в основу современной теории и практики управления положены следующие концепции

Основные концепции менеджмента

В основу современной теории и практики управления положены следующие концепции:

1. научное управление;

2. административное управление;

3. управление с позиции психологии и человеческих отношений;

4. управление с позиции науки о поведении человека.

Концепция научного управления получила развитие в США в начале XX в. Ее основоположником был Фредерик Уинсоу Тейлор (1856 – 1915), книги которого «Цеховое управление» (1903) и «Основы научного менеджмента» (1911) считают началом признания менеджмента наукой.

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа:

1. создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы;

2. отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев;

3. сотрудничество рабочих и администрации в деле научной организации труда;

4. равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами.

Представители школы научного управления – Генри Гант, Фредерик и Лилия Гилберт, Гаррингтон Эммерсон, Генри Форд.

К 1916 г. сформировалось школа научного управления, благодаря которой менеджмент был признан наукой и было доказано, что методы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике организации и производства.

Концепция административного управления была направлена на разработку общих принципов управления предприятием в целом. Основатель этой концепции Анри Файоль (1841 – 1925) утверждал: «Управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать».

Основные положения концепции А.Файоля изложены в его работе «Общее и промышленное управление» (1916г.). В основе его воззрений лежит положение, что любое предприятие состоит из двух основных систем:

1. материальной – включает в себя производительный труд работников, средства труда и предметы труда;

2. социальной – представляет собой взаимоотношения людей в процессе производства материальных благ.

А. Файоль сформулировал 14 основных принципов управления:

1. Разделение труда. Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в отдельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального использования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина. Предполагает соблюдение правил поведения работников в конкретных ситуациях.

4. Единоначалие. Каждый работник должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5. Единство руководства. Все виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны осуществляться под руководством одного начальника и в соответствии с единым планом.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия. Интересы государства должны быть выше интересов граждан.

7. Вознаграждение – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством повышения заинтересованности работника в своем труде.

8. Централизация – это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.

9. Иерархия – это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга.

10. Порядок. А.Файоль подразделял порядок на материальный – «всему свое место и все на свое место» и социальный – «каждому свое место и каждый на своем месте».

11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации, ведет к дополнительным издержкам, является следствием плохого управления.

13. Инициатива. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.

14. Корпоративный дух. Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников.

А.Файоль разделял администрирование на шесть основных групп управленческих операций, к числу которых относятся:

1. технические и технологические – изготовление готовой продукции;

2. коммерческие – закупка сырья и полуфабрикатов, реализация готовой продукции;

3. финансовые – привлечение и распределение заемных средств и инвестиций;

4. охранные – обеспечение сохранности собственности предприятия и безопасности его работников;

5. учетные – бухгалтерский учет и отчетность, инвентаризации, аудиторские проверки и т.п.;

6. административные – управление персоналом.

Руководство вышеперечисленными операциями в совокупности А.Файоль обозначал термином «общее управление». Однако основным предметом исследований были лишь административные операции. Остальные пять групп операций А.Файоль рассматривал исключительно как объект воздействия административной функции.

Для работы с персоналом большое значение имеют личные качества менеджера. А.Файоль разработал перечень таких качеств:

Источник

Традиционный подход к изучению организации. Универсальные принципы

Традиционный подход к изучению организации, формировавшийся в начале XX в., делает упор на разработку принципов (правил), которые подходят для любой организации, эти «универсальные» принципы объявляются своего рода предписанием типа: «Существует единственно правильный путь управлять организацией и людьми». Традиционное направление представлено школами управления, классическими представителями которых считаются Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и их последователи вплоть до Д. МакГрегора, А. Маслоу и Ф. Герцберга, привнесшими в менеджмент «человеческий фактор», что явилось значительным продвижением в понимании и использовании принципов традиционного подхода на практике.

В основу современной теории и практики управления поло­жены следующие концепции:

• управление с позиции психологии и человеческих отно­шений;

• управление с позиции науки о поведении человека;

• управление с позиции количественных методов.

1. Концепция научного управления получила развитие в США в начале XX в. Ее основоположником был Фредерик Уинсоу Тейлор (1856—1915), книги которого «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания менеджмента, а затем и теорию управления — наукой.

Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительно­сти труда и видел ее решение в рационализации трудовых опе­раций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда было изучение задачи, которая должна была давать ин­формацию для построения рационального набора операций по ее решению. Он исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также возрастать.

Основные принципы научного управления, которые Тейлор называл законами управления, состоят в следующем:

• создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы;

• научное исследование каждого отдельного вида трудового действия;

• отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев;

• сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда;

• равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач.

Тейлор полагал то, что если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе (т.е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональные ме­тоды и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы), то рабочее время будет использовано с наибольшей пользой.

Идеи Ф. Тейлора были поддержаны и другими исследовате­лями. В их числе были Генри Гантт (1861—1919) и супруги Ли­лиан (1878—1972) и Фрэнк (1868—1924) Гилберты.

Следуя за Тейлором, Гилберт разработал оптимальный метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные спо­собы подачи материалов.

Вместе со своей женой, Лилиан Гилберт, психологом по об­разованию, Фрэнк Гилберт всю жизнь посвятил исследованию трудовых движений, достигнув значительных успехов. Он стал горячим защитником идеи экономии человеческих затрат в тру­де, разработал множество методов и изобрел десятки приборов, применяющихся и поныне. Наибольшую известность получили его предложения по оптимизации работы хирургов, позволившие резко сократить пребывание пациента на операционном столе.

Вопросы научной организации труда особенно широко иссле­дованы Г. Эмерсоном, разработавшим комплексный, системный подход к организации управления. Основные его положения приведены в широко известной книге «Двенадцать принципов производительности». Принципы даны в следующей последова­тельности:

• точно поставленные цели;

• справедливое отношение к персоналу;

• оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;

• нормы и расписания;

• написанные стандартные инструкции;

• вознаграждение за производительный труд.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое научное на­правление – школа научного управления. Благо­даря разработке этой концепции теория управления была при­знана наукой и было доказано, что методы, применяемые в нау­ке и технике, могут быть эффективно использованы в практике организации и производства.

2. Концепция административного управления была направлена на разработку общих принципов управления предприятием в целом. Основатель этой концепции Анри Файоль (1841—1925) утверждал:

Управлять — это, значит, предвидеть, организовывать, рас­поряжаться, согласовывать, контролировать.

Заслуга Файоля в том, что он разделил все функции управле­ния на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и спе­цифические, относящиеся непосредственно к управлению про­мышленным предприятием.

По существу, теория А. Файоля сводится к следующим прин­ципам: дисциплина, единство руководства, единство распоряди­тельства, разделение труда, подчинение частных интересов об­щим, вознаграждение за труд, баланс между централизацией и децентрализацией, координация менеджеров одного уровня, ие­рархия, справедливость, доброта и порядочность, стабильность персонала, инициатива. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управле­ние как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Ему также принадлежит разработка принципов построения струк­туры организации и управления производством.

Идеи А. Файоля легли в основу научного направления – административной школы. Цель классической шко­лы – создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Из представителей классической школы назовем М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «Менеджмент персонала», и Макса Вебера (1864—1920), давшего оценку идеальных типов государства и выдвинувшего положение, что бюрократия — это устанавливаемый правилами порядок, который является самой эффективной формой человеческой организации. Им сформу­лированы следующие принципы бюрократического управления:

• иерархия власти и ответственности;

• разделение труда и специализация

• профессиональные знания на каждой ступеньке иерархии;

• процедура решения проблемных ситуаций;

• правила поведения должностных лиц;

• вознаграждение по чину;

• ограничение власти чина;

• имперсональность (безличность) контактов;

• упор на письменные коммуникации;

• рационализация дисциплинарных требований;

• административная отстраненность от собственности пред­приятия.

В целом для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений. Мери Паркер Фоллетт определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». В основе концепции управления с позиций психологии и челове­ческих отношений положены достижения психологии и социоло­гии (наук о человеческом поведении). Поведенческое направле­ние этой школы основано на учете особенностей человеческих отношений.

Начало данному направлению положил в начале XIX в. Роберт Оуэн (1771—1858), который заметил, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (ремонт, смазка) и мало заботится о людях, обслуживающих эти станки и машины. Со­гласно Оуэну необходимо сделать акцент на людях в системе управления и производства. Позднее проблемы внимания к людям исследовал Гуго Мюнстерберг (1863—1916) — создатель промыш­ленной психологии.

Основателем школы управления с позиции психологии и че­ловеческих отношений считается Элтон Мэйо (1880—1949). Он об­наружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производитель­ности труда. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руково­дства и на материальные стимулы. И как впоследствии предпо­ложил Абрахам Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические стимулы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Исследования Мэйо показали, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от соци­альных условий на работе, от отношений, существующих у ра­бочих между собой, от отношений менеджеров к потребностям работников. В отличие от Тейлора, Мэйо не считал, что рабо­чий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек станет трудиться наиболее продуктивно.

На рубеже 1940-х годов в рамках указанной концепции по­является «школа бихевиористов» (поведенче­ская школа). В рамках этой школы было разработано не­сколько теорий мотиваций.

Мотивация — это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение инди­видуальных и общих целей организации.

А. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей человека и показал, что управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответст­вующих методов мотивирования.

Для организаций типа «X» характерны следующие предпо­сылки:

• обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;

• из-за нежелания работать большинство людей только пу­тем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществ­лять нужные действия и затрачивать должные усилия, не­обходимые для достижения организацией своих целей;

• средний человек предпочитает, чтобы им управляли, ста­рается не брать на себя ответственность, имеет относи­тельно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.

Теория «Y» имеет такие предпосылки:

• выражение физических и эмоциональных усилий на рабо­те для человека так же естественно, как и во время игры или на отдыхе. Нежелание работать не является наследст­венной чертой человека. Человек может воспринимать ра­боту как источник удовлетворения или как наказание в за­висимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания — не единственные средства побуждения чело­века к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопо­буждение к деятельности ради интересов организации, если у них есть чувство ответственности, обязательства по отно­шению к организации;

• ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением яв­ляется то, которое связано с удовлетворением потребно­стей в самовыражении и самоактуализации;

• обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стре­мится к этому.

Мак-Грегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» го­раздо более эффективно, и высказал рекомендацию менедже­рам, состоящую в том, что их задача — создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей ор­ганизации, одновременно наилучшим образом достигает своих личных целей.

5. Концепция управления с позиции количественных методов свя­зана с развитием точных наук, прежде всего математики. В со­временных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов — В.К Дмитриев, П.А. Фельдман, Л Л. Канторович — внесли боль­шой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному свои­ми работами по теории вероятности и математической статисти­ке. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансирован­ности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборато­рия экономико-математических методов создана в 1958 г. в Ака­демии наук СССР.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили извест­ные экономисты И. Шумпеттер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация выпускала журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительная особенность науки управления — использо­вание моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е годы XX в. характеризуются формиро­ванием нового этапа в развитии управленческой мысли. На ос­нове синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплекс­ного подхода к управлению.

Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей еже­дневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. В настоящее время положе­ние быстро меняется, т.к. все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применением электронных вычислительных машин.

Источник

Традиционный подход к изучению организации. Универсальные принципы

Традиционный подход к изучению организации, формировавшийся в начале XX в., делает упор на разработку принципов (правил), которые подходят для любой организации, эти «универсальные» принципы объявляются своего рода предписанием типа: «Существует единственно правильный путь управлять организацией и людьми». Традиционное направление представлено школами управления, классическими представителями которых считаются Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и их последователи вплоть до Д. МакГрегора, А. Маслоу и Ф. Герцберга, привнесшими в менеджмент «человеческий фактор», что явилось значительным продвижением в понимании и использовании принципов традиционного подхода на практике.

В основу современной теории и практики управления поло­жены следующие концепции:

• управление с позиции психологии и человеческих отно­шений;

• управление с позиции науки о поведении человека;

• управление с позиции количественных методов.

1. Концепция научного управления получила развитие в США в начале XX в. Ее основоположником был Фредерик Уинсоу Тейлор (1856—1915), книги которого «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания менеджмента, а затем и теорию управления — наукой.

Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительно­сти труда и видел ее решение в рационализации трудовых опе­раций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда было изучение задачи, которая должна была давать ин­формацию для построения рационального набора операций по ее решению. Он исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также возрастать.

Основные принципы научного управления, которые Тейлор называл законами управления, состоят в следующем:

• создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы;

• научное исследование каждого отдельного вида трудового действия;

• отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев;

• сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда;

• равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач.

Тейлор полагал то, что если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе (т.е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональные ме­тоды и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы), то рабочее время будет использовано с наибольшей пользой.

Идеи Ф. Тейлора были поддержаны и другими исследовате­лями. В их числе были Генри Гантт (1861—1919) и супруги Ли­лиан (1878—1972) и Фрэнк (1868—1924) Гилберты.

Следуя за Тейлором, Гилберт разработал оптимальный метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные спо­собы подачи материалов.

Вместе со своей женой, Лилиан Гилберт, психологом по об­разованию, Фрэнк Гилберт всю жизнь посвятил исследованию трудовых движений, достигнув значительных успехов. Он стал горячим защитником идеи экономии человеческих затрат в тру­де, разработал множество методов и изобрел десятки приборов, применяющихся и поныне. Наибольшую известность получили его предложения по оптимизации работы хирургов, позволившие резко сократить пребывание пациента на операционном столе.

Вопросы научной организации труда особенно широко иссле­дованы Г. Эмерсоном, разработавшим комплексный, системный подход к организации управления. Основные его положения приведены в широко известной книге «Двенадцать принципов производительности». Принципы даны в следующей последова­тельности:

• точно поставленные цели;

• справедливое отношение к персоналу;

• оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;

• нормы и расписания;

• написанные стандартные инструкции;

• вознаграждение за производительный труд.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое научное на­правление – школа научного управления. Благо­даря разработке этой концепции теория управления была при­знана наукой и было доказано, что методы, применяемые в нау­ке и технике, могут быть эффективно использованы в практике организации и производства.

2. Концепция административного управления была направлена на разработку общих принципов управления предприятием в целом. Основатель этой концепции Анри Файоль (1841—1925) утверждал:

Управлять — это, значит, предвидеть, организовывать, рас­поряжаться, согласовывать, контролировать.

Заслуга Файоля в том, что он разделил все функции управле­ния на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и спе­цифические, относящиеся непосредственно к управлению про­мышленным предприятием.

По существу, теория А. Файоля сводится к следующим прин­ципам: дисциплина, единство руководства, единство распоряди­тельства, разделение труда, подчинение частных интересов об­щим, вознаграждение за труд, баланс между централизацией и децентрализацией, координация менеджеров одного уровня, ие­рархия, справедливость, доброта и порядочность, стабильность персонала, инициатива. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управле­ние как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Ему также принадлежит разработка принципов построения струк­туры организации и управления производством.

Идеи А. Файоля легли в основу научного направления – административной школы. Цель классической шко­лы – создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Из представителей классической школы назовем М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «Менеджмент персонала», и Макса Вебера (1864—1920), давшего оценку идеальных типов государства и выдвинувшего положение, что бюрократия — это устанавливаемый правилами порядок, который является самой эффективной формой человеческой организации. Им сформу­лированы следующие принципы бюрократического управления:

• иерархия власти и ответственности;

• разделение труда и специализация

• профессиональные знания на каждой ступеньке иерархии;

• процедура решения проблемных ситуаций;

• правила поведения должностных лиц;

• вознаграждение по чину;

• ограничение власти чина;

• имперсональность (безличность) контактов;

• упор на письменные коммуникации;

• рационализация дисциплинарных требований;

• административная отстраненность от собственности пред­приятия.

В целом для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений. Мери Паркер Фоллетт определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». В основе концепции управления с позиций психологии и челове­ческих отношений положены достижения психологии и социоло­гии (наук о человеческом поведении). Поведенческое направле­ние этой школы основано на учете особенностей человеческих отношений.

Начало данному направлению положил в начале XIX в. Роберт Оуэн (1771—1858), который заметил, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (ремонт, смазка) и мало заботится о людях, обслуживающих эти станки и машины. Со­гласно Оуэну необходимо сделать акцент на людях в системе управления и производства. Позднее проблемы внимания к людям исследовал Гуго Мюнстерберг (1863—1916) — создатель промыш­ленной психологии.

Основателем школы управления с позиции психологии и че­ловеческих отношений считается Элтон Мэйо (1880—1949). Он об­наружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производитель­ности труда. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руково­дства и на материальные стимулы. И как впоследствии предпо­ложил Абрахам Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические стимулы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Исследования Мэйо показали, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от соци­альных условий на работе, от отношений, существующих у ра­бочих между собой, от отношений менеджеров к потребностям работников. В отличие от Тейлора, Мэйо не считал, что рабо­чий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек станет трудиться наиболее продуктивно.

На рубеже 1940-х годов в рамках указанной концепции по­является «школа бихевиористов» (поведенче­ская школа). В рамках этой школы было разработано не­сколько теорий мотиваций.

Мотивация — это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение инди­видуальных и общих целей организации.

А. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей человека и показал, что управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответст­вующих методов мотивирования.

Для организаций типа «X» характерны следующие предпо­сылки:

• обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;

• из-за нежелания работать большинство людей только пу­тем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществ­лять нужные действия и затрачивать должные усилия, не­обходимые для достижения организацией своих целей;

• средний человек предпочитает, чтобы им управляли, ста­рается не брать на себя ответственность, имеет относи­тельно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.

Теория «Y» имеет такие предпосылки:

• выражение физических и эмоциональных усилий на рабо­те для человека так же естественно, как и во время игры или на отдыхе. Нежелание работать не является наследст­венной чертой человека. Человек может воспринимать ра­боту как источник удовлетворения или как наказание в за­висимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания — не единственные средства побуждения чело­века к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопо­буждение к деятельности ради интересов организации, если у них есть чувство ответственности, обязательства по отно­шению к организации;

• ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением яв­ляется то, которое связано с удовлетворением потребно­стей в самовыражении и самоактуализации;

• обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стре­мится к этому.

Мак-Грегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» го­раздо более эффективно, и высказал рекомендацию менедже­рам, состоящую в том, что их задача — создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей ор­ганизации, одновременно наилучшим образом достигает своих личных целей.

5. Концепция управления с позиции количественных методов свя­зана с развитием точных наук, прежде всего математики. В со­временных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов — В.К Дмитриев, П.А. Фельдман, Л Л. Канторович — внесли боль­шой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному свои­ми работами по теории вероятности и математической статисти­ке. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансирован­ности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборато­рия экономико-математических методов создана в 1958 г. в Ака­демии наук СССР.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили извест­ные экономисты И. Шумпеттер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация выпускала журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительная особенность науки управления — использо­вание моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е годы XX в. характеризуются формиро­ванием нового этапа в развитии управленческой мысли. На ос­нове синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплекс­ного подхода к управлению.

Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей еже­дневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. В настоящее время положе­ние быстро меняется, т.к. все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применением электронных вычислительных машин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *