в процессе обучения технике бега необходимо учитывать следующие факторы
Техника бега на средние и длинные дистанции. Методика обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Техника бега на средние и длинные дистанции. Методика обучения
Бег на средние и длинные дистанции начинается с высокого старта. В беге туловище немного наклоне вперед, что позволяет эффективнее использовать отталкивание для быстрого продвижения. Голова держится прямо, взгляд направлен вперед. Руки двигаются свободно, предплечья расслаблены. Кисти при движении вперед поднимаются примерно на уровень от грудины до ключицы, при движении назад доходят до задней линии туловища. Амплитуда движения рук зависит от скорости бега.
Нога ставится упруго на внешний свод стопы с последующим плавным (безударным) опусканием на всю стопу. Постановка ног осуществляется по прямой воображаемой линии, носки не разворачиваются в стороны. При этом происходит амортизация за счет небольшого сгибания в суставах. Амортизация приходится на момент нахождения опорной ноги на одной линии с туловищем. Чем меньше опускается туловище при амортизации, тем более эффективно будет отталкивание. Отталкивание производится за счет выпрямления ноги во всех суставах.
Быстрый вынос маховой ноги облегчает отталкивание и способствует продвижению вперед. При этом пятка маховой ноги не поднимается выше середины бедра опорной. А в момент окончания отталкивания голень маховой ноги параллелен бедру опорной ноги.
Факторы, влияющие на результат в беге
Уровень общей выносливости, равномерность пробегания дистанции, техника бега, уровень максимального потребления кислорода.
Обучение делится на несколько этапов, которым присущи свои задачи. Невозможно обучиться правильной технике за одно занятие.
Учебно-методическое пособие «Методика обучения и техника выполнения бега. Легкая атлетика»
Ольга Мамлеева
Учебно-методическое пособие «Методика обучения и техника выполнения бега. Легкая атлетика»
Бег является неотъемлемой частью занятий спортом, физической культурой и по большей части повседневной жизни школьника.
Регулярные занятия бегом влияют на физиологию, мышление и самооценку, и это подтверждает наука. Бег и аэробные упражнения помогают в управлении стрессом, а также в преодолении тревожности. Бегуны лучше спят, а регулярные пробежки рекомендованы при нарушениях сна. Во время бега мы отвлекаемся от проблем и привычных мыслей. Как это работает?
Во-первых, гормон кортизол, который выделяется и во время стресса, и во время длительной нагрузки, помогает нам бежать лучше, поддерживая стабильный уровень сахара в крови. Поэтому после тяжелого нервного дня кортизол стоит использовать по назначению и на благо организму, то есть — побегать.
Во-вторых, пробежка делает нас спокойнее на уровне мозга — возрастает уровень гамааминобутировой кислоты (ГАБК, нейромедиатора мира и покоя, а также выключаются гены, связанные со стрессом.
В-третьих, бег успокаивает не только голову. Когда мы думаем про «нервы», то представляем себе головной мозг, верно? Но есть еще и периферическая, или автономная нервная система (АНС). Она влияет на работу внутренних органов и состоит из двух отделов. Симпатическая АНС отвечает за состояние «бей и беги» и активируется при стрессе. А парасимпатическая — за состояние «ешь и люби», и она активна большую часть времени.
Постоянный стресс может приводить к дисбалансу в работе двух АНС. Поэтому человек чувствует себя или постоянно на взводе, или, наоборот, слабыми и апатичными.
Хронический стресс влияет и на тонус блуждающего нерва. Этот нерв проходит от головы к органам туловища и отвечает за связь органов и тканей с центральной нервной системой. Именно благодаря блуждающему нерву наши эмоции отражаются на физиологических процессах.
Также бег является самым физиологичным процессом активности, так как ходьба и бег присущи человеку с детства и органичны для него.
Правильное выполнение техники бега является залогом оздоровления организма и отсутствия травм во время занятий физической культурой вообще и бегом в частности.
Техника бега по дистанции: набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища, без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции нужно стремиться выполнять широким шагом, с активным проталкиванием.
Обращаем внимание на активный вынос бедра вперед-вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику бега, нужно с первых занятий стремиться бежать на передней чести стопы, руки должны работать вдоль туловища по ходу движения, кисти расслаблены, полусогнуты, взгляд направлен вперед, дыхание ритмичное.
Методика выполнения по этапам
1) Пробегание с различной скоростью отрезков 40 – 80 м.
2) Специальные упражнения для овладения техникой (бег у гимнастической стенки, работа рук на месте, бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с захлестыванием голени, бег спиной вперед, бег с перекрестным схождением ног и пр).
3) Бег с ускорением и нарастанием ритма.
4) Бег со скоростью 80 % от максимальной на отрезках 40 – 60 м.
5) Бег в полную силу 40 – 60 м.
Рекомендации: беговые упражнения и ускорения необходимо выполнять без напряжения, свободно. Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности. После каждого ускорений педагог обращает внимание на основные ошибки, предлагая устранить их в очередной пробежке. Указание на комплекс ошибок не позволяет учащемуся самостоятельно устранить все указанные ошибки, так как их нужно устранять по олдной под руководством и контролем педагога
Основные ошибки: голова запрокинута назад, непрямолинейный бег, верхняя часть тела раскачивается, руки движутся поперек тела, верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед, постановка ноги с пятки, ноги ставят на грунт непрямолинейно, широкий сед, носки развернуты наружу, стопа становится или сзади, или на уровне коленного сустава, нет активного загребания стопой, подняты плечи, закрепощаются руки, толчок направлен вверх, а не вперед.
Виражный бег (бег по виражу)
Техника
Техника виражного бега имеет несколько особенностей, что представляет сложность овладения этой техникой обучающимися самостоятельно: при беге по виражу для преодоления действия центробежной силы необходимо наклонить туловище влево, стопы ставить с небольшим поворотом влево, правая рука движется больше внутрь, левая – наружу, выход из поворота на прямую сопровождается плавным уменьшением наклона.
Методикаовладения виражным бегом:
— имитация движения рук на месте (активное, более широкое движение правой вовнутрь)
— вбегание и выбегание на прямую из или в круг
— бег змейкой, бег по кругу радиусом 10 – 20 м.
— бег с ускорением по виражу с ускорением на отрезках 60 – 70 м.
— бег с ускорением по виражу по большой и малой дуге
Рекомендации: обратить внимание на необходимость бежать свободно и следить за своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением движений рук и ног, разворотом стоп влево, более широкой и свободной работой правой руки.
Низкий старт и стартовый разбег
Техника
Для лучшего упора ногами при старте применяются колодки. Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35 – 45 см от стартовой линии (1 – 1,5 столы, а задняя – 70 – 85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 – 50°; а задней – 60 – 80°. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18 – 20 см.
Низкий старт выполняетсяв такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2 – 3 м. назад и сосредоточивает внимание на предстоящем беге.
По команде «На старт!» бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги – в переднюю колодку, и опускается на колено с зад стоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки у линии опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую линию. По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20 – 30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100 – 130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки.
Стартовый разбег выполняется на первых 7 – 14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании. Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна – силы ног, длины тела, физической подготовленности.
Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.
Методика выполнения:
— Бег из различных положений высокого старта, 15 – 20 м.
Используются упражнения: И. П. – встать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища. Выполнение – падая вперед, начать бег; И. П. – то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади. Выполнение то же; расстановка колодок вместе с бегуном, отработка команд «На старт!» и «Внимание!»; выбегание со стартовых колодок; апробация низкого старта при беге дистанции в 20-30 м;
— Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м.
— из положения планки осуществлять подъем колена к груди поочередно каждой ногой от 5 до 30 раз.
Финиширование усилия бегуна на последних метрах дистанции.
Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемую плоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с максимальной скоростью, выполняя на последнем шаге бросок в финишном створе грудью или плечом.
Методика
— Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад.
— То же, в спокойном и быстром беге.
— Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью.
Рекомендовано следующие упражнения выполнять сначала самостоятельно, а затем в группе по 3-5 человек.
Возможны типичные ошибки: финиширование прыжком, остановка сразу после финиша, ранний наклон туловища.
Учебно-методическое пособие по ОБЖ для 5–8 классов «Пожарная безопасность» «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Учебно-методическое пособие Автор – составитель: Грибанова Наталья Иосифовна, преподаватель-организатор.
Методическое пособие «Речевые кубики» Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры». Для детей с ОВЗ игровая деятельность.
Методическое пособие «Веселый огород» Начался новый учебный год и значит, что впереди нас всех ждут новые открытия, увлекательные исследования, интересные мероприятия и чтобы.
Методическое пособие «Волшебные круги» Хочется сделать такие методические пособия, которые могут не только развивать детей, а еще и вовлекающие в игру. Надеюсь, что к Волшебным.
Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Методическое пособие «Народный эко-календарь» В рамках программы по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников «Азбука эколят»» я разработала народный экологический календарь.
Методическое пособие «Светофорчик» Предлагаю вашему вниманию методический материал для занятия ПДД «Светофор». Его можно использовать на играх и занятиях с детьми. Для изготовления.
Учебно-методическое пособие «Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет» «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский) Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень.
Учебно-методическое пособие лэпбук «Путешествие по сказкам» Мне так понравилось делать лэпбуки, что я теперь сделала Лэпбук по теме «Путешествие по русским народным сказкам» для детей младшего дошкольного.
Методика обучения техники бега на короткие дистанции
Наталья Демидова
Методика обучения техники бега на короткие дистанции
Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики. Однако, техника спортивного бега значительно отличается своей эффективностью от техники обычного бега.
При беге на короткие дистанции развиваются максимальные усилия, и это создает предпосылки для возникновения скованности и искажения рациональной формы движений и целесообразной координации усилий, что развиваются. Все это вызывает лишние энергозатраты и снижает частоту рабочих движений.
Следует с первых же занятий уделять большее внимание сохранению свободы движений и предупреждению возникновения скованности. Стремление новичка проявить себя с лучшей стороны приводит к чрезмерным напряжениям и искажению естественных движений. На формирование правильной координации сокращения и расслабления мышц тела бегуна отрицательное влияние оказывает раннее начало обучения бега со старта, особенно старта по сигналу.
Прежде, чем создать у занимающихся правильное представление о современной технике бега, на короткие дистанции, необходимо ознакомить их с особенностями этого вида легкой атлетики.
ЗАДАЧА 1. Создать у занимающихся представление о технике бега на короткие дистанции.
1) Демонстрация бега высококвалифицированным мастером спринта;
2) Просмотр видеороликов, обучающих фильмов
3) Разбор техники бега, представленной на плакатах и фотографиях;
4) Повторный бег на 60-80 м 3-5 раз
Методические указания: количество повторных пробежек может быть различно. Это зависит от того, как скоро, занимающийся пробежит в свойственной ему манере.
ЗАДАЧА 2. Научить технике бега по прямой.
1) Пробегание с различной скоростью отрезков 40 – 80 м.
2) Специальные упражнения для овладения техникой:
А)бег у гимнастической стенки.Исходное положение: руки на перекладине нижу плеч, ноги на 100-140 см от стенки, туловище наклонено в сторону стенки и вместе с ногами составляет одну прямую.Выполнение: поднять ногу, согнутую в коленном суставе. Начать смену ног в спокойном темпе под команду, постепенно увеличивая темп до максимума, поддерживая его 10-12 сек, затем отойти от стенки, пробежать трусцой 40-50м и перейти на спокойную ходьбу. Упражнение выполняется 2-3 раза;
Б)исходное положение: стойка ноги врозь, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях под прямым углом.Выполнение: медленно начать движения руками как при беге, постепенно наращивать темп к максимальному и поддерживать его 10-15 сек. Упражнение повторить 2-3 раза;
В) бег с высоким подниманием бедра 60-80 м. Темп средний, акцент на подъеме бедра (выше горизонтали, продвижение вперед не значительно. Переход в семенящий бег 50-80 м. Упражнение выполнять 2-3 раза;
Г) бег с захлестыванием голени 30-40 м. Упражнение выполнять 2-3 раза;
Д) бег прыжковыми шагами с большим наклоном туловища вперед 60-80м. Упражнение выполнять 2-3 раза;
Е) семенящий бег с переходом в бег. Упражнение выполнять 2-3 раза.
3)Бег с ускорением 60-70 м в силы.
4)Бег с ускорением 60-70 м в силы.
Методические указания: Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения выполняются отдельно. При беге с ускорением скорость увеличивать постепенно, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность. При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением – основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.
Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким поднимаем бедра и семенящего бега нельзя отбрасывать верхнюю часть туловища назад. Бег с захлестыванием голени целесообразно проводить в туфлях с шипами. При выполнении этого упражнения следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовки.
ЗАДАЧА3. Научить технике низкого старта.
1. Выполнение стартов из различных положений стоя; падая вперед, наклон вперед и др.
2.Изучение стартовых колодок и стартовых положений: «На старт!», «Внимание!», «Марш!».
3. Выполнение стартов на 15-25м в забегах.
4. Максимальное ускорение со старта на отрезках 20-40 м.
5. Бег по прямой с входом в вираж.
6. Бег по виражу с выходом на прямую.
Методические указания: обратить внимание на технику выполнения стартовых положений и начала бега с низкого старта, бежать свободно. Уменьшить радиус поворота следует только тогда, когда да достигнута правильная техника бега на повороте большого радиуса. При входе в поворот необходимо учить легкоатлетов начинать наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. При беге по повороту активно работать правой рукой.
Задача 4. Научить низкому старту и стартовому разгону.
1. Бег (по 15-20 м)из разных положений высокого старта:
А)исходное положение: стоять лицом к финишу, ноги вместе, руки вдоль туловища.Выполнение: с «падения» вперед, начать бег. При этом очень важно вынести ОЦМТ за линию опоры. Первые 2-3 старта в силы без команды, следующие 2-3 старта по сигналу в силы;
Б)исходное положение: толчковая нога впереди, маховая на полторы стопы сзади. Наклонить туловище вперед и с потерей равновесия начать бег;
В) то же с опорой на колодки.
2. Научить установке стартовых колодок.
3. Научить выполнению команд «На старт!» и «Внимание!». По команде «Внимание!» рационально распределить вес тела на ноги и руки.
4. Научить выбеганиюиз стартовых колодок:
А) бег с низкого старта с разгоном до 20 м. Основными ошибками техники низкого старта могут быть слишком высокий подъем таза по команде «Внимание!» невыведение плеч за линию опоры руками, слабое отталкивание от передней колодки, отталкивание от колодок вверх, а не вперед, слишком большой первый шаг, полное выпрямление туловища уже на 2-3-м шагах разгона и др. ;
Б) у гимнастической стенки сильнейшую ногу ставить далеко назад, слегка согнув в коленном суставе, другую ногу отставить еще дальше.Выполнение: сгибая сзади стоящую ногу в колене, вынести ее вперед к гимнастической стенке, одновременно выпрямляя другую ногу. Туловище и опорная нога должны образовывать прямую линию. Выполнить упражнение 7-8 раз;
В)исходное положение : стать в колодки, принять положение «Внимание!» и по сигналу выполнить несколько стартов с разгоном 15-20 м.
5. овладеть бегом с низкого старта в целом на коротких отрезках (10-40 м). Выполнить 4-5 низких стартов с разгоном до 20м, фиксируя результат бега секундомером. Указывать после каждого старта на основные ошибки, которые возникли на старте и в процессе разгона.
ЗАДАЧА5. Научить низкому старту на повороте.
1. Объяснить и указать рациональное место расположения колодок.
2. Старты с разгоном на 30 м в и силы.
3. Стартовые ускорения по повороту с выходом на прямую и бег по прямой с входом в поворот.
ЗАДАЧА6. Научить финишному броску.
1. Ходьба в сторону финиша с наклоном туловища вперед и отведением рук назад.
2. Медленный и быстрый бег с наклоном туловища вперед и отведением рук назад.
3. Наклон туловищу вперед с поворотом плеч в медленном и быстром беге.
4. Методическое указания: Обучая финишированию с броском на ленту, нужно воспитывать умение проявлять волевые усилия, которые необходимы для поддержания достигнутой максимальной скорости дол конца дистанции. Важно так же приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешного обучения нужно проводить упражнения парами, подбирать бегунов с равными силами или применяя форы.
ЗАДАЧА7. Совершенствование техники бега в целом.
1. Бег на отрезках соревновательной дистанции с разной скоростью.
2. Контрольные прикидки.
3. Участие в соревнованиях.
Методические указания: техника спринта лучше всего совершенствуется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах из старта с разной интенсивностью. Стремление бежать с максимальной скоростью при неосвоенной технике и недостаточной подготовленности почти всегда приводит к излишним напряжениям. Что бы избежать этого, поначалу следует применять преимущественно бег в и интенсивности, для того чтобы спортсмену было легко контролировать свои движения.
С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться. Но как только спринтер почувствует напряженность, закрепощение мускулатуры и связанность движений, скорость нужно снижать. В результате совершенствования навыков излишнее напряжение будет появляться позднее, спринтер будет достигать все больше скорости бега, выполняя движения легко и свободно.
Нужно постоянно следить за техникой низкого старта. Особое внимание необходимо уделять сокращению времени реакции на стартовый сигнал, не допуская при этом преждевременного начала бега. Обязательно подавать сигнал возвращения бегунов, если кто-то из них начать бег ранее сигнала.
Короткие стихотворения о семье «День семьи». «Сидим дома, не скучаем. К празднику стихи читаем!»»Моя семья» 1. Лучше мамы в мире нет, Даже и не спорьте! Приготовит суп,.
Фотоотчет посещения музея дистанции пути «Мы — дети железнодорожников!» Вся жизнь нашего поселка на протяжении всей его истории неразрывно связана с железной дорогой. Сегодня ПЧ-13 – самая большая организация.
Ко Дню военной техники на МAAM «Музей военной техники в Снегирях» Мемориальный комплекс «Рубеж Славы» в Снегирях расположен на 42 км Волоколамского шоссе, именно здесь проходили ожесточённые бои, в ходе.
Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.
Физкультурный досуг «Птичьи бега» для старшего дошкольного возраста Цель:Закрепить знания о птицах. Задачи:формировать общие представления о птицах: признаки, повадки. Воспитывать любовь к пернатым друзьям.
Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Всероссийский день бега «Кросс нации-2018» 15 сентября наша страна отмечает Всероссийский день бега. Мероприятие приуроченные к этой дате проходят по всей нашей стране под эгидой.
Экспериментальная деятельность «Спичечные бега» Цели. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закреплять правила безопасности при.