В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО)

Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) – это пожарный автомобиль, оборудованный электросиловой установкой, средствами обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи, а также освещения места пожара или аварии.

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Автомобиль связи и освещения АСО-20 на шасси КамАЗ-43114

Для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между руководителем тушения пожара (РТП) и штабом пожаротушения, начальником тыла, начальниками боевых участков, и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой пожарных подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления силами и средствами используются радиостанции, громкоговорящие установки, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, электромегафоны. Обычно все эти средства имеются на основных пожарных автомобилях, однако, зачастую при тушении крупных пожаров, с привлечением значительного количества сил и средств, возникают ситуации, когда стандартных средств и способов организации связи, становится недостаточно для полноценной организации связи на пожаре. Это же утверждение справедливо и для организации освещения места пожара в ночное время. В таких случаях привлекаются специализированные пожарные автомобили – автомобили связи и освещения.

Такие автомобили оборудованы значительным ассортиментом средств обеспечения радио и телефонной связи, а так же средствами освещения.

Первые отечественные АСО были созданы в московской и ленинградской пожарной охране в начале прошлого века.

Назначение

Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования; могут обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.

АСО является специальным пожарным автомобилем и используется на месте пожара при проведении аварийно-спасательных работ.

Конструктивные особенности

Автомобили АСО состоят из следующих основных частей:

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Вариант боевого развертывания АСО-20 (НЕФАЗ-4208)

1 – АСО-20; 2 – кабельная катушка; 3 – прожектор; 4 – соединительная муфта; 5 – коробка распределительная

По своему конструктивному исполнению пожарные автомобиле связи и освещения во многом напоминают пожарные автомобили газодымозащитной службы : на нем также установлена электросиловая установка с устройством защитного отключения, имеются коммутационные и распределительные устройства, силовые кабельные катушки, осветительная мачта.

Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения. В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены основные ТТХ пожарных автомобилей связи и освещения когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.

МодельБоевой расчетМакс скоростьМасса полнаяШассиМощность генератораКоличество стационарных прожекторовКоличество переносных прожекторов
АСО-5(66)905855650ГАЗ-66519
АСО-12(2705)5350012
АСО-16(3250)66600ЗиЛ-325016
АСО-16(3205)67090ПАЗ-320516
АСО-20(43101)68012000КамАЗ-4310120
АСО-20(43203)680Урал-43203-0120
АСО-12(66)90А5855780ГАЗ-66124

История

Давно замечено, что ночью яркое пламя рядом с темными предметами или кромешной тьмой еще не охваченных огнем помещений, где уже отключено электричество, создает сильный контраст освещенности. Чтобы не искать впотьмах очаг возгорания, пожарным требуется специальный источник света.

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

С древности и до недавних пор они шли в темные закоулки горящих домов с факелами (смоляными, восковыми, магниевыми, керосиновыми) и фонарями (свечными, ацетиленовыми и др.). Столь слабые источники света не позволяли осветить значительное пространство, к тому же их пламя, случалось, само способствовало распространению огня. Так что пожарным в ночное время приходилось действовать с большим риском, нежели днем. Чтобы повысить эффективность пожаротушения в темное время суток, применили новинку XX веке — электрические прожекторы. Однако, прежде чем они стали пригодными для этого вида деятельности, специалистам различных отраслей техники пришлось изрядно потрудиться.

Сначала прожекторы заимствовали в армии, на флоте и железной дороге. Одни (дальнего действия) фокусировали лучи в узком пучке, обеспечивая небольшое, но очень яркое пятно. Другие же (ближнего действия) достаточно хорошо освещали предметы на малом расстоянии в широкой зоне. Их называли прожекторами заливающего света (ПЗС). Особенностью обоих типов было круглое световое пятно. И если первые не годились из-за чрезмерной концентрации лучистого потока, то вторые, хотя и подходили, но слишком уж рассеивали свет.

Пожарным требовался прожектор с конусообразным пучком света, дававшим эллиптическое пятно на плоской поверхности: не слишком высокое, но достаточно широкое. Создать нужный отражатель с двумя сопряженными параболическими поверхностями оказалось слишком уж сложной задачей. Поэтому решили вместо одного «идеального» светильника применять несколько ПЗС с углом рассеяния 30-40 градусов. Их ставили в ряд и освещали горящее здание. Поначалу применяли ПЗС типов ВЭО-ХІV-4 (диаметром 46 см с лампой мощностью 1000 Вт) и ВЭО-ХХVІІ (соответственно 35 см и 500 Вт).

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Первый отечественный прожекторный ход изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны (ЛГПО) в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрический генератор мощностью 5 кВт напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп напряжением 12 В. Иногда их подключали к автомобильному аккумулятору. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Развертывая освещение, старались подключать трансформатор к ближайшей подстанции. Бойцы с небольшими прожекторами (диаметром до 35 см) проникали в здание, освещая пожарным путь к очагу возгорания.

Эффект такого освещения помещений горящих объектов оказался высоким и показал целесообразность создания специальных машин. В этом снова отличилась ЛГПО. Вот как поступили ее специалисты.

Прожекторный автомобиль сделали из автобуса ЗИС-8 (шасси АМО-4, позднее ЗИС-11). За спинкой водительского сидения расположили распределительную коробку от ПМГ-1. Салон разделили на три отсека: передний, средний, задний. В последнем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов диаметром 35 см с лампами мощностью 500 Вт. В средний – поместили 12 переносных прожекторов диаметром 25 см с лампами по 250 Вт (каждый с проводом длиной 40 м) и два – диаметром 50 см и лампами по 1000 Вт. Там же положили две распределительные коробки. Провода в восьми бобинах по 50 м втиснули в ящики, подвешенные к подножкам машины. В переднем отсеке был пульт управления освещением, три скамьи, в их коробах лежали защитные костюмы, сапоги, амуниция и приборы личной защиты, на полу стоял трансформатор. Как же использовалась эта машина на пожаре?

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Пожарный автомобиль освещения, созданный ЛГПО на шасси ЗИС-5

Подъехав к горящему объекту, из автомобиля вытаскивали прожектора, устанавливали их на треноги и подсоединяли к ним провода. Трансформатор подключали к электроподстанции или генератору, после чего включали прожектора. При необходимости носимыми прожекторами освещали внутренние помещения горящего здания. При изменении ситуации прожектора переносили на другие места. Потушив пожар и обеспечив отъезд пожарных, укладывали прожектора, провода и прочие принадлежности на свои места. Лишь после этого покидали пожарище.

Пожарные сразу нашли применение «светоносному» автобусу. Ночные бдения осветителей стали для них нормой жизни. Об одном эпизоде рассказал ветеран пожарной обороны Санкт-Петербурга Н.Г. Лукашевич:

Мне запомнился пожар в ночь с 31 августа на 1 сентября 1935 года. Было пасмурно, но без дождя. В дежурке мы вспоминали свои учебные года. Вдруг после 10 вечера поступил сигнал о возгорании на заводе «Нефтегаз», что по шоссе Энтузиастов, 132. Приехали быстро. Сполохи пламени на пяти объектах и кромешная тьма вокруг них не радовали. Горели трех- и пятиэтажные корпуса, слесарная мастерская, огромная емкость с нефтепродуктами и еще что-то. Около нашей машины остановился осветительный автобус, Из него сразу же начали вытаскивать прожектора. Их устанавливали на треногах поближе к горящим объектам и прокладывали провода. По команде включили свет, и во дворе «Нефтегаза» стало все видно. Наш расчет охлаждал емкость с бензолом. На ее стенке красовалась метровая надпись «№ 10». Мы с четырех сторон поливали эту «кастрюлю» из стволов и видели, что делают другие расчеты. К окнам корпусов приладили лестницы. Первыми внутрь проникли осветители с небольшими прожекторами за которыми тащились провода. Окна осветились, но не пламенем, а электрическим светом. Следом пошли пожарные с брандспойтами и шанцевым инструментом. Все расчеты действовали согласовано, и грозный пожар удалось локализовать, а через пять часов и вовсе погасить. Освещение не отключали, покуда пожарные собирали свое имущество и уезжали с территории завода. Когда наша машина отъезжала, я увидел, что осветители тоже начали свертывать свою технику.

Всего на горящие объекты подали 29 стволов. Воду брали из магистрали и искусственного водоема. Никто из «тушил» не пострадал. Действия пожарных и осветителей признали правильными, а убытки «Нефтегаза» – минимальными.

Технические характеристики прожекторного автомобиля ЛГПО (ЗИС-11)

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Прожекторный автомобиль ЛГПО на шасси ЗИС-11

Базовое шассиЗИС-11
Численность экипажа10 чел.
Прожекторы в задней чести (500 Вт)6 шт.
Выдвижные прожекторы (1000 Вт)2 шт.
Носимые прожекторы (200 Вт)12 шт.
Мощность электрогенератора11,5 кВт
Количество взрывобезопасных ручных фонарей6 шт.
Количество защитных костюмов6 компл.
Количество ручных электропил4 шт.

Успешные действия ленинградских осветителей ночных пожаров побудили наших специалистов приступить к разработке необходимой техники. Так, в 1937 году (именно тогда организовали НИИ противопожарной обороны) завершили проектирование прожекторно-противодымного хода. В машине обтекаемой формы было четыре отсека. В первом сидели шофер командир и боец. Во втором – шесть пожарных, и тут же стояли два носимых прожектора с лампами по 500 Вт. В третьем крепились два выдвижных дыморефулера. В последнем же (с задними дверями) располагались две группы по три прожектора с лампами 500 Вт и 1000 Вт, В комплект входили 10 складных всасывающих рукавов по 2 м длиной и диаметром 280 мм, четыре прорезиненных 20-метровых рукава и другие принадлежности. В кузове располагались электрогенератор, противогазы, шанцевый инструмент и пр.

До Великой Отечественной войны не смогли освоить выпуск таких машин. Лишь в 50-х гг. начали делать автомобили связи и освещения (АСО). Их строили на шасси ЗИС-150, позже – на ГАЗ-66 и ПАЗ-672. В начале 90-х гг. потребовалась более совершенная машина. Вот что рассказал один из ее создателей подполковник Всероссийского НИИ пожарной обороны (ВНИИПО) Ю.Г. Улогов:

В январе 1995 года меня назначили научным руководителем этого проекта. Техническое задание (ТЗ) разработали в руководимом мной подразделении. Мы согласовали его с Главным управлением МВД и будущим изготовителем — подмосковным Жуковским механическим заводом (ЖМЗ), специалисты которого без дополнительного финансирования выпустили конструкторскую документацию. В некоторых технических решениях мы применили авиационные технологии, например, электрогенератор частотой 400 Гц. Это существенно снизило вес генератора и позволило вырабатывать гораздо большую мощность. Опытный образец сделали в апреле. Машину создали в рекордно короткие сроки, ведь со дня начала работ над ТЗ до выезда новинки из цеха не прошло и трех месяцев! Испытания шли почти год. После их завершения 16 февраля 1996 года начался выпуск машин АСО-20.

Вот некоторые технические характеристики новинки: шасси – ПАЗ-3205, колесная формула – 4×2 или 4×4, мощность электрогенератора – 20 или 40 кВт, 2 или 3 прожектора с кварцевыми лампами по 1,5 кВт на мачте высотой до 8 м, три стационарные и до 20 носимых радиостанций. Трудно поверить, что далеким аналогом этого удивительного автомобиля явилась осветительная машина, изготовленная питерскими пожарными в далеком 1929-м…

Источники:

Источник

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Производство вездеходов, геофизической техники, передвижных мастерских и лабораторий, автофургонов

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Пожарный автомобиль связи и освещения АСО

Назначение: Для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии), обеспечения связи с центральным пунктом, электропитания различного оборудования и аварийно-спасательного инструмента. Также АСО является штабом пожаротушения.

Пожарный автомобиль связи и освещения АСО может быть установлен на шасси отечественных и импортных автомобилей (КамАЗ, УРАЛ, ГАЗ, МАЗ, MAN, Mercedes, Volvo, IVECO, Ford и др.).

Пожарная машина АСО имеет оформленные документы для постановки на учет в ГИБДД и Сертификат одобрения типа транспортного средства, а так же Разрешение на перевозку бригады до 6-ти человек.

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Фургон пожарной машины разделен перегородкой со сдвижной дверью на два отсека: пассажирский и грузовой. Размеры пассажирского и грузового отсеков АСО позволяют экипажу легко перемещаться внутри пожарной машины АСО на стоянке и во время следования к пункту назначения. Для удобства перемещения во время движения внутри кузова установлены поручни.

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Салон боевого расчета Пожарного автомобиля АСО состоит из двух частей и обеспечивает размещение 6 человек (включая водителя). Передняя часть салона – штатная кабина шасси (кабина водителя), задняя – пассажирский отсек кузова. Единое пространство салона для свободного визуального и речевого контакта водителя, командира расчета и членов боевого расчета обеспечивается через проем в смежных стенках штатной кабины шасси и кузова. Салон оборудован местами для оборудования, которое размещается эргономично, острые углы и кромки, способные нанести травмы боевому расчету, отсутствуют. Крепление оборудования исключает возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Пассажирский отсек предназначен для размещения боевого расчета.

В зоне расположения командира установлен рабочий стол с выдвижными ящиками для работы с документами, оборудованный дополнительным светильником направленного света.

Место оператора связи оборудовано усилителем мощности, мобильной радиостанцией и телефонным коммутатором. Подножки для доступа в пассажирский отсек оборудованы автоматически включаемой подсветкой и имеют две ступени, которые откидываются автоматически при открывании дверей.

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Грузовой отсек Пожарной машины АСО представляет собой отдельное закрываемое помещение, в котором установлены стеллажи для размещения специального оборудования ПТВ и АСИО. Для освещения рабочего пространства имеются дополнительные светильники.

Все оборудование имеет удобные быстросъемные фиксаторы, а его расположение выполнено с учетом требований эргономики. Крепление всего оборудования и инструмента выполнено способом, исключающим его перемещение и создание помех водителю и боевому расчету во время движения, а также во время нештатных аварийных ситуаций.

Пол и задняя дверь грузового отсека изнутри кузова покрыты рифленым алюминием, который препятствует скольжению и не подвержен коррозии.

ЭСУ мощностью 16 кВт с приводом от двигателя шасси а/м предназначена для обеспечения питания выносных прожекторов и электроинструмента.

АСО оборудован магистральной кабельной катушкой с длиной кабеля 100 м и распределительным щитом с герметичным закрывающимся люком, расположенным снаружи автомобиля. Распределительный щит обеспечивает подключение дополнительных электропотребителей через три разъема 220В и один 380В, а также подключения АСО к городским электросетям.

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Для обеспечения освещения рабочей зоны АСО оборудован светодиодными фонарями внешнего освещения. Может быть установлена осветительная пневматическая мачта высотой 8м с дистанционным управлением, состоящая из телескопической выдвижной части, спаренных прожекторов и пульта управления. Управление прожекторами осуществляется с пульта управления, установленного в задней стенке кузова.

На крыше Пожарной машины АСО размещены стационарные громкоговорители. Выносные громкоговорители размещаются на стеллажах в грузовом отсеке, предусмотрено их подключение к распределительному щиту на кузове АСО.

На АСО установлен комплект бортового навигационно-связного оборудования, средства вычислительной техники, радиосвязи и проводной телефонной связи, аппаратура звукозаписи и звукоусиления.

За дополнительной информацией обращайтесь к специалистам ООО «МПЗ»

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

Уважаемый Заказчик!
Если Вы хотите быстро получить коммерческое предложение, максимально точно удовлетворяющее Вашим требованиям, заполните прилагаемую Анкету!

Источник

НПБ 192-2000 Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.
АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.

Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 26 сентября 2000 г. № 51.

Дата введения в действие 1 декабря 2000 г.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.
АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ
ИСПЫТАНИЙ

FIRE ENGINEERING.
COMMUNICATION AND LIGHTING TRUCK.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.
TEST METHODS

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АСО, а также при сертификации в Системе сертификации пожарной безопасности.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих НПБ применены следующие термины с соответствующими определениям и.

АСО может обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.

2.23. Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении 1.

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ

3.1. Обозначение пожарного автомобиля связи и освещения должно иметь следующую структуру:

В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20

3.2. В качестве главного параметра АСО берется значение мощности основного источника питания (кВт).

3.3. Примеры условных обозначений.

Пример 2: АСО-20(3205) XXX ЮСЯИ240 ТУ.

Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 20 кВт, на шасси ПАЗ-3205, изготовленный в соответствии с ЮСЯИ240.00.00.000 ТУ.

4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

4.1. В настоящих нормах устанавливаются значения главного и основных параметров, а также общие технические требования к АСО в соответствии с разделом 1.

4.2. Главный параметр АСО следует выбирать из значений, приведенных в таблице 1.

Номинальная мощность источника питания, кВт

4.3. Значения главного параметра АСО, не представленные в таблице 1, устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.

4.4. Основные параметры АСО в соответствии с номенклатурой показателей назначения и безопасности, а также характеризуемые ими свойства приведены в таблице 2.

Наименование характеризуемого свойства

Тягово-скоростные в озможности

Мощность основного источника питан и я, кВт

Наличие защитно-отключающих устройств, приборов контроля изоляции, заземления

Число мест боевого расчета (включая место водителя)

Возможность организации оперативного штаба пожаротушения

Количество стационарных радиостанций, шт.

Обеспеченность каналами оперативной связи

Выходная мощность передатчика, Вт

Дальность связи с однотипными радиостанциями, км

Количество носимых радиостанций, ш т.

Выходная мощность, Вт

Дальность связи, км

Мощность громкоговорящей установки, Вт

Звукофикация боевых участков

Мощность стационарного громкоговорителя, Вт

Выходная мощность выносного громкоговорителя, Вт

Количество стационарных прожекторов, ш т.

Количество переносных прожекторов, ш т.

Мощность прожектора, кВт

Высота подъема осветительной мачты стационарными прожекторами от поверхности земли, м

Тактические в озможности

Способ ориентации прожекторов на мачте

Угол поворота прожекторов на мачте:

а) в горизонтальной плоскости, град

Тактические в озможности

б) в вертикальной плоскости, град

Количество телефонных аппаратов системы МБ, шт.

Количество телефонных аппаратов системы ЦБ, шт.

Наличие средств вычислительной техники

Способность устойчивого функционирования РЭС в заданной электромагнитной обстановке

Коэффициент поперечной у стойчивости

Дорожный просвет, мм

Наименьший радиус поворота автомобиля, м

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Общие требования

5.1.2. Полная масса АСО и осевые нагрузки не должны превышать значений, установленных заводом-изготовителем шасси, а нагрузки по бортам не должны отличаться более чем на 1 %.

5.1.3. По устойчивости к климатическим воздействиям АСО должны соответствовать исполнению У, УХЛ категории размещения 1, для работы при температуре окружающей среды от 233 до 313 К (от минус 40 до плюс 40 ° С), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2, группе условий эксплуатации 5 по ГОСТ 15150 с раз м ещением в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (помещения с температурой воздуха не ниже 10 ° С), если иное не предусмотрено требованиями к конкретной модели.

Управление передней фарой-искателем должно осуществляться из кабины, с рабочего места водителя.

5.1.6. Количество, место расположения устройств освещения и световой сигнализации всех т ипов базовых шасси, подвергшихся доработке при изготовлении АСО, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 10984, ГОСТ 20961.

5.1.7. В АСО при необходимости должна быть предусмотрена система отключения гидроусилителя рулевого управления, предназначенная для исключения перегрева масла в системе гидроусилителя и выхода ее из строя при длительной работе двигателя базового шасси на привод основного источника питания.

5.1.8. Размещение боевого расчета и крепление оборудования, аппаратуры, ЭСУ, ПТВ на АСО должно обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенных для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг для одного человека.

5.1.9. Узлы и детали с неудобной для зачаливания конфигурацией и массой более 20 кг должны иметь грузоподъемные элементы (отверстия, захваты, проушины и т.п.).

5.1.10. Конструкция АСО должна обеспечивать возможность удобного доступа ко всем сборочным элементам и агрегатам, требующим ремонта и обслуживания. При этом должна быть обеспечена возможность ремонта по агрегатному методу (без предварительного демонтажа и разборки соседних агрегатов).

5.1. 11. Смазочные материалы для агрегатов и узлов АСО должны выбираться предпочтительно из числа применяемых для обслуживания базового шасси.

Узлы трения, требующие в процессе эксплуатации периодического восстановления или добавления смазочного материала, должны иметь устройства (масленки и т.п.), позволяющие производить смазку без разборки и демонтажа узла или соседних агрегатов.

5.1.16. Не допускается производить реконструкцию в эксплуатирующих организациях (переделку или доработку) АСО, предусматривающую изменение количества, номенклатуры и (или) мест размещения оборудования, аппаратуры и ПТВ, при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

5.1.18. Угол поперечной устойчивости АСО с полной массой должен быть не менее 30°.

а) запасным колесом;

б) комплектом водительского инструмента;

г) знаком аварийной остановки по ГОСТ 24333 или красным фонарем, работающим в проблесковом режиме;

д) медицинской аптечкой (контейнером);

е) противооткатными упорами.

5.2. Составные части АСО

Автомобили связи и осве щ ения должны состоять из следующих основных частей:

а) базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода ЭСУ;

д) средств радиосвязи и проводной телефонной связи;

е) аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;

ж) средств вычислительной техники;

з) стационарной осветительной мачты.

5.3. Требования к базовым шасси

5.3.1. При создании АСО допускается использовать как полноприводные, так и неполноприводные шасси, а также шасси автобусов.

5.3.2. Шасси, поставляемые для изготовления АСО, должны быть сертифицированы и иметь другую необходимую сопроводительную документацию в соответствии с ТУ на конкретную модель шасси.

5.3.3. Вместимость топливного бака должна обеспечивать запас хода АСО не менее 400 км (в соответствии с ГОСТ 20306).

5.3.4. Расположение и конструкция заливных горловин топливных баков должны быть доступны только снаружи АСО.

Расположение отверстий заливных горловин должно быть таким, чтобы исключалась возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную трубу при заправке.

5.3.5. При отборе мощности на привод основного источника питания двигатель и дополнительная трансмиссия АСО должны обеспечивать непрерывну ю работу ЭСУ в номинальном режиме в течение 6 ч во всем диапазоне эксплуатационных условий. При этом температура масла в двигателе, в коробках передач и отбора мощности, а т акже температура охлаждающей жидкости в сис теме охлаждения двигателя должны соответствовать значениям, установленным в нормативно-технической документации на конкретную модель шасси.

5.3.6. В системе электрооборудования должен быть установлен выключатель аккумуляторных батарей (или предусмотрено место для его установки).

5.3.8. Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи и влаги, обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе. Аккумуляторные батареи должны находиться вне пространства, предназначенного для боевого расчета и водителя.

5.3.9. Экологические характеристики шасси должны соответствовать требованиям:

а) по уровню внешнего и внутреннего шумов в соответствии с ГОСТ 27435, ГОСТ 27436, ГОСТ 19 358;

5.3.10. Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

5.3.12. Площадки на крыше, предназначенные для работы, должны иметь ограждение по периметру высотой не менее 100 мм, а также настил с покрытием, препятствующим скольжению.

5.3.13. Усилия на органах управления специальными агрегатами АСО не должны превышать значений, установленных требованиями ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.

5.3.15. Конструкция шасси должна предусматривать возможность транспортировки средствами наземного транспорта в соответствии с ГОСТ 15150, ГОСТ 2349.

5.3.16. Шасси должны иметь места для надежного крепления их при транспортировании, а также возможность установки специальных приспособлений для выполнения погрузки (разгрузки) на платформы.

5.3.17. На торцевых поверхностях должен быть нанесен манипуляционный знак «Центр тяжести» АСО в состоянии поставки в соответствии с ГОСТ 14192.

5.4. Требования к кабине водителя

5.4.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032.

5.4.2. Рабочее место водителя АСО на автобусном шасси должно быть изолировано от салона перегородкой или иметь ограждение.

5.4.3. Кабины автобусных и грузовых шасси должны быть оборудованы подножками и поручнями, если высота нижней кромки дверного проема превышает 650 мм от уровня дорожного полотна.

5.4.4. Рабочее место водителя должно быть оборудовано зеркалами заднего вида по ГОСТ 13877, которые должны устанавливаться снаружи и обеспечивать видимость дороги с обеих сторон. Обзорность с рабочего места водителя должна соответствовать требованиям ГОСТ 28070.

5.4.5. Автобусы должны иметь внутреннее зеркало заднего вида, обеспечивающее водителю видимость салона боевого расчета.

5.4.6. В кабинах грузовых шасси должно быть не менее двух дверей, открывающихся по ходу автомобиля. Двери (независимо от типа шасси) должны иметь запорные устройства с наружными и внутренними ручками управления.

5.4.7. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее 75°) положениях.

5.4.8. Двери должны быть снабжены опускаемыми или сдвижными стеклами, фиксирующимися в любом промежуточном положении.

5.4.9. Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм.

5.4.12. На рабочем месте водителя АСО в составе комб и нации приборов должна быть световая индикация положения осветительной мачты.

5.4.13. В кабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы, поясняющие порядок пользования органами управления шасси.

5.4.14. Уровень освещенности на рабочем месте водителя АСО в соответствии со СНиП 23-05-95 должен быть не менее 30 лк на уровне 1 м от пола.

5.5. Требования к салону боевого расчета

5.5.1. Салон АСО должен представлять собой пространственную конструкцию, обеспечивающую возможность оперативной посадки и высадки, удобство и безопасность размещения боевого расчета, а также установку необходимого оборудования и аппаратуры, их обслуживания и демонтажа.

5.5.2. Салон АСО должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и отсека для радиотелефонистов.

5.5.3. Отсеки салона (при использовании автобусного шасси) могут быть разделены между собой перегородкой.

5.5.4. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, возможность их обслуживания и демонтажа, а также организации необходимого количества рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АСО.

5.5.5. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032.

5.5.6. Уровень внутреннего шума в салоне АСО во время работы ЭСУ (в соответствии с ГОСТ 27435 ), уровень шума на рабочих местах (в соответствии с ГОСТ 27436 и ГОСТ 12.1.003 ) не должен превышать 82 дБ.

5.5.8. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения.

5.5.9. Схема размещения оборудования и аппаратуры должна обеспечивать оперативность боевого развертывания АСО. При этом компоновка составных частей должна обеспечивать нагрузку на управляемую ось не менее 25 % от полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением ±1 % от полной массы.

5.5.10. При размещении возимого оборудования и аппаратуры необходимо руководствоваться следующими принципами:

а) функционального применения, предусматривающего группировку оборудования по его функциям;

5.5. 11. Выдвижные ящики для хранения оборудования и документации должны изготавливаться с фиксирующими устройствами, открываться и закрываться одной рукой.

5.5.12. При необходимости, для извлечения оборудования (в частности, переносного электроагрегата) из отсеков АСО предусматривать выдвижные аппарели, трапы и т.д.

5.5.14. Управление дверями салона боевого расчета на автобусных шасси должно осуществляться с места водителя при помощи дистанционного привода. Действие дистанционного привода каждой двери должно дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет.

5.5.15. Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АСО на всех типах автобусных и грузовых шасси должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей.

5.5.17. Аварийная (запасная) дверь должна удовлетворять следующим требованиям:

а) ширина в свету не менее 550 мм;

б) высота не менее 1250 мм;

в) дверь должна иметь ручки для открывания изнутри и снаружи;

г) наружная ручка должна устанавливаться на высоте не более 18 00 мм от поверхности дороги;

д) аварийная дверь должна открываться наружу, иметь только одну створку.

5.5.18. Доступ к аварийной двери не должен быть закрыт каким-либо оборудованием.

5.5.20. Окна должны быть оснащены светозащитными устройствами (шторами, жалюзи).

5.5.21. Для внутренней отделки (обивки) стенок и потолка, салона боевого расчета АСО должен применяться гладкий, светостойкий материал, допускающий влажную очистку и обработку дезинфицирующими средствами. Крепление обивки не должно иметь выступающих деталей и острых кромок. Пол салона, подножки и ступени должны иметь покрытие из влагостойкого и износоустойчивого материала.

5.5.23. Система отопления АСО должна соответствовать требованиям ГОСТ 50993 и обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15 ° С во всем диапазоне условий эксплуатации. Управление системой отопления должно осуществляться с места водителя.

5.5.24. Наружные поверхности элементов системы отопления, расположенные в салоне АСО, не должны иметь температуру выше 70 ° С.

5.5.25. Конструкция окон и люков должна обеспечивать возможность изменения эффективности вентиляции. Отверстия для подачи наружного воздуха для вентиляции в салон АСО должны располагаться не ниже 1,5 м от поверхности дороги.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОСИЛОВЫМ УСТАНОВКАМ

6.1. Требования к конструкции ЭСУ

6.1.1. В конструкции ЭСУ автомобилей связи и освещения должна быть предусмотрена возможность доступа к элементам управления и обслуживания при эксплуатации, к элементам, требующим проверки и регулирования, а также удобство монтажа и демонтажа.

6.1.2. ЭСУ, имеющие в своем составе аккумуляторные батареи, должны быть оборудованы устройствами для автоматического подзаряда аккумуляторных батарей.

6.1.3. На ЭСУ мощностью 8 кВт и выше должны быть установлены счетчики моточасов.

6.1.4. В отсеках управления АСО кузовного (салонного) исполнения следует предусматривать рабочее место для оператора.

6.1.5. ЭСУ АСО должны работать с наклоном относительно горизонтальной поверхности до 10°.

6.1.6. Вместимость расходных топливных баков АСО должна обеспечивать длительность работы источников питания при номинальной нагрузке без дозаправки топлива не менее 6 ч.

6.1.7. Крепление всех приборов ЭСУ должно исключать ослабление электрического контакта в соединениях во время движения или транспортирования АСО.

6.2. Требования к электрическим параметрам и режимам ЭСУ

6.2.1. Номинальная мощность источников питания АСО должна устанавливаться при следующих значениях факторов внешней среды:

6.2.2. Источники питания АСО должны допускать перегрузку по мощности на 10 % сверх номинальной (по току при номинальном коэффициенте мощности) в течение 1 ч в условиях работы по п. 6.4. Между перегрузками должен быть перерыв не менее 0,5 ч, необходимый для установления нормального теплового режима.

6.2.3. Суммарная наработка в режиме 10 % перегрузки не должна превышать 10 % отработанного источником питания времени в пределах назначенного ресурса до капитального ремонта.

6.2.4. Нормы качества электрической энергии должны соответствовать ГОСТ 23377.

6.3. Требования к автоматизации ЭСУ

Стабилизация выходных электрических параметров

Защита электрических цепей

Стабилизация выходных электрических параметров. Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита. Автоматическое поддержание нормальной работы после пуска и включения нагрузки, в том числе без обслуживания и наблюдения в течение 4 или 8 ч

6.3.2. Источники питания ЭСУ автомобилей связи и освещения должны иметь первую степень автоматизаци и. По требованию заказчика допускается выполнение ЭСУ повышенных степеней автоматизации.

6.3.3. Источники питания, помимо автоматического, должны иметь ручное управление, кроме стабилизации выходных параметров и защиты электрических цепей.

6.3.4. Аварийная защита и аварийно-предупредительная сигнализация 1-й степени автоматизации должна срабатывать при достижении предельных значений параметров (сопротивления изоляции, давления масла, температуры охлаждающей жидкости и т.п.), перечень которых уточняют в технических условиях на конкретный тип АСО. Кроме того, должно быть предусмотрено ручное отключение защиты и возможность работы при отключенной защите с соблюдением мер предосторожности и применением защитных средств (диэлектрические перчатки, диэлектрические коврики и др.).

6.3.5. Система автоматизации источников питания АСО, имеющая аварийную защиту, должна обеспечивать останов приводного двигателя исполнительными устройствами при аварийных режимах.

Аварийный режим должен сопровождаться световым сигналом на щите управления.

6.3.6. Регуляторы частоты вращения первичных двигателей источников питания должны обеспечивать возможность установки номинальной частоты вращения при любой нагрузке от 10 до 100 % номинальной мощности.

6.3.7. Параметры системы автоматического регулирования частоты вращения первичных двигателей источников питания, автоматизированных по 1-й степени автоматизации, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 10511 к системам регулирования скорости не ниже 3-го класса точности.

6.4. Требования к источникам питания

6.4.1. Источники питания должны быть устойчивыми к воздействию механических факторов внешней среды по группе М 18 ГОСТ 17516.

6.4.2. Источники питания следует изготавливать в климатических исполнениях У, УХ Л категорий размещения по ГОСТ 15150.

6.4.3. ЭСУ автомобилей связи и освещения должны допускать эксплуатацию в следующих условиях:

6.4.4. Источники питания должны сохранять выходные параметры (напряжение, частоту, сопротивление изоляции) после преодоления брода, допустимого для базового шасси АСО.

6.4.5. В качестве основных источников питания ЭСУ АСО должны применяться генераторы однофазного и трехфазного тока с приводом от двигателей базовых шасси АСО и автономных двигателей внутреннего сгорания для переносных ЭСУ, имеющих соответствующую мощность, частоту и направление вращения приводного вала.

6.4.6. Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ АСО должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 4.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *