в практике работы с детьми какие поручения особенно распространены
Поручения, как форма организации труда детей
Поручения, как форма организации труда детей.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений,
главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. По форме организации деляться на трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.
Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Ведь только в труде ребенок может всесторонне развиваться, раскрывать свои возможности и таланты. Очень важно с малых лет прививать у ребенка уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося принести своим трудом пользу, работать на благо общества.
Поручения мы начинаем давать детям с возраста 1.5-2 лет (посмотри какой куличик построил Вова, подними пожалуйста куклу и т. д.) поручения носят индивидуальный, краткосрочный характер
В среднем возрасте поручения усложняются, число их значительно вырастает, так как постепенно опыт детей в выполнении поручений накапливается, умения становятся более прочными. Поручения становятся средством формирования привычки и постепенно переходят в дежурства. В среднем возрасте большинство поручений носит коллективный характер (уберите игрушки, подклеить книги, вымыть игрушки и тд).Это способствует развитию опыта сотрудничества, учит приходить на помощь друг другу в затруднительных ситуациях.
В старшем возрасте преобладает такая форма труда, как дежурства, но мы все еще привлекаем детей к выполнению самых разных поручений, особое место занимают поручения, результата которых носит отсроченный характер (посев семян, посадка лука, принести из дома поделку, фото и тд) даются задания помочь пом воспитателя.
Необходимо привлекать всех детей к труду, не только более, но и менее отзывчивых, применяя индивидуальный подход и стимул.
Как же привлечь ребенка к выполнению поручений? Какие приемы использовать? Так вот мы хотим вас познакомить со следующими приемами,которые мы используем в группе:
1. Использование песочных часов.Создаем игровую ситуацию: «Ребята, у нас есть волшебные песочные часы, как только я их переверну, все мы превратимся в волшебников, которые сделают нашу группу чистой!» И ребята с огромным удовольствием выполняют любые поручения
2. Собственный пример. Дети всегда берут пример со взрослых, поэтому, начинаем какое –то дело сами и просим помочь ребят.
3. Помощь помощнику воспитателя. Когда просишь ребенка помочь кому-то, он чувствует свою нужность и необходимость, привлекая детей к помощи, мы воспитываем в нем отзывчивость, уважение к старшим.
Консультация для воспитателей «Трудовое поручение как средство воспитания самостоятельности у детей»
Oksana
Консультация для воспитателей «Трудовое поручение как средство воспитания самостоятельности у детей»
Консультация для педагогов
«Трудовое поручение как средство воспитания самостоятельности у детей«
Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, приобщать ребенка к труду необходимо в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников можно в ходе организационного труда в процессе прогулки.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует всестороннему развитию. Он расширяет кругозор детей, способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывает интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, живущими на участке,развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять по времени между участниками труда, оценивать результаты.
Труд в природе создает благоприятные условия для развития физического развития детей, т. к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движения, укреплению нервной системы. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Педагогические требования к труду:
1. Организация разнообразного по содержанию труда.
2. Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями.
3. Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов, способов достижения.
4. Трудовая деятельность систематически усложняется.
5. Трудовая деятельность должна быть регулярной.
Гигиенические требования к труду:
1. Труд должен быть посильным.
2. Продолжительность труда:
младшая группа – 5-7 минут;
средняя – 10-15минут;
старшая – 10-25 минут;
подготовительная– 15-30 минут.
3. Необходимо обеспечение правильной позы детей в труде и чередование видов труда.
4. Орудия труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны
жизни и здоровья детей.
5. Инвентарь должен быть не игрушечным, а настоящим.
6. Работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня.
7. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье или физическое развитие.
Усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Также используется труд совместный, по этому типу может быть организован труд в огороде,цветник: одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья- сеет семена. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность проведения трудовых операций, заранее распределять обязанности и готовить самостоятельно весь необходимый инвентарь.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать, планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не реализуют игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через различные поручения. Воспитатель,няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы, покормить рыбок, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие и др.
Под трудовыми поручениями понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую-то работу связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Поручения, как форма организации трудовой деятельности детей,имеют особенности:они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми.
В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Ведь научить одного-двух детей легче, чем целую группу,при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет.
Поручения многообразны по трудности (простые, сложные, характеру выполнения (индивидуальные или совместные, времени исполнения (кратковременные, длительные). Известно, что трудовая деятельность младших дошкольников часто переплетается с игрой и порой трудно проследить эту границу. Поручения помогают нам постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то поднять, подвинуть, подать) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого.
Поручения особенно важны в период от 3-х до 5-и лет. Трудовые поручения ребенок выполняет в течение дня довольно часто. В практике воспитания поручения чаще организуются в первую половину дня, в утренние часы (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Объясняется это большей занятостью воспитателя в первую половину дня. Воспитатель периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями: закрепить имеющиеся трудовые навыки, формировать новые умения, связанные с содержанием задания. Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5 – 2-х лет.В маленьких и доступных ребенку заданиях: “Пойди, посмотри, какой домик построил Коля”, “Посади куклу на стул” и т. п. содержатся определенные указания воспитателя, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям, приучают его к послушанию, формируют умение выполнять требования взрослого. Поручениядетям младшего возраста преимущественно индивидуального характер: поставить в шкаф обувь, поднять носки, вынести на участок ведерко с совочком, собрать игрушки перед уходом в группу с прогулки, раздать карандаши для рисования.
Находясь во второй младшей группе, мы своим детям давали поручения не только индивидуальные, но и коллективные,и по подгруппам: помыть розетки после занятия по аппликации, помыть тарелочки после краски, постирать салфеточки, помыть игрушки, протереть кукольную мебель, полить комнатные растения. Давали поручения 2-3 детям по уходу за растениями – убрать сухие листья, протирать листья растений.На прогулках давали задания: прочистить дорожку к участку (зимой, собрать камешки или шишки с участка, помочь собрать игрушки в коробку и т. д.
Особенно распространены поручения в средней группе. В нашей группе дети выполняют такие поручения: поливают комнатные растения, раздают досточки для занятий, разбирают пластилин по цвету после занятия, собирают и расставляют санки после прогулки, проверяют, как сложена одежда перед сном, вытирают пыль на полочках, складывают коробочки настольных игр, раскладывают карандаши для занятий, листы бумаги, кисточки, убирают и моют баночки после рисования красками.
Поручения, как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу. Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде всего, их содержанием. Определение содержания поручений зависит от интересов и склонностей, от условий жизни детского сада и группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания. Содержание поручений определяется также педагогическими принципами организации труда детей: посильностью, педагогической целесообразностью, способами действий, их количеством и сложностью, тем, что оказывает воздействие на достижение ребенком конечного результата.
От количества действий, трудовых операций зависит сложность задания.
Все поручения можно разделить на группы.
1-я группа– поручения,связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять. Они кратковременны, эпизодичны,вызваны временной необходимостью: быстро устранить случившийся беспорядок (что-то уронили,разбили, пролили, т. е. поручения, возникшие в силу жизненных обстоятельств. Задача,поставленная перед ребенком, должна им решаться сразу. Особенность таких поручений состоит в том, что, несмотря на простое, элементарное содержание, они лишены игрового начала. Они способствуют развитию сообразительности, ловкости, исполнительности.
2-ю группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, т. к. для выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда.Нужны знания и умения в обращении с ними: где взять, как, по окончании, убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность сюда можно отнести такие поручения: помыть клетку, покормить животных, рыбок, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород.
В 3-ю группу входят поручения, связанные с результатами,которых дети достигают не сразу: постирать кукольное бельё, принести из дома открытку, картинку определенного содержания ит. д. Для детей 3-4-х лет поручения такого содержания трудны, так как дети забывают о них. Такие поручения практикуются в старших группах.
В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого, результата. Такие порученияочень распространены в условиях повседневной жизни детского сада: спросить повара, что сегодня на завтрак, передать сведения о количестве детей, пригласить заведующую на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников. Эти поручения не требуют от детей особых усилий. Здесь решаются задачи обучения детей умению общаться с взрослыми, что-то выполнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории детского сада. Дети старшего возраста такие поручения выполняют без труда. Для более младших они сложны и по своеобразию задач и потому, что в них результат труда для ребенка не выступает наглядно, ему просто непонятны подобные поручения. Но это не значит, что в работе с детьми младшего возраста надо их избегать. Целесообразно давать такие поручения более смелым, общительным детям. При этом пояснить, куда пойти, что попросить, повторить задание, рассказать, как его надо выполнить.Следует напомнить правила: прежде чем обратиться с просьбой к взрослому, необходимо поздороваться, спросить вежливо, поблагодарить, перед уходом попрощаться.
В старшей и подготовительной группах расширяются физические возможности детей, накапливается опыт самостоятельного выполнения поручений. Многие поручения начинают входить в круг их обязанностей, носят постоянный, систематический характер. Качественно меняется не только содержание поручений, но и задачи их выполнения.
В работе с детьми 5-7 лет широко используются длительные поручения (однодневные, многодневные): принести спичечные коробки, цветные нитки, открытки, картинки, природный материал. В привлечении старших дошкольников к труду, большое воспитательное значение имеют поручения коллективного характера. Такие поручения связаны с содержанием разных видов труда: хозяйственно-бытового, труда в природе, ручного труда. Общее задание требует от детей согласованности действий, умения договориться, планирование своей деятельности в коллективной работе.
На старших ступенях дошкольного воспитания качественно меняются методические приемы руководства трудом детей. Учитывая их возросший опыт, знания и умения, следует меньше показывать, указывать, а предоставлять большую самостоятельность для выполнения работы, проявления творчества, смекалки, трудовых и волевых усилий.
Список использованной литературы:
3. Старший воспитатель // № 12. Декабрь, 2013г. М., 2013.
Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.
Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.
Поручения для детей раннего и дошкольного возраста. Консультация для родителей
Ася Кузьмина
Поручения для детей раннего и дошкольного возраста. Консультация для родителей
Поручения — это задания, которые взрослый эпизодически дает ребенку, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело (поручение) до конца.
То есть поручение – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель. Так же необходимо помнить о том, что выполнение поручений должно приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Сначала взрослый добивается лишь эмоционально-положительного отношения к поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата.
По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне. Мы вместе быстро приготовили обед».
Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль родителя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти «словесному напоминанию»: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях.
Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может проявить инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа и др.).
Поручения имеют свои особенности по организации:
Они всегда исходят от взрослого;
В них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;
В них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого;
Они дают возможность родителям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду.
Различают четыре основных вида детского труда, где возможно применение поручений: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд (творчество). Рассмотрим особенности этих видов труда по возрастастным критериям.
Возрастные рамки — от 1,5 (2) до 4 лет.
В этой возрастной группе поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (например, разложить ложки на столе, собрать игрушки перед уходом с прогулки и т. д.). Такие элементарные, на первый взгляд, задания включают детей в деятельность, направленную на пользу семьи, в условиях, когда он еще не может сам организовать труд по собственному побуждению.
Поручение дает маме возможность индивидуализировать приемы развития: помочь, научить, оказать поддержку, одобрить. По мере накопления ребенком опыта участия в выполнении поручений мама должна усложнять их содержание.
Поручения детям направлены на освоение навыков самостоятельности, самообслуживания: умывание, раздевание, одевание и т. п. В силу ежедневной повторяемости действий, навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми и начинают осознаваться как обязанность. В этом возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость, что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия.
Однако необходимо стимулировать развитие умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формировать привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от мамы терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малыша.
Так же мама должна обратить внимание на формирование у детей элементарные хозяйственно-бытовых навыков: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их и т. д. Мама в процессе похвалы может оценивать и нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа хорошо помогла маме, какая молодец!» или «Ты — заботливая девочка, аккуратная, как старательно убирала игрушки!». Такие оценки вызывают у детей желание подражать взрослым, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
Возможно вовлечение ребенка и в труд в природе (например, дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, подкармливают зимующих птиц и проч.). Руководя трудом малышей, мама может называть растения, их части, а так же производимые в труде действия. Труд в природе не только расширяет детский словарь, активизирует его, но и способствует общему интеллектуальному развитию. Процесс ухода за животными и растениями тесно связывается с наблюдениями за ними. Например, дети с мамой не только поливают растения, но и обогащают сенсорный, интеллектуальный опыт (например, «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.).
Возрастные рамки — от 4 до 5 лет.
В данной возрастной группе задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для рисования, определить последовательность уборки игрушек и т. п.). Число поручений значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия ребенка в труде, его умения становятся более прочными. Мама может дать поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, покормить рыбок, вытереть полочку от пыли и др.
Дети данного возраста достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.
Процессы, связанные с самообслуживанием используются для формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Приобретаются и новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью.
Содержание хозяйственно-бытового труда так же значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для творчества (рисование, лепка и т. д., стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли и т. д.
Используя возросшие возможности ребенка и учитывая сформированные навыки, мама приучает ребенка к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, инициативу в выполнении порученных дел.
Дети данного возраста, в сфере труда в природе, начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Дети сами поливают растения, ориентируясь определять потребность во влаге. Мамы может разъяснить, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.
Возрастные рамки — от 5 до 6 (7) лет.
В данной возрастной группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
Мама привлекает ребенка к выполнению самых разнообразных поручений, особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени, а так же поручения общественного характера (помочь членам семьи). Увеличивается и объем детского труда. Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и самообслуживание еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности.
Дети могут опрыскивать растения из пульверизатора, сметать щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлить землю. В процессе труда мама может научить ребенка наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.
Перспективный план работы с родителями на 2011–2012 уч. год, область «Коммуникация» Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Цель: развивать партнерские отношения с родителями в сфере речевой деятельности.
Советы родителям гиперактивных детей 1. Хвалите ребёнка каждый раз, когда он это заслужил. Гиперактивные дети не воспринимают замечания взрослого,зато чувствительны похвале.