в питере храм спаса на крови фото

Храм Спаса на Крови: Почему храм, возведённый по трагическому поводу, имеет праздничный вид

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

Гибель императора Александра II

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.

Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.

в питере храм спаса на крови фото

Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:

« Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство ».

« Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался » (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где « пролилась священная кровь Государя », соорудили временный памятник и поставили часового.

в питере храм спаса на крови фото

Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.

в питере храм спаса на крови фото

Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.

в питере храм спаса на крови фото

В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.

в питере храм спаса на крови фото

Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

«Заговоренный» храм

В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.

Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.
И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.

в питере храм спаса на крови фото

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Спас-на-Крови

Храм Спаса-на-Крови

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге – один из самых красивых и великолепных соборов не только города на Неве, но и всей России. Он является одновременно православным храмом и мемориальным памятником, напоминающим об одной из трагических страниц в истории нашей страны. Расположенный в историческом центре Северной столицы, на набережной канала Грибоедова, который в прошлом именовался Екатерининским, Спас-на-Крови впечатляет своей монументальностью и величием.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спас-на-Крови

Основные моменты

Собор Воскресения Христова на Крови – таково полное название этого храма – по своему исполнению немного напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Кроме того, прообразами для него стали московские храмы Троицы в Останкине и Никитках, а также ярославские: Иоанна Предтечи в Толчкове и Иоанна Златоуста в Коровниках. Однако отличия между ним и названными культовыми сооружениями очевидны. Спас-на-Крови не только по архитектурным, но и художественным характеристикам является совершенно уникальным и самобытным.

Четырехугольное здание, венчаемое пятью большими и четырьмя меньшими главами, три апсиды закругленной формы с золотыми главами на восточной стороне и фронтоны-кокошники, украшающие северный и южный фасады, делают эту монументальную православную святыню узнаваемой во всем мире. Не меньше впечатляют высота Спаса-на-Крови, составляющая 81 метр, и его вместимость – внутри одновременно может находиться до 1600 человек.

Отдельные туристы, особенно из тех, кто приезжает в Санкт-Петербург и Россию впервые, даже не догадываются, что собор Спаса-на-Крови возведен над местом, где более 135 лет назад действительно пролилась самая настоящая кровь. Страшное событие, случившееся тогда, и предопределило появление здесь мемориального однопрестольного храма, ставшего символом покаяния всего народа за деяние, совершенное кучкой авантюристов. Уже одно то, что средства на строительство были собраны по всей России, говорит само за себя.

Собор Воскресения Христова на Крови – яркий памятник отечественного зодчества, в котором нашли свое воплощение лучшие традиции русского архитектурного стиля. В настоящее время он является музеем, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице.

Золотой двухглавый орел на храме Вид на храм со стороны канала Грибоедова

Предыстория строительства

Вторая половина XIX века выдалась для России очень нелегкой. С одной стороны государство было ослаблено участием в Крымской войне и тяжелым положением в экономике, с другой – имели место масштабные преобразования, у истоков которых стоял император Александр II. Речь идет, прежде всего, об отмене в 1861 году крепостного права, ставшей мощным толчком для дальнейшего развития страны. Освободив 23 млн крестьян от помещичьего рабства, он получил в народе благородное прозвище «царь-освободитель» и вошел в историю.

Император Александр II

Провозгласив такие намерения, они тут же приступили к осуществлению задуманного, вынеся Александру II смертный приговор и начав настоящую охоту на самодержца. На него было организовано несколько покушений, которые последовали одно за другим. Теракты не увенчались успехом, но зато при их совершении погибло много ни в чем не повинных людей. В ответ власть была вынуждена усилить репрессии против «народовольцев» и даже пойти на некоторые уступки. Однако это, похоже, только раззадорило цареубийц. И вот 1 марта 1881 года они устроили на царя еще одно покушение, которое стало последним.

Когда пороховой дым рассеялся, народ, пораженный ужасом, увидел распростертое на земле окровавленное тело. «Поскорей. во дворце. там умереть», – прошептал раненый склонившемуся над ним великому князю Михаилу Николаевичу. Это были его последние слова, и в 16:35, уже в Зимнем дворце, император скончался. Сын покойного Александр III решил увековечить память отца храмом на месте его злодейского убийства. Строительство, затянувшееся почти на 25 лет, велось по проекту архитектора Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия.

Убийство Александра II на рисунке XIX века Александр II на смертном одре Первая часовня на месте убийства император

Совершенное цареубийство потрясло всю страну. Ожидания «Народной воли», что народ вслед за этим выйдет свергать самодержавие, не оправдались. Люди, наоборот, стремились попасть на место теракта, чтобы помолиться за душу императора и погибших из числа сопровождавших его лиц. Особенно негодовали верующие, увидев в трагической смерти императора отголосок евангельских событий. Тогда, в библейские времена, Иисус Христос погиб на кресте, искупив грехи всего человечества, а царь Александр Николаевич подобно ему был убит за грехи народа российского, поэтому неудивительно, что сама собой родилась идея увековечить память о мученике.

Это желание охватило все слои населения, включая самые бедные. И вот, спустя несколько лет, на месте, где император получил смертельное ранение, его сын и преемник Александр III повелел возвести храм-памятник, храм-покаяние. Его строительство, продолжавшееся 24 года, продолжило собой давнюю традицию возводить культовые сооружения в ознаменование важных исторических событий либо в память о погибших. Изданием соответствующего указа император поддержал решение Санкт-Петербургской городской Думы. Правда, депутаты предложили возвести на месте ранения царя часовню. Император же посчитал, что на этом месте должен стоять настоящий храм.

Однако строительство полноценного культового сооружения было делом нелегким и не быстрым, а время терять не хотелось. На месте гибели императора было решено сначала установить деревянную шатровую часовню, которая на средства купца И. Ф. Громова была сооружена архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года Александру II, будь он жив, исполнилось бы 63 года, и день его рождения был выбран в качестве даты освящения этой часовни.

Панихида об упокоении души царя Александра Николаевича совершалась здесь ежедневно. Часть мостовой и небольшой участок ограды набережной, на которых остались следы крови императора, – через стеклянные двери часовенки всё это очень хорошо просматривалось. Спустя два года она была перенесена на Конюшенную площадь и впоследствии разобрана, а на ее месте началось строительство храма Спаса-на-Крови.

Как возводился собор Воскресения Христова на Крови

Началу работ предшествовало проведение сразу двух конкурсов на лучший проект. Первые 26 из них были готовы уже 31 декабря 1881 года. Свое видение будущего храма-памятника представили многие архитекторы того времени, такие, как И. С. Богомолов, А. Л. Гун, И. С. Китнер, уже упомянутый Л. Н. Бенуа и ряд других. Специальная комиссия отобрала 8 проектов, которые посчитала наиболее удавшимися, признав при этом самой лучшей работу А. И. Томишко, выполненную в русско-византийском стиле и названную «Отцу Отечества».

Проекты-победители, разумеется, были продемонстрированы действующему государю, однако ни один из них ему не приглянулся. Александр III хотел видеть в будущем храме черты истинно русского зодчества, присущие церквям XVII века, особенно ярославским. А собственно место, где царь был смертельно ранен, предстояло оформить в виде отдельного придела.

Второй конкурс, итоги которого были подведены 28 апреля 1882 года, тоже не выявил окончательного победителя. На нем был представлен уже 31 проект, их авторами являлись многие знаменитые архитекторы – например, Р. П. Кузьмин, Н. В. Султанов, Р. А. Гёдике, А. И. Резанов, А. Л. Обер, А. Н. Бенуа и другие. Александр III вынужден был отклонить и их, поскольку ни одна работа не соответствовало его видению будущего собора.

И вот, спустя некоторое время, наконец, появился проект, который хоть и не полностью, но всё же удовлетворил взыскательные вкусы государя. Его разработчиками были архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев). Император наложил на него 29 июля 1883 года свою высочайшую резолюцию и повелел авторам доработать свои изыскания, и 1 мая 1887 года он был окончательно утвержден.

Спас-на-Крови в вечерней подсветке

Первый камень в основание храма, однако, заложили еще в октябре 1883 года. Была образована специальная комиссия по строительству храма Спаса-на-Крови, которую возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. В состав комиссии вошли архитекторы Р. Б. Бернгард, Д. И. Гримм, А. И. Жибер, Р. А. Гёдике, которыми в проект вносились коррективы по ходу работ. Немалую роль в улучшении собора сыграл И. В. Шторм: благодаря его предложениям общая композиция храма только выиграла.

Если бы не мозаичные работы, продвигавшиеся не так быстро, как хотелось бы, то освящение Спаса-на-Крови могло бы произойти лет на десять раньше. И вот этот долгожданный и благословенный день настал: 6 (19) августа 1907 года, в день православного праздника Преображения Господня, митрополитом Антонием (Вадковским) была совершена церемония освящения. Она была обставлена очень торжественно, при участии императора Николай II и членов его семьи. Менее чем через год, в апреле 1908 года, тот же митрополит Антоний освятил Иверскую часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором Воскресения Христова на Крови. Ризница являла собой хранилище икон, которые когда-либо подносились в память о трагической кончине Александра II.

Спас-на-Крови строился с использованием новейших для тех лет технологий, поэтому его с полным основанием можно назвать одним из самых современных зданий начала XX века. Больше того, оно даже было полностью электрифицировано, о чем не могли мечтать даже многие важные государственные учреждения. 1689 ламп освещали храм Спаса-на-Крови изнутри, что по тем временам было просто немыслимо! Что касается стоимости всего строительства, то она оценивается в довольно внушительную сумму – 4,6 млн рублей. Собор в память об убиенном царе-освободителе был вторым после Исаакиевского собора культовым сооружением Санкт-Петербурга, который, будучи в ведении Министерства внутренних дел, находился полностью на содержании государства.

Оформление фасадов храма

Храм Спаса-на-Крови в советское время и в наши дни

Собор Воскресения Христова на Крови от остальных храмов отличался тем, что не планировался для массовых посещений. Прихожане могли входить в него только по пропускам. Некоторые богослужения, совершавшиеся в нем, посвящали памяти погибшего от рук террористов Александра II. Настоятелем собора в сентябре 1907 года назначили профессора П. И. Лепорского.

После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство перестало выделять финансы на содержание храма Спаса-на-Крови. Вследствие этого настоятелю не оставалось ничего другого, как обратиться к петроградцам с просьбой о поддержке собора в эти трудные времена и, по возможности, материально, внося на его содержание посильные суммы.

В конце 1919 года городские власти решили организовать приход при храме Воскресения Христова на Крови. Петр Лепорский активно возражал против этого, справедливо замечая, что приходским он никогда не был. Но Петросовет от своего не отступался, и уже 11 января 1920 года храм Спаса-на-Крови был передан так называемой «двадцатке», то есть новообразованному приходу. В 1922-1923 годах управление собором осуществляла Петроградская автокефалия под началом Николая (Ярошевича), епископа Петергофского.

Купола храма в окружении городской застройки

После того, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергей (Страгородский) издал «декларацию», в которой провозглашалась безоговорочная лояльность коммунистическому режиму, Спас-на-Крови стал центром оппозиционного течения в Русской православной церкви, известного как иосифлянство. Его последователи не поддерживали линию сотрудничества с большевиками. И за последними дело не стало: 30 октября 1930 года, согласно постановлению Президиума ВЦИК, храм был закрыт.

Через год комиссия Ленинградского областного Совета по вопросам культов вынесла обоснование, что собор Воскресения Христова на Крови целесообразно разобрать, только осуществление этой задачи решили перенести на неопределенное время. В 1938 году власти вновь вернулись к вопросу о необходимости снесения храма, и уже было решили его положительно, но тут началась Великая Отечественная война, которая отвлекла городские власти на решение более важных задач. Так, во время блокады помещение собора использовалось как морг для погибших от голода, холода и ранений ленинградцев. После 1945 года в бывшем храме, который к тому моменту арендовал Малый театр, хранились декорации к спектаклям.

Фрагменты интерьеров храма

В конце 60-х годов Спас-на-Крови был взят под государственную охрану. В июле 1970 года в нем решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор», что стало для этого монументального сооружения спасением от окончательного забвения: ведь он находился в аварийном состоянии и нуждался в неотложной реставрации. В начале 80-х годов стартовали работы, первый этап которых завершился только в 1997 году. Тогда же мемориальный музей-памятник «Спас-на-Крови» открыл свои двери для посетителей, это произошло ровно через 90 лет после его освящения.

23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) отслужил в Спасе-на-Крови торжественную литургию – первую после длительного перерыва, растянувшегося на более чем семь десятилетий. Через десять лет приход собора Воскресения Христова на Крови получил официальную регистрацию.

Источник

Храм «Спас-на-Крови» в Санкт-Петербурге или немного размышлений о жизни и смерти Царя-Мученика

Если устремить свой любопытный и пытливый, туристический с прищуром взор (а Сергей Василец именно так всегда и поступает) с Невского проспекта вдоль северного направления Грибоедовского канала (бывший Екатерининский), то с правой стороны канала совсем даже нетрудно заприметить пёстрое девятиглавое строение, обращающее на себя внимание радостным, цветастым, нарядным и праздничным архитектурным убранством. Перед нами — знаменитый «Собор Воскресения Христова».

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

Однако для радости и веселья в этом шедевре русского зодчества решительно нет никакого хоть маломальского повода и места. Построен Собор на месте смертельного ранения российского Императора-Освободителя Александра II. Он является не чем иным, как посмертным памятником Государю, так много сделавшему за годы своего царствования нужных и полезных дел для развития государства российского.

в питере храм спаса на крови фото

Храм высотой в 81 метр (год смерти царя), явно доминирует над расположенными от него поблизости архитектурными постройками Санкт-Петербурга, а его яркий и живописный силуэт своими псевдорусскими формами допетровской эпохи резко контрастирует со зданиями и дворцами Санкт-Петербурга, построенными в стиле русского классицизма.

в питере храм спаса на крови фото

Мне «Спас-на-Крови» изрядно напоминает Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Однако питерский Храм «много лучше и красивше» (как пел когда-то незабвенный Владимир Семёнович) своего московского оппонента. Но, это моё сугубо личное мнение, за которое меня обструкции подвергать читателю вовсе необязательно.

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

Императора Александра II убили 1 марта 1881 г. (по старому календарю), а уже через 13 дней на месте смертельного ранения царя по проекту архитектора Л. Н. Бенуа возвели часовню, где можно было помолиться за упокой любимого народом самодержца. Тут же, немедля учредили и Специальную комиссию по увековечению памяти Александра II. Вот откуда, оказывается, берут своё начало традиции создания подобных комитетов в СССР и в современной России, когда нежданно-негаданно случится почить в бозе какой-нибудь государственной «шишке» или знатному партийному функционеру.

Но, что такое какая-то часовенка для такого выдающегося человечища, каким был император Александр II?! В октябре 1883 г. часовню снесли, а на ее месте торжественно заложили фундамент нового Храма, официально названного «Собором Вознесения Христова». Ушлый же петербуржский народец, как всегда, придумал свое имя Храму, наименовав его, «Спасом-на-Крови», как дань памяти зверски убиенному Царю-Мученику.

в питере храм спаса на крови фото

«Спас-на-Крови» строили целых 24 года. Считается, что деньги на памятник царю собирали всем миром. Об этом красноречиво взывают с фасадов Собора около сотни мозаичных гербов разных городов, уездов, губерний и даже некоторых славянских стран, которым Александр II даровал свободу от турецкого ига.

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

Однако «львиную часть» средств на строительство Храма внесло августейшее семейство Романовых. В целом, строительство Собора обошлось в 4,6 миллиона рублей. Фантастические, нереальные по тем временам деньги!

С западной части «Спас-на-Крови» подпирается Грибоедовским каналом, в который часть фасада храма выдвинута аж на 8,5 метров! Пришлось изменить даже форму набережной.

в питере храм спаса на крови фото

Сделано это было неспроста. Внутри Собора на месте смертельного ранения царя установлена Сень. Под сводами этой Сени устроители сохранили часть ограждения канала и мостовой набережной, густо политой кровью Царя-Реформатора и Мученика.

в питере храм спаса на крови фото

Прошу прощения у уважаемых туристоровцев, что рядом с Сенью фигурирует личность ronadort десятилетней давности. Другой фотографии Сени в моих личных фото-архивах не нашлось, а брать картинку Сени из интернета мне неудобно и совсем неприемлемо.

А прямо над Сенью возвышается колокольня с золотым куполом, над крестом которой установлен герб Романовых, напоминающий потомкам, на чьи собственно денежки построен «Собор Вознесения Христова», ставший одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и одной из его визитных карточек.

в питере храм спаса на крови фото

Внутри Собор богато украшен мозаикой и множеством самоцветов. Мозаика площадью более 7000 кв.м. сплошь покрывает его пол, стены, столбы, своды. Ниже, только для читателей туристер.ру, размещаю свои фотографии десятилетней выдержки. Отчего-то потянуло в лирику: «Моим фото-трудам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…».

Источник

Спас на Крови

Аудиогид

Фотографии

в питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фотов питере храм спаса на крови фото в питере храм спаса на крови фото

Режим работы 2021

Индивидуальное посещение

Вечерние программы музея

С 23 июля по 30 сентября:

Посещение выставки

«Гимн солнечному камню. Янтарь. А. М. Крылов» в Часовне-музее «Спаса на Крови»:

В дни каникул и праздников

Посещение богослужений

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Полная стоимость

Комплексный билет

Входной билет в вечернее время

Льготные билеты

Бесплатное посещение

Бесплатно посещать музей-памятник «Спас на Крови» могут следующие посетители:

Важно знать!

Льготное/бесплатное посещение музея возможно только в основное время работы музейных объектов и не распространяется на дополнительные услуги:

Адрес и как добраться

Собор Воскресения Христова расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью.

Официальный сайт

в питере храм спаса на крови фото

Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ.

в питере храм спаса на крови фото

И уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня, спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа. В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора. На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма — 1883 года.

в питере храм спаса на крови фото

В конкурсе проектов храма принимали участие лучшие архитекторы Петербурга, однако, при рассмотрении работ, лучшего найти не удалось.

28 апреля 1882 года комиссия приступила к рассмотрению работ второго конкурса. Среди всех очень отличалась совместная работа архимандрита Игнатия, настоятеля Троице-Сергиевой пустоши и архитектора Альфреда Александровича Парланда.

в питере храм спаса на крови фото

Несмотря на победу, проекту, под влиянием Александра ІІІ, было суждено неоднократно меняться. Окончательное одобрение проект получил лишь в 1887 году.

в питере храм спаса на крови фото

Собор был заложен 6 октября 1883 года в присутствии императора Александра ІІІ и императрицы Марии Федоровны. Первый камень был возложен самим императором. Строительство собора было растянуто почти на два с половиной десятилетия, на что было потрачено более 4,6 миллиона рублей. Кроме всего прочего, темпам строительства мешала близость канала. При строительстве храма впервые в России был использован фундамент вместо традиционных свай.

в питере храм спаса на крови фото

Год за годом возводились и, одновременно, украшались стены храма. К 1894 году были сомкнуты своды купола, а в 1896 – выполнены металлические каркасы девяти глав собора. Спустя год, в 1897 году состоялась установка креста на центральную главу храма. Высота установленного креста составляла 4,5 метра. В течение последующих десяти лет велись отделка и мозаичные работы. Высота центральной шатровой главы составила 81 метр. Место трагедии было выделено колокольней, высота которой равнялась 62,5 метра.

в питере храм спаса на крови фото

История Спаса на Крови

Православный Собор Воскресения Христова, или как его в народе нарекли Спас на Крови, был сооружён в память того, что на этом месте 14 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Новый император, сын погибшего, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на создание проекта храма над местом трагедии.

в питере храм спаса на крови фото

Однако 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала была освящена деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л. Н. Бенуа на средства купца И. Ф. Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году, потом её перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали.

в питере храм спаса на крови фото

Храм-памятник царю-мученику

Выражение на крови указывает на кровь царя. Мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова возвели как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм Спаса на Крови является одним из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.

Современный храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.

в питере храм спаса на крови фото

Проект выполнен в «русском стиле», храм Спаса на Крови несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён.

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

Послереволюционные перемены

После революции 1917 года финансирование храма царской семьей было прекращено. В связи с этим храму Воскресения приходилось выживать на скудные пожертвования прихожан. Как и другие прекрасные строения царского периода, храм был разграблен и лишен большинства своих уникальных ценностей.

Более того, в 1922 году «экспертами» новой власти сооружение было признано «не представляющим художественной и архитектурной ценности», что привело к еще большему разграблению и упадку храма. Дошло до того, что храм, как «не представляющий ценности», решено было снести, к чему были проведены соответствующие приготовления. Этому событию помешала другая трагедия – война.

в питере храм спаса на крови фото

Собор во время блокады

Часть повреждённых во время Великой Отечественной войны стен собора восстанавливать не стали, сохранив их в качестве живого свидетельства испытаний, которые выпали на долю ленинградцев.

в питере храм спаса на крови фото

Восстановление храма

в питере храм спаса на крови фото

19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса «Исаакиевский собор». Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящён и в нём состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.

В настоящее время православный Собор Воскресения Христова имеет статус музея, входит в музейный комплекс Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

в питере храм спаса на крови фото

Архитектура

Спас на Крови выделяется на фоне торжественной и утонченной архитектуры центральной части Петербурга. Храм похож на сказочный теремок с витыми колоннами, резными изразцами, расписными кокошниками над крылечками и окнами. Его разноцветные купола играют на солнце, притягивая взоры прохожих. Вид этого наряднейшего собора из русской сказки вызывает восхищение и улыбку.

в питере храм спаса на крови фото

В основе композиции Собора Воскресения Христова положен компактный четверик, который увенчан пятиглавием. Спас на Крови — это четырехстолпный храм, свод которого зиждется на четырех опорах. В основе строения — четверик. Над храмом расположены пять глав: в середине шатровая, а по бокам — луковичные.

Место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего собор Воскресения Христова венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу. Часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

в питере храм спаса на крови фото

Центром храма является восьмигранный шатер, который устремлён ввысь. В основании его устроены 8 продолговатых окон, украшенных резными кокошниками. Над ними шатер сужается, в нём прорезаны 8 выступов с окошками.

Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Венчает шатер фонарь с главкой и крестом. Это самый высокий купол храма. Но он меньше окружающих его куполов, отчего создаётся впечатление, словно храм уходит в глубину небесного свода.

в питере храм спаса на крови фото

Пять глав покрыты ювелирной эмалью, причём, узор каждой главки не повторяется. От этого облик храма получился сказочным и лёгким. Впервые для покрытия куполов использовали медные пластины с нанесением на них эмали. До того времени эмали использовались только в небольших ювелирных произведениях. Площадь покрытия в храме превышает тысячу квадратных метров.

в питере храм спаса на крови фото

Именно этот разноцветный хоровод куполов делает Спас на Крови схожим с Московским собором Василия Блаженного. Но это сходство лишь видимое. В архитектурно-стилистическом плане храмы очень сильно отличаются друг от друга.

Восточная часть храма украшена тремя небольшими золочеными куполами, венчающими полукруглые алтарные аспиды. В западной части обустроена колокольня над местом трагической гибели императора. Вверху — самый большой купол. Всего на храме установлено 9 куполов разных размеров.

в питере храм спаса на крови фото

Колокольня выполняет особую роль в архитектуре храма. Именно на этом месте был убит император. Внутри сохранилась брусчатка и фрагмент забора, у которого произошла трагедия. Колокольня немного выдвинута за границы набережной и словно врезана в русло канала. Из-за такого решения в храме отсутствует традиционный центральный вход, а с боковых сторон колокольни устроены крыльца-притворы, выполненные в стиле русских теремов.

в питере храм спаса на крови фото

В архитектуре храма очень много символизма. Это отражается и в узорах на стенах и в пропорциях церкви. Центральный шатёр поднимается над землей на 81 метр, что соответствует году, когда погиб император. Массивный купол над колокольней имеет высоту 63 метра по числу лет жизни Александра II. Длину храма с запада на восток составляет 56,7 метров, ширина по центру равна 30,1 метрам, в западной части — 44,1 метра.

в питере храм спаса на крови фото

Спас-на-Крови являет собой лучший образчик русской самобытности. Архитектору удалось так органично вписать его в окружающий ландшафт, что он не выглядит чужеродным или неуместным. Напротив, он украшает и оживляет панораму улиц.

в питере храм спаса на крови фото

Архитектура Спаса на Крови являет собой образец так называемого «позднего русского стиля». Этому направлению присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями стиля являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что «русский стиль» зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса на Крови не было ни одного строения, выполненного по его «канонам».

в питере храм спаса на крови фото

Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько «затёрли» исконную “русскость” в зодчестве, поэтому свою главную задачу усматривал в её возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие русской архитектуры и культуры.

в питере храм спаса на крови фото

Но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов. Здание собора Воскресения Христова представляет собой собирательный образ русского православного храма. В нём прослеживаются архитектурные черты церквей Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

в питере храм спаса на крови фото

В целом, архитектура собора Василия Блаженного оказала большое влияние на внешний облик храма Спаса на Крови. С внешней стороны собора можно увидеть надписи, отражающие достижения России в период правления императора Александра II. В отделке собора применён разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмаль, позолоченная медь и мозаика. в питере храм спаса на крови фото

Внешний вид

Внешний вид храма Спаса на Крови очень примечателен благодаря благородным отделочным материалам. Нижний цоколь отделан темно-серым гранитом, верхняя часть, колонны, двухлопастные арки над крылечками сделаны из более светлого гранита, привезенного с острова Германа, что в Ладожском озере. Подкупольные барабаны, наличники и обрамляющие окна кокошники выполнены из эстляндского мрамора. Облицовано здание немецким кирпичом. Цветовая гамма выдержана в строгих «петербургских» тонах.

Но фасады храма богато украшены сложным орнаментом, присущим ярославским и московским храмам. Помимо этого весь фасад украшен фарфоровыми и керамическими вставками-изразцами, которые можно увидеть и в углублениях стен, на кровле, в арках и на колоннах. На фоне кирпичной кладки все эти элементы выглядят очень нарядно.

в питере храм спаса на крови фото

Каждый элемент в отделке церкви не только выполняет декоративную функцию, но и несёт сакральный смысл. Эти символы встречаются и в православии и в культурах других народов. Распускающийся бутон означает зарождение Вселенной. Сердцевина бутона – мир, вращающийся вокруг центра. Равносторонний крест внутри круга – символ равномерного расширения Вселенной.

в питере храм спаса на крови фото

Наружный декор

Спас на Крови богато украшен мозаикой как внутри, так и снаружи. Впервые в России при строительстве храма так широко была использована мозаика в оформлении фасадов, их площадь составляет более 400 квадратных метров.

К изготовлению мозаичных полотен были привлечены специалисты как российских, так и зарубежных компаний. Но большая часть работ выполнялась в мастерской Фроловых, находящейся в Санкт-Петербурге. В период с 1895 по 1900 годы были выполнены почти все фасадные и большая половина интерьерных мозаичных сюжетов.

в питере храм спаса на крови фото

В западной части храма расположена колокольня. Эта часть более других украшена мозаикой и другими декоративными элементами. Колокольня была построена непосредственно над местом совершения теракта, унесшего жизнь императора.

В небольших квадратных нишах с трёх сторон колокольни находятся 134 мозаичных герба. Это геральдические знаки всех губерний, областей и некоторых уездных городов России. Они стали символом того, что храм возводился всем миром, а также знаком народной скорби по почившему императору. Под куполом можно прочесть слова молитвы Василия Великого, выложенные мозаикой: «Сам безсмертный Царю. «.

Центром западного фасада служит открытая часовня, в которой можно увидеть мозаичное полотно «Распятие». Его автором стал сам архитектор Парланд. Над распятым Христом можно увидеть изображение Бога Отца в окружении шестикрылых серафимов. Рядом с распятием находятся образы святого Зосима, в день поминовения которого родился император, и святой Евдокии, в день памяти которой он трагически погиб. До революции здесь всегда горела лампада.

в питере храм спаса на крови фото

Над часовней располагаются мозаичные картины, украшающие полукруглое окно. Вверху — образы ангелов со Христом, а по обеим сторонам — молящиеся Дева Мария и апостол Иоанн. Выше на цоколе — мозаичный образ Александра Невского – небесного покровителя города на Неве.

Северный и южный фасады колокольни отражают сцены из жизни Христа. С южной стороны видна икона «Божья Матерь, Иоаким и Анна». Богородица сидит на троне с Младенцем на руках. С северной стороны находится икона «Деисус», изображающая Христа с Девой Марией и Иоанном Крестителем.

Кокошники, которыми украшена колокольня, заполнены мозаичными образами святых, просиявших в земле русской, а также небесных покровителей императорской семьи. Особого внимания заслуживают треугольные тимпаны над четырьмя крыльцами, расположенные по обеим сторонам колокольни.

в питере храм спаса на крови фото

Они украшены мозаичными картинами, созданными по эскизам Васнецова. Здесь изображены самые страшные моменты в жизни Христа. Каждое из этих изображений передаёт муки, выпавшие на долю Спасителя, и заставляет задуматься о том, что жизнь коротка, а душа вечна.

Южный фасад украшен мозаикой «Христос во славе», автором которого является художник Кошелев. На нем помимо Спасителя, от которого исходит золотое сияние, пронизывающее всю картину изображены святитель Николай и Александр Невский. В руках у святого макет храма. Мозаичист Фролов считал, что эта композиция одна из лучших его работ.

Северный фасад украшает панно «Воскресение Христово», автором которого стал художник Нестеров. Здесь Христос изображён в белоснежной плащанице. В руках он держит красный крест. Весь его облик – с одной стороны воплощение смирения, а с другой – торжество жизни.

Центральная аспида храма украшена мозаикой «Благословляющий Спаситель», эскиз которой создал Парланд. Всё мозаичное украшение фасадов отображает земные страдания Иисуса и его победу над смертью, даруя всем живущим надежду на спасение.

в питере храм спаса на крови фото

Летопись правления на фасаде

В 1905 году во впадинах цоколя были установлены пластины из привезённого из Норвегии красного гранита. Изначально на них планировалось высечь имена жертвователей, которые внесли свою лепту в строительство храма. Но, в итоге, список оказался не слишком большим, и все имена можно было уместить на одной доске. Поэтому на плитах высекли летопись жизни императора Александра II, который слыл великим реформатором.

Мемориальные доски повествуют о рождении императора, о его венчании и о восшествии на престол. А также описаны реформы, увековечившие его имя: отмена крепостного права, развитие железных дорог в стране, отмена телесных наказаний, введение образования для простого народа, а также достижения императора на международной арене: окончание Восточной войны, присоединение к российским землям Уссурийского и Амурского края, покорение Кавказа и окончание Кавказской войны, и многое другое.

Деяния царя уместились на двадцати памятных досках. Последняя, двадцатая повествует о трагической смерти государя, на месте которой возведён храм. Строительство храма длилось 24 года. Итогом кропотливой работы стал восхитительный собор, ставший отражением широкой и загадочной русской души.

в питере храм спаса на крови фото

Интерьер собора

Интерьер собора – это великолепное сочетание мозаичного и каменного убранства. Площадь, которую покрывают мозаичные работы, равна 7 тыс. квадратным метрам. Храм является неоспоримым рекордсменом Европы по количеству мозаик. Большинство мозаичных работ были выполнены мозаичной мастерской Александра Александровича Фролова.

Мозаичные произведения были строго продуманы. Так, в центральной части представлен земной путь Спасителя: от рождения младенца до чудес и исцелений. Над алтарем расположен образ «Спас в силах», выполненный по эскизам Николая Николаевича Харламова.

в питере храм спаса на крови фото

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м. Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Фёдоровны.

в питере храм спаса на крови фото

Собор внутри – фото

Храм Спаса на Крови отличает богатая, многогранная отделка. На работу ушло более 10 лет. Были использованы медь, кирпич, гранит, русские самоцветы, итальянский мрамор, ценные минеральные камни, эмали. Мозаичная коллекция занимает более семи тысяч квадратных метров площади храма. Ею расписано почти всё внутри, включая иконы и киоты.

Кроме изумительного мозаичного оформления, уникальность собору придаёт использование ценных минералов, что делает его настоящим музеем камня. Его создавали знатнейшие отечественные и заграничные мастера.

Камень — второй по значимости материал после смальты, сделавший собор отличным от других. Стены внутри храма на высоту 2,5 метров радуют глаз изумрудными переливами. По одной версии, это калабрийский мрамор, по другой — итальянский серпентинит. Из этого же материала вырезаны скамьи и солея иконостаса.

Нижняя часть пилонов в центре отделана житомирским лабрадоритом. Этому минеральному камню приписывают мистические свойства — умение отгонять злых духов, очищать энергетику, даже снимать порчу и сглаз. Он обладает свойством иризации — из глубины камня проступают яркие искры.

Цоколь панелей сочетается со строгим античным орнаментом пола. Набранный из итальянской мраморной плитки, он занимает более 600 квадратных метров помещения. Толщина верхнего слоя мрамора — 5 мм. Правда, «родное» покрытие, изготовленное компанией Джузеппе Нови, храм утратил. Но современные реставраторы смогли воссоздать дорогую копию.

В храме 3 иконостаса, главный — расположен по центру, южный и северный — по бокам и симметрично к первому. Магнетическое место — центральный иконостас, человек несведущий может принять его отделку за резьбу по дереву. Но это образец гениальной работы с мрамором итальянских мастеров. Следуя эскизам Парланда, иконостас от красно-коричневого цвета органично восходит к нежнейшим солнечным тонам. Парадный камено-резной иконостас храма — самая выдающаяся его достопримечательность.

в питере храм спаса на крови фото

Подобная контрастность — от тёплого «древесного» мрамора, переходящего к изумрудным стенам, делает антураж целостным произведением искусства. Иконостас разделен колонками с неповторяющимися узорами. Карниз венчают кокошники с крестами, 3 по центру выполнены из горного хрусталя, боковые — мраморные.

Киоты, места для расположения самых почитаемых икон, представляют собой ценнейшую коллекцию отечественного цветного поделочного камня. Их создавали гранильные мастера Екатеринбурга. Орнамент каменных киотов придумал автор проекта Спаса на Крови архитектор и художник Парланд. Над воплощением дивного узора гранильная фабрика трудилась 12 лет, причём полным составом.

Цоколь киотов выполнен из ревневской яшмы, а эффектные колонки в цоколе — из темно-красного коргонского порфира, верхняя часть — из родонита, или, как его называют на Урале и в Сибири — орлеца. По легенде, «кровавый» цвет камня привлекал орлов. Принимая его за что-то съестное, они таскали его в свои гнезда.

в питере храм спаса на крови фото

Название «родонит» берёт начало от греческого «родона», что означает «роза». Для храма был выбран его лучший сорт — сочно-розовый. Вдобавок, эффектный родонит инкрустирован резьбой из яшмы пастельных тонов, все вместе создающие восхитительные растительные узоры.

Общая цветовая картина киотов и окружения складывается из различных минералов контрастных цветов, что смотрится весьма гармонично и идеально. Посетители всему тут диву даются. Великолепия и величия Спасу на Крови не занимать, и храм будет пожизненно волновать и приятно поражать, радовать и назидать.

в питере храм спаса на крови фото

Мозаика храма

Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. Мозаичные работы на 10 лет задержали освящение. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Освящение Спаса на Крови Митрополит Антоний (Вадковский) совершил 19 августа 1907 года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома.

Сегодня внутреннее убранство храма Спаса на Крови способно покорить сердце. Собор рассчитан на более полутора тысяч верующих, а его пространство устроено достаточно уютно. Важно, что всё вокруг радует глаз и блистает неподражаемым великолепием.

в питере храм спаса на крови фото

Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры собора. Не зря его мозаичное оформление причисляют к самым крупным в нашей стране образцам мозаичного искусства. Поэтому его величают “музеем мозаики”. Снаружи здания мозаика делает акцент на его главных элементах. Внутри же мозаичные композиции повсюду, к примеру, на папертях в виде растительного орнамента.

Мозаикой обустроены арочные проходы и оформлены ветхозаветными сюжетами с двунадесятыми праздниками. На пилонах и пилястрах стен можно увидеть мозаичные изображения святых Церкви, апостолов, мучеников, пророков.

Центральные стены и своды занимают картины земной жизни Христа, выложенные мозаикой. В западной части находятся мозаичные полотна — сцены страдания Спасителя. Восточная сторона посвящена явлению Господа после Воскресения и имеет мозаичное оформление.

в питере храм спаса на крови фото

Над оформлением внутреннего убранства c 1895 года трудились различные отечественные и заграничные иконописцы и живописцы. По изначальным задумкам главного архитектора Альфреда Александровича Парланда мозаичное авторство должно принадлежать прославленному мастеру религиозной живописи — Виктору Михайловичу Васнецову.

Но из-за занятости он создал лишь эскизы — «Спасителя» и «Богоматери с Младенцем» и к 5-ти фасадным мозаикам. К данной работе был привлечён художник Андрей Петрович Рябушкин. Ему принадлежат 17 мозаик внутреннего убранства и 7 наружного.

в питере храм спаса на крови фото

Главенствующее пространство было отведено творчеству большого художника-монументалиста Николая Николаевича Харламова. Этому мастеру обязан интерьер изобретением 42-х мозаик, масштабнейшей из которых является — образ Христа Вседержителя.

В мозаичном обустройстве участвовал художник Николай Андреевич Кошелев. Он разработал панно для храма. Сорок восемь заготовок для мозаик создал художник Василий Васильевич Беляев. Его золотых рук дела: «Нагорная проповедь», «Вход в Иерусалим», «Благословение детей», «Сошествие Святого Духа».

На плечи этого мастера легла самая серьёзная работа по сотворению полотен на месте смертельного ранения Александра II. Тема мученичества и сохранение памяти императора явилась самой главной концепцией возведения Спаса на Крови. Поэтому здесь мозаичные композиции имеют тесную связь со Страстями Христа и Голгофской трагедией, и являются самыми главными.

в питере храм спаса на крови фото

Мозаичные святые лики и сюжеты создавались — по творениям великих художников: Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Николая Корнилиевича Бодаревского, Николая Павловича Шаховского, Николая Александровича Бруни и прочих, а также Мозаичным отделением Академии художеств и мастерской Фроловых, немецкими и итальянскими фирмами.

В начале ХХ века работы по картонам интерьерной живописи были закончены. Мозаика Исаакия создавалась на масляной живописи, в Спасе на Крови упор делался на их изготовление в смальте. Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры –огромнейшая заслуга архитектора Парланда и 32 гениальных мастеров.

Каждый из них отличался своей манерой исполнения. Иконы Рябушкина, Кошелева и Бодаревского отражают академизм, в творениях Нестерова и Бруни явно прослеживается модерн, у Васнецова и Харламова доминируют признаки византийской иконописи.

в питере храм спаса на крови фото

Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства.

Мозаичные композиции Спаса на Крови представляют большую художественную ценность, также их масштабность поражает всякое воображение. Мозаикой снаружи выложено 400 квадратных метров фасадов, внутри ею оформлено 7065 квадратных метров.

По площади мозаичного убранства Собор Воскресения Христова занимает первое место среди православных сооружений у нас и является одним из крупнейших в Европе. Профессор Покровский сравнил его с храмами византийскими, римскими, равеннскими и сицилийскими, и признал, что даже в них нет такого мозаичного богатства.

в питере храм спаса на крови фото

К мозаике обратиться вынудил петербургский климат. И строили святое сооружение на века, не жалея ни сил, ни средств. Зодчие старались создать шедевр. Если сравнивать с росписями, мозаика обходится намного дороже, но её прочность и долговечность с годами «окупает» себя.

Как доказала история, использование мозаики помогло собору выстоять во времена тяжелейших испытаний, и чтобы мы сегодня им любовались и в нем было приятно находиться. Впервые в России был применён передовой и быстрый «обратный» или «венецианский» мозаичный метод мастером Александром Александровичем Фроловым.

Далее разбивали нарисованный сюжет на участки. Впоследствии наклеивали на каждый из них смальту. Готовые блоки обрамляли и заливали цементным раствором. Их крепили к стенам, заполняя швы мастикой. Завершалась работа «добиранием» изображения на месте.

в питере храм спаса на крови фото

Сень над местом гибели Александра II

в питере храм спаса на крови фото

По его настоянию храм был спроектирован таким образом, чтобы место ранения находилось внутри монументального здания. Архитектор храма – Альфред Александрович Парланд выделил для «памятного места» особое положение. Подлинные плиты и булыжники тротуара, обагренные царской кровью, часть решетки Екатерининского канала и перила набережной были уложены на 7 ступенек пониже пола всего собора.

Поскольку поначалу шатёр охраняла часовенка, выстроенная в 1881 году и освященная в день рождения Александра II, во время строительства великого храма, который мы видим сегодня, эти реликвии были сняты и бережно хранились в укромном тайнике. По завершению работ они были заново установлены на свои места.

Так, над трагическим фрагментом мостовой возникла изумительная по красоте и величию сень, сразу над которой колокольня с большим золотым куполом. Парланд создал 14-метровое сооружение по образу и подобию «царских мест» XVII века. Они обычно выполнялись из дерева и украшались ажурной резьбой.

Сень, символизирующую присутствие духа убитого императора под сводами церкви, оформили по-особенному богато и искусно из драгоценных и поделочных камней, привезенных сюда со всех концов России.

в питере храм спаса на крови фото

Основанием сооружения послужили уральские и алтайские самоцветы. Резьбу выполнили мастера Колыванской камнерезной фабрики и мастерских Екатеринбурга и Петергофа по эскизу Парланда. Сень выстроена в виде шатра, опирающегося на 4 колонны из фиолетовой яшмы. По углам он украшен каменными вазонами.

Резной подзор выполнен из уральского змеевика. На колоннах есть изображения святых покровителей Романовых. Кокошники и розетки из разноцветной яшмы увенчаны массивным крестом из 112 драгоценных топазов (или хрусталя). Он установлен на пирамиде из уральских камней.

Внутренний свод был украшен флорентийской мозаикой из бухарского лазурита, агата, яшмы, и топазовыми звездами. Убранство церкви отличается роскошной позолотой и драгоценной каменной резьбой. Но изготовление сени пошло почти столько же средств, сколько было израсходовано на весь храм.

Вход в сень защищает позолоченная решетка, встроенная в балюстраду из родонита. Ее установили в 1911 году, тогда, как сама сень была возведена в 1907 году. В дальнейшем сень была практически разрушена.

Чтобы потомкам чтить память погибшего царя и лицезреть святой шатёр в том виде, в котором он был изначально устроен, восстановление проводилось достаточно тщательно и буквально недавно закончилось.

в питере храм спаса на крови фото

Интересные факты

Собор Спаса на Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.

Как известно, Санкт-Петербург строился по самым строгим архитектурным правилам и канонам, но и здесь храм не вписывается в общие правила. Его расположение, в буквальном смысле, «нависает» над каналом, разрывая набережную.

в питере храм спаса на крови фото

После освящения храма Спаса-на-Крови появились мистические легенды. Некоторые горожане говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. Многие люди верили, что новый храм может уберечь от бед. В народе ходила такая молитва-заговор:

От волка, от дурака,

Во время блокады в храме был размещён морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Однако снаряды и бомбы невероятным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным.

В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса – он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.

в питере храм спаса на крови фото

Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 80-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.

Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.

в питере храм спаса на крови фото

Легенды Спаса на Крови

В свое время месторасположение храма Спаса на Крови сыграло немаловажную роль в его истории. Поговаривают, что в советское время дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошёл любопытный случай.

Прохожий, знавший легенду, подошёл к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

в питере храм спаса на крови фото

в питере храм спаса на крови фото

В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса — он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.

Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.

в питере храм спаса на крови фото

Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.

Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

в питере храм спаса на крови фото

Официальный сайт Собора Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата имеет официальный сайт: spas.spb.ru

Храм Спаса на Крови также имеет статус музея, относится к музейному комплексу «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», который имеет сайт: cathedral.ru и музей Спас на Крови отдельную страницу: cathedral.ru/ru/spas/building

в питере храм спаса на крови фото

Экскурсии в храме

Экскурсии в Спасе на Крови достаточно популярны. В них участвуют многие туристы, чтобы побольше узнать о храме и получить незабываемые впечатления. Экскурсии проводятся по следующим маршрутам:

Евангельские сюжеты в мозаиках собора

Мозаики Спаса на крови представляют крупнейшее собрание христианских персонажей, насчитывающее 277 имен; 68 сюжетов на библейские и евангельские темы. Посетители музея могут подробно ознакомиться с их тематикой и христианской символикой.

Мозаика храма-памятника

Посетители музея услышат увлекательный рассказ о крупнейшем мозаичном ансамбле Европы, занимающем важное место в контексте мирового мозаичного искусства. Любуясь светоносными мозаиками храма, они узнают о художниках – авторах эскизов для мозаичных икон, о мастерах-мозаичистах, о технике и технологии мозаичного набора.

в питере храм спаса на крови фото

Архитектура и наружное убранство

в питере храм спаса на крови фото

«Спас на Крови» в Белые ночи

Построенный в традициях допетровского культового зодчества, Спас на крови вобрал в себя наиболее выразительные черты московских церквей XVI-XVII веков. Яркие эмалевые купола, уносящийся ввысь шатёр, покрытый полихромной черепицей, обилие цветных изразцов на фасадах и фигурные кокошники с живописными мозаиками придают храму красочный неповторимый облик, столь не характерный для Северной столицы.

В музее-памятнике Спас на Крови проводятся экскурсии на русском и иностранных языках.

Экскурсии на русском языке

Экскурсии на иностранном языке

Стоимость услуги указана в рублях РФ.

в питере храм спаса на крови фото

Музей-памятник сегодня: что рядом

Собор Воскресения Христова расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, в его историческом центре, на набережной канала Грибоедова. Рядом находятся — один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.

В пешей доступности — все самые главные достопримечательности города на Неве — Исаакиевский собор, Государственный Эрмитаж, Зимний дворец, а также Петропавловская крепость и многие другие. Рядом — центральная улица Северной столицы — Невский проспект, сам по себе — кладезь замечательных мест великого города на Неве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *