в процессе обучения пению дошкольников
Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
Ольга Усольцева
Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Усольцева Ольга Юрьевна
МАДОУ «Детский сад №86», г. Березники
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение является одним из самых любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Дети поют везде – дома, на улице, в гостях, в детском саду, занимаясь игрой или другим видом деятельности. Обучение правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, память, певческий голос, который увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, что заряжает его жизненной энергией.
Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, упражняет и развивает дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, ребенок, невольно занимаясь пением, укрепляет свое здоровье. Но, самое важное, пожалуй, то, что пение активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому, в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры.
Однако, многолетний опыт работы в детском саду и результаты диагностики в последние годы, показывают, что дети стали петь крикливо, неестественным звуком, фальшиво интонировать, что особенно проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Были выявлены такие проблемы, как небольшой диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, отсутствие ансамблевого строя. Это и побудило меня к поиску новых технологий, методов и форм работы в данном направлении.
В своей практике я стала применять здоровьесберегающие технологии, обращать внимание на охрану детского голоса, ведь именно детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.
С целью охраны детского голоса учитываю певческий диапазон ребёнка при подборе репертуара. Осторожно использую крайние звуки его рабочего диапазона. Стараюсь оберегать голос от ненужного перенапряжения.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки, листочки и т. д.) Дыхательную гимнастику провожу в образно – игровой форме, применяю метод М. Стрельниковой.
Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции.Для этого использую: скороговорки, чистоговорки, речевые игры и артикуляционную гимнастики, пальчиковые игры.
Так же с своей практике применяю валеологические распевки, песенки-приветствия (О. Арсеневской, Е. Железновой, М. Картушиной). С них начинаю все музыкальные занятия. Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.Например: «Доброе утро!», «Здравствуйте ладошки», «Начнем занятие, друзья», «Ну-ка все встали в круг» и др.
Ознакомившись с новинками методической литературы, опытом педагогов-новаторов, я пришла к выводу, что продолжать работу по развитию певческих навыков не используя при этом специальных упражнений для формирования чистоты интонации, бессмысленно, поэтому огромное внимание уделяю такому виду деятельности, как распевание. Ведь именно распевание необходимо для четкого и ясного понимания звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких и низких звуков и закрепления их на практике голосом.
Распевки А. Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и низкое звучание голоса. Дети с удовольствием их разучивают, так как им понятны сюжеты, герои сказок, образные зарисовки, легкий, быстро запоминающийся текст. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса, и что немало важно, играть в них.
Такое игровоераспевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей.
3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
4. Игровое распевание может перейти плавно в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей.
Игровые распевки использую и в других частях занятия – еще одно уместное закрепление голосом высоких и низких звуков, занимает во времени это всего полминуты и проходит в игровой форме, использую при этом и атрибуты. Так, например, распевка «Дюймовочка и Жук»исполняется детьми как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на занятии движения. А распевки «Лиса и Воробей», «Кот и Мышка», «Медвежонок и Пчела» и т. д. использую, как игровые песенки, после которых проводится подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной полянке» логически и гармонично перетекают в музицирование. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме, и как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое необходимо в пении.
Дети воспринимают игровое распевание, как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций подогревает интерес к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Полученные на занятии навыки, ребята стали использовать и в самостоятельной деятельности, применять понравившиеся им игры и упражнения и в свободное от занятий время (в группах и дома).
Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных игровых приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста.
• М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» изд. «Скрипторий 2003» 2010г
• О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008г.
• 3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 1994.
• А. А. Евтодьева Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №1. – С. 44–47.
Презентация «Игровые методы и приемы В. В. Воскобовича в развитии математических способностей детей» Образовательная область «Познание» Тема: «В царстве у госпожи «Математики». Цель: Показать возможности применения игровой технологии В. В.
Игровое распевание, как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является.
Консультация для родителей «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему:«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»По образованию я профессиональная певица. Когда-то.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.
Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста ___ Слайд№1 Слайд№2 “Музыкальное.
Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях.
Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных.
Вокальная работа с детьми дошкольного возраста.
Ольга Каратунова
Вокальная работа с детьми дошкольного возраста.
Каратунова Ольга Алексеевна
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 5 детский сад «Золотой ключик» г. Люберцы, Московской обл.
ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Над нашей голубой планете с рассветом солнышко встаёт.
И льётся солнечная песня, и каждый эту песню ждёт.
Давайте за руки возьмёмся, давайте вместе песню петь,
Давайте просто улыбнёмся, и жить нам станет веселей!»
Для того чтобы научиться петь, необходимо обладать музыкальным
слухом, который есть у всех без исключения людей. Уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного, и его необходимо тренировать и развивать. Чем раньше начать развивать музыкальный слух, тем больших результатов можно добиться. Неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту, или иную песню, создают у ребёнка комклексы. На музыкальных занятиях такие дети чувствуют себя неуверенно, на просьбу петь громче, начинают кричать. Многие дети, так и не научившись петь, став взрослыми, сохраняют свою неприязнь к музыке. Поэтому, научить детей правильно петь, является главной задачей вокальной работы с детьми дошкольного возраста.
Пение – это основной вид музыкальной деятельности детей, это выражение душевных переживаний, поэтому именно оно является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает у них восприимчивость к музыке.В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому, при знакомстве детей с новой песней, необходимо исполнять её очень выразительно, или дать прослушать песню в исполнении детского хора или вокальной группы в записи. Если детям понятны слова песни, то они разучивают её с удовольствием. Таким образом, у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Постепенно дети познают жанровую основу песни. У детей формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. С помощью голоса, ребёнок выражает свои чувства,
Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Звук усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор) развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей не сильный, хотя порой и звонкий [2]. Поэтому необходимо избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Важным качеством певческого голоса ребёнка является «звонкость» и «полётность», которые обеспечиваются головным резонированием. Головное звучание – это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с его значением в организации самого процесса вокализации. Головное звучание возникает непроизвольно. Дети, обладающие хорошими вокальными данными, ещё не могут самостоятельно отправлять голос «в голову», что создаёт определённые трудности при исполнении песни. Занимаясь с такими детьми дополнительно, положительные результаты неизбежны.
Большую роль в достижении чистоты интонирования и облегчения чёткости дикции в пении играет правильный выдох. Благодаря грудному звучанию голос ребёнка становится более сильным, но полное его формирование не происходит даже у старших дошкольников. Очень важно обращать внимание на то, чтобы дети не пели громко и никогда, ни в коем случае, не требовать от них этого. Голос ребёнка при естественном «лёгком» звукообразовании, сам «идёт в грудь», становится более полным и темброво-богатым.
Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми рекомендуется использовать песни с удобной тесситурой, то есть такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие являются проходящими. Удобными (примарными) звуками чаще всего являются Фа(1 октава) – До(2 октава). Именно в этом диапазоне звучание наиболее лёгкое, естественное. Чтобы вызвать у детей интерес к новой песне,нужно использовать следующие методические приемы:
— показ иллюстраций, картин;
— чтение стихов, пословиц;
— приход в гости игрушек;
— использование наглядных пособий.
К шести годам некоторые дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте в пределах квинты, различают громкую и тихую музыку, отличают на слух правильное и неправильное пение. Такие дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Эти дошкольники, имея определённый фундамент своего музыкального развития, становятся активными на музыкальных занятиях, проявляют инициативу в самостоятельной игровой музыкальной деятельности, используя музыкальные уголки, которые можно организовать в групповой комнате каждой садовской группы. При общении с родителями была получена информация, что дети, находясь дома, самостоятельно организовывают Концерты – выступают сами и привлекают к участию в Концертах своих друзей и родственников.
В ходе вокальной работы с детьми, учитывая результаты диагностики музыкальных способностей детей, привело к созданию вокального кружка «Соловушка», занятия которого проводятся один раз в неделю, соответственно плану работы кружка. Пение в вокальном кружке объединяет детей общим настроением, раскрепощает их, создаёт условия для музыкального общения.
Занятия вокальной группы всегда начинаются с музыкального приветствия. Объясняя детям, что это занятие необычное – будем не говорить, а петь, и поэтому здороваемся не обычно – пропоём слово «Здравствуйте». Вначале музыкальный руководитель поёт слово «здравствуйте», а затем предлагает спеть детям всем вместе – ответить ему. Когда в процессе нескольких занятий дети правильно интонируют мелодию, мелодия приветствия изменяется по усмотрению музыкального руководителя. Соответственно, прощание в конце занятия, тоже звучит музыкально – дети поют «до свидания», изменяя мелодию каждый по-своему (импровизируя). В конце занятия у детей появляется весёлое настроение, а по их взглядам видно, что им не хочется уходить.
В вокальной работе с детьми на групповых и индивидуальных музыкальных занятиях, занятиях вокальной группы необходимо использовать различные методические приёмы:
* РАСПЕВАНИЕ. Начинать вокальную работу всегда необходимо с распевания. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче
* РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА.
Можно выделить несколько видов импровизации:
-Диалогическая импровизация состоит из вопроса и ответа. Дети поют по цепочке ответ на вопрос музыкального руководителя.Например: «мальчик (девочка, как тебя зовут?». Дети пропевают своё имя по жесту руки музыкального руководителя. Дошкольники очень любят выполнять такие задания, которые усложняются на следующих занятиях. Можно
предложить пропеть имена мам, пап и другие. Соответственно, прощание в конце занятия, тоже звучит музыкально – дети поют «до свидания», изменяя мелодию каждый по-своему (импровизируя). В конце занятия у детей появляется весёлое настроение, а по их взглядам видно, что им не хочется уходить.
-Импровизация на образную ситуацию. Дети по очереди поют песни своим игрушкам или разыгрывают предложенную сценку. Импровизация зависит от настроения. Если сломалась машина или упала кукла, дети мелодию или песенку поют грустно, печально, тревожно. Если речь идёт о новой игрушке, импровизация звучит весело, задорно, радостно.
-В процессе вокальной импровизации всегда необходимо стремиться к ладовому окончанию. Если поющий ребёнок закончил свою импровизацию на неустойчивом звуке, необходимо музыкальному руководителю допеть музыкальную фразу и завершить её тоникой.
-Импровизация мелодий на стихотворный текст. Вначале с детьми учится текст, выделяя главные слова, обращая внимание на кульминационные строчки. Затем дети выразительно читают текст. Теперь вокалистам можно предложить сочинить мелодию. Из разных вариантов мелодий дети и музыкальный руководитель вместе выбирают наиболее удачные. К следующему занятию музыкальный руководитель записывает мелодию и к ней добавляет гармонию. С большим удовольствием и гордостью звучат новые песенки, которые дети сами сочинили[4]!
Большое внимание уделяется развитию речи у детей: проговаривание скороговорок, фраз из разучиваемых песен, сложных в ритмическом отношении фраз. Эти приёмы помогают детям осваивать текст песни.Распевки часто рождаются сами собой: с детьми учатся коротенькие четверостишия, которые легко ложатся на несложную мелодию. Дети с удовольствием поют такие маленькие песенки в разном характере, с различной динамикой и темпом.
На занятиях вокального кружка детям очень нравиться петь дуэтом. Дуэты рождаются из жизни.Можно детям предложить позвать собачку: музыкальный руководитель поёт начало имени собачки, а дети по показу жеста руки вверх или вниз, поют окончание. Имена собачкам дети предлагают самостоятельно.Очень любят дети петь каноном: для этого музыкальным руководителем поётся фраза из знакомой песни, а потом эту фразу повторяют дети по очереди.
Для оптимальной организации всего певческого аппарата необходима правильная осанка при пении: плечи и корпус откинуты слегка назад без напряжения, как бы опираются на поясничные позвонки, что создаёт условия для свободной работы гортани. Такая осанка должна формироваться на фоне общего физического раскрепощения ребёнка, снятия зажатостей, работы над пластикой и коордионацией движений.
В процессе вокальной работы, детям даются теоретические знания, а так же дети знакомятся с музыкальной литературой.Дети усваивают понятия: композитор, дирижёр, жест движения руки дирижёра, жанры музыки и другие. Дети знакомятся с творчеством таких композиторов как, Кабалевский, Моцарт, Чайковский, Шаинский и другие. На занятиях дети учатся пользоваться выразительными средствами музыки (темп, динамика, ритм, регистр, мелодия, фраза, артикуляция, форма). Все эти средства доступны детям с самого раннего возраста и практически используются ими. Из года в год песенный репертуар подбирается очень тщательно, чтобы песни нравились детям, чтобы в них можно было показать разнообразный темп, динамику, характер.
Очень нравиться ребятам быть конферансье (ведущим). С этими ребятами проводится дополнительная работа: разучивается программа Концерта, проговариваются названия номеров, фамилий и имён исполнителей.
Хочется отметить выступление вокальной группы «Соловушки» на городских праздниках. Каждый год,1 июня, вокальную группу
приглашают выступать в ДК ш. «Антрацит» на праздничном Концерте ко Дню защиты детей.
Взаимодействие МБДОУ и семьи на всех этапах создания детских праздников формирует у родителей понимание значимости такого события для ребенка. Родители оказывают посильную помощь во время выступлений детей, сопровождают их на конкурсы и концерты.
Администрацией МБДОУ детского сада №45 «Жемчужинка» созданы необходимые условия для вокальной работы: организована развивающая среда в музыкальном зале, приобретены микрофоны для выступлений юных вокалистов, моделируются костюмы для выступлений, выделяются призы.
1. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» М. 2011,№4.// Нечаева И. Ю., Яровая Н. Е., Цыбульникова Л. Ю.,статья: Организация деятельности вокального кружка.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» М., 2006, №1//Шереметьев В.,статья: Хоровое пение в детском саду.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь //М. Музыка,1973.
4. Журнал «Музыкальный руководитель» М., 2005,№3//Тарасова К. В.,статья: К постановке детского певческого голоса.
5. В. Шереметьев, статья Хоровое пение в детском саду//Справочник
старшего воспитателя дошкольного учреждения, М. 2011, №4.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего возраста Физкультурно-оздоровительная работа в старшей группе «Пчелки» за 2015 – 2016 учебный год велась по следующим направлениям: создание здоровье.
Индивидуальная работа по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи. (Из опыта работы) Основным.
Коллективная работа ко Дню дошкольного работника. Сделана детьми подготовительной группы коллетивная работа ко дню дошкольного работника. выполнена детьим подготовительной группы. детский сад №9 «буратино» города пушкино московской.
Консультация для родителей. Тема: Логопедическая работа с детьми раннего возраста Для пропедевтики нарушений раннего речевого развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, необходимо.
Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом в условиях детского дошкольного учреждения Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особая категория детей, развитие которых в силу заболевания, отягощено не только двигательными,.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста Логопедическая работа с детьми раннего возраста. Основная задача коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста состоит в том,.
Мастер-класс «Портрет зимы». Коллективная работа с детьми 3-летнего возраста Вот и закончилась зима и сегодня в последний день Зимы мы решили еще раз вспомнить, чем занимались зимой, что узнали. А в конце итогом нашего.
Открытое занятие для учащихся 13 лет по дополнительной общеобразовательной программе «Фрэш». Раздел «Вокальная работа» Цель занятия: создание условий для акцентирования внимания обучающихся на приемах и методах вокальной работы, которые помогают справиться.
Оздоровительная работа по формированию здорового образа жизни с детьми дошкольного возраста Форма проведения (педагогическая мастерская) Цель: передача опыта использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Работа с детьми раннего возраста. Коллаж «Берегите лес» Работа с детьми раннего возраста Коллаж «Берегите лес» 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Он был учрежден Генеральной.