в проектной деятельности мастера педагога теоретического обучения не выделяются этапы

Роль проектной деятельности в работе педагога

в проектной деятельности мастера педагога теоретического обучения не выделяются этапы Жанна Банман
Роль проектной деятельности в работе педагога

Дошкольное детство важный этап в формировании будущей личности. Каждый ребенок обладает огромными потенциальными возможностями, которые у ребенка либо реализуются и развиваются либо нет.

Огромное влияние при этом имеет среда, в которой вырастает ребенок. И для того, чтобы ребенок нормально рос и развивался необходимо создать оптимальные условия. Причем, среда может как активировать развитие ребенка, так и тормозить его. Значительную часть жизни ребенок проводит в коллективе детского сада, поэтому очень важно обеспечить подрастающей личности все материальные и нематериальные условия для развития.

В своей работе по воспитанию и образованию детей я использую различные методы и формы работы: от традиционных до инновационных и современных. Хочу остановиться именно на последних, потому что по результатам работы видна эффективность применения таких нетрадиционных форм работы с детьми. В своей работе я часто применяю метод проектирования, а также активно внедряю в образовательный процесс информационные и коммуникативные технологии.

Проектная деятельность уникальна, ведь мало того, что она интегрирует несколько методов обучения и воспитания, также она позволяет активно вовлекать в образовательный процесс родителей. Посредством проектной деятельности развивается как личность ребенка, так и его познавательные и творческие способности. Сегодня метод проектов актуален и очень эффективен.

Что касается работы с родителями, то хочется отметить то, что вовлечение родителей в совместные проекты, также благотворно влияет на установление детско-родительских отношений, на активность родителей в совместной воспитательно-образовательной работе. К примеру, начав работу над нашим проектом «Увлекательная астрономия», мы провели анкетирование родителей с целью выявления уровня их знаний в области астрономии. Результаты этого анкетирования, показавшие на пробелы даже в элементарных знаниях в области астрономии, повысили заинтересованность родителей к совместной работе. Они с радостью создавали альбомы о космосе, творили и мастерили с детьми подделки, участвовали в наших интеллектуальных состязаниях. Я, считаю, что именно такие непринужденные формы привлечения родителей к нашей работе, открывают «новые двери» взаимоотношений и взаимодействия родителей и педагогов.

Также стоит упомянуть о краткосрочных проектах, которые также помогают при пополнении предметно- развивающей среды, позволяют глубже окунутся в ту или иную тему, развивают творчество и интерес детей к чему-то новому, еще неизведанному. Например, необходимость создания в группе Мини – музея «Мир театра» побудила нас к работе над новым краткосрочным проектом «Мир театра». Сейчас театр – место для большинства детей незнакомое, неизведанное, отдаленное, поэтому заинтересованность детей была высока. Работа также проходила в 3 этапа, но итогом и продуктом работы были не только знания детей, а именно создание музея тетра. Работа с детьми базировалась на использовании не только образовательных приемов (беседы, рассказы, НОД, мастер-классы, продуктивная деятельность, но и на активном использовании развлечений и игр. Так, изготовив маски героев нескольких русских народных сказок, мы используем их не только в рамках театрализованной деятельности, но и с удовольствием облачаемся в этих персонажей, играя в подвижные игры, что подогревает интерес детей и побуждает к активному участию в этих играх.

Мастер-класс по изготовлению кукол для настольного театра настолько заинтересовал детей, что они дома вместе с родителями продолжали их изготавливать. К тому же наши родители были привлечены и к созданию творческой выставки на тему «Музейный уголок». Кто- то остановился на иллюстрациях из сказок, кто-то осмелился и собственными руками творил чудо (создавали куклы из различных видов театра, изготавливали костюмы, ширмы). Конечно же благодарностью и грамотами были отмечены все участники, но победителей мы наградили сладкими призами. Скорее всего родителей привлекла именно сказочность и волшебность данной работы, ведь они хоть не на долго, но смогли отвлечься от скучной реальности бытия. К тому же их удивило и очень порадовало наше представление с использованием новых экспонатов нашего театра.

Так наш мини-музей «Мир театра» в день своего торжественного открытия поражал красотой, творчеством и разнообразием.

Аналогично, были пополнены живой уголок, книжный, уголок экспериментальной деятельности.

Также я веду работу и над долгосрочными проектами. Например, проект по экологии «Мы экология друзья», который предполагал работу по 4 блокам, рассчитанную на весь учебный год. Целью данного проекта было ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей средой, ее элементами и явлениями. Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна сегодня, и причиной этому экологическая обстановка на Земле, нерациональная и пагубная деятельность человека. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по экологическому воспитанию и образованию детей, чтобы заложить в маленьком сознании основы экологически грамотного и ответственного человека. Конечно же программа по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста содержит работу по экологическому воспитанию детей, но в связи с уникальностью метода проектной деятельности такой подход показался мне наиболее актуальным и подходящим. Ведь очень важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, подобрать необходимые методы и приемы, а также привлечь к активному сотрудничеству и родителей, которые также играют немаловажную роль в формировании экологической культуры у ребенка.

Работа по данному проектувелась по 4 направлениям: животные, птицы, растения, охрана природы. Дети, не только в рамках НОД знакомились с объектами живой и неживой природы, но и получали возможность самим, на практике ощутить то что, ни одна картинка не в силах передать. Так, организованные совместно с родителями посещения зоопарка, сквера и выставки рептилий настолько эмоционально были приняты детьми, что их интерес возрастал, как и возрастало желание узнавать что-то новое. Большая роль в работе с детьми уделялась именно творческой, продуктивной и двигательной деятельности. Рисование, лепка, аппликации, работа с природным материалом, дидактические игры, подвижные игры, физ. минутки, заучивание стихотворений, потешек и песенок, отгадывание загадок, опыты, работа на участке, уход за цветами на клумбах – это все в сочетании с НОД дает большие результаты.

В работе с родителями было сложно заинтересовать, убедить в необходимости сотрудничества. Но после необычного родительского собрания с применением ИКТ, родители стали активно втягиваться в совместную работу. Они помогали нам в полевых работах на участке и огороде, изготавливали экологические знаки, сопровождали нас на экологические акции, прогулки, участвовали в создании выставок совместных творческих работ, в мастер-классах и семинарах. В общем, наша работа по экологическому проекту дала свои плоды, результаты это подтверждают.

Исходя из практики моей работы, хочу отметить то, что именно проектная деятельность, являясь интегрированным методом работы с детьми, позволяет разнообразить образовательный процесс, применять в своей работе индивидуальный подход, развивать творчество и активность детей, активизировать ранее не задействованные в работе методы и приемы.

Источник

Деятельность учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Деятельность учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания

.1. Выбор проблемы (те мы) проекта

Блок проблемы в ыбор и обоснование проекта

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Обсуждение и принятие общего решения но теме

Группа учащихся совместно с учи телем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами

1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта

Предварительно вычленяет под темы и предлагает учащимся для выбора

Вместе с учащимися проводит эту работу

Каждый ученик выбирает себе подтему

Активное обсуждение н предложение вариантов подтем. Каждый вы бирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование твор ческих групп

Проводит организационную работу по объединению школьников, вы бравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними и малые группы

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1. Подготовка материа лов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нуж но ответить, задание для групп, отбор литературы

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предла гает задания, вопросы для поис ковой деятельности и литературу. В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная

Участие н разработке заданий для младших, определение их сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов

2.2. Планирование техно логического процесса

Консультирует, координирует ра боту, стимулирует деятельность детей

Поисковая деятельность, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем и т.п.

2.3. Разработка докумен тации. Определение форм выражения итогов ( результатов ) проектной деятельности

Принимает участие в обсужде нии, контролирует по общим на правлениям

В группах, а затем в классе обсуж даются план деятельности, формы представления результата исследо вательской деятельности: видео-1 фильм, альбом, натуральные объек ты, литературная гостиная и т.д. 1

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

3.1. Организация рабоче го места

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Самоактуализация деятель ности. Исследовательская, творчес кая, информационная, социально значимая деятельность. Моделиро вание. Консультации при необходи мости

3.2. Выполнение техно логических действии

4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

4.1. Оформление резуль татов

Консультирует, координирует ра боту групп, стимулирует их дея тельность

Вначале по группам, а потом во взаимо действии с другими группами оформление результатов и соответств ии с принятыми формами

4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов

Организует экспертизу, напри мер, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т.д.

Доклад о результатах своей работы,. демонстрируя их

4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству де ятельностью детей, учитывая их оценки

Самооценка результатов, процесса себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия

Организация образовательного пространства

-достаточно обширную библиотеку (инфотеку), а в классах и других рабочих комнатах достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки, в любую минуту доступных ученикам и учителям;

лаборатории для свободных опытов;

компьютеры с доступом к разнообразным базам данных;

удобную для работы в группах расстановку мебели в классах;

выделенные внутри классных помещений, в коридорах и рекреациях уголки г де дети могут работать индивидуально или в небольших группах.

Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников будут:

— владение способами познавательной деятельности;

-умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;

— коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

-самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, прово дить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении

Тьютор помогает ребёнку не только при определении темы и цели проекта, но всех дальнейших этапах его реализации:

-владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультан том по методологии и технологии проектной деятельности;

— инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательн ости и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);

— предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (тьютор вместе с учеником «проживает» его проект);

— помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское деист вие;

— является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы к культуре и организовать работу над этими вопросами. ]

Появление тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образова ния, он выступает ключевой фигурой в реализации концепции гуманитарного об разования.

Тьютор не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации работы с материалом культуры. Задача тьютора — не ответ на инфор мационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребёнку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление её (с возможной корреляцией темы, целей и задач исследования), организация ре флексии ребёнком проделанного пути.

Предтечи, разновидности, последователи

Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было прежде всего в том, что советские педагоги делали принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов.

В 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» проектные методы были отменены как методическое прожектёрство.

«Дальтон-план»- X . Паркхерст состоял в выполнении учебной програм мы, разбитой на подряды (контракты), где указывались разделы, рекомендатель ная литература, контрольные вопросы, материалы для ответов на эти вопросы. Со гласно договорам, ученики обязывались выполнять в течение недели учебные задания и упражнения. Контракты составляли, учитывая силы и желания учащихся. Порядок, темп выполнения подрядов был личным делом учащихся. Предусматривались систематический контроль и проверка результатов деятельности учащихся

По материалам Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

Источник

Этапы проектной деятельности. Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся.

Содержимое публикации

Этапы проектной деятельности. Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся.

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности. Саморазвитие, компетентность, конкурентоспособность личности–это и есть приоритеты новой школы.
Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы.

Хотя проектная деятельность часто применяется в школах, но до сих пор еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата, сообщения до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Проект— работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.

Стадии работы над проектом — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Какова же структура проекта.

Любой проект состоит из нескольких этапов.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка.

Правило 5. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

2 этап: Организация деятельности

А). Постановка целей исследования. (что и для чего мы будем делать?)

Б).Задачи исследования. Выработка плана действий (как и с помощью чего можно это сделать?)

Г).Результаты исследования. (Анализ информации)

3 этап: Подготовка и представление готового продукта

Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Какую же роль проживает учитель в ходе руководства над проектом? На разных этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна.

— повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и

направляя их в направлении достижения цели

— компетентен в нескольких (не во всех!) областях

— может организовать доступ к ресурсам, в том числе к

— может четко спланировать и реализовать проект

«Человек, который задает вопросы»

— организует обсуждение способов преодоления

возникающих трудностей путем косвенных, наводящих

вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную

— поддерживает групповой процесс решения проблем

— дает четкий анализ результатов как выполненного проекта

в целом, так и отдельных его этапов

Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся отметками, можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное: «Все правильно» или «Надо бы еще подумать». Учителю необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьника вопросы.

В школьной практике используется проектная деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.
Проектные уроки проводятся на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников.

Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят со стороны учителя. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Источник

Доклад. «Этапы проектной деятельности. Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Этапы проектной деятельности. Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся.

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности. Саморазвитие, компетентность, конкурентоспособность личности–это и есть приоритеты новой школы.
Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы.

Хотя проектная деятельность часто применяется в школах, но до сих пор еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата, сообщения до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Стадии работы над проектом — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Какова же структура проекта.

Любой проект состоит из нескольких этапов.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка.

Правило 5. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

2 этап: Организация деятельности

А). Постановка целей исследования. (что и для чего мы будем делать?)

Б).Задачи исследования. Выработка плана действий (как и с помощью чего можно это сделать?)

Г).Результаты исследования. (Анализ информации)

3 этап: Подготовка и представление готового продукта

Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Какую же роль проживает учитель в ходе руководства над проектом? На разных этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна.

— повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и

направляя их в направлении достижения цели

— компетентен в нескольких (не во всех!) областях

— может организовать доступ к ресурсам, в том числе к

— может четко спланировать и реализовать проект

« Человек, который задает вопросы »

— организует обсуждение способов преодоления

возникающих трудностей путем косвенных, наводящих

вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную

— поддерживает групповой процесс решения проблем

— дает четкий анализ результатов как выполненного проекта

в целом, так и отдельных его этапов

Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся отметками, можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное: «Все правильно» или «Надо бы еще подумать». Учителю необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьника вопросы.

В школьной практике используется проектная деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.
Проектные уроки проводятся на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников.

Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят со стороны учителя. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *