в практике судопроизводства древней греции сикофанты
СИКОФАНТ (др.-греч. συκοφάντης, от σῦκоν «смоква» и φαίνω «доношу»)
Первоначально должностное лицо, следившее за тем, чтобы не нарушался запрет на вывоз из Афин фиг.
В V–IV вв. до н.э. сикофантами в Афинах называли добровольных обвинителей, привлекавших состоятельных людей к суду по делам, связанным с конфискацией имущества. Афинское законодательство разрешало всякому желающему выступать таким обвинителем. Поскольку сикофанты получали определенную часть имущества осужденного, то для некоторых людей доносы превратились в род профессиональной деятельности и основной источник дохода. Такого рода доходы считались позорными, а деятельность сикофантов – презренной. Процессы возбуждались главным образом против богатых и знатных афинян, при этом доносчиками двигала не только жажда наживы, но и социальная зависть.
Сикофантство было настоящей язвой афинской демократии. Состоятельные граждане, опасаясь сикофантов, часто предпочитали откупиться от них. Против доносчиков принимался ряд мер юридического характера. Так, если обвинитель не получал пятой части голосов судей, то на него налагался штраф в 1000 драхм и он лишался права впредь возбуждать подобные преследования. Народное собрание в Афинах имело право раз в год троих особенно деятельных сикофантов предать суду. Многих крупных афинских политиков терроризировали сикофанты. Так, согласно преданию, Никий так боялся сикофантов, что из-за осторожности никогда не обедал в гостях и не вступал в общие беседы, не желая дать повод для доноса на себя (Плутарх. Никий, 5, 1). Первое, что сделали Тридцать тиранов, придя к власти в 404 г. до н.э., это арестовали и казнили сикофантов (Ксенофонт. Греч. ист., II, 3, 12). Аристотель ставил сикофантов в один ряд с аферистами и негодяями (Аф. пол., 35, 3).
Яркую характеристику сикофанту дает Демосфен. Он сравнивает сикофанта с ехидной или скорпионом, который, подняв жало, ищет, кому бы причинить зло. Оратор призывает граждан не терпеть доносчиков и избавляться от них (XXVI, 96). Сикофантов в своей комедии «Плутос» высмеивал Аристофан. С доносчиками боролись не только в Афинах. Так, законодатель Харонд установил карательные меры против лжесвидетелей. Слово «сикофант» в новое время стало синонимом доносчика, шантажиста и шпиона.
Кто такие сикофанты
В раздумьях я бродила- билась птицей оклеветанной и вот нашла!
А что, сейчас я расскажу и может быть кому-то станет ясно, что с нашей жизнью может сделать сикофант.
Известно со времён далёких была профессия такая.
И поощрялся государством сикофант!
Итак, я начинаю говорить о сикофантах.
Сикофанты.
В Древней Греции была такая профессия.
«Сикофа;нт (др.-греч. ;;;;;;;;;;, от др.-греч. ;;;;; — «фига» и др.-греч. ;;;;; — «доношу») — доносчик, клеветник, шантажист. «
Сикофанты процветали в период демократии. Они шли на любые виды мошенничества, в преследованиях состоятельных граждан.
Народ всегда с завистью от носился к государственным деятелям, к полководцам и вообще ко всем богатым и влиятельным людям.
Поэтому доносы на богатых людей всегда поддерживал.
Сикофанты поощрялись государством денежными вознаграждениями. И чем больше обвинений поступало в адрес жертвы, тем больше платили сикофантам.
Сикофант собирал сведения о влиятельных людях и предоставлял в суд. Афинское законодательство позволяло каждому гражданину государства заниматься сбором сведений против любого влиятельного и обеспеченного человека.
Бедные люди могли делать какие угодно проступки, они не были интересны сикофантам. По причине, что с них нечего было взять.
Сикофанты собрав порочащие сведения предъявляли их жертве. И если та отказывалась платить выкуп, сдавали дела в суд.
Сикофанты держали в страхе состоятельных граждан.
Яркую характеристику сикофанта даёт Демосфен, сравнивая его со змеёй и скорпионом, которых следует уничтожать.
» Сикофант, по выражению некоторых, это собака демоса, которая тех, кого выдаёт за волков, не кусает, а наоборот, овец, которых будто бы защищает, сама пожирает.
Его ум не направлен ни на одно доброе государственное дело. Сикофант не занимается ни искусством, ни земледелием, ни ремеслом, ни с кем не вступает в дружественное общение. Он ходит по площади, как ехидна или скорпион, подняв жало, устремляясь то туда, то сюда, высматривая, кому бы причинить беду, поношение, зло и, нагнав на него страх, взять с него денег … «
Сикофантство было настоящей язвой афинской демократии.
Однажды напал на богатого человека сикофант. Стал сочинять всяческую клевету и запугал его почти до смерти. При этом шантажировал и вымогал у него деньги.
Обратился за советом человек к мыслителю Софоклу.
И тот посоветовал найти хорошего юриста, который пристрастно изучил бы всю деятельность преследователя.
Результат оказался ошеломительным.
Этот метод по защите чести и достоинства граждан стал называться методом Софокла.
. Таким человеком оказался Архедем.
Об этом пишется в «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта. В 9 главе 2-й книги описывается разговор Сократа и Критона о сикофантах.
А именно :
» Архедем смотрел на дом Критона как на своё пристанище и уважал его. У одного из сикофантов, нападавших на Критона, он сразу открыл много преступлений, разыскал и много врагов его; он обратился в государственные службы, где о самом сикофанте решался вопрос, какому наказанию или штрафу его надлежит подвергнуть. Сикофант, знавший за собою много скверных дел, употреблял все усилия, чтобы отделаться от Архедема. Но Архедем не отставал от него, пока тот не оставил в покое Критона и не дал денег самому Архедему. (…) «
Архедем с удовольствием оказывал помощь друзьям попавшим в беду.
Сикофанство процветает и в наше время.
Их жертвами становятся многие успешные люди, или не понравившиеся сикофантам.
Ведь клевету сикофантов никто не проверяет. Им верят на слово.
Многие люди паразитируют и добиваются успехов за счёт клеветы на талантливых и успешных представителей социума.
Таким образом они расчищают себе путь к славе.
Особенно любят сикофанты противопоставлять себя выбранной жертве.
Всячески восхваляя себя и унижая, обесценивая выбранную яркую личность.
Или, простого, обычного хорошего человека.
Прежде чем верить сикофанту, оглянитесь!
Сикофант
Происхождение этого слова неясно; большинство греческих толкователей указывают на связь его с запретом вывозить из Аттики смоквы.
Содержание
История возникновения термина
Схолиаст в послании к Аристофану рассказывает, что однажды во время голода в Аттике тайком были сорваны плоды на священных смоковницах и что при судебном расследовании этого дела лиц, которые могли указать виновных, назвали сикофантами.
Роль сикофантов в древней Греции
В период расцвета афинской демократии это слово приобрело политическое значение: оно означало многочисленный класс профессиональных обвинителей, ябедников, сутяг, которые ради личной наживы заводили процессы, чтобы, запугав кого-либо судом, вынудить отступную плату или, в случае выигрыша процесса, получить часть отобранного по суду имущества. Афинское законодательство разрешало всякому желающему выступать обвинителем против нарушителей государственных законов, причём за успешное обвинение обвинителю давалась в награду известная часть поступавшей в виде штрафа суммы или имущества, отнятого по суду у ответчика. Само это правило уже предполагает возможность злоупотреблений, тем более что народ с завистью относился к выдающимся государственным деятелям, ораторам, полководцам и вообще ко всем богатым и влиятельным людям, которых главным образом и беспокоили сикофанты. Чем больше обвинений предъявлялось перед судом, тем больше пеней поступало в распоряжение судей и казны. Вследствие этого к обвинителю в уголовном деле, как и к истцу — в частном относились снисходительнее, и деятельность сикофанта стала доходной.
Сикофанты держали в страхе состоятельных граждан. В биографии Никия Плутарх пишет:
Он давал деньги как тем, кто мог ему делать зло, так и тем, кто заслуживал благодеяний, и вообще его трусость была доходной статьёй для скверных людей … Он так боялся сикофантов, что не обедал ни у кого из сограждан, не вступал в разговоры, не имел общения, но, когда занимал должность, до ночи был в палате стратегов, из совета уходил последним, а приходил туда первым.
Несмотря на бесстыдство и продажность сикофантов, они считались до некоторой степени нужным элементом в государстве. Совсем без таких добровольных обвинителей закон и суды были бы бессильны, а между тем не всякий готов был взять на себя эту роль. Сами они указывали на себя как на ревностных патриотов. Некоторому риску они всё-таки подвергались: по закону, всякий обвинитель, не получивший в свою пользу одной пятой части голосов судей, подвергался штрафу в 1000 драхм и лишался права на будущее возбуждать судебное преследование против кого-нибудь.
Яркую характеристику сикофанта даёт Демосфен, сравнивая его со змеёй и скорпионом, которых следует уничтожать.
Сикофант, по выражению некоторых, это собака демоса, которая тех, кого выдаёт за волков, не кусает, а наоборот, овец, которых будто бы защищает, сама пожирает. Его ум не направлен ни на одно доброе государственное дело. Сикофант не занимается ни искусством, ни земледелием, ни ремеслом, ни с кем не вступает в дружественное общение. Он ходит по площади, как ехидна или скорпион, подняв жало, устремляясь то туда, то сюда, высматривая, кому бы причинить беду, поношение, зло и, нагнав на него страх, взять с него денег … Непримиримый, блуждающий, необщительный, он не знает ни расположения, ни дружбы, ничего такого, что испытывает порядочный человек. Он ходит, окружённый тем, чем окружены нечестивые в Аиде, как их рисуют живописцы, — проклятием, руганью, завистью, раздором, враждой.
Многие аттические писатели указывали на общественный вред сикофантии (Аристофан, Демосфен, Эсхил и др.); против неё был, наконец, издан закон, но она все-таки продолжала существовать, пока существовала демократия. Сикофанты играли на судах почти ту же роль, как демагоги — в народных собраниях: служа орудием для осуществления целей демагогов, они составляли не лишённый силы элемент демократии; иногда класс сикофантов даже оправдывали, считая его необходимым в политических целях (Эсхил, «Против. Тим.», § 20).
Совет Сократа [2]
В «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта в 9 главе 2-й книги описывается разговор Сократа и Критона о сикофантах. На жалобы Критона, Сократ советует ему «держать человека, который хотел бы и мог отгонять от тебя тех, кто вздумает напасть на тебя». После этого они нашли Архедема — «очень способного, полезного и бедного человека».
Архедем смотрел на дом Критона как на своё пристанище и уважал его. У одного из сикофантов, нападавших на Критона, он сразу открыл много преступлений, разыскал и много врагов его; он обратился в государственные службы, где о самом сикофанте решался вопрос, какому наказанию или штрафу его надлежит подвергнуть. Сикофант, знавший за собою много скверных дел, употреблял все усилия, чтобы отделаться от Архедема. Но Архедем не отставал от него, пока тот не оставил в покое Критона и не дал денег самому Архедему. (…)
Архедем с удовольствием услуживал Критону, и не только самому Критону жилось покойно, но и друзьям его.
Частная и общественная жизнь греков.
Правосудие.
1. Право частной мести.
В первобытной Греции преследование за убийство ложилось не на общественную власть, а на родственников жертвы, и осуществлялось не судом, а посредством оружия. Одним словом, война одной семьи против другой представляла единственный способ пресечения преступлений.
Легко представить себе происходившие вследствие этого беспорядки. Поэтому уже с ранних времен почувствовалась необходимость заменить указанный обычай другим, менее варварским. Таким средством явился выкуп, т. е. особая сделка, по которой виновный выплачивал протори и убытки, чем обеспечивал себе жизнь и имущество. Очень возможно, что этот обычай постепенно переходил в право и что договоры подобного рода первоначально обусловливались соглашением сторон, а потом уже сделались обязательными. В гомеровскую эпоху этот обычай достигает уже полного развития. Одна из с. 453 изображенных на щите Ахилла сцен описывается поэтом таким образом:
В другом месте Аякс говорит так:
(Там же, IX, 632 и сл.).
2. Аристократический характер суда.
Составление и обнародование во всеобщее сведение законов было, таким образом, большим шагом вперед. Невозможно установить с точностью время, когда произошла эта реформа. Мы знаем только имена некоторых из законодателей, взявших на себя эту задачу: Дракон и Солон в Афинах (VII и VI века), Питтак в Митилене (VI век), Залевк в Локрах (VII век), Харонд в Катане (VII век). Когда законы, которыми пользовались судьи какого-нибудь города, становились известными обывателям последнего, они менее зависели от судебного произвола. Но если в демократических государствах вводились кроме того суды присяжных из народа, то в аристократических монополия правосудия продолжала находиться в руках небольшого числа должностных лиц. Таким образом, в Спарте гражданские процессы разбирались царями или эфорами, а уголовные — Советом.
3. Суды присяжных.
Чтобы быть присяжным, надо было достигнуть 30-летнего возраста и пользоваться всеми гражданскими и политическими правами. Достаточно было явиться к надлежащему должностному лицу, которое вносило в список присяжных. Несостоятельные люди долго воздерживались от несения обязанностей гелиаста, потому что они были очень трудны, а многие граждане должны были для поддержания своего существования иметь какую-нибудь работу. Благодаря Периклу эта обязанность сделалась доступной для всех, потому что он решил выдавать присяжным за каждое заседание от одного до двух оболов (6— 12 коп.); Клеон вскоре увеличил эту плату до 3 оболов (18 коп.). С того времени присяжные состояли главным образом из мелкой буржуазии. Многие смотрели на обязанности присяжных, как на источник средств существования.
Председателем бывал обыкновенно один из архонтов, но правило это не было безусловным. Если вопрос шел о военных преступлениях, прениями руководил стратег; если разбирались проступки, причинявшие вред казне, эту роль выполнял чиновник финансового ведомства, и т. д.
4. Отсутствие общественной обвинительной власти.
Характерной чертой афинского правосудия было отсутствие общественной обвинительной власти. У афинян не было чиновника, на котором лежала бы обязанность преследовать от имени общества людей, совершивших преступления и проступки. Это право в принципе принадлежало потерпевшей стороне. Обокраденный не мог возложить, как у нас, на должностное лицо обязанность отыскивать вора, собирать улики в его виновности и обвинять его перед судом. Все это должна была делать потерпевшая сторона. В некоторых случаях это право становилось обязанностью, например, при убийстве: с одной стороны, очевидна была необходимость карать за подобные преступления; но, с другой стороны, один обычай очень древнего происхождения предоставлял родственникам убитого привилегию мести за смерть; поэтому закон обязывал этих последних воспользоваться своим правом под страхом привлечения в противном случае к ответственности.
5. Сикофанты.
Сикофант (обращаясь к Хремилу и Кариону). — Эй вы, презренные, я уверен, что мои деньги — у вас.
6. Пытка.
Для восстановления на суде истины греки применяли те же приемы, что и мы; но, кроме того, они прибегали к пытке.
Аристофан в своей пьесе « Лягушки » (614— 621) сообщает некоторые подробности относительно пыток.
Демосфен упоминает еще и о колесовании.
7. Логографы.
Ссоры между греками были обычным явлением, и процессы в Афинах возникали очень часто. В Греции не было человека, который мог бы питать уверенность, что ему рано или поздно не придется предстать перед судом. Что же следовало предпринять, если противником человека, привлеченного к суду, было лицо, хорошо владеющее словом?
Это значительно упрощало задачу человека, являющегося перед судом. Тем не менее ему также приходилось приложить свой труд. Речь, которую на основании имеющихся в процессе данных написал по его просьбе для него логограф, тяжущийся должен был произнести перед судьями лично; читал ли он ее или произносил на память — нам неизвестно. Но всегда ответчик должен был являться сам на суд и лично произносить речь, а не держаться в стороне, как в наше время. Если ему приходилось иметь дело с таким же неопытным лицом, как он сам, беда была не велика. Но положение его было совершенно иным, если противником оказывался человек красноречивый от природы и в тонкости познавший тайны риторики, тем более, что это искусство производило обаятельное влияние на судей.
8. Клятва гелиастов.
« Я буду голосовать согласно законам и постановлениям афинского народа и Совета 500. Когда закон не будет давать указаний, я поступлю согласно с моей с. 463 совестью, без пристрастия и ненависти. Я буду подавать голос только относительно тех дел, которые составят предмет преследования. Я буду выслушивать истца и ответчика с одинаковым чувством благосклонности.
Клянусь в этом Аполлоном, Зевсом и Деметрой. Если я сдержу свое слово, да будет мне благо; если я нарушу его, да погибну со всем моим родом! »
По изображению Аристофана, Филоклеон, этот тип афинского судьи, ни добр, ни зол, но он глуп, сумасброден, эгоист, не имеет понятия о добре и зле и видит в исполнении своих обязанностей средство удовлетворить своим страстям или предрассудкам. Попробуйте-ка доверить суду из 500 или 600 судей честь и жизнь граждан; поручите-ка им разрешение запутанных вопросов, где необходимо знание права или где дело связано с судьбою государства; даже больше того: приведите-ка на этот суд из афинских граждан их подданных или союзников, с которыми они склонны обращаться, как с существами низшими или врагами, и которые пожалуются на вымогательства, совершенные по отношению к ним каким-нибудь афинским чиновником, — какого правосудия можете вы ожидать? Даже в том случае, когда присяжные добросовестны и проникнуты стремлением судить правильно, они, вследствие своего невежества и предрассудков, постановили бы произвольный приговор. Если же они недобросовестны, то трудно предвидеть, до какой степени дойдет их глупость, побуждаемая скупостью. Филоклеон судит вкривь и вкось, взламывает печать на завещании, наперед подает свой голос с обвинением, не выслушав даже дела и руководясь только своим капризом и личными интересами.
10. Афинский присяжный по описанию ораторов.
Дошедшие до нас речи ораторов дают возможность догадаться, что афинский присяжный был человек с. 465 посредственной честности, с ограниченными умом и мало знакомый с законами. Он был чувствителен к красноречию, желал судить по совести, но отличался большой страстностью, чересчур проникался личными интересами, был очень склонен руководиться посторонними для дела соображениями, покровительствовал тем, кто льстил его предрассудкам или кто разделял его мнение.
Самым действительным средством выиграть процесс было не доказывать свое право, а расписать себя перед присяжными прекрасным гражданином, с большой готовностью уплачивавшим подати, исполнявшим военную службу и приносившим тяжелые жертвы на пользу республики.
Всякая защитительная речь подразделялась обычно на две части. Первая посвящалась обсуждению дела; во второй обвиняемый восхвалял свои гражданские добродетели и старался умалить достоинство противника, радуясь, если можно было с некоторой вероятностью приписать ему аристократические стремления, а себя выставить ревностным демократом.
11. Заседание присяжных (гелиастов).
Представим себе, что разбирается судебное дело по иску Демосфена, вчиненному им своему опекуну Афобу.
Гелиасты входят в суд и занимают свои места на деревянных скамьях. При входе каждый из них получает свинцовый жетон, который обменивается им при выходе на 3 обола (18 копеек). Это — вознаграждение за его присутствие на суде. Место председателя занимает архонт-эпоним. Он садится на высокое седалище, а около него располагается его секретарь. На мраморном столе ставится урна ( κάδισκος ) для собирания голосов и особого вида ваза ( ἐχῖνος ), в которой помещаются запечатанные документы, относящиеся к делу. Заседание ведется с. 467 публично, и судьи отделяются от присутствующие деревянной перегородкой.
Гелиасты сейчас же встают и начинают обмениваться впечатлениями. Каждый сообщает свое мнение соседу, и большинство громко высказывается за Демосфена. Но вот на эстраде появляется Афоб. Архонт требует молчания и едва может водворить его: в такой мере присяжные склонны к болтовне.
Афоб выучил на память превосходную речь, составленную ему одним видным логографом. Произнесение этой речи отличается как искусством, так и уверенностью. Его поддерживают криками многочисленные друзья, рассеянные в публике и образующие настоящую клаку. В конце концов он не довольствуется с. 468 чтением свидетельских показаний. Для большого эффекта он просит свидетелей стать около него и предлагает им вопросы. Но все это не ведет ни к чему. Гелиасты своим ропотом, вопросами, знаками нетерпения показывают, что его доказательства не трогают их. Некоторые требуют даже, чтобы его лишили слова. Тем не менее он пользуется своим правом до конца и хочет удержать его и дальше. Но, как только вода из клепсидр вытекает, архонт прерывает его. Затем идут прения, пока председатель не объявляет об окончании их.
Среди шумных разговоров присяжные направляются к эстраде, и каждый из них бросает в урну белый камешек, если подает в пользу Демосфена, или черный, если считает его виновным. Когда голосование оканчивается, урну опрокидывают на мраморный стол; председатель подсчитывает голоса и объявляет о результате, благоприятном для Демосфена. Теперь дело идет об определении суммы, какую Афоб должен вернуть Демосфену. Демосфен предъявляет иск на десять талантов. Тот предлагает гораздо меньше, — быть может, один талант. Происходит другое голосование, также с помощью белых и черных камешков, смотря по тому, принимается ли сумма истца или ответчика, и при счете голосов обнаруживается, что Афоб приговорен к возвращению десяти талантов. Этот приговор безапелляционный. Отныне для Демосфена трудность будет заключаться во взыскании этой суммы. Общественные власти не придут к нему на помощь. Он может рассчитывать только на самого себя, и, быть может, единственным средством для него явится насильственный захват имущества Афоба.
12. Захват имущества.
Суд приговорил одного афинянина к уплате известной суммы некоему Теофему, который путем захвата овладел имуществом своего должника.
13. Наказание за убийство.
Убийство рассматривалось афинянами с трех различных точек зрения. Во-первых, оно наносило ущерб интересам семьи покойного. Потому-то преследование за него возлагалось на родственников жертвы. Во-вторых, с. 471 оно причиняло вред всему обществу, отымая от него одного из членов. Наконец, оно было прямым оскорблением божества: боги, творя человека, назначали ему определенную продолжительность жизни, поэтому обрывать его жизнь значило идти против их воли.
14. Разные виды наказаний.
16. Политические процессы.
В Афинах всякий человек, пользовавшейся хоть какой-нибудь долей политической власти, был ответствен за с. 474 свои действия, и у него могли потребовать в них отчета пред судом. Этот принцип применялся не только к чиновникам, заведовавшим государственными финансами, к стратегам, руководившим какими-нибудь внешними военными предприятиями, или к архонтам, которые ведали правосудие. То же правило прилагалось к частным лицам, которые вносили какое-нибудь предложение народу или Совету. Всякое предложение закона должно было исходить от известного человека, который считался его единственным автором, даже когда это предложение было одобрено Советом Пятисот и принято народом.
17. Процесс по поводу венка.
После Херонейской битвы (в августе 338 г. до Р. Х.) афиняне спешно ввели некоторые оборонительные меры, оказавшиеся бесполезными, так как был заключен мир. Однако, одна из принятых мер, а именно: восстановление афинских и пирейских городских стен, не была отменена и после заключения мира. Постановление это было принято в мае 337 года по предложению Демосфена, а с июня была назначена, согласно обычаю, комиссия из 10 граждан, на которую возлагалось административное руководство работами. Демосфен вошел в состав этой комиссии и должен был, как член ее, выполнить десятую часть предполагавшейся работы. Общественная казна предоставила в его распоряжение 10 талантов с. 475 (около руб.), а он присоединил сюда из собственных средств 100 мин (около 3700 руб.).
Это происходило в 336 г., за несколько дней до смерти Филиппа. В течение 6 лет дело не разбиралось, и суд состоялся только в 330 году. Почему произошло такое запоздание? По-видимому, ни тяжущимся сторонам, ни судьям незачем было торопиться. Македония была всемогуща, и свободы слова не существовало. Обстоятельства сделались более благоприятны, когда Александр углубился в верхнюю Азию. Тогда дело было передано суду присяжных.