в основе интерактивного обучения лежит

Что такое интерактивное обучение?

В последнее время много изменений происходит в сфере образования, поэтому очень важно, чтобы в занятиях, будь то очных, смешанных или онлайн, использовались творческие инструменты и методы для поддержания интереса учеников.

По мере того как обучение отходит от традиционных лекций, когда ученики в основном молчат и часто не задействованы, преподаватели ищут альтернативу, которой и является интерактивное обучение.

Что такое интерактивное обучение?

Интерактивное обучение – это обучение, которое требует участия учеников. Это участие может происходить через классные и небольшие групповые дискуссии, а также через изучение интерактивных учебных материалов, которые они получают в электронном классе.

Хотя широкое определение «интерактивное» делает разработку и преподавание такого урока относительно легким. Не все виды интерактивности одинаково эффективны для всех учащихся. Застенчивые ученики, например, скорее всего меньше выиграют от дискуссий, где участие является добровольным.

Данная технология принесла большую пользу преподавателям, позволив создавать и использовать учебные материалы, которые необходимо активно изучать.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы интерактивного обучения и развенчаем многие мифы, которые существуют в современном обучении.

Плюсы интерактивного обучения

Интерактивное обучение развивает мышление и самостоятельность, увеличивает вовлеченность учеников и помогает им лучше учиться.

Это лишь некоторые из многих преимуществ, которые предлагает интерактивное обучение:

Способствует сотрудничеству

Замена традиционных школьных досок интерактивными достигла своего пика в последнее десятилетие во всем мире. Интерактивные доски являются популярным способом обмена информацией в режиме реального времени, главным образом потому, что они способствуют сотрудничеству и делают обучение простым и увлекательным.

Социальные инструменты могут принести пользу процессу обучения, потому что они дают каждому ученику возможность связаться с остальными участниками.

С их помощью ученики могут общаться и работать над проектами вместе со своими коллегами.

Универсальность в преподавании и обучении

Время, в течение которого мы способны удерживать внимание, может существенно отличаться, но оно довольно непродолжительное. Поэтому когда преподаватели постоянно используют одни и те же методы обучения, ученикам неизбежно становится скучно, независимо от того, насколько они хотят овладеть материалом.

В интерактивном обучении это исключено. Оно очень универсально и наполнено самыми различными учебными методами и практиками.

Способствует самостоятельности

Известно, что способность «взять на себя ответственность за собственное обучение» приносит ученикам много пользы и помогает им быстрее овладеть знаниями. Для достижения этой цели решающее значение имеет интерактивное обучение.

С помощью технологии, используемой в таком типе обучения, ученики могут контролировать свои учебные процессы и определять предпочтительные учебные ресурсы. Это помогает преодолеть чувство отчужденности, которое они часто испытывают в традиционном классе, и позволяет им найти новые, индивидуальные способы обучения самостоятельно, даже когда занятия закончены.

Использует имеющиеся технические навыки учеников

Современные люди росли с технологиями почти каждый день своей жизни, поэтому можно с уверенностью сказать, что они очень опытны в этом вопросе.

И хотя многие считают, что внедрение технологий в обучение является рискованным и необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к ним в образовательных целях, это не такая уж плохая идея.

Если все сделано правильно, интерактивное обучение может дать ученикам совершенно новый взгляд на технологии. Вместо того чтобы просто использовать их в качестве инструмента для общения в социальных сетях или для игр, учащиеся будут использовать его для развития своих навыков и образования.

Гибкое и легко адаптируется

Интерактивное обучение имеет хорошую особенность – оно гибкое. Есть много вариантов, которые оно позволяет реализовать.

Например, чтобы овладеть иностранным языком, ученики могут смотреть видео на YouTube, читать письменные материалы, слушать онлайн-курсы и т. д. Кроме того, они могут использовать множество различных инструментов для совместной работы, изучения и написания.

Интерактивное обучение предполагает различные стили, которые сочетают в себе участие и гибкость. Вот некоторые из наиболее популярных интерактивных стилей обучения, которые используют преподаватели:

Это весело и интересно

Наконец, одна из самых больших причин, почему ученики любят интерактивное обучение – это приятное и веселое занятие.

Когда предоставляется возможность сотрудничать с другими учениками и преподавателем, обмениваться идеями и использовать технологии для обучения, учащиеся получают удовольствие.

По сравнению с традиционными методами обучения, которые ученики часто находят скучными, интерактивное обучение позволяет использовать более широкий спектр действий и инструментов для овладения одним и тем же материалом. Это, в свою очередь, повышает их мотивацию и вовлеченность.

Интерактивное обучение позволяет ученикам не только использовать различные инструменты и технологии для обучения, но и открывает для них возможности быть творческими и наслаждаться свободой контроля своего обучения.

Минусы интерактивного обучения

Как и любой другой подход к обучению, интерактивные методы также имеют свой собственный набор недостатков. Вот самые распространенные из них:

Это может быть сложно

Поскольку интерактивное обучение является довольно новым явлением в мире образования, оно часто может вызывать сложности.

Использование неограниченного количества ресурсов и разнообразных инструментов также усложняет задачу, затрудняя отслеживание того, что ученики изучают и в каком темпе.

Несмотря на огромные преимущества, интерактивное обучение также требует большой работы от преподавателей. Они должны обладать хорошими техническими навыками, чтобы иметь возможность отслеживать и направлять учеников в учебном процессе, а также знания и опыт в использовании инструментов, которые способствуют самостоятельности и сотрудничеству в группе.

Интерактивное обучение должно часто обновляться. Преподаватели и ученики должны быть в курсе последних тенденций, прежде чем внедрять их в учебный процесс.

Дорогие сервисы и программы, которые требуются для реализации интерактивного обучения

Вы не можете действительно эффективно внедрить интерактивное обучение без необходимого программного обеспечения.

Чтобы внедрить данный тип обучения и пользоваться многочисленными преимуществами, которые оно предлагает, учебный проект должен иметь необходимое программное обеспечение и соответствующих сотрудников. Это требует большого бюджета, который многие не готовы тратить только на «тестирование интерактивного обучения» как учебного метода.

Одним из недостатков, безусловно, является стоимость. Приобретение программного обеспечения для смешанной интерактивной учебной программы часто обходится дорого, особенно если учебное заведение большое или имеет несколько филиалов.

Поможет с этим справиться современная платформа для управления обучением «АнтиТренинги». Широкий функционал сервиса может разнообразить ваш учебный контент, упростит работу преподавателей и позволит отслеживать и контролировать успеваемость учеников. А большой спектр тарифов позволит подобрать вам лучший вариант в соотношении «цена-качество».

Принятие особенностей обучения обеими сторонами учебного процесса

Даже если технологии и ресурсы доступны для всех сторон процесса обучения, они все равно должны быть приняты преподавателями и учениками.

В противном случае затраты и усилия будут напрасны.

Тот факт, что большинство учеников владеют современными технологиями, помогает в обучении. Ученики довольно быстро осваивают интерактивное обучение, но как правило преподавателям предстоит пройти долгий путь, прежде чем они получат те же технические знания, что и их ученики. Но это необходимо в процессе руководства и помощи ученикам, поэтому принятие особенностей интерактивного обучения может представлять проблему на первых порах.

Медленный темп движения к результату

Темпы развития интерактивных методов обучения остаются медленными.

Основываясь на выбранной методике и методе обучения, использование технологии часто может заставить учеников сосредоточиться на вещах с меньшей важностью или сделать акцент на изучении уже освоенных материалов. Многие ученики задерживаются на тех темах, которые находят наиболее интересными и простыми в освоении.

Поскольку интерактивное обучение дает ученикам большую гибкость и свободу влиять на свои учебные процессы, преподаватели не всегда могут контролировать работу и прогресс каждого отдельного ученика в интерактивном классе.

В традиционном классе все ученики учатся на одних и тех же материалах и в одном и том же темпе. Из-за гибкости в интерактивном обучении этот темп часто может быть медленнее для некоторых учеников.

В конце концов, это работа преподавателя: направлять и отслеживать выбор учеников и их деятельности. Процесс подготовки преподавателей сложен и движется медленно, а вместе с ним и успех интерактивного обучения.

Преподаватели и ученики могут быть перегружены

Мы уже установили, что интерактивные методы требуют от преподавателя значительного объема работы, особенно на начальных этапах.

Преподавателям необходимо выбрать учебную программу, найти инструменты и программы для интерактивного обучения и правильно направлять учеников на использование соответствующих ресурсов.

На этом пути преподаватели должны постоянно работать над своими техническими навыками, проверять прогресс и темп обучения своих учеников, а также постоянно находить новые методы и источники для того, чтобы сделать все это возможным.

Чем более организован этот процесс, тем лучше будут результаты. И все же ни для кого не секрет, что интерактивное обучение негативно сказывается на преподавателях в виде переутомления.

Когда дело доходит до учеников, то интерактивное обучение приносит больше пользы, чем традиционное обучение. Однако возникает вопрос о перегрузке информацией. Это происходит на начальных этапах реализации интерактивного обучения, когда учащиеся впервые знакомятся с разнообразной учебной деятельностью и содержанием.

До тех пор, пока ученики и преподаватели не достигнут баланса и не освоят интерактивные процессы обучения, будут возникать сложности.

Когда преподаватель находит правильный учебный план и создает программу, адаптированную к потребностям своих учеников, он должен передать эти знания самому ученику. Как только ученик принимает это, вовлекается в процесс и привыкает к нагрузке, таких сложностей не возникает.

Как вы можете видеть, есть как плюсы, так и минусы интерактивного обучения. Преимущества очевидны и доказаны, а недостатки в основном существуют в процессе внедрения интерактивных методов обучения.

Источник

Интерактивные методы как условие интерактивного образования

в основе интерактивного обучения лежит

Цель развития личности потребовала поиска и отбора методов, активно влияющих на формирование личностных качеств обучающихся. Интерактивные методы имеют потенциал интенсивной мотивации, что во многом способствует личностному развитию обучающихся на всех уровнях системы образования.

Шевченко Наталья Ивановна, канд. пед. наук, доцент, эксперт в области современных образовательных программ и технологий (Московский городской педагогический университет, Москва)

Обучение и развитие относятся к вечным педагогическим проблемам. На разных этапах человеческого общества, даже в разных этнических сообществах, социальных группах эту проблему периодически актуализировали, пытались решить и решали по-разному. Цель развития личности заставила российское образование вновь обратиться к проблеме обучения и развития, стремясь найти наиболее правильное ее решение. Однако, у педагогов на всех уровнях системы образования, которые в большей или меньшей мере заняты решением данной проблемы, по мере возникновения вариантов ее преодоления, в порядке геометрической прогрессии появляются новые вопросы без конкретных ответов. При безусловных достоинствах других развивающих методов, уделим внимание интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащихся. Важно при этом напомнить, что в условиях организации учебной работы, в частности интерактивного взаимодействия, форму планирования и организации обучения определяет выбор ведущего метода.

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний.

Задача современного учителя в настоящее время не преподносить знания школьникам, а более практичная и прагматичная – создать мотивацию и сформировать комплекс универсальных общеучебных умений и действий, чтобы учить самого себя. Очевидно, что всякое умение к учащемуся приходит не без помощи учителя. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном итоге ведет к целеполаганию, проектированию его образовательной деятельности, как основы личностного становления и развития.

В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает «взаимодействие, воздействие»).

Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация, общение. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия.

Интерактивное обучение — это одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащегося, между учащимися.

Интерактивное обучение как форма познавательной деятельности имеет вполне конкретные цели, направленные, прежде всего, на создание комфортных условий учебной работы, которая обеспечивает учащемуся самостоятельность, инициативность и продуктивность его познавательной деятельности. При этом все учащиеся – партнеры, сотрудничая (обмениваясь мнениями, суждениями, идеями, способами деятельности), вносят свой индивидуальный вклад в общее дело (выполнение задания).

Взаимодействие по приобретению нового знания и способов деятельности поднимает познавательный и социальный опыт учащихся на новый, более высокий уровень развития, формирует сотрудничество и кооперацию. Интеракция не допускает преобладание одного из партнеров, одного мнения над другим. Она предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности. В диалоговом обучении партнер начинает осознаваться как ценность, поскольку благодаря этому человеку развивается другой человек. Особенно активно это происходит в процессе дискуссии, оппонирования, что побуждает заявителя позиции глубже вникать, увидеть другую сторону обсуждаемого вопроса. Именно это и является отличительными чертами диалогового обучения, востребованного в настоящее время во всех системах образования развитых стран. В процессе диалогового обучения на уроках организуются парная и групповая работа, в процессе которой изучаются документы и различные источники информации, создаются условия для исследовательских и других

В рамках интерактивного обучения используются различные методы и технологии, как способы организации учебной деятельности. Задача развития школьников, которая успешно осуществляется в процессе интерактивного обучения, реализуется через организацию деятельности учащихся, построенную с учетом закономерностей психики детей конкретного возраста (что является одной из принципов развивающего обучения).

Наиболее распространена групповая форма обучения. В середине XX века К. Левин выдвинул идею: «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Это и является особым отличием интерактивного обучения: научение происходит в групповой совместной деятельности, в том числе за счет взаимообучения. Вместе с тем, при организации интерактивного обучения важно учитывать, что наряду с решением учебных целей и задач, в процессе группового взаимодействий осознавалась ценность других ребят и формировалась потребность общения с ними, их поддержки.

Групповая форма обучения позволяет одновременно решить три задачи:

Исходя из этого, наиболее приемлемым, простым и эффективным способом организации в интерактивном обучении является работа в группах (малых и крупных). Как правило, групповая работа позволяет:

Задания, которые предлагаются для изучения, обсуждения учащимся, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности. Репродуктивные (на воспроизведение) вопросы в этом случае неэффективны.

Под интерактивными методами понимается система правил и характерных особенностей взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.

Еще недавно понятие «интерактивный диалог» относилось преимущественно к работе, описанию информационных систем. Сегодня данное словосочетание уже достаточно прочно вошло в педагогическую науку. Как часто бывает в педагогике, данная форма и/или метод обучения имеет длинную историю. Свое начало она берет в конце XVIII века сначала в Индии, затем в Великобритании, а затем и в других странах, в том числе и в России. Данный метод был предложен независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллем и Дж. Ланкастером. По их имени впоследствии метод был назван Белл-ланкастерской системой взаимного обучения и получил широкое распространение как быстрый и дешевый способ обучения в условиях развития капиталистического производства, нуждающегося в значительном количестве образованных людей. Групповые формы обучения рабочих давали быстрый, ожидаемый результат.

Возврат актуальности и развития методики взаимного обучения пришелся на начало XX века, когда Э. Паркхест предложила Дальтон-план. В России появился свой аналог — бригадно-лабораторный метод. Очередная волна интереса к данному методу, как новому для нашего времени, была вызвана развитием гуманистического направления в зарубежной психологии. Результатом переработки идей А. Маслоу и К. Роджерса стала отечественная педагогика сотрудничества, которая остро поставила задачу перед педагогами и психологами смены содержания и структуры традиционных педагогических взаимодействий. В то время концепция педагогики сотрудничества не была переработана в технологию, однако в настоящее время этот опыт интенсивно нарабатывается.

Содержанием интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал.

Целью интерактивного обучения для современной школы в условиях ее модернизации рассматривается общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. При этом общее развитие школьника включает развитие личностных новообразований в его потребностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах.

Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных, надпредметных, универсальных умений и действий, определяющих успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффективно и результативно, чем обучение в этом направлении каждого школьника в отдельности. Что особенно важно, негативные личностные приобретения школьника можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения, хотя и учащиеся самостоятельно корректируют свои знания и умения их рационально использовать [6].

К интерактивным методам

относят учебные деловые игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах (малых и больших), между группами у учащихся формируется знания, в том числе и собственное мнение, по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей социальной жизни во всем ее многообразии и т.п. Систематическое применение учителем интерактивных методов на уроках создает благоприятные условия для освоения ими разных социальных установок, ролей и функций, овладения учебной деятельностью.

Критерии отбора интерактивных методов обучения:
— соответствие целям и задачам обучения и развития школьников;
— соответствие дидактическим целям урока;
— соответствие содержанию темы урока;
— соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;
— соответствие временным рамкам обучения;
— соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;
— соответствие способу руководства учебной деятельностью;
— соответствие логике учебного процесса.

Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования соблюдения личностно-ориентированного подхода:
• гуманная педагогическая позиция педагога;
• ценностное отношение к учащемуся, творчеству;
• создание культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
• владение методикой и основами образовательной технологии;
• нацеленность на развитие индивидуальности учащегося [3].

В процессе организации, управления и контроля развития интерактивного общения между школьниками учитель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя учащимся самостоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных учебных действий, партнеров по деятельности.

При работе в режиме интерактивного обучения важно не допустить дидактическую монотонность, замкнутость общения внутри групп. Главный принцип интерактивного обучения – организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения между группами возникает полилог. При сочетании педагогических и психологических условий интерактивное обучение как форма образовательного процесса способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.

По своей конструкции интерактивное обучение может представлять собой метод или технологию в зависимости от способа организации учебной работы учителя и учащихся при решении определенных дидактических задач. В любом случае данный вид обучения предназначен для решения коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных задач.

К интерактивному обучению относят и взаимодействие пользователя с компьютером. Все виды обучающих и игровых программ, интернет-ресурсы являются содержанием для данного вида деятельности. Однако следует понимать, что взаимодействие с техническими средствами представляет собой коммуникацию (одностороннюю связь), а для развития личности во всех ее сферах целесообразно общение (двусторонняя связь).

Реализация интерактивного обучения требует серьезной подготовленности и от педагога и от учащихся. Применение методов должно быть постепенным, дозированным и обязательно методически оправданным. Учителю и учащимся необходимо привыкнуть к ним и получить определенный опыт их использования в собственном развитии. Очевидно, что организация и проведение занятий в интерактивном режиме должна быть взаимно интересна как для учителя, так и для ребят. Уместно провести целенаправленное организационно-методическое занятие с учащимися по совместной разработке «Правил сотрудничества», на котором выстроить систему настроя, мотивации ребят на добросовестную подготовку к интерактивным урокам. Между тем, использование интерактивных методов не должно быть для педагога самоцелью, поэтому сначала рекомендуются простые интерактивные методы — работа в парах, малых группах, «мозговой штурм» и т.д. Это эффективное средство для достижения той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию идей, ценностей и духа права и гражданского общества как результата плодотворного сотрудничества и взаимопонимания.

Рассмотрим логику педагогической деятельности,

обеспечивающей продуктивность реализации интерактивного обучения на уроках обществознания в 8-11 классах. Примерные этапы интерактивной работы:
I. Этап подготовки учителя и учащихся к интерактивному обучению;
II. Этап комплектования групп;
III. Этап образовательной деятельности учащихся в группе;
IV. Этап презентации группового решения;
V. Этап экспертизы (на усмотрение учителя);
VI. Этап рефлексии прошедшего занятия [6].

Подготовка к уроку на основе интерактивного обучения должна начинаться с формулировки темы урока, которая непременно должна содержать проблему, поле противоречия, иначе не будет обеспечено условие для столкновения различных точек зрения, версий.

Проблематизация темы должна предполагать, нацеливать учащихся на сопоставление, сравнение, группировку, обобщение, анализ и доказательство (основные элементы проблемного обучения).

Планируя организацию интерактивной работы, далее следует обязательно изменить учебное пространство за счет соответствующей удобной расстановки школьной мебели в кабинете. Следующим этапом является формирование групп учащихся для интерактивной работы. Как правило, используются два основных подхода:
а) деление на пары и тройки (диады и триады);
б) ролевое распределение в группы 4-5 человек (например, докладчик, понимающий, конструктивный критик, организатор и др.).
Группы на уроке могут формироваться по желанию учащихся (свободное комплектование) или организовано учителем.

Варианты свободного комплектования групп:
• Учитель называет количественный состав групп (например, по 3 человека), которые должны сформироваться за 2-3 минуты.
• При входе в класс, учащиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы.
• Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня карточек, объединенных единой тематикой (например, рассмотрение конкретного вопроса с позиций истории, зарубежного опыта, различных категорий населения страны). Задание предполагает состязательность при формировании групп.

Приемы формирования групп учителем:
• Учитель предварительно раскладывает на столах карточки с именами и фамилиями учащихся, которые должны образовать данную микрогруппу.
• При входе в класс учитель раздает учащимся цветные карточки, которые представляет собой пропуск к определенному столу, помеченному конкретного цвета карточкой.
• Предлагается выбрать стол с литерой (А, Б, С, …), указывающей на сложность задания.
• Предлагается при входе в класс, сгруппироваться по принципу общности месяца рождения.
• Предлагается при входе в класс, сгруппироваться с учетом первой буквы имени.

При комплектовании групп следует учитывать плюсы и минусы каждого из двух его видов. При первом случае формирования групп, когда учитываются интересы самих школьников, плюсы очевидны: создается располагающая к общению атмосфера, что раскрепощает партнеров, в большинстве случаев ребята знают свои возможности, укрепляется «чувство локтя». Для первых уроков интерактивного обучения это наиболее эффективный прием формирования групп. Однако он имеет существенные «минусы». Группы формируются неравнозначные количественно и качественно, что влечет соответствующие результаты их совместной деятельности. Возможно, что интерес общения может возобладать над необходимостью выполнения задания. Вне этих групп могут оказаться учащиеся, у которых не сложились отношения с классом. В такой ситуации это будет способствовать дальнейшему разрушению отношений в классе.

Формирование групп может осложниться тем, что неуверенные учащиеся могут отказаться переходить из привычной группы в другую. При планировании должна быть предусмотрена данная ситуация, но планировать необходимо работу групп со сменным составом. Постепенно познавательная и социальная мотивация у таких учащихся повысится [6].

Приступая к работе с учащимися в интерактивном режиме, нацелить их на соблюдение правила «трех нельзя»:
Условия успешной интерактивной работы:

1. Продуманность организации комфортного учебного пространства и дидактической оснащенности занятия.
2. Психологическая готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на партнерской основе.
3. Сочетание познавательной и социальной мотивации (нацелить учащихся не только на освоение учебного материала, но и поиск, открытие необходимых для жизни практических знаний и опыта).
4. Вовлечение всех учащихся в диалоговую деятельность. Знание главной особенности интерактивного обучения: совместная деятельность приносит пользу каждому.
5. Не допускать большого количества групп с тем, чтобы каждый учащийся смог высказаться, быть услышанным.
6. Продуманность и согласованность процедуры занятия и регламента и строгое их соблюдение.
7. Уважение прав каждого, не высказывать оценочных суждений в адрес партнеров.
8. Используйте различные приемы для формирования групп (первоначально используйте прием на основе добровольности – по интересам).
9. При управлении интеракцией настраивать учащихся на то, чтобы свою высказывал точку зрения каждый, а не одни и те же.

Существует мнение, что интерактивное обучение возможно только в рамках повторительно-обобщающих уроков. Объясняется это тем, что данный тип урока позволяет охватить значительный объем материала, освоенный (либо частично) учащимися ранее. Как правило, это широкая проблема, подразумевающая разнообразие подходов, столкновение мнений. Вместе с тем, интеракция — хорошая основа для организации дискуссий, комплексного применения знаний и умений учащимися, сопоставления и систематизации учебного материала. Безусловно, повторительно-обобщающие уроки обладают более широким диапазоном возможностей для педагога и учащихся. Узкая тема/проблема неэффективна. На уроках изучения нового материала существует также значительный педагогический потенциал для организации интерактивного обучения. В этом случае можно использовать тьюторов или известный метод взаимообучения: дети сами помогут друг другу к обоюдной выгоде и удовольствию.

Взаимобучение начинается с создания мотивации.

При взаимообучении каждая группа изучает свой вопрос, затем направляет своих представителей в другие группы. Консультант емко и кратко излагает суть вопроса, требует записи основных ключевых положений в тетради, при необходимости проговаривает с учащимися эти положения. Поочередно, сменяя друг друга, консультанты из разных групп объясняют все вопросы. Конспект нового материала постепенно заполняется информацией. В конце урока учитель оценивает конспект, проверяет знания учащихся. Совместно корректируется конспект, устраняются неточности в нем. Однако работа по ликвидации ошибок и неточностей, выявленных на уроке, может быть задана и на дом. Интерактивное обучение, как впрочем и любой вид современного обучения, требует обязательного этапа рефлексии, когда обсуждается, что для учащихся понятно, не трудно для усвоения, а что вызывает затруднения. Здесь также важны самоанализ, обмен мнениями, оценка результатов взаимодействия. Для предотвращения повторения негативных оценок, отношения (это неизбежно) со стороны отдельных учащихся, учителю следует систематически анализировать занятость и эмоциональное состояние данных ребят.

В процессе групповой работы происходит интенсивная социализация учащихся, взаимодействуя, они приобретают опыт общения и сотрудничества в разных его проявлениях, осваивают умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, усваивают стереотипы партнерского поведения, основанные на комплексе ценностей равенства, честности, свободы, ответственности, целеустремленности, гуманности, уважения прав другого человека, справедливости, взаимовыручки и участия. В традиционной системе обучения, где преобладает фронтальный метод обучения, разумеется, социализация происходит более слабо, поскольку акт обучения осуществляется в отношении всего коллектива класса.

В педагогической литературе понятие «групповые занятия» имеет три разных значения. Традиционное (первое) значение под групповыми занятиями рассматривает фрагменты уроков, когда обучающиеся работают в малых группах. Второе значение – занятие в рамках групповой организационной формы обучения, когда говорящий обращает текст нескольким людям [1]. Третье значение групповых занятий – это единица группового способа обучения в классно-урочной и лекционно-семинарской системах [5].

Для коллективных форм организации учебных занятий характерны следующие признаки:
• отсутствует общая учебная ситуация: дети обучаются с разной целью, изучают разное содержание разными способами и средствами, за разное время;
• разные учащиеся осваивают одинаковый учебный материал разными маршрутами;
• наличие сводных групп, как пространства пересечения разных образовательных маршрутов обучающихся.

Следует также подчеркнуть, что в учебном процессе действуют несколько сводных групп, отличающихся изучаемой темой и организацией.

Таким образом, коллективный способ организации занятий в большей степени отвечает задачам интерактивности деятельности обучаемых.

В заключении, следует обратить внимание, что самостоятельное интерактивное обучение учащихся нельзя пускать на самотек, оперируя при этом свободой образовательной деятельности. Должна осуществляться целенаправленная совместная разноплановая работа учителя и учащихся в процессе освоения нового материала. Интерактивные методы создают благоприятную среду для целенаправленного развития личностных качеств и учебных действий обучаемых на основе анализа, обобщения, рефлексии и взаимовлияния. Потенциал интерактивных методов реализуется в условиях взаимопонимания, партнерства и осознания единства цели.

Литература

1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
2. Дьяченко В.К. Обучение по способностям // Народное образование. 1994. №2-3.
3. Клепцова Е.Ю. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. 287 с.
4. Мкртчян М.А. Вклад В.К. Дьяченко в создание современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: материалы научно-методической конференции, Красноярск, 15-16 января 2009 г. В 2 ч. Ч. 1. Красноярск, 2009. С. 72-77.
5. Мкртчян М.А. Постулаты обучения // Коллективный способ обучения. 2000. № 5. С. 6-7.
6. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Русское слово», 2012. 208 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *