в память о взятии смоленска войсками князя василия 3 в москве был заложен монастырь

В память о взятии смоленска войсками князя василия 3 в москве был заложен монастырь

в память о взятии смоленска войсками князя василия 3 в москве был заложен монастырь

Новодевичий монастырь в Москве был основан князем Василием III в 1524 году.

В 1449 году между великим князем Казимиром и московским великим князем Василием Темным был заключен договор, по которому Москва отказывалась на вечные года от Смоленска и Смоленской земли. В 1508 году Смоленск становится центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского. Однако, при Великом князе Василии III спор за западнорусские земли возобновился. В 1510 году к Москве был присоединён Псков, а с 1512 года начали предприниматься, вначале безуспешные, попытки присоединить Смоленск. В 1514 году, стоя под стенами Смоленска Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нём храм во имя Пречистыя». Осада города началась 29 июля 1514 года, а уже на следующий день литовский гарнизон сдался, 31 июля смоляне были приведены к присяге Московскому князю и 1 августа, на праздник происхождения древ Честнаго и Животворящаго Креста, Великий Князь вьехал в «свою отчину». Навстречу князя вышли, возглавляемые епископом Варсонофием, жители Смоленска и вынесли чудотворную Смоленскую икону. Великий князь Василий III не забыл свой обет и через десять лет — 13 мая (26 мая) 1524 года, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году, им была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы. Место для обители было выбрано в излучине Москвы-реки, в трёх верстах от Московского Кремля на Девичьем поле, именно там, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой. На устроение обители князь пожаловал 3 000 рублей серебром, дворцовые сёла, земельные угодья и даровал ей «несудимые грамоты», которые освобождали монастырь от податей в казну. По его повелению 28 июля (10 августа) 1525 года из Кремля в «Дом Пречистыя Одигитрии Новый Девичий монастырь» крестным ходом, во главе которого шли сам Василий III и митрополит Даниил, была перенесена Смоленская икона Пресвятой Богородицы. В память перенесения чудотворной иконы был установлен ежегодный праздник с крестным ходом из Кремля в Новодевичий монастырь.

Василий был вторым сыном Ивана III и второй жены Ивана Софии Палеолог. Кроме старшего у него было четыре младших брата: Дмитрий Жилка, князь углицкий (1505—1521), Семён, князь калужский (1505—1518), Андрей, князь старицкий и волоколамский (1519—1537) и Юрий, князь дмитровский (1505—1536). 21 марта 1499 г. Василий стал соправителем Ивана III. Первый брак был устроен его отцом Иваном. Для этой цели ко двору было представлено 1500 девиц со всей страны, тогда и произошел знаменитый «девичий переполох». Великий князь велел собрать для смотрин самых красивых девушек, невзирая на их знатность. Из полутора тысяч отобрали и привезли в Москву 500, из них выбрали 300, из трехсот 200, после 100, наконец только 10, тщательно осмотренных повивальными бабками; из этих десяти Василий выбрал себе невесту и затем женился на ней. Чем не конкурс красоты 16 века?

Источник

Новодевичий монастырь в Москве

в память о взятии смоленска войсками князя василия 3 в москве был заложен монастырь

Богородице-Смоленский женский монастырь был основан в 1524 году по обету великого князя Василия III в память взятия в 1514 году города Смоленска, более столетия находившегося под властью Литвы.

Князь верил, что одержать победу помог ему чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», что значит «Путеводительница», пред которой он в то время молился. Он дал обет Богу построить обитель в честь Смоленской иконы Божией Матери, который не смог сразу исполнить. Лишь накануне Казанского похода 1523 года он составил завещание — духовную грамоту, приказывая приступить к строительству на Девичьем поле женского монастыря в честь Смоленской иконы Богоматери.

Место было выбрано не случайно. Именно тут проходила дорога на Смоленск, и в XV веке здесь торжественно, при большом стечении народа пронесли Смоленскую икону Божией Матери из Москвы, возвращая ее обратно в Смоленск, в Успенский храм, где она находилась прежде, и тем самым расположили к себе смолян. Недалеко от того места, где был заложен Московский Новодевичий монастырь, духовенство отслужило молебен Святой Путеводительнице, после чего экипаж с подлинным Ее образом отправился в Смоленск, а в Москве остались две копии иконы.

Монастырь был назван «Пречистой Одигитрии Новым девичьим» в отличие от Вознесенского монастыря в Кремле, называвшегося Стародевичьим.

На сооружение монастыря из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра. Главный собор монастыря (Смоленский) строился в 1524-1525 годах. Завершение строительства было приурочено к престольному празднику 10 августа (28 июля по старому стилю) в честь Смоленской иконы Божией Матери.

10 августа (28 июля по старому стилю), в день Смоленской иконы Божией Матери, празднуется день основания обители.

В этот день в 1525 году в Новодевичий монастырь из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские цари (вплоть до Петра I) и московские первосвятители (до 1917 года).

Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII веков, сразу получил высокий статус царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, преподобная Елена (Девочкина), вместе с которой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития.

Ансамбль Новодевичьего монастыря — выдающийся памятник архитектуры XVI-XVII веков. Монументальный четырехстолпный пятиглавый собор иконы Смоленской Богоматери с трех сторон окружен закрытой галереей. В интерьере собора — росписи XVI и XVII веков, пятиярусный резной иконостас (1683-1685) с иконами работы Симона Ушакова и других мастеров Оружейной палаты. В 1680-х годах в монастыре сложился исключительный по выразительности комплекс построек в стиле московского барокко — стены с 12 башнями, надвратные церкви Преображения (северная) и Покрова (южная) с примыкающими к ним Лопухинскими и Мариинскими палатами (1683-1688), шестиярусная колокольня высотой 72 метра (1689-1690), обширная трапезная с церковью Успения (1685-1687). Сохранились также другие постройки XVI-XVII веков — палаты царицы Ирины с церковью Амвросия, кельи, стрелецкие караульни.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада.

Обитель стала местом пострижения женщин царской семьи. В обители жили вдова старшего сына Ивана IV Грозного царевича Ивана, насильно постриженные в монахини сестра Петра I царевна Софья и его первая жена Евдокия Лопухина. После смерти царя Федора Ивановича в Новодевичий монастырь удалилась его супруга Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, который оставался здесь до своего призвания на царство в 1598 году.

С 1610 по 1611 год Новодевичий монастырь был захвачен польскими войсками, после освобождения имел постоянную охрану.

В середине XVII века в Новодевичий монастырь перевели монахинь из украинских и белорусских монастырей, в 1721 году поместили стариц, обратившихся из раскола.

В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии, приют для девочек.

По духовным штатам 1764 года Новодевичий монастырь был отнесен к первоклассным и занимал второе место среди женских монастырей.

В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и две богадельни для престарелых монахинь.

В годы Первой мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. 20 насельниц служили сестрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.

К 1917 году в монастыре проживали 51 монахиня, 53 послушницы.

Многовековой уклад жизни древней обители был прерван Октябрьской революцией 1917 года. С 1918 по 1919 год декретами советской власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жилье красноармейцам и рабочим.

В 1922 году монастырь был упразднен. В его стенах открылся Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов, который в 1926 году был преобразован в Историко-бытовой музей, а затем в Музей раскрепощения женщин.

В 1929 году последний из храмов обители был закрыт властями и отдан под Гохран — Государственное хранилище музейных ценностей.

С 1934 года Новодевичий монастырь — филиал Государственного исторического музея. Успенский храм был возвращен церкви и освящен 29 декабря 1945 года. В западной части трапезной палаты в 1982 году был устроен крестильный храм.

В 1988 году в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения Богородицы на Покровке. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

В 1994 году был снова учрежден женский монастырь. В день престольного праздника в 1995 году в соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первую Божественную литургию.

В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление.

Святыни монастыря — чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI век) иконы Божией Матери.

Настоятельница — игумения Маргарита (Феоктистова).

В 2004 году архитектурный ансамбль монастыря был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

С 2010 года монастырь стал церковным музеем Московской епархии Русской православной церкви (РПЦ).

Смоленский собор и часть строений находятся в ведении Государственного исторического музея.

Примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. На кладбище вокруг Смоленского собора и Успенской церкви были погребены поэт и герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, писатели Михаил Загоскин, Иван Лажечников, Антон Чехов (могила перенесена на Новодевичье кладбище), Михаил Погодин, историк Сергей Соловьев, философ Владимир Соловьев, генерал Алексей Брусилов, первая игумения монастыря Елена Девочкина. Кладбище неоднократно расширялось. Сейчас там находятся могилы множества видных советских и российских деятелей.

Помимо захоронений выдающихся личностей, кладбище известно и уникальными надгробиями, выполненными такими скульпторами как Николай Андреев, Михаил Аникушин, Евгений Вучетич, Лев Кербель, Сергей Коненков, Вера Мухина, Эрнст Неизвестный, Николай Томский, Иван Шадр и другими.

Указом президента России от 20 мая 2013 года объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новодевичьего монастыря» отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

В русле исторической памяти…

в память о взятии смоленска войсками князя василия 3 в москве был заложен монастырьВ филиале Государственного Исторического музея «Новодевичий монастырь» открылась выставка «Защищая Отечество… Новодевичий монастырь в военной истории ХVI–ХIХ веков». Любуясь нарядным ансамблем бело-красных стен и башен, золотым сиянием куполов монастыря, основанного Василием III в память о присоединении Смоленска к Русскому государству, спросим себя: много ли мы знаем о его роли в духовном развитии нашего государства, в защите Москвы и Отечества от неприятельских полчищ?

Эта уникальная выставка продлится до конца года.

…Под древними белокаменными сводами монастырских палат эти экспонаты смотрятся органично. Словно не они явились к нам сквозь толщу веков, а мы сами очутились в Москве начала XVI века, при дворе великого князя Василия III.

Вот его «Духовная запись» об основании Новодевичьего монастыря, сделанная на свитке и скрепленная княжеской печатью… Вот миниатюра, изображающая строительство монастыря – важного форпоста на подступах к юго-западной границе града. Ведь с момента своего возникновения Новодевичий монастырь оказался на первых рубежах защиты Москвы – велика была его роль при набегах крымских татар Казы-Гирея и Девлет-Гирея, в битвах с неприятелем в Смутное время, при нашествии Наполеона в 1812 году…

в память о взятии смоленска войсками князя василия 3 в москве был заложен монастырь
Русские воины. Гравюра из альбома Герберштейна, 1557 г.

Вот гравюра «Русские воины» (мужественные лики наших прадедов в старинных военных доспехах – словно ожившая связь времен) из книги «Записки барона Сигизмунда Герберштейна», изданной в 1549 году в Вене. Этот просвещенный иностранец, несколько раз посещавший Россию в составе иностранных посольств, впервые использовал в своих «Записках» русские источники – летописи, различные документы, гравюры… А вот и знаменитый Несвижский план Москвы 1611 года, выполненный в традициях картографии того времени, в духе раннего итальянского Возрождения, и показывающий Москву объемно, как бы с высоты птичьего полета…

В обновленном виде представлены материалы по истории сооружения крепостных стен и башен Новодевичьего монастыря. Здесь же – различные карты, схемы, планы по упомянутым событиям военной истории. Привлекает внимание галерея портретов и гравюр с изображениями исторических лиц – участников военных кампаний, произведения прикладного искусства, например наградные медали, подсвечники, кубки русской работы…

И над всем этим многообразием, хоть и значимым для нас, но все же мирским, суетным, словно парят вне времени лики старинных русских икон, связанных с историей Новодевичьего монастыря и славных русских боевых походов, – Смоленской и Казанской образы Божией Матери.

В филиале ГИМ «Новодевичий монастырь» работает автор концепции выставки «Защищая Отечество…», ведущий научный сотрудник Марина Шведова, которая любезно согласилась дать интервью для сайта Православие.Ru.

в память о взятии смоленска войсками князя василия 3 в москве был заложен монастырь
Марина Шведова, автор концепции выставки «Защищая Отечество…»

– Как родилась идея такой экспозиции?

– Собственно, она появилась у нас два года назад, когда стало известно об утверждении нового государственного праздника в стране – Дня народного единства (4 ноября). Ведь одна из страниц летописи Новодевичьего монастыря напрямую связана с событиями Смутного времени, о чем я еще упомяну ниже.

Как сказал русский поэт, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Но мы, историки, профессионально привержены тому, чтобы люди не забывали взглянуть в прошлое своей страны и задумывались о том, как связать вчерашний, сегодняшний и, соответственно, выстроить завтрашний день. Словом, с введением этого праздника мы решили, что время для такой выставки пришло. И в контексте сегодняшнего дня она, на наш взгляд, весьма актуальна.

– Не могли бы вы рассказать подробнее о смоленской «эпопее», вошедшей в экспозицию и связанной с историей Новодевичьего монастыря?

– При основании монастырских обителей всегда заложена первопричина – чье-то духовное усилие, духовный подвиг, приводящие к возникновению данного монастыря на Русской земле. Нам же хотелось обозреть другие факторы, связанные с возведением Новодевичьего монастыря, прежде всего те, что имел в виду его основатель – великий князь Василий III, или, говоря современным языком, некую геополитическую подоплеку.

Мы знаем из истории, что в начале XVI века борьба территориальных интересов между Москвой и польско-литовским государством протекала в форме локальных боевых действий, которые, нарастая, переходили уже в полномасштабные войны. Понятно, что владение Смоленском, который занимал главенствующее положение среди городов пограничной полосы, означало господство над всеми приднепровскими городами. Все три похода под Смоленск возглавлял сам московский великий князь.

в память о взятии смоленска войсками князя василия 3 в москве был заложен монастырь
Смоленская икона Божией Матери, 2-я половина XVII в.

Первые две осады Смоленска были безуспешны для московского войска. Победа к русским войскам пришла летом 1514 года. По летописным известиям, Василий III, следуя христианской традиции, вначале отложил штурм города из-за большого православного праздника – явления Смоленской иконы Богоматери (28 июля). А уже 1 августа, в день празднования Происхождения Животворящего Креста Господня, великий князь торжественно вступил в город. После многолетних переговоров Смоленск остался в составе Московской Руси.

К сожалению, успешные войны князя Василия III, можно сказать, затерялись в нашей истории. На самом деле они не менее важны, чем казанские походы царя Ивана IV. Это была попытка Московской Руси вернутся в пределы древнерусского государства, в те земли, которые исконно входили в его состав, как, например, Смоленское княжество, существовавшее с середины ХI века, не говоря уже о киевских землях. Таким образом, Василий III стремился придать России европейский статус, вернуть ей те границы, в которых она была частью срединной Европы.

Все военные начинания великого московского князя сопровождались многочисленными делами благочестия – молебнами у православных святынь, паломничеством по отдаленным монастырям, строительством каменных церквей. Перед успешным походом на Смоленск Василий III, продолжая традицию, дал обет, о котором так вспоминает в своей «Духовной записи» 1523 года: «Да коли есми з Божиею волею достал своей отчины города Смоленьска и земли Смоленьские, и яз тогды обещал поставити на Москве на посаде девичь манастырь, а в нем храмы во имя Пречистые да Происхождение честнаго креста и иные храмы».

Интересно, что первоначально планировалось возведение монастыря в дворцовом селе Воробьеве, но разорительные набеги крымских татар показали всю незащищенность юго-западной окраины Москвы. Так что строительство монастыря было перенесено на низменный берег Москвы-реки (Девичье поле) – вблизи Смоленской дороги и трех старинных водных переправ. Таким образом Новодевичий монастырь в течение несколько столетий находился на месте, стратегически важном для обороны Москвы.

В центральном соборе монастыря, при всех тех архитектурных изменениях, которые он пережил, запечатлена память о выдающемся событии русской истории – успешном Смоленском взятии (идеологически этот факт стоит в том же ряду, что и собор Василия Блаженного, который фиксирует Казанское и Астраханское взятие середины ХVI века). Главный престол собора освящен в честь одной из величайших святынь древней Руси – Смоленской иконы Богоматери, именуемой «Одигитрия», северный придел храма – в честь апостолов Прохора, Тихона, Пармена и Никанора, на день памяти которых приходился штурм города. Освящение южного придела, возможно, было связано с празднованием Происхождения Честного древа Креста Господня (в этот день, 1 августа, состоялся въезд Василия III в Смоленск).

– К каким еще событиям, связанным с Новодевичьим монастырем в военной истории России, привлекает внимание экспозиция?

в память о взятии смоленска войсками князя василия 3 в москве был заложен монастырь
Новодевичий монастырь. Миниатюра из Сборника со стоглавом, 1756 г.

– Естественно, мы рассматриваем Смутное время, память о преодолении которого вошла теперь в наш новый национальный праздник. В связи с этим мы хотели рассказать о Новодевичьем монастыре как большом страдальце того исторического периода. Дело в том, что в монастыре, начиная с 1605 года, постоянно стояли какие-то войска. Например, когда подавлялось восстание Ивана Болотникова, здесь располагались части смоленцев и рязанцев.

В 1611–1612 годах Новодевичий монастырь занимали и немцы, и поляки… В результате битвы с ними донских казаков под началом Ивана Заруцкого монастырь был страшно разорен. За время Смуты здесь уже не оставалось монахинь, была разграблена казна, большой урон нанесен церквям и другим постройкам. Отметим, что к правлению Бориса Годунова, наконец, появилась каменная крепость. Нам удалось найти и собрать изображения всех постоянно перекладывавшихся стен и башен. Что касается Несвижского плана Москвы 1611 года, который мы здесь представляем, то подобного ему вообще нет в русских собраниях.

Можно сказать, что историческая битва за освобождение Москвы, завершившаяся победой 26 октября 1612 года, началась здесь, под стенами Новодевичьего монастыря (отсюда польские роты хотели пробиться к своим обозам и помочь осажденным полякам в Кремле). Может, поэтому монастырь всегда был местом, где хранилось собрание древних Казанских икон Божией Матери (почти столько же, сколько Смоленских икон Богоматери), при том, что в честь этой иконы здесь не было освящено ни одного храма, ни одного придела. Таким образом, в ХVII веке монастырь выступил в качестве отправной точки освобождения столицы от мощного иноземного нашествия.

Вскоре, в 1613 году, состоялось избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Его мать, княгиня Марфа, с горечью писала, что Русь разорена, святыни вывезены. К сожалению, у нас не было возможности показать на выставке древнейшую плащаницу Новодевичьего монастыря, которая была похищена поляками и только впоследствии, при вхождении наших войск в Польшу в XVIII веке, возвращена в монастырь, – она слишком велика (3 на 2,5 м) и драгоценна, чтобы ее выставлять.

Середина и вторая половина XVII века – это процесс стабилизации, укрепления и украшения Новодевичьего монастыря. Напомню, что Смоленск после походов Василия III почти сто лет принадлежал России. Затем наш главный враг в период Смуты – король Речи Посполитой Сигизмунд III – в 1611 году снова захватил Смоленск. А в 1654 году отсюда, из-под стен Новодевичьего монастыря, войну против Речи Посполитой, в частности, битву за тот же Смоленск, начал царь Алексей Михайлович. Разрядные книги сообщают о неоднократных смотрах войска на Девичьем поле. Дело в том, что в русских династиях существовала идея преемственности славных деяний прошлого. Так, победа в Смоленской битве всегда приписывалась молитвенному подвигу Новодевичьего монастыря, потому и новый военный поход царя был успешен – 23 сентября 1655 года Смоленск снова был взят русскими войсками.

Мы не могли не упомянуть и о правлении царевны Софьи Алексеевны, которая радикально изменила облик Новодевичьего монастыря, придав ему нарядные и изящные черты. Монастырь стал и местом заточения царевны и ее сестер, а после стрелецкого восстания 1698 года – и местом публичных казней стрельцов.

– А сейчас давайте перейдем к периоду Отечественной войны 1812 года…

Вечером 31 августа игумения Мефодия по распоряжению московского викария – архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) вывезла на трех подводах монастырскую ризницу. Оставшаяся часть была спрятана в тайнике Смоленского собора. А уже 4 сентября в монастырь вступили французские войска, разместив в нем свою артиллерию. Протоиерей Алексий Гречищев пытался как-то договориться с ними. В результате все кельи, кроме пяти, были заняты французами, а в Смоленском соборе, несмотря на присутствие неприятельского войска, совершалось богослужение.

Здесь, на монастырской земле, были поставлены церкви-памятники освобождению Москвы от французского нашествия. В зимней Успенской церкви монастыря в 1813 году был освящен придел во имя апостола Иакова Алфеева – в день празднования памяти этого святого вражеская армия покинула стены обители. Позднее, в 1833 году, на земле монастыря, но вне его стен, вблизи того места, где французы взорвали древнюю церковь, завершилось строительство нового храма. Его главный престол был освящен святителем Филаретом Московским в честь отцов Седьмого Вселенского собора. На этот день – 11 октября – приходилась памятная для всей России дата освобождения Москвы от наполеоновского нашествия.

Так Новодевичий монастырь стал одним из первых мест в столице, где был поставлен храм-мемориал Отечественной войны 1812 года. Впоследствии на территории монастыря сложился некрополь героев войны, но только часть его дошла до наших дней. На мониторе, установленном на выставке, можно видеть портреты многих славных сынов Отечества…

– Самое главное, что вы хотели сказать этой выставкой нашим соотечественникам?

– К сожалению, наша страна – одна из самых «непомнящих» в мире. Но мы верим, что эта выставка, подобно небольшому ручейку, будет способствовать тому, чтобы вернуть нас, особенно молодое поколение, в русло нашей исторической памяти, поможет обрести нам великое наследие православной России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *