В питер на машине зимой

Из Москвы в Петербург на Новый год 2021

В питер на машине зимой

Пока аэропорты Москвы переполнены желающими улететь на юг, мы решили вчетвером прыгнуть в бумер и рвануть на север — сначала слиться с природой под вековыми соснами Ладожского озера в Приозерске, потом отведать немножечко спа-процедур и роскоши в «богатом пригороде» Петербурга Сестрорецке, ну а сам Новый год встретить в компании друзей в центре Северной Столицы. В обратный путь — 2-го января, как только оливье как следует уляжется.

Расскажу про бюджет, хитрости, дам рекомендации и покажу много фотографий. Если что-то забуду, спрашивайте в комментариях.

На дорожку, несмотря на московскую слякоть по колено, решил помыть машину снаружи и внутри. Хоть первые полчаса, но на чистой ехать приятнее, согласитесь. Цена вопроса 900 руб.

В питер на машине зимой

В питер на машине зимой

В питер на машине зимой

В Приозерск решили выезжать ранним утром, чтобы успеть заселиться и по светлому посмотреть на Ладожское озеро. Оно, на минуточку, второе по размеру пресноводное озеро в России и самое большое в Европе. Ради такого стоит встать пораньше.

Перед выездом я забил в приложение BMW адрес назначения и отправил в автомобиль. Это удобно на длинных дистанциях, когда не требуется частая перестройка маршрута и объезд пробок. А стрелочки, рекомендации и предупреждения, отображающиеся прямо на стекле перед водителем, — это то, ради чего покупают проекционный дисплей. Стоит ли проекция своих денег? Пишите в комментариях.

Маршрут нас ждал примерно такой:

В питер на машине зимой

Вместе с нами на протяжении всего пути на север двигался атмосферный фронт с сильными осадками. То есть, в снегопад и ледяной дождь мы ни разу не попали, но дорожное покрытие даже на платной трассе было очищено плохо. Только один раз перед самым Петербургом мы догнали вереницу дорожной техники и двигались со скоростью 25 км/ч минут 30-40.

Проезд по платным дорогам М11 и ЗСД (с транспондером) обошелся в 1706 рублей в одну сторону. Постоянно срабатывали какие-то скидки и списывались бонусы за прошлые поездки, поэтому заранее стоимость спрогнозировать было практически невозможно.

Что касается АЗС, во время поездки мы заправились «до полного» один раз в Твери. Поскольку заправок на самой трассе М11 очень мало, они всегда заполнены до отказа. Учитывайте это при планировании маршрута.

В питер на машине зимой

Машину немножечко замело, но в Приозерск добрались по плану.

В питер на машине зимой

В питер на машине зимой

Мы останавливались в эко-отеле «Точка на карте». Он подойдет всем, кто ищет единения с природой, но не прочь посетить винную гостиную с видом на Ладожское озеро и винами российских производителей по очень адекватным ценам. Дегустационные сеты особенно рекомендую))

В питер на машине зимой

В питер на машине зимой

В питер на машине зимой

Приобщившись к природе и крымским винам, направились в сторону Сестрорецка. Этот район Петербурга носит название Курортный, езды от Приозерска пару часов. Если кто-то из читателей (отметьтесь в комментах) бывал в баре Дюны в Питере, то он назван так в честь станции железной дороги и курортного района, искусственно созданного в начале 20-го века на берегу Финского залива тогдашним мэром. К сожалению, революция и четырехлетняя линия фронта во время Великой Отечественной превратила здешний пейзаж в лунный, но сейчас, в 21-ом веке, самый доступный реновационный коттедж в Сестрорецке стоит около 60М руб.

Отдыхать здесь исторически умеют:

В питер на машине зимой

Как следует почиллив на окраине, отправились в центр Петербурга. Он встретил традиционными пейзажами. Сюжетная линия где-то здесь теряется:

В питер на машине зимой

А продолжается уже скупо, проложенным маршрутом обратно домой:

В питер на машине зимой

Расскажите вкратце, как вы провели Новый год и Рождество?

Источник

По трассе М11 в зимний Санкт-Петербург

С Новым 2019 Годом, уважаемый читатель моих рассказов о путешествиях по городам и окрестностям России! В этот раз речь пойдет об очередном посещении Северной столицы и о том, где нам удалось побывать и на что посмотреть. Выезд из Москвы утром 2-ого января, возвращение домой — вечером 6-ого января.

Как всегда, начнем с традиционной вводной части.

Экипаж: три отважных путешественника мама, папа и дочь.

Боевая машина: Вольво ХС90, 2012 г. в., бензин, турбированный движок 2,5л., 215 л.с.

Заправки: ЛУКОЙЛ (Москва, Питер, Новгородская обл.) и Шелл (Великий Новгород).

Технические средства: транспондер, навигатор-видеорегистратор, радар-детектор.

Маршрут

В этот раз мы решили преодолеть все платные участки трассы М-11 с целью понять, можно ли достичь Питера, не выезжая на трассу М-10 для дозаправки на проверенных брендовых АЗС.

С полным баком качественного бензина мы въехали с МКАДа на М-11, на всякий случай предусмотрев резервный вариант дозаправки на Лукойле на М-10 в районе Валдая. После этого было решено преодолеть оставшуюся часть пути до Питера по ней же.

Дорожная обстановка более чем спокойная, машин в попутном направлении почти нет.

Асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего: на асфальте лед, а мокрый снег с песком летит в лобовое стекло из-под впереди идущих машин. Вот вам и платная дорога, м-дя.

Перестроения из ряда в ряд делаются максимально плавно и аккуратно, чтобы избежать потери управления, а скорость не превышает 130-150 км/ч. Кое-где разгонялись до 170 км/ч, но не рисковали.

Скоростной участок дороги в объезд Великого Новгорода также порадовал практически полным отсутствием машин в попутном направлении, и мы ехали, не снижая скорости до самого конца этого отрезка пути, т.е. почти до самой Ленинградской области!

Печалька

До сих пор на трассе М-11 не налажена инфраструктура. Отсутствуют указатели направлений съездов с основной трассы, а вот где ты сейчас и куда ведет съезд можно понять, только глядя в навигатор или на звездную карту зимнего неба. Зато указаны названия всех рек и ручейков, которые мы проезжаем. Люди! Вот какая разница, какой водоем под нами, если дорога только вперед и ограничена по обеим сторонам? Но совсем не лишним было бы знать, куда ведут съезды с основной трассы, хотя бы для понимания того, где можно дозаправить бак!

Спасибо строителям, что оборудовали площадки для отдыха на обеих сторонах дороги скамейками, столиками и грязными вонючими туалетами. А вот мест, где перекусить и попить чай или кофе всего одно на всю объездную. Увы… В очереди за чашкой кофе и сосиской десятки дальнобойщиков и легковых машин. Мы решили пережить отсутствие кофеина в организме и, не притормживая, пролетели мимо очага фастфуда.

А с заправками, дорогие мои, вообще беда. Но об этом чуть ниже.

В целом, складывается устойчивое впечатление, что жизнью в нашей стране движет железобетонный принцип делать все, но, в лучшем случае, наполовину. Вот и получается, что деньги, которые с нас берут — это всего лишь плата за проезд без светофоров и мимо населенных пунктов с кучей камер и ДПС-ников. Но все это при полном отсутствии инфраструктуры и почти 100%-ном риске остаться в пути без топлива. Не знаю, может быть, так и должно быть.

Об отсутствии сотовой связи и интернета почти на всей протяженности трассы М11 я вообще не говорю. Вот как звонить в экстренную службу по коротким номерам, указанным на информационных щитах? Ответ такой же короткий, как и номер на этих самых щитах: никак.

В итоге, несмотря ни на что, от МКАДа до въезда в Питер мы затратили 6 часов, что на 2-2,5 часа меньше, чем если бы мы ехали весь путь по М-10.

Из Питера в Москву решили ехать спокойно, по М-10, заехать в Великий Новгород, заправиться на Shell, а после Валдая выехать на М-11 и на одном баке спокойно доехать до Москвы. С этим маневром мы не прогадали, т. к., во-первых, антирадар и навигатор четко подсказывали, где камеры и ДПС-ники, а во-вторых, на платном участке заправки были переполнены очередями из автомобилей. Дорога домой при скорости 60-130 км/ч заняла у нас около девяти часов. Зато ехали спокойно, никто не устал от дороги. А, главное, ни одного штрафа мы не привезли домой!

Кстати, коллеги, нами было замечено следующее.

Когда мы выезжали из Москвы дороги были грязные, снег на асфальтовом покрытии был перемешан с песком, водой и жидким реагентом. А вот от начала Ленинградской области и до самого Питера дороги абсолютно чистые и сухие. Как такое может быть?

На обратном пути, чем ближе мы приближались к Москве, тем больше становилось грязи, снега, смешанного с песком и т.д. Стекла невозможно было оттереть от реагента, приходилось, глядя в боковые зеркала, ориентироваться только на свет фар приближающихся машин. Все это говорило о том, что все хорошее где-то начинается, а заканчивается, как обычно, по направлению к Москве.

Контейнерные заправки на трассе М-11

И вот нам, наконец, представилась возможность заправиться на одном из контейнерных терминалов Лукойла на трассе М-11, что повлекло за собой отчетливую перспективу проехать весь платный участок, минуя Великий Новгород.

Информация для тех, кто еще не пользовался контейнерными заправками на трассе М-11.

Причин тому несколько.

Во-первых. Контейнерных заправок на трассе крайне мало, а машин на них скапливается великое множество. Время вашего ожидания может составить не один час и не факт, что вы вообще заправитесь, т.к. топлива просто может не хватить.

В питер на машине зимой

Во-вторых. Не на каждой заправке есть требуемый вид топлива. Мы случайно попали на ту заправку, где заправляли только АИ-95. Понятно, что автомобиль с дизельным движком такое топливо не принял бы.

В-третьих. Где-то работает терминал по приему оплаты за топливо, а где-то, как в нашем случае, в отдельно стоящем домике сидит оператор, который принимает денежки и жмет на заветную кнопку. Так вот, терминалы по приему денег иногда могут и не работать. Такое бывало у моих друзей, но у них был резервный план, а у вас его может и не быть…

В питер на машине зимой

Среднее время заправки нашего боевого коня составило примерно 10 минут (нам повезло, что мы были первыми в этой очереди, а вот за нами, пока мы заправлялись, уже выстроилось с десяток машин).

Процедура заправки такая. Сначала обязательное ожидание в очереди (время ожидания будет зависеть от количества машин, стоящих в живой очереди и от расторопности водителей).

Потом надо подъехать к домику с топливной колонкой.

В питер на машине зимой

Питер

Питер встретил нас белым пушистым снежком, а также отсутствием колючего ветра и метелей. Все четыре дня нашего пребывания там погода была просто великолепная, среднесуточная температура воздуха составляла 3-7 градусов ниже нуля. Исключительно приятно погулять по вечернему зимнему Питеру, посмотреть на освещенный праздничными иллюминациями город и сделать несколько фотографий.

В питер на машине зимой

Зимой для Питера характерна одна особенность: вместо реагентов коммунальщики насыпают на проезжую часть, тротуары и во дворы песчаную смесь или не делают этого вовсе. А вот трактора чистят асфальт исправно. Снег вокруг лежит белый, а по тихим паркам и аллеям прогуляться одно удовольствие. Впечатления от зимнего Питера особенные. Ощущения от замерзшей Невы, подсвеченных зданий, тишины и какой-то таинственности просто необыкновенные. Не знаю, посещают ли такие ощущения самих жителей этого города.

Вечерами и ночами на центральных улицах Питера коммунальщики работают в тандеме с эвакуаторами. Оставленные на проезжей части машины эвакуируют в соседние переулки, а потом старательно чистят снег и сбивают лед с крыш домов. Город выглядит ухоженным и очень красивым.

Где мы остановились

Жили мы, как и в прошлый раз, в мини-отеле «Жасмин», что на Набережной реки Фонтанки д.18. Подробное описание нашего быта можно прочитать в одном из разделов здесь. Но надо сказать, что и в этот раз обслуживание и условия проживания в «Жасмине» были, по-прежнему, на высоте. Мы снова остались очень довольны.

Что нам удалось посетить

Перед тем, как направиться в Северную столицу, мы твердо решили походить по музеям, чтобы не замерзнуть на зимних улицах Питера. И почти не прогадали, но обо всем по порядку.

Большой Петергофский Дворец и Особая кладовая

Великолепный Петергофский Дворец с его красивейшим парком и фонтанами, кажется, зимой спит. Но только снаружи. А в Царских покоях жизнь по-прежнему продолжается, хотя и не так активно, как в теплое время года. Зимой количество посетителей этого величественного творения архитектуры снижается в разы, надоедливых шумных китайцев почти не видно и ничто не мешает наслаждаться прекрасным.

Мы приехали в Петергоф примерно к 12 часам дня и сразу же купили входные билеты. Нам раздали усилители с наушниками и организованной группой мы пошли осматривать великолепие Царских палат.

Источник

В питер на машине зимойdzeso

dzeso

В питер на машине зимой
E105 в Тверской области

Не первый уже раз зарекаюсь в Питер на машине, особенно зимой, и вот опять угораздило. Сам не понимаю, как так вышло. Вроде все были за поезд, но потом почему-то решили, что лучше на машине. Возможно из экономии, ведь по деньгам вышло по 1700 с человека в оба конца. По времени дорога заняла примерно 10-11 часов. Правда, езжу я небыстро, соблюдая ПДД. Ну и по часу, как правило, тратишь в городах, выбираясь на трассу, или добираясь до нужного места. Потом еще час, на дорогу до деревни, так и выходит, что за рулем проводишь полдня.

Дорога Питер — Москва хорошая. Неприятный кусок только между Новгородом и Тверью, который хочется проезжать засветло, да и он, если сравнить с тем что было — более чем приличный. Обгонять только там стремно. Вот какой смысл делать карманы для обгона по 300–400 метров? Это для кого? Для мотоциклистов? Да и дальнобои на Е105 ведут себя не как на «Скандинавии», а вроде гопоты, которая развлекается, пакостя по мелочам легковушкам. И тем не менее, хотя на обратном пути Новгород проехали уже в сумерках, но все равно рулить было комфортно, если не гонять. Времена, когда дорога в Питер была почти «экстремальным» приключением, слава богу, уходят в прошлое. Правда ямы иногда встречаются, да такие, что даже внедорожник может остаться без колеса. Все время надо быть начеку и следить за поведением впереди идущих машин.

В питер на машине зимой
M11. Платный отрезок в обход Вышнего Волочка

По платному отрезку проезжал только тому, что за Тверью. Проезд стоит 200 руб. примерно за 40–50 минут на скорости 110+. Дорога в отличном состоянии, хотя в −30 и там есть неприятная особенность. Мосты промерзают так, что сцепление на них существенно отличается. Машину приходится «ловить», но чем гоняться с фурами по бесплатной трассе, лучше уж тут. В платном куске от Солнечногорска смысла не было. Праздники, дорога и так свободна, освещенна и в две полосы. Не знаю как московский платный кусок, но «на тверском» нет заправок, от слова совсем. Это стоит иметь в виду.

В общем, если до выезда перед глазами вставали картины прошлой поездки, с десятками машин в кюветах, отупляющей усталостью и кончившейся на обратном пути на «платной» трассе при −25 горючке, то в этот раз в веселой компании танго пипл:

В питер на машине зимой
Веселая компания

. путешествовать было легко и интересно. Туда слушали (спали под) Эренбурга, обратно — Чехова.

Проблемы с парковкой в центре Питера сильно преувеличены. Возможно, дело в праздниках, но мест в районе Сенной было полно. Только на знаки надо обращать внимание, на многих улицах одну ночь в неделю парковка запрещена. На Гороховой, например, по четвергам.

В питер на машине зимой
Свобоные места для парковки в районе Сенной

В питер на машине зимой
И даже вечером на Казанской свободные места для парковки — встречались

В общем, как ни странно, но теперь я не так уж и уверен, что больше на машине в Питер — никогда. А если еще и не в один день, да с заездами на Валдай, в Новгород, в Комарово, в Выборг, то вот даже захотелось. Но — летом :). В −30 даже в машине не очень комфортно. В Питере же было хорошо, но морозно.

В питер на машине зимой
-26 Грибанал

Источник

Куда сходить в Петербурге зимой

Зимой Санкт-Петербург по-своему красив: в холодную и снежную погоду достопримечательности и парки смотрятся совсем по-другому. Центр по-праздничному украшен, открываются новогодние ярмарки, горки и катки. Где искать атмосферу праздника и как лучше спланировать свою поездку в новогодний Петербург? Небольшой путеводитель для туристов и жителей города, актуальный для зимы 2021-2022 года.

Места для прогулок

Никольские ряды

Самым популярным новым местом на новогодние праздники станут Никольские ряды. Они находятся на Садовой улице неподалёку от Сенной площади и занимают историческое здание торговых рядов. Однако самое интересное внутри — в большом дворе размещается горка, ярмарка и карусель.

На ярмарке можно попробовать традиционные рождественские блюда и напитки и национальную кухню разных стран. Прокатиться на Венецианской карусели будет стоить 150 рублей, на Никольской горке — тоже 150 рублей. По выходным дням — 200 р.

Вход в Никольские ряды свободный. По выходным проводятся различные мероприятия для детей и взрослых.

После не забудьте посетить Семимостье — мистическое место, где сбываются желания. Тем более, что сейчас оно тоже празднично украшено. Подробнее о Семимостье.

В питер на машине зимой

Новая Голландия

Ещё одним атмосферным и очень популярным местом является Новая Голландия. Остров всегда красиво украшают к новогодним праздникам, а всю зиму работает каток. В 2021 году открылись новые помещения и прежде закрытая территория, поэтому стоит сходить сюда, даже если вы уже были.

В здании «Бутылка» работает больше десятка кафе, баров и ресторанов, куда всегда можно зайти погреться.

Каток стоит 250-550 рублей в зависимости от дня недели. Прокат коньков обойдётся в 450 рублей. Вечером включается музыкальное сопровождение.

В питер на машине зимой

Севкабель

Севкабель — модное пространство на территории бывшего завода на Васильевском острове. Его главное преимущество заключается в расположении на берегу залива, где всегда бывают красивые закаты. Сюда стоит зайти ради необычных кафе и, конечно, катка.

Вход на каток стоит 250-450 рублей в зависимости от дня недели, прокат — 350 рублей.

Зимой до Севкабеля ходит бесплатный шаттл от метро «Приморская», но и на обычном троллейбусе до него легко добраться.

В питер на машине зимой

Елагин остров

Парк ЦПКиО на Елагином острове прекрасен в любое время года. Зимой здесь хорошо гулять по снежным тропинкам, пить горячий чай и кормить орехами голодных белок. Чай и орехи можно купить неподалёку от дворца и посидеть в открытом кафе, которое красиво смотрится в вечернее время.

Добраться до парка легко от метро «Крестовский остров» и «Старая деревня». Прогулку можно совместить с посещением Каменного острова, где много красивых особняков начала прошлого века. Подробнее об острове и что там нужно увидеть в посте: Каменный остров.

Вход: бесплатный по будням, по выходным — 100 рублей.

В питер на машине зимой

Манежная площадь

Новогодняя ярмарка на Манежной площади в последние несколько лет стала традицией. С декабря на площади ставят большую ёлку, сказочные декорации и ярмарочные домики. И хотя сама продукция обычно не вызывает большого интереса у посетителей, сюда стоит зайти ради красивых украшений и фотографий.

В питер на машине зимой

Дворцовая площадь

Конечно, нельзя забыть и про главную городскую площадь. Большую натуральную ёлку уже второй год украшают в ретро-стиле, и смотрится это очень удачно. На площади не планируются какие-то новогодние мероприятия, но будьте готовы, что и так в любой день на ней очень много людей.

В питер на машине зимой

Достопримечательности, особенно красивые зимой

По главным достопримечательностям города есть отдельный путеводитель, но если выделить пейзажи, особенно красивые зимой, то стоит сказать про Исаакиевский собор, Петропавловскую крепость. Кстати на пляже Петропавловки и зимой загорают и купаются моржи, а в бастионах всегда много разных выставок.

В снежную погоду нужно заглянуть в парки: Таврический, Ботанический сад, Михайловский сад. А вот зимний Летний сад может разочаровать: все скульптуры скрыты от холода в деревянные коробки.

В питер на машине зимой

Куда зайти погреться

Витебский вокзал

Один из лучших памятников модерна Петербурга, великолепно сохранившийся и открытый для посещения. Витебский вокзал являются действующим, поэтому можно легко попасть внутрь. Обязательно пройдите к главной лестнице (справа от входа), залу ожидания (вверх по лестнице и направо) и сам перрон.

В питер на машине зимой

Парадные

Не все знают, но в Петербурге довольно много открытых парадных, куда может попасть любой желающий. Парадные лестницы в бывших доходные дома, особняки, дворцы можно назвать скрытыми достопримечательностями города, которые тем не менее нужно увидеть. Самые живописные адреса: Кузнечный переулок, 6; Ломоносова, 14; Невский, 65. Полный список есть в отдельном посте: Парадные Санкт-Петербурга.

В питер на машине зимой

Для тех, кто не хочет самостоятельно ходить по парадным и искать информацию, есть экскурсии, на которых гид расскажет всё самое интересное о каждом доме и проведёт даже в недоступные локации. Экскурсии можно подобрать на проверенном сайте Tripster.

Анненкирхе

Анненкирхе — это лютеранская церковь, необычная тем, что она отреставрирована снаружи, но её интерьеры сильно пострадали от пожара. Похоже, реставрировать их уже не будут, так как нынешний облик стал главной особенностью здания. Анненкирхе — действующая церковь, однако внутри регулярно проводятся различные мероприятия: спектакли, выставки. В подвале работает постоянная экспозиция, посвящённая её истории.

Перед Рождеством церковь всегда украшают: в этом году на потолке повесили перевёрнутую ёлку. Вход свободный, зайти внутрь стоит, чтобы посмотреть интерьеры, экспозицию и выпить кофе в кофейне.

В питер на машине зимой

Музеи

Культурно провести время и согреться можно в многочисленных петербургских музеях. Зимой не такие больше очереди в Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор.

Если хочется чего-то необычного, советую музей железных дорог России, музей религии, мастерскую Аникушина. Также многим нравится Гранд-макет Россия — это уменьшенная версия знаковых мест нашей страны.

Вход в музеи осуществляется только по QR-кодам.

В питер на машине зимой

Куда съездить

Зеленогорск

Если на улице не так холодно, то стоит спланировать поездку на Финский залив. До Зеленогорска, Комарово, Солнечного ездят электрички и автобусы. В Зеленогорске хороший центральный парк, сохранились архитектурные памятники (лютеранская кирха, вилла Айнола, дача Лумберга). В Комарово — деревянные дачи, экотропа «Комаровский берег». В Репино — музей Репина.

В питер на машине зимой

Охта Парк

Для любителей зимних видов спорта подойдёт Охта Парк. Обычно сюда приезжают на машине, но от «Девяткино» также ходит маршрутка. В Охта Парке катаются на лыжах, коньках или бронируют номер в коттедже. Каток 600-800

Главный минус — это цены, например, каток обойдётся в 600-800 рублей + входной билет.

В питер на машине зимой

Фото с сайта ohtapark.ru/

Петергоф

И хотя фонтаны уже не работают, Петергоф зимой выглядит просто чудесно. Кстати вход в Нижний парк в это время бесплатный, а туристов намного меньше. Можно спокойно прогуляться вдоль залива, посмотреть на павильоны и Большой Петергофский дворец. Учтите, что у залива будет намного холоднее. По Петергофу есть подробный путеводитель, который актуален для любого сезона.

В питер на машине зимой

Линдуловская роща

Живописная лиственничная роща расположена неподалёку от станции «Рощино», но добираться всё же лучше на машине. Место популярно в любое время года, поэтому визит стоит планировать на будних днях. Высокие деревья, ручьи и зимний лес гарантируют удачные фотографии, а маршрут как раз рассчитан на комфортную длину прогулки.

Рускеала

Несмотря на то, что горный парк «Рускеала» находится уже в соседнем регионе, сюда часто ездят групповые экскурсии. К сожалению, в зимнее время маршрут на поезде из Санкт-Петербурга уже не так удобен как летом, поэтому добираться лучше на машине или на автобусе с экскурсией.

В Рускеале раньше добывали мрамор и другие ценные породы, после чего остались живописные карьеры. Вход в парк платный, однако внутри хорошо организованная инфраструктура с тропинками, развлечениями и кафе.

Заказать индивидуальные и групповые экскурсии можно по ссылке.

В питер на машине зимой

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *