в практике работы психолога консультанта должна быть его супервизия которая может проводиться ответ
В практике работы психолога консультанта должна быть его супервизия которая может проводиться ответ
РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ ∣ ОТВЕТЫ запись закреплена
Введение в профессию психолог
Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт,– это …
2. В … психологии личность психолога – неотъемлемая часть метода
3. В высшем психологическом образовании … при непрерывном пятилетнем общем образовании студенты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета
4. В практике работы психолога-консультанта должна быть его супервизия, которая может проводиться …
экспертами профессиональных ассоциаций +
любым другим психологом
5. В практической психологии выделяют несколько уровней решения задач, в частности … задачи
научно-исследовательские и прикладные
6. В России существует множество профессиональных сообществ психологов, к крупнейшим из которых относится …
Федерация психологов образования России
Профессиональный союз психологов и психотерапевтов
Российское психологическое общество
Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига
7. В современной науке выделяются основные виды профессиональной деятельности психологов – это …
научные исследования и практическая психологическая работа
научные исследования, практическая психологическая работа и прикладные технологии психологии
научные исследования, практическая психологическая работа, обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение
8. В структуру психики, в частности, входит понятие «…».
9. Деятельность, требующая определенных знаний, умений, навыков и соответствующей квалификации, которые необходимы для ее успешного выполнения, называется …
10. Заказчик, обращающийся к психологу с заказом на работу, суть которой заключается в решении психологической проблемы клиента, в оказании ему психологической помощи, и оплачивающий эту работу, может быть …
физическим или юридическим лицом
только физическим лицом
11. К … часто обращаются по вопросам межличностных отношений, супружеских конфликтов, сексуальных дисгармоний, а также трудностей в отношениях с детьми, по проблемам неудач и разочарований, связанных с профессиональной деятельностью, потерей жизненной перспективы
12. К основным разделам практической психологии относят …
проведение экспериментов и тестирования
психопрофилактику и психодиагностику
психологическую коррекцию, психологическое консультирование и психотерапию
13. К основным целям деятельности психологической службы образования в нашей стране следует отнести …
обеспечение психического и личностного развития учащихся
участие в исследовательских проектах детей
консультирование детей, родителей и семей
коррекцию отклонений в развитии детей
14. К специальным, или прикладным, отраслям психологии, рассматривающим отдельные виды психических явлений и деятельности человека, можно отнести … психологию
15. Краткое стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом,– это …
16. Международный союз психологической науки (The International Union of Psychological Science – lUPsyS) был создан в …
17. Методы психологического исследования должны отвечать таким требованиям, как …
18. Оказание специалистом-психологом непосредственной психологической помощи нуждающимся в ней людям в виде предоставления информации, точек зрения, советов и рекомендаций называется …
19. Основной метод в психологии – это …
20. Первые факультеты психологии в нашей стране были открыты в 1966 г. в …
21. Представители бихевиоризма считали, что предметом изучения психологии является …
22. Психические явления, определяющие своеобразие протекания различных психических процессов,– это психические …
23. Психические явления, позволяющие познать окружающий мир,– это психические …
24. Психические явления, регулирующие действия и поступки,– это психические …
Супервизия в психологическом консультировании
Супервизия (индивидуал, группов) – неотъемлемая часть профессиональной работы психотерапевтов, психологов, соц. работников. Во всем мире прохождение супервизии обязательно 1 раз в месяц.
супервизия позволяет консультанту поделиться чувствами, выявить трудности, появившиеся при совместной работе с клиентом, получить профессиональную оценку проведенной сессии, проработать причины возникших трудностей, расширить теоретическую и методическую базу консультанта, обсудить варианты дальнейшей работы с этим клиентом.
Супервизия – это один из методов поддержки и повышения квалификации в терапии и консультировании. Это форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным коллегой, позволяющая психотерапевту, т.е. супервизируемому, систематически видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.
Цель: развитие Знаний Умений Навыков, способствовавших совершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта.
1. профессиональное, личностное развитие консультанта;
2. развитие умений и навыков оценивания результатов консультативной работы;
3. повышение уровня ответственности у консультантов и консультативной службы.
Супервизор в консультировании обращает внимание на слабые профессиональные и личностные стороны консультанта, напрямую влияющие на благо клиента.
Материалом для консультирования в процессе супервизии является:
1) Проблемы самопонимания и самовосприятия;
2) Теоретические знания и профессиональные действия;
3) Взаимоотношения с др. людьми (в процессе групповой супервизии);
4) Формальные и организационные вопросы психотерапевтической практики;
5) Отношения с клиентом (проблемы обособления, изоляции, переноса и контрпереноса, зависимости и др.).
Формы супервизии:
• Очная – Вариант ко-терапии с обсуждением. Наблюдение супервизором работы консультанта, сразу после окончания консультации обсуждается. Присутствие супервизора на консультации согласована с клиентом только с его согласия.
• Очно – заочная – Используется в системной семейной психотерапии (консультировании). Супервизор наблюдает консультанта из соседней комнаты через зеркальное стекло.
Один на один – индивидуальное консультирование консультанта;
Групповая супервизия с одним или несколькими суперизорами;
Один на один с равным коллегой – супервизия с двумя ролями;
Групповая супервизия с равными коллегами – учавствуют 3 или более консультанта, которые проводят супервизию друг с другом (интервизорские группы).
Супервизия как лечение. Это «лечение лечения», направленное на исследование консультантом своих личностных проблем и проблем проф. роста. Это воспроизведение стереотипной ситуации отношений консультанта с клиентом в отношениях консультанта с супервизором. Супервизор исследует перенос, контрперенос, защиты, консультативный процесс ( все то, что имеет отношение к выстраиванию консультативных отношений и консультативного процесса, все что имеет отношение к мастерств консультанта). Супервизор помогает выявить личностные проблемы консультанта и зоны личностного и профессионального развития.
Супервизия как образование. Это специализированный инструктаж опытного специалиста, лежащий в основе обучения консультированию. Супервизия – это учебный процесс, позволяющий путем исследования консультативной деятельности освоить соответствующее профессиональное поведение ( не стоит бояться задавать глупые вопросы; е стоит бояться просить о помощи).
Структура супервизорской сессии соответствует структуре терапевтической (консультативной) сессии. Даже в том случае, когда договариваются о супервизии равные по статусу и опыту коллеги (то есть статус супервизора формально не определен), на момент сессии должны быть четко оговорены роли — кто в данный момент является супервизором, а кто супервизируемым и определены временные границы. Как и в консультативной сессии, при супервизии необходимо соблюдать структуру сессии (от установления контакта до заземления), использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи.
1. Необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности — что человек делает, а не каким по нашему мнению он является. Используйте в своей речи глаголы, которые характеризуют действия, а не прилагательные, которые относятся к качествам.
2. Наблюдать, а не интерпретировать — что он сказал или сделал, а не почему (наши фантазии).
3. Описывать, а не судить и оценивать.
4. Быть конкретным, а не обобщать.
5. Уделять внимание информации и концепциям, избегая советов.
6. Ориентироваться на консультанта — давать то количество информации, которое он способен принять, а не то, которое вам хотелось бы дать.
7. Говорите о поведении, которое возможно изменить.
1.Подготовка и презентация консультативного случая.
2.Обоснование плана консультации и конкретных консультативных вмешательств.
3. Супервизовский анализ.
Схема предоставления случая для супервизии:
1. Фактические данные о клиенте;
2. Источник информации о консультанте;
3. Первое впечатление о клиенте;
4. Жалобы клиента и формулируемый им запрос;
5. Ход работы, этапы, переломные моменты, ведущие темы;
6. Динамика отношений в терминах переноса и контрпереноса;
Отчет о последней по времени сессии.
Cупервизовский процесс ― центральный и наиболее значимый компонент клинической супервизии, а также ключ к успешному исходу терапии. Супервизовские отношения начинаются с создания открытой и поддерживающей для сурпервизии среды, развиваются далее и в определенный момент приходят к неизбежному в диадных отношениях конфликту, разрешение которого знаменует достижение автономии в личностном и профессиональном развитии консультанта.
Препятствия, мешающие специалисту пользоваться супервизией:
1. Предыдущий опыт супервизии;
2. Личностное сопротивление и трудности в общении с авторитетами. Сопротивленим называется защитное поведение, имеющие цель уменьшить тревогу. Первичной целью сопротивления является самозащита, с помощью которой супервизируемый защищает себя от возможной угрозы. Тревога в супервизии определяется рядом моментов: присутствием элементов оценки, необходимостью действовать, различиями в способностях. Одна из самых распространенных реакций ― страх оказаться неадекватным, в то время, как супервизируемый хочет добиться успеха. Супервизия ― обязательный компонент обучения. Супервизируемые могут воспринимать супервизора как равного, если не видят, что его возможности превосходят их.
3.Ролевой конфликт, ролевая неопределенность ― неопределенность относительно ожиданий супервизора и методов его оценки, ролевой конфликт относится к ожиданиям супервизируемого, связанным с ролью студента (контрасной роли терапевта). Ролевая неопределенность превалирует на тренинговом уровне и уменьшается с обретением терапевтического опыта, а ролевой конфликт проявляется более у опытных терапевтов. Поэтому супервизорам рекомендуется быть внимательными к признакам такого конфликта.
Часто сопротивлении в супервизии принимает форму игр, в которых супервизируемый осознанно или неосознанно пытается манипулировать или осущетвлять контроль над супервизовским процессом.
Защиты:
1.Подход самобичевания ― супервизируемый демонстрирует свою хрупкость в попытке отвлечь супервизора от своих болезненных проблем.
2. Покорность ― ведет себя так, как если бы супервизор имел ответы на все вопросы.
3. Отвлечение внимания ― уводит супервизора от навыков супервизируемого: «Чем оценивать мои навыки, лучше ответьте на мои вопросы».
4. Беспомощность и зависимость ― супервизируемый с благодарностью «поглощает» всю информацмию от супервизора.
5. Перекладывание ответственности на супервизора и пр.
Супервизия
Супервизия – это метод профессиональной подготовки, который помогает росту в дальнейшей карьере. Данный метод чаще используется среди психотерапевтов и психологов, а также в группах юристов, учителей, социальных работников и других специалистов. Зачастую это обмен воззрениями специалистов касательно определённого клинического случая. В этом значении рассматриваемый термин сходен с понятием «консилиум врачей». Буквально описываемый термин означает «надзор». Однако сегодня принято употреблять его в несколько ином смысле. Под термином «супервизия» ныне понимается «наставничество». Его можно считать ценностно-смысловым костяком любого специализированного психотерапевтического обучения. Итак, супервизия в психологии это раздел психотерапевтического образования, наряду с тренинговым анализом и теоретической подготовкой.
Что это такое
В сфере психотерапии рассматриваемый термин является способом подготовки, а также повышения квалификации молодых специалистов и терапевтов с багажом опыта.
Супервизия представляет собой разновидность консультирования практикующего психотерапевта (психолога) более сведущим коллегой в ходе профессиональной деятельности. Данный метод позволяет супервизируемому психотерапевту увидеть, осознать, понять и проанализировать свои действия и собственное профессиональное поведение. Направлен он на процесс психотерапии. Цель её в развитии навыков, умений, знаний, что способствует совершенствованию профессиональной деятельности врача.
Супервизия даёт возможность психотерапевту рефлексировать и объединять собственные реакции, определённые психотерапевтические ситуации, личный опыт, объективные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности. В процессе такого наставничества малоопытный специалист осознаёт специфику собственной практики, пребывая в этой психотерапевтической ситуации, одновременно являясь конкретным человеком, имеющим субъективные поведенческие паттерны, личный опыт, приобретённые профессиональные навыки, знания.
Описываемый метод реализуется специально обученным психотерапевтом (супервизором), в обязанность которого входит наблюдение за психотерапевтическими сеансами и последующее обсуждение с супервизируемым коллегой определённых аспектов процесса психотерапии. При этом терапевт-супервизор обычно использует для разбора с последующим обсуждением запись сеанса либо располагается за специальной перегородкой или экраном, но иногда может присутствовать на терапии.
Не следует считать супервизию обучающим процессом в его прямом значении. Данный метод заключается в анализе работы психотерапевта, в результате чего специалист получает от коллег обратную связь. Результатом становится более объёмная и полная картина профессиональной практики, осознаются детерминанты возникших сложностей, освещаются сильные и негативные моменты своей работы, а также обозначаются дальнейшие направления терапевтической работы.
Супервизия может проводиться индивидуально или быть групповой.
Индивидуальная супервизия являет собой разбор супервизором и психотерапевтом эпизода из практики последнего. Предметом анализа, а также последующего обсуждения служат личные доводы и профессиональное обоснование предпочтения определённой терапевтической стратегии, оценка эффективности такой стратегии.
Групповая супервизия являет собой длительный и в большей мере организованный процесс. Участниками его становятся наставник-супервизор и группа психотерапевтов. В ходе описываемого процесса анализируется опыт каждого участника. В основном за сеанс разбирается один случай, после чего участники и супервизор переходят к дискуссии. Помимо разбора ситуации данная форма супервизии направлена на взаимообогащение членов группы техниками психологической помощи и опытом работы, а также помогает саморазвитию и самообразованию участников.
Впервые наставничество было применено Фрейдом. Поэтому именно в психоанализе супервизия стала довольно востребована и получила широкое распространение.
Сегодня супервизия психолога консультанта применима во всех отраслях психологической помощи. При этом она осуществляется равным образом, как для начинающих, так и для практикующих психотерапевтов со стажем практики. Главная её цель заключается в оттачивании профессионализма, приумножении компетентности, нахождения собственного стиля работы, позволяя объединять профессиональные навыки, субъективный опыт. Помимо того наставничество способствует развитию умения отграничивать рабочий процесс, заключающийся в помощи клиенту, от собственных установок, переживаний касательно профессионального взаимодействия.
Зачем нужна супервизия
Важнейшим аспектом профессиональной практической деятельности психотерапевта является супервизия, позволяющая приумножить знания, в ходе рассмотрения и обсуждения практических случаев с более зрелым коллегой.
Согласно воззрениям ряда учёных именно личностные проблемы и аспекты отношений, воздействующие на терапевтический процесс, порождают больше критических эпизодов, обуславливающих изменение терапевтической результативности, нежели иные факторы. Поэтому способность психотерапевта принимать помощь и поддержку, является одним из стержневых профессиональных черт.
Наставничество направлено на формирование и приумножение теоретических знаний и практических навыков специалиста в различных сферах его практики (например, психоаналитическая супервизия). Задача супервизора заключается в консультировании и разборе терапевтической модели супервизируемых, оценке эффективности и рациональности избранных ими психотерапевтических методов.
Таким образом, рассматриваемая модель повышения профессионализма необходима для:
– улучшения понимания пациентов;
– возможности дать оценку успешности выбранных техник терапии, их своевременности, уместности и влияния на клиента;
– понимания нюансов и оттенков психотерапевтических взаимоотношений посредством разбора сеансов терапии с супервизором;
– обнаружения и использования вероятных возможностей супервизируемого огптимальным образом;
– правильного структурирования консультационных взаимодействий, как в ходе сессии, так и в практике в целом.
Супервизия является генератором поддержки равным образом для новичков в сфере психотерапии и для опытных специалистов.
Можно выделить три ключевые функции наставничества:
– формирующая либо образовательная, отвечающая за формирование умений, выработку навыков, способностей супервизируемого специалиста;
– тонизирующая или поддерживающая, заключающаяся в помощи противостоять отрицательному воздействию проблем клиента;
– нормативная или направляющая (посредством супервизий психотерапевт учится отслеживать и контролировать собственную личность, ликвидируя недостатки, препятствующие работе – уязвимости, слепые пятна, предрассудки).
Главной задачей супервизора является поддержка и консультирование менее опытного коллеги (коуча, психолога, психотерапевта, тренера), помощь в разборе и оценке его профессиональной практики. Он не учитель и не контролёр, а помощник-консультант. Для супервизора важно с супервизируемым придерживаться дистанции, определяемой задачами наставничества.
Сталкиваясь в ходе терапевтических сеансов с клиентом со всевозможными проблемами и конфликтами, малоопытный специалист встречается с внутренним противостоянием и защитными паттернами собственной психики. Наставничество опытного коллеги не только способствует изучению нюансов психотерапевтической практики, но и предоставляет возможность развиваться.
Материалом для разбора и дискуссий в ходе наставничества являются:
– теоретические знания, навыки, профессиональные действия;
– проблемы самовосприятия и самопонимания;
– взаимоотношения с участниками процесса при групповой супервизии;
– взаимоотношения с клиентом (это могут быть проблемы обособления, изолированности, переноса, зависимости);
– организационные вопросы и формальные стороны психотерапевтической практики.
Таким образом, можно заключить, что супервизия в консультировании является необходимой вещью. Поскольку она является наиболее реальной возможностью научиться работать, повысить собственный профессиональный уровень и компетенцию, познать тонкости профессии, приобрести новые умения и в целом самосовершенствоваться.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Супервизия в подготовке консультанта
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:03, реферат
Краткое описание
Оглавление
Файлы: 1 файл
срс №2 по основам консультирования Фольмер Алины.docx
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби
Реферат по дисциплине
«Основы психологического консультирования»
«Супервизия в подготовке консультанта»
Выполнила: Фольмер А.Э. 3 курс
Проверила: Кудайбергенова С.К
3.Основные модели и варианты супервизии…………………………… ……………..5
Вряд ли можно сказать, что какой-то психолог-консультант достиг такого уровня мастерства, что не нуждается в супервизии. Супервизия – это форма профессионального сообщества, делового сотрудничества, благотворно влияющая на психолога-консультанта, независимо от накопленного им опыта. Постоянное становление, развитие – качественная особенность профессии психолога. И как всё развивающееся, находящееся в процессе, нуждается в поддержке, так и психолог-консультант, испытывая вполне закономерные трудности в работе с клиентами, нуждается в поддержке других профессионалов, нуждается в сотрудничестве с ними.
Хесс определяет супервизию как «насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супервизируемым, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям» Это определение сходно с другим, часто используемым определением Логанбилла: «Интенсивные отношения межличностной направленности, происходящие один на один, в которых один человек призван содействовать развитию профессиональной компетенции другого».
Лэйн определял супервизию как «терапевтический процесс, сосредоточенный на внутри- и межличностной динамике консультируемого и его отношениях с клиентами, коллегами, супервизорами и другими значимыми людьми». Супервизия служит личностному и профессиональному росту, исследует перенос и контрперенос, защиты, аналитический процесс и использует себя (в качестве эмоциональной силы) в ходе работы (или лечения).
Супервизор – участник супервизорского процесса, а не сторонний наблюдатель. Как только фокус внимания психолога-консультанта смещается с клиента к диаде клиент – консультант, в супервизию включается триада клиент – супервизируемый – супервизор. Супервизия не является чистой терапией, но отношения между супервизором и супервизируемым имеют и терапевтический аспект. Психологическая (психотерапевтическая) сессия дает возможность клиенту отработать собственные проблемы на приеме у специалиста, а супервизия позволяет супервизируемому предоставить на сеанс выборочный материал консультации. Супервизируемый нередко приносит фрагмент сессии, зависящий и от его «бессознательного».
Супервизор действует в значительной степени как консультант, ориентированный на личность супервизируемого. Цель супервизора – способствовать росту супервизируемого в роли консультанта. В частности, супервизор в процессе консультирования и сеансов супервизии исследует чувства супервизируемого (включая чувства по поводу конкретных вмешательств), предоставляя ему возможности поработать с собственными аффектами и/или защитами. Супервизор облегчает самопознание супервизируемого и помогает ему выявить личностные проблемы и зоны развития.
Но прежде чем начинать проводить супервизию, важно помнить об этических нормах, поддерживающих профессиональную работу психолога с клиентом и применять эти нормы в работе супервизии.
П.Ховкинс и Р.Шохет предлагают шесть базовых принципов профессиональной этики :
1) соблюдение баланса между ответственностью за работу супервизируемого и уважением его самостоятельности;
2) проявление должной заботы о благополучии клиента и его защита с уважением его автономии;
3) действие в границах своей компетенции, обращение за помощью при необходимости;
4) лояльность – верность открыто и скрыто сделанным обещаниям;
5) отказ от использования подавляющих действий;
6) открытость критике и обратной связи вместе с обязательством продолжать учиться.
В настоящее время в психологическом (психотерапевтическом) сообществе не выражена четкая позиция по подготовке супервизиров. Некоторые школы отрицают намерения «клонировать» супервизора, видя в супервизии консультативный процесс, по природе своей обучающий.
Тем не менее, все согласны, что будущий терапевт или консультант должен сам пройти курс психотерапии или консультирования у опытных профессионалов для того, чтобы решить свои собственные проблемы, а не переносить их на своих будущих клиентов. Этот процесс является важнейшей составляющей, без которой будущий консультант не сможет стать настоящим профессионалом. С другой стороны, супервизия – это что-то большее, чем обучение консультанта. Супервизия является профессиональной подготовкой консультанта к практической консультативной работе. Но супервизия во многом может помочь консультанту и в плане сохранения основного инструмента своей деятельности – собственной личности. И в данном случае мы можем говорить о супервизии как методе профилактики профессионального выгорания психологов.
В задачу супервизии входит не только развитие определенных навыков и расширение понимания и возможностей супервизируемого. Совмещение множества функций в супервизии – это сердцевина хорошей практической работы.
Образовательная, или формирующая, функция подразумевает развитие умений, понимания и способностей супервизируемых. Она осуществляется через анализ и исследование работы супервизируемого со своими клиентами. В процессе такого исследования супервизор может помочь им:
— лучше понимать клиента;
— лучше осознавать собственные реакции на клиента;
— понимать динамику взаимодействия с клиентом;
— исследовать свои интервенции и их последовательность;
— исследовать другие пути работы с этой и подобными ситуациями.
Поддерживающая, или тонизирующая, функция – это способ противостояния, когда любой психолог, вовлекаясь в глубокую психологическую работу с клиентами, неизбежно подвергает себя воздействию дистресса, боли и потерянности, испытываемых клиентом, и психологу нужно научиться осознавать, как это влияет на него, и научиться справляться с любыми реакциями. Это происходит само собой, если работник не переполнен эмоциями. Эмоции появляются из-за эмпатирования клиенту, или стимулируются при взаимодействии с клиентом, или могут быть реакцией на него. Неприятие этих эмоций вскоре приводит к снижению эффективности психолога, который начинает либо слишком идентифицироваться с клиентом, либо защищаться от дальнейшего влияния со стороны клиента. Со временем это приводит к стрессу и выгоранию.
Направляющий, или нормативный, аспект супервизии обеспечивает контрольную функцию в работе с людьми. Не только недостаток подготовки или опыта, но также и неизбежные человеческие недостатки и слепые пятна, уязвимые места и предрассудки заставляют психологов искать кого-то, кто наблюдал бы за их работой. В ходе сессий супервизор может частично взять на себя ответственность за благо клиента и работу с ним супервизируемого. Супервизор может взять на себя ответственность убедиться в том, что проводимая работа удовлетворяет стандартам учреждения, в котором она проводится.
Все эти аспекты не существуют отдельно, а в большинстве случаев сочетаются друг с другом. Большой объем супервизий происходит в условиях смешения образовательных, поддерживающих и направляющих соображений.
3.Основные модели и варианты супервизии.
Первый уровень характеризуется зависимостью супервизируемого от супервизора. Он может испытывать тревогу, ощущение небезопасности своей роли и сомневаться в своей способности реализовать эту роль; он может испытывать недостаток понимания, но при этом быть высокомотивированным.
На втором этапе супервизируемый преодолевает начальную тревогу и начинает движение между зависимостью и автономией и между самонадеянностью и растерянностью. В работе с клиентами супервизируемые, находящиеся на уровне 2, действуют менее упрощенно и сфокусированы как на процессе развития клиента, так и на своем обучении.
— общего процесса отношений клиент – консультант;
— личной истории клиента и его жизненных паттернов;
— обстоятельств внешней жизни клиента;
— жизненного этапа клиента, социальной среды и этических норм.
К моменту перехода на 4 уровень психолог становится «мастером» и «характеризуется личностной автономией, высоким уровнем осознания, уверенностью в себе, стабильной мотивацией и пониманием необходимости работать над собственными личностными и профессиональными проблемами». На 4 уровне не происходит усвоения новых знаний, происходит скорее их углубление и интеграция до состояния мудрости. По этому поводу один суфийский учитель сказал: «Знание без мудрости напоминает незажженную свечу».
Мы представим эту модель в следующей схеме: