в обучении личности определяющим фактором является физическая
Конечной целью и ключевым фактором специфического и педагогического процесса по формированию двигательных навыков, морально-волевых и психологических качеств обучаемых является физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности.
Физическое состояние оценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности личности.
Физическое развитие характеризуют такие морфологические показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мышечной системы. Сюда включаются жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уровень физического развития определяется по данным внешнего осмотра и антропологическим измерениям.
Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации).
Физическая подготовленность слушателей предполагает разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, с помощью которых развивается сила, быстрота, выносливость и ловкость.
Под влиянием упражнений значительно улучшается функциональное состояние организма обучаемого. При этом совершенствуются функции нервной системы, которые затормаживают процессы возбуждения, регулируют реакции на изменение ситуации.
У натренированных слушателей сердечнососудистая система на различные нагрузки реагирует рационально. Так, при резких ее увеличениях она характеризуется экономной работой органов кровообращения и сокращением восстановительного периода. Повышенный объем легких обеспечивает хорошее снабжение кислородом крови и повышает ее защитные свойства. Это, в свою очередь, благотворно сказывается на деятельности других систем и органов.
Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека. Так, в мышцах увеличивается содержание гликогена, являющегося основным энергетическим веществом. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Происходят и другие благоприятные процессы в организме, что способствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональной работоспособности.
Учебные занятия, тренировки в секциях улучшают физическое развитие, укрепляют здоровье, повышают уровень разносторонней физической подготовленности слушателей, то есть являются основным средством физического совершенствования
Физическая подготовленность слушателей стимулирует умственную деятельность, способствует лучшему освоению учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию негативных факторов. Высокий уровень физической подготовленности находится в прямой зависимости от профессиональной деятельности и позволяет слушателям четко выполнять свои функции, преодолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времени между учебой и отдыхом. Физически подготовленные слушатели менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный материал, как правило, хорошо учатся, становятся хорошими профессионалами.
Известно, что новые технологические системы, применяемые в учебном процессе, не снижают, а, наоборот, подчеркивают роль человека в управлении. Человек остается важнейшим и наиболее надежным звеном любой системы управления. Степень его надежности зависит от технических, физиологических, организационных и других факторов. Поэтому важно систематически повышать и поддерживать на определенном уровне физическое состояние обучаемых. Это осуществляется за счет систематического выполнения специфических упражнений, которые положительно влияют на физическое состояние, особенно на выработку тонкой двигательной координации.
Чрезмерное наращивание физической силы вызывает скованность и напряженность, затрудняет овладение тонкими двигательными навыками. Баскетбол, волейбол, настольный теннис, плавание способствуют развитию высокой проприоцептивной чувствительности и других важных качеств.
Физическое совершенство обучаемого определяется комплексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит от правильного использования средств, методов, организации и условий учебной деятельности педагогов, их материального благосостояния, а также от военно-социальных условий слушателей.
Следует учитывать, что курсанты во время учебы в ВУЗе заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. Это происходит за счет того, что в данные годы они закрепляют и шлифуют навыки систематического физического совершенствования, приобретенные в школе. Слушатели становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими упражнениями вполне осознанно.
В ВУЗах имеются объективные предпосылки для развития физических и духовных сил, морально-волевых и психологических качеств обучаемых. В конечном счете, это ведет к гармоничному развитию личности, физическому совершенству. Этому способствует хорошо организованный учебный процесс и отдых, калорийное питание, сон, нормальные бытовые условия, медицинское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, наличие свободного времени, избавление от вредных привычек.
В ряде случаев упражнения способствуют устранению или исправлению сформировавшихся или врожденных недостатков в телосложении. Особенно этому благоприятствуют занятия по гимнастике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным и подвижным играм, другим видам спорта.
Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний слушателями.
[1] См.: Примерим учебная программа по дисциплине «Физическая культура (физическая подготовка)» для курсантов ВУЗ МО РФ. М.: СК МОРФ. 1996.
[2] Теория и организация физической подготовки войск: Учебник. СПб: ВИФК, 1992.
Тесты для контроля учителей физической культуры
Описание разработки
Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, называется:
Результатом физической подготовки являются:
Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека, называется:
Укажите, какое понятие (термин) подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности:
К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся:
Укажите, что послужило основой (источником) возникновения физического воспитания в обществе:
На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат:
Исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни, называется:
Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат:
Направленное формирование личности в процессе физического воспитания. Совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария, называется:
Определенные способы педагогического воздействия на занимающихся физической культурой и спортом или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей, называются:
Совокупность приемов, операций и других действий педагога по физической культуре и спорту по использованию воспитательного инструментария в профессиональной деятельности характеризует:
Основу методов воспитания составляют:
В отечественной педагогике главным методом воспитания являются:
В процессе воспитания при убеждении “делом” наиболее часто используются следующие приемы:
Лекция по физической культуре: «Физическая культура личности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Физическая культура личности».
Нет воспитания без воспитания физического.
Мадридская Декларация ОПЕК, 1991 г.
Цель лекции: содействовать пониманию учащимися значения физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке, актуальных проблем формирования и развития физической культуры личности, способствовать пониманию основных положений организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
Формирование и развитие физической культуры личности определено как стратегическая цель физкультурного образования. Именно данное свойство человека будет свидетельствовать о переводе биологической потребности в движении в социальную потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
Физическая культура личности – качественное системное свойство человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать занятия физическими упражнениями, ведения здорового образа жизни, содействующего оптимизации работоспособности и повышению творческого долголетия (Концепция структуры и содержания образования по физической культуре).
Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:
забота о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);
наличие знаний о средствах достижения этой цели, умений эффективно применять их на практике;
реализация на практике идеалов, норм, образцов поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;
готовность оказать помощь другим в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличии для этого соответствующих знаний, умений и навыков;
интенсивность участия в физкультурно – спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);
проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;
системность, глубина и гибкость усвоения научно – практических знаний по физической культуре для творческого использования;
широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности.
Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворённостью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, её смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицательная связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.
Номинальный уровень характеризуется спонтанным использованием средств и методов физической культуры. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами – утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность – личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своём здоровье, физическом состоянии.
В основе потенциального уровня – положительное осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно – спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагога. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.
Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении педагога. После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.
Творческий уровень характерен для студентов, убеждённых в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно – эмоциональных нагрузках и после перенесённых заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.
Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем, а это является движущей силой развития его физической культуры.
Физическая культура личности проявляется в трёх основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает развитие личности «на себя», что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство её субъективных проявлений.
Для достижения цели физической культуры применяются следующие группы средств:
оздоровительные силы природы;
Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к физической культуре, её ценностям.