж – «теплая» церковь – изначально был окружен открытой папертью, в XVIII веке замененной на сохранившуюся до наших дней аркаду, украшенную классицистическим рустом и пилястрами.
Верхняя, «летняя» церковь – в два яруса окон, перекрыта сомкнутым сводом, на который поставлены два восьмерика с главкой. Весь декор храма: наличники, колонки на апсиде, восьмерики под главкой, – выполнен в стиле московского барокко. Так же украшена не только церковь, но и все трапезные палаты.
Восточная сторона Рождественской церкви
В 1792 году, через сто лет после постройки, трапезные палаты сильно пострадали от пожара, случившегося в монастырской кухне. Выгорели все палаты, а церковную утварь с трудом удалось спасти, при этом многое все же было повреждено огнем. После ремонта, в 1810 г., в верхней части Рождественской церкви сделали деревянный потолок, опирающийся на два кирпичных столпа. Это сильно уменьшило пространство большого барочного храма и сделало его намного темнее. Поэтому уже в 1850-х гг. это «новшество» убрали и провели реставрацию под руководством архитектора К. А.Тона.
Роскошный тябловый иконостас Рождественской церкви был сожжен в 1922 г. В помещениях храма разместились музейные экспозиции. Во время колоссального разрушения монастыря фашистами в 1941г. Рождественская церковь почти не пострадала, и при реставрации был восстановлен изначальный облик внутреннего вида церкви и трапезных палат.
За Рождественской церковью скрываются Елизаветинская башня и выход в Гефсиманский сад
Вид на монастырь со стороны Гефсиманского сада
Заодно уж покажем и скит патриарха Никона с этой стороны монастырских стен ( о нем по всей видимости напрашивается отдельный пост).
Скит виден на дальнем плане на фото ниже слева
Скит патриарха Никона
Невдалеке от стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, на искусственном островке в 1658 г. был поставлен «скит» патриарха Никона (иначе называемый Богоявленской пустынью). В 1661 г. здание перестраивали. В итоге получилось высокое строение в три этажа, совмещающее в себе жилые покои с домовой церковью наверху. Венчает его восьмигранный подкупольный световой барабан. Скит украшен полихромными изразцами, к сожалению, сохранившимися далеко не в полном виде. Утрачены также и печи с лежанками и изразцами, но по утверждениям исследователей, их вполне можно восстановить в прежнем виде. Неподалеку от Скита – спуск к реке Истре, где находится святой источник, из которого берут воду не только местные жители, но и приезжие, специально выбирающиеся сюда для этого. Место источника обозначено большим деревянным крестом.
Возвращаемся-таки на территорию монастыря
Ефремова башня за братским корпусом
Архимандричьи палаты
Иноплеменничья башня
В 1995 году церковь Рождества Христова была передана вновь образованной монастырской братии; в 1996 г. в ней начались восстановительные работы, а в 1997 г. церковь заново освятили.
Сейчас храм представляет собой очень интересную картину – он практически бок о бок соседствует с оставшимся в трапезных палатах музеем, и посетителю вполне может показаться поначалу тоже экспозиционным залом. Только посмотрев внимательнее, можно заметить, что здесь уже идет отнюдь не музейная жизнь.
Палаты царевны Татьяны Михайловны
С 1685 по 1698 годы одновременно с трапезными палатами идет строительство палат царевны Татьяны Михайловны – одноэтажного кирпичного здания, стоящего между двух современных ему братских корпусов.
Палаты царевны Татьяны Михайловны
Палаты или Дворец царевны украшен достаточно скромно в стиле московского барокко; внешний облик его, как и братских корпусов, был сильно искажен в XIX веке, и восстановлен только после Великой Отечественной войны, в 1960-х гг. Вплоть до XX века Новый Иерусалим оставался царским богомольем, императорская фамилия оказывала ему немалую поддержку и часто здесь бывала.
Архимандричьи палаты и Палаты Царевны
Братский корпус (светло-желтого цвета) слева от Палат царевны Татьяны Михайловны
Северо-западная крепостная стена
Иноплеменничья и башня Варуха (справа)
Ефремова башня и Дамасская башня (на дальнем плане)
Братский корпус справа от Палат царевны Татьяны Михайловны
Солодёжные и кузнечные палаты (XVII в.)
Караульные палаты смежные со Святыми вратами
В заключение немного о некрополе Ново-Иерусалимского монастыря.
В монастыре – в Воскресенском соборе и вокруг него – некогда был обширный некрополь. Сейчас от него осталось немного – 74 надгробия, так как во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. В приделе Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона, а в списке похороненных здесь можно найти такие громкие дворянские фамилии, как Бестужевы-Рюмины, Голицыны, Нащокины, Шуваловы… Позднее здесь стали погребать людей разных сословий – купеческого, мещанского.
Надгробные именные плиты с южной стороны подземной церкви святых Константина и Елены
Надгробные именные плиты с северной стороны подземной Церкви святых Константина и Елены
У южной стены монастыря находятся уцелевшие надмогильные белокаменные плиты и литые чугунные надгробия
Ну что же, на этом наш ознакомление с общим архитектурным обликом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря окончено.
В третьей и четвертой частях мы (соответственно) осмотрим Воскресенский собор и прикоснемся к его святыням.
Рубрики: | ИСТОРИЯ РОССИИ РЕЛИГИЯ |
Метки: подмосковье монастырь храм религия христианство фотография
Процитировано 2 раз
Понравилось: 11 пользователям