в прошлом во многих странах существовало раздельное обучение мальчиков и девочек призывы вернуться

Образование

Раздельное обучение: За и против

в прошлом во многих странах существовало раздельное обучение мальчиков и девочек призывы вернуться

Казалось бы, раздельное обучение – это дело давно минувших дней, когда дворянских детей обучали в закрытых гимназиях и институтах благородных девиц. Но педагоги и психологи постоянно возвращаются к обсуждению вопроса, как мальчикам и девочкам все-таки лучше учиться: вместе или по отдельности. Более того, в России, да и других странах, появляются экспериментальные школы и классы, практикующие раздельное обучение. В институтах принцип «раздельного обучения» часто складывается стихийно: девушки в основном поступают на гуманитарные факультеты, молодые люди – на технические. То есть формально разделения нет, но на практике оно порой складывается. Давайте попытаемся разобраться, есть ли у этой идеи практический смысл.

История вопроса

До Революции в городских школах девушек и юношей обучали раздельно. Но надо понимать, что это было обусловлено в первую очередь неравноправным положением мужчин и женщин в обществе. Если мальчиков готовили к продолжению учебы и службе, то барышень воспитывали как будущих мам, хозяек, светских львиц – в общем, дам, приятных во всех отношениях. Естественно, набор дисциплин, качество и количество информации в мужских гимназиях и институтах благородных девиц был совершенно разным. Понятно, что сегодня такое разделение невозможно, да и совершенно не нужно.

После Революции мужчины и женщины получили равный доступ к образованию, вот обучение и стало совместным. Хотя во время войны мальчишек и девчонок снова разделили. Это было связано с тем, что ребят готовили к роли защитников Отечества: в их обучении физкультура и начальная военная подготовка занимали важное место. Впрочем, спустя десять лет этот эксперимент свернули, и мальчишки с девчонками снова сели за одни парты.

в прошлом во многих странах существовало раздельное обучение мальчиков и девочек призывы вернутьсяЗа

И все же у идеи раздельного обучения и сегодня находится много сторонников. Они говорят о том, что мальчики и девочки усваивают знания несколько по-разному, и, следовательно, при разном подходе способны учиться более эффективно.

К примеру, девочки быстрее развиваются, к тому же они прилежней, поэтому в начальных классах учатся лучше. Их чаще хвалят и спрашивают на уроках. В такой ситуации мальчишки, оказавшиеся в категории отстающих, теряют интерес к учебе.

При раздельном обучении можно выстроить работу таким образом, чтобы заинтересовать всех учеников. Например, в «мальчуковых» классах делать упор на соревнование и исследовательскую деятельность, а в «девчачьих» – спокойно и последовательно переходить от теории к практике. Мужчинам в обучении важна новизна, а женщинам – повторение материала. Кроме того, у девочек в массе своей лучше развит слух, так что громкий голос учителя они воспринимают, как крик. А мальчишки, когда учитель говорит тихо, теряют интерес и отвлекаются.

В старших классах часто складывается, что одни предметы больше интересны ребятам, а другие девчонкам. Так на уроках литературы в основном отвечают барышни, пока одноклассники-парни отсиживаются на задних партах. На физике и информатике – обратная ситуация. В раздельных классах и тем и другим не за кем прятаться.

Еще один аспект – социальный. Учителя, преподающие в «однополых» классах, уверяют, что при такой системе ученики не стесняются отвечать у доски или задавать вопросы, когда чего-то не поняли. Мол, при совместном обучении многие слишком бояться опозориться перед противоположным полом.

Сторонники раздельного обучения приводят доказательства своей правоты. Согласно исследованиям, в России ученики таких классов имеют более высокие оценки, выпускники в среднем выше своих сверстников и чаще поступают в вузы. К подобным выводам пришли и в Америке. В Англии исследование показало, что у женщин, закончивших школы с раздельным обучением, карьера сложилась успешнее, чем у их сверстниц из смешанных школ. А вот для мужчин, согласно тому же исследованию, в раздельном обучении плюсов никаких – зарабатывать больше сверстников они не стали, зато количество разводов в их семьях значительно выше.

в прошлом во многих странах существовало раздельное обучение мальчиков и девочек призывы вернутьсяПротив

Но противников у такой системы значительно больше, чем сторонников. Результаты исследований они подвергают сомнению. И вот почему: сегодня раздельное обучение практикуется только в некоторых частных и специализированных школах. А успехи детей в спецшколах всегда в среднем выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Так что дело тут, возможно, вовсе не в раздельном обучении.

Кроме того, гендерные различия в образовании не так уж сильны. У каждого ребенка свои психологические особенности, и не все дети подходят под стереотипные характеристики «мальчишек» и «девчонок».

При совместном обучении мальчики и девочки учат друг друга разному подходу к материалу, помогают друг другу подтягивать свои слабые стороны. Ведь эффективность обучения человека зависит и от того, кто его окружает. Скажем, если девочки всем классом не понимают математику, а мальчики спят на уроках литературы, эффективным такое обучение не будет, ведь низкий уровень знаний всеми принимается за норму. Такую ситуацию часто можно наблюдать в математических и гуманитарных классах.

Психологи говорят еще и о том, что совместное обучение важно для социальной адаптации детей. Если с ранних лет девочек отделять от мальчиков, в будущем у них могут возникнуть проблемы в общении друг с другом.

На практике получается, что раздельное обучение в одних школах способствует укреплению гендерных стереотипов, а в других – их разрушению. В первом случае мальчиков идеологически воспитывают как богатырей и защитников, а девочек – как будущих жен и матерей. При этом в каждом из классов делается упор на те предметы, которые больше соответствуют способностям тех и других. Во втором – в «однополых» классах детям пытаются помочь как раз с теми предметами, которые у них не так хорошо получаются. Скажем, девочки при отсутствии конкуренции с мальчиками лучше успевают в технических науках и в результате чаще поступают в соответствующие вузы.

А как, по-вашему, раздельное обучение в современном мире имеет смысл? Во время обучения вы замечали, что девушки и молодые люди усваивают материал несколько по-разному?

Кстати.

Сторонники раздельного обучения жалуются, что с определенного возраста девушки начинают уделять больше внимания своей внешности, чем учебе. А, по-моему, желание понравиться однокурсникам только мотивирует на учебные успехи.

в прошлом во многих странах существовало раздельное обучение мальчиков и девочек призывы вернуться

в прошлом во многих странах существовало раздельное обучение мальчиков и девочек призывы вернуться

в прошлом во многих странах существовало раздельное обучение мальчиков и девочек призывы вернуться

Le Teint Touche Eclat Тональная основа с эффектом сияния, Yves Saint Laurent

Ercin 6 Couleurs Fall 2015 Тени для век, Guerlain

High Impact Lip Colour Помада интенсивного цвета, Clinique

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *